-Рубрики

 -Цитатник

Это может вам пригодиться - (0)

Это может вам пригодиться Предлагаю вашему вниманию несколько веб-сервисов, которые вам ...

Художник-иллюстратор Кирдий Виктория Эрнестовна. - (0)

Художник-иллюстратор Кирдий Виктория Эрнестовна. Все иллюстрации здесь Белая собака Матушка зим...

Мужская шапка спицами. Геометрия. - (0)

Мужская шапка спицами. Геометрия. Пряжа BBB Full 50г/90м. 100% меринос (к сожалению ...

Защищаем детские головы от солнца. Выкройки. - (0)

Защищаем детские головы от солнца. Выкройки. http://vykrojka.ru/vykrojki-detskoj-odezhdy/22-vy...

Шахматка стильный узор спицами - (0)

Шахматка стильный узор спицами ...

 -Метки

Валентина аксессуары бисер вязание вязание ажурных шарфов вязание ажурных шарфов спицами вязание спицами мужские шапки вязание энтрелак вязаный коврик вязаный пуловер с рукавом летучая мышь дерево дома женский пуловер вязаный спицами игрушки интересное как вязать энтрелак крючком как связать коврик крючком квадратный мотив от угла клубок коврик крючком красота крючком кулинария магия мастер-класс мастер-класс по вязанию ковра крючком мастер-класс по вязанию коврика крючком меланжевый пуловер вязаный спицами мужская шапка спицами мужские шапки спицами описание прически пуловер вязаный спицами пуловер с рукавом летучая мышь пуловер с рукавом летучая мышь спицами ржаная закваска ржаной хлеб в домашних условиях ржаной хлеб рецепт рубрика ряд соленое тесто спицами тесто тесто для ржаного хлеба узор цветы что такое энтрелак шапка спицами энтрелак в технике тунисского вязания

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Любовь_Ивакаева

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.02.2014
Записей: 8397
Комментариев: 353
Написано: 9055


Народные традиции и обряды в Великий четверг

Понедельник, 09 Апреля 2018 г. 16:55 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Народные традиции и обряды в Великий четверг

С Великим четвергом связано множество народных традиций. Большинство обрядов по своей сути восходят к дохристианским ритуалам начала нового годового цикла. Многие из них нацелены на очищение — наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство. 


Сизоненко Олег. Чистый четверг.

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12 Евангелий. В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.


Михаил Маркианович Гермашев.



Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.


Н. Пимоненко.

В Пермской губ., чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.


Кириак Костанди. Страстной четверг на Севере.

Вытирание огня - ритуал добывания путем трения "нового", или "деревянного", "живого", огня. Проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый добытый трением. При падеже скота нередко входил в единый обряд с ритуалом Прогона скота через тоннель. Включал в себя два момента: обновление огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом, из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой), символизировал всеобщее обновление и таким образом уничтожение прежнего состояния, наполненного смертельной угрозой. 



Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов загашивался прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви). Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек; так, в Енисейской губ., Уржумской вол. в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра (Макаренко А.А., 1897, с.250 - 253). Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже - береза, сосна. Предпочтение дуба восходит, по-видимому, к славянским представлениям о дубе как священном дереве, способном символизировать мироздание и опосредствующем связь людей с языческими божествами и миром умерших, примыкает к этому подразумеваемому значению и липа ( именно липа "Исколена" вырастает из колена убитой девицы - Зеленин Д.К). 



Добытый живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажженные именно от вытертого огня, имели решающее катартическое действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия - ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. В некоторых губерниях: Новгородской, Енисейской - ритуал мог проводиться в качестве календарного, соответственно, в Ильинскую пятницу, Чистый четверг, с профилактической целью ограждения скота от болезней. Обряд вытирания огня в Чистый четверг, с последующим возжиганием костра и проходом через него "с женами своими и с чады своими" зафиксирован в середине XVI в. в Стоглаве и осужден как "волхвование".



Четверговый хлеб ("четвережный хлеб", "четверговый житник") - специально испеченный или освященный хлеб или просфора, атрибут празднования Чистого четверга, наделявшийся магическими свойствами. Традиция печения и употребления обрядового хлеба перед началом сельскохозяйственных работ, в том числе в Великий четверг, предшествующий Пасхе, уходит корнями в языческую эпоху, но позднее в народе закрепилось исключительно христианское ее объяснение. Церковь связывает особую роль хлеба в этот день с памятью о благословении хлебов Христом на Тайной вечери, через которое получил начало обряд Евхаристии (Причащения).



Многие крестьяне заказывали в четверг на Страстной неделе в церкви заздравные службы и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. Кроме церковных, были в ходу светские просфоры, которые пекли сами хозяйки, в церкви их не освящали. Во Владимирской губ. крестьяне верили, что в этот день Бог благословляет хлеб, который подается к обеду, поэтому его куски и даже крошки, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили. Хлеб, иногда предварительно размочив в воде, съедали при разных недомоганиях или, когда на душе становилось тяжело, что считали одним из признаков порчи или сглаза; давали крошки или кусочки "четвережного" хлеба и заболевшему скоту. В других местах считали, что целебные свойства приобретает хлеб, простоявший рядом с солью на божнице ночь на Великий четверг. 



В Тюменском у. Тобольской губ. в Страстную среду вечером хозяйка, помолившись перед образами, кадила перед иконами ладаном и ставила на божницу хлеб, соль в солонке и немного золы. В четверг утром до восхода солнца хлеб резали на куски, солили и съедали. В других местах его подавали к столу вместе с солью после обедни - литургии или вечерней церковной службы, но съедали не весь, выделяя долю лошадям, коровам, овцам и т.д. Крестьяне верили, что благодаря этому хлебу, Бог лучше сохранит в течение года и людей, и скот. В Архангельской губ. кислый ячменный хлеб, который хозяйки пекли в четверг, назывался "четверговый житник". В день праздника его клали на божницу, где он лежал до Егорьева дня. Выгоняя первый раз скот пастись, хозяева снимали его с божницы, резали на куски и складывали их в решето, туда же помещали солонку с "четверговой солью", иконку и брали горящую свечу. С этими предметами во дворе три раза обходили вокруг скотины, а затем скармливали ей хлеб, подавая его на заслонке и предварительно посолив четверговой солью.


Стожаров В. "Хлеб, соль и братина".

Четверговая соль (четвережная соль) - соль, "изготовляемая" в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека. Еще в "Стоглаве", сборнике постановлений церковного собора 16 в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: "Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям" (Макаренко А.А. 1993. С. 102).



Известны разные способы приготовления "четверговой" соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губ. накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый четверг на одном из столбов забора.


Приготовление «Четверговой (Черной) соли». Афонский монастырь.

Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого ее мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. В некоторых селах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали "воскресные" дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи "деревянный" огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили "четверговую" соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.



Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь. В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.


Перов В. Первые христиане в Киеве. 1880.

Верес - можжевельник, собираемый в Чистый Четверг, игравший важную роль в предпасхальных очистительных, апотропейных (защитных) и профилактических обрядах, использовавшийся для окуривания, реже окропления, домохозяйства, людей и скота. За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром. В Новгородской губ. крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили: "Спаситель от врагов под вересом прятался" или "Христос под вересинкой". Кое-где, чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор: "Царь лесовой и царица лесовая, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род". В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника. Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.



Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом дом, двор, хозяйственные постройки, чтобы изгнать нечисть. Затем, положив заслонку на пол посредине избы, все домашние перешагивали или перепрыгивали через нее, чтобы не болеть и избавиться от грехов. В некоторых местах Новгородской губ. с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.



Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии. Кое-где верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя. Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки. Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз. В последнем случае можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко. В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес. Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту. В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела. 

Текст- ethnomuseum.ru Холодная В.Г., Островский А.Б.


Перов Василий Григорьевич. 1866.

 

via

Серия сообщений "Великие праздники.":
Часть 1 - С Рождеством Христовым, дорогие !!!
Часть 2 - Светлого, доброго Рождества
...
Часть 30 - БЛАГОВЕЩЕНЬЕ – ТРАДИЦИИ, ПРИМЕТЫ, ОБРЯДЫ, ЧТО НЕЛЬЗЯ И МОЖНО ДЕЛАТЬ
Часть 31 - Чистый четверг : традиции, обычаи и приметы
Часть 32 - Народные традиции и обряды в Великий четверг
Часть 33 - Т Р О И Ц А !!!!!!!!!!!!!!
Часть 34 - ЦЕРКОВНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ на 2019 год.
...
Часть 40 - Лазарева суббота 20 апреля 2019 года
Часть 41 - Праздники в июне - Вoзнесение, Троицкая суббота, Троица, День Святого Духа
Часть 42 - Вознесение, но не расставание!


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку