-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в strixulula

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Школа_Иггдрасиль О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.08.2012
Записей: 8727
Комментариев: 307
Написано: 11105


Без заголовка

Вторник, 11 Марта 2014 г. 01:28 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова С праздником, друзья! Николай Чудотворец.

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе – иконы Николы Угодника. Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что его стали называть покровителем русского народа, в иконописи помещали нередко по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богородица).

К Николаю Чудотворцу обращаются за помощью в самых неразрешимых делах, как духовных, так и житейских. Медные образки-обереги, найденные на полях битв, свидетельствуют о глубокой вере русского солдата в покровительство святителя Николая Чудотворца. Стрелецкая стража в Древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: «Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!» Особенно почитают Николая Чудотворца моряки, он наравне с праведным Федором Ушаковым и святым апостолом Андреем Первозванным является покровителем русского Военно-морского флота. Неслучайно главный морской собор Санкт-Петербурга – Никольский.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей (Никола Ратный). Никольская башня Московского Кремля, построенная в 1491 году, названа по образу Святого Николая Чудотворца, размещавшемуся над проездными воротами. С этим образом связано несколько удивительных событий. В 1812 году, когда Наполеон оставлял Кремль, он приказал взорвать Никольские ворота. Несмотря на то что взрыв был очень сильным (камни и бревна летели в стороны, лопались стекла), образ Николая остался неповрежденным. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ Николая Чудотворца был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В 1918 году перед празднованием Первомая фасад башни, включая образ Николая Чудотворца, был задрапирован красным материалом, но в канун праздника сильные порывы ветра, скрутив ткань, освободили лик Николая Чудотворца. К сожалению, в том же году образ был утрачен.


Во время Гражданской войны в России (1917—1922) был учрежден орден Святого Николая Чудотворца. Эта награда приравнивалась к ордену Святого Георгия. Подход к награждению этим орденом был очень строгим. Орденом Святого Николая Чудотворца мог быть награжден лишь тот, кто, «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный явным успехом и принесший полную пользу». Также существовал Императорский военный орден Святителя Николая Чудотворца – фамильный орден Российского Императорского дома.

Так почему же Мирликийский святой настолько почитаем в России, что бывало и половина всех храмов в городе – Никольские? В телепередаче «Церковь и Мир» архиепископ Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, так отвечает на этот вопрос: «А почитание это произошло не по какой иной причине, как только потому, что в опыте — в жизненном, в духовном опыте – сотен, тысяч и миллионов людей Николай Чудотворец сыграл какую-то очень существенную роль. То есть люди молились к нему и получали ответы на эти молитвы. Люди обращались к нему за помощью и совершались чудеса. И этот опыт не только людей древности, но и современных людей. Зайдите в любой православный приход и опросите людей, которые пришли на службу: чем вам помог Николай Чудотворец, почему он вам дорог? И почти каждый, наверное, вам расскажет какой-нибудь случай из собственной жизни, который связан с помощью, с небесным заступничеством Николая Чудотворца. Таких историй много».


О степени почтения к Николаю Чудотворцу в Православной Церкви можно судить уже хотя бы по тому, что каждую неделю по четвергам Николаю Чудотворцу совершается особая служба наряду с апостолами.

Любимый святой, или чудеса святителя Николая Чудотворца


Так сложилось (не по случаю, а по Промыслу), что о самых любимых святых мы меньше всего знаем. Речь идёт о Божьей Матери и о святом Николае. Смирение не ищет показать себя и прославиться. Смирению хорошо в тени, поэтому и «Благословенная между женами», и самый любимый на Руси святой прожили так, что известных фактов их земной жизни очень немного. Тем ценнее та слава, которую они приобрели после ухода из этого мира. Трудно найти христианский город на карте мира, где Матерь Божия не проявила бы Свою чудотворную любовь, исцеляя, защищая, вразумляя нуждающихся в помощи людей. Это касается и Мирликийского архиепископа.

Его помощь быстра и удивительна. Он и строг, и милостив одновременно. Из угла, где горит лампадка, он внимательно смотрит на простолюдина и на толстосума. В каждом храме есть его образ, и даже если мы больше никого из святых не знаем, то, увидев Николая, сразу чувствуем себя в храме как дома. Одно чудо из тысяч мне хочется вспомнить и пересказать.

Этот случай описан у С. Нилуса в одной из его книг. Речь там шла о воре, который имел суеверную любовь к Угоднику, и всякий раз, идя на воровство, ставил святому свечку. Не смейтесь над этим вором, братья. Это только со стороны кажется, что глупость очевидна. При взгляде изнутри зоркость теряется, и мы сами часто творим неизвестно что, не замечая нелепости своих поступков. Так вот, вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Долго всё сходило ему с рук, и эту удачу он приписывал помощи Николая. Как вдруг однажды этот по особенному «набожный» вор был замечен людьми во время воровства. У простых людей разговоры недолгие. Грешника, пойманного на грехе, бьют, а то и убивают. Мужики погнались за несчастным. Смерть приблизилась к нему и стала дышать в затылок. Убегая от преследователей, он увидел за селом павшую лошадь. Труп давно лежал на земле, из лопнувшего брюха тёк гной, черви ползали по телу животного, и воздух вокруг был отравлен запахом гнили. Но смертный страх сильнее любой брезгливости. Вор забрался в гниющее чрево и там, среди смрадных внутренностей, затаился. Преследователям даже в голову не могло прийти, что убегавший способен спрятаться в трупе. Походив вокруг и поругавшись всласть, они ушли домой. А наш «джентльмен удачи», погибая от смрада, разрывался между страхом возмездия и желанием вдохнуть свежего воздуха.

И вот ему, едва живому от страха и вони, является Николай. «Как тебе здесь?» — спрашивает святитель. «Батюшка Николай, я едва жив от смрада!» — отвечает несчастный. На что святой ему отвечает: «Вот так мне смердят твои свечи».

Комментарии кажутся излишними. Мораль — на поверхности. Молитва грешника смердит, а не благоухает. Нужно не только молиться, но и жизнь исправлять, по мере сил. Так? Так. Но это выводы верхнего слоя. Есть здесь и более глубокий урок. И как говорил кто-то из литературных героев: «Так то оно так, да не так».

Николай всё же спас грешника! Молитва хоть и смердела, но до святого доходила, и в нужное время Николай о грешнике вспомнил. Пусть моя свеча ныне смердит, пусть она ещё долго смердеть будет (ведь не скоро запах выветривается), но я всё равно её ставить буду.

Молиться чисто и горячо, как свеча горит, в один год не выучишься. Молиться так, чтобы Богу это приятно было так, как нам ароматом кадила дышать, — это труд всей жизни. И радуюсь я, что Господь накажет, и Он же потом пожалеет. А святые в этом Богу подобны.

Или вот ещё случай. Дело было в Киеве при немецкой оккупации. В одной семье умирает мать. Остаются трое детей, мал мала меньше, а отец — на фронте. Дети кладут маму на стол. Что дальше делать — не знают. Родни никого, помочь некому. Знали дети, что по покойникам читать псалмы надо. Псалтири под руками нет, так они взяли акафист Николаю, стали рядышком у мамы в ногах и читают. «Радуйся, добродетелей великих вместилище. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче. Радуйся, добрый человеком наставниче». Конечно, какая тут радость. Один страх и горе. Но читают они дальше и доходят до слов: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление…» И на этих словах — Свят! Свят! Свят! — мама открыла глаза и села. Пожалел Угодник. Приклонился на детские слёзы.

Образ Николая созвучен и понятен нашей душе. Святой по себе книг не оставил. И народ наш больше верит делу сделанному, чем слову сказанному. Николай нищих любит, а у нас почти вся история — сплошная история нищеты, простоты и убожества. Когда итальянцы тело святого украли и к себе увезли, появился праздник «летнего Николая». Греки его до сих пор не признают, а предки наши этот праздник по особому осмыслили.

Деды дедам сказывали, что сошли как то с небес Николай да Касьян по земле походить, помочь, может, кому. Глядь — а в глубокой луже мужик с телегой завяз. «Пойдём, — говорит Николай Касьяну, — подсобим мужичку». А Касьян говорит: «Неохота ризы райские пачкать». Ну, Никола, делать нечего, сам в грязь полез и телегу вытолкал. Умилился Господь на такое человеколюбие и дал Николе два праздника в год — летом и зимой. А Касьяну — раз в четыре года — 29 февраля. Вот так.

В общем, с Писанием мы до сих пор плохо знакомы, невежества и грубости у нас тоже хватает. Даже поделиться можем. Но если увидит наш человек икону Николы Угодника, сразу три пальца щепоткой сложит и перекрестится. Скажет: «Радуйся, Николае, великий чудотворче», — а Николай с небес ответит: «И ты не горюй, раб Божий. Прославляй Господа Вседержителя и словом, и делом».

Много святых на земле было, много ещё будет. Но мы так к Чудотворцу привязаны, будто живём не в нашей полуночной стране, а в Малой Азии, и не в эпоху интернета, а в IV веке, в эпоху Первого Вселенского Собора. И это даже до слёз замечательно.



http://www.pravmir.ru/

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку