-Цитатник

«Золушка» в иллюстрациях... 9. Владимир Панов - (2)

«Золушка» в иллюстрациях... 9. Владимир Панов Во-о-от! Наконец-то нашла то, что искала! Именно на...

Художник Анастасия Вострецова | 'Балетное' - (2)

Художник Анастасия Вострецова | 'Балетное' Художник Анастасия Вострецова родилась в Екатеринбурге...

Кошки от Francois Knopf - (0)

Francois Knopf //s44.radikal.ru/i104/1009/d6/df386d7f4906t.jpg *** //s52.radikal.ru/i...

Маскаевские кошки - (0)

вПродолжениеКошковое.. Маскаев Александр ранее было здесь С натуры //s07.radikal.ru/i180/...

Женщины в творчестве Hans Zatzka - (2)

Женщины в творчестве Hans Zatzka     =+15         ...

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2009
Записей: 778
Комментариев: 867
Написано: 3006


Фарфор Франца Гарднера (часть 3)

Четверг, 17 Июня 2010 г. 18:40 + в цитатник
Цитата сообщения Привалова Фарфор Франца Гарднера (часть 3)

Для обучения русских мастеров Франц Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. В подарок императрице Екатерине II, которая славилась своим изысканным вкусом, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» и лично Кестнер выполнили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже - святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе того века.
Стоит отметить, что фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» изготавливала не только изящную фарфоровую посуду, но и великолепнейшую скульптуру. В любимицах у Екатерины ходила левретка (малая итальянская борзая) Земфира, после смерти которой, императрица повелела гарднеровскому заводу изготовить фарфоровую статуэтку собаки в натуральную величину.






В XIX веке, несмотря на появление широкой сети частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» продолжала занимать лидирующие позиции. Продукция фабрики была необычайно широка и разнообразна: от «повседневного» фарфора для дома до уникальных произведений искусства, украшавших богатые усадьбы и дворцы. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным спросом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников, например - участников Отечественной войны 1812 года или прославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод.
Гарднеровская фабрика считалась лучшей в России. Ее фарфор до середины 19 в. не имел соперников, а некоторые изделия не уступали иностранным. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики 18 в. являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи. Позднее по этим образцам русские заводы выпускали продукцию в течение более чем ста лет. В середине 1770-х годов в Вербилках одновременно с рядовыми изделиями началось изготовление и уникальных предметов, предназначенных для подарков высокопоставленным сановникам Москвы и Петербурга. В 1775 был сделан сервиз для подарка самой императрице, после его успешного изготовления поступил государственный заказ на орденские сервизы.






В 1777-1783 были выполнены Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский сервизы, на которых появилась маркировка фабрики Гарднера, свидетельствующая о том, что Гарднер перестал нуждаться в маскировке изделий под мейсенские. Вскоре, согласно веяниям моды, Гарднер приступает к выпуску статуэток.
В конце 18 в. на фабрике изготавливалось фарфоровых изделий на сумму 25 тыс руб. По сведениям на 1812: посуды 800 дюжин и 9935 штук при 230 рабочих. С 1833 было освоено производство фаянсовой посуды, в 1840-х годах — изделий из опака.





В начале 19 в. начался новый этап в развитии фарфора Гарднера. Заводские художники отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль. Удачно сочетая ампирные формы с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора, заводские мастера создали фигурки горожан по офортам из сборника «Волшебный фонарь» (1817), знаменитые гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с изображениями жанровых сценок, яркой цветочной росписью.





В 1820-х годах фабрика Гарднера заняла первое место в России по количеству и разнообразию выпускаемых статуэток. Подражая заводу Попова, Гарднеры выпустили миниатюрные статуэтки высотой 3-5 см, отличающиеся ювелирной отделкой и необычайной тщательностью моделирования. К числу оригинальных мелких изделий относятся фигурные пробки для бутылок в виде голов актеров братьев Каратыгиных и писателя Фаддея Булгарина. В 1860-70-е годы появляется новая серия художественных жанрово-бытовых статуэток из бисквита. В 1860-е годы 3/4 ассортимента составляли дешевые сорта столовой и чайной посуды из фаянса и опака отличного качества. В середине 1880-х годов на фабрике вырабатывалось фарфоровых изделий на 208 тыс руб. при 777 рабочих. В 1882 Гарднеры были удостоены права изображать на своих изделиях государственный герб.
С переходом фабрики в руки Кузнецова (1891) производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика). М. Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант был выпущен 1 марта 1917: ассортимент, по сравнению с гарднеровским, изменился мало. Новый заводчик пользовался «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая еще в 1860-е годы насчитывала более 4 тыс номеров различных фаянсовых предметов, не считая статуэток, до 1500 опаковых и более 1000 фаянсовых. Изучив рынок, Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы и др. с изображением эпизодов Отечественной войны 1812. К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах 16-17 вв. В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов и др.).



Сразу после Октябрьской революции 1917 фабрика была национализирована и объявлена государственной собственностью. Она стала называться государственный Дмитровский фарфоровый завод. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества.
С 1993 предприятие называется ЗАО «Фарфор Вербилок». Ассортимент насчитывает около 2 тыс изделий.
Рубрики:  фарфор
Метки:  

mimozochka   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2010 г. 16:51 (ссылка)
Фарфор прелесть. глаз не оторвать.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку