-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина_Антышева

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Мир_мультяшек АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2012
Записей: 416
Комментариев: 49
Написано: 541


Балет "Лебединое озеро". П.И. Чайковский

Четверг, 01 Марта 2012 г. 02:04 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba Балет "Лебединое озеро". П.И. Чайковский

b402df92c3db (500x50, 5Kb)

Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие.
Д. Шостакович

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьезном и волнующем их.

Балет «Лебединое озеро»

7d0d25bfcaa1421c2931a4f0387462aa_XL (700x464, 299Kb)

История создания

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.

800px-Замок_Нойшвангау (700x525, 103Kb)

Замок Хоэншвангау, Лебединое озеро (справа) и озеро Альпзее

Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини».

572 (466x341, 289Kb)

Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892). К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873—1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль — премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), — это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

1315496692_5balet (590x392, 64Kb)

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа (1818—1910), работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете), и Лев Иванов (1834—1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

Mikhailovsky Ballet Swan Lake (661x700, 63Kb)

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «...Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала идеи А. Горского (1871—1924), А. Вагановой (1879—1951), К. Сергеева (1910—1992), Лопухова (1886—1973).

b402df92c3db (500x50, 5Kb)

Лебединое озеро. 2007г. Мариинский театр


Балет Большого театра России. 1989. Григорович

Алла Михалченко, Юрий Васюченко, Александр Ветров


Teatro alla Scala. Dal Teatro Degli Arcimboldi.

Хореография Vladimir Bourmeister


Paris ballet. 2005

Odette / Odile: Agnès Letestu
Le Prince Siegfried: José Martinez
Wolfgang / Rothbart: Karl Paquette
La Reine: Muriel Hallé


Фильм-балет "Лебединое озеро", 1968.


Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн, Лебединое Озеро 1964 г.


Источник

 

b402df92c3db (500x50, 5Kb)

Серия сообщений "музыка":
Часть 1 - В сказке как в жизни ` Эрнст Теодор Амадей Гофман
Часть 2 - Балет "Щелкунчик"
...
Часть 4 - "Спящая красавица". Иллюстратор Ruth Sanderson Музыка, Мультик
Часть 5 - Фильм-балет "Спящая красавица" - 1972 г
Часть 6 - Балет "Лебединое озеро". П.И. Чайковский
Часть 7 - Мишель Легран. Шербурские зонтики.
Часть 8 - Кафе Дель Мар - Очень Красивый Саксофон.
Часть 9 - Звезды в "Музыкальной гостиной" /Анна Нетребко, Концерт русского романса
Часть 10 - Апухтин Антология одной песни - "Васильки"
Часть 11 - Русский Романс / Апухтин А.Н.

Серия сообщений "Чайковский":
Часть 1 - В сказке как в жизни ` Эрнст Теодор Амадей Гофман
Часть 2 - Балет "Щелкунчик"
...
Часть 4 - "Спящая красавица". Иллюстратор Ruth Sanderson Музыка, Мультик
Часть 5 - Фильм-балет "Спящая красавица" - 1972 г
Часть 6 - Балет "Лебединое озеро". П.И. Чайковский

Рубрики:  литература/сказка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку