О наивном искусстве |
=Наивное искусство=
Что же такое «наивное искусство»?
У многих этот термин вызывает в воображении зеленые долины и счастливые деревни Бабушки Мозес, она же Анна Мэри Робертсон, пышную растительность и экзотические джунгли Анри Руссо, счастливые острова Южного моря «таитянина» Гогена. Бразильцы дали миру фольклорные мотивы Розины Беккер и глубокие библейские толкования Хосе де Фрейтаса. В Восточной Европе наивное искусство ассоциируется с деревенскими сценами Ивана Генералича (патриарха «наивных» художников Хорватии) и цветочными поля рисованного рая Ивана Рабузина.
В этих картинах всегда присутствуют радостное настроение, буйство красок, искренность, граничащая с наивностью, свежесть, детское очарование, своеобразные масштабы и перспектива. Пейзажи и натюрморты, бытовые сцены и городские картинки, портреты - все несет на себе заряд радости. Наивное искусство, оставаясь уже лет сто неизменным, продолжает развиваться и радовать в первую очередь светлым и добрым отношением «идеализированной» жизни, влияющим на палитру красок, желанием показать то хорошее, что еще есть вокруг нас.
Этот «простой» жанр - ностальгичный, личный, последовательный, кропотливый и оптимистичный - напоминает прежние времена, когда жизнь была не столь неистовой, когда телефон был в новинку, а пишущая машинка редкостью. Тогда меньше путешествовали и больше удивлялись, и тогда зародилось наивное искусство, согревающее сердце и успокаивающее душу. Наивные картины «нашпигованы» обилием красок, цветами и чувствами, юмором и откровенностью, сочувствием и любовью, контрастами и пристальным препарированием тем - от библейских сюжетов до сцен городской жизни, ярмарок, свадеб, праздников, рынков, сбора урожая, танцоров и неба, залитого солнцем.
В Восточной Европе жанр наивной живописи зародился в начале 1930-х годов в хорватском селе Хлебино благодаря крестьянам-художникам, таким, как Кристо Хегедушич, Иван Генералич, Франьо Мраз и Мирко Вириус, создавшим группу «Земля». На своих картинах и в росписи по стеклу они изображали крестьянскую жизнь. С них началась «Хлебинская школа примитива», ныне известная всему миру. А влияние группы «Земля» распространилось на Сербию, Венгрию и Румынию.
В Центральной и Южной Америке наивное искусство было навеяно мифами, мистикой и фольклором. Культура майя повлияла на наивных художников Гватемалы, Гондураса и Сальвадора, культура инков - на художников Эквадора, Перу и Боливии. Мать-Земля и Мать-Природа, религиозные обряды и суеверия, традиционные одеяния, ритмы и гармонии до сих пор являются основой их творчества.
В Бразилии наивное движение появилось в конце 1940-х годов - с первой выставки Сильвии де Леон Калрео и Хосе Антонио да Сильва. Произведения бразильских наивных «пионеров» хранились в отдаленных музеях страны и были обнаружены коллекционерами довольно поздно. А вот в Аргентине наивное искусство сформировалось под влиянием волн эмиграции из Европы в такт танго, импульсам пампасов, развязности гаучо и красоте гор.
Рубрики: | Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |