Смольный (Воскресенский) собор в Санкт-Петербурге. |
Смольный собор – это еще один наглядный пример пышности и красоты стиля барокко. В оформлении наружного убранства комплекса используются удачное сочетание белокаменной лепки и голубых стен. Первоначальный замысел Растрелли предполагал постройку однокупольного храма, однако, по приказу императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым.
Внутренняя отделка Смольного собора осуществлялась под руководством архитектора В. Стасова. Церковный зал был отделан под мрамор. Балюстрада, установленная перед алтарями, была выполнена из граненого хрусталя. До наших дней сохранились такие реликвии храма, как иконы А.Венецианова «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Воскресение Христово».
«Ecco una chiesa!» (Вот это церковь!) © Д. Кваренги.
По легенде именно так восклицал всякий раз, проходя мимо Смольного собора и снимая перед ним шляпу, Джакомо Кваренги. И дело было, разумеется, не только в высоте Смольного собора – 93,7м, восторг Кваренги вызывала стилистическая и гармоническая красота еще одного творения великого Растрелли. По архивам известно, что Растрелли собирался сделать Смольный собор на манер европейских храмов однокупольным.
Однако Елизавета, которая «заказала» этот монастырь, чтобы провести остаток своих дней в тишине и покое, настаивала на соблюдении православного канона. Иными словами, Смольный собор должен был быть пятиглавым. Растрелли внял аргументам царицы, но в Смольном соборе он представил свое необычное пятиглавие. К самому храму относится только огромный центральный купол, остальные 4 – это звонницы вогнутой формы, расположенные по бокам.
Сейчас Смольная звонница считается самой высокой музейной смотровой площадкой Санкт-Петербурга (50м.), с которой разворачивается грандиозная панорама самого Воскресенского монастыря и Смольного института, а также расположенной радом живописной излучины Невы. Экскурсия на смотровую площадку звонницы – это подъем по 277 ступеням и проход чердаком собора, где сохранились редкостные конструкции кровли и сводов Растрелли, а также кирпичная кладка того времени.
Известно, что в замыслы талантливого зодчего входило и возведение здесь самой крупной пятиярусной колокольни (140м.), которая бы поднималась выше Петропавловской колокольни в известной крепости. Колокольня Смольного собора должна была начинаться триумфальной аркой на первом ярусе, быть надвратной церковью – на втором, а далее идти звонницы, завершающиеся небольшой башенкой с главой и крестом на самом верху. Однако этому величественному строению не суждено было состояться.
Меж тем, царственность и размах строительства собора поразил Елизавету, и в 1754 году она, посетив стройку, она принимает решение отлить для колокольни Смольного колокол в 20 тыс. пудов и диаметром более 6,5м. Этот колокол был бы больше своего московского «собрата» - царь-колокола.
Смольный ансамбль строился вообще дольше всех петербургских зданий – почти 87 лет. Тому причиной были и война, и смена императоров и императриц, и изменения в целях и задачах самой постройки.
Смольный задумывался как монастырь для Елизаветы Петровны, однако, она не дождалась его открытия, и тогда почти готовый храм был надолго закрыт. Екатерина II отстраняет Растрелли, и Смольный еще 10 лет достраивает Ю. Фельтен. Его полукруглое здание Александровского института в духе раннего классицизма гармонически сочетается с елизаветинским барокко Растрелли.
Екатерина решает создать в этих стенах известные 2 учебных заведения Смольный институт для «благородных девиц» и Александровский (1765-1775) - для девиц мещанского сословия, где воспитанием «смолянок» стали бы заниматься монахини.
Павел I и вовсе монастырь упраздняет, монахинь переводит в другие обители, а для «благородных девиц» выстраивают Смольный институт (1806-1808). Эту третью составляющую всего Смольного ансамбля и возводит Д. Кваренги. Кстати, кваренговский Смольный институт был первым, специально спроектированным и построенным зданием для учебного заведения.
Окончательно Смольный монастырь достраивается В.П. Стасовым в 1835 году, тогда же и храм стал называться «Собором всех учебных заведений». Этот храм может принимать до 6 тыс. прихожан. Его запрестольный образ, работы А.Г. Венецианова ныне хранится в Русском музее. В свое время алтарь храм был отделен хрустальной балюстрадой, в числе достопримечательностей Смольного была и дарохранительница, изготовленная по рисункам К. Тона из пяти пудов серебра.
По старой советской традиции Смольный был закрыт как храм и открыт как склад, затем как филиал музея истории Ленинграда, а с 1990г. - концертно-выставочный комплекс. В 2009 году епископом Гатчинским Амвросием был отслужен первый молебен, а с 2010 года Смольный собор снова начал регулярные богослужения.
Такова история еще одного величественного и прекрасного храма Санкт-Петербурга, возникшего на месте Смоляного двора, где варили деготь и хранили смолу для потребностей Адмиралтейской верфи. С чего и пошло называние Смольный, закрепившееся как за самим Воскресенским собором, так и за всем комплексом зданий этого ансамбля.
Смольный собор является историко-архитектурным памятником мирового значения. В наше время он стал филиалом музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь организовываются выставки живописи, декоративно-прикладного искусства и графики, проводятся концерты и историко-художественные музейные выставки.
Как добраться: Доехать до станции метро "Чернышевская", сесть на троллейбус №№ 46 или 136 и проехать до улицы Пролетарской диктатуры. Рядом с ней находится площадь Растрелли, в глубине которой расположен Смольный ансамбль.
Смольный (Воскресенский) собор в Санкт-Петербурге: фотографии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |