-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в FRAY_TATIANA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2011
Записей: 12442
Комментариев: 5373
Написано: 26253


Она жила в волшебном мире сказки.Елена Поленова.

Воскресенье, 18 Декабря 2011 г. 14:15 + в цитатник
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК

Она жила в волшебном мире сказки.Елена Поленова.
 

В  ГТГ 16 декабря открылась  выставка, посвященная 160-летию (запоздало,  получается 161-летию)  со дня рождения Елены Поленовой. Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) — яркая талантливая художница, которая стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождавшегося символизма. Настоящая выставка — первая персональная выставка художницы после посмертной, устроенной объединением «Московское Товарищество художников» в 1902 году.Елена Поленова, сестра известного живописца В. Д. Поленова, — одна из первых женщин-художниц, получивших профессиональное художественное образование. Первые навыки она приобрела от матери, Марии Васильевны Поленовой, внучки архитектора екатерининской эпохи Н. А. Львова. Именно она пригласила к своим детям для уроков рисунком будущего известного педагога П. П. Чистякова. Елене Дмитриевне тогда исполнилось девять лет. С этого возраста вплоть до 1880 года с небольшими перерывами она обучалась в его мастерской технике рисунка и акварели. В 1879 году Е. Д. Поленова поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств, закончила его с большой серебряной медалью. Она первая за всю историю Рисовальной школы была командирована во Францию для усовершенствования в керамическом деле, а затем получила место преподавателя живописи по фарфору и фаянсу. В 1880–1882 годах Елена Дмитриевна училась в акварельном классе ОПХ. Блестяще овладев этой техникой, она поставила себе задачу «в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу, т. е. выяснить себе и другим, каким образом влиял и выражался русский пейзаж на русской народной поэзии эпической и лирической».

   

Зверь (Змий) 1895-1898 .Иван Царевич и Жар-птица. 1896.  

Переехав из Санкт-Петербурга в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов. По ее инициативе в московской квартире В. Д. Поленова были организованы «керамические» четверги.

Иллюстрация из журнала «Мир искусства». 1900


 

Цветы в лесу 1885 

Многие годы творческой деятельности Елены Поленовой были связаны с «мамонтовским кружком» — художниками, артистами, архитекторами, которые группировались вокруг промышленника и мецената С. И. Мамонтова (1841–1918), и среди них В. А. Серов, В. Д. Поленов, К. А. Коровин, В. М. Васнецов. С конца 1870-х годов художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России. В 1880-е годы в Абрамцеве по инициативе Е. Д. Поленовой была собрана большая коллекция произведений народного искусства; экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. На представленных в экспозиции навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Е. Д. Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы. 

 

На дворе зимой  1886  

В Абрамцеве Е. Д. Поленова работала на пленере вместе с В. А. Серовым, И. И. Левитаном, К. А. Коровиным. На выставке представлены акварели «Зимний лес. (Вороны)» (1880-е, ГТГ), «На дворе зимой» (ГТГ), а также изображения цветов. Интерес Е. Д. Поленовой к фольклору, развитый с детства и подкрепленный В. М. Васнецовым, выражался в ее желании «подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека». Народные сказки в этом смысле стали для художницы богатейшим материалом для творческой фантазии и поиска нового пластического языка. Е. Д. Поленова практически первой обратилась к книжной графике, она проиллюстрировала и литературно обработала за непродолжительное время (конец 1880-х — 1890-е) более 20 народных сказок и поговорок. В абрамцевский период (1886–1889) она оформила в реалистической манере сказки «Белая уточка», «Война грибов», «Дед Мороз» и др., события которых разворачиваются на фоне пейзажей Абрамцева и его окрестностей. Из них лишь «Война грибов» была издана в 1889 году способом фототипии. Второй, созданный в стилистике модерна, костромской цикл (1889–1898) иллюстраций к сказкам «Сынко-Филипко», «Сорока-воровка», «Плутоватый мужик» и др. был опубликован в 1906 году. Е. Д. Поленова дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства. 

Иллюстрация к сказке "Избушка на курьих ножках".1895г.Избушка накрыта блином. 

С середины 1890-х годов Елена Дмитриевна создала большое количество рисунков орнаментов. Значительная часть из них выполнялась в качестве эскизов вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской М. Ф. Якунчиковой в с. Соломенка Тамбовской губернии. Интерес к орнаменту отчетливо проявился и в процессе работы над символистской картиной «Зверь» (Змий. Сказка. 1895–1898, Музей-заповедник «Абрамцево»).Осенью 1897 года она разработала оригинальный проект столовой в русском стиле для дома М. Ф. Якунчиковой в Наре. Изысканное произведение «Жар-птица», представленное на выставке, является эскизом живописного панно для интерьера столовой.В Париже Е. Д. Поленова познакомилась с С. П. Дягилевым и по его заказу сделала рисунок обложки для журнала «Мир искусства». В том же журнале (1899, № 18–19), уже после смерти Е. Д. Поленовой, была опубликована первая статья, посвященная ее творчеству.

Дверь "Сказочная".По эскизам Елены Поленовой. 

Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…» .

Иллюстрация к сказке «Война грибов». 1889
 

Творчество Елены Дмитриевны, её вклад в иллюстрирование русских народных сказок были высоко оценены не только современниками художницы, но и последующими поколениями художников и зрителей. Так, народный художник РСФСР К.Ф.Юон писал: «Рисунки Елены Дмитриевны Поленовой к русским сказкам — чарующие документы о русских детях и о русской народной душе. Примитивный уклад деревенской жизни недавнего прошлого в них отражён лаконично, правдиво и трогательно. Пушкинская простота и живая образность — их неоценимое достоинство. В них слышится голос русской матери, доброй бабушки и любимой няни. <…> Лишённый стилизации их правдивый язык делает их близкими каждому русскому человеку в той же мере, как поэзию Пушкина или музыку Чайковского» .
Саму же Елену Дмитриевну признание её творческих заслуг всегда мало интересовало. Гораздо более важным для художника, для творческого человека она считала совсем другое. «Мне бы хотелось, — писала она, — не потерять двух способностей — способности помогать, воодушевлять, служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. <…> Другая способность — это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других людей, особенно тех, мнением которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал…».

Иконописная XVI столетия 

В экспозиции собраны лучшие произведения Е. Д. Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).

Зимняя ночь. 1888
Эскиз иллюстрации к сказке "Дед Мороз". Бумага, акварель, графитный карандаш. 

Многие из них экспонируются впервые. В состав выставки включены архивные документы, мемориальные фотографии, книги и журналы, раскрывающие особенности общественно-художественной деятельности художницы. Помимо графики и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Третьяковской галереи, произведения предоставлены Мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В. Д. Поленова и Художественно-литературным музеем-заповедником «Абрамцево», в которых сосредоточена основная часть творческого наследия художницы, а также Русским музеем, ГИМ, Музеем-заповедником «Царицыно», ВМДПНИ, Государственным литературным музеем. К выставке подготовлен каталог, который сегодня является единственным подробным источником информации о жизни и творчестве Е. Д. Поленовой. 

Пейзаж с воронами.

-----------------------

О творческой дружбе русских художниц — Елены Дмитриевны Поленовой (1850–1898) и Марии Васильевны Якунчиковой (1870–1902)

Обе они принадлежали к знаменитым династиям - Поленовых-Львовых и Якунчиковых-Мамонтовых.Мария Васильевна Якунчикова. Фотография 1890-х годовПрадедом Е. Д. Поленовой по линии матери был Николай Александрович Львов (1751-1803/04) - академик, талантливый архитектор, писатель, музыкант, собиратель фольклора, а прадедом по линии отца - Алексей Яковлевич Поленов (1738-1816), историк, просветитель, автор труда «О крепостном состоянии в России». Мать Елены, Мария Алексеевна Поленова (1816-1896), написала детскую книгу «Лето в Царском Селе», выдержавшую пять изданий. Будучи способной художницей-любительницей, она давала первые уроки рисования своим детям. Отец, Дмитрий Васильевич Поленов (1806-1878), - историк, библиограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук, с детства занимался с сыновьями и дочерьми историей, прививая им стремление изучать памятники древнерусской культуры.В 1882 году дворянский род Поленовых породнился с купеческим родом Якунчиковых: сводная сестра М. В. Якунчиковой Наталья Васильевна вышла замуж за художника Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) - старшего брата Елены Дмитриевны. Однако духовное и эстетическое влияние Поленовых-Львовых Маша Якунчикова испытала задолго до того, еще в раннем детстве. Ее отец, Василий Иванович Якунчиков (1827-1907), известный мос­ковский промышленник и меценат, приобрел в 1864 году для своей жены Зинаиды Николаевны Якунчиковой (урожденной Мамонтовой) усадьбу Введенское в окрестностях подмосковного Звенигорода. С тех пор многочисленная семья Якунчиковых с ранней весны до поздней осени жила в великолепном двухэтажном дворце, возвышающемся на высоком берегу реки и со всех сторон окруженном вековыми лесами. Этот шедевр русской архитектуры был возведен в конце XVIII века Н. А. Львовым - прадедом Елены Дмитриевны Поленовой.Введенское с его гармонией природы и архитектуры стало духовной, поэтической и художест­венной родиной Марии Якунчиковой. Здесь она впервые серьезно увлеклась рисованием и стала брать уроки живописи у художника-педагога Н. А. Мартынова.

Мария Якунчикова за работой.

В 1885 году Мария поступает вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а вскоре тесно сближается с семьей Поленовых и становится неизменной участницей поленовских рисовальных вечеров, где работает вместе с В. А. Серовым, И. И. Левитаном, И. С. Остроуховым, М. А. Врубелем, братьями В. М. и А. М. Васнецовыми и К. А. и С. А. Коровиными. Сохранившиеся ее работы 1887-1889 годов, сделанные на этих знаменитых вечерах, которые брат и сест­ра В. Д. и Е. Д. Поленовы организовали в своем московском доме, отмечены уверенностью и раскованностью рисунка, умением передать эмоциональное состояние персонажей. Марию Якунчикову очаровывает царившая здесь атмосфера творческого вдохновения. Но особенно доверительные и заинтересованные отношения связывают ее с Е. Д. Поленовой. Как отмечали все близко знавшие художницу, она обладала особым даром внушать людям веру в себя, направлять и воодушевлять их. Это юная Маша Якунчикова сразу же почувствовала на себе и всегда чувствовала впоследствии.Вторая половина 1880-х годов (время наиболее насыщенных отношений между Поленовой и Якунчиковой) оказалась чрезвычайно плодотворной в творчестве Елены Дмитриевны. Тогда ею было создано более ста акварельных пейзажей, с неизменным успехом экспонировавшихся на выставках в Петербурге и Москве и высоко оцененных И. Е. Репиным, П. П. Чистяковым, П. М. Третьяковым - последний приобретал их для своей галереи. Якунчикова, восхищенная пейзажами Поленовой, самозабвенно работает вместе с ней на пленэре в Абрамцеве и Жуковке, на даче у Поленовых близ Мытищ, где проводит лето 1887 и 1888 годов. Дружескую  неразлучность Елены и Марии в это время запечатлел Константин Коровин на полотне «За чайным столом» (1888).

К.Коровин.За чайным столом. (Елена Поленова крайняя справа).

Марию Якунчикову в начальный период творчества больше интересовали пейзажи с широким охватом натуры, с высоким небом и дальним горизонтом. Однако позже выработанная Поленовой оригинальная манера - останавливать в «первопланных» пейзажах свой взор на узорочье трав и цветов, на переплетении листьев, ветвей и стволов деревьев - нашла продолжение в картинах-панно Якунчиковой, выполненных маслом с выжиганием рисунка иглой по дереву: достаточно сравнить «Заводь в Абрамцеве» (1888), «Желтые цветы» (1885), «Подсолнухи» (1885), «Старый сад. Заросли» (1887) Елены Поленовой и «Весло» (1896), «Окно» (1896), «Осинка и елочка» (1896), «Каштановая аллея» (1899) Марии Якунчиковой.

 

Мария Якунчикова: Окно, 1896. Панно, выжигание по дереву, масло .  Цветущие яблони. Дерево в цвету, 1899 

Но не только поиски нового живописного языка волновали обеих художниц. Елене Дмитриевне была очень близка и дорога идея сохранения поэтических традиций народного творчества, в чем бы они ни проявлялись: в прикладном искусстве, старинной деревянной архитектуре, в сказках и прибаутках. В 1885 году она возглавила Абрамцевскую художественную столярно-резчицкую мас­терскую и вместе с Е. Г. Мамонтовой организовала там первый в России музей народного прикладного искусства. С присущей ей увлеченностью художника и основательностью исследователя Поленова изъездила полстраны, изучая особенности русской народной резьбы по дереву в различных губерниях. Крупные вещи зарисовывала в альбом, а все, что можно было приобрести - ковши, прялки, передки телег и саней и так далее, - привозила в музей. Собирательством и изучением народного прикладного искусства Елена Дмит­риевна увлекла многих членов Абрамцевского художественного кружка, но особенно Марию Якунчикову. За девять лет работы в художественно-резчицкой мас­терской Поленова создала более ста эскизов деревянных резных изделий (от шкатулок и ларчиков до целых мебельных гарнитуров), пользовавшихся огромной популярностью как в России, так и на Западе. Вершиной ее творчества в данной области прикладного искусства станет оригинальный проект двери в русском сказочном стиле, над которым художница работала с 1891 по 1894 год.Пройдет пять лет, и в 1899 году М. В. Якунчикова вслед за своей подругой и наставницей также скажет свое слово в этом виде декоративно-прикладного искусства.В середине 1880-х годов еще одна сторона творчества Елены получит глубокое поэтически-философское развитие в живописи Марии. Речь идет об архитектурных пейзажах Якунчиковой.Русской архитектурой, особенно старинным деревянным народным зодчеством, Елена Дмитриевна интересовалась с отроческих лет, когда вместе с родственниками проводила многие месяцы в родовом поместье Имоченцы Олонецкой губернии. Этот интерес возрос во время поездок по России в поисках экспонатов для Абрамцевского музея, когда Поленова изучала и воссоздавала эстетику не только русского орнамента, но и древнерусского деревянного зодчества, а также памятников устного народного творчества. Общаясь в отдаленных деревнях с крестьянами, Елена Дмитриевна записывала с их слов сказки, присказки и поговорки, отсутствовавшие в сборниках А. Н. Афанасьева и других изданиях. Здесь ее ждало не одно открытие. Так, записав в глухой северной деревне текст народной сказки «Сынко-Филипко», рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживленном любовью и теп­лом матери, она убедительно доказала, что данный сюжет является архетипическим для русской культуры, то есть не был заимствован из западноевропейских литературных источников.Е. Д. Поленова первая в отечественной живописи создала целый ряд цветных иллюст­раций к русским народным сказкам. Осуществлению этого замысла она посвятила двенадцать лет жизни. Акварельные иллюстрации к сказкам «абрамцевского» периода выполнялись в 1886-1889 годах на глазах Марии Якунчиковой. Многие из них представляют органическое единство пейзажей русской природы, фантазий по мотивам национальных орнаментов и древнерусской деревянной архитектуры. На эту особенность «сказочных» акварелей Елены Поленовой, передающих «поэзию и аромат древнерусского склада», в свое время обратил внимание еще известный художественный и музыкальный критик В. В. Стасов. А современные исследователи считают, что участие Е. Д. Поленовой в формировании «неорусского стиля» в архитектуре неоспоримо. Причем оно было дополнено достижениями ее друзей и младших товарищей по творчеству - М. В. Якунчиковой, К. А. Коровиным, А. Я. Головиным, каждый из которых в той или иной степени испытал на себе влияние Поленовой.

 ------------------------------ 

Могила художницы на Ваганьковском кладбище.

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2621/ 

http://artinvestment.ru/news/exhibi...a_polenova.html  

http://www.mosjour.ru/index.php?id=470 

http://bibliogid.ru/articles/2563

http://www.liveinternet.ru/users/kulaga/post170402958/

http://fotki.yandex.ru/users/zavr-sergej/view/173965?page=0

Рубрики:  Женский мир/Знаменитые женщины/ Биографии
Искусство/ХУДОЖНИКИ / ХУДОЖНИЦЫ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку