махровый тюльпан из фоамирана Автор мастер-класса Екатерина Краснова http://mnogo-ide...
Англо-русский словарь фотошоп-терминов - (0)Англо-русский словарь фотошоп-терминов ...
Без заголовка - (0)Основные приёмы в работе с пастелью. 1. Многосторонность...
Ниткография Элеоноры Сидоровой - (0)Ниткография Элеоноры Сидоровой Сидорова Элеонора. Декоративное искусство (нитки шерсть, п/ш, к...
Осенние поделки своими руками для дошкольников. Мастер-классы. - (0)Осенние поделки своими руками для дошкольников. Мастер-классы. ped-kopilka.ru. Часть 1. Осенни...
Без заголовка |
Художественная мастерская династии Беляевы - Гончаровы
Жостовская художественная роспись
Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов.
Мастер класс в Жостово
Приглашаем вас в мастерскую династии Беляевы - Гончаровы на обучение жостово, мастер-класс и уроки рисования по художественной росписи для начинающих. Студия находится в деревне Жостово,. Мытищинского района, Московской области.
Декоративные коробки для чая
Подарочная чайная упаковка не просто важна — она необходима для важного подарка, а неважных подарков не бывает. Упаковать дорогой чай, который вы выбрали в качестве подарка, в красивую, подходящую по тематике подарочную коробочку самых различных расцветок можно в любой момент. Зеленые, красные, белые и желтые, и сделанные из дерева и росписаные в современном жостовском стиле, коробки для чая всегда подойдут и всегда прекрасно дополнят выбранный вами подарок.
Живопись акварелью
Живопись акварельными красками. Основное качество акварели - прозрачность и воздушность изображения. Акварель - одна из сложнейших живописных техник. Кажущиеся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на холст или бумагу.
Жостовские кованые подносы
Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают.
Искусство жостовской росписи
История династии
Беляевы - Гончаровы
Однажды, путешествуя по странам Юго-Восточной Азии, в частном магазине, торгующем иконами и сувенирами, мой взгляд невольно задержался на предмете знакомом с раннего детства, это был поднос с росписью и, несомненно, Жостовской. На вопрос, откуда он здесь взялся, толком ответить никто не мог. Но эта встреча за тысячи километров от Родины произвела на меня неизгладимое впечатление, как будто встретил что-то родное и близкое. На подносе я с трудом прочитал фамилию автора «Гончарова Н.Н.», и слезы гордости и благодарности проступили на глазах. На английском языке с жостовским акцентом я рассказал хозяину этого магазина все об этом подносе и его авторе, за что мне был устроен теплый восточный прием. Я испытал гордость за своих односельчан и свою Родину. Эти воспоминания не покидают меня и поныне.
А все начиналось каких-то 200 лет тому назад. Официально рождением Жостовской росписи принято считать 1825 год, год открытия мастерской О.Ф. Вишнякова (по другим источникам это произошло раньше – в 1807 году). Год рождения этого искусства – чисто условная дата, так как возникновение этого производства – процесс длительный и непрерывный, в котором участвуют десятки людей, проживающих в деревнях Осташково, Жостово, Новоялецево, Троицкое и других. Но исторически так сложилось, что основательно этот промысел прижился в деревне Жостово, где спешно развивается и поныне, не взирая на кризисы и дефолты. Отсюда закрепилось и название – «Жостовский поднос».
Параллельно с мастерской О.Ф. Вишнякова в 1830 году в деревне Жостово возникли мастерские Тимофея Максимовича Беляева, Егора Федоровича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева. Однако их возраст в то время был достаточно юный, поэтому я убежден, что основную лепту в организацию производства внесли их отцы: Максим и Федор Беляевы и Леонтий Леонтьев. «Дед Беляев Т.М. и прадед Беляев М. имели подносную мастерскую, владельцем которой в последствии стал В.Т. Беляев.» Таким образом можно утверждать, что Максим Беляев и Тимофей Максимович Беляев, Федор и Егор Федорович Беляевы были основателями династии Беляевых в производстве лаковых подносов в Жостове.
Производство лаковых подносов родилось не на пустом месте, а возникло на базе производства изделий из папье-маше и это вполне закономерно. Была уже определенная школа рисования. Этот опыт и технология передавались из поколения в поколение. Первоначально в производстве были заняты малочисленные семейные мастерские, но по мере увеличения спроса стали возникать и более крупные мастерские с привлечением наемных мастеров из местного населения, для чего было организованно обучение учеников. На протяжении более 200 лет это производство было одним из основных источников дохода жителей деревни Жостово и близлежащих деревень. Наиболее широкое развитие производство получило во второй половине 19-ого века, 1860-1890 годы. В этом производстве были в основном задействованы родственники Беляевых. От Максима Беляева мастерские перешли по наследству к его сыну – Тимофею Максимовичу, а от него - к В.Т. Беляеву. В архивных материалах сохранились многие имена художников династии Беляевых, но в производстве подносов участвовали и десятки людей других специальностей: ковали, шлифовщики и изготовители лаков, без которых не было бы Жостовского подноса. Но таковы уж мирские правила, что история сохраняет имена людей, которые стоят на завершающем этапе процесса производства. Весь мир знает первого космонавта Гагарина, но для обеспечения полета в космос работали сотни тысяч неизвестных людей. Я хотел бы отметить одного достойного человека из династии Беляевых - Андрея Тимофеевича Беляева (1874г.), сына Тимофея Максимовича Беляева, который являлся патриархом в изготовлении лаков для подносов. А ведь именно лак придает тот волшебный блеск и колорит краскам. Секрет и технология варки лаков тщательно хранились и являлись капиталом производства и передавались из поколения в поколение. В дальнейшем этим процессом занималась Беляева (Батырь) Валентина Николаевна, правнучка Т.М. Беляева.
Мастерская Беляева Т.М. и в последствии В.Т. находилась непосредственно в доме, где жила семья, количество работников составляло 10-15 человек. Подносы из мастерской Беляевых участвовали в различных выставках и пользовались большим спросом, иначе в условиях рынка это производство не выжило бы. После революции 1917 года производство подносов было нарушено: мастерские закрывались, дом Беляевых был отобран, а семья, как «чуждые элементы» были репрессированы – высланы в пустынные степи Казахстана на строительство металлургического комбината. В 20-30 годы производство Жостовских подносов переживало трудные годы, вплоть до момента, когда наряду с образованием колхозов была создана артель «Металлоподнос» (1930г.). была организована школа бригадного ученичества. В 1942 году в артель на учебу к великому мастеру Гогину Андрею Павловичу пришла 15-тилетняя Беляева Нина Николаевна, правнучка Т.М. Беляева. С этого момента начинается новый взлет мастерства династии Беляевых. Беляева (Гончарова) Н.Н. гармонично вписалась в коллектив художников и благодаря упорству, труду, вниманию со стороны педагогов и старших товарищей заняла достойное место среди художников-мастеров. Ее подносы хранятся во многих музеях страны. Она заслуженный художник РСФСР, лауреат государственной премии, имеет правительственные награды. Наиболее часто встречающиеся цветы в композициях Гончаровой Н.Н. – розы. «Это мои любимые цветы»,- говорит она. Смотришь на них и кажется, что это само совершенство. Восхищаешься неповторимой красотой, филигранной техникой росписи и временами кажется, что даже чувствуешь запах утренней свежести, исходящей от нежных лепестков роз.
На смену Беляевой (Гончаровой) Н.Н. пришла ее дочь Гончарова Лариса Юрьевна – заслуженный художник РФ. Организатор школы (мастер- класс), которая пользуется большой известностью, как и у нас в стране, так и за рубежом. Опыт полученный от матери, плюс академическое образование позволили ей не копировать слепо уже существующие рисунки, а значительно усовершенствовать технику и композицию, присущую только ей. Глубина и насыщенность красок придает неземной колорит, кажется, что ее цветы излучают свет, тепло, радость и музыку…, как в весеннем лесу, наполненном многоголосым пением птиц. Династия Беляевых набирает силы. В послевоенные годы выросло множество отличных художников, потомков Максима, Федора и Тимофея Беляевых: Беляева (Кледова) Ирраида Сергеевна, Беляев Николай Григорьевич, Гончарова Лариса Юрьевна и другие. В одной статье трудно рассказать о всех Беляевых. Так или иначе, большинство из них причастны к производству подносов и в дальнейшем можно будет по мере появления информации рассказать о каждом, и не только о Беляевых. В генеалогическом древе династии Беляевых приведены, возможно, не все потомки и допускаются неточности. Буду искренне рад, если односельчане дополнят или уточнят этот список. Прошлое нельзя забывать.
Это наша с Вами история, это наша с Вами Родина.
Заслуженный конструктор РФ И. Беляев
Литература:
1. И. Богуславская, Б. Графов, «Искусство Жостово», 1979г.
2. Б.И. Коромыслов «Жостовская роспись», 1977г.
3. И.А. Романова, «Искусство Жостово», 1987г., стр. 187
Серия сообщений "Народные промыслы":
Часть 1 - Современная федоскинская миниатюра. Зимние забавы,
Часть 2 - Дымковская игрушка
Часть 3 - Жостово. Династия Беляевы - Гончаровы.
Часть 4 - Петриковская роспись
Часть 5 - Удивительные золотые рыбки
...
Часть 9 - Павловопосадские платки - ритм и настроение
Часть 10 - Гжельская роза
Часть 11 - РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Рубрики: | изобразительное искусство разное Мастер класс |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |