-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Уголок_православия

 -Подписка по e-mail

 


Лазарева суббота.

Суббота, 27 Апреля 2013 г. 14:49 + в цитатник
Алефтина_Рыжкова все записи автора
Цитата сообщения Мила_Лова

Лазарева суббота.
 


 

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста.


Век:XV Место создания: Россия Место хранения: Государственный Русский музей, СПб



Событие, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. 11, 45).



Век:XVIII Место создания: Россия Место хранения: Солигаличский филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Ипатьевский монастырь"



Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. 26, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его он любил и называл другом своим (Ин. 11, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. 11, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворим; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, ecu уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. 11, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. 11, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В 9 веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

 


Век:XV Место создания: Россия Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник



Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

 


Век:XVI Место создания: Россия Место хранения: Государственный объединенный Владимиро-Суздальский истрико-архитектурный и художественный музей-заповедник



Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви 4 века св. Амфилохий, епископ иконийский, святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. Сегодня, говорит святитель Иоанн Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны". В 7 - веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В 8 веке Косьма маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце 9 века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых Православной Церковью.

 


Век:XVII Место создания: Россия Место хранения: Государственный художественный историко-архитектурный музей-заповедник " Коломенское "



По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников своих в будущем своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом божество и человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию: Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просшии от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты ecu Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждъ, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз есмь воскрешение и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверо дневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

 


Век:XVI Место создания: Россия Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, "уверяя нам два существа своя", говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного".

 


Век:XVII Место создания: Россия Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Век:XVII Место создания: Россия Место хранения: Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник


Век:XVI Место создания: Россия Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Век:XV Место создания: Россия Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Чтением апостольским на литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. 12, 28; 13, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря (Ин. 11, 1-45).

Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Суббота шестой недели Великого поста. Воскресение Лазаря.



Источники: Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода
Иконография восточно-христианского искусства


 

Православная община
Рубрики:  иконы
Праздники
полезная информация
Метки: