-Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2011
Записей: 2565
Комментариев: 592
Написано: 3413


Вот почему не стоит делиться своими планами

Воскресенье, 12 Августа 2018 г. 21:56 + в цитатник
Цитата сообщения Бизнесвумен 003-11 (450x221, 50Kb)«Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах», - гласит поговорка. Действительно, порой даже тщательно продуманные перспективы срываются в связи с непредвиденными обстоятельствами. Или человек сам отказывается от намеченного. Оказывается, еще в прошлом столетии этот феномен привлек внимание многочисленных исследователей.

Казалось бы, что-то наметив (купить машину или дом, поехать в отпуск за границу, вступить в брак, начать бизнес), логично поведать об этом друзьям и знакомым, чтобы они нас поддержали и порадовались за нас. Однако еще в 1933 году зарубежные психологи выяснили, что чем большему количеству людей мы поведаем о своих намерениях, тем меньше вероятность, что они будут воплощены в жизнь.

Зачем люди рассказывают о своих планах?

Все мы знаем, что человек - существо социальное и не может без общения. Процесс общения предполагает обмен информацией и ее обсуждение. Рассказывая о своих планах и том, как они намерены их осуществить, люди зачастую испытывают приятные эмоции в виде возбуждения и радости, словно эти планы уже осуществились.

Некоторые люди объясняют подобное состояние тщеславием, ведь оно может принимать разные формы. Например, человек рассказывает, что намерен провести отпуск на юге Италии. В глубине души он хочет похвалиться, но не делает это прямо, а преподносит так, будто ему нужен совет или его интересует наше мнение по этому поводу. (Вполне вероятно, что его поездка не состоится, а виновниками окажемся мы, потому что «позавидовали».)

Так надо ли скрывать свои планы на будущее?

В чем же тут фишка? Если мы рассказываем о своих планах заранее, это в нашем подсознании становится свершившимся фактом. А раз цель подсознательно уже достигнута, то, соответственно, у человека снижается мотивация.

Профессор психологии Нью-Йоркского университета Питер Голвитцер затронул эту тему еще в 1982 году в своей книге «Символическое самозаполнение». Не так давно он провел ряд исследований, в которых приняли участие 163 человека.
Каждому из них он предложить выбрать цель и записать ее. Половина участников должны были рассказать о ней другим, а остальные - сохранить в тайне. Далее они должны были в течение 45 минут предпринимать действия, приближающие их к осуществлению этой цели, однако вправе были в любой момент остановиться.

По завершении эксперимента опрос участников показал, что те, кто никому не говорил о своей цели, работали над ее достижением все 45 минут и сокрушались, что довольно большой кусок работы остался невыполненным из-за нехватки времени. Те же, кто поделился с другими участниками своими планами, через полчаса оставили работу, считая, что они близки к тому, чтобы их планы воплотились в жизнь.

Таким образом Питер Голвитцер пришел к заключению, что те, кто рассказывает о своей цели, делают ее менее достижимой, что рассказ о своих намерениях дает нам «преждевременное чувство завершенности». В нашем мозгу присутствуют так называемые символы идентичности, которые помогают нам составить представление о самих себе. Чтобы такой символ возник, достаточно не только действий, но и просто разговоров о них.

Причем, чем больше людей знает о наших планах, тем меньше шансов у них стать реальностью.

Такой же вывод наверняка делали многие из нас, поделившись личными целями с коллегами, родителями и друзьями, а именно: наконец-то выучить английский (французский), заняться спортом, открыть свой бизнес и т. д. Большая часть озвученных планов так и осталась лишь планами, намерения утратили свою привлекательность, путь к их выполнению стал не в радость.

Предположим, вы рассказали о своем намерении написать диссертацию и представили себя кандидатом или доктором наук. Мозг удовлетворился этой игрой воображения, и у вас исчез стимул делать что-то для достижения этой цели - поступать в аспирантуру, искать научного руководителя, сидеть в библиотеке, собирая материал, и прочее.

В чем же здесь секрет?


Рассказав о будущей диссертации и представив себя уже сдавшим её, мы обманываем наш мозг, лишает его мотивации что-либо предпринимать для достижения цели: собирать материал, искать научного руководителя и пр. Он удовлетворился игрой воображения.

В свое время ученые, работавшие над изучением головного мозга, заметили, что он не различает воображаемые действия и физические.

Стоит человеку только подумать, какое движение выполнить, как моторная кора головного мозга активизируется, словно движения происходят на самом деле. Это же подтверждает и специальная аппаратура. Например, энцефалограмма головного мозга показывает активность одних и тех же зон независимо от того, приседает человек в действительности или же только представляет этот процесс в мыслях.

Подобный эксперимент позволяет сделать вывод, что мозг не видит разницы между делом, которое уже завершено, и делом, которое мы только представляем завершенным.

Когда мы ставим перед собой цель, работа мозга направлена на то, чтобы стремиться к ее завершению. Но если мы рассказываем о ней всем и каждому, он воспринимает ее как уже осуществившуюся и не программируется на ее достижение. Он воспринимает ее как свершившийся факт, словно она уже достигнута.

Таким образом, все свои цели на будущее лучше хранить в секрете, и не стоит хвалиться тем, что еще не сбылось. Раскрывая планы раньше времени, мы ставим подножку самим себе, поскольку они грозят провалиться. Если же очень хочется с кем-то поделиться своими намерениями, нужно стремиться к тому, чтобы не испытывать при этом приятных эмоций, то есть «обмануть» себя - не позволить себе расслабиться и почувствовать, будто дело наполовину сделано.
Рубрики:  ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ/Психология личности
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку