-Цитатник

>БОЛЕРО. - (0)

БОЛЕРО. ...

Эффектный вязаный мотив - (0)

Эффектный вязаный мотив     ...

СЕРЕБРИСТОЕ ФИЛЕЙНОЕ БОЛЕРО - (0)

СЕРЕБРИСТОЕ ФИЛЕЙНОЕ БОЛЕРО

Вязание рюши спицами. Подробный урок. - (0)

Вязание рюши спицами. Подробный урок. Рюши часто используют для декорирования краев в...

бюстье - (0)

Вязание крючком - Как связать лиф у сарафана (чашечки)

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Петалуда

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2012
Записей: 6069
Комментариев: 117
Написано: 7080


ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Вторник, 07 Января 2020 г. 14:34 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА


Рождество Христово – великое для каждого христианина событие. Уже почти две тысячи лет иконописцы пишут иконы и фрески Рождества, на которых мы увидим спеленатого Младенца в яслях, Богоматерь, Иосифа, животных у яслей, а также поклонение волхвов, омовение младенца, пастухов и Ангелов.

Иконография Рождества начала складываться очень рано. Ее первые образцы мы находим в катакомбной живописи, прежде всего в катакомбах Рима. Эти фрески приблизительно датируются III-IV веками. В катакомбах довольно распространены изображения Девы с Младенцем, часто встречается сцена поклонения волхвов. Можно сказать, что мотив поклонения волхвов был отправной точкой для сложения позднейшей иконографии Рождества. Изначально поклонение волхвов изображалось следующим образом: Дева сидит с Младенцем на престоле, а волхвы подносят дары.

Когда закончились гонения на христианство и оно стало признанной религией, в главных городах Римской империи были построены базилики, украшенные мозаиками. Наиболее ранние из сохранившихся – это мозаики римской церкви Санта Мария Маджоре. Это одна из известнейших базилик V века. Ее мозаики датируются примерно серединой этого столетия.

Здесь в сцене поклонения волхвов, безусловно, прослеживается преемственность с катакомбной живописью.Здесь  более сложная композиция: Младенец Христос восседает на престоле, рядом Богородица, сзади – ангелы, над головой Христа горит Вифлеемская звезда. Мы видим также град Вифлеем в виде некоего здания справа. Волхвы изображены в специфических персидских одеждах, основной особенностью которых были штаны: в античности такую одежду носили только в Персии. Поэтому волхвы всегда изображаются в штанах, сапожках, роскошных верхних одеждах и фригийских шапочках, наподобие турецкой фески.

— Эта фреска из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (здесь – фрагмент. – М.Г.) датируется VII-VIII веком.  Здесь мы видим, что она уже содержит в себе все элементы позднейшей иконографии: Мария, лежащая на ложе, ясли с Младенцем, сидящий Иосиф, омовение Младенца: повивальная бабка держит Его на коленях, а служанка льет воду в сосуд; Ангел, в возвещающий пастухам о Рождестве, стадо, деревья. Все это изображено на фоне гористого пейзажа, ясли стоят в пещере. Согласно очень раннему преданию, которое было впервые зафиксировано св. Иустином Философом во II веке, Рождество Христово совершилось в уже известной тогда пещере. Видимо, она находилась под домом и в ней держали скот, поэтому там и стояли ясли. Сейчас в этой пещере поставлена копия яслей, установлен православный престол, латинская надпись под которым гласит, что на этом месте Дева Мария родила Иисуса Христа.

Рождество Христово. Оклад Евангелия. 2-ая половина VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

К VII-VIII веку формируется изображение иконы Рождества в достаточно полном варианте.

Теперь обратимся к классическим византийским изображениям этого праздника.Рассмотрим сначала более раннюю синайскую икону Рождества Христова, которая датируется VII-IX веком.  Это икона провинциальная, написанная, видимо в самом монастыре св. Екатерины в эпоху упадка живописного искусства.Здесь мы видим почти все те же элементы, кроме волхвов.

Рождество Христово. Византийский рельеф, X-XI вв., Музей Ватикана

Икона. Конец XI — начало XII в. Константинополь. Монастырь святой Екатерины, Синай

Теперь мы перенесемся на несколько веков вперед, в поздний XII век.Здесь мы видим классическое византийское изображение РождестваНа иконе изображено только самое необходимое: Мария, Младенец, Вифлеемская звезда, луч которой падает на Христа, в ясли смотрят вол и осел, сзади – горы и четыре ангела, праведный Иосиф. 

Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостолов в Печском монастыре. Сербия. XIV в.

Рождество Христово. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

А это икона XV века, это эпоха Палеологов, поздневизантийское искусство.Здесь мы видим опять все те же элементы. Интересно, что ангелы стоят за горой, а один из них возвещает пастуху благую весть. 

Рождество Христово, XV век, Тверь

А теперь обратимся к русским изображениям Рождества Христова,  они всем более известны. Вот, например, икона из Благовещенского собора Московского Кремля, ранее она приписывалась Андрею Рублеву, сейчас его авторство оспаривается. Но точно можно сказать, что это икона рублевского времени или чуть более позднего периода.

Это русское классическое изображение данного праздника. Здесь мы видим очень мало иконографических отличий от византийских икон. Есть лишь одно небольшое: ангелы, поклоняющиеся Младенцу перед яслями.

Рождество Христово, первая половина XVI века, Средняя Русь

Иконы Рождества XV и раннего XVI века очень близки к тому, что мы только что видели, и различаются лишь в деталях.На иконе тверской школы из Кашина мы видим, что ангелы и волхвы поменялись местами.

Рождество Христово с избранными святыми, конец XV века

Рождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Икона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Начиная с середины XVII века, на Руси появляется большое количество западных гравюр и мастеров из Украины и Белоруссии, которые работали под сильным влиянием католических живописцев. На Руси появляются и стилистические нововведения, и новые иконографические мотивы. 

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

Рождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий

Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век


Рождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

В дальнейшем иконы все более напоминают картины религиозного содержания. Подобные иконы писались в эпоху барокко и классицизма, и пишутся до сих пор. Но сейчас у нас полная свобода, поэтому все больше возрождается стремление писать икон в традиционном православном стиле.

Рождество Христово. Икона из пещеры Рождества (месте предполагаемого рождения Христа) в Вифлееме

Рождество Христово, икона, Беларусь, 1746 г

Рождество Христово, XVIII век, Болгария

Рождество Христово. Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение

Рождество Христово. Икона из праздничного чина. 1-ая треть XIX в. Кыштым, Россия

И еще несколько икон Рождества Христова 19-20 века.

 

Источник:
https://www.pravmir.ru/9-ikon-rozhdestva/

https://pravoslavie.ru/50747.html

http://www.n-jerusalem.ru/kld/text/437940.html

https://www.miloserdie.ru/

Рубрики:  Православие
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку