Друзья, сегодня мы познакомимся с новым сборником наших смоликов/роликов, рассказывающем о творчестве живописцев, рождённых крепостными. Судьбы и творческий путь у всех разные, но каждый из представленных художников по своему талантлив, и знакомство с их творчеством будет интересным и познавательным.
1. Колокольников Мина Лукич (1708-1782)
Колокольников Мина Лукич - русский художник-портретист XVIII века, представитель семьи тверских крепостных художников Колокольниковых. Учился иконописи и живописи на родине, в городе Осташков в 1720-е годы. Позже переехал в Петербург, где работал под руководством Ивана Никитина, Луи Каравака, Ивана Вишнякова. С 1740-х годов становится одним из видных живописцев столицы. Имел мастерскую, куда входило около 20 учеников.
/музыкальное сопровождение: Рубинштейн Антон Григорьевич
(1829-1894) - Мелодия фа-мажор ор.3 № 1/
2. Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
Аргунов Иван Петрович - русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Всю юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве. Специального художественного образование Иван Петрович не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений.
Аргунов Николай Иванович – русский живописец-портретист. Родился в 1771 году в семье крепостного художника. Учился у отца, Ивана Петровича Аргунова, а в 1790-е годы совершенствовал свое мастерство, копируя картины Эрмитажа. В Москве в начале XIX столетия Николай Иванович Аргунов в художественной среде, прежде всего, славился как портретист. В 1816 году художник получил вольную от графа Шереметева. Он был высокоодаренным портретистом, первым соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями.
Яков Иванович Аргунов младший сын крепостного художника Ивана Петровича Аргунова, который и стал его первым учителем. Трудолюбие юноши было замечено, и он получил от Санкт-Петербургской Академии художеств звание «назначенного» в академики. В 1816 году, согласно завещанию графа Н. П. Шереметева, вместе со старшим братом Николаем получил вольную. Жил и работал в Москве. В 1817 году преподавал живопись и рисунок в Московском уездном и в Якиманском училищах, с 1818-го — в 1-й Московской гимназии. Для изданий Н. Н. Бантыш-Каменского и П. П. Бекетова выполнил серию рисунков, изображающих выдающихся русских военных и государственных деятелей. Год смерти художника впервые уточнен сотрудниками ГТГ на основании обнаруженного во Львовской картинной галерее женского портрета, подписного и датированного 1837 годом. Это расширяет хронологические рамки творчества Я. Аргунова, так как известные его работы до сих пор датируются 1830 годом.
Тропинин Василий Андреевич родился в семье крепостных графа И. И. Моркова. В 1799 году он был отдан в Академию художеств, где учился у С. С. Щукина и пользовался советами Г. И. Угрюмова. Закончить Академию Тропинину не удалось. Граф Морков в 1804 году прервал его учебу, вызвав в свое украинское поместье Кукавку. Молодому художнику предстояло быть домашним живописцем и одновременно выполнять обязанности дворового человека. В 1823 году под давлением общественного мнения Морков дал вольную Тропинину. В этом же году живописец получил от Академии художеств звание «назначенного» в академики, а осенью следующего, 1824 года не без труда и не без противодействия завистников он в 48 лет был избран академиком.
(1757-1831) - Музыка к трагедии В. Озерова «Фингал»/
6. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)
Кипренский Орест Адамович - блистательный, виртуозный рисовальщик, виднейший представитель эпохи романтизма в русской живописи. Орест Кипренский родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии. Он был сыном крепостного человека бригадира Диаконова. Еще в детском возрасте Орест выказал большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить в 1788 в воспитанники Императорской академии художеств. Главными наставниками Кипренского были Угрюмов и Левицкий. Орест Адамович ездил в Москву, был в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 он за несколько мужских портретов, в их числе портрет партизана-поэта Давыдова, был возведён в звание академика, а в 1815 признан советником академии.
/музыкальное сопровождение: Зубов Николай Владимирович (1867-1908)
«Не уходи, побудь со мною» исп. Евгения Смольянинова/
7. Тихонов Михаил Тихонович (1789-1862)
Тихонов Михаил Тихонович - крепостной князя Н. А. Голицина, в 17 лет он начал обучение в Академии художеств, в 26 лет получил вольную. В 1817-1819 гг. он участвовал в кругосветном плавании на шлюпе "Камчатка" под командованием В. М. Головнина в качестве художника. Во время этой экспедиции Тихонов повредился рассудком. По возвращении в Петербург Михаил Тихонов более сорока лет прожил под опекой художника И. В. Лучанинова, а затем его вдовы, получая годовое пособие в 600 рублей.
Садовников Василий Семёнович родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом знаменитой «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 года, будучи уже известным художником, Садовников оставался крепостным. Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын. В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника. Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды Петербурга и его окрестностей.
Фёдор Григорьевич Солнцев - художник, архитектор и историк, академик и профессор Императорской Академии художеств, специалист по художественной археологии, руководитель издания «Древности Российского государства». Заведовал художественным оформлением Большого Кремлёвского дворца. Родился Фёдор Григорьевич 14 апреля 1801 в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих (крепостных) крестьян графа Мусина-Пушкина. Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году.
/музыкальное сопровождение: Лучина - Хор Московского Патриархата
"Древнерусский распев" под упр. А. Гринденко/
/муз. Не забудь – Origa, Ольга Яковлева/
10. Подключников Николай Иванович (1813-1877)
Подключников Николай Иванович был крепостным графа Шереметева. Отец и дядя будущего художника руководили иконописной мастерской. В ней и получил свои первые уроки подросток Николай. С 1833 года он стал вольноприходящим учеником Московского художественного класса, впоследствии Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1839 году молодой живописец получил вольную от Шереметевых и звание свободного художника Академии художеств. Кисти Николая Подключникова принадлежат замечательные работы с видами и интерьерами московских и подмосковных усадеб.
Шевченко Тарас Григорьевич - писатель, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Родился Тарас Григорьевич в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в «Кирилло-Мефодиевском обществе» был арестован, приговорён к ссылке и определён рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Шевченко сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и другими сотрудниками журнала «Современник».
/музыкальное сопровождение: Бортнянский Дмитрий Степанович
(1751-1825) - Танец духов из оперы «Алкид»/
12. Капков Яков Фёдорович (1816-1854)
Капков Яков Фёдорович - сын подрядчика, крепостной князя М. С. Воронцова. Художественное образование начал с занятий в мастерской А. Е. Егорова. В 1832 году получил вольную (без выкупа). Состоял в качестве пенсионера Общества Поощрения Художников «посторонним» учеником Академии Художеств у К. П. Брюллова. За время учёбы в ИАХ Я. Ф. Капков был награждён двумя малыми и большой серебряными и малой золотой (за картину «Алквиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожжённого врагами») медалями. В 1847 отправился в поездку в Италию, однако уже в 1849 в связи с политическими волнениями был отозван в Россию.
/музыкальное сопровождение: Львов Алексей Фёдорович
(1798–1870) - Фантазия на русские темы для скрипки, оркестра/
13. Славинский Фёдор Михайлович (1817-1876)
Славинский Фёдор Михайлович - русский художник, академик Императорской Академии художеств. Крепостной помещика Андрея Александровича Семенского. Художник рано проявил свой талант, самостоятельно занимаясь росписью иконостасов в артели иконописцев. В 1839 году А. Г. Венецианов пригласил Фёдора «как зрелого художника», в свою художественную школу, в своё поместье Сафонково. Вольную Фёдор Славинский получил около 1840 за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова, рекомендовавшего талантливого ученика к занятиям в Императорской Академии художеств.
/музыкальное сопровождение: Антон Рубинштейн (1829–1894)
Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор op. 65/
14. Иванов-Голубой Антон Иванович (1818-1863)
Иванов-Голубой Антон Иванович родился в селе Козаково Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье крепостного. Село Казаково принадлежало помещице Домашневой, которая отдала Антона на обучение в иконописную мастерскую отца братьев-художников Чернецовых. Братья Чернецовы - Григорий и Никанор, уже закончившие Петербургскую академию художеств и получившие звание художников, приехали в 1836 на родину в Лух, где познакомились с Антоном и пригласили его принять участие в их путешествии по Волге. Убедившись в таланте Антона, Чернецовы решили выкупить его из крепостничества, пожертвовав всеми своими сбережениями. Уже свободного Иванова устроили вольнослушателем на учёбу в Академию художеств. В 1846 братья Чернецовы отправились за границу и взяли с собой Иванова. Антон Иванов любил носить жилеты модного голубого цвета, за что получил прозвище «Голубой»; оно закрепилось за ним для отличия от другого русского художника-однофамильца, тоже жившего в Риме — Александра Иванова.
Сорока Григорий Васильевич - русский крепостной живописец. В 1842-1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. Венецианов просил предводителя дворянства Вышневолоцкого уезда Николая Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого. После реформы 1861 года Григорий Сорока участвовал в крестьянских волнениях против помещика. В 1864 году Сорока был подвергнут трёхдневному аресту. Возможно, этот арест послужил причиной самоубийства художника.