-Рубрики

 -Цитатник

КУРИЦА ПО-ГРЕЧЕСКИ В ДУХОВКЕ - (0)

КУРИЦА ПО-ГРЕЧЕСКИ В ДУХОВКЕ Курица на противне по-гречески — это универсальное блюдо с ...

Нежный мелкий ажурный узор спицами - (0)

Нежный мелкий ажурный узор спицами Раппорт узора состоит из 7 петель и 4 рядов. ...

Туника с сетчатым узором - (0)

Туника с сетчатым узором   Размеры: 40/42 (44/46) Вам потребуется...

=Михаил Матусовский – поэт, чьи стихи пели наизусть.= - (0)

=Михаил Матусовский – поэт, чьи стихи пели наизусть= Его «Подмосковные вечера», «С чего начин...

Рецепту этой маски для лица более 40 лет - мгновенный омолаживающий эффект! - (0)

Рецепту этой маски для лица более 40 лет - мгновенный омолаживающий эффект!   В ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алкия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей: 40795
Комментариев: 621
Написано: 41927


=Ольга Бакланова. «Русская тигрица»: актриса немого кино=

Понедельник, 27 Мая 2024 г. 13:03 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА =Ольга Бакланова. «Русская тигрица»: актриса немого кино=

Снимок экрана 2024-05-27 100906 (700x697, 656Kb)
Ольга Бакланова

Ольга Бакланова была одной из лучших учениц Станиславского и Немировича-Данченко, ведущей актрисой МХТ и звездой немого, а затем и звукового кино. Она достигла успеха не только в России, но покорила Голливуд и Бродвей, где ее называли «русской тигрицей». Говорили, что именно благодаря ее отъезду тогда еще неизвестная Любовь Орлова получила роли, которые раньше играла в театре Бакланова. Это история смелой и красивой женщины, которая была желанна и успешна везде, где бы она ни появлялась.

Ольга Бакланова родилась в семье фабриканта, владельца крупнейшей в России текстильной фабрики в Купавне, близ Москвы, и известной театральной актрисы Александры Баклановой. Воспитанная в творческой семье, где всегда любили искусство, девочка с ранних лет проявляла много талантов. Она прекрасно пела, танцевала и хорошо рисовала. Еще школьницей Ольга занималась в хореографической студии. Получив среднее образование, Ольга решила, что хочет быть только актрисой. В те годы самой большой мечтой всех девушек было поступить в МХТ. Великому режиссеру и реформатору театра Константину Александровичу Марджанову требовались молодые актрисы для экспериментальных синтетических постановок. Был объявлен конкурс. В дни прослушиваний у знаменитого здания в Камергерском переулке выстраивались очереди из страждущих предстать перед глазами мастера — Константина Марджанова. И он сразу заметил среди множества претенденток яркий талант. Ольга была принята в студию! Ей не было еще и двадцати, когда она стала получать серьезные роли.
Снимок экрана 2024-05-27 101033 (459x700, 378Kb)
Ольга Бакланова в спектакле «Карменсита и солдат», МХТ, 1920-е годы

Мы говорим о времени накануне революции. Это пора расцвета не только русского драматического театра, но и кинематографа, разумеется, пока что немого. Во множестве студий создавалась фильма за фильмой, их штамповали, так как народ валил в синема с большой радостью. Кино было для людей чудом! Как-то вместе с родителями студентка Бакланова поехала летом на отдых в Крым. Там она познакомилась с режиссером Виктором Туржанским, который сразу же заметил яркую красоту девушки. Ольга получила предложение сниматься в кино. И работы было очень много! Туржанский снял ее в 15 фильмах! Она заполнилась современникам в главной роли в фильме «Цветы запоздалые» по рассказу А.П. Чехова. Мы уже говорили, что в то время немые киноленты снимались со стремительной скоростью. Правда, Станиславский поначалу был против съемок своей любимицы в кино. Он предлагал актерам выбирать: кинематограф или театр. Но для Ольги сделал исключение. Так что, прямо как в наши времена, зрители приходили в театр посмотреть на звезду кинематографа, и это увеличивало интерес к спектаклям с участием Баклановой. Билетов было не достать!

Разумеется, купеческое происхождение не могло не повлиять на судьбу семьи Ольги после революции. После того как ее отец тяжело заболел и вскоре умер, мать, братья, сестра и сама Ольга проживали в квартире, которая перешла в собственность государства. Ольга с ее характером быстро поняла, что нужно встраиваться в новые реалии идеологии советского искусства. Она снялась в одной из первых советских кинолент «Хлеб», которая вышла на экраны в 1918 году.
Снимок экрана 2024-05-27 101154 (487x700, 409Kb)
Ольга Бакланова и ее муж Николай Сусанин, 1931 год

Судьба свела талантливую актрису с еще одним выдающимся мастером того времени Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. В 1919 году театральный педагог и режиссер открыл собственную музыкальную студию. Он уже несколько лет был неравнодушен к Ольге Баклановой, поэтому пригласил ее на работу. Владимир Иванович часто отдавал главные роли юной актрисе, которая стала у него звездой первой величины. Ее можно было увидеть в опереттах «Перикола» и «Дочь мадам Анго», а также в опере «Карменсита и солдат». Середина 1920-х годов — расцвет карьеры Баклановой в Советской России. Она была одной из самых известных московских театральных актрис, ей в числе первых присвоили звание заслуженной артистки республики. Кроме того, и ее личная жизнь сложилась хорошо. Она вышла замуж за студента юридического факультета МГУ, многообещающего артиста немого кино из обрусевшей итальянской семьи Владимира Цоппи, через год в молодой семье появился сын — Владимир.

В 1925 году Бакланова вместе с группой актеров Музыкальной студии Немировича-Данченко отправилась в гастрольное турне по США и странам Европы. В те годы артистов еще легко отпускали за границу. К таким поездкам актеры относились с энтузиазмом, потому что времена на родине стояли голодные. А там они могли заработать и имели возможность обновить гардероб — эффектно выглядеть требовал их статус. Появление прославленной русской труппы произвело в Америке фурор. Часть актеров приняли решение остаться в эмиграции, в том числе и Ольга, которая получила в США ряд заманчивых предложений. Бакланова на короткий период вернулась в Москву для устройства семейных дел, а также получения официального согласия на выезд за границу и заключение контракта в США. Такое разрешение было получено на уровне правительства РСФСР при содействии Немировича-Данченко и некоторых других влиятельных лиц советского режима. Конечно, положительных эмоций в официальной Москве это не вызвало, однако за Ольгой оставили почетное звание заслуженной артистки республики и возможность вернуться обратно. Предполагалось, что в период пребывания в США она будет тем или иным образом способствовать процессу снижения напряженности между двумя странами через культурную сферу. Ее учитель Немирович-Данченко помог своей протеже с оформлением выезда, но он все же посчитал этот отъезд личной обидой — ведь актриса играла у него главные роли, ему некем было ее заменить. И тогда режиссеру посоветовали Любовь Орлову, которая подходила «по типажу». На театральной сцене ее и заметил режиссер и будущий муж Григорий Александров, предложивший ей роль в «Веселых ребятах». Так началась история новой советской звезды.

Бакланова пожертвовала не только связями с Советской Россией, но и семьей. Ее сын умер маленьким, с мужем она оформила развод.

В 1927 году состоялся ее кинодебют в Голливуде. Хотя роль была небольшой и в титрах даже не значилось ее имя, на талантливую актрису обратили внимание режиссеры. Уже в следующем году она снялась в фильмах «Человек, который смеется», «Доки Нью-Йорка» и еще в семи картинах! Пожалуй, это один из немногих примеров, когда русская звезда смогла пробиться в Голливуде. Конечно, этому способствовало и хорошее знание английского языка, хотя это был для нее третий по степени владения иностранный язык — приоритет в России в то время отдавали немецкому. За границей кино уже снимали только звуковое. Правда, у Баклановой был характерный акцент, и она часто играла роли иностранок, ее талант и блестящая внешность импонировали зрителю. Самой заметной ее работой стала главная роль в звуковом фильме «Волк с Уолл-стрит». Надо отметить, что большой наплыв эмигрантов в те годы ввел моду на все русское. В модных домах моделями работали русские красавицы. Некоторые состоятельные русские семьи открыли свои ателье, где продавали короны и кокошники. Ольга попала «в волну», пресса ее любила за темперамент и яркую внешность.
Снимок экрана 2024-05-27 101324 (700x456, 494Kb)
Ольга Бакланова и Кроуфорд Кент в фильме «Волк с Уолл-стрит», 1929 год

После нескольких успешных фильмов кинокомпания Paramount Pictures заключила с актрисой эксклюзивный контракт на пять лет. Личная жизнь тоже наладилась. В 1929 году Ольга вышла замуж за выходца из России Николая Сусанина. Родился сын Николай. Но актриса не теряла форму и быстро вернулась на сцену. Правда, ее отношения в семье в итоге не сложились. Муж Ольги не нашел своего места за границей. Как обычно, когда рядом с успешной женщиной находится мужчина, у которого не ладятся дела, это вызвало конфликты. Несмотря на то что они оформили развод только в 1935 году, задолго до этого Ольга уже не жила с мужем.

Снимок экрана 2024-05-27 101434 (463x700, 453Kb)
Ольга Бакланова, МХТ, 1910-е годы
Снимок экрана 2024-05-27 101448 (469x700, 467Kb)
Ольга Бакланова, 1930-е годы

В 1932 году Бакланова снялась в первом фильме ужасов «Уродцы», где исполнила главную роль. Сюжет фильма, оригинальный и жесткий, как казалось его создателям, должен был зацепить публику. Ее героиня, цирковая гимнастка, вышла замуж за лилипута, чтобы завладеть его состоянием, пыталась его отравить, но в итоге сама осталась калекой. Из 90 минут фильма цензура вырезала 26, но даже в таком виде он выглядел провокационным. «Уродцы» первоначально провалились в прокате, и критика создала картине плохую репутацию. Этот фильм стал началом конца первой волны карьеры Баклановой, потому что весь негатив отразился на ней.

Бакланова никогда не сидела без работы. Она сменила амплуа с кино и стала выступать в «Русском кабаре» в Нью-Йорке, вела светский образ жизни, играла в казино. И как в рулетке, ей выпало счастливое число: на нее обратил внимание, а вскоре предложил руку и сердце Ричард Дейвис — миллионер еврейского происхождения, выходец из России. Он владел театром и собирал дорогие картины. После этого Бакланова вернулась на театральную сцену. Ее имя помнили, и, если на Бродвее шел спектакль с ее участием, билеты раскупались мгновенно. Ольга стала много гастролировать по США и Европе и даже записала пластинки. В конце 1930-х годов ей разрешили вести на радио собственную передачу.

В 1943-м состоялось ее последнее появление в кино, в уже достаточно преклонном возрасте. Ведь в те времена после сорока актрисы редко успешно продолжали карьеру. На Бродвее с большим успехом шел спектакль «Клаудия» с Баклановой в главной роли, и его решили экранизировать. Фильм был принят публикой благосклонно, но больше в кино актриса не снималась, а в 1947 году покинула и театральную сцену. Это было в определенной мере связано также и с тем, что после войны, в годы маккартизма, в США с большим подозрением относились к деятелям культуры — выходцам из России, тем более что все члены семьи Баклановой, оставшиеся в СССР, были известными приверженцами советской власти. Однако позднее «политические страсти» в США улеглись, интерес к ней вернулся.
Снимок экрана 2024-05-27 101624 (699x700, 610Kb)
Ольга Бакланова, МХТ, 1910-е годы

Удивительные повороты судьбы — то, что всегда было в жизни этой актрисы. После десятка лет забвения вдруг вспомнили о фильме «Уродцы». Той самой ленте, которая была отправлена «на полку», не оцененной и не принятой публикой. Первый вариант фильма, без цензуры, разрекламировали и выпустили в прокат в полной версии. Критики стали писать, что это талантливая работа актрисы, что это гениально. Бакланова снова давала интервью и была в центре внимания. Впрочем, и до этого она не бедствовала — ее третий муж мог обеспечить ей работу в любом театре и достойную жизнь.

В 1961 году фильм был заново открыт и быстро приобрел статус культового, удостоившись специальной экспозиции в нью-йоркском Музее современного искусства, а уже в наши дни, в 1994-м, был внесен в Национальный реестр фильмов как имеющий историческое значение и наследие. Например, фильм Дэвида Линча «Человек-слон» был снят под влиянием режиссера «Уродцев». Песня Дэвида Боуи «Бриллиантовые собаки» открывается отсылкой на этот фильм.

Итак, начался новый расцвет в карьере актрисы. Ольга стала ездить на гастроли вместе с супругом. Она все еще хорошо выглядела, была в прекрасной форме, замечательно пела. Концерты и встречи со зрителями проходили с большим успехом. Вот только на склоне лет здоровье стало подводить актрису. В этот период она дала несколько интересных интервью о жизни театральной богемы 1920-х годов. Сергей Образцов, основатель и режиссер Театра кукол в Москве, давний друг семьи Баклановых, специально встречался с Ольгой Владимировной в Швейцарии. Он убеждал ее вернуться в СССР, но она ответила ему, что ей менять что-либо в своей жизни уже сложно. Несколько лет Ольга Бакланова провела в клинике в Швейцарии, где скончалась в 1974 году в возрасте 78 лет. Прожила ли она счастливую жизнь? Безусловно. А главное, это еще одно доказательство, что достойная ученица Станиславского и Немировича-Данченко покорила своим талантом мировую публику. Ведь где бы Бакланова ни жила, она несла на сцену русскую школу, была напитана русскими театральными традициями.

Редакция благодарит потомков в лице Наталии Баклановой за предоставление материалов.

Анжелика Пахомова
https://7days.ru/

Рубрики:  Знания/Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку