Это была эпоха, когда костюм превращал равно даму и кавалера в изящные статуэтки, предназначенные только для одного – наслаждаться жизнью и украшать её. Собой.
Тонкие талии и пышные полы... Женских? Нет, мужских костюмов! Покрытых тончайшей вышивкой... Их же пышные кружевные манжеты и жабо...
А уж женские костюмы, который век поражают воображение.
Предыдущие эпохи и последующие могли превзойти эпоху галантную в элегантности или утончённости, но в фантазии и прихотливости – нет!
Век XVIII явил миру поистине "невыносимую галантность бытия"...
Заметим, что основные элементы костюма на протяжении века менялись мало. Рубашка, камзол, кафтан (жюстокор), короткие штаны-кюлоты и чулки у кавалеров. У дам– корсет, нижняя рубашка, и несколько разновидностей платьев.
Но вот что можно было сделать на этой основе...
Одна дама, историк моды, подсчитала, что к 1780 году было сто пятьдесят способов отделать платье.
Это число вас не впечатлило?
Наверное, не очень – ведь мы так часто говорим "я знаю сто способов сделать!"
Что-нибудь...
Но в данном случае сто пятьдесят – в буквальном смысле, а не в переносном. Допустимых силуэтов было не и так много, а, значит, в этих узких рамках действительно нужно было уметь проявить фантазию, чтобы отличаться от окружающих!
Ах, главное платье эпохи, robe à la française, постепенно превратившееся за столетие из наряда для неофициальной, домашней обстановки, в придворный костюм – тонкая талия, рукава до локтя, украшенный пышнейшими манжетами, нижняя юбка, видная в разрезе верхней, но главное – спинка платья, заложенная изящными складками, и составляющая одно целое с юбкой платья, порой переходящей в небольшой шлейф!
Эти платья в XIX веке получат название "платьев со складкой Ватто" – Антуан Ватто, один из самых знаменитых живописцев эпохи, запечатлел множество дам, платья которых укладывались сзади в прихотливые складки и изгибы. Ну а мы можем представлять, как переливались тончайшие ткани при движении...
Юбки поддерживались поначалу куполообразным каркасом, который во Франции называли "панье", "корзинка", а во второй половине века на смену такой конструкции пришли два полукупола, по одному с каждой стороны, скреплённых на талии тесьмой.
Панье, или фижмы, могли иметь разную форму и разную величину – округлые или сплющенные спереди и сзади; могли быть и небольшими, и чрезвычайно широкими, как, например, в придворных платьях "мантуях".
Сшитые из самых роскошных тканей, с юбкой порой такой ширины, что дама могла войти не во всякую дверь, юбками, плоскости которых могли продемонстрировать, словно разложенные на столе, богатство ткани, её вышивки и отделки, мантуи порой надевали один единственный раз, в тот день, когда даму представляли монарху.
А затем бережно хранили это громоздкое чудо.
Юбка верхнего платья драпировались сзади с помощью шнуров, петелек и пуговиц в огромные пышнейшие складки, предвосхищая турнюры век спустя.
В 1981 году Зандра Родс, британский дизайнер, представила "Елизаветинскую коллекцию".
Но вот для того, чтобы создать это платье из чёрного атласа и золотого ламе, она изучала не столько костюмы XVI века, сколько панье века XVIII.
Вот только её современный вариант получился съёмным – панье можно надевать как под юбку, так и поверх неё.
В коллекциях 2007 года, посвящённой шестидесятилетию дома Диор, и 2010 некоторые наряды снова возвращали нас в галантный век – силуэтом, деталями отделки, шляпками, сидящими на головах моделей под безумным углом из-за высоких причёсок...
Словом, несмотря на всю кажущуюся сложность и абсолютную, безумно прекрасную (или ужасную) непрактичность, мода галантного века вполне может дать что-то нам в веке нынешнем.
Давайте попробуем.
По меньшей мере, нас не казнят за расточительство на гильотине!