-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

А до любви один лишь шаг... Художник Браво Мерседес Гарсия (Mercedes Garcia Bravo) - (0)

А до любви один лишь шаг... Художник Браво Мерседес Гарсия (Mercedes Garcia Bravo) А д...

ГОРЧИЦА - ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ часть 1: русская ядреная - (0)

ГОРЧИЦА - ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ часть 1: русская ядреная Вот кажется простой продукт горчица, и что...

Живущий морем Конкарно Интересные факты - (0)

Живущий морем Конкарно Интересные факты  Интересно, что железной дороги в Конкарно нет...

Утро. Ирина Расшивалова - (0)

Утро. ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 25003
Комментариев: 82287
Написано: 185712


Особняк Чаева — историческое здание в Санкт-Петербурге(Модерн)

Воскресенье, 24 Марта 2024 г. 20:13 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Особняк Чаева — историческое здание в Санкт-Петербурге(Модерн)

Особняк Чаева — историческое здание в центре Санкт-Петербурга, на Петроградской стороне. Построено в 1907 году по проекту архитектора Владимира Апышкова для инженера путей сообщения Сергея Николаевича Чаева. Является одним из самых выразительных образцов стиля модерн.

Здание получило оригинальную планировку в виде трёх цилиндрических объёмов, пересечённых диагональю, и предвосхитило функционализм и авангард XX столетия. С 1935 года в здании работает стоматологическая поликлиника № 17.

Планировка и первый проект фасада, арх. Апышков, 1906 г.. Сергей Николаевич Чаев

Участок под современным номером 9 по Лицейской улице в конце XIX века принадлежал Э. К. Кенигсбергу. У него в начале 1900-х гг. участок выкупил Сергей Николаевич Чаев — глава Товарищества борьбы с жилищной нуждой, участник строительства Транссибирской железной дороги. Чаев заказал у архитектора Владимира Апышкова каменный дом для себя и своей супруги.

Зимний сад, 2015 г.

По мнению искусствоведа Бориса Кирикова, этот проект стал «первым важным произведением» зодчего и одним из наиболее выразительных образцов стиля модерн в Санкт-Петербурге. В 1905 году Апышков опубликовал программную статью «Рациональное в новейшей архитектуре», в котором предвосхитил функционализм XX века. Также в особняке Чаева прослеживаются некоторые приёмы, реализованные в особняке Кшесинской А. И. фон Гогеном 

В № 48 журнала «Зодчий» за 1908 год была опубликована статья о недавно достроенном особняке Чаева. Хотя автор текста не указан, предположительно, им являлся сам архитектор Апышков. В тексте объяснялись некоторые решения, принятые при проектировании дома.

Например, заказчик отдельно просил «не делать тёмных или даже полутёмных коридоров», поэтому архитектор сформировал пространство в виде трёх цилиндрических объёмов, каждый из которых объединял в общую композицию несколько комнат. Воедино три объёма «связывает» диагональная ось. Первый цилиндр включает в себя входной тамбур и лестницу, второй — трёхъярусный центральный холл со световым фонарём, на втором этаже которого была кольцевая картинная галерея. В третьем «цилиндре» находятся парадная лестница и зимний сад с перекрытием-конхой

Стены фасада облицованы блоками из пютерлакского и сердобольского гранита, выложены светлым кирпичом, фризы и окна подчёркнуты тёмно-голубой керамической плиткой[2]. Над полукруглым окном второго этажа находилась женская скульптура, входную группу украшает барельеф со «Всадниками» Парфенона, а торцевую стену — рельефное панно «Несс и Деянира». Фриз зимнего сада оформлен лепными венками и растительными узорами[

со двора

кабинет

гостиная

столовая

ванная

спальня

будуар

Оформление комнат эклектично: спальню выдержали в стиле ампир и обставили мебелью из красного дерева с позолоченными бронзовыми деталями. Белый будуар и красная гостиная были решены в стиле Людовика XVI.

Подобное решение также было продиктовано пожеланием заказчика: Апышкову пришлось разместить уже имевшуюся у Чаева мебель и вписать её в новые интерьеры . Столовую на первом этаже декорировали дубовыми панелями и рельефами с охотничьими сюжетами. Рядом располагались кабинет, бильярдная и гостиная, оформленные сдержанно — с простыми карнизами и гладкой штукатуркой стен.

Над мраморной парадной лестницей, ведущей к зимнему саду, установлены женские маски в стиле венского сецессиона[1][6]. Перила были окрашены золотой эмалевой краской и имели специальные крепления для цветочных горшков.

Площадка под лестницей в зимнем саду оформлена в виде беседки, на втором и третьем уровнях расположены балконы. Благодаря продуманной системе вытяжной вентиляции тёплый и влажный воздух из зимнего сада не попадал в основной холл даже при том 

Говорят, дом непростой.

В прошлом он часто менял владельцев, но согласно легенде стены этого здания всегда способствовали процветанию людей в нем проживавших.После 1910-х особняк сменил несколько владельцев. В 1911 году Чаев продал дом дворянину Павлу Летуновскому, почётному попечителю Царскосельского училища и крупному предпринимателю.

С 1912 г. Дом приобрел миллионер Соловьев, чьей женой была прима-балерина Мариинского театра Вера Трефилова, из-за чего этот дом еще иногда называют «особняком балерины Трефиловой».

Особенной ее любовью пользовался остекленный зимний сад. К тому времени балерина уже не выходила на сцену Мариинки. Зенит славы Веры Трефиловой в Петербурге пришелся на начало XX века. Одним из самых удачных образов, созданных балериной, стала Одетта из балета «Лебединое озеро». Кроме того, Трефилову называли одной из лучших исполнительниц партии Авроры в «Спящей красавице».

По требованию богатого мужа и из-за сложной закулисной обстановки в Мариинском театре Трефилова ушла со сцены в 1910 году. Однако после революции сценическая деятельность Трефиловой неожиданно возродилась за границей. Матильда Кшесинская так писала о Вере Трефиловой: «Когда мы ее увидели в Монте-Карло в «Лебедином озере», то все были поражены... Она была исключительно хороша в этом балете, и он по справедливости считался ее лучшим. После нее все, которые выступали в «Лебедином озере», не могли даже с ней сравниться».

Трефилова родилась во Владикавказе 8 октября 1875г незаконно рожденной дочерью драматической актрисы, закончила Театральное училище и решила посвятить свою жизнь балету.
Занимательно то, что последним, третьим, ее мужем стал знаменитый балетный критик Варелиан Светлов, в свое время бывший самым суровым критиком ее творчества, а через много лет, увидевши вновь, восхитился талантом балерины.

Она прожила богатую полную жизнь, состоялась в любимой профессии, в Париже основала свою балетную школу и жила там после эмиграции до конца жизни.

При нём в здании разместилась редакция журнала «Русский библиофил»  В 1914 году по проекту Фёдора Лидваля дворовую открытую террасу перестроили в двухэтажный флигель.

Уже в 1915 году, после кончины Соловьёва, его вдова Вера Трефилова продала особняк французскому подданному Морису Эмильевичу Верстрату, председателю правления Русско-Китайского банка.

Перед продажей Трефилова заказала съёмку интерьеров дома, благодаря которой сохранились сведения об оригинальной отделке . В 1916 году Верстрат пригласил архитектора Мирона Ильича Рославлева расширить особняк — тогда добавили ещё одну пристройку с западной стороны  В 1899 году, ещё при Кенигсберге во дворе были возведены каменные службы по проекту гражданского инженера А. А. Гимпеля — в 1916 году их расширением и надстройкой также руководил Рославлев 

После революции он был передан Пункту охраны материнства и младенчества, а в 1935 году здание получила в свое пользование зубная поликлиника. Она и по сей день оказывает стоматологическую помощь жителям Петроградского района.

Сегодня зуботехническая лаборатория и хирургический кабинет разместились в бывшей ванной комнате, ортопед принимает больных в бывшей спальне, а главный врач восседает в некогда располагавшемся здесь будуаре.Во время Второй мировой войны пострадали фасады, была сбита женская скульптура. Поликлиника продолжала работать даже в годы блокады[ 

К началу 2000-х годов особняк находился в аварийном состоянии. В 2006—2013 годах в особняке прошёл ремонт, во время которого была отреставрирована ротонда зимнего сада Во время работ над чердачными перекрытиями была обнаружена скульптурная головка — часть фасадной фигуры, разбитой в годы Второй мировой войны. По состоянию на 2021 год в здании продолжает работать стоматологическая поликлиника № 17 

==========================

https://www.citywalls.ru/house579.html?s=575f4mfgvrp9ip16uqfdriccul

https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/mesta/osobnyak-s-n-chaeva/

https://oldcolor.livejournal.com/322935.html

https://web.archive.org/web/20210521204349/http://www.cultradio.ru/brand/episode/id/57979/episode_id/1907109/

Апышков В. П. Дом-особняк С. Н. Чаева в Петербурге // «Зодчий». — 1908. — 30 Ноябрь (№ 48). — С. 440—441.

Рубрики:  искусство/архитектура
города и страны
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям