-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ninel2401

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2011
Записей: 3037
Комментариев: 268
Написано: 4703


Таллин. Эстония. 2012 год.

Вторник, 17 Января 2012 г. 22:25 + в цитатник
Цитата сообщения Юфан Таллин. Эстония. 2012 год.

Как то спонтанно на этих зимних каникулах решил прокатиться в Таллин. Не был там ни разу. Но очень люблю старину - замки, башни, стены.Просто пройтись по мощёным улицам между старинными домами. Окунуться в эту атмосферу, почувствовать то время. А это и есть лучший для меня отдых. Ну не могу я на пляже валяться :) Может быть конечно слишком много информации, но  без этого я как то не могу :) Извините.

Юфан


 Самое ранние упоминание города Таллин мы находим в 1154 году, в трудах арабского географа Аль-Идриси, где описывается город под именем Колывань, как «маленький город, скорее похожий на крепость, с большой гаванью». А в русских письменных источниках информация о городе встречается с 1223 года.

4184717_tallininfo_clip_image001 (244x308, 34Kb)

Герб Таллина



Датский период: 1219 - 1346
1219 - после ожесточенной битвы датчане под предводительством Волде-мара II завоевали Таллинн и Северную Эстонию
1248 - по Любекскому кодексу городище получило права города
1285 - город уже входил в Ганзейский союз и развивался как важный и влиятельный торговый центр
1346 - Дания продала Таллинн вместе со своими владениями в Северной Эстонии Тевтонскому ордену, затем он перешел к Ливонскому ордену.
Этот период оставил в архитектурном наследии Таллинна такие замечательные памятники, как Домский собор, старейшая церковь Таллинна и Замок Тоомпеа – один из старейших и величественнейших архитектурных комплексов, в котором сейчас расположился Парламент Эстонии. На вершине 48-метрового Длинного Германа развевается государственный флаг Эстонии.

Золотой век: начало XV – середина XVI столетия
4184717_IMG_7488 (700x467, 52Kb)Город входил в Ганзейский союз и играл важную роль в регионе Балтийского моря. Экономический подъем тех времен способствовал не только основательному укреплению границ города, но также создал все предпосылки для активного творчества - создания архитектурных и художественных ценностей.


1524 – происходит реформация и провозглашается лютеранство
В течение этого периода была построена Церковь Олевисте – самое высокое сооружение в средневековой Европе.
В результате основательной перестройки в 1402 – 1404 годах, свой нынешний облик приобрела Таллиннская Ратуша - наиболее сохранившееся здание средневековой Ратуши в Северной Европе. Сейчас здесь устраиваются праздничные приемы и концерты.
Таллиннская городская стена, укрепленная оборонительными башнями, к XVI веку превратилась в одно из самых мощных и надежных
фортификационных сооружений Северной Европы. Толщина городской стены с 46 мощными оборонительными башнями, достигала 3 м, высота – 16 м, а протяженность -4 км.

«Старые добрые шведские времена»: 1561 - 1710
1561 - после Ливонской войны между Россией, Польшей и Швецией Таллинн перешел в подданство Швеции
1625 – остальная территория Эстонии стала частью Шведского Королевства
Шведский период в Эстонии знаменателен быстрым развитием в области образования и созданием школ.

Российский период: 1710 – 1917
Дважды в правление Ивана Грозного, в 1570 и 1577 годах, под стены Ревеля приходили русские войска, но каждый раз город выдерживал осаду.
1710 - в ходе Северной войны в году Таллинном овладели войска Петра I и город был включен в состав России как центр Ревельской (с 1783 года -Эстляндской) губернии.
XX век
В октябре 1917 года в городе установлена советская власть, но уже в феврале 1918 года Таллинн оккупировали немецкие войска. С 1918 года Таллинн является столицей Эстонии
24 февраля 1918 - Эстония объявила себя независимой демократической республикой, но уже на следующий день в страну вторглись немецкие войска, которые не признали ее независимость.
2 февраля 1920 - после заключения Тартуского мирного договора и вплоть до 1940 года Эстония существовала как суверенное государство.
1940 - 1941 - как и вся страна, Таллинн был оккупирован советскими войсками и включен в состав СССР,
1941 – 1944 - немецкая оккупация.
1944 - 1991 - Эстония входила в состав Советского Союза.
20 августа 1991 - Эстония вновь обрела независимость, восстановив свою государственность мирным путем в результате так называемой “поющей революции”.

4184717_IMG_6686 (700x467, 61Kb)

Монастырь Девы Марии ордена Святой Бригитты

В средневековье этот монастырь был крупнейшим в Ливонии. Основанный в 1407 году, просуществовал он всего 150 лет: уже в 1557 году войска Ивана Грозного превратили готическую крепость в руины. Впрочем, современные эстонцы нашли применение этим развалинам. Разбитые крепостные  и церковные стены сегодня служат декорацией для проведения летних концертов и ежегодных празднований Дня Монастыря. Рядом с останками крепости в 2001 году возведен новый корпус монастыря, который заселили монахини действующего до сих пор Ордена Святой Бригитты. К сожалению в монастырь не пустили. Говорят угроза обрушения существует. Восстанавливать тоже не собираются. Похоже так и развалится потихоньку.

4184717_IMG_6689 (700x467, 39Kb)

 Вид на Таллин со стороны Олимпийской деревни. Вид старого города в советское время можно было увидеть на банках с килькой :)

4184717_IMG_6718 (700x467, 40Kb)

Вид на старый Таллин. На переднем плане паром эстонской фирмы TALLINK

4184717_IMG_6726 (400x600, 39Kb)

Памятник броненосцу «Русалка»

                   Там где парк Кадриорг выходит к морю, на набережной, стоит великолепный памятник установленный в память о русском броненосце «Русалка» погибшем 7 сентября 1893 года во время шторма при переходе из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). Это фигура ангела держащего в руке православный крест. Постамент с как бы парящим над морем ангелом выполнен в виде носа корабля рассекающего гранит волн. Надпись на постаменте гласит: «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ». .
                  В той трагедии погибли 177 моряков, имена 12 офицеров перечислены на самом памятнике, а 165 матросов - на столбиках ограды.   Гибель российского броненосца "Русалка" 7 сентября 1893 года до гибели парома "Эстония" 28 сентября 1994 года являлась крупнейшей морской катастрофой на Балтике. Семь лет спустя после катастрофы был создан комитет по сбору пожертвований на сооружение памятника. Средства собирали по всей России. Памятник был открыт в девятую годовщину гибели «Русалки». Автор монумента – эстонский скульптор Амандус Адамсон также знаменит памятнико затопленным кораблям в Севастополе и скульптурами украшающими фасад Дома книги на Невском проспекте в Петербурге (бывшем доме компании Зингер), что напротив Казанского собора.
Сегодня оригинал барельефа хранится в городском музее, а на памятнике установлена его копия. Памятник морякам с броненосца "Русалка"пережил две мировые войны
                      В 2003 году Эстонские исследователи обнаружили место гибели легендарного российского броненосца. Экспедиция повторила возможный курс корабля, и расчет оправдался. Больше века "Русалка" пролежала на дне Финского залива. На уникальных кадрах, снятых водолазами, хорошо видна отличительная деталь "Русалка" - броневые винты старой крестообразной формы. На месте башенных орудий зияют дыры. Корпус "Русалка" вошел носом в глинистое дно и встал почти вертикально. Корма корабля возвышается над грунтом на высоту девятиэтажного дома. С момента гибели броненосца за нее не раз цеплялись рыболовные сети.
По словам эстонских исследователей, именно российская сторона должна решить дальнейшую судьбу затонувшего броненосца.

4184717_IMG_6908 (700x467, 76Kb)

Вот и оригинал барельефа в музее.

4184717_IMG_6906 (700x467, 76Kb)

4184717_Rusalka (700x241, 25Kb)

Фотография броненосца "Русалка"

4184717_Rusalka1 (700x233, 29Kb)

Как можно было проектировать корабли с такими низкими бортами? В последствии это признано ошибкой. Но броненосец с людьми не вернуть. :(. Это и стало одной из причин его гибели в шторм.

4184717_IMG_6740 (700x467, 115Kb)

4184717_IMG_6741 (700x467, 48Kb)

            Кафедральный собор Александра Невского - пятикупольная православная церковь, расположенная напротив дворца Тоомпеа, строилась в 1894-1900 годах. Некогда на этом месте был чудесный сад, в центре которого стоял памятник Мартину Лютеру. Собор, построенный по проекту профессора Петербургской Академии художеств Михаила Преображенского, посвящён великому владимирскому святому князю Александру Невскому, под предводительством которого одержана победа на льду Чудского озера (по-эстонски Peipsi järv) в 1242 году. По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1928 году, в период первой независимости Эстонии. Собор удалось сохранить, хотя в 1936 году с куполов сняли позолоту. В начале 1960-х годов собор пытались перестроить в планетарий, однако он был спасён. Любопытно, что именно здесь начинал свою церковную карьеру молодой епископ Алексей Ридигер, уроженец Таллинна, будущий патриарх Алексий II (1929-2008).

4184717_IMG_6757 (700x467, 64Kb)

Единственное здание верхнего города сохранившееся после пожара в 1684 году.

4184717_IMG_6747 (400x600, 31Kb)

Башня  Домского собора.

                 Домский собор.Старейшая церковь Таллина, также называется церковью Святой Маории. Сегодняшний облик Домского собора – итог многочисленных перестроек. Когда-то на этом месте стояла деревянная церковь – историки полагают, что она была построена в 1219 г. первыми датскими христианами, хотя первые письменные упоминания о ней относятся к 1233 г. Спустя 10 лет началось сооружение каменного здания.Нынешнее здание более современное , с готическим фасадом XIV века и интерьером, восстановленным после пожара 1684г. Барочная кафедра появилась в 1686 году, а органные хоры - в 1780г. Башня собора относится к эпохе барокко, а его многочисленные часовни – к более поздним архитектурным стилям. Что касается внутреннего убранства собора, то здесь в первую очередь заслуживают внимания могильные плиты XIII – XVIII веков, а также многочисленные дворянские гербы и эпитафии, посвященные знатным людям и относящиеся к XVII – XX вв. Среди похороненных в соборе знаменитостей - известный шведский полководец Понтус Делагарди и его супруга Софья Гулленхелм – дочь шведского короля Йоханна III, фаворит Екатерины Великой - адмирал Самюэль Грейг, а также знаменитый мореплаватель, возглавивший первую русскую кругосветную экспедицию, Адам Йоханн фон Крузенштерн. Если зайти в Домский собор через главный вход и сделать три шага в сторону южного нефа, то под ногами окажется большая каменная плита с надписью: «Отто Йоханн Туве. Могила хозяина поместий Эдизе, Вяэна и Коону. 1696 год от Рождества Христова». Как гласит предание, этот Туве был настоящим прожигателем жизни - обожал пиры с вкусной едой и винами, да еще и в компании красивых женщин. Однако когда пришло время умирать, Туве охватило горькое раскаяние, и он попросил похоронить себя рядом с порогом Домского собора. Чтобы все богобоязненные горожане, молясь и кланяясь при входе, заодно искупили бы и его многочисленные грехи...

4184717_IMG_6753 (700x467, 49Kb)

Часы на башне собора.

4184717_IMG_6758 (700x467, 39Kb)

Ещё такие если те неправильно показывают :)

4184717_IMG_6764 (700x467, 45Kb)

Старый город со смотровой площадки.

4184717_IMG_6772 (700x467, 7Kb)

"Старый Томас" на Ратуше.

Фигура старого воина, называемая Старым Томасом была поставлена на вершину шпиля таллинской городской ратуши в 1530
году.Согласно легенде, каждую весну в средневековом Таллине, на площади возле Больших Морских ворот, устраивались состязания лучших лучников города. Самому меткому стрелку, которому удавалось поразить мишень — деревянную фигурку попугая, установленную на верхушке высокого шеста, вручался большой серебряный кубок. И вот однажды, когда достопочтенные рыцари только-только выстроились в ряд и натянули свои луки, попугай вдруг неожиданно свалился, пронзённый чьей-то стрелой. Неизвестным стрелком оказался обычный таллинский юноша — бедняк по имени Тоомас. Проказника отругали как следует и заставили водрузить мишень на прежнее место. Однако новость уже успела облететь весь Таллин, и мать Тоомаса приготовилась к худшему… По счастью, дело приняло иной оборот — юношу не наказали, а предложили ему стать городским стражником, что по тем временам было огромной честью для бедняка. Впоследствии Тоомас не раз проявлял героизм в сражениях Ливонской войны и полностью оправдал оказанное ему доверие. А к старости отпустил себе роскошные усы и стал удивительно похож на бравого воина, возвышавшегося на башне Ратуши. С той поры флюгер на Ратуше называют «Старый Тоомас»

4184717_IMG_7484 (400x600, 37Kb)

 Оригинальный Старый Томас. В 1944 году в Старого Томаса попали во время бомбового налета. Сожжённый шпиль был реконструирован, а новая копия Старого Томаса установлена в 1952 году. В 1996 шпиль был обновлен и для охраны Таллина была установлена третья фигура Старого Томаса. Оригинальный флюгер сохранён в Городской Ратуше. Вторая фигура, установленная в 1952 году, выставлена в таллинском городском музее.

4184717_IMG_6777 (400x600, 51Kb)

                 Церковь Святого Олафа.возвышается не только над старым городом, ее тонкий шпиль можно увидеть даже с некоторых окраин Таллина. И в этом ничего удивительного,  в XVI веке башня церкви считалась самым высоким зданием в Европе, и купеческие корабли видели ее с моря за многие километры. Местные жители называют церковь Олевисте.

                 Первые упоминания о церкви на этом месте относятся к XII веку, однако существующее здание построено в  XV веке. Хотя вследствие пожаров очень часто страдал знаменитый высокий шпиль башни.  Так в  XVI веке, когда башня считалась самой высокой, ее высота достигала 159 метров, сейчас же это значение равно 123.7 метрам. Хотя башня меньше и построена после пожара 1820 года, она сохранила характерную историческую особенность. В свое время большинство башен таллинских зданий было перестроено под влиянием стиля ренессанс, Олевисте же получило настоящую готическую башню, очень приближенную копию первоначальной  XVI века, отличающуюся лишь высотой.

Существует несколько версий происхождения названия церкви, все разной степени правдоподобности.

               Внутри это грандиозное здание не менее интересно, чем снаружи. Большой элегантный орган сделан в Германии в 1842 году в известной компании по производству органов Эберхарда Фридриха Валкера. Алтарь и его стена высечены из доломита, а фигуры на нем отлиты в бронзе и позолочены в мастерской Санкт-Петербурга. Церковь действующая и каждое воскресенье там проводятся лютеранские богослужения. Нередко она открыта и для свободного посещения. А на вершине башни у подножья остроконечного шпиля устроена смотровая площадка. В летнее время на нее можно попасть, купив билет в кассе церкви и взобравшись по довольно крутой винтовой лестнице. Но затраченные силы окупятся с лихвой — такого захватывающего вида на старый город и порт вы не увидите больше ниоткуда.

  4184717_IMG_6925 (700x467, 25Kb)

4184717_IMG_6932 (400x600, 31Kb)            

    Церковь Святого Олафа.

Легенда о происхождении названия церкви Олевисте

                Башня церкви Олевисте — самое высокое здание старого Таллина. А какое-то время она была и самой высокой во всей Европе. С давних пор церковь для таллинцев имела большое значение, а происхождение ее названия обросло легендами. Самая известная из них гласит, что однажды умные головы города решили, что для того, чтобы торговые корабли чаще приставали к ревельскому порту, необходимо построить очень высокую церковь, которая была бы видна с моря за многие километры. Но не знали они мастера, который мог бы осуществить столь сложную работу. Вскоре, будто прознав об этом, появился в городе незнакомец, высокий и крепкий. Он то и вызвался построить здание, которое доселе не видела Европа. Горожане были рады, только вот плата за работу была столь высокой, что им и вовек не собрать было столько золота. Но мастер предложил особое условие — он не возьмет платы за работу, если горожане угадают его имя.Когда строительство подходило к концу, горожане всерьез забеспокоились. Ведь все их попытки выведать имя таинственного великана заканчивались ничем — мастер был угрюм и необщителен. Единственное, что удалось прознать, так это где живет  мастер. И вот однажды, когда до окончания строительства осталось всего-ничего, шпионы, которых послали наблюдать за домом, услышали, как жена строителя укачивает дитя и приговаривает «Спи,  малыш, засыпай. Скоро Олев вернется домой с полной золота сумой».Так тайна открылась горожанам. И вот на следующий день, когда строитель уже устанавливал крест на верхушке башни церкви, один из горожан возьми да и скажи: «Олев, слышишь, Олев, а крест-то у тебя покосился!». От неожиданности Олев вздрогнул, разжал руки и сорвался вниз с высоты. И тут же у разбившегося насмерть великана выпрыгнула изо рта лягушка и выползла змея. Все указывало на то, что силач водился с нечистью. Но несмотря на избавление от непомерной платы за строительство, горожане все же решили назвать церковь в честь ее могучего строителя.Но это конечно легенда, а правда заключается в том, что названием своим церковь обязана королю Норвегии Олафу II Харальдсону, который принес в свою страну христианство в XI веке и был за это впоследствии причислен к лику святых. Его и выбрали покровителем церкви.

4184717_IMG_7466 (700x467, 47Kb)

4184717_IMG_7467 (400x600, 23Kb)

Церковь Пюхавайму (Святого духа)

Недалеко от центра можно увидеть стройную, восьмигранную как у ратуши, колокольню церкви Пюхавайму – то есть Святого Духа. Как и другие таллиннские башни, она вначале завершалась готическим шпилем, заменённым позднее на кивер, перекликающийся с башней ратуши. На башне церкви находится самый древний из известных в Таллинне колоколов, отлитый в 1433 году, его украшали виноградные лозы и фигуры, а также надпись, которая гласила: «Бью для всех одинаково верно, как служанке, так и слуге, как госпоже, так и господину – и это никто не может поставить мне в вину». Начало строительства храма историки датируют XIII веком, когда при богадельне Святого Духа возвели небольшую капеллу размером 9 на 7 метров. Сейчас эта часть служит алтарём. В XIV веке храм расширили, заодно пристроив восьмигранную башню. Особенность этой церкви в том, что стоящие по центру 4 квадратных столба делят церковный зал всего на два нефа. В одном находится алтарь, другой завершает витражное окно. Предполагают, что раньше нефы разделяла решётка. В одном нефе молились обитатели богадельни, другой был предназначен для горожан. На столбы опираются крестовые своды. Церковное убранство и утварь собирались веками. Сегодня самое выдающееся произведение – чудом уцелевший во времена Реформации многостворчатый деревянный алтарь. Он выполнен по заказу таллиннского магистрата в 1483 году известным мастером Бернтом Нотке из Любека. Считается одним из самых ценных памятников готического искусства в Эстонии. В средней части алтаря в ажурном резном обрамлении представлена сцена сошествия Святого Духа на апостолов. В центре – фигура Божьей Матери. В боковых створках – фигуры святых. Верхнюю часть всего алтаря украшает фриз с растительным орнаментом. В центре он прерывается миниатюрной резной часовенкой с фигурками, изображающими венчание Девы Марии. На балке алтарной арки – великолепное деревянное распятие. В церкви Пюхавайму находится самая старинная из сохранившихся в Таллинне деревянных висячих кафедр, созданная, как предполагается, таллиннским мастером Бернтом Бенникером в конце XVI века. Стенки кафедры и ведущей на неё лестницы украшают резьба и деревянные скульптуры святых, раскрашенные в яркие цвета. На лестнице – три многофигурных рельефа на библейские темы.
4184717_IMG_7454 (700x467, 46Kb)

Фотографировать нельзя. Да и попасть туда трудно. Хорошо я этого не знал (Это я про попасть):) Какая-то служба шла.  А
фотографировал тайно, как разведчик :)Каюсь ..

Богато декорированный деревянный балдахин кафедры завершает фигура сидящего на престоле Бога-Отца. Великолепны резные деревянные хоры, охватывающие по периметру церковный зал, в создании которых принимал участие выдающийся скульптор и резчик первой половины 60-х годов XVII века Элерт Тиле. Хоры украшают 57 картин, разделённых резными деревянными балясинами, составляющие «Biblia pauperum» - т.е. Библия для неграмотных. Это действительно Библия в картинах, первая из которых изображает Адама в раю. В 1513 году выполнен резной рельеф скамьи хоров с изображением апостола Андрея. На хоры можно подняться по узкой винтовой деревянной лестнице и полюбоваться сверху церковным интерьером и прекрасными витражами окон. Долгое время церковь служила ратушной часовней. Большую роль церковь сыграла и для формирования эстонской идентичности. После Реформации храм отошел национальной общине и стал одним из центров культуры. Священнослужители церкви Симон Ванрадт и Иоханн Коэль составили и перевели на эстонский язык катехизис лютеранской веры, напечатанный в 1535 году в Виттенберге, - одно из старейших печатных изданий на эстонском языке. От этого издания до наших дней сохранились 11 фрагментов. Именно в этих стенах, в начале XVII века пастор Георг Мюллер впервые произнес проповедь на эстонском. От его трудов сохранились 39 богато оформленных текстов проповедей, ставшие теперь источником изучения истории эстонского языка. В конце XVI века служивший в церкви Балтазар Руссов написал знаменитую «Ливонскую хронику», напечатанную в 1578 году в Ростоке.

4184717_IMG_7465 (700x467, 40Kb)

Фасад церкви с 1433 года украшали часы, их бой сопровождал жизнь горожан. Те часы, что мы можем видеть сейчас, выполнены
Кристианом Аккерманом в 1684 году. Круглый расписанный циферблат вставлен в квадратную нишу, обрамлённую каменным наличником простого рисунка. Вся ниша между циферблатом и наличником заполнена резьбой. Большинство церквей Таллина в течение времени существования несколько раз перестраивались и достраивались, церковь же Святого Духа сохранила свой облик практически неизменным с XIV века.

4184717_IMG_7460 (400x600, 36Kb)

Неподалеку от ратуши расположено здание Большой гильдии (в начале улицы Pikk). Наибольшей известностью среди
достопримечательностей Нижнего города Таллина пользуется Большая гильдия - ведь в этом готическом здании размещался Государственный исторический музей Эстонской ССР. Теперь это музей истории Эстонии. К сожалению не успел его посетить. К тому же здание расположено в  самом центре города - на краю небольшой площадки, образованной улицей Пикк.

4184717_IMG_7148 (400x600, 35Kb)

Большая гильдия основана в первой половине XIV века. Гильдия не имела своего покровителя - святого, то есть она с самого начала была светской организацией, объединявшей и представлявшей интересы богатого купечества, в руках которого сосредоточено было и управление жизнью города (многие купцы были членами магистрата). В XIV веке гильдейский дом располагался на небольшой площади напротив нынешнего музея. Для строительства сохранившегося до наших дней здания весной 1406 года гильдия приобрела узкий участок между улицами Пикк и Лай, на котором в 1407-1410 годах и было построено новое гильдейское здание. После 1413 года над Биржевым проходом (Бёрси кяйк) были устроены подсобные помещения гильдии - над аркой, выходящей на ул. Пикк, так называемая акцизная камера, в которую можно попасть из малого зала гильдии; с другой стороны, у выхода на ул. Лай был установлен каменный столб и две пологие несущие арки, а над ними возведены необходимые помещения, в том числе и камора невесты (в гильдейских домах такое помещение не редкость - свадьбу обычно справляли в гильдии и первую ночь молодожены проводили здесь же).Здание Большой гильдии - одноэтажное строение с мощной двускатной крышей, фасад его (он имеет в ширину 16,8, в высоту - 20,5 метра) с высоким щипцом несколько отодвинут от красной линии улицы и в нижней части решен весьма лаконично. Плоскость его прорезают три оконныхпроема, когда-то они были прямоугольные, но в XIX веке им придали стрельчатую форму, и строгий стрельчатый портал. Над порталом установлен старинный фонарь. Высокий щипец отделен от собственно фасада простым карнизом и расчленен четырьмя вытянутыми стрельчатыми ложными нишами и тремя четырехлопастными нишами. В средних нишах расположены товарные люки, а в двух нишах в виде четырехлистника - изображение малого герба Таллина, являющегося одновременно и гербом гильдии. Завершает щипец конек высотой 1,6 метра, который своей формой как бы повторяет очертания здания.

4184717_IMG_7461 (700x467, 16Kb)

На коньке крыши видна цифра 1410 - год завершения строительства здания, протянувшегося в длину почти на 49 метров и имеющего два
двухнефных зала. В подвале до сих пор видно, что первый, меньший, теперь разделенный на несколько небольших помещений, зал повторяетьгабариты прежнего жилого дома, большой зал построен на месте двора и помещавшихся в конце его хозяйственных построек. Залы Большой гильдии перекрыты крестовыми сводами, их поддерживают простой формы консоли и шестигранные столбы. Базы столбов по форме очень просты, капители же выполнены затейливее, в них ощущается получившая распространение в архитектуре Таллина XV века суховатая, стилизованная, лапидарная трактовка декора. Используются как растительные, так и звериные мотивы.Как и во всех жилых домах и в ратуше, так и в здании гильдии была кухня, а в ней очаг с кожухом, расположенный в правом заднем углумалого зала. Под ним в подвале находилась топка, откуда топили калориферы, обогревавшие малый и большой залы. В большом зале отверстия каналов теплого воздуха находятся не в полу, как это было в жилых домах, а значительно выше уровня пола - в нишах стены.Из былого убранства Большой гильдии сохранилось только два люнета в правой части малого зала, разделенного на несколько помещений. Оба живописных полотна созданы в 1869 году - на картине Томаса Альберта Шпренгеля изображена встреча первого лютеранского проповедника в  Таллине, на картине Леопольда фон Пецольда - въезд в город "майского графа". Представляет интерес массивная дубовая дверь главного входа, поверхность которого украшена гвоздями с большими декоративными шляпками. На створках дверей сохранились дверные молотки, отлитые в 1430 году мастером Мертеном Зейфертом.

В 1623 году в подвале гильдии со стороны ул. Пикк был открыт винный погребок "Das susse Loch" ("Сладкая нора"), который существовал на радость любителям выпить до начала прошлого века. Сама гильдия как организация была закрыта в 1920 году. В средние века ул. Пикк была главной улицей города. Здесь находились и все другие гильдии, однако, время отнеслось к ним не столь бережно, как к Большой гильдии

4184717_IMG_7468 (400x600, 46Kb)

4184717_IMG_7472 (400x600, 25Kb)

Ратуша.Однако, безусловно, самым ценным памятником архитектуры ансамбля площади является таллиннская Ратуша -старейшая из сохранившихся средневековых ратуш не только у нас в стране, но и во всей северной Европе. Первое дошедшее пока до нас письменное упоминание о Ратуше относится к 1322 году. Известно, что в этот период она была значительно меньше существующего ныне здания. Свои сегодняшние размеры и внешний вид Ратуша получила в 1401 -1404 годах. Правда, надо сразу же оговориться, что при строительстве нового здания максимально использовали уже имеющееся. Работами руководил каменотес Геркен со своими помощниками Матиасом и Якобом, они же выполняли и всю наиболее ответственную ее часть. Все детали из тесаного камня выполнены в строгой и энергичной манере, характерной для таллиннских резчиков по камню XV века. Ратуша без каких-либо крупных перестроек просуществовала до середины XVII века, когда фасад ее решено было сделать симметричным, как того требовало барокко. Главный вход в соответствии со вкусами времени перенесли в центр здания, а старый портал стал продолжением аркады. Тогда же аркада, которая сейчас снова открыта, была занята лавками купцов.

4184717_IMG_7478 (700x467, 19Kb)

В 1651-1652 годах переделки производились и внутри ратуши - бюргерский зал разделили на несколько помещений, сюда переехала часть
канцелярии магистрата, которая прежде находилась в доме № 15 по пл. Раэкоя. И только спустя три столетия в ходе реставрационных работ 1970-1974 годов когда-то самый большой в Таллинне зал получил свой первоначальный вид.Из более ранних переделок крупнейшей является возведение кивера башни, имеющей в высоту 61,5 метра. Эту работу выполнил Гейгер Графф в 1627-1628 годах по заказу ратмана Ханса Йохана Мёллера, который решил сделать городу такой подарок. Этот кивер, имевший формы, характерные для позднего ренессанса, не сохранился - в 1781 году в ходе основательного ремонта мастер Паскалис Каппен придал всем формам кивера барочную плавность и округлость, правда, прежнее членение его сохранилось. В таком виде кивер был восстановлен и в 1952 году. На шпиле укреплен флюгер "Старый Тоомас" - копия оригинала, сделанного в 1530 году и теперь хранящегося в Таллиннском городском музее.

4184717_Ratysha_Tallin (700x467, 175Kb)

Старый городской набатный колокол на ратушной башне отлит в городской литейной мастерской мастером Хинриком Хартманом в 1586 году. Фасад ратуши украшают затейливые водосливы в виде голов дракона, изготовленные в 1627 году, ниже в стене имеется ниша, где когда-то помещалась картина "Судный день", теперь она хранится в музейных фондах.

4184717_IMG_6799 (400x600, 64Kb)

К одному из столбов аркады прикреплены старинные меры длины - аршины и сажени, которыми пользовались торговцы тканями. К другому столбу прикреплены шейное кольцо и кольца для рук и ног с малого позорного столба. Часы на фасаде ратуши установлены в 1843 году.

4184717_IMG_7496 (700x467, 61Kb)

4184717_IMG_7511 (700x467, 45Kb)

4184717_IMG_7510 (700x467, 53Kb)

Двухнефный бюргерский зал с восьмигранными столбами и крестовыми сводами, однонефный зал магистрата, ратушная кухня и
служебная каморка. Бюргерский зал назывался когда-то и передней, сюда ведет лестница от главного портала ратуши. Зал магистрата прежде назывался комнатой магистрата.

4184717_IMG_7497 (700x467, 38Kb)

Символический ключ от Таллина.

4184717_IMG_7505 (400x600, 43Kb)

4184717_IMG_7509 (700x467, 50Kb)

От изготовленной в 1374 году скамьи бюргермейстеров сохранились только боковины, спинка сделана около 1430 года. На одной из
боковин изображена схватка бесстрашного Самсона со львом - своеобразная аллегория борьбы добра со злом. Супружеской верности посвящена сценка из средневекового рыцарского романа о Тристане и Изольде. Эта мебель XIV века была изготовлена для старой ратуши.

4184717_IMG_7500 (400x600, 45Kb)

4184717_IMG_7498 (700x467, 38Kb)

4184717_IMG_7513 (700x467, 37Kb)

4184717_IMG_7157 (400x600, 27Kb)

4184717_IMG_7158 (700x467, 68Kb)

Церковь Святого Николая (Нигулисте).
                  Церковь Святого Николая была построена в 1230 – 1270 гг. немецкими купцами с ныне шведского острова Готланд и названа в честь покровителя моряков и рыболовов. Первое письменное упоминание о церкви датируется 1316 годом.

                   Так как храм был возведен до завершения постройки стены вокруг нижнего города, изначально он нес и оборонительные функции. Во время нападения в этой мощной церкви могли укрыться люди, а также под потолком были устроены склады, где товары купцов были в безопасности. За семь веков своего существования церковь многократно перестраивалась, и от первоначальной постройки осталось немногое. В 1405- 1420 гг. церковь была перестроена, главный ее неф был значительно удлинен. Так церковь получила очертания, похожие на сегодняшние. В 1515 г. была увеличена колокольня, которая в то время венчалась готическим шпилем. В XVII веке готический шпиль был заменен барочным, приблизительно таким же, каким существует теперь. Нигулисте – единственная церковь Таллина, сохранившая убранства во времена Реформации. По преданию, 14 сентября 1524 года настоятель церкви приказал залить свинцом дверные замки, и разъяренная реформистская толпа после разгромов и ограблений церквей Св.Олафа, Св.Духа и Св.Катарины, подошла к церкви Святого Николая, но не смогла в нее проникнуть. Этого препятствия хватило, чтобы гнев толпы угас, и церковь, став лютеранской, сохранила свой внутренний облик.

 4184717_IMG_7326 (700x467, 61Kb)

4184717_IMG_7327 (700x467, 62Kb)

4184717_IMG_7328 (700x467, 60Kb)

                    Церковь сильно пострадала 9 марта 1944 года, во время бомбардировки Советскими войсками. В то время Таллин был оккупирован немцами, и Красная Армия хотела нанести удар по форту и инфрастуктуре противника перед наступлением. Однако, той ночью пострадал и Старый Таллин.   

                   В частности, на месте небольшого пустыря к югу от церкви стояли средневековые дома. Да и рядом можно видеть много зданий уже послевоенной постройки. К счастью, многие ценности удалось спасти, т.к. они были вывезены из церкви в хранилище. Реставрация началась в 1953 году и продолжалась до 1981 года. Теперь церковь Св.Николая является филиалом художественного музея Эстонии. Экспозиция включает в себя алтари времен позднего средневековья из Германии, Голландии и Бельгии, резные деревянные гербы, каменные надгробья XVII века, как принадлежавшие церкви, так и пополнившие экспозицию экспонаты.

4184717_IMG_7439 (700x467, 55Kb)

               Жемчужиной коллекции музея является фрагмент картины «Пляска смерти», любекского художника Бернта Нотке, жившего в 1435-1509 гг. (автора памятника Святому Георгию, находящегося в историческом центре Стокгольма). Второй вариант этой картины погиб в Германии во время Второй мировой войны.

4184717_IMG_7441 (700x467, 46Kb)

          Великолепная акустика старинной церкви предопределила использование ее зала как концертного. Под величественными сводами регулярно проводятся органные концерты.  

4184717_IMG_7339 (400x600, 40Kb)      

4184717_IMG_7382 (700x467, 44Kb)

4184717_IMG_7386 (700x467, 53Kb)

4184717_IMG_7374 (700x467, 76Kb)

  4184717_IMG_7419 (700x467, 52Kb)  

4184717_IMG_7421 (700x467, 56Kb)

Надгробные плиты  в полу капеллы Св.Антония (Св.Матфея) принадлежали Бюргерам Таллина и их семьям XIV-XVII в.

4184717_IMG_7042 (700x467, 51Kb)

4184717_IMG_7017 (400x600, 43Kb)

4184717_IMG_7009 (400x600, 52Kb)

4184717_IMG_7006 (700x467, 66Kb)

4184717_IMG_6976 (400x600, 60Kb)

4184717_IMG_7185 (700x467, 37Kb)

4184717_IMG_7199 (700x467, 86Kb)

4184717_IMG_7245 (400x600, 62Kb)

4184717_IMG_7264 (400x600, 79Kb)

4184717_IMG_7257 (400x600, 59Kb)

4184717_IMG_7254 (700x467, 83Kb)

4184717_IMG_7247 (700x467, 100Kb)

Весь уникальный ансамбль Старого города с его многочисленными архитектурными памятниками окружен поясом оборонных сооружений. Средневековые укрепления, возведенные вокруг города к концу XIII века, превратили его в неприступную крепость. К XVI столетию этим укреплениям практически не было равных по мощи во всей Северной Европе. Толщина городской стены с 46 мощными оборонительными башнями, достигала 3 м, высота – 16 м, а протяженность - 4 км. До настоящего время сохранилась часть стены длиной 2 км и 26 оборонительных башен. Столь большая сохранность средневековой крепостной стены - редчайшая случайность. Здесь уместно напомнить, что Старый город так хорошо уцелел в основном потому, что стены и широкий пояс бастионов на большом протяжении препятствовали срастанию новых районов с историческим средневековым ядром. Практически это срастание произошло лишь там, где стены были снесены.

Схема укреплений Таллина

Сохранившиеся укрепления.

4184717_IMG_7124 (700x467, 66Kb)

Средневековый туалет :) Всё летело за стены крепости. На случай осады туалет использовался для стрельбы вдоль стен. Для этого сделаны проёмы.

4184717_IMG_7118 (700x467, 40Kb)

Стены действительно очень толстые.

4184717_IMG_7197 (400x600, 46Kb)

Девичья башня (Нейтситорн)-средневековая тюремная башня для девиц легкого поведения.

Эта башня была построена во второй половине XIV века одновременно с возведением городской стены. За прошедшие столетия Нейтситорн неоднократно подвергалась серьезным разрушениям и при восстановлении каждый раз перестраивалась.

4184717_IMG_7523 (700x467, 60Kb)

Вируские ворота, точнее всё что осталось от них.
Вируские ворота были построены в XIV веке и сохранились до нашего времени лишь частично.Вируские ворота находятся в восточной части городской стены. Главная башня ворот была построена в 1345 – 1355 гг. Сегодня через эти ворота можно попасть на улицу Виру с ее многочисленными магазинами, ресторанами и кафе, откуда рукой подать до Ратушной площади.

4184717_IMG_7169 (700x467, 27Kb)

Харьюские ворота, точнее часть того, что раскопалипри строительстве подземной парковки. Теперь это под толстым стеклом
выставлено на обозрение. Остальное решили не раскапывать :) А упрятали под бетон.

4184717_IMG_7483 (700x467, 54Kb)

А вот так они выглядели на самом деле.

4184717_IMG_7183 (400x600, 58Kb)

4184717_IMG_7184 (700x467, 97Kb)

 Орудийная башня Кик-ин-де-Кёк.

                   Возведена в 1475-1483 годах. Впервые упоминается в 1577 году при описании второго окружения Таллинна как «Kyck in de Kaeken».  С 1696 года используется применяемый и сегодня вариант названия башни «Kiek in de Kök», что в переводе с нижнесаксонского означает«смотри в кухню».В те времена защитники города могли запросто заглядывать с верхних ярусов башни на кухни таллиннских хозяек.  Стремительное развитие военной техники обусловило внушительные габариты Кик-ин-де-Кёк: могучая башня была снабжена необычайно толстыми,до 4 метров, стенами и потолками. Вторая орудийная башня Таллинна Толстая Маргарита является постройкой более поздней эпохи и представляет собой выступающую из городской стены полубашню.Третья орудийная башня, построенная одновременно с Толстой Маргаритой, предмостная башня Луренбург была снесена в 1767 году. Самая мощная орудийная башня в Северной Европе XVI века.По утверждению историков, башня Кик-ин-де-Кёк, построенная во второй половине XV столетия, некогда была самой мощной орудийной башней на всем побережье Балтийского моря. Ее диаметр достигал 17 м, высота - 38 м, а толщина стен – 4 м.В годы Ливонской войны Кик-ин-де-Кёк внесла свою весомую лепту в успех городского гарнизона, сумевшего отбить все атаки осаждавших сил.

                       В 1577 году во время осады войсками Ивана Грозного башня получила серьезные повреждения, однако устояла, несмотря на попытку осаждавших подорвать ее через потайной подземный туннель. В наши дни свидетельством былой артиллерийской мощи войск Ивана Грозного являются вмурованные в стену башни со стороны Тынисмяги 100- килограммовые каменные пушечные ядра. Во второй половине XVII века в период шведского владычества городские власти передали башню в прямое подчинение шведскому королю, а чтобы избежать сокрушительных артиллерийских ударов по основанию орудийной башни, ее стены были на 15 метров укрыты землей Ингерманландского бастиона (Харьюмяги). В 1958 году Кик-ин-де-Кёк открылась как музей. 25 марта 2010 открылся для посещения обновленный музейный комплекс Кик-ин-де-Кёк вместе с бастионными ходами. Что бы попасть в бастионные ходы нужно записываться на экскурсию по интернету. Число билетов ограничено. Кроме того нужно ещё попасть на экскурсию на нужном языке. Не могу сказать есть ли на русском. В стенах башни действительно торчат ядра каменные и железные.Видно место где она была проломана или разрушена.Музей который в башне я посетил.Вот некоторые экспонаты.

4184717_IMG_7191 (700x467, 58Kb)

4184717_IMG_7194 (400x600, 52Kb)

4184717_IMG_7196 (400x600, 54Kb)


Испанская скрипка (орудие пыток)

Единственный музей из всех, что я посетил, где берут деньги за фотографирование.

4184717_IMG_6857 (700x467, 87Kb)

4184717_IMG_6860 (700x467, 85Kb)

4184717_IMG_6876 (400x600, 57Kb)

4184717_IMG_6880 (700x467, 78Kb)

4184717_IMG_6881 (700x467, 59Kb)

4184717_IMG_6882 (700x467, 82Kb)

Большие Морские ворота и башня Толстая Маргарита
Большие Морские ворота и башня Толстая Маргарита были построены для защиты города от нападения с моря, а еще для того, чтобы производить впечатление на прибывающих в Таллинн заморских гостей. Большие Морские ворота, расположенные в северной части города, рядом с гаванью, были построены одновременно с городской стеной.В начале XVI столетия рядом с воротами, в ходе их перестройки, была возведена орудийная башня со 155 бойницами, которую за ее внушительные размеры - диаметр 25 м и высоту 20 м - прозвали Толстая Маргарита. За свою долгую историю Толстая Маргарита использовалась также как оружейный склад и тюрьма. Сегодня в башне располагается Эстонский морской музей, знакомящий с историей мореплавания и рыболовства в Эстонии. А со смотровой площадки на вершине башни открывается потрясающий вид на Старый город и Таллиннский залив.

4184717_IMG_6918 (400x600, 60Kb)

4184717_IMG_6914 (400x600, 47Kb)

4184717_IMG_6910 (700x467, 42Kb)

Рубрики:  Прибалтика

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку