-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bonito11

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 45) Кулинарная_книга_Березки Моя_дача Неизвестная_Планета Креативные_идеи Вязаный_вальс В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Рецепты_домохозяек полезные_игрушки Дом_Кукол вязалочки БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Вяжем_спицами_и_крючком Секреты_здоровья прокапупка РЫЖИЙ_КОНЬ Интересно_об_АВТО Неудержимые_ручки Школа_Пограничье Кошколюбам ЛиРу Уголок_психолога Книжный_БУМ НАШ_САД Стихи_любимых_поэтов Вязание Camelot_Club Decor_Rospis Gallery_Decor_R СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ Make_up Photoshopia _Поиск_Картинок_ Сама_овца Тереза_Тенг -HochuVseZnat- Вяжем_вместе ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_женщин OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 13) _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Школа_Иггдрасиль All-for-photoshop Обитель_Тьмы Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение WiseAdvice Madame_Frames Мир_клипарта О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии Поиск_Пропавших_Без_Вести

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2011
Записей: 51503
Комментариев: 5565
Написано: 63357


Царское Село. Александровский дворец. Часть 4.

Вторник, 09 Августа 2022 г. 22:37 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka




В годы правления Николая I, который сделал Александровский дворец своей летней резиденцией, Стасов осуществил здесь более значительные переделки. Работы проводились в 1826–1827 годах.

Плакетка с портретом императора Николая I. (с оригинала Франца Крюгера, 1835 г.). Вторая четверть XIX века


В первом этаже левого флигеля, в половине, выходившей окнами в сторону парка, располагались апартаменты Александра I и Елизаветы Алексеевны (в годы правления Николая I переоборудованные в комнаты для него и его супруги). Половина, выходящая окнами на колоннаду, где ранее находились комнаты графини Шуваловой и ее дочери, в 1826–1827 годах была превращена в личные покои императора Николая Павловича.

Императрица Александра Федоровна и Император Николай I, 1851


Здесь Стасову вновь удалось в полной мере проявить талант декоратора. Эти работы под личным надзором архитектора произвел В.М. Горностаев, привлекший мастеров, трудившихся в Большом Царскосельском дворце: живописца Ф. Брандукова, лепщика С. Заколупина, обойного мастера С. Шашина, паркетчика А. Тарасова и др.

Э.П. Гау. Кабинет Николая I в Александровском дворце. 1860


Мебель для комнат Николая I была выполнена в мастерской А.К. Тура: в Приемную и Комнату наследника Александра Николаевича — красного дерева; в Кабинет — орехового; в Уборную — «топольного»; в Камердинерскую — ясеневого; в комнату К.К. Мердера (воспитателя наследника) и служебные помещения — березового.

И.П. Вольский. Столовая в Александровском дворце, 1856 г.


И.П.Вольский. Спальня младших Великих князей в Александровском дворце, 1856


И.П.Вольский. Учебная комната великих князей Николая и Михаила в Александровском дворце, 1857


В 1837 году по проекту архитектора К.А. Тона под наблюдением С.И. Черфолио были осуществлены переделки части комнат Нового дворца. В первую очередь перестройки затронули помещения, предназначенные для императрицы Александры Федоровны и великой княжны Марии Николаевны.

В комнатах были сделаны перегородки, голландские печи заменены на шведские, в новой Опочивальне установлен мраморный камин, проведены столярные, слесарные и лепные работы. К перестройкам были привлечены мастера, зарекомендовавшие себя другими работами во дворцах Царского Села: лепщик Логин Васильев, столярный мастер Болгаген, слесарный мастер Бевад, обойный мастер Сергей Шашин и др. Живописные работы проводил мастер Василий Вдовичев: в комнате, предназначенной для новой Спальни, в Гардеробной, в спальной комнате великой княжны Марии Николаевны, в «существующей ныне Спальне» были расписаны потолки и фризы, согласно поданным живописцем рисункам.

В это же время изменилось назначение парадной спальни, которая стала называться Малиновой гостиной Александры Федоровны. В соответствии с новыми вкусами здесь была заменена мебель, на окнах появились портьеры малинового цвета, определившие название гостиной.

Общество императрицы за игрой в карты в Малиновой гостиной, 1849


Камин из египетского порфира, установленный еще в 1796 году, был разобран и отвезен в Петербург «для исправления». Реставрированный камин установил на первоначальное место скульптор П. Трискорни.

Премацци, Луиджи ((Людвиг Осипович) (1814-1891)). Александровский дворец в Царском Селе. Малиновая гостиная, 1853


Луиджи Премацци. Малиновая гостиная Александровского дворца, 1855


В 1840-х годах по распоряжению императора Николая I в парадных и жилых покоях Нового дворца были проведены большие ремонтные и восстановительные работы. В первую очередь они затронули залы Парадной анфилады, работы в которых проходили в 1843 году под руководством архитектора Д.Е. Ефимова. В пяти комнатах мастерами мраморного дела Михаилом Коевым и Галактионом Щенниковым был вычищен, отремонтирован, в местами сделан заново со шлифовкой и полированием фальшивый мрамор стен.

Одновременно с этими работами Александр Дылев с вольнонаемными мастерами отлил капители колонн и пилястр, а столярный мастер Карл Болгаген исправил оконные переплеты и паркетные полы: «… в Парадной Опочивальне из разных иностранных деревьев, как то Красного, Амарантового, Сахарданового, Розового, Кленового и часть черного с украшением цировкой…; в Горной, Портретной, Круглой и Гостиной из дерев: Сахарданового, Дубового и Березового». Во время устройства пневматического отопления «по системе Генерал-майора Амосова» декоративные печи, установленные в трех залах Кваренги, по проекту, предложенному Д.Е. Ефимовым, были заменены каминами, приобретенными у купца Дель Неро и установленными на места П. Трискорни. В это же время по распоряжению Николая I уничтожили живопись конца XVIII века, а также мастером В. Вдовичевым в пяти парадных помещениях дворца были написаны фризы и фальшивые окна, изображающие голубое небо с облаками. Роспись можно видеть на акварели Л. О. Премацци, датируемой 1854 годом.

Биллиардная в Александровском дворце, 1854. Акварель Л. Премацци


Л.Премацци. Бильярдная в Александровском дворце


В этот же период Полукруглый зал был перекрыт крестовым сводом и полукуполом с тремя распалубками над тройными окнами. Тогда же, по указанию Николая I, над Большой библиотекой устроили фрейлинские жилые покои на железных балках. Система устройства балок разрабатывалась Санкт-Петербургским Александровским литейным заводом и по распоряжению императора была передана на рассмотрение К. И. Росси. Архитектор с этой схемой не согласился и рекомендовал другую, примененную к перекрытию Ново-Никольского моста и помещений Эрмитажа. Балки для перекрытий библиотеки под наблюдением Росси изготовил в Санкт-Петербурге фабрикант Пранга. При перестройке в зале были разобраны хоры, соединяющие помещения второго этажа с комнатами над Угловой гостиной и соседним с ней залом.

Летом 1844 г. в Александровском дворце произошла настоящая трагедия.

В эту зиму в семье Николая I состоялась третья свадьба – 16 января 1844 г. замуж вышла младшая дочь императора, Александра, или, как ее называли в семье, «Адини».

Никез де Кейзер. Великая княжна Александра Николаевна, принцесса Гессен-Кассельск, 1843


Александра Николаевна (12 (24) июня 1825, Царское село — 29 июля (10 августа) 1844, Царское село) — младшая дочь Николая I и его жены Александры Фёдоровны, названная в честь своей матери Александры Фёдоровны. Была любимицей семьи, славилась своей красотой и лёгким и простым характером.

Этот брак с принцем Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским был заключен по взаимной и столь редкой для этого круга любви.

Карл Штейбен. Фридрих Вильгельм, принц Гессен-Кассель(1820-1884), 1843


Фридрих Вильгельм, принц Гессен-Кассель-Румпенхайм (нем. Friedrich Wilhelm (II.) Georg Adolf von Hessen-Kassel-Rumpenheim; 26 ноября 1820, Кассель — 14 октября 1884, Франкфурт-на-Майне) — единственный сын Вильгельма, ландграфа Гессен-Кассель-Румпенхаймского (1787—1867), и Шарлотты Ольденбургской.

Вскоре после свадьбы молодая жена забеременела, при этом кашель, начавший беспокоить великую княгиню в 1843 г., постепенно усиливался. Врачи списали ухудшение состояния здоровья великой княгини на токсикоз и уложили ее в постель.

30 апреля 1844 г. Императорский двор по традиции переехал в Царское Село.

Э.П.Гау. Комната великой княгини Александры Николаевны


За городом, в апартаментах Александровского дворца, Адини начала вставать с постели. 4 мая она впервые появилась за общим столом. 7 мая присутствовала на литургии в домашней церкви. Это обнадежило и успокоило родителей, и 9 мая 1844 г. Николай I отправился в Англию с официальным визитом. Но, видимо, у императрицы Александры Федоровны было нехорошее предчувствие, и 14 мая Адини, уступив уговорам матери, позволила лечащему врачу императорской семьи М.М. Мандту осмотреть себя. После обследования Мандт, не говоря ни слова императрице, немедленно отправился вдогонку за Николаем I. Именно Мандт сообщил императору, что его дочь смертельно больна. Николай I, прервав поездку в Англию, немедленно возвратился домой.

Вернувшись из Англии в Александровский дворец, Николай Павлович новыми глазами посмотрел на дочь. Он увидел вместо цветущей девушки «истощенное существо».

Тем не менее беременность у смертельно больной девушки развивалась. 29 июля 1844 г. начались роды, в результате которых на три месяца раньше срока родился мальчик. Даже сегодня, с учетом заболевания матери, у ребенка не было шансов.

Младенец прожил полтора часа.

Мать ребенка умерла спустя пять с половиной часов.

Когда в тяжелое для семьи время понадобилось место для молитв, в апреле 1844 г. походный иконостас Александра I установили именно в Малиновой гостиной.

Луиджи Премацци. Малиновая гостиная Александровского дворца, 1855


При этом сняли все картины светского содержания. Родители беременной Адини надеялись только на лучшее, считая, что она родит своего первенца в Александровском дворце.

Домовая церковь с походным иконостасом Александра I, 1933


Александровский дворец. Церковь. Фотография. 1930-е гг.


Домовая церковь с походным иконостасом Александра I, 1933



Шмид. Изображение походного иконостаса Александра I в Александровском дворце Царского Села, XIX в.


Через некоторое время, когда в кабинете императрицы возвели «дворцовую часовню» (слова Ольги Николаевны), походный иконостас убрали.


Слова молитвы в верхней части иконостаса: «С нами Бог, разумейте языце и покоряйтеся, яко с нами Бог». Эта торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9-10. 12-14. 17-18; 9, 2. 6) была взята Св. Синодом за основу молебна после отступления наполеоновской армии из пределов России. Иконостас представлял собой шесть тканых полотнищ, укрепленных на складной ширме. Имевший длину около 5 м, походный иконостас был украшен написанными на холсте иконами, принадлежавшими кисти живописца В. К. Шебуева и исполненными в 1816 г. В центре Царских Врат в узорчатом обрамлении помещались иконы Божией Матери и Архангела Гавриила, а поверх них и под ними в крупных медальонах - иконы четырёх Евангелистов. Справа от Царских Врат находилась большая икона Спасителя, а слева - Божией Матери с Младенцем. Южные врата иконостаса были украшены тремя иконами: вверху св. благоверного Князя Александра Невского (занимавшая таким образом место храмовой иконы), под ней свт. Спиридона Тримифунтского и внизу св. великомученика Георгия Победоносца. Северные врата в таком же порядке, были украшены иконами Свт. Николая Чудотворца, св. мученика Аникиты и Архангела Михаила. Поверх Царских Врат в золочёном сиянии находилась круглая икона Тайной Вечери, написанная на жести.

В июле 1844 года умерла младшая дочь императорской четы великая княгиня Александра Николаевна, или Адини, как звали ее родные. Тяжело переживая утрату, царская семья покинула Царское Село с траурным поездом и вернулась в резиденцию только год спустя. За это время помещения Нового дворца претерпели большие изменения. Желание переделать интерьеры, напоминавшие о трагических событиях, послужило толчком к большим работам во дворце, изменивших не только убранство, но подчас и назначение помещений: для Малого кабинета императрицы назначили Большой; Спальню перенесли в Столовую; бывший Малый кабинет переустроили под Уборную и т. д.. В Большом кабинете императрицы, на месте, где умерла Александра Николаевна, была устроена Молельня. Работы по проекту Д.Е. Ефимова проводились под личным надзором архитектурного помощника С.И. Черфолио. Комнату перекрыли фальшивым сводом; стены и свод расписал орнаментом по золоченому фону «живописного цеха мастер» Макар Пешехонов с двумя своими сыновьями по утвержденному Николаем I рисунку академика Ф.Г. Солнцева. По желанию императора образцом для них послужило оформление Молельни Теремного дворца царя Алексея Михайловича в Московском Кремле.

Интерьер молельни Александровского дворца. Фото 1930-х г.г


Молельня в Александровском дворце, 1930-е


К. Брюллов. Святая царица Александра Александра, вознесенная на небо, 1845


Лепные работы выполнил А. Дылев, а «краснодеревные панели из бывшей кровати покойной» под киотами, в которых были выставлены принадлежавшие Александре Николаевне иконы и двери красного дерева, исполнил столярный мастер Г. Якобс. Здесь же поместили картину К.П. Брюллова «Святая царица Александра», на которой художник изобразил великую княгиню. В этом же году по распоряжению Александры Федоровны в бывшем Кабинете Г. Гамбс установил нишу для статуи «почившей Великой Княгини Александры Николаевны», но в 1846 году «… Государыня Императрица изволила поменять желание свое…», и было приказано «… снять и хранить означенный ниш, сделанный мебельным мастером Гамбсом…». 28 июля 1845 года, в годовщину ее смерти, в Молельной комнате прошла панихида по великой княгине. В 1860 году в окне располагавшейся рядом Предмолельной был установлен витраж, исполненный в 1857 году Г. Васильевым с картины академика А.Т. Неффа «Ангел молитвы», вставленный в рамку темно-синего стекла императорского стеклянного завода.

А.Т. Нефф. Ангел молитвы


В 1845 году по проекту В.П. Стасова была установлена зеркальная дверь в виде портала с зеркалами, ведущая из Мраморной гостиной в Уборную Александры Федоровны.

Парадная анфилада, Мраморная гостиная, 1930


Судя по переписке архитектора с Я. В. Захаржевским, можно предположить, что, создавая зеркальную дверь Мраморной гостиной, Стасов ориентировался на зеркальные рамы над каминами в соседних залах — Полукруглом или бывшей Парадной опочивальне. Таким образом, привнося в созданный ранее интерьер новые элементы декора, зодчий стремился не нарушить характерные черты стиля первоначального оформления.

Значительным перестройкам в этот период подверглись и личные комнаты Александры Федоровны.

В бывшей Спальне, предназначенной для Столовой, был открыт ранее заложенный дверной проем; для отделки стен «…Государыня Императрица изволила выбрать белую бумагу moiré, вокруг стены <…> полубархатные коймы малиновые с медными большими гвоздями…». В новой Спальне стены были затянуты ситцевыми обоями «…по белому грунту цветные узоры…», заказанными в Берлине по образцу, выбранному императрицей в Петербурге. В 1849 году для этой комнаты в Англии у фабриканта Брюнариуса был заказан ситец для обивки стен, мебели и занавесок по избранному Александрой Федоровной образцу «…всего шестьсот сорок восемь и три четверти аршина». Живописный плафон «…с разбивкою на прямоугольники в два ряда и квадратами по углам… по экстренной надобности…» написал В. Додонов.

Отделку интерьера до последующих перестроек запечатлел на акварели «Опочивальня императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце», датируемой 1861 годом, Э. Гау.

Александровский дворец. Спальня Александры Фёдоровны. Акварель Эдуарда Гау, 1861


В 1846 году в связи с уменьшением объема Большой кабинет был перестроен по чертежам, составленным архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены его вместо бирюзового затянули малиновым шелком; художник В. Дадонов произвел роспись плафона по своему рисунку; из бывшего Малого кабинета в помещение перенесли фарфоровый камин. Специально для надкаминного зеркала на Императорском фарфоровом заводе заказали фарфоровую раму и люстру «подходящую к прочему убранству того кабинета». По распоряжению Николая I в комнате были установлены две новые двери «… по утвержденному уже Ея Величеством рисунку с фарфоровыми живописными пластами картин рококо…». Этот фарфоровый убор, включавший также вазы, часы, канделябры и другие предметы декоративно-прикладного искусства, был разобран в 1882 году и помещен «… в игральной комнате Их Высочеств Августейших детей в верхнем этаже Александровского дворца, куда по Высочайшему повелению перенесены из Кабинета Ея Величества фарфоровые зеркала с подстольями и такой же камин с зеркалом…».

В 1848 году в связи с бракосочетанием великого князя Константина Николаевича была предпринята переделка покоев его братьев — Николая и Михаила.

Сыновья Николая I в кадетских мундирах


Великий князь Николай Николаевич


Великий князь Михаил Николаевич


Отделка этих помещений выполнялась под руководством архитектора И.А. Монигетти. Из комнат великих князей в комнаты Константина были перенесены перегородка и альков, устроены антресоли, сделаны вновь двери ясеневого дерева и дубовые паркетные полы. Живопись потолков «в стиле Людовика XV» была исполнена художником Ф. Вундерлихом.

В 1856–1858 годах И.А. Монигетти произвел небольшие перестройки в апартаментах великой княжны Марии Николаевны, а также передал помещения, предназначенные для Михаила Николаевича и его будущей супруги Ольги Федоровны.

В комнатах Марии Николаевны были проведены паркетные, малярные и живописные работы. Для всех помещений изготовили новую мебель. Более значительные работы по переустройству апартаментов левого флигеля произвели в связи с бракосочетанием великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны. Для комнат великокняжеской четы были изготовлены мраморные камины, расписаны фризы и потолки, «белым под лак» окрашены двери. Обои для отделки стен были приобретены на фабрике А. Уконина и у купца Шеффера, причем для «…Для Кабинета Его — темно-зеленые с зеленым бордюром, … для Приемной — синие с синим бордюром, … для Камерюнгферской — голубые, борт синий с коричневым сукном, … для Спальни — зеленый моаре, борт зеленый с коричневым сукном, для Гостиной Ея — светло-серые матовые, панель зеленого сукна…».

Меблировку комнат и обойные работы по апартаментам производил мебельный фабрикант А.К. Тур, который выполнил исправление старой мебели, новую полировку и обивку.




Серия сообщений "Царское Село 2":

Часть 1 - Царское Село. Павильон Эрмитаж. Часть 5.
Часть 2 - Царское Село. Павильон Грот. Часть 1.
...
Часть 41 - Царское Село. Александровский дворец. Часть 2.
Часть 42 - Царское Село. Александровский дворец. Часть 3.
Часть 43 - Царское Село. Александровский дворец. Часть 4.
Часть 44 - Царское Село. Александровский дворец. Часть 5.


Рубрики:  ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/города, страны
ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/дворцы,замки

Понравилось: 1 пользователю