Цитата сообщения aprilhaxar
Владимир. Экскурсия в октябре.
В славный город Владимир меня занесло в конце октября 2008 года. В те дни я переживала очередную сезонную депрессию и вместо трудотерапии лечилась электричками и провинциальным колоритом Золотого кольца России. Так как найти извозчика, готового прокатить по автомагистрали М7, не удалось, услуги РЖД пришлись весьма кстати. Усевшись в поезд на Курском вокзале, я методично вычеркивала названия населенных пунктов, остававшихся за окном, и читала краткую справку: Город Владимир - один из древнейших русских городов, в XII-XIII веках столица могущественного Владимиро-Суздальского княжества. Существуют две летописные версии о времени основания города Владимира. По одной из них, город основал в конце X века Владимир Святославич, креститель Руси, по другой - около 1108 г. Владимир Мономах. Во Владимире насчитывается более двухсот памятников истории и культуры, некоторые из них внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Держа эти слова в голове, я чесала оную, стоя на вокзале и вращая головой. | ![(400x330, 22Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/922/51922209_m17401n.gif) |
Однако, схема Владимира оказалась проста даже для страдающих топографическим кретинизмом - если двигаться по Большой Московской улице с запада (от Москвы), то территория древнего города начинается от Золотых ворот и заканчивается после Рождественского монастыря, рядом с поворотом к вокзальной площади (где-то здесь находились Серебряные ворота). Соборная площадь расположена примерно посередине. Железнодорожный вокзал и автовокзал находятся юго-восточнее исторического центра, у подножия холма.
В сумерках в голову приходят здравые мысли, а именно: основные достопримечательности, а также многие гостиницы и рестораны расположены в историческом центре, на Большой Московской улице или неподалёку от неё. Среди прочих заведений было выбрано кафе "Доля ангела" (Б.Московская, 16), которое порадовало вменяемыми ценами, качеством блюд и скоростью обслуживания. Червяк был заморен. Но дурное настрое и трехчасовое сидение в поезде довели меня до необходимости шоппинга. И в местном универмаге я купила себе сумку. Так, совершив столь необходимое действие, я угомонилась. Оставалось только поспать. Гостиница "Владимирский дворик" запомнилась мне недешевыми номерами, стройкой за окном и видом на Никитскую церковь. Находится оная на улице Подбельского, 12, аккурат параллельно Б.Московской. | ![(382x291, 28Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/927/51927344_PA260004_2.JPG) |
Недалеко от отеля, на улице Княгиниской, 8, находится
Церковь Никиты Великомученика (Никитская церковь; Никиты Мученика церковь; Никиты Готфского церковь).
Никитская церковь принадлежит к типу традиционных трапезных церквей с трехчастным членением плана. Храм сооружен на средства купца Семена Лазарева в 1762-1765 годах. Нарядная трехэтажная церковь носит скорее светский характер и похожа на гражданское сооружение. Каждый этаж Никитской церкви имел свой красивый иконостас и был залит светом, лившимся из больших окон боковых стен, напоминая просторные и светлые дворцовые залы, созданные скорее для танца, нежели для молитвы. Живописность храма, его богатая пластика и динамичная композиция, подчеркнутая мощной четырехъярусной колокольней и стройным двухъярусным световым барабаном главы, делают Никитскую церковь одним из интереснейших памятников барочной архитектуры в русской провинции.
Вернувшись на Б. Московскую улицу, я аки баран уставилась на
Золотые ворота(1164 г.).
Памятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами. Валы, примыкавшие с боков к массиву ворот, были рассыпаны в XVIII в. для устройства объездов; по углам ворот появились круглые ложноготические башни с пристройками между ними, свод ворот и церковь над ним тогда же были переложены.
Основу здания составляет огромный белокаменный четверик с глубокими нишами на боковых стенах, усиливавшими сцепление здания с насыпью валов (остаток вала сохранился к югу от Золотых ворот - Козлов вал). Проем ворот необычайно высок (уровень земли во время их постройки был ниже современного на 1,5-1,7 м).
Подобные Золотым белокаменные Серебряные ворота стояли на противоположном восточном конце крепости. Они отмечали главную ось городского ансамбля – продольную улицу. Остальные семь ворот-башен города были деревянные.
Здесь расположен Музей воинской доблести.
Недалеко от ворот стоит
Водонапорная башня, расположенная на древнем валу вблизи Золотых ворот,т была построена в 1912 году. Это интересное здание, построенное из красного кирпича в псевдоготическом стиле - один из примеров городской хозяйственной постройки, характерной для градостроительства конца XIX века. В середине 50-х годов прошлого века, в связи с реконструкцией водонапорной системы города Владимира, башня утратила свое утилитарное назначение. В 1975 году здание водонапорной башни было реконструировано и приспособлено под музей.
Рядом с Водонапорной башней находится
Церкви Спасского прихода:
Справа - теплая Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь).
В центре - звонница.
Слева - холодная Церковь Преображения Господня (Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь)
Возведены на бывшем княжеском дворе. Храмы расположены на месте построенной Андреем Боголюбским в 1164 году белокаменной церкви Спаса. От древнего храма сохранились лишь фундаменты и частично нижние ряды кладки стен. Несмотря на стремление строителей сохранить прежний облик сооружения, в его архитектуре явно присутствуют черты барокко XVIII века.
Также с холма прекрасно видна
Церковь Троицы Живоначальной старообрядческая (1913-1916 гг.) (Троицкая церковь; Святотроицкая церковь; Свято-Троицкая церковь) - одна из последних церковных построек губернского Владимира. Здание сооружено в «псевдовизантийском» стиле. Состоит из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Ступенчатый верх храма венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольни - несколько ниже. Постройку украшают декоративные пояски и поребрики, сама "крестовая" кладка кирпича. Богослужение в Троицкой церкви прекратилось в 1928 г.
Ныне там располагается музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки. Представлены предметы декоративно-прикладного искусства, являющиеся традиционными промыслами Владимирского края — хрусталь и цветное стекло из г. Гусь-Хрустальный, мастерские расписные лаковые шкатулки, высокохудожественные образцы мстерской «белой глади» и «владимирского шва».
Проделав небольшой путь в сторону вокзала, я достигла
Соборa Димитрия Солунского (Дмитровский собор).
Этот храм надолго приковал мой взгляд. Подобное архитектурное совершенство нечасто встретишь. Ни единой лишней линии, удивительная гармоничность и продуманность.
Построенный в 1193-1197 гг. по обычной схеме четырехстолпного одноглавого храма Дмитриевский собор блещет поразительной красотой спокойных и мужественных стройных пропорций и торжественностью своего резного убора. На глади стен нижнего яруса рисуются лишь перспективные порталы с резными полукруглыми завершениями - архивольтами. Выше, вплоть до барабана главы, фасады покрыты сплошной резьбой, напоминающей пышную узорчатую ткань, отороченную бахромой колончатого пояса, в котором помещены фигуры святых. Расположение рельефов горизонтальными рядами подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания.
Пройдя по парку имени А.С. Пушкина, изрядно промерзнув, вижу
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Богородицкий собор; Успенский собор).
Собор представляет собой сложный комплекс разновременных построек. Первоначальный белокаменный собор был сооружен князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 гг. и был задуман не только как городской собор, но и как первопрестольный кафедральный храм всей Руси. После пожара 1185 г. к храму были пристроены боковые галереи, по углам которых сооружены четыре дополнительные главы, была увеличена алтарная часть. Успенский собор хранит самое большое количество фресок гениального художника средневековья Андрея Рублева.
![(525x700, 182Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/927/51927897_PA260042.JPG)
Памятник крестителям Владимирской земли на смотровой площадке парка имени А.С. Пушкина
Вид со смотровой площадки.
Осторожно! В любую погоду здесь ветрено. Я изрядно отморозила уши и потому практически не задержалась в сием месте.
![(700x525, 64Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/928/51928009_PA260029.JPG)
Немного видна
Клязьма - река в Европейской части России, протекающая по территории Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей, второй по величине (после Москвы) левый приток Оки.
С рекой и её притоками связано развитие всего северо-востока Руси, начиная с Владимиро-Суздальского княжества (XII век). В это время река с притоками использовалась для судоходства на всём своём протяжении, что дало возможность далеко распространить своё влияние, а торговый путь Клязьма—Сходня—Москва, использовавшийся ещё до славянского расселения, развил хозяйственную основу.
А тут я аж споткнулась и поперхнулась:
Николо-Кремлевская церковь построенная в 1761 году оказалась городским планетарием.
![(699x492, 109Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/929/51929060_NikoloKremlyovskaya_cerkov_2.JPG)
Типичный образец бесстолпного посадского храма. Строгий облик и скромный декор фасадов Николо-Кремлевской церкви свидетельствуют о том, что художественные вкусы эпохи барокко еще только начали проникать в провинциальный Владимир. Церковь названа в честь одного из наиболее почитаемых в христианском мире святых - святителя Николая Чудотворца (Угодника). По месту расположения церкви, на территории бывшего городского кремля, храм именовали Николо-Кремлевским.
Подробно о музеях и достопримечательностях Владимира -
тут.
Дальше мне предстоял путь в Боголюбово, в Храм Покрова на Нерли. Но об этом в следующий раз.