Этот пост посвящен памяти Дмитрия Хворостовского, т.к роль Риголетто была одна из коронных, главных ролей его творческой карьеры.
Как говорил сам Дмитрий Хворостовский:
— Образ Риголетто завораживал и пленял меня с самого начала моей карьеры, уже больше двадцати лет. Еще со студенческой скамьи я пытался петь какие-то куски из этой оперы.
Верди. "Риголетто". Cortigianni, vil razza dannata. Д.Хворостовский
Впервые Хворостовский исполнил партию Риголетто в 2000 году в Москве. Он играл эту роль на многих сценах и говорит, что режиссура Дэвида Маквикара, который поставил «Риголетто» в Ковент-Гардене, ему особенно нравится.
— Мне кажется, в этой постановке все настолько гармонично! Она уносит тебя в то время, где море разврата и порока, в которое вовлекается герцог и весь его двор. И Риголетто, конечно, стоит практически во главе всего этого. Это одна сторона Риголетто. Другая сторона — это любящий отец, который дорожит своей дочкой как бесценной реликвией. И когда он теряет ее, он начинает мстить.
Далее небольшой рассказ о самом Риголетто. Как известно Риголеето - это оперный герой, шут при дворе герцога Мантуанского. А кем он был на самом деле и был ли вообще? Мифический ли это герой и кто был его прототипом?
Начнем с того, что у Риголетто имеется вполне настоящий, реальный адрес. Как есть дом Джульетты в Вероне, так есть дом Риголетто. Он тоже находится в Италии, в г. Мантуя.
Ведь композитором оперы Риголетто Был итальянец Джузеппе Верди
в Мантуе - дом Риголетто.
Дом, в котором композитор Верди «поселил» своего знаменитого шута Риголетто, сохранился до сих пор. Скромный особняк XV века можно найти неподалеку от Кафедрального собора, на площади Piazza Sordello.
Дом Риголетто в наши дни открыт для посещения, и в его стенах расположен туристический офис. Здесь можно оценить по достоинству его статую в тихом уютном дворике.
площадь Piazza Sordello.
А это статуя самого Риголетто:
В центре небольшого внутреннего дворика стоит памятник герою всемирно известной оперы, которая была названа в честь него.
Статуя вызывает некоторый диссонанс: серьёзное лицо и гордый взгляд никак не сочетаются с шутовским костюмом.
А это статуя короля, которому Риголетто верно служил
Bagnиres-de-Luchon_statue_Franзois_1er
Да, на самом деле Риголетто служил вовсе не герцогу Мантуанскому, а королю Франции Франциску1
Именно так было задумано автором, но не либретто, т.к. опера «Риголетто» написана по мотивам пьесы В. Гюго «Король забавляется». В основе драмы были реальные действующие герои, только перенесенные в оригинальные сюжетные коллизии.
После первой же премьеры пьеса была строго запрещена цензурой, как подрывающая авторитет короля. Ситуация, схожая с нашумевшим фильмом Матильда. Но если царя Николая так и оставили главным действующим лицом в почти выдуманных обстоятельствах, венецианская цензура (оперу ставили в Венеции) не позволила сделать сомнительным героем французского короля, зато почему-то согласилась на мантуанского герцога (возможно, потому, что герцогство к тому времени уже перестало существовать).
Это реальная карта выдуманного герцогства, т.е. Мантуи
и сам Риголетто
Впрочем и Реголетто на самом деле звали Трибуле.
Трибуле(фр. Triboulet) — придворный шут королей Людовика XII и Франциска I. — это прозвище придворного шута французских королей Людовика XII и Франциска I, его настоящее имя было Фериаль. Он родился1479 г. Умер1536 г. в возрасте 57 лет.
Сохранился портрет Трибуле
Клуэ, Жан Chantilly ; musйe Condй
Шут Трибуле в драме Гюго «Король забавляется». Гравюра. Жан-Адольф Босе (1818—1875) и Жорж Руже (1781—1869)
Трибуле служил шутом при дворе французских королей Людовика XII и Франциска I. Пользуясь благосклонностью правителей, Трибуле позволял себе очень много вольностей. Он мог запросто подойти к вельможе и на глазах у всех разрезать ему рейтузы. За остроумие и сумасбродство его прославили известные писатели. Имя Трибуле упоминается в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, а также у Виктора Гюго в драме «Король забавляется».
Король Франции Франциск I
Конный портрет Франциска I
Галерея Франциска I во дворце Фонтенбло
Вид на дворец Фонтенбло из парка (возможное место действия)
При королевских дворах было очень много «нельзя». Жесткие правила этикета предписывали каждому вести себя определенным образом и говорить только определенные вещи. И только шуту было можно все. Можно было переиначивать слова короля, смеяться над вельможами, дразнить их и всячески порицать за пороки и недостатки. Но вряд ли все шутки сходили им с рук.
Сцена из драмы Вмктора Гюго «Король забавляется»
"В этот миг, пробравшись сквозь толпу придворных, к королю подбежал шут Трибуле.
- Ваше величество! - воскликнул он. - Позвольте посвятить вам труд, который я собираюсь напечатать.
- Охотно, шут; но сначала скажи, как ты назовешь его и о чем там идет речь?
- Я назову его "Альманахом глупцов", сир, ибо он будет содержать перечень величайших глупцов, каких когда-либо носила земля. А на первой странице я уже вывел имя короля всех бывших и будущих глупцов.
- Ну, и кто же, интересно, этот достойный мой собрат, которого ты возвел на трон? - с улыбкой спросил король.
- Карл Пятый, - ответил Трибуле.
- Карл Пятый?! - воскликнул король. - Но почему именно он?
- А потому что никому, кроме него, и в голову не пришло бы явиться в страну вашего величества после того, как он держал вас пленником в Мадриде, - ответил шут.
- Ну, а если он благополучно проедет через все мое королевство? - спросил Франциск.
- О! Тогда я торжественно обещаю стереть его имя и заменить другим.
- Каким же, любопытно?
- Вашим, сир. Потому что, допустив это, вы окажетесь еще глупее, чем он.
Король расхохотался, придворные последовали его примеру. <...>
- Ну что ж! - сказал Франциск. - Можешь сейчас же заменить имя Карла моим: я дал императору честное слово дворянина и сдержу его. А посвящение твое принимаю, и вот тебе плата за первый экземпляр.
И, вынув из кармана полный кошелек, король швырнул его шуту. Трибуле подхватил подарок зубами и убежал на четвереньках, ворча, как собака, уносящая брошенную ей кость."
Правда шутки тогдашних шутов вполне могут показаться нам не смешными, непристойными, а то и вовсе противными. Чувство юмора жителей, населявших Средневековье, совершенно не совпадало с нашим. Впрочем, не будем осуждать шутов за плоский юмор. Им, может, и хотелось бы шутить по-другому, но актера делает зритель.
А соответствовал ли характер Франциска I наклонностям мантуанского герцога?
Этот герой Гюго начисто лишён черт мелодраматического злодея. Молодой, пылкий волокита, обладающий храбростью, умом, изысканными манерами. Он разбирается в окружающих его людях, умеет обольстить и увлечь неопытные души, над которыми потом глумится. Так именно и случилось с дочерью придворного шута Трибуле — юной Бланш. (в опере Джильда)
Франциск I славился своей любвиобильностью и имел множество фавориток.
Richard Parkes Bonington Франциск I и Маргарита Наварская"
Так что знаменитая шутливая песенка герцога о том, что сердце красавицы склонно к изменам, вполне подошла бы и самому Франциску I
Риголетто (Rigoletto) - La donna и mobile (Паваротти)
Возможно была и легендарная красавица простого происхождения, покорившая сердце короля, но увы, не на долго.
школа Леонардо да Винчи
Прекрасная Ферроньера. 1490—96/1495—97
моделью была жена или дочь торговца скобяными изделиями — ferronnier'а; либо она, возможно, связана с налобным украшением женщины — фероньеркой. Затем наименование профессии превратилось в фамилию, и возникла легенда, что женщину, изображённую на ней, звали Ферроньера, и она была любовницей французского короля Франциска I (1494—1547), который был знаменит своей любвеобильностью.
«когда Франциск приказал привести её во дворец и как-то слишком уж быстро потащил в постель, дама была так возмущена, что одна из жил у неё на лбу лопнула <…> Через час она уже стала любовницей короля, а на другой день очень ловко спрятала кровавый подтёк с помощью указанного украшения на шнурке»
Риголетто (Rigoletto) - Ария Герцога (Паваротти)
Позже появилась легенда, имеющая привкус популярных в романтизме историй о мести простого человека монарху (ср. с историей о Трибуле, дочь которого по Гюго соблазнил тот же король Франциск), будто бы господин Феррон, не в силах более сопротивляться домогательствам короля к его жене, зачастил по борделям, чтобы подхватить венерическую болезнь и передать её через жену королю, что ему якобы удалось, а короля в итоге болезнь и погубила. Король действительно умер от сифилиса, но подхватил его ранее, при других обстоятельствах, как следует из записок его матери.
В настоящее время персонаж считается вымышленным.
В 1810 году на парижском Салоне художник Alexandre Menjaud представил картину «Король Франциск и Ферроньера».
В опере Риголетто показана не скабрезная история, а трагедия, где истинная и чистая любовь вынуждает молодую девушку пожертвовать собой ради любимого. Кроме того, в ней есть измены, предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, потерявшего свою единственную дочь, но вынужденного оставаться в своей маске шута.
Хворостовский, Мхитарян дуэт Риголетто и Джильды
сцены из постановок Риголетто с участием Дмитрия Хворостовского
Дмитрий Хворостовский в роли Риголетто
плебей Трибуле, маленький горбатый уродец, не нашедший себе места в обществе и ставший королевским шутом. Он исполнен жгучей ненависти к королю и придворным. Под надёжной защитой своего шутовского колпака Трибуле наносит удары самым знатным вельможам ибо все они без исключения являются носителями зла и неискоренимого порока.
В сердце Трибуле рядом с ненавистью к знати живёт огромная нежность и любовь к дочери. Она для него — смысл и цель жизни. Наедине с ней он сбрасывает с себя шутовскую маску, и перед зрителем предстаёт глубоко несчастный, измученный человек, умеющий любить, страдать и мыслить.
Придворные, пожелав отомстить злому и язвительному Риголетто, выкрали ночью его дочку и доставили в покои к Герцогу.
Желая отомстить, отчаявшийся шут нанимает убийцу Спарафучиле,
Спарафучиле договаривается с сестрой убить того, кто первый постучится в дверь.
Подслушавшая их разговор Джильда, решает пожертвовать собой, лишь бы спасти своего любимого и направляется к убийце. Разыгрывается страшная буря, во время которой и случается ужасная трагедия. Довольный Риголетто спешит в покои, чтобы насладиться местью и находит там труп своей дочери Джильды.
Осознав, до чего его довела жажда мести Риголетто в отчаянии падает на труп дочери. Занавес.
Основная работа Верди над оперой была проделана в период с 1850 по 1851 гг.
Премьера оперы была весьма успешна, об этом говорит и тот факт, что публика, расходясь по домам, еще долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога.
Именно оперу «Риголетто» Верди считал своим лучшим творением.
По популярности, опера «Риголетто» всегда занимает лидирующие позиции. Так например на 2012 год, она находилась на 9-м месте в списке самых лучших спектаклей мира.