-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Кременецкая

 -Подписка по e-mail

 


Жозеф Боден де Буамортье.Шесть концертов для пяти флейт

Пятница, 02 Ноября 2018 г. 18:14 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto

Не секрет, что в 18 веке законодателем мод во многих сферах европейской жизни была Франция. Почти все, что исходило из Парижа: наряды, мысли, образ жизни, развлечения и философские идеи, танцы, крылатые словечки и даже экстравагантная манера картавить в разговоре – разлеталось по окрестным землям со скоростью света. Необычайно привлекательным находили в то время и завсегдатая парижских салонов: человека просвещенного, обходительного, блестяще остроумного, немного философа, немного либертина, но, безусловно, галантного героя.

Штрихом к образу неотразимого светского кумира была его склонность к флейте: не все светские щеголи играли на флейте, но гламур того времени обязывал их разбираться во флейтовой музыке, поэтому слушали ее очень многие. Чрезвычайно элегантный и нежный тон этого инструмента был синонимом уютных дружеских вечеринок в интимном кругу, вошедших в жизнь парижан с расцветом стиля рококо, а вслед за ним и камерного музицирования. Неудивительно, что не только завзятые меломаны и светские львы, но даже и монархи в своих музыкальных занятиях отдавали ей предпочтение: игрой на флейте увлекался и великий король Фридрих II Прусский, и еще ранее его дед Фридрих I, которому аккомпанировала на клавесине его супруга.


Жозеф Боден де Буамортье
(1689 – 1755)


Ко времени вступления на столичную музыкальную арену Жозефа Бодена де Буамортье – а было это 29 февраля 1724 года – счет сольных и трио-сонат, сочиненных французскими композиторами, уже идет на дюжины. Оказавшись на пути из Перпиньяна в Париж в самой гуще музыкальных событий, в цитадели поклонения итальянской музыке – замке Со, – начинающий автор мгновенно уловил смысл происходящего и активно включился в сонатную гонку столичных меломанов.
Из-под его пера сонаты сыпались как из рога изобилия. С обезоруживающей искренностью и неотразимым обаянием он заявлял своим заказчикам, вручая очередную рукопись: «Вот все, что я мог предпринять – сам не знаю, как еще можно было бы улучшить это произведение».
На голову Буамортье (а он сделал ставку прежде всего на популярную музыку и не чурался писать пьесы для любительского ансамблевого музицирования) тут же обрушился мощный ураган критики, однако на все упреки композитор с достоинством отвечал: «Я просто зарабатываю деньги». По-видимому, это получалось у него совсем неплохо, под конец жизни состояние Буамортье оценивалось уже в 50 тысяч экю. Немалую роль в этом сыграла полученная им королевская привилегия на публикацию собственных сочинений. Музыкальные издания Буамортье (в предисловиях к которым композитор размещал по одному из своих многочисленных поэтических сочинений) раскупались очень прилично, что еще больше подогревало негодование его завистников.
Дела Буамортье в столице складывались на удивление легко, если учесть, что до этого он занимался вещами в общем-то далекими от музыки. Сама жизнь композитора напоминает сонату в трех частях, в некоторой степени даже родственную его последнему «географическому» опусу – опере-балету под названием «Четыре стороны света». Три страницы биографии композитора очерчены границами французских земель: Лотарингия, французская Каталония и Париж. По-видимому, он унаследовал авантюрные наклонности старших Боденов, бывших бравыми вояками.
Где-то в своих странствиях отец будущего композитора приобрел прозвище «Буамортье», к которому его сын присоединил гордую приставку «де». Под этим новым именем прославится не одно поколение семейной династии. В истории останется художник Пьер-Этьенн Боден де Буамортье и дочь композитора Буамортье.
Родился Жозеф Боден в лотарингском городке Тионвилле, откуда в юности перебрался в Перпиньян вслед за своим учителем музыки Жозефом Валлетом де Монтиньи, чей покровитель виконт д’Андрезель (будущий посол французского короля в Константинополе) оказывал протекцию и Буамортье. Благополучно увернувшись от уготованной ему судьбы наследника кондитерской лавки, молодой искатель приключений стал закупщиком табака в руссильонских войсковых частях, расквартированных в Перпиньяне.
Каталония с первого взгляда покорила сердце Буамор-тье. Возможно, именно он впоследствии ввел в столице моду на каталонскую экзотику (эта провинция стояла особняком и от Франции, и от Испании, ее культура воспринималась как нечто необычное в обеих странах).
Оказавшись в Париже, Буамортье оставил исполнительскую карьеру (хотя известно, что он учился играть на скрипке и флейте) и сосредоточился на сочинении музыки, издании произведений и дирижерской работе. В итоге он стал учителем пения в Опере (так в 40-е годы называется Королевская академия музыки), а затем и дирижером ярмарочных театров – сначала в Сен-Лоран, затем в Сен-Жермен.Cочинения Буамортье постоянно звучали в парижских «Духовных концертах».
Буамортье умел наслаждаться дарами жизни: любил польстить дамам, подружиться с аристократами, появиться в престижном салоне в изысканном позолоченном наряде, покорить собеседников острым словцом.

Поперечная флейта оставалась одним из любимейших музыкальных инструментов Буамортье.
Его занимают сочетания флейтовых красок с другими музыкальными тембрами и ансамблевыми составами. В наследии композитора есть сочинения для двух, трех и даже пяти флейт...

6 Концертов для 5 флейт Оп.15
6 Concertos for 5 Flutes Op. 15




Concerto in E minor Op 15 no 6 - 0:05
Concerto in D minor Op 15 no 3 - 8:31
Concerto in A minor Op 15 no 2 - 16:38
Concerto in A minor Op 15 no 5 - 27:16
Concerto in B minor Op 15 no 4 - 32:34
Concerto in G minor Op 15 No 1 - 44:43



http://intoclassics.net/news/2012-11-12-30156
Рубрики:  Музыка/классическая музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку