-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в haritina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2014
Записей: 1351
Комментариев: 18
Написано: 2111


Кто из императорской семьи скрывался за рисунками на популярной колоде игральных карт.

Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 16:00 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна


Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна

Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г. Антисоветчина? 

 
Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна

Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна


В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.



 
Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала

Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала


Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.



 
Прототипы бубнового валета и трефовой дамы

Прототипы бубнового валета и трефовой дамы

 
Прототипы червовой дамы и трефового валета

Прототипы червовой дамы и трефового валета


Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.



 
Карты из колоды *Русский стиль*

Карты из колоды *Русский стиль*


В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых. После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.



 
Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым

Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым

 
Участники последнего костюмированного императорского бала

Участники последнего костюмированного императорского бала


Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем». И память о последнем костюмированном бале империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.



Последний костюмированный бал империи: уникальные фотографии царской семьи и дворянства

 

К одной из годовщин правления дома Романовых в Зимнем организовали необычный бал. Все приглашённые должны были соблюсти дресс-код - придти на праздник в одеждах допетровской эпохи. В нашем обзоре уникальные фото, на которых запечатлены участники этого яркого события.



 
Монаршие особы в одежде 17-го века.

Монаршие особы в одежде 17-го века.

13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие - костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых.



 
Николай II в одежде царя Алексея Михайловича.

Николай II в одежде царя Алексея Михайловича.


И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты - костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы.



 
Княгиня Белосельская-Белозёрская в костюме боярыни 17-го века.

Княгиня Белосельская-Белозёрская в костюме боярыни 17-го века.


 
Великий князь Сергей Александрович в княжеском наряде 17-го века.

Великий князь Сергей Александрович в княжеском наряде 17-го века.


Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре.



 
Мария Николаевна Воейкова в костюме боярышни 17-го века.

Мария Николаевна Воейкова в костюме боярышни 17-го века.


Были произведены масштабные исторические и архивные изыскания, в создании нарядов для царской четы и придворных принимали участие консультанты из числа историков и искусствоведов.



 
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в княжеском наряде 17-го века.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в княжеском наряде 17-го века.


 
Графиня Александра Толстая в наряде боярышни 17-го века.

Графиня Александра Толстая в наряде боярышни 17-го века.


По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга, а через год по заказу Императорского двора был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Благодаря этим фотографиям и нескольким костюмам сохранившимся в музеях мы и можем судить о красоте и роскоши этого бала.



 
Княжна Оболенская в костюме боярышни 17-го века.

Княжна Оболенская в костюме боярышни 17-го века.


 
Княгиня Елена Кочубей в одежде шляхетской госпожи 17-го века.

Княгиня Елена Кочубей в одежде шляхетской госпожи 17-го века.


После окончания маскарада в Петербурге начался «русский бум». Интерес к национальным традициям «накрыл» высшее общество. Это было последнее мероприятие такого размаха и широты в Российской империи - через год в эти же февральские дни уже шла война с Японией (1904-1905).



 
Баронесса Эмма Фредерикс в костюме боярышни 17-го века.

Баронесса Эмма Фредерикс в костюме боярышни 17-го века.


link        

Рубрики:  это интересно
история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку