Художник Роберт Фальк |
Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом, 1924
Роберт Рафаилович Фальк (1886 – 1958), родился в Москве. В 1902 закончил Петропавловское реальное училище. В 1902–1905 учился в студии Константина Юона, затем у Ильи Машкова. В 1905 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Абрама Архипова, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова, а на старших курсах – у Валентина Серова и Константина Коровина. В 1910 году совершил поездку в Италию.
«Лиза в кресле. Портрет жены художника» 1910
В 1910 Фальк принял участие в московской выставке «Бубновый валет», после проведения которой возникло одноименное художественное объединение, куда вместе с ним вошли Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Куприн и другие художники. В последующие годы Фальк участвовал во всех выставках «Бубнового валета», а также в выставках объединения «Мир искусства» (1911 – 1917, 1921, 1922). В 1911 посетил Финляндию.
«Задний двор» 1910
В 1918 – 1921 Роберт Фальк работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности отдела изобразительных искусств Наркомата просвещения РСФСР. Роберт Фальк стал одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских (1918), был там преподавателем. Позднее мастерские вошли в состав ВХУТЕМАСа (впоследствии – ВХУТЕИН), Фальк занимал там должность декана художественного факультета. Проработал там до 1928.
Натюрморт. Сосуд и плоды. 1910-е.
В 1928 Роберт Фальк отправился в командировку во Францию «для изучения классического наследия». Он побывал в Берлине, на Корсике, в Бретани, Нормандии и Провансе. В Париже он прожил до 1938. Там были созданы такие его работы, как «Портрет Л. М. Эренбург» (1933-34), «Больная» (1935), «Парижанка» (1936). Выставлялся в основном в частных галереях, иногда в Салоне Независимых, Салоне Тюильри и Осеннем салоне (1928).
«Конотопские девушки» 1912
В первые годы после возвращения в СССР Роберт Фальк участвовал в выставках и работал в театрах. В 1939 году состоялись две его персональные выставки. В 1941 после начала войны Фальк эвакуировался в Башкирию, затем в Среднюю Азию.
«Старая руза» 1913
Роберт Фальк занимался живописью, преподавал в средней школе историю, географию и немецкий язык, затем стал работать Узбекском художественном техникуме в Самарканде и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище. Среднеазиатские пейзажи составили яркую страницу в творческом наследии Фалька: «Золотой пустырь. Самарканд», «Регистан», «У хауса. Самарканд».
Крым. Пирамидальный тополь. 1915.
В послевоенные годы оказалось, что творчество Роберта Фалька не соответствует сложившимся к тому времени канонам советского изобразительного искусства. Неоднократно художника критиковали, обвиняя в формализме, упадничестве, и «уходе от проблем советского народа». До конца жизни Роберт Фальк практически не выставлялся, продолжая рисовать для себя и показывать работы исключительно приватным образом. До конца 1940-х годов преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
"Апельсины в корзине". 1932 - 1932
Роберт Фальк умер 1 октября 1958 года в Москве.
Выдающийся художник, соединивший в своем творчестве идеи модерна и авангарда. Роберту Фальку принадлежат картины различных жанров, но наибольшую известность получили выполненные им портреты и пейзажи. Несмотря на ограниченные возможности выставлять свои работы, Фальк повлиял на многих художников, даже не бывших его непосредственными учениками.
Роберт Рафаилович стал одним из предтеч "неофициального искусства" и вдохновителем тихой художественной оппозиции. "Вечера у Фалька" вписались в летопись "оттепельной" Москвы немаловажной строкой.
«Весна в Крыму» 1938
Значительно менее известны работы Роберта Фалька в качестве театрального художника. Он был один из самых ярких художников еврейского театра на идише своего времени - оформил спектакли в ГОСЕТе (Государственном еврейском театре): «Ночь на старом рынке» по И.Л.Перецу, 1925; «Путешествие Вениамина III» М. Мойхер-Сфорима, 1927; «Соломон Маймон» М. Даниэля, 1939–1940; «Испанцы» М. Лермонтова, 1940–1941; «Леса шумят» А.Барта и Г. Линькова, 1947).
Среди работ художника в других театрах спектакли «Лгун» (К. Гольдони, Театр имени Моссовета, 1940), «Лев на площади» (И. Эренбург, Государственный московский камерный театр 1948) «Только правда» (Ж. П. Сартр, Театр сатиры, 1955–1956).
Автопортрет
«У Фалька любой живописный знак – мазок, линия, сгусток краски на холсте, расположение пятна или объема на плоскости или в пространстве – полон значения, семиотичен. … В истории отечественной художественной культуры были периоды, когда влияние Роберта Рафаиловича Фалька выступало как неоспоримый факт, его присутствие (и после смерти) становилось стимулом живописного прогресса, своеобразным катализатором творческого движения».
Дмитрий Сарабьянов
«…Писателю потребовались бы тома, чтобы рассказать о своем герое, а Фальк этого достигает цветом: лицо, пиджак, руки, стена — на холсте клубок страстей, дум, пластическая биография». Пожалуй, «пластическая биография» — определение, наиболее соответствующее концепции фальковских портретов. Он сам как-то на вопрос, почему все его портреты написаны анфас, ответил: "Да ведь профиль — это то, что дано человеку от природы, а фас есть результат того, что жизнь сделала с человеком или он сам сумел из себя сделать..."»
Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»
«Дверь нам открыл сам художник. Он очень немолод. Темные волосы сильно тронуты сединой. Лицо значительное, выразительное, но болезненно-бледное, взгляд какой-то отрешенный. В мастерской прохладно. Фальк в темной поношенной одежде: свитер, куртка, шарф. Помещение мастерской изначально предназначено для художников. Мастерская просторная, с застекленной крышей, но стекла покрыты слоем пыли. А на стене яркие картины — портреты и натюрморты. Сразу бросается в глаза, что в них важна насыщенность цвета и отсутствует четкая линия формы. Форму создает цвет. Холсты повсюду — прислонены к стене, положены на длинные узкие столы. <…> Он начал ставить на мольберт картины. Показывал по периодам. Старых работ не было. Самые ранние — парижские картины, этюды конца 1920-х. Показывал молча, как-то механически. <…> Началась Москва, потом Самарканд, опять Москва. Многие московские пейзажи — явно виды сверху. Не московские дворики, а виды на крыши, купола. Городские дали. Сарра Дмитриевна объяснила, что Фальк любит писать с балконов. Коллекционирует балконы знакомых. — «А у вас нет балконов?» — неожиданно спросил Фальк».
Из воспоминаний Кены Видре
«Фальк вернулся из Парижа, где он жил с 1928 года, в Москву в 1938-м, но глядя на его «Автопортрет в красной феске», написанный через 20 лет, в 1957 году, зритель-читатель конца XX века не может не вспомнить писаный в 1930-е годы роман Булгакова, ночной разговор в психиатрической клинике, момент, когда Мастер показывает собеседнику-поэту знак своей избранности, ермолку, сшитую для него Маргаритой. Судьба человека и судьба искусства тут сливаются. В конце 1960-х годов советские люди сумели прочесть роман «Мастер и Маргарита», становились известны и поздние портреты Роберта Фалька. Психологическая насыщенность, обилие литературных ассоциаций, призыв к понимаю жизни, как Фатума, стоящего за спиной человека, придавали портретам Фалька трагическую глубину».
Нона Степанян «Искусство России XX века»
О Роберте Фальке
В 1981 издана книга «Фальк Р. Р.: Беседы об искусстве; Письма; Воспоминания о художнике».
В белой шали. 1947
Рубрики: | Искусство/Модернизм |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |