-Цитатник

Без заголовка - (0)

Московиты глазами европейских художников https://img-fotki.yandex.ru/get/766539/161887320...

Лаковая миниатюра - (0)

Свобода Лаковая миниатюра

Без заголовка - (0)

ЭНЕРГЕТИКА ДЕРЕВЬЕВ...   В лесу всё целебно – чистый воздух, чистые з...

Как построить дом оберег по спасу - (0)

ДОМ-ОБЕРЕГ   Дом – Оберёг. В наш быстротечный...

Без заголовка - (0)

Как спрятать текст под кат? Для новичков на Лиру. На Лиру каждый день появляются новые по...

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 6) Мой_цитатник Темы_дня Наши_схемы АРТ_АРТель PastimeArt Wandelhalle

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.04.2009
Записей: 839
Комментариев: 347
Написано: 1861


Без заголовка

Понедельник, 12 Марта 2018 г. 10:34 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Московиты глазами европейских художников

Bo4kaMeda




Sybrand van Beest (1610 - 1674)
Приезд Посольства царя Московии на заседание представителей Штатов в Гааге, 4 ноября 1631

Допетровская Русь и ее бородатые бояре в длинных шубах и высоких шапках казались Европе удивительным, экзотическим зрелищем. Изучаем самые любопытные изображения русских вельмож за авторством иностранных художников.

Обычно мы представляем жителей Московского государства — дьяков, бояр, царей — по примерам застывшего и каноничного древнерусского искусства: фрескам, рукописям или иконам. Реалистическая живопись появилась в России лишь в XVIII веке во многом благодаря реформам Петра Великого. Однако запечатлеть для потомков быт и костюмы русского царства художники Нового времени, конечно, уже не могли — этими же петровскими преобразованиями старый мир был уничтожен. Есть только одна возможность взглянуть на московитов с помощью привычного нам иллюзионистического искусства. Это произведения художников тех европейских стран, где бывали русские послы, либо же зарисовки иноземцев, прибывавших в Россию в качестве дипломатов или купцов.

Одна из первых таких работ — гравюра немецкого художника Ганса Бургмайра (современника Альбрехта Дюрера). На ней изображено посольство 1518 года от великого князя московского Василия III в Инсбрук к императору Священной Римской империи Максимилиану I. В левой части картины — дьяк Владимир Семенович Племянников и толмач (переводчик) Истома Малый. В правой части — император, узнаваемый и по короне и по фамильному габсбургскому носу. Они стоят на полу, вымощенном плитами с двуглавыми орлами — но это не русский герб, а имперский.


«Посольство дьяка Племянникова и толмача Истомы Малого от Великого Князя Василия Ивановича к римскому императору Максимилиану I». Гравюра по дереву Ганса Бургкмайра. 1518

Это был ответный визит. Ранее, в 1517 году, Россию посетил австрийский посол Сигизмунд фон Герберштейн, составивший «Записки о Московии». Именно с этого путешествия Герберштейна начались русско-австрийские отношения, и в честь 500-летнего юбилея 2017 год был объявлен перекрестным Годом туризма России и Австрии.


Сигизмунд фон Герберштейн. План Москвы из «Записок о Московии», издание 1556 года. Показан Кремль и его окрестности.

Автором других известных записок о России был посол шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III Адам Олеарий. Он посещал двор царя Михаила Федоровича дважды, в 1634 и 1636 году, а в 1647 году издал подробное «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Книга содержала множество гравюр, иллюстрирующих жизнь русских, а на обложке бояре в собольих шапках соседствовали с персами в тюрбанах: оба народа казались немцу одинаково диковинными.


Адам Олеарий. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию. 1656, обложка книги

В 1673 году ко двору Алексея Михайловича прибыло шведское посольство, в составе которого был инженер Эрик Пальмквист. Его альбом «Заметки о России» был полон зарисовок городов и их военных укреплений (таково было задание шведского короля). Но, помимо этого, книга иллюстрировала многие сцены русского быта.


Эрик Пальмквист. Приём царём Алексеем Михайловичем шведского посольства в 1674.

Изредка подобные гравюры раскрашивались, как, например, карта из записок Герберштейна, но в основном они оставались черно-белыми. Исключение — знаменитая гравюра «Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге» 1576 года. На ней изображены посланники Ивана Грозного, князь Захарий Сугорский, дьяк Андрей Арцыбашев и члены их свиты, которые держат в руках дары императору — собольи шкурки, связанные «сороками» (по сорок штук). Наряды московитов красочны и разнообразны, прорисованы до мельчайших деталей. Кстати, именно эту гравюру использовал художник Борис Кустодиев при работе над костюмами оперы «Борис Годунов» 1908 года.


Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге 1576. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария




Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге 1576. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария




Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге 1576. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария

Сохранилось и несколько портретов маслом, которые иностранцы писали с русских гостей. Один из них изображает Григория Микулина, в 1600–1601 годах возглавлявшего посольство от Бориса Годунова к Елизавете Тюдор. Неизвестный художник не стал писать Микулина в полный рост и сосредоточился на лице посла, умном и серьезном. Странно, но Микулин изображен на картине без бороды, что противоречило и обычаю, и воспоминаниям о нем англичан.


Григорий Иванович Микулин — русский дворянин, опричник, глава посольства в Англию 1600—1601 годов.
Неизвестный художник

Подробнее рассмотреть костюм русского вельможи, украшенный богатой вышивкой, можно на картине, написанной в 1656–1657 годах придворным живописцем герцогов Медичи Юстусом Сустермансом. Это портрет посла Ивана Чемоданова, отправленного царем Алексеем Михайловичем в Венецию, чтобы попросить у республики финансовую поддержку в войне с Польшей и Швецией (безуспешно).


Иван Иванович Чемоданов — русский дипломат, стольник и переславский наместник, русский посол в Венеции.
Портрет работы Юстуса Сустерманса




Гравюра 19 века Чемоданов в мастерской европейского художника

Еще интересней рассматривать групповой портрет 1662 года неизвестного автора, на котором запечатлены участники русского посольства в Англию — князь Петр Прозоровский, Иван Желябужский, дьяк Иван Давыдов и толмач Андрей Форот. Они отправились к Карлу II по приказу Алексея Михайловича, чтобы поздравить монарха со вступлением на престол. Одежды и позы мужчин выдают, кто был главой посольства, а кто — его подчиненными.


Портрет участников русского посольства в Англию в 1662 г. Неизвестный английский художник.
На картине изображены князь Петр Семенович Прозоровский, дворянин Иван Афанасьевич Желябужский, дьяк Иван Давыдов и переводчик Андрей Форот.

В 1681–1682 годах Хуан Карреньо де Миранда, преемник Диего Веласкеса на посту придворного художника испанского короля, написал портрет Петра Потемкина, посла царя Федора II Алексеевича ко двору Карлоса II. Живописец был явно впечатлен красочным нарядом и гордой осанкой Потемкина. Картина считается одним из лучших испанских портретов этого периода и выставляется в мадридском Национальном музее Прадо, куда попала из королевской коллекции.


Хуан Карреньо де Миранда. Портрет Петра Потемкина. 1681-1682.
Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания


Петра Потемкина писал и придворный английский художник Годфри Неллер, когда посол прибыл в Англию ко двору Карла II.

Этот портрет стал причиной исторического курьеза. Сначала мастер Роберт Уайт выполнил с него гравюру, обрезав фигуру посла и заключив ее в рамку с херувимами и львами. А позже некий художник (возможно, Густав Шмидт) написал по образцу гравюры портрет маслом. В начале ХХ века он попал в Капитолий штата Вирджиния (США), где портрет посчитали изображением возлюбленного Покахонтас — капитана Джона Смита, будто бы носившего восточные одежды в турецком плену, — и повесили картину в кабинете губернатора



Петр Потемкин, холст, масло
Godfrey Kneller (1646-1723, Italy)




Князь Петр Иванович Потемкин; гравюра Вайта с оригинала Кнеллера


Посольские процессии тоже писали маслом, но намного реже. В амстердамском Рейксмузеуме хранится полотно Сибранда ван Бееста «Приезд посольства царя Московии на заседание представителей Штатов в Гааге, 4 ноября 1631». Именно во время того визита России было позволено держать в Нидерландах постоянного представителя. Эта картина ошибочно публиковалась некоторыми историками как изображение Великого посольства Петра I 1697–1698 годов.



От путешествия самого молодого царя осталось много и подлинных свидетельств — европейцы с большим любопытством следили за посольством восточных «варваров». Из них наиболее интересны два портрета приближенных Петра — Александра Меншикова и Франца Лефорта, написанные нидерландским художником Михилем ван Мюссером.


Михиль ван Мюссер. Портрет Франца Лефорта. 1698.
Женевский музей искусства и истории, Швейцария




Михиль ван Мюссер. Портрет Александра Меншикова. 1698
Частная коллекция

Портреты отражают грядущие перемены в российском обществе. Например, Лефорт на картине причудливо сочетает напудренный парик с богатой шубой в русском стиле. Сам же Петр во время Великого посольства предпочитал позировать уже в европейском костюме — который в скором времени надели вельможи всей страны.

shakko-kitsune


shakko-kitsune.livejournal.com

.
Рубрики:  картины
искусство
история

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку