-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Музыкальная история России. Петровские ассамблеи.

Четверг, 21 Декабря 2017 г. 19:23 + в цитатник
Цитата сообщения Нина-Ник

Из истории музыкальной культуры России. Петровские ассамблеи.
 

Культура при Петре 1 приравнивалась к важным деловым, служебным и государственным аспектам. Петр 1 считал, что не только дела должны вестись разумно, но и развлечения должны устраиваться так же. Даже отдых государь направлял на переустройство России. Он считал, что государственные интересы гораздо важнее личных. Царь хотел поставить культуру России на одну ступень с европейскими государствами. Большое влияние оказало нахождение Петра 1 среди иностранцев, частые путешествия по Европе. Стремясь сделать Россию похожей на современное европейское государство, император вводил новые реформы, касающиеся службы и досуга. А его реформы, как известно, были обязательными для всех без исключения. Указ об ассамблеях, изданный Петром 1, стал переломным в жизни городского населения, особенно это коснулось сферы развлечений. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать в общественных собраниях. Вход на ассамблею должен был быть открытым для всех людей, которые имели возможность прилично одеться, не допускались только слуги и крестьяне. Именно в Париже царь мог утвердиться в мысли постоянного устройства ассамблей, поскольку парижский «осмотр» придал необходимый импульс давно осознанным устремлениям. Дело культурного воспитания русского общества стало для Петра I назревшей необходимостью. Он вернулся из-за границы в октябре 1717 года, но только осенью следующего года смог воплотить задуманное в жизнь.

img33 (700x525, 272Kb)

Что такое ассамблея? "Ассамблея" – французское слово, которое обозначает целый ряд действий и событий. Во-первых, это развлечения и забавы, во-вторых, решение и обсуждение различных деловых вопросов, в том числе и государственной важности. За короткое время ассамблеи при Петре 1 стали традицией и вошли в историю. После его смерти они несколько изменились, но все равно пользовались популярностью в обществе. Вышедший указ Петра 1 об ассамблеях включал в себя перечень требований: извещать о предстоящей ассамблее необходимо в письменном виде; уточнять половую принадлежность гостей (могут присутствовать либо одни мужчины, либо предстатели обоих полов); начинаться мероприятие должно не ранее четырех-пяти часов; заканчивать ассамблею нужно не позже полуночи; хозяин не должен встречать, провожать или потчевать своих гостей, в его обязанности входит только предоставление свободного пространства для танцев, еда и питье на столах, а также игры, в которые он предлагает играть своим гостям. Следуя этим правилам, каждый мог приобщиться ко всеобщему веселью. Отношение церкви Культура эпохи Петра 1 требовала одобрения духовных служителей. Император был уверен, что без разрешения церкви его указ об ассамблеях не пройдет. Он знал, что люди испытывают священный страх по отношению к царю, как к богу на земле, но понимал, что страх перед адом и падением бессмертной души – сильнее. А потому, для того чтобы изменить традиционное неприятие по отношению к танцам, он привлекает к светским мероприятиям черное духовенство. Согласно его указу в Синоде с 1723 года ассамблеи учредили в московских монастырях. И уже 29 декабря того же года состоялась первая ассамблея архимандрита Донского монастыря. Традиции проведения Ассамблеи при Петре 1 давали все придворные по очереди. День и время ассамблеи разглашались придворными глашатаями, о ней извещали барабанными дробями и объявлениями, которые развешивались на каждом перекрестке. В своем указе Петр 1 кратко описал основные моменты проведения торжеств. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой жен и взрослых дочерей. По сложившейся традиции хозяин дома мог выбрать из молодых девушек царицу бала. После выбора он вручал ей живую розу. По окончании мероприятия царица передавала эту розу какому-нибудь кавалеру. Это означало то, что следующая ассамблея должна проводиться в его доме.

Музыкальное сопровождение.

Зачастую на подобных собраниях играл духовой оркестр, который состоял из труб, гобоев, литавр, фаготов и валторн. Иногда к ним присоединялись скрипки. Танцам жителей России обучали пленные офицеры из Швеции или жители немецкой слободы. Процесс обучения танцевальному искусству происходил очень медленно. Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа. Все это было очень затратно, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал. Создание ассамблей было связано с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.

Assambleya-pri-Petre-I.-Hud.-Hlebnikov (700x513, 485Kb)

В дружеских разговорах, товарищеских беседах нарабатывался опыт социального общения, где возникающие в его процессе контракты продолжались в торговых конторах, на верфях Адмиралтейства, в кабинетах дипломатов. Таким образом реализовывались планы строительства столицы как центра новой российской государственности.
Танец Менуэт.



Танцы вносили разнообразие в деловую атмосферу петровских ассамблей. Наряду с функцией развлечения, ассамблеи первыми в России начали формировать танцевальную культуру петербургского общества. Танцы создавали условия для установления более тесных контактов между присутствующими. «Менуэт был мерным, церемонным танцем, танцующие двигались мелкими размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы грациозно опустив руки, слегка приподымали платье». Затем следовал английский танец Контрданс. К английским танцам также относились Англез, Аллеманд, которые отличались живостью и картинностью движений.

Танец Менуэт.



Петр I умел и любил танцевать на ассамблеях. Особенно выразителен он был в паре с царицей: «Екатерина, как и Петр, танцевали очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали еще окончить и первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом. Дочери Петра -- Елизавета и Анна -- танцевали также много и весело».

Ассамблеи сделались не только местом приятного увеселения. где женщины демонстрировали свою красоту и невиданные наряды, но и центром социальной и культурной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества. Жизнь женщин допетровской эпохи была изолирована от всех социальных процессов. Не имея контактов с внешним миром, женщина была лишена всяких гражданских прав. Ее личные качества -- ум, воспитание, чувство собственного достоинства -- не были востребованы обществом. Она представляла собой лишь заповедный товар, которым распоряжались ее родственники.
Петр I очистил брак от значения торговой сделки, дал мужчине «помощь достойную». Женщина после своего заточения в теремах и светелках, вдохнув глоток свободного воздуха, стала достойной ученицей царя-реформатора. Она не только поддерживала замыслы Петра I в области культурных новаций, но и образцово усваивала петровские уроки по выработке европейского поведения и норм светской жизни. На страницах своего дневника Ф. В. Берхгольц отразил впечатления о русских женщинах, наблюдая их поведение на ассамблеях: «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает Немкам и Француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях, даже имеет перед ними преимущества». Князь М. М. Щербатов, считавший ассамблеи «исчадием пороков», вынужден был признать положительное отношение женщин к их устройству: «Приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их.
Танцы стали одним из самых распространенных видов деятельности. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную культуру, сложная структура которой включала в себя различные организационные этапы подготовки и проведения. Помимо танцевального мастерства, она требовала от человека определенных знаний и навыков поведения, а также умений выстраивать взаимоотношения в процессе бала. Как составная часть нравов, быта и обычаев русского общества, бальная культура наиболее ярко проявлялась в жизни дворянского сословия.
Начинали танцы хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел - и знатную даму, и даже царицу. Ассамблеи, вечера и балы в Петровскую эпоху открывались церемониальными танцами. В них, так же как и в контрдансах, дамы стояли на одной стороне, кавалеры - на другой, то есть друг против друга. Под торжественную, медленную музыку, напоминающую размеренный марш, кавалеры и дамы делали поклоны и реверансы сначала соседям, а потом друг другу. Затем первая пара делала круг влево и опять вставала на свое место. То же самое делала вторая пара и т.д.
Церемониальные танцы танцевали иногда и по кругу. При этом дамы и кавалеры, прогуливаясь по залу, делали реверансы и поклоны.
Описание церемониального танца дает А. С. Пушкин в третьей главе "Арапа Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо и так далее. Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт" .

Менуэт танцевали одна, две, а иногда и три пары. При исполнении менуэта, в отличии от западных правил, чинопочитание не соблюдалось. Более того, протанцевав один раз, кавалер или дама могли повторять танец с новыми партнерами, выбранными по собственному желанию.

Затем, как правило, начинался "польский". Он очень походил на полонез, но танцевало пять пар, а иногда даже три пары. "Польский" был самым распространенным танцем того времени.

После начинались танцы-игры, в которых исполнители проявляли изобретательность и умение быстро разучивать новые движения. Во главе веселых шуточных танцев нередко шёл сам Пётр I. Об этом довольно подробно пишет Берхгольц в своем дневнике: "После нескольких часов танцевания император начал со всеми стариками один танец... Их было 8 или 9 пар... Император, будучи очень весел, делал одну за другою каприоли обеими ногами. Так как старики сначала путались и танец поэтому всякий раз должно было начинать снова, то государь сказал наконец, что выучит их весьма скоро и затем, протанцевав им его, объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан. Тогда дело пошло отлично на лад".

Танец Контрданс



 

Прощальным танцем, или танцем-шествием, в большинстве случаев заканчивались боярские свадьбы. Этот танец открывал маршал с жезлом, в роли которого часто выступал сам Петр I. За ним следовали шафера. У всех в руках были зажженные свечи. Вслед за прощальным танцем вновь начинался "польский", он звучал как финал свадебного гуляния. Потом молодых провожали до карет или до их комнаты.

Текст составлен из разных источников. Составитель Нинель Ник

Искусство звука

Рубрики:  ЖЗЛ
История
музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку