Декоративные швы в вышивке |
Для создания картин и различных изделий с вышивкой используют декоративные швы. С течением времени рукодельницами было накоплено огромное количество различных техник выполнения декоративных швов. Среди самых популярных швов: гладь, крестик, гобеленовые стежки и другие. Некоторые из швов располагаются свободно по ткани, а есть швы, для выполнения которых необходим счет нитей на ткани.
Вышивание по канве — это один из самых известных видов вышивки, и благодаря легкости выполнения он пользуется большой популярностью. Последнее время вышивкой по канве увлекаются очень многие, но мало кто знает, что существует огромное количество швов по канве. Самыми известными являются: вышивка крестиками, мелкими крестиками, гобеленовые, венгерские и т. д. Мы хотим познакомить вас со многими швами, описание которых вы найдете ниже.
Крестообразные швы.
Шов «полукрест». Самый простой счетный шов. Чаще всего этот шов используют в сочетании с простым крестиком для создания в картине воздушной перспективы, для ощущения пространства, для имитации акварельной легкости вышивки. Вышивают полукрестом по канве.
При вышивании больших площадей полукрестом работу может перекосить по диагонали.
При вышивании горизонтальными рядами введите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок в точку 2. По изнаночной стороне проведите иглу вниз и выведите в точке 3 на лицевую сторону вышивки, сделайте следующий диагональный стежок в точку 4 и т. д. (рис. 2.1.1, а).
При вышивании вертикальными рядами выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок в точку 2. Затем проведите иглу по изнаночной стороне и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Сделайте следующий диагональный стежок в точку 4 и т. д. (рис. 2.1.1, б).
Простой крестик (рис. 2.1.2, а) на самом деле очень прост, его могут освоить даже дети.
Выполняется он двумя стежками, расположенными крест накрест по диагонали, заполняя одну клетку канвы (рис. 2.1.2, б). Можно увеличить размер крестика, выполняя его на площади в четыре клетки канвы и более.
Для выполнения ряда крестиков работу начинают полукрестом слева направо до конца зашиваемой области. Затем возвращаются с наклоном в другую сторону (рис. 2.1.2, в). На изнаночной стороне образуются коротенькие вертикальные швы.
Вышивая крестиком, можно расширить цветовую гамму. Иногда бывает, что невозможно найти промежуточный цвет нити в растяжке или окрас двух разных номеров слишком сливается, в этом случае можно прибегнуть к оптическому смешению цветов. Существует два варианта такого смешения.
В первом варианте вы вышиваете сначала темной нитью, затем область промежуточного цвета вышиваете нитью, которая состоит, например, для вышивания в 2 нити из 1 нити темного цвета, только что прошитого, и 1 нити следующего, более светлого цвета. Прежде чем вышивать, вы эти нити соединяете, то есть делаете меланж, и затем вышиваете. Далее следует нить светлого оттенка, которую вы добавляли в меланж.
Такой прием позволяет экономить на количестве цветов мулине и создает переход от одного цвета к другому. Этот переход выглядит неравномерно (рис. 2.1.3, а), но иногда именно такой прием подходит к определенной вышивке.
Во втором варианте переход цветов получается более плавным. Его можно применить при вышивании утренних туманов, морской глубины или акварельного неба (рис. 2.1.3, б). Начинаем вышивать опять с самого темного цвета. Далее следующую область вышиваем полукрестом этого же цвета, затем поверх него вышиваем полукрест в противоположную сторону следующим цветом, чаще светлее по тону или другого оттенка, после чего следующую область вышиваем вторым цветом мулине. Выполняя таким способом работу, можно получить интересные переходы одного цвета в другой (рис. 2.1.3, в). Можно поэкспериментировать и соединить два способа.
Неполный крестик (рис. 2.1.4, а). Очень часто в схемах для вышивки крестом используется неполный крестик для создания плавного контура какого-либо изображения, чаще всего лица, тела. Для этого выполняется полный диагональный стежок — полукрест, затем выполняется полукрест в другую сторону, но до середины будущего неполного креста. Такой неполный крестик возможно использовать и как самостоятельный декоративный шов при выполнении декоративных панно (рис. 2.1.4, б).
Двухцветный крестик из двух неполных крестов (рис. 2.1.5). Современные дизайнеры вышивок часто используют такой крестик при переходе, например, от контура тела к фону. Для этого выполняется сначала неполный крестик ниткой одного цвета, а затем неполный крестик ниткой другого цвета в зеркальном отображении.
Удлиненный крестик (рис. 2.1.6, а). Выполняется такой крестик для обогащения вышивки фактурой, кроме того, он помогает быстрее заполнять большие площади вышивки. Техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально (рис. 2.1.6, б).
Рисовый шов (рис. 2.1.7, а). Шов предназначен для фонового покрытия, так как довольно быстро заполняет площадь ткани. Сначала вышивается простой большой крест на 3 или 5 клеток канвы (рис. 2.1.7, б). Затем швом полукрест покрываются концы больших крестиков сначала по нижнему краю (рис. 2.1.7, в), а затем по верхнему (рис. 2.1.7, г). Можно использовать два оттенка цвета, что значительно обогатит вышивку.
Комбинированное вышивание простым и удлиненным крестиками (рис. 2.1.8, а). Используя такое комбинирование крестиков, можно получить интересные переходы из одного цвета в другой, а также интересна фактура такого вышивания для заполнения фона.
Вышивать начинаем слева направо. Введите иглу в точку 1 и выведите на изнаночной стороне в точке 2 через 3 клетки канвы, выполнив полукрестик. Затем проведите иглу по изнаночной стороне, выведите в точке 3 и введите иглу в точку 4. Проведя иглу по изнаночной стороне, выведите ее в точке 5 и сделайте полукрестик в точку 6. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее в точке 7. Далее выполните полукрест в точку 8. Повторяйте аналогично до конца ряда. В следующем нижнем ряду под простым крестиком располагайте удлиненный крестик, а под удлиненным — простой (рис. 2.1.8, б).
Вертикальный крестик (рис. 2.1.9, а). Такой крестик занимает площадь канвы в четыре клетки и используется для фонового заполнения и для орнаментальных работ. Введите иглу на лицевую сторону канвы в точке 1 (рис. 2.1.9, б) и сделайте вертикальный стежок через одну клетку канвы в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне в точку 3 и выведите ее на лицевую сторону. Сделайте горизонтальный стежок через одну клетку канвы в точку 4. Ряды с вертикальными крестиками располагаются в шахматном порядке. Следите, чтобы верхние стежки каждого крестика располагались в одном направлении.
Комбинированное вышивание большими и вертикальными крестиками (рис. 2.1.10, а). Используют такую комбинацию только для больших участков зашивания. Выполняя крестики, следите за направлением верхних стежков.
Введите иглу на лицевую сторону в точку 1 (рис. 2.1.10, б) и сделайте полукрест в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3, выполните полукрест в точку 4. Для выполнения вертикального крестика проведите иглу по изнаночной стороне в точку 5 и выведите иглу на лицевую сторону, выполните вертикальный стежок в точку 6. Затем проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 7. Выполните горизонтальный стежок в точку 8. Для вышивания следующего большого крестика проведите иглу по изнаночной стороне в точку 9 и выполните крестик аналогично первому. В следующем нижнем ряду вертикальные крестики вышивайте под большим крестиком (рис. 2.1.10, в).
Шов «перевернутый крест». Начинайте слева внизу. Сделайте один большой косой крестик 2 x 2 : выведите иглу на лицевую сторону в точке 1, введите ее в точку 2. Выведите иглу в точке 3 и введите ее в точку 4. Далее выполняйте диагональные ряды косых крестиков, начиная из положения над первым крестом (стежки между точками 5—6 и 7—8) и двигаясь вправо вниз (начало третьего креста в точке 9). Следующий ряд косых крестов выполняйте, двигаясь по диагонали влево вверх. Прошейте подобными двумя диагональными рядами, пока не заполните весь необходимый участок ткани. Пространство между крестиками оставляйте свободным (рис. 2.1.11, а).
Верхние стежки косых крестиков должны идти из левого нижнего угла в правый верхний. Свободные пространства между косыми крестами заполните диагональными рядами вертикальных крестиков. Верхний стежок этих крестиков должен быть вертикальным. Возьмите нитку другого цвета и начните снова в левом нижнем углу. Выполните вертикальный крестик поверх первого косого крестика, затем двигайтесь по диагонали вверх и вниз, накладывая вертикальный крест на косой, и наоборот (рис. 2.1.11, б).
Шов «звездочка» — двойной крестик из большого вертикального и простого крестиков (рис. 2.1.12, а). Такая комбинация крестиков тоже подходит для заполнения больших площадей вышивки и имеет интересную фактуру для орнаментальной вышивки. Сначала выполняется вертикальный крестик: введите иглу в точку 1 (рис. 2.1.12, б) и выполните вертикальный стежок в точку 2, проведите иглу по изнаночной стороне и выведите иглу в точке 3, выполните горизонтальный стежок в точку 4. Затем поверх вертикального стежка выполните простой крестик: выведите иглу на лицевую сторону в точке 5 и выполните полукрест в точку 6, проведите по изнаночной стороне вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 7, затем выполните полукрест в другом направлении — в точку 8. Для продолжения вышивки проведите по изнаночной стороне иглу и выведите на лицевую сторону в точке 9. Продолжайте вышивать аналогично первому образцу. Для вышивания фона следующие ряды двойных крестиков располагайте в шахматном порядке.
Можно разнообразить вышивку, комбинируя цвета нитей для каждого крестика: для нижнего вертикального крестика можно взять нить темнее, а для верхнего простого крестика — светлее или контрастного цвета (рис. 2.1.12, в).
Болгарский крестик (рис. 2.1.13, а). Крестик состоит из двух крестиков, как и звездочка, только нижний шов — это простой крестик, а верхний шов — вертикальный крестик. В целом шов имеет форму квадрата и может занимать четыре клетки канвы (рис. 2.1.13, б) и более (рис. 2.1.13, в).
Используйте оттенки двух цветов для этого крестика — и вы получите дополнительный вариант декоративного шва (рис. 2.1.13, г). При фоновом вышивании крестики располагаются друг под другом и имеют фактуру рельефных квадратиков (рис. 2.1.13, д).
Сложный двойной крест. Работа выполняется по канве. Подобные кресты могут складываться в блоки, повторяясь в процессе вышивки друг за другом. Выведите рабочую нить на лицевую сторону ткани в точке 1. Введите в точке 2 по горизонтали. Далее выведите нить в точке 3 и введите в точке 4. Последующие шаги выполняйте согласно цифрам на рис. 2.1.14, а. Прошейте линии по диагонали (рис. 2.1.14, б).
Шов «алжирский глазок» (рис. 2.1.15, а). Шов очень напоминает цветочек, он красиво смотрится как в орнаментальных композициях, так и в фоновой вышивке. Каждый цветочек состоит из восьми стежков, которые сходятся в одно отверстие. Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 (рис. 2.1.15, б) и введите в точке 2. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 3 и сделайте стежок по лицевой стороне в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите в точке 5 и сделайте следующий стежок по лицевой стороне в точку 6. Продолжайте аналогично вышивать остальные стежки (рис. 2.1.15, е). При выполнении фоновой вышивки «алжирским глазком» цветочки располагаются друг под другом (рис. 2.1.15, г).
Гобеленовые швы.
Очень часто гобеленовые швы сравнивают с полукрестом. И действительно, с лицевой стороны вышивки гобеленовый шов похож на полукрест. Их отличие можно найти на изнаночной стороне. Переходный стежок на изнаночной стороне гобеленового шва косой, а не вертикальный, как у полукрестика. Изнаночная сторона такой вышивки выглядит плотнее, чем лицевая. Работа выглядит так, как будто вышитая часть выткана. Гобеленовая техника позволяет избежать перекосов вышивки, неизбежных при выполнении полукрестом. Часто гобеленовые швы выполняют на моноканве.
Косой гобеленовый шов (рис. 2.1.16, а). Этим швом вышивают как большие площади, так и небольшие участки, а также используют для тонких цветовых переходов.
При вышивании горизонтальных рядов можно начинать как слева направо, так и справа налево. Выведите на лицевую сторону иглу в точке 1 (рис. 2.1.16, б) и сделайте диагональный стежок в точку 2. По изнаночной стороне проведите иглу к точке 3 и выведите ее на лицевую сторону, сделайте диагональный стежок в точку 4 и т. д. Следующий ряд выполняется в противоположном направлении аналогично: выведите иглу в точке 1 на лицевую сторону и сделайте диагональный стежок в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3, сделайте диагональный стежок в точку 4 и т. д. (рис. 2.1.16, в).
При вышивании диагональных рядов выведите иглу в точке 1 и сделайте диагональный стежок в точку 2, проведите иглу по изнаночной стороне через одну клетку канвы и выведите на лицевую сторону в точке 3, сделайте диагональный стежок в точку 4 и т. д. (рис. 2.1.16, г).
По окончании диагонального ряда выведите иглу на лицевую сторону в точке 5 и сделайте диагональный стежок в точку 6. Затем второй ряд гобелена вышивайте в обратном направлении снизу вверх (рис. 2.1.16, д).
Удлиненный косой гобеленовый шов (рис. 2.1.17, а). Такой шов можно применять для заполнения фона, для создания дополнительной фактуры, например на дальнем плане пейзажа, или для кроны деревьев. Можно увеличивать длину стежка или менять наклон стежка на несколько клеток канвы. Вышивать можно как слева направо, так и справа налево (рис. 2.1.17,6). Стежки располагаются друг под другом (рис. 2.1.17, в). Выведите иглу на лицевую сторону в точке 5 и сделайте диагональный стежок в точку 6. Далее проведите иглу по изнаночной стороне и выведите в точке 7 и сделайте диагональный стежок в точку 8.
Захватывающий гобеленовый шов (рис. 2.1.18, а). Его рекомендуют для заполнения больших областей фона. Фактура такого шва отлично подойдет для плавного и мягкого перехода цветов, они как бы вливаются друг в друга. Вышивать таким швом можно как по канве, так и по моноканве. Шитье состоит из сплошных косых стежков, покрывающих четыре клетки канвы вниз и одну клетку в сторону налево. Можно высоту стежка уменьшить. В каждом следующем ряду стежки вышивают таким образом, чтобы верхним концом стежка выполняемого ряда захватывать нижнюю клетку канвы верхнего ряда. Сначала вышивается как удлиненный гобеленовый шов (рис. 2.1.18, б). В следующем ряду выводят иглу на лицевую сторону в точке 5 и делают диагональный стежок в точку 6, расположенную между двумя верхними стежками (рис. 2.1.18, е).
Мозаичное гобеленовое шитье (рис. 2.1.19, а). Такой шов подходит для выполнения орнаментальных композиций, а также для фонового вышивания. Шитье состоит из блоков, а в каждом блоке по три стежка. Можно вышивать как слева направо, так и справа налево. Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 (рис. 2.1.19, б) и сделайте диагональный стежок на одну клетку канвы в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 3, сделайте диагональный стежок на две клетки канвы в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5, сделайте диагональный стежок в точку 6. Таким образом можно вышивать большие площади (рис. 2.1.19, в).
Можно вышивать блоки как в горизонтальном и вертикальном направлении, так и в диагональном. Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне вниз и выведите ее на лицевую сторону в точке 3. Сделайте диагональный стежок на две клетки в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5. Сделайте диагональный стежок на одну клетку канвы в точку 6 (рис. 2.1.19, г). Вышивая следующий ряд, двигайтесь снизу вверх (рис. 2.1.19, д).
Можно увеличить длину среднего стежка и вышивать его на три клетки канвы (рис. 2.1.19, е).
Плоский шов (подушечный). Квадратный блок вышивается из угла в угол. Выведите иглу в точке 1, введите ее в точку 2, затем выведите иглу в точке 3 и введите в точку 4, снова выведите на лицевую сторону в точке 5 и введите в точку 6. Подобные стежки прошейте до конца квадратика. Эти стежки и образуют квадратный блок (рис. 2.1.20, а).
Стежки могут иметь наклон в любом направлении, а их комбинации дают интересную фактуру (рис. 2.1.20, б).
Пересеченный плоский шов. Вначале вышейте плоским швом блок любого размера.
Стежки блока могут пересекать либо один длинный стежок, либо до половины закрывать стежки, положенные в другом направлении (рис. 2.1.21).
Используя нить того же или другого цвета, выполните один стежок между точками 1 и 2 по диагонали из угла в угол, в противоположном нижним стежкам плоского шва направлении (рис. 2.1.21, а).
По желанию, можно сделать несколько перекрывающих стежков, между точками 3 и 4, 5 и 6 и т. д., пока половина вышитого квадратика не будет закрыта (рис. 2.1.21, б). Можно достичь большого разнообразия узоров, чередуя квадратики, составляя из них фигуры в форме крестов или ромбов.
Чешский шов. Начинайте снизу вверх: сначала выполните один блок стежков плоским швом. Эти пять стежков обозначены цифрами от 1 до 10. Выполните следующий блок из девяти стежков гобеленовым швом (рис. 2.1.22, а). Повторите эту комбинацию, двигаясь в левую сторону.
Дойдя до конца ряда, поверните работу и вышивайте новый ряд всегда справа налево (рис. 2.1.22, б). ~
Шотландские квадратики. В начале вышивки выполняется обрамляющая геометрическая сетка, состоящая из гобеленового шва. Вышейте горизонтальные ряды гобеленовым швом, пропустив одно переплетение нитей канвы. Далее вышивайте вертикальные ряды, чтобы образовались обрамляющие квадратики (рис. 2.1.23, а).
Возьмите нить другого цвета и заполните каждый квадрат сетки плоским швом. Наклон внутренних стежков должен соответствовать наклону стежков гобеленового шва (рис. 2.1.23, б).
Шов «вертикальный гобелен» (рис. 2.1.24, а). Шов используют для вышивания на моноканве ковриков, подушек, настенных гобеленов. Сам шов может варьировать высоту стежка от одной клетки канвы до пяти (рис. 2.1.24, б). Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 (рис. 2.1.24, в) и сделайте вертикальный стежок в точку 2. Затем проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 3, сделайте вертикальный стежок в точку 4. Продолжайте аналогично до конца ряда. Закончив первый ряд, проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5, сделайте вертикальный стежок в точку 6 и продолжайте аналогично до конца ряда.
Декоративные решётки.
Тканое шитье (рис. 2.1.25, а, б). Фактура этого шитья похожа на ткань. В качестве диагональных стежков можно использовать шов «назад иголку» через клетку или в каждую клетку.
Таким образом можно варьировать плотность тканого шитья. Можно применять и шов «полукрест» в каждую клетку канвы или через клетку. В этой книге мы нашли применение такому шитью на нимбе в иконе, где в качестве диагональных стежков использовали шов «полукрест». Сначала выполняются диагональные стежки или полукрестом или швом «назад иголку».
Затем нитью более темного или светлого тона выполняем протяжку под диагональными стежками (рис. 2.1.25, в).
Представленные ниже решетки создают на ткани интересные рельефы, напоминающие тиснение.
Решетка «волна» (рис. 2.1.26). Сначала вышиваются крестики на одинаковом расстоянии друг от друга. Это расстояние можно варьировать: через 1 или более клетку. Также можно заменить крестики швом «вперед иголку», выполняя стежки через равное количество крестиков.
Далее можно взять нить другого цвета и, двигаясь зигзагообразно, выполнить «волну».
Для этого под верхний крестик проводим нить и опускаемся на нижний ряд по диагонали.
Проводим нить под крестиком и поднимаемся в верхний ряд по диагонали, так двигаемся до конца ряда. Следующий ряд выполняется точно так же, «волна» под «волной».
Решетка «пересеченные волны» (рис. 2.1.27). Работа усложняется. Начинать вышивать надо как и в первом варианте, но по окончании первого ряда вы не опускаетесь на следующий ряд, а возвращаетесь обратно по первому ряду и проводите нить под свободными крестиками. И только после этого опускаетесь на нижний ряд.
Решетка «ромбы» (рис. 2.1.28). Работу начинать так же, как и первый ряд в решетке «волна». Второй ряд выполняется зеркально, образуя при этом ромбовидный узор.
Чёрное шитьё или
Работа выполняется поэтапно, стежок за стежком, по канве. Вариантов узоров для заполнения форм при вышивке огромное количество. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Вариант узора 1. Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте, двигаясь влево, каждый новый стежок согласно цифрам (рис. 2.1.29, а). Учитывайте в процессе вышивки количество клеток.
Прошейте вторую половину рисунка, вводя и выводя иглу согласно цифрам на рис. 2.1.29, б. Завершите вышивку первого варианта узора крестиками, прошитыми в серединке получившихся элементов (рис. 2.1.29, в).
Вариант узора 2. Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте стежок в точку 2. Повторяйте, двигаясь влево по диагонали, каждый новый стежок согласно цифрам на рис. 2.1.30, а. Учитывайте в процессе вышивки количество клеток. Прошейте вторую половину рисунка, вводя и выводя иглу согласно цифрам на рис. 2.1.30, б, двигаясь по диагонали снизу вверх.
Вариант узора 3. Прошейте вертикальные стежки (длиной в 1 клетку). Далее выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте стежок в точку 2. После этого выведите иглу из точки 3 в точку 4. Повторяйте, двигаясь вправо по горизонтали, каждый новый стежок согласно цифрам на рис. 2.1.31, а. Учитывайте в процессе вышивки количество клеток.
Прошейте вторую половину рисунка, вводя и выводя иглу согласно цифрам на рис. 2.1.31, б, двигаясь по горизонтали слева направо.
Завершите вышивку такими же стежками (рис. 2.1.31, в), как на рис. 2.1.31, б.
Вариант узора 4. Прошейте элементы, используемые в узоре 1. Далее нитью другого цвета дополните крестики в центре горизонтальными стежками, вводя и выводя иглу согласно указанным на схеме цифрам (рис. 2.1.32, а).
Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте стежок в точку 2. Далее проведите иглу по изнаночной стороне, выведите в точке 3 и сделайте стежок в точку 4. Повторяйте, двигаясь влево, до конца ряда (рис. 2.1.32, б).
Завершите вышивку крестиками в середине ромбиков. Верхний стежок этих крестиков должен быть горизонтальным (рис. 2.1.32, е).
Вариант узора 5. Прошейте вертикальные и горизонтальные стежки (длиной в 1 клетку).
Далее выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте, двигаясь слева направо по горизонтали, каждый новый стежок согласно цифрам на рис. 2.1.33, а.
Учитывайте в процессе вышивки количество клеток.
Завершите вышивку такими же стежками, двигаясь в обратную сторону так, чтобы между квадратиками получились крестики (рис. 2.1.33, б).
Наниашвили И. Н., Соцкова А. Г. «Иконы. Рушники. Картины. Вышивка нитью и бисером». 2009. — 128 с. : ил. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру
Серия сообщений "рукоделие":
Часть 1 - ВЫШИВКА С БИСЕРОМ... окно и дом...
Часть 2 - Декоративные швы в вышивке
Часть 3 - бабочки)
Часть 4 - ИЗ ПОМПОНОВ
...
Часть 9 - Пасхальный венок из бабочек
Часть 10 - Букет из пуговиц
Часть 11 - Ежик из газет №2
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |