Первые ласточки Российского автопрома |
Первые российские автомобили
История развития российского автомобилестроения до революции очень коротка. Но первые российские автоконструкторы успели вписать в историю несколько страниц...
Петербургский торговец Э. Зеленый весной 1895 г. заказал автомобиль фирме «Бенц». Автомобиль под № 218 прибыл в столицу 1 (14) августа 1895 г., и его приобрел архитектор А.К. Жиргалев, который совершил свой первый выезд 9 (22) августа 1896 г. на Марсово поле - так состоялось появление в Петербурге первого автомобиля «Бенц» (четырехместного модели «Виктория»).
1896 г. знаменателен в истории автомобилестроения: во Франции состоялись автомобильные гонки Париж – Марсель – Париж на дистанции длиной 1720 км, Э. Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами, немецкая фирма «Бенц» изготовила 181 автомобиль, а в Англии парламент отменил закон о человеке с красным флагом, который – должен был идти впереди любого безлошадного экипажа. В том же году Россия ввела у себя правила дорожного движения.
1896
Число мест – 2; двигатель – четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров – 1, мощность – 2 л. с./ при 500 об/мин; число передач – 2; главная передача – цепная; размер шин (наружный диаметр): передних – 780 мм, задних – 836 мм; длина машины – 3200 мм; ширина – 1530 мм; высота (со сложенным тентом) – 1440 мм; база – 1370 мм; масса в снаряженном состоянии – 300 кг; скорость – 21 км/ч.
Создателями первого русского автомобиля считаются Евгений Александрович Яковлев (1857-1898 гг.) и Петр Александрович Фрезе (1844-1918 гг.): 1 (14) июля 1896 года на Нижегородской промышленно-художественной выставке они представили первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в нашей стране. Экипажная часть первого русского автомобиля по конструкции следовала традициям легких конных колясок. Колеса с деревянными ободьями и сплошными резиновыми шинами вращались не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках. Их опорная поверхность должна была быть большой и отсюда массивные ступицы. Колеса, оснащенные сплошными резиновыми шинами, плохо поглощали дорожные толчки, особенно при езде по булыжным мостовым. Поэтому колеса приходилось делать как можно большего диаметра (1200-1500 мм). Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.
Выдающийся русский автоконструктор – изобретатель судовых и автомобильных двигателей Борис Григорьевич Луцкий (позже изменивший свою фамилию на Луцкой), демонстрирует Его Величеству свою "Моторную телегу". Николай II внимательно слушает разъяснения Луцкого. Санкт-Петербург, Марсово поле, 1901 год.
1905
Число мест – 2; грузоподъемность – 500 кг; двигатель: число цилиндров – 2, рабочий объем – 1528 см3, мощность – 6 л. с. при 1000 об/мин; число передач – 3; размер шин – 880×120 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1200 кг; длина – 3400 мм; высота – 1750 мм; база – 2200 мм; скорость – 20 км/ч.
Купец первой гильдии Густав Арнольдович Лесснер, российский подданный шведского происхождения, основал в Санкт-Петербурге на Сампсоньевской набережной, 3 в 1853 году небольшой завод для производства типографских станков. В 1902 г. завод заключил контракт с фирмой «Даймлер», согласно которому акционерное общество Г. А. Лесснера получало исключительное право на выпуск в России автомобилей этой марки. Практически все грузовые "Лесснеры" были построены на немецких шасси, приобретенных на заводе "Даймлер" в Мариенфельде. 7 июля 1904 года - по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга "Лесснер" отгрузил свой первый автомобиль. Это была пожарная машина на 2-х тонном шасси с 2-х цилиндровым двигателем мощностью 15 л.с. Пожарный "Лесснер" стал первым автомобилем фирмы, собранным в России и оснащенным русским двигателем. Среди машин производимых на заводе были и пожарные, первая из которых была получена 7 июля 1904 г. под торговой маркой «Лесснер» Александро-Невской частью.
Первый пожарный автомобиль "Лесснер" во время учебного выезда в 1906 году. Эта машина считается самым первым "Лесснером" русской сборки, оснащенным отечественным двигателем.
19 июня 1904 года Почтовое ведомство подписало с фирмой "Лесснер" договор о поставке 14-и легких почтовых фургонов для Петербургского почтамта взамен сгоревших во время пожара в марте 1904 года почтовых автомобилей фирмы "Фрезе".
Почтовые фургоны "Лесснер Тип 1" во дворе Главного почтамта. Санкт-Петербург, 1905 год
1906
Лесснер 22
Подобным автомобилем пользовался премьер Сергей Юльевич Витте.
Число мест – 5; двигатель – четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров – 4, рабочий объем – 3000 см3, мощность – 22 л. с. при 1200 об/мин; число передач – 4; главная передача – цепная; размер шин – 920×120 мм; длина (с кузовом "дубль-фаэтон") – 4400 мм; ширина – около 1600 мм; высота (с поднятым тентом) – 2450 мм; база – 3310 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1900 кг; скорость – 64 км/ч.
Один из последних грузовых "Лесснеров", фургон для Тюремного ведомства 1908 года - он же, вероятно, первый российский "Черный ворон".
1906
Лесснер 32
Эта модель в рекламных проспектах завода именовалась как "машина собственного производства". Она неела многие технические новинки своего времени и не повторяла конструкцию "мерседесов", которые выпускала фирма "Даймлер". Одно из отличий - автомобили оснащались особо прочными рамами и рессорами, приспособленными к дорожным условиям России.
Число мест – 5; двигатель – четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров – 4, рабочий объем – 4559 см3, мощность – 32 л. с. при 1200 об/мин; число передач – 4; главная передача – цепная; размер шин – 920×120 мм; длина (с кузовом "дубль-фаэтон") – 4330 мм; ширина – около 1600 мм; высота (с поднятым тентом) – 2450 мм; база – 3310 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1900 кг; скорость – 69 км/ч.
1911
Руссо-Балт К 12/20
Одна из четырех легковых моделей, выпускавшихся с 1909 по 1915 г. Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге. На нем впервые был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Подобная машина была в гараже Николая II, 1913 г.
Число мест – 4; двигатель: число цилиндров – 4, рабочий объем – 2211 см3, число карбюраторов – 1, клапанный механизм – SV, мощность – 20л. с. при 1500 об/мин; число передач – 3; размер шин – 880– 120 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1500 кг; длина – 3800 мм; база – 2855 мм; колея – 1260 мм; максимальная скорость – 70 км/ч.
Иван Петрович Пузырев начал свою деятельность 1909 году с продажи автомобильных принадлежностей и запасных частей. Затем стал заниматься ремонтом машин, постепенно изготовляя в собственных мастерских растущий ассортимент новых деталей.
Видя засилье иностранцев в русской промышленности, безостановочный рост числа представительств зарубежных автомобильных фирм по всей стране, Пузырёв задался целью создать специализированный автомобильный завод и поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, чтобы завод вырабатывал абсолютно и вполне самостоятельно все автомобильные части, из русского материала, русскими рабочими под руководством русских же инженеров.
В 1910 г. был открыт Русский автомобильный завод И. П. Пузырева.
Автомобили на старых фото
Рубрики: | ретро История |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |