Кружевом называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен.
Русское слово Кружево (стар. круживо), вероятно, происходит от слова "круг" — окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды. На плетенье и шитье кружев употребляют нитки серебряные и золотые, шелковые, в настоящее время большей частью только одноцветные черные или белые, льняные, бумажные и шерстяные.
Кружева разделяются на две главные категории: шитые иглой и плетеные на коклюшках . Так как на первые требуется больше труда и искусства, они всегда ценились очень высоко и могли быть приобретены только богатыми людьми. Кроме того, есть кружева, которые вяжутся крючком, как например ирландское кружево и кружево, вязаное тамбуром. Наконец, за последние годы появилось еще кружево машинное.
Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века.
Там крепостные плели тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. Названия узоров часто весьма типичны и оригинальны; так, например в некоторых губерниях встречаются названия: "рыбка", "репеек", "дорожка", "оплет", "полотнянка"; в других же: "протекай речка", "ветки проводы", "бровки-пытки-города", "мельницы", "круги", "денежки", «ключики», «фарфорики», «черепашка»"корабли ".
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы.
А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин. Благодаря даровому крепостному труду, в наших помещичьих усадьбах в продолжение многих лет было в большом ходу кружевное производство. Кружева плелись наподобие венецианских и других иностранных ("Маlines", "Guipures", "Bruxelles" ).Но после освобождения крестьян, кружевное дело у нас пришло в упадок. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц.
Главным принципом вологодского кружева является непрерывная плетеная линия, образующая вилюшки, а еще множество второстепенных нитей заканчивают узор. Иногда нитей бывать более шестидесяти, каждая из которых наматывается на деревянную палочку (коклюшку). Кажется невероятным, уследить за таким количеством нитей, ведь в вязании используется лишь одна нить, а в ткацких работах две. Вот потому то вологодское кружево и имеет такую высокую цену. Особая бумажная перфокарта с множеством дырочек помогает не запутаться в кружевных хитросплетениях и строго придерживаться намеченной композиции. Мастерица продевает нити через эти дырочки и таким образом появляется неповторимый узор.
В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 30-е годы прошлого века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка».
Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой . Среди мастериц-художниц — В. Д. Веселова, М. Н. Груничева, В. Н. Ельфина, К. В. Исакова, Э. Я. Хумала, В. Н. Пантелеева, В. В. Сибирцева.
В деревнях мастерицы-кружевницы начинали заниматься плетением с ранних лет. Научиться плести кружево достаточно сложно, но ещё сложнее его изобрести. И прежде, чем сплетёт девушка первую в своей жизни кружевную косынку, другая мастерица должна приложить к этой работе свои руку и сердце. Художник по кружеву - работа незаметная и почти забытая.
За последнее время кружевоплетение опять оживилось и в обществе проявилось сильное стремление к ознакомлению с прежними старинными образцами, особенно, чисто русских национальных узоров. Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».
Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину, кажется, небольшой ветерок способен развеять эти невесомые узоры. Однако сколько труда, терпения, времени вложено в одну маленькую салфетку или воротничок. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой.За границей русские кружева пользуются большим почетом, спрос на них очень велик и вывоз их с каждым годом делается все значительнее.
блог Сударушки
|
|
|