-Метки

Моисей авель агнец адам аджна азот алхимия анахата артефакты архангел гавриил архангел михаил атма бог божественная матрица вишудха вода водород время гороскоп грамота грех дева мария достопримечательности древнее знание дух душа дьявол ева железы жених жертва закон рита закон рта звук здоровье земля знамение из жизни иисус иисус есть ли бог? иуда искариот каин камни кислород космос кремний крест лилит люди и время макрокосм манипура матрица медицина мессия микрокосм мифология мозг мозжечок мудрость музыка муладхара мыслеформы наука невеста непорочная ноги нострадамус обычаи огонь откровение архангела михаи откровение архангела михаила ошо дзен таро пищеварение прокариоты религии руки сахасрара свадхистана свастика свет символы славяне сотворение мира стихии сын человеческий тёмная материя тайны тело тетраморф тьма углерод флора христос цвет чёрная дыра чакры числа чувствознание энергия эфир я-сновидение яблоко

 -Рубрики

 -Цитатник

Притча: Организованная истина - (0)

Притча: Организованная истина     ...

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ - (0)

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КО...

Патриарх Кирилл — агент КГБ ...и еще о нем... - (0)

Патриарх Кирилл — агент КГБ ...и еще о нем...   Как живет Патриарх Кирил...

Старинные «рыбные» амвоны в Восточной Европе - (0)

Старинные «рыбные» амвоны в Восточной Европе   Католическая приходская&nbs...

Купил еврей попугая... - (0)

_________________________________________ Купил еврей попугая... И вот когда он принёс пт...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТараньЖина_тАмАрА


Возможен ли буддистский подход к биологии

Вторник, 14 Января 2014 г. 19:28 + в цитатник
Цитата сообщения Mila111111

Возможен ли буддистский подход к биологии

Американский учёный предлагает наконец-то признать то, что наука способна ответить далеко не на все вопросы, которые мы задаём себе.На первый взгляд, буддизм и наука — близнецы-братья: они стремятся к познанию фундаментальных истин о мире и человеке и провозглашают эмпирический подход. Но не менее очевидны и глубинные различия: буддизм субъективен (никто не будет медитировать за тебя), ряд его положений ненаучен (реинкарнация, например), тогда как наука требует верификации знания и пасует перед проблемой квантификации личного опыта (вспомним копья, сломанные о проблему сознания). В целом можно сказать так: наука ищет объективное знание, а буддизм интересуется в первую очередь этическими рамками его применения.

Впрочем, в книге «Буддистская биология» американский эволюционный психолог Дэвид Бараш концентрирует внимание не на различиях, а на сходстве. Его цель — помочь буддизму сделать для биологии то, что он уже сделал для нейробиологии, физики и психологии. По мнению учёного, буддизм и наука — прожекторы, освещающие один и тот же предмет с разных сторон.


Автор выделяет три точки соприкосновения:

Во-первых, вопрос о личности. Буддизм считает представление о постоянстве «я» иллюзией, и многие исследователи, изучающие мозг и поведение, согласятся с этим. Г-н Бараш переводит буддистский постулат на язык науки следующим образом (на наш «КЛ»-вкус, несколько вульгарно): человек — продукт унаследованных генов и биологических процессов, больше ничего в нём нет.

Во-вторых, не надо быть учёным, чтобы признать правоту буддистского положения о том, что всё преходяще: мы рождаемся и умираем, органический материал непрестанно перерабатывается, даже гены мутируют.

В-третьих, буддизм подчёркивает, что нет независимых сущностей, всё обусловлено. Тот же принцип, например, лежит в основе экологии: организмы определяются окружающей средой и в свою очередь её определяют.
«Паутина трофических отношений, объединяющая мышь, жёлудь и непарного шелкопряда, не только описывает, кто кого ест, но и определяет сам образ существования этих организмов», — пишет г-н Бараш. Неудивительно, что буддизм стал самым крепким союзником энвайронментализма по сравнению с другими религиями.

Всё это приводит автора к мысли о том, что соединение буддизма и науки могло бы ответить на один из проклятых философских вопросов о смысле человеческого существования. Есть ли что-то за пределами генетической обусловленности, вне грубого биологического факта?..
В 1973 году американский психиатр Эрнест Беккер в книге «Отрицание смерти» назвал это «ужасной дилеммой» человечества. Человек, писал он, повторяя многих и многих мыслителей, осознаёт свою удивительную уникальность. И тем не менее он ложится в землю, чтобы слепо и тупо сгнить и исчезнуть навсегда.

Г-н Бараш предлагает слить некоторые аспекты биологии, буддизма и экзистенциализма в нечто вроде манифеста принципов новой жизни. По сути, он делает вывод о том, что наука не способна прояснить все аспекты человеческого естества, поэтому в поисках ответа на основополагающий вопрос «Как жить?» приходится прибегать к трансцендентальному дискурсу. Едва ли грамотный философ найдёт что-то новое для себя в этой работе, а вот учёным книга на многое откроет глаза.

Дмитрий Целиков
Подготовлено по материалам NewScientist.  


http://nashaplaneta.su/blog/vozmozhen_li_buddistsk...od_k_biologii/2014-01-14-10317

Рубрики:  =ИНТЕРЕСНОЕ В МИРЕ=/Религия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку