-Я - фотограф

Радуга по дороге.

Радуга над рекой
2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lora_Versus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 443


Любите детей, такими как есть......

Среда, 02 Марта 2011 г. 09:47 + в цитатник
Цитата сообщения Виолинка Хорошая статья одного хорошего психолога. Рекомендую прочитать всем!

 (300x497, 115Kb)
Каждый из нас был когда-то ребенком

Кто-то совсем недавно, кто-то уже с сомнением думает: а был ли мальчик? И все же были мы с вами мальчиками и девочками, были котятами, цыплятами, утятами. Кто-то пушистым котенком, кто-то трогательным цыпленком, а кто-то и гадким утенком. Тем самым, который, как утверждает сказка, со временем р-р-аз и превратился в прекрасного лебедя.

Но вот бывает ли на самом деле так, что чудовище превращается в принца, лягушка – в Васелису Прекрасную, а гадкий утенок в лебедя? Как Вы думаете? Вы пока думайте, а я буду рассказывать вам истории.



У Надежды Петровны родились девочки – двойняшки. Гетерозиготные близнецы, не похожие друг на друга. Старшая была коренастая и крепкая, а младшая – длинненькая, худенькая и слабенькая. Через 5 месяцев возникла необходимость уехать из страны с мужем – военнослужащим в командировку, и Надежда Петровна решила, что ей с двумя малышками не управиться. Потому младшую, слабенькую, родители взяли с собой, а крепенькую старшую оставили у бабушки. Надежда Петровна была женщиной красивой, честолюбивой, а её мать (бабушка девочек) - скромная и простая, как и положено бабушке. Надежда Петровна вернулась в Союз через 5 лет. В пять лет девочка впервые увидела свою маму, которая тут же начала заставлять себя любить. А девочка никак не могла полюбить чужую неласковую женщину. Она ее жутко боялась, и от страха жутко врала, даже когда правду сказать было выгоднее. Девочка чувствовала, что она в своём настоящем виде маму никак не устраивает. И поэтому она не могла сказать правду, ведь правда - это отражение её реальных чувств и мыслей. А маму раздражало в девочке все. Надежда Петровна с трудом верила, что это провинциальная испуганная девочка в длинном нелепом платье – ее дочь. Зато младшеньком можно было гордиться – бойкая, в модном импортном костюмчике, она пела и рассказывала стихи. Но что делать – сколько старшая девочка не плакала (чем ещё больше раздражала мать) ее от бабушки увезли в большой город. Надежда Петровна активно взялась за перевоспитание ребенка. Ей, как Золушке, делают 333 замечания в день, ВТО время как младшей – ни одного. Младшую отдали в специализированную школу, поэтому помогать по дому должна была старшая – она-то ведь посещала обычную школу! Старшая научилась готовить не просто хорошо, а замечательно. В 15 лет пекла такие торты, что соседи восхищались, научилась шить, вязать, в общем, все её так и называли – Золушка. Платить за квартиру, вызывать водопроводчика, принимать у кошки роды – все это были ее обязанности, ведь младшая – то училась. Старшая, впрочем, тоже училась – сначала в обычной школе, потом в вечернем ВУЗе, который окончила с красным дипломом. Чтобы Вы поняли, какая она хорошенькая, её все время путали с Ириной Понаровской. Младшая внешне была совсем не такая – у нее был большой рот, большой нос, который рос за двоих, и маленькие глазки. Да и характер подкачал. Но была непоколебимая уверенность в том что её должны любить и её должны выбирать, ведь ее выбрала и любила мама – самый главный человек для каждого ребенка! Младшенькая успешно окончила школу, успешно продолжила образование и стала работать. И добилась успехов – неплохих но и не очень высоких. Как же сложилась личная жизнь девочек? Младшая довольно рано и довольно успешно вышла замуж. Муж достался , симпатичный, обаятельный, успешный, с хорошими манерами. Конечно, без памяти любил свою жену и все ей прощал, даже бесконечные измены, которые она и не пыталась скрывать. Вы мне не верите, но что делать, это жизнь. Старшую соседи называли Золушкой и все ждали продолжения сказки. Вы наверняка сейчас тоже ждете, когда же гадкий утенок превратиться в лебедя, но кто видел, чтобы сказка стала былью? Я такого не знаю. Не то чтобы совсем обошлось без принцев, принцы знакомились с Золушкой, потом у них был роман, затем принцы выбирали себе в жены кого-то другого. Как все в жизни неправильно! – вздыхали соседи. Согласна, несправедливо, но объяснимо, ведь у девочки в подсознании была заложена программа: любимый человек должен меня бросить и выбрать другую. Это не мой принц, а чей-то чужой. Вы удивитесь, но наша Золушка строила своё поведение психологически выверено – чтобы вернуться в привычную, но не осознанную ситуацию отверженности.
Бледные поганки

Теперь расскажу вторую историю о гадком утенке. Она о девочке, которую я знаю в детстве. Родилась Рита удивительно симпатичным ребенком, кукла, настоящая фарфоровая кукла. Но при этом была резвой и по-мальчишески бесстрашной. Все сараи и заборы были её. Ещё до школы сама научилась читать, играть на гитаре и петь. Слух у нее был абсолютный. Без мамы и папы записалась в кружок художественного чтения и выступала на радио и телевидении. В школе ее сразу взяли в секцию спортивной гимнастики, и в старших классах она уже имела первый взрослый разряд, а в институте побеждала на всех соревнованиях. И быть бы девочке счастливой во взрослой жизни, если бы не родная мама, которая очень любила свою единственную дочь. Папа у них был так, на обочине семьи.

Мама Риты была уверена, что красивая девушка должна выглядеть как бледная поганка – бледная, высокая и томная. А Рита была, скорее, упругим «боровичком». В общем, Ритина внешность не оправдала надежд – гадкий утенок. Невысокая, не тоненькая и ножки короткие…Когда Рита куда – нибудь собиралась, мама, оценивая ее внешний вид, скорбно прикрывала лицо рукой и жалостливо причитала: «Ой Рита, Рита…» Вот почему Рита одевалась во все черненько – серенькое, туфелек на каблучках не носила и ходила как такса, уткнувшись своим хорошеньким носиком в землю. Все свои таланты глубоко закопала в землю и так и прожила всю жизнь гадким утенком. Хотя, как вы понимаете, рождена была потенциальным лебедем.

Авторитет любящей и любимой мамы сделал свое грязное дело, превратил прекрасного лебеденка в потерявшую себя в этой жизни утку, которая не верила, что ее можно любить. Рита вышла замуж, родила детей, но избавиться от внутреннего одиночества не смогла. Она смирилась с образом гадкого утенка.

Ненасытный кукушонок.

Это были истории про смирившихся гадких утят. А если не смирятся, что с этим будет? Вот уж про кого вы никогда бы не подумали, что этот человек имеет какие-то комплексы, так это про Инну! Какие там комплексы! Одни сплошные плюсы и достижения. Прочем постоянно. Обязательно нужно быть первой, нужно все знать в профессии, нужно бежать впереди всех, чтобы не дай Бог, не отстать. А потому нужно все время чему-то учиться, всё читать, везде успевать. Постоянно нужно доказывать всем, прежде всего себе, что ты не гадкий утенок, что ты имеешь право быть лебедем. Может, тогда ты, наконец, забудешь, что в детстве отец сравнивал тебя с вороной? Что в школе тебя считали дурнушкой, потому что ты была очень худенькой с тоненькими ножками? Теперь ведь у тебя другая жизнь и ты можешь стать совсем другой.

Можешь ли? И сколько сил уходит на преодоление комплексов, что в психологии является сверхкомпенсацией? Ведь вся жизнь Инны ушла на обслуживание комплекса «гадкого утенка». Сожалею, но вынуждена подчеркнуть: вся жизнь. У людей, выбравших путь сверхкомпенсации, гадкий утенок превращается не в лебедя, а в ненасытного кукушонка, который требует все новых и новых червяков – достижений. Много таких непридуманных историй я могла бы Вам рассказать. В нашем обществе из поколения в поколение транслируется серийное производство гадких утят. Мы – страна недолюбленных детей. А ведь когда гадкий утенок вырастет, он точно также будет относиться уже к своим детям. И так до бесконечности. Огромное количество россиян просто не знает что такое родительская любовь, потому что от своих родителей они её не видели.

Рассуждать об этом можно долго. Но мне кажется более важным познакомить вас с механизмом гиперкомпенсации, то есть способами, которыми люди пытаются заглушить в себе гадкого утенка.

Ученые коты
В среде моих коллег самый распространенный способ – это гиперкомпенсация. Да и в других областях интеллектуальной деятельности довольно много «ученых котов», которые таким образом заглушали в себе комплекс гадкого утенка. Защищают диссертации, чтобы доказать себе и другим, что они чего-то стоят, чтобы добиться признания. Нет ничего слаще для гадкого утенка, чем набор званий и дипломов! Но, впрочем, не нужно думать, что все учёные – гиперкомпенсированные утята.
А некоторые гадкие утята, не обладающие выдающимися способностями, обходятся не достижениями, а рассказами о своих достижениях. Типичный пример – Хлестаков. И мне приходилось встречаться в практике с такими мужчинами, которые очень любили рассказывать о своих амурных победах. Это сразу настораживало, ведь настоящий джентельмен не позволит себе подобных рассказов. Как вы понимаете, перфекционисты (то есть люди, которые не прощают себе ошибок) тоже вливаются в стаю гадких утят. Их исходная позиция – «я не должен ошибаться».
Есть и другой способ компенсации – сверхисполнительность. Как раз такой путь избрала старшая дочь Надежды Петровны, о которой я рассказывала в самом начале. Эта девочка поступила точь-в-точь как Золушка – она демонстрирует защитную послушность, чтобы быть хорошей. Разновидностью такого послушания является и неумеренное соглашательство. Я сразу понимала, что передо мной гадкий утенок, когда клиентка заранее была согласна со всем что я скажу. Такое абсолютное соглашательство – конечно, попытка манипулировать мною. Этим соглашательством человек выторговывает мою благоожелательность.
Любая компенсация не делает человека счастливым, но все-таки несчастнее всего гадкие утята, которые выбрали такой способ защиты как уход в одиночество. Это моя история о Рите. Человек внешне коммуникабелен, с ним уютно и комфортно, но этот человек не может раскрыться, и, как мне говорила Рита, у нее в душе так и застыл ледяной глыбой ком нерастраченной нежности и невыраженной любви.
Нечасто, но я встречала и такой способ компенсации, как самоуничижение. Вас, наверное, удивит, если я скажу, что это удобная для человека позиция – чтобы не ждали и не спрашивали слишком много. Более того, такой жалкий воробушек, в которого сам себя превратил гадкий утенок, вызывает у других желание помочь.
Часто гадкий утенок прячется в застенчивость и робость. В этом случае отказ человека от общения – это защита, изоляция от неудач. Но бывает и по – другому: общительный, очень веселый человек может глубоко внутри себя скрывать своего гадкого утенка детства. Зная, что он гадкий утенок, он играет роли павлинов, фазанов и даже лебедей.
Используется некоторыми гадкими утятами и такой распространенный способ защиты, как проекция – то есть перенос своих негативных качеств на другого человека. Проекция, как вы знаете, один из самых распространенных способов от снижения самооценки. Типичные примеры проекции – это гнев, цинизм и подозрительность.
Конечно, я познакомила вас не со всеми способами компенсации, но компенсация – это всегда защита, с помощью которой человек заменяет непереносимое для психики чувство каким-то более приемлемым. Эти способы позволяют гадкому утенку существовать, но они не оздоравливают психику, и человек все равно живет не в ладу с самим собой.

Одинокие игреки.
У нас, как я уже говорила, производство гадких утят транслируется из поколения в поколение. Да и как может быть иначе? Если молодые родители в детстве усвоили, что лучший способ воспитания – это наказание и унижение, что на ребенке можно срывать зло и отыгрываться за свои нереализованные мечты, - то эти методы так называемого воспитания все равно вылезут. А униженный ребенок непременно вырастет гадким утенком.
Нет предела моему отчаянию, потому что унижение я вижу постоянно. Иногда у меня возникают совсем плохие мысли: мне кажется что некоторые родители «заводят» себе детей, чтобы было над кем власть проявить. И родителей этих осуждать не могу, потому что знаю, что таким способом они компенсирую свое гадское утёнство. Что делать? Что станет с Россией, если она наполовину населена людьми с таким менталитетом? Выход только один – менять менталитет. А это долгая и сложная работа. И пока у нас количество психологов на душу населения такое же, как в Зимбабве, с места нам не сдвинуться. Наши правители много говорят об экономике, но ведь причины не в руках, а в головах! И эти проблемы могут стать очень серьёзными. Потому что гадкие утята, сбившись в стаю, могут натворить бед. У нас в производстве гадких утят принимают участие не только родители. Школа тоже вносит посильный вклад. Сегодня треть выпускников имеют нервные и психические расстройства. Потому что школа считате, что ее главная задача – подготовить ученика к ЕГЭ, и даже если он при этом будет сломлен или распят, то это неважно
Но самый сложный двигатель всего непохожего – это наше всесильное безголово-многоголовое общественное мнение. Если ты чуть – чуть не такой – тут же подвергнешься обструкции. Если, не дай Бог, инвалид или лечишь кошек, то выживать тебе будет очень трудно.
Но растет сейчас новое поколение – дети, которые родились уже не в Советском Союзе. Это поколение называют поколением «Y». «Игреки» воспитывались в других условиях, в новой стране, в потребительском обществе, в котором уже присутствует космополитизм и в котором господствует интернет. Эти дети очень отличаются от нас. Это поколение прагматиков и карьеристов. Самое страшное для них – это быть неуспешным, «лузером», самая заветная мечта – работать в Газпроме.
Что их отличает от нас, выросших во дворе, так это то, что Игреки, выросшие в интернете – яркие индивидуалисты. Наверное, коммуникативные навыки у них даже лучше, чем у нас, они умеют произвести впечатление. Но вот умением договариваться и работать в коллективе не овладели. А потому что не играли во дворе в лапту, в классики, в ромбы. Поэтому собрать их вместе можно, но объединить трудно. Такое вот интересное поколение у нас растет, совсем другое. Но почему же мне не дает покоя мысль, что и они тоже в большинстве своём гадкие утята? А вот почему.
Среди Игреков очень развита ксенофобия. Они патриотичны, но патриотизм у них бывает какой – то «гадкий», на грани фашизма. Игреки эгоцентичны, они не стремятся понять и принять чужое мнение, они стремятся лишь высказать свою точку зрения, которую менять не собираются. И самый важный факт для меня – движущей силой их развития является гиперкомпенсация. Они хотят во что бы то ни стало стать успешными, и путь к этой успешности видят в обладании вещами, а не знаниями и умениями. Вот такое у нас будущее поколение.
Ушедший 2010-й был объявлен Годом Учителя. Многие ли это заметили? Объявили и благополучно забыли. И не довели дело до конца, даже не обозначили программу этого дела. А ведь в нашем потребительском обществе без настоящего учителя уже никак не обойтись. Если нет идеологии, то ее место всегда занимает ксенофобия. Ведь если ты не умеешь любить, то тогда нужно кого-то ненавидеть! Вот почему сейчас нужны учителя, которые поведут общество по пути прогресса. И тогда, наконец, прекратиться производство гадких утят. Да будет так. Аминь.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку