-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nii1910

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2013
Записей: 4057
Комментариев: 200
Написано: 4647


Очарование мильфлёра

Пятница, 08 Сентября 2017 г. 01:13 + в цитатник
Цитата сообщения Elza_Triole Очарование мильфлёра

Мильфлёр - приём в декорировании поверхностей. Настолько очаровательный, что я, как истинная цветочница и пленница красоты, не могу не говорить о нём.

Мильфлёры

( от фр. мille – тысяча и fleurs – цветы ) тип французских шпалер 15 – 16 вв., в которых изображения фигур располагались на темном фоне, усеянном множеством мелких цаетов, причём цветочный фон трактовался орнаментально. Мильфлёры – характерный пример искусства стиля интернациональной готики. О происхождении ковров – мильфлёров существует привлекательная версия. В сельской Франции во время католического праздника Тела Господня улиц, по которым двигалась страстная процессия, украшались занавесками с наколотыми на них живыми цветами. Этот декор и был перенесён средневековыми ткачами на шпалеры. Позднее мелкий цветочный орнамент получил широкое распространение во всех видах декоративного искусства и народного творчества.

Самый ранний из известных ковров- мильфлёров был выткан в 1402 г. в городе Аррасе ( Arras), где, вероятно, существовала крупная мастерская под покровительством герцогов Бургундских. Отсюда второе название этого типа изделий – «ковры Арраса».

Другим центром производства французских мильфлёров был г. Турне

К мильфлерам можно отнести состоящую из пяти шпалер уникальную серию «Аллегория чувств» (начало 16 века), которая находится в настоящее время в Музее Клюни во Франции. ( из словаря стилей Власова)



Музею Клюни принадлежит уникальная по своей сохранности коллекция античных и средневековых тканей. До конца романской эпохи Западная Европа производила только простую ткань, а потому византийские шелка и восточный текстиль пользовались большим спросом. Торговля этими товарами была важной частью средневековой экономики. С XIII века европейский рынок постепенно заполняют изделия из драгоценных тканей местного производства.

Особое место среди них занимают гобелены. В средневековой Европе они использовались не только для украшения замков и храмов, но и для сохранения в них тепла. Гобелены прикрывали холодные шершавые каменные стены. Обычно на них изображались нравственные, исторические и библейские сцены. Стоимость исходных материалов и сложность художественного замысла ковров свидетельствовали об уровне доходов заказчика. Изображение на готических гобеленах обычно плоскостное, угловатое, сдержанное по цветовой гамме.

Все гобелены музея Клюни выполнены чрезвычайно изящно, но, только попав в зал № 13, понимаешь, что такое настоящий шедевр. Кстати, сам зал в форме ротонды был специально сооружен для демонстрации этого самого знаменитого экспоната — серии ковров "Дама с единорогом" (конец XV века, юг Нидерландов). Они представляют собой замечательный образец стиля "мильфлер" ("тысячи цветов"), в котором фон понимается как декоративная плоскость, плотно заполненная изображениями цветов и зверушек.



В данном случае главными героями из числа представителей животного мира оказываются лев и единорог. В искусстве Средних веков и Ренессанса единорога было принято изображать как белое животное, напоминающее коня с винтообразным рогом во лбу. По утверждению средневековых источников, заслуживающих всяческого доверия, единорог отличался неукротимым нравом. Животное яростно боролось при малейшей попытке поймать его, но девственница могла приручить единорога одним прикосновением руки. Поэтому единорог символизировал целомудрие и чистоту. В христианском искусстве он иногда выступает в качестве атрибута Девы Марии. Что касается льва, то этому зверю приписывались многие значения. Согласно бестиариям (средневековым сборникам статей о реальных и фантастических животных) детеныши льва рождались мертвыми, и только через три дня отец возвращал их к жизни своим дыханием. Поэтому в Средние века лев символизировал Воскресение. Сочетание льва с единорогом, таким образом, может трактоваться как символ спасения, дарованного праведницам.

Алексей Лебедев, доктор искусствоведения



Первые пять гобеленов серии посвящены аллегориям чувств — "Зрение" (Дама с единорогом, смотрящим в зеркало), "Слух" (Дама слушает музыку), "Вкус" (Дама пробует сладости), "Обоняние" (Дама вдыхает аромат цветов) и "Осязание" (Дама касается рога единорога). Последний гобелен называется "Моему единственному желанию". На нем изображена Дама, которая заключает все свои чувства в ларец, чтобы, освободившись от них, целиком посвятить себя Богу — ее "единственному желанию".





Она укрыта в тайны флер!
Из розовых и нежных мальв ей
Из лепестков шьют платья альвы.
Страна её - с картин мильфлер!

Лишь только взглянет – расцветёт
Цветок уже совсем завядший.
Склонится над звездою падшей –
Воскреснет, в небеса взойдёт

творчество в интернете



хороший пример мильфлёра

. Кроме Франции, шпалеры в такой технике также изготовлялись в Нидерландах.

Шпалеры мильфлер часто использовались в качестве занавесей как элемент рыцарского театра или декорации к различным городским празднествам. Размеры их зависели от помещения, для которого они предназначались. Сюжеты их были весьма разнообразны, а серия шпалер представляла связное повествование. В соборах размещали шпалеры-мильфлер с библейскими сюжетами



The Triumph of Death, or The Three Fates

("Триумф смерти" или "три парки")


Flemish, c. 1510-20.

продолжение в комментариях
Рубрики:  Декоративно-прикладное творчество/ковры и гобелены
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку