-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Люб0вь

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.08.2010
Записей: 11822
Комментариев: 2458
Написано: 16219


Марине Неёловой 70 лет...Как неумолимо время...

Вторник, 10 Января 2017 г. 12:59 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Марине Неёловой 70 лет...Как неумолимо время...


 

Марина Мстиславовна Неёлова (8 января 1947 года, Ленинград) — советская и российская актриса театра и кино. Большая часть творческой биографии пришлась на работу в театре «Современник». Наиболее известные роли она сыграла в таких картинах, как: «Монолог», «Осенний марафон», «Фантазии Фарятьева» и «Дорогая Елена Сергеевна». Народная артистка РСФСР (1987).




*****
Я,актриса Марина Неёлова,Выхожу на подмостки дворца,Чтобы звуками арфы Эоловой Перебрать,словно струны,сердца.Зал и сцена! Мои вдохновители!Сердце сжалось,на мигзамерев,Изабился в артериях зрителей Словом-птицею пущенный нерв.Я сегодня –
на жизненном полюсе,И за то не люблю я кино,Что мятежную жизнь моюв образе Разрывает начасти оно.Вот я новый наряд примеряю,И трещит героиня по шву.Я живу –это значит, страдаю.Я играю –и, значит,живу!

А.Карпенко

Быть может, самое интересное в искусстве Марины Нееловой вот что. Играя большие, заметные роли, нередко захватывая полностью весь интерес зрителей, накреняя фильм или спектакль так, чтобы героиня ее оказалась в центре всеобщего внимания, Неелова, однако, вовсе лишена характерных повадок кинозвезды или театральной «героини». Она не признает ни подкупающих улыбок, ни трогательных интонаций, ни всегда готового к услугам обаяния, она не пытается создать вокруг своих героинь поэтический ореол особенной привлекательности. Всякий раз любой ценой она стремится прорваться туда, где правда. А потому скорее готова причинить зрителям боль, вызывать их горечь и раздражение, нежели наспех произвести впечатление приятное, солнечное. На службу правде поставлено все, в жертву правде без колебаний будут принесены и красота, и грация, и шарм, которыми актриса от природы наделена щедро, в избытке. Только потом, вслед за правдой, вместе с нею придет и вера в человека, в его способность возвыситься над собственной судьбой и найти в жизни высокий смысл, служению которому стоит и следует себя посвятить.

Константин Рудницкий

Обложка журнала "Филмови новини"(Болгария) No.10 - 1974

Коренная ленинградка, она в 25 лет стала москвичкой. На эту тему (очевидно, имея в виду и свой характер, и свои привычки) она замечательно пошучивает: «Я представляю собой станцию Бологое — нечто среднее между Ленинградом и Москвой». Творческое соперничество двух российских столиц — тема в искусстве давняя, изобилующая примерами всякого рода, и трагическими, и комическими. Однако замечено — чаще всего питерские актеры и режиссеры в Москве приживаются плохо или не приживаются вовсе.

В каком-то смысле «отдельность» Нееловой, ее сценическая стильность и внесценический стиль — петербургского происхождения. Но, может быть, потому, что именно Москва дала Нееловой успех и славу, зритель и коллеги приняли ее безоговорочно. Теперь даже мало кто помнит, что родина ее не Москва, а Петербург.

Двенадцатая ночь (1978)

Театральных людей в ее роду не было. За исключением двоюродной прабабки с красивой, эффектной фамилией Мичурина-Самойлова. Но сколько Неелова себя помнит, она мечтала быть актрисой. И до сих пор ни с чем в жизни не может сравнить радость, которую испытывает от того, что актрисой стала. Она жаждала аплодисментов всегда.

«Старая, старая сказка» (1968)

Хотя никогда не слыла человеком ни поверхностным, ни легкомысленным. Горечь жизни ощущает и принимает как должное и абсолютно уверена в том, что, только пройдя сквозь разные испытания, человек способен познать полноту жизни. «Только через огорчения приходит к нам истинное счастье, а ощутив потери, мы понимаем, что такое обретения».



Папу перспектива актерской карьеры дочери, видимо, мало устраивала. Он со значением развешивал по стенам собственные акварели, думая, что когда-нибудь и дочь пристрастит к рисованию. Мама Марины исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Но и тут, как с рисованием, ничего не вышло. Марина же сказала, что с детства мечтала быть только актрисой. Хотя балет стал ее «первым ожогом», и балет она до сих пор обожает.

Монолог .1972

Принц и нищий.1972.

Сломанная подкова.1973

Вечно живые.1976

По ее словам, каждый раз, как на сцене танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, ее охватывало чувство безумного восторга, и она плакала от счастья, что видит это. Должно быть, именно из балета, подспудно, пришло к Нееловой ощущение, что творческая профессия — это прежде всего ответственность, адский труд до седьмого пота, и работать «вполноги», как выражаются балерины, неприлично. После школы, преодолев конкурс в сто человек на место, Марина Неелова поступила в ЛГИТМиК, на курс очень известных питерских педагогов — Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева.

 

 Слово для защиты.1976

Благодаря кинематографу, мы, слава Богу, до сих пор можем наслаждаться его изящной и ироничной игрой («Небесный тихоход», «Вечно живые», «Верные друзья»). Говорят, уже в институте сложилось мнение, что у Нееловой несносный характер.Это называлось: «У нее, у Тереховой и еще у кого-то».

Саша — Марина Неелова."Просто Саша"1976

Враги.1977

На что, говорят, наша героиня отвечала, что, может быть, характер у нее просто есть? Говорят, уже тогда Неелова подавала большие надежды, и именно ее этюд отметил Меркурьев в своем дневнике эффектной фразой: «Ее биомеханическая ворона совсем как живая».

После того как на третьем курсе Неелова снялась в кино в фильме «Старая, старая сказка» у Надежды Кошеверовой (а съемки, как известно, не поощряются ни в одном творческом вузе), Меркурьев простил блудную дочь и принял ее обратно в свои объятия. Однако «ворона» оказалась не только живой, но и крайне застенчивой. Многие до сих пор недоумевают, отчего молодая актриса, которая так быстро и так легко, словно прыгая по облакам, взлетела к славе, после института пошла в штат «Ленфильма», а не в труппу какого-нибудь прославленного театра. Она много думала об этом.

 

Красавец мужчина.1978

Грезила только о БДТ и легендарном его режиссере Георгии Товстоногове. Но даже показываться в БДТ не стала. Боялась не понравиться, не поступить — и не справиться со страшной травмой в самом начале пути. Поэтому баюкала себя совершенно детской мечтой: вот снимется она в каком-нибудь удачном фильме, фильм прошумит, как березовая роща перед дождем, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. «Полный бред, конечно».


 Фотографии на стене.1978



Осенний марафон .1978


Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой. «Ситуация, когда тебя не надо, а ты есть, — это болезненнейшая для меня ситуация. Это у меня с детства. Всю жизнь боюсь быть не нужным. Панически. Ты есть, а тебя тут не надо. Ты к зрителю со своими эмоциями, а ему скучно. Ужасное, унизительное чувство» — это мнение Константина Райкина, одного из ее любимых партнеров и друга, Неелова разделяет, как мне кажется, абсолютно. Товстоногов, кстати, после «Старой, старой сказки» молодую актрису заметил, сказал своим, что надо бы с актрисой встретиться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но пока Товстоногов собирался, Неелова с киностудии уволилась и укатила в Москву — в неизвестность. «И очень напрасно, — прокомментировал тогда этот поступок Г. А. — Она потеряет все». Однако и Товстоногов иногда ошибался.

 

Фантазии Фарятьева.1979

Транзит.1981


В Москве Неелова успела чуть-чуть поработать в Театре имени Моссовета у Юрия Завадского. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом», которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда «Турбазу» Эдварда Радзинского, но спектакль запретили. В этот момент на Неелову обратил внимание молодой талантливый режиссер «Современника» Валерий Фокин.

Карусель .1983

Мы веселы,счастливы,талантливы.1986

Дорогая Елена Сергеевна..1988
Вместе с Константином Райкиным они пригласили ее войти в их спектакль «Валентин и Валентина». Что значит случай в актерской биографии! До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Нееловой на эту роль звали Ирину Муравьеву, но она уйти в «Современник» из Детского театра отказалась. А для Марины Нееловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в «Современнике» почти уже тридцать лет. Вот, собственно, и все. Остальное нюансы. Но в них-то и есть самое главное.

Анфиса 1992.

Ты у меня одна.!992

Тюремный роман.1993
Ее талант признали, и очень рано. Что особенно важно — признали «старики». Как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов («Монолог») партнер Нееловой Михаил Глузский много лет называл ее внучкой и рассказывал о молодой актрисе чудеса.

 

Крутой маршрут 2008


«Монолог»Ее обожала и сказала немало лестных слов в ее адрес отнюдь не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин словно в некотором недоумении и даже с испугом воскликнул: «Когда я вижу Неелову на сцене, мне кажется, что она играет всегда как будто в последний раз». Через четыре года после окончания института ее портрет поместили на обложке журнала «Советский экран». По тем временам — это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви.

А через пять лет службы в «Современнике» еще один драматург, Виктор Розов, заметив, что Неелова сумела «ярко блеснуть» и «звонко прозвучать» на фоне знаменитых актеров в спектакле «Фантазии Фарятьева», написал об актрисе статью под названием «Талант».

Название на страницах «ЛГ» было набрано очень крупными буквами. Припомнив сцену истерики ее Нины из фильма «Монолог», Розов простодушно признался: «Я, грешник, еще подумал тогда: как это режиссер добился такой глубины и правдоподобия чувствования от какой-то неведомой актрисы? Кино — искусство чудес, в том числе и фокусов.

Недаром оно называлось иллюзионом. Думал: и тут иллюзия актрисы. Нет!» По словам Розова, появление Нееловой на сцене преобразило все вокруг. «Что произошло? Что особенного? Острый поворот сюжета? Нет. Вспыхнули софиты и рампа? Нет. Зажглись люстры в зале? Тоже нет. На сцене появился Его Величество Талант. Он включил софиты и рампу, зажег люстры, повернул сюжет».

Говорят, однажды она заснула прямо на репетиции. Увидев свою первую и любимую актрису спящей, Галина Волчек с присущим ей юмором заметила, что с этим безобразием пора кончать, иначе в один прекрасный день Неелова заснет посреди спектакля. И это не анекдот. Как не анекдот то, что любимое место Нееловой в собственном доме — это диван, а любимое занятие — лежать на нем с книжкой в руках. Волчек, конечно, шутит, но Волчек лучше других знает, как умеет эта актриса распределить свои силы и защититься от суеты. Неелова сама об этом говорит: «Суета убивает мысль, путает, толкает на быстрые решения, которые оказываются в конце концов неверными: хочется спрессовать время…»


Эта нееловская вроде бы сонность, рапидность движений, эта кажущаяся замедленность, реакций, эта способность раствориться в толпе, «не светиться» в обыденной жизни, никому не докучать, ни к кому не приставать, никому не быть в тягость — это ее попытка, как говорят спортсмены, «сгруппироваться», желание сэкономить силы, сохранить себя для главного в жизни — для сцены.


Она, подобно принцессе из сказки, театром околдована. Очарована, обольщена, окольцована, взята в плен. И теперь не она играет в театр, а театр играет и владеет ею самовластно. Театр в ее представлении подобен волшебству — «это прекрасное полотно, на котором можно фантазировать до беспредельности». «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» — кто из наших талантливых актеров не повторял вслух или про себя эту крылатую фразу первого русского критика Виссариона Белинского, кто не разделил этого пафоса, кто не испытал этой горечи. По отношению к Нееловой это справедливее, чем к кому бы то ни было.


Однажды, смеясь, она призналась, что, если посадить ее в мешок и носить из одного помещения театра в другое, она четко и безошибочно определит, в каком направлении сцена. В другой раз она рассказала, как возмутилась и вспылила, читая интервью Андрея Тарковского. Режиссера среди прочего спросили: «А какие люди артисты? Сложные или несложные?» На что режиссер ответил: «А кто вам сказал, что это люди?» Поначалу страшно обидевшись, актриса потом поняла главное: «Нельзя быть одинаковой на двух территориях». А когда кто-то из знакомых посетовал, что в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?» Неелова неузнаваема, а ее Хани, в отличие от актрисы, похожа на серую мышку, «настолько непривлекательна, что просто невыносима», актриса восприняла это как высшую похвалу.


В жизни она — это статика. На сцене и киноэкране — движение, взлет, порыв. В жизни движение для нее — это усилие, попытка сдержаться, «выйти из кадра», чтобы забыли, желание, как у улитки, юркнуть в свою раковину-дом. Остановка в ролях — всегда кульминация, пик, фиксированная боль, главная эмоция. Кажется, только там, за огнями рампы, и можно узнать, какая она на самом деле, потому что в эти мгновения она беззащитна, — и почему любит театр больше всего на свете, кроме блага и истины. «Да, жизнь, которой я живу на сцене, есть моя единственная жизнь. Я знаю актеров, которые на сцене фантазируют эмоции или подставляют похожую из собственной жизни ситуацию. Я так не могу. Это — неискренне. Я знаю, что театр — это вранье. Но ведь дело во мне. В моем отношении к делу».



Для нее — театр не вранье, а самое настоящее. Она худеет, бледнеет, злится, тает, летает, работая. Она затрачивается. Это лишь с непривычки могло показаться, что истерика из «Монолога» — иллюзион. Но в тот момент она плакала настоящими слезами и точно помнила, что зовут ее не Марина, а Нина и это от нее в данный момент уходит первая любовь, которая кажется самой последней. В одном из своих интервью она сама произнесет это слово — сублимация, то есть замещение понятий и эмоций. На сцене она доживает и проживает другую судьбу — то, о чем ей страстно мечталось или чего в ее жизни не было никогда, то, что сложилось не так или чего никогда не будет. Роль дарит ей раскрепощение, лишает страхов, сомнений и комплексов.


Роль расширяет ее характер до беспредельности. Роль делает ее смелой.

Существует легенда, впрочем подтвержденная театральными фактами, что актеры даже с физическим недостатком — например, с сильным заиканием, — выходя на сцену, совсем о нем забывали и говорили плавно и складно, как по писаному, и потрясали зрительские сердца. Бесполезно гадать, могла бы в жизни Неелова мчаться за любимым в Ментону, не замечая его предательства, как ее Раневская, или отравить возлюбленного, как это делает ее Анфиса, хватило бы у нее сил перенести все, что перенесла и записала в «Крутом маршруте» Евгения Гинзбург… Это другие женщины. Это не она, это ее героини.


Марина Неёлова была в браке с режиссером Анатолием Васильевым. Их совместная жизнь продлилась восемь лет. После разрыва отношений супруги не общаются.

Анатолий Васильев - первый муж Марины Неёловой

Затем в жизни актрисы был роман со спортсменом-шахматистом Гарри Каспаровым. Их романтическим чувствам не помешал даже ощутимый разрыв в возрасте – Марина Мстиславовна старше Каспарова на 16 лет.

Роман продлился два года, за это время Неёлова успела познакомить своего кавалера со многими влиятельными людьми, к чему шахматист сильно стремился.

Но когда стало ясно, что актриса хотела бы официально вступить в брак, в ситуацию вмешалась мать спортсмена, направив все силы на прекращение этих отношений. Разрыв с Гарри Каспаровым наделал много шума, тогда на защиту Неёловой встал весь театральный мир. Актриса навсегда вычеркнула из своей личной жизни возлюбленного, предавшего её чувства, несмотря на то, что была беременна. В 1987 году у Марины Мстиславовны родилась девочка Ника.

После разрыва с Каспаровым последовали годы одиночества. Актриса старалась не подпускать к себе мужчин. Однажды коллеги буквально вытащили Неёлову на один из приемов. Именно там она познакомилась со своим очередным супругом, которым стал дипломат Кирилл Геворгян. Брак оказался удачным, избраннику Марины Неёловой удалось найти подход не только к самой актрисе, но и заменить отца ее дочери.


  Дочь Ника, прелестное длинноногое существо, чем-то напоминающее нееловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочь все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие утверждают, что и характера в ней нееловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неелова родила дочь довольно поздно. Но, видимо, потому, что это было осознанное и страстное желание, рождение дочери дало актрисе такое ощущение счастья и полноты жизни. Подозреваю, что теперь уже не театр, а девочка Ника является центром ее вселенной.



У нее есть любимый муж Кирилл. Он дипломат. Они познакомились на отдыхе. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неелова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем — театром, пожертвовала им ради семьи.

Пять лет она прожила с мужем и дочерью в Париже. Кирилл Геворгян работал советником Российского посольства. Ника в Париже пошла в первый класс. Все это время Марина Неелова наезжала в «Современник» раз в месяц, а то и реже, играть свои старые спектакли: «Анфису», «Ревизор», «Адский сад» (режиссер Роман Виктюк), «Три сестры», «Крутой маршрут». Когда она уехала, не навсегда, но надолго, зрители вдруг осознали, как сильно они ее любили.


Обычно не раскрываясь перед журналистами, в свой «парижский период» Неелова разоткровенничалась. Говоря о себе, о семье, о Париже, продемонстрировала и ум, и такт, остроумие и дипломатичность, и светскость, и свободу. Оказалось, что ее Париж — это город, рожденный нерукотворно: «Он самостоятелен и горд, знает свои прелести и преимущества и так к себе снисходителен».


А ее парижские вернисажи — это «прелестная светская суета, окруженная облаками французских духов, замечательных причесок и шикарных туалетов — на фоне прекрасных полотен». А ее парижанки — это женщины, главным качеством которых является врожденное чувство стиля. «Мы не умеем так повязать платок, так небрежно перекинуть его через плечо, так сидеть, не умеем так закидывать ногу на ногу, мы не умеем так небрежно садиться в машину, так держать руку на руле…

Аня – Виктория Романенко, Раневская – Марина Неелова, Варя – Мария

Мы никогда не обретем того взгляда, который имеют француженки». В ответ на самый хитрый вопрос журналиста «Известий»: «Трудно ли быть мужем знаменитой актрисы?» — она отшутилась: «Я никогда не была мужем знаменитой актрисы, поэтому мне трудно судить». На легкий вопрос, трудно ли быть женой дипломата, ответила безупречно корректно: «Я не могу внести своей лепты… в это сложное, но любопытное дело. Могу только сопутствовать. И стараться соответствовать. Особенно если сумею себя сдержать вовремя и не задавать того огромного количество глупых вопросов, которые постоянно вертятся у меня на языке».



Марина Неелова и Галина Волчек, Лариса Рубальская и Эдит Куснирович
Возможно, за то время, что она прожила в Париже, она упустила какие-то роли. То есть не возможно, а точно. У нее было безупречное профессиональное имя, но в какой-то момент ее сбросили со счетов. Но, возможно, именно благодаря жизни в Париже, вдали от нашей перестроечной суеты и неразберихи, она обрела наконец внутренний покой, который позволил ей впоследствии мужественно принять известие, что наш кинематограф находится в коме. Но именно в это время ее снова поддерживает театр. Именно в это время она становится известна на Западе, благодаря гастролям (несколько лет подряд) Театра «Современник» в Америке.

Ее увидели и оценили в спектаклях Галины Волчек — «Три сестры», «Вишневый сад», «Крутой маршрут», назвав ни больше ни меньше Сарой Бернар современной сцены.

Когда в начале карьеры актрису спрашивали, как она относится к своей популярности, Неелова часто повторяла, что в популярности ее больше всего задевает бесцеремонность отношения к артисту. Говоря это тогда, она еще не знала, что испытает на себе подобное отношение потом. Словно мстя ей за то, что не дает интервью, «желтая пресса» до сих пор позволяет себе достаточно беспардонно судачить о ее давнем романе с известным шахматистом. А то, что актриса никак на это не реагирует, заставляет журналистов даже подбавить жару в эти рассказы, вместо того чтобы наконец замолчать.



Галина Волчек: «Она станет восьмидесятилетней старухой, и они все будут перемывать ей кости! Сколько можно! Давно пора закрыть эту тему. Они не понимают, как это смешно, когда речь идет о таком человеке, как Марина Неелова, человеке счастливом и талантливом и в браке, и в искусстве» .

Для неукротимо любопытных повторим в последний раз: да, у Марины Нееловой был роман с шахматистом, как, впрочем, был и первый муж, актер Театра на Таганке Анатолий Васильев. То, что шахматист написал о ней в своей книге, не похоже на правду, и это его не красит. Давно переступив юношеский порог, он тем не менее так и остался маменькиным сынком, эгоистичным мальчиком, который в любой ситуации, а не только за шахматной доской, должен ощущать себя победителем. В общем, хватит. Тема закрыта, забудьте. Больше это никого не касается.

Ника училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса. В 2008 году закончила Королевскую академию искусств в Гааге. Училась за границей, а точнее в Нидерландах, куда ее отец, Кирилл Геворкян, несколько лет назад был назначен послом РФ.Известно, что она не любитель публичной жизни и отличается невероятными способностями в изучении иностранных языков. В Нидерландах она закончила академию, второе образование, художественное, получала уже в Лондоне, в школе дизайна.

В 2010 году закончила школу искусств в университетском колледже Лондона. Участвовала в нескольких коллективных выставках, преимущественно в Нидерландах. В 2010 году Ника с инсталляцией «Принципы повиновения» стала победительницей конкурса «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи. Согласно условиям этого престижного состязания до него допускаются все выпускники художественных вузов страны. Но из многочисленных претендентов на первом его этапе отбирают 20 лучших, работы которых выставляются на ярмарке искусств в Лондоне. И только четырем победителям выдается грант на создание новых проектов. После победы она получила много интересных предложений, у нее прошла персональная выставка в Лондоне.


 

А нашей юбилярше желаем только отменного здоровья и большого актерского и человеческого счастья!!!

Серия сообщений "Кинематограф и театр России.Актеры":
Часть 1 - Ты помнишь, Юра, детство читинское..
Часть 2 - Чтобы помнили... Ростислав Плятт...
...
Часть 5 - Лучшие экранизации произведений Л.Н. Толстого
Часть 6 - Жизнь без взаимности...
Часть 7 - Марине Неёловой 70 лет...Как неумолимо время...
Рубрики:  История замечательных людей
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку