Цитата сообщения Nebulus
![(483x698, 69Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196503_01.jpg)
УТАГАВА КУНИЁСИ. 1797-1861
Серия "Биография преданных вассалов". 1847
Катаока Дэнгоэмон Такафуса. 36,5Х25,5
В своём творчестве Куниёси неоднократно обращался к теме "История 47 ронинов".События относятся к началу ХVIII в. Во дворце сёгуна (военного правителя) знатный придворный Кира Кодзукэ-но сукэ тяжко оскорбил Асано Такуми, правителя области Ако. В гневе Асано обнажил меч и ранил Кира. Подобные действия во дворце сёгуна карались смертью; Асано был арестован и приговорён к самоубийству. Самураи, находившиеся у него на службе, оказались без предводителя, то есть стали ронинами. Верные долгу, они поклялись отомстить за своего господина. Ворвавшись в усадьбу Кира, ронины убили его, после чего сами совершили ритуальное самоубийство. История имела огромный резонанс. Жизнь и поступки преданных вассалов стали воплощением самурайской морали.
Существуют два типа изображений 47 ронинов: актёры, разыгрывающие пьесу, посвящённую этим событиям, или,как в данной серии, "портреты" ронинов, где перед нами образы идеальных воинов: мощных, стойких, верных долгу. Пространные надписи, сопровождающие изображение, содержат имя персонажа и подробный рассказ о его жизни и подвигах.
![(700x498, 76Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/193/37193950_02.jpg)
ХОКУСАЙ КАЦУСИКА. 1760-1849
Серия "Антология "Стихи ста поэтов" в пересказе няни". 1834-1840
Стихотворение Оно-но Комати. 38Х26,5
Поэтическая антология "Стихи ста поэтов"была составлена в 1235 г. Фудзивара-но Садан и включала сто стихотворений крупнейших японских поэтов XII-XIII вв. В период Токугава (1603-1868) на темы стихов сборника нередко создавались картины, гравюры и книжные иллюстрации. Особенно популярны были "пародии", в которых описываемые в классических стихах события изображались происходящими в условиях современной жизни. К типу таких "пародий" относится и серия Хокусая. Она была создана в поздний период его творчества. Хокусай, по-видимому, предполагал создать серию из ста листов-по количеству представленных в антологии поэтов, но нам известно только двадцать восемь. Судя по названию, гравюра должна иллюстрировать стихи Оно-но Комати-величайшей японской поэтессы IX в.:
Распустился впустую, О, век мой недолгий!
Минул вишенный цвет. Век не смежая, гляжу
Взглядом долгим, как дождь.
Единственная деталь, связывающая текст и изображение в этой незатейливой сценке из сельской жизни,-опавшие лепестки цветов вишни, которые убирают двое крестьян.
![(460x699, 54Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/194/37194000_03.jpg)
ТЕКОСАЁ ЭЙСЁ. Работал в 1793-1798
Серия "Состязание красавиц весёлых кварталов".
Около 1794-1795
Вакамурасаки из чайного дома Кадотомая.38Х25,5
Об Эйсё, так же как и о других учениках Хосода Эйси, почти ничего не известно. Работать самостоятельно Эйсё начал в 1793-1794 гг. Через четыре года он прекращает выпуск отдельных листов гравюр и в 1798-1799 гг. работает в области книжной иллюстрации. О его судьбе после 1800г. мы не располагаем никакими сведениями.
Серия "Состязание красавиц весёлых кварталов"-лучшая в творчестве художника. Все её листы посвящены обитательницам Ёсивара-наиболее известного среди "весёлых кварталов" Эдо. В данной гравюре изображена излюбленная модель Эйсё-гейша Вакамурасаки.
Мастера школы Хосода, и Эйсё в их числе, работали в той же манере, что и их великий современник Китагава Утамаро. В частности, несомненное влияние на творчество Эйсё оказали погрудные портреты Утамаро. Правда, Эйсё заимствует только внешнее оформление, композицию, ему не удаётся передать эмоциональное состояние изображаемой модели, что присуще лучшим работам Утамаро.
![(459x699, 81Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196542_04.jpg)
УТАГАВА КУНИЁСИ. 1797-1861
Серия "53 станции дороги Токайдо"
(создавалась совместно с Хироситэ и Кунисада)
Станция Фудзисава. Эпизод из жизни Огури Хангана.
Около 1845. 36Х24
Этот сюжет характерен для историко-героического жанра. Здесь описан эпизод из жизни воина Огури Хангана (середина XVв.) Коварная мачеха выгнала его из дома, а затем прислала отравленного вина, выпив которого, Огури превратился в калеку. После нескольких лет скитаний он повстречал девушку по имени Тэрутэ-химэ, полюбившую его, не смотря на увечье. Она обратила молитву к божеству святилища Хаконэ, которое находилось недалеко от станции Фудзисава. Художником изображён момент исцеления Огури Хангана. Таким образом, по сюжету-это историческая гравюра, по названию-пейзаж, по сути же-гравюра театральная: здесь изображены актёры в ролях Огури Хангана и Тэрутэ-химэ. Появление зашифрованных театральных гравюр было вызвано указом 1842г., которым правительство вводило ряд запретов в области гравюры. В частности, были запрещены изображения актёров. Хотя в подобных листах имена актёров не обозначены, любители театра того времени с лёгкостью их узнавали.
![(452x698, 74Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196577_05.jpg)
УТАГАВА КУНИЁСИ. 1797-1861
Серия"Зерцало преданных вассалов". 1857
Ядзима Кихэй Мицунобу. 35Х23,5
Серия "Зерцало преданных вассалов", так же как и "Биографии преданных вассалов", является галереей "портретов" 47 ронинов. По сравнению с работами 1840-х гг. в серии намечается определённый спад творческой активности художника. Куниёси использует шаблонные приёмы, повторяет собственные композиционные находки. Гравюры несколько однообразны, впрочем их техническое исполнение, острый рисунок, экспрессивно трактованное движение, выразительный колорит по-прежнему на высоте. В 1850-е гг. Куниёси возглавлял большую мастерскую. Нередко в свои листы он включал композиции, выполненные учениками, в том числе и собственной дочерью-одной из немногих женщин, работавших в гравюре. В данном листе в картуше наверху воспроизведена гравюра, относящаеся к жанру "цветы и птенцы", которая выполнена, как яствует из подписи, Ёситоридзё (умерла около 1899)-дочерью Куниёси.
![(699x473, 63Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196591_06.jpg)
АНДО ХИРОСИГЭ. 1797-1858
Серия "Достопримечательности восточной столицы". 1832-1834
Вечер в Таканава. 24Х35,5
Хиросигэ посвящает теме Эдо-восточной столице Японии (по-японски Токио)-50 больших серий, в том числе и первую, вышедшую в 1831 г., в которой он впервые выступает в качестве пейзажиста. Ободрённый успехом пейзажей, в 1832 г. Хиросигэ начинает выпуск новой серии под тем же названием, выходившей в течение десяти лет.
1830-е гг.-время сложения художественной манеры Хиросигэ-пейзажиста. В его творчестве формируется особый тип "лирического" пейзажа. В спокойных, ясных, уравновешенных композициях Хиросигэ стремится передать в первую очередь состояние природы, хотя достаточно точно изображает и топографические особенности местности.
![(468x699, 62Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196616_07.jpg)
АНДО ХИРОСИГЭ. 1797-1858
Серия "Сто знаменитых видов Эдо". 1856-1858
Синоистский храмМинато около моста Инари-баси в квартале Тэппосу. 37Х25,5
"Сто знаменитых видов Эдо"-последняя и не совсем обычная пейзажная серия Хиросигэ. В отличие от спокойных, лирических пейзажей 1830-1840 гг., в гравюрах этой серии Хиросигэ даёт "драматическую" трактовку природы. Он использует резкое сопоставление планов, остродинамичное построение композиции, напряжённые цветовые аккорды. Собственно пейзаж отступает в глубь листа, заслоняется каким-либо частным мотивом, занимающим весь передний план композиции. В данной гравюре мост Инари, храм Минато, река, по которой плывут лодки, гружённые бочонками с сакэ, увидены Хиросигэ сквозь мачты корабля, как бы надвигающиеся на зрителя.
Этим новым тенденциям в творчестве Хиросигэ развиться было не суждено. Последние листы этой серии вышли после смерти художника.
![(485x699, 67Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196632_08.jpg)
СУДЗУКИ ХАРУНОБУ. 1724-1770
Бог счастья Фукурокудзю в цирюльне.
Около 1765. 28,5Х20
Изображён один из семи богов счастья-наиболее популярных божеств в пантеоне верований японцев.
Семь богов счастья воспринимались как нечто очень близкое, обыденное, их можно было просить о самых мелких, даже суетных вещах. Их не боялись, над ними нередко подшучивали, изображая в смешных или компрометирующих ситуациях.
![(478x699, 93Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196669_09.jpg)
ИСОДА КОРЮСАЙ. Работал в 1764-1788
Серия "Образцы мод: модели новые, как весенняя листва". 1776-1778
Мицуя из чайного дома Омусия. 38Х25,5
Серия "Образцы мод: модели новые, как весенняя листва" известного художника Исода Корюсая-одна из лучших и наиболее характерных в его творчестве. Она относится к зрелому периоду деятельности мастера.
![(484x699, 79Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196678_10.jpg)
ТОРИИ КИЁНАГА.1752-1815
Серия "Состязания модных красавиц весёлых кварталов"
В квартале Минами. 1783. 38,5Х27
В 1780-е гг. ведущее положение занимает Киёнага. Этим он обязан издателю Нисимурая Ёхати. Серия "Образцы мод: модели новые, как весенняя листва", начатая Нисимурая ещё в 1770-е гг. и порученная им Корюсаю, была прервана около 1779г. в связи с тем, что Корюсай оставил гравюру и занялся живописью. Выпуск был возобновлён в 1782г., когда Нисимурая поручил завершение этого заказа молодому и малоизвестному мастеру-Тории Киёнага. Гравюры этой серии принесли успех художнику. Следующая серия "Состязания модных красавиц весёлых кварталов" закрепила за ним славу одного из лучших мастеров гравюры.
Изображенная сцена происходит в Минами-"весёлом квартале", располагавшемся в южной части Эдо. Обращает на себя внимание интересная деталь-подзорная труба-предмет, завезённый в Японию из Европы португальцами или голландцами.
![(473x699, 57Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196698_11.jpg)
РЭКИСЭНТЭЙ ЭЙРИ. Работал в 1790-е
Серия "Цветы Эдо"
Знаменитость из района Кёбаси
Портрет Санто Кёдэна. Около 1796. 38Х26
Об Эйри известно немного. Он происходил из семьи самураев, учился у Хосода Эйси. Его листы посвящены в основном красавицам "весёлых кварталов", но в историю японской гравюры он вошёл как автор портретной серии "Цветы Эдо", в которой изобразил знаменитых жителей "Восточной столицы". Наиболее известен портрет Санто Кёдэна.
Санто Кёдэн (1760-1816) был человеком разносторонних дарований: ведущий беллетрист конца XVIII в., известный мастер гравюры, иллюстратор, а также талантливый поэт-создатель шуточных стихов.
![(490x698, 90Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196717_12.jpg)
ХОСОДА ЭЙСИ. 1756-1829
Ночная прогулка. 1790-е. 24Х17
![(699x520, 75Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196738_13.jpg)
ХОКУСАЙ КАЦУСИКА. 1760-1849
Серия "Антология "Стихи ста поэтов" в пересказе няни". 1834-1840
Стихотворение Мотоёси Синио. 26Х38,5
В стихе Мотоёси Синио рассказывается об одиночестве человека, все помыслы которого устремлены к местам, где остались его близкие. Бытовая сценка, происхожящая на берегу Осакского залива,-это всё, что связывает гравюру с произведением Мотоёси.
В поздних сериях мастерство Хокусая достигает совершенства. В отличие от многих живописцев, работавших для гравюры, которые ограничивались лишь предоставлением эскиза, Хокусай осваивал все этапы создания печатного оттиска. Ему было хорошо знакомо ремесло и резчика, и печатника, поэтому в поздних сериях художнику удаётся осуществление сложнейшей задачи: сохранить в печатном изображении специфику и многообразие нюансов движения кисти, присущее живописному оригиналу.
Подобно своим современникам, Хокусай пользовался анилиновыми красителями, вытеснившими в первой половине XIX в. минеральные и растительные пигменты. Однако, колористическая гамма поздних работ Хокусая своим богатством и изысканностью ничуть не уступает произведениям лучших колористов классического периода.
![(463x698, 77Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196762_14.jpg)
ТОРИИ КИЁНАГА.1752-1815
На веранде
(левая часть триптиха "Созерцание луны на берегу реки Сумида"). 1787. 38Х25,5
Этот лист принадлежит к наиболее интересному периоду творчества Киёнага, к основным нововведениям которого относится в первую очередь использование подробно разработанного фона. В отличие от гравюр Харунобу или Корюсая, в которых место действия в лучшем случае обозначалось чисто условно, пейзажное окружение в листах Киёнага реально и конкретно. В данной гравюре особняк находится неподалёку от Рёгоку-баси - знаменитого моста через реку Сумида в Эдо. Нередко в своих работах Киёнага использует линейную перспективу-приём, пришедший в японскую гравюру из европейского искусства.
![(483x698, 53Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196798_15.jpg)
КИТАГАВА УТАМАРО. 1754-1806
Беседа. Около 1800. 38Х26,6
В 1790-е гг. Утамаро возглавил развитие японской гравюры. Лист "Беседа" относится к зрелому периоду творчества художника, когда Утамаро разрабатывает новый тип "изображений красавиц", отказываясь от фигур в рост и всё внимание сосредотачивая на лице, стремясь передать настроение модели.
![(473x698, 86Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/196/37196826_16.jpg)
УТАГАВА КУНИЁСИ. 1797-1861
Серия "Предания о мудрых и отважных женщинах". 1847
Госпожа Кэса. 35,5Х24,5
Лист относится к зрелому периоду творчества Куниёси. В начале 1840-х гг. активность этого разностороннего мастера достигает своего апогея. Он обращается к различным сюжетам, но особенно удачны историко-героические гравюры. Лучшей серией этого периода является серия "Предания о мудрых и отважных женщинах". Особенно интересен лист "Госпожа Кэса", сюжет которого связан с историей, имевшей место в середине XII столетия. Кэсу-жену самурая Ватанабэ Ватару-полюбил влиятельный придворный Эндо Морито. Поскольку Кэса отвергла домогательства Морито, он покляляся убить Ватанабэ и сделать её своей женой. Узнав об этом, Кэса назначила Эндо свидание, нашла предлог удалить мужа из дому, а сама переоделась в его одежду. Эндо не заметил в темноте подмены и обезглавил Кэсу. Обнаружив ошибку, он в отчаянии постригся в монахи, приняв имя Монгаку-сёнина. Впоследствии он приобрёл известность своими аскетическими подвигами.