![]() Николаевская крепость (Фото: И. Петрищева, личный архив) |
Моя малая Родина |
![]() Николаевская крепость (Фото: И. Петрищева, личный архив) |
Да, в России есть Париж. И не только. Еще есть Берлин, Лейпциг, Варна, Кассель, Кваркен, Требия и даже Фершампенуаз. Все они разместились в нескольких десятках километров друг от друга. Эту небольшую территорию называют «Малой Европой» Челябинской области.
Ловите идею, Остапы Бендеры! Здесь можно организовать новый тур «По Европе – за один день!» Конечно, это шутка, но, как известно, в каждой шутке… А если серьезно, то вот история возникновения этих поселений. Как Европа оказалась на УралеМного столетий на территории Южного Урала проживали лишь кочевые народы. Но постепенно в этот край, богатый природными ресурсами, потянулись русские переселенцы. Первыми были купцы-первопроходцы и бежавшие от крепостного гнета крестьяне. Активное освоение этого края началось в 18 веке. По указу царицы Анны Иоанновны по рекам Урал (Яик) и Уй ставятся казачьи крепости для защиты границ Российского государства от набегов кочевников. В их числе Оренбургская, Троицкая, Верхнеуральская. В начале 19 века границы государства переносятся южнее – в степь. В Оренбургской губернии на участке между Орской и Троицкой крепостями строятся укрепленные казачьи поселения: Императорское, Атамановское, Андреевское, Николаевское, Владимирское и др. До наших дней хорошо сохранилась Николаевская крепость с большой церковью в центре. В эти поселки по царскому указу переселяют русских, башкир, калмыков из центральных и южных губерний для охраны границ, причисляя к казакам. Именно с казацким войском, а вернее с одним его полком, и связана наша история. В уральских степях в древности жили кочевники-нагайцы. Их потомки ушли в Казанское царство. После завоевания Иваном Грозным, были насильно крещены и переселены в Башкирию. Там они стали называть себянагайбаками. В 1730 году их причислили к казацкому сословию с единственной повинностью – военной. Нагайбаков называли «башибузуками» русской армии за храбрость и военное умение. Они сражались против турок, участвовали в походах Суворова и Кутузова. Говорят, что Наполеон после поражения заявил, что будь у него только один полк, такой, как нагайбаки – он бы завоевал весь мир. Когда в 1842 году на Урале начали создавать новую оборонительную линию, полторы тысячи нагайбаков вернулись на земли своих предков. Им для поселений выбрали 32 удобных участка. Сначала посёлки числились под номерами, но в 1843 году оренбургский генерал-губернатор Обручев предписал давать им названия в память военных побед оренбургских казаков. Так на Южном Урале появились села с именами европейских городов. Чесма, Варна и Балканы названы в честь победы России в русско-турецкой войне 1806-1812 годов. Париж, Кассель, Лейпциг, Арси, Берлин и Фершампенуаз появились после походов русских войск в Италию, Германию и Францию в 1799 и 1812-1814 годах. Все поселки расположены в нескольких сотнях километров от Челябинска, а район их размещения называют «Малой» или «Уральской» Европой. Фершампенуаз – столица нагайбаковСамым крупным из них является Фершампенуаз, административный центр Нагайбакского района с населением более 4 тысяч жителей. Назван в честь победы в сражении с Наполеоном 25 марта 1814 года возле Фер-Шампенуаза во Франции. В поселке есть краеведческий музей, где собирается и бережно хранится история нагайбакского казачества. «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Фершампенуаз!» Так поменяли слова советской песни местные шутники. Нагайбаки называют себя нагайбэклэр. Родной язык – нагайбакский – говор в составе татарских языков. Имена и фамилии они носят русские. Исповедуют православие, но относятся к «старокрещенным», т.е. принявшим христианство в 16-17 веках. Культура нагайбаков своеобразна, на нее оказывали влияние традиции как русских, так и татар. Большинство праздников связаны с христианскими: Масленица – Май чабу, Троица – Тройсын. Есть праздники, общие с татарами. У нагайбаков развито хоровое пение. Они выступали на европейских фольклорных фестивалях. Главные музыкальные инструменты – гусли и гармонь. Основное блюдо – шурпа (суп-лапша на мясном бульоне). Когда в 1996 году им разрешили в графе «национальность» записать «нагайбак», а не «русский» или «татарин», многие так и сделали. На вопрос «Почему?» почти все ответили: «Я горжусь тем, что я – нагайбак». В 2000 году их официально признали малым народом. А еще у нагайбаков есть прозвища. В силу компактного проживания, многие имеют одинаковые фамилии. Например, Алексеевы, Афанасьевы, Батраевы, Бургучевы, Ишимовы. Чтобы отличать людей, с фамилией используют родовые прозвища – кушамат. Они могут быть связаны с особенностями человека или его профессиональной деятельностью – аксай (белый), дубырт (гром), кезее (коза), писэр (писарь), тартай (коростель).
А теперь, познакомившись с этим удивительным народом, можно и в Париж отправиться. Несколько десятков километров от Фершампенуаза – и вы уже там! Село ПарижНазвание, конечно же, происходит от столицы Франции, в память пребывания там русских войск после разгрома Наполеона в 1814 г. Основано село в 1842 г. как пост №4 Оренбургского казачьего войска. После указа о переименованиях военных поселений, казаки заявили своим землячкам: «Бабоньки, с сего дня будете француженками!» Главной достопримечательностью села Париж конечно же является… «Эйфелева башня». Эта идея пришла на ум местному сотовому оператору. И в 2005 году в поселке была торжественно открыта вышка сотовой связи – 50-метровая уменьшенная копия французской знаменитости. Только южноуральская тезка в 6 раз меньше и в 160 раз легче. Но это самая крупная копия Эйфелевой башни в России. На открытии присутствовал настоящий француз – Стефан Кастанье – преподаватель французского языка Челябинского университета. Краеведческий музей наладил выпуск сувениров с изображением местной «Эйфелевой башни». После ее строительства количество туристов сразу увеличилось. Приезжают в село и москвичи, и питерцы, и даже парижане. Здесь побывали журналисты газет «Либерасьон» и «Фигаро». Французское представительство в России организовало в декабре 2006 года телемост между настоящим Парижем и одноименным уральским поселком. Только есть одно «маленькое» отличие у местной «Эйфелевой башни»: возле нее вместо туристов все лето… пасутся гуси. А. Гаврюшкин написал по этому поводу шутливые строки: «Реки здесь нет Сены, ребятушки, Есть сено для местных коров А с маслом в Париже оладушки Все любят уж много веков… Пока что две тысячи жителей В Париже Уральском живут. Его казаки-победители Так звали, и люди зовут». Из прочих сел с европейскими названиями можно отметить, пожалуй, только Варну, названную в честь взятия болгарской крепости во время русско-турецкой войны 1828-29 годов. Сейчас это небольшой районный центр, где естькраеведческий музей, красивая церковь, несколько кафе, в которых можно вкусно и недорого пообедать путешественнику. Больше удивить приезжих местным «европейцам» нечем. Все прочие села – обычные, с деревянными домами, колодезной водой, печным отоплением. Зато с очень гостеприимными и творческими жителями. Детям дают имена известных людей с надеждой, что их ждет такая же выдающаяся судьба. Остается того же пожелать и поселкам «Уральской Европы». |
Рубрики: | Родина |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |