-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в intera1

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7682


Мейсенский фарфор

Вторник, 23 Марта 2010 г. 15:58 + в цитатник
Цитата сообщения Arin_Levindor

Мейсенский фарфор
Всячески борюсь у себя дома с засильем вазочек, статуэточек и прочих пылесборников. Просто откровенно не хватает времени а всем этим ухаживать.
Но все равно люблю изящные вещицы. К нм же относится изделия из немецкого мейсенского фарфора.
В этом году в Берлине зашли с подругой в магазин с целью поглазеть и может даже приобрести какую-нибудь фигурку в стиле мадам Помпадур. Не тут то было ! Цены- просто не подступиться, там на тысячи евро исчислялось то что понравилось.:(
В антиквариаты не хватило времени уже ходить. Есть такие вещицы у моих бабушки и дедушки дома,с детства ими любуюсь.
Поэтому сегодня собственно об этом и поговорим :)



Открытие в Саксонии в 1710 году состава так называемого "твердого" фарфора, основным ингредиентом которого была белая тугоплавкая глина - каолин, трактовалось на Западе как разгадка одной из сокровенных тайн Востока. Ведь фарфор, этот ни на что другое не похожий керамический материал, родиной которого был Китай, казался европейцам овеществленным символом управления гармонией четырех элементов мироздания (Земля, Вода, Воздух и Огонь). Неслучайно славу открытия формулы саксонского фарфора делят работавшие совместно ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651-1708) и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719).


Юность европейского фарфора -- это прескверная история: сплошное воровство и надувательство. Вот в 1701 году в Дрезден под охраной привозят 19-летнего ученика одного берлинского аптекаря Иоганна Фридриха Беттгера: юный алхимик клялся, что нашел рецепт философского камня, а саксонский курфюрст страсть как любил золото. Август Сильный связался, конечно, с жуликом, наглым, но талантливым: через несколько лет Беттгер, не добыв золота настоящего, раскрыл тайну "белого золота" -- фарфора (первый мейсенский фарфор, правда, белизной не отличался)
Первая в Европе фарфоровая мануфактура была основана в Дрездене 23 января 1710 года. Декрет о ее учреждении подписал саксонский курфюрст Фридрих Август I (он же с 1697 года - польский король Август II, которого с этого времени называют Августом Сильным). В июне того же года предприятие было переведено в Мейсен в замок Альбрехтсбург. Ранним, по традиции, считается мейсенский фарфор с 1710 до 1745 года - года оккупации Мейсена войсками Фридриха II Прусского в ходе второй Силезской войны.
В 1719-м открывается вторая мануфактура -- в Вене: строго охранявшийся секрет фарфора утек из Саксонии вместе с каким-то быстроногим мастером. Мейсен, впрочем, в долгу не остался и уже через год спер у Вены технологию надглазурной росписи. И уж совсем неприличное дельце провернул лет десять спустя директор Мейсенского завода: продал в Париж целую партию саксонского фарфора, расписанного китайскими драконами и японскими перепелками, выдав его за более дорогой оригинальный восточный товар. Аферу вскоре раскрыли: фальшивки арестовали (несколько таких тарелок и чашек есть и в Эрмитаже), директор покончил с собой -- но ведь чертовски некрасиво вышло.




В 1720-1730-х годах мейсенский фарфор часто расписывался золотом или серебром далеко за пределами Саксонии, в Аугсбурге. Хаузмалеры (независимые живописцы) Аугсбурга дали жизнь своеобразному жанру живописи по фарфору, получившему название "золотые китайцы". "Золотые китайцы" аугсбургских мастеров стали заметным вкладом в сокровищницу европейского стиля "шинуазри". В XVII столетии мода "на все китайское" развивалась в рамках стиля барокко, в XVIII веке - рококо.
Европа так долго пыталась выведать у Поднебесной ее главную промышленную гостайну, что даже когда дошла до разгадки своим умом, не смогла успокоиться: самые забавные образцы стиля шинуазри дало именно фарфоровое производство. Китай все не отпускал, и мастера Мейсенской мануфактуры старательно перерисовывали из сборников образцов замысловатые фигурки в широкополых плоских шляпах и халатах с длиннющими рукавами, кокетливых красоток под зонтиками, фениксов, драконов, журавлей, отчаянно путая империю мандаринов с Японией, Индией, Турцией, Африкой и даже Северной Америкой. Так, на одном расписанном золотом по белой глазури чайничке перед сидящим в садике господином пляшут два индейца с перьями на головах, а на полоскательнице с цветастой многофигурной сценкой китайскому повару, придушившему гуся, ассистирует чернокожий поваренок: Китай, Вест-Индия или Африка -- все одно, экзотика.
Странно, что рядом с китайскими тиграми нет, скажем, русских медведей: Россия была тогда для образованного немца страной едва ли менее экзотической. Во всяком случае, министр Августа Сильного писал саксонскому посланнику при дворе Екатерины , чтобы тот потрудился наловить в окрестностях Петербурга белых медведей и песцов для королевского зверинца. Диковинных зверей раздобыли в императорском зверинце в Москве и отправили в Дрезден, а в ответ Петербург получил шесть ящиков драгоценного мейсенского фарфора. Надо полагать, в Пекине очень бы развеселились, увидев царскую супницу, форма которой украдена у японской курильницы для благовоний, а стенки на полном серьезе расписаны фантастическими китайцами, охотящимися на фантастическую живность.
По части сочинять неведомых зверушек в Мейсене был свой выдающийся специалист: художник Адам Фридрих фон Левенфинк -- три созданные им тарелки с парнокопытными очкастыми собаками и прочей нечистью из уникального "Сервиза с черными и золотыми полосками" выставлены в Эрмитаже. Левенфинк, увы, отличался не только свободой фантазии, но и свободолюбием, рассорился с мейсенским руководством и ушел, но все же оставил на фабрике целый полк учеников и подражателей. Кто-то из них, наверное, и расписал пару чаш из сервиза барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена -- того самого. И как знать, может быть свои правдивые рассказы он выдумывал, глядя на такую вот пурпурную винторогую борзую. Да и "Турандот" Карло Гоцци наверняка проистекает из какой-нибудь мейсенской кофейной чашечки в китайском стиле.




Некоторые переоды развития выпуска мейсенского фарфора

Период Бётгера (1710-1719).
Одновременно производятся каменная посуда и фарфор, причем в обоих видах выступают одинаковые формы, большей частью заимствованные у китайцев. Новыми являются только высокие фарфоровые стаканы в форме перевернутого колокола. Твердость каменной посуды дозволяла различные техники декора: мотивы китайской или античной орнаментики оттискивались наподобие рельефа в формах, так называемый орнамент "берен", барочные лиственные побеги и бандельверк исполнялись резьбой и полировкой - техникой, заимствованной из стекольного ремесла, "шинуазри" расписывались золотом и серебром (в наши дни уже оксидируются). Допускалась крепким черепком, кроме того, шлифовка в блестящие грани. Что же касается белого фарфора, то он равным образом снабжался оттиснутыми в формах украшениями или пластическими, реалистически трактованными растительными декорами, которые формовались от руки и накладывались. Более редкими являются в это время вещи с росписью. Бётгеру приписывается изобретение розово-фиолетовой "перламутровой" глазури, роспись же если и производилась, то только золотом и серебром. Фигурная пластика этого времени лишена какого-либо художественного значения.



Период Херольда и Кендлера (1720-ок. 1745).
Херольду обязано введение в Мейсене муфельных красок с их низкой температурой плавки и богатой палитрой. В 1722 году появляются красная, коричневая, фиолетовая, желтовато-зеленая и серо-зеленая, желтая и голубая краски, в 1725 году - позолота через огонь. До 1735 года посуда формовалась по дальневосточным образцам, и ими же инспирирована роспись фарфора в виде так называемых "индианских цветов" - термин, под которым вместе с тем понимаются мотивы бамбуковых деревьев, хризантем и пионов, сосен, фантастических птиц и драконов. Из дальневосточного стиля вышел в числе других А.-Ф. Лёвенфинк, выдающийся живописец, действовавший в Мейсене около 1730 года. Между 1725 и 1735 годом возникают композиции из псевдокитайских фигур и декораций, так называемые "шинуазри", создававшиеся по образцу тех гравюр, что с конца XVll века публиковались в Германии и Нидерландах. Херольдом и теми, кто с ним работал, эти образцы переиначивались, причем исполнялись они сперва только золотом в виде силуэтов, а с 1726 года делались многоцветными. Одновременно Херольд с успехом пробовал себя в изготовлении так называемого "фонового фарфора", на одноцветном фоне которого (желтом, бирюзовом или синем) оставлялось незакрашенным место для разноцветной росписи. К этому частному периоду, инспирированному восточным искусством, тесно примыкает, по композиции и тонкой живописной технике, период времени с 1735 года, в котором преобладают пейзажные картины (прежде всего виды морских берегов) и вошедшие в моду уже в сороковых годах галантные группы; эти росписи в первом случае вдохновлены голландскими пейзажистами Ругендасом, Воуверманом и ван де Вельде, а во втором - французским мастером галантных сцен Ватто. Сцены либо распространяются на всю поверхность, либо, как при шинуазри, выступают в форме золоченых арабесок. В пейзажных картинах обнаруживает себя перед другими И.-Г. Хинце около 1740 года, а в сценах Ватто - И.-Б. Борман, работавший в Мейсене приблизительно в середине столетия. До 1740 года не применялась, по техническим причинам, синяя подглазурная роспись, тогда около 1740 года рождаются известный "луковый узор" и "сухоцвет", которые еще долго будут жить на младших фарфоровых заводах. И кроме этого, внимание уделялось только расписному декору, в то время как в формовке ограничивались заимствованными моделями Востока. Положение меняется лишь с приходом в Мейсен И.-Г. Кирхнера и особенно И.-И. Кендлера, которые дали способной принятию формы фарфоровой массе то, чего ей до сих пор не хватало, собственный европейский стиль в духе барокко.




Период рококо (ок.1745-1774).
В росписи фарфора между 1740 и 1750 годом происходит известная смена мотивов. Отделка по преимуществу ограничивается реалистическим изображением цветов, а именно так называемыми "немецкими цветами" и дополняющими их ветками, фруктами, птицами и насекомыми. Сначала копировались гравюры из книг, но вскоре роспись освобождается от точного копирования, и живописная манера делается более естественной и раскованной. В ходе второй половины XVlll века в Мейсене создаются, однако, мелкие фарфоровые произведения, росписи которых уделялось главное внимание.
Около 1740 года Кендлер становится во главе модельной мастерской, в которой работало свыше 50-ти модельеров. Его непосредственные сотрудники, все в художественном отношении люди замечательные, успешно помогали ему. Кроме Эберлена, то были П. Рейнике и Ф.-Э. Мейер. Начиная с сороковых годов в фарфоровой пластике представляют самые разнообразные темы: аллегорические и мифологические изображения, кавалеры и дамы в кринолинах, маски итальянских комедий, крестьяне и торговцы, пастухи и пастушки, солдаты и охотники.
В шестидесятых годах скульптор Мишель Виктор Асье вносит в мейсенскую пластику новые важные идеи, с которыми он выехал со своей французской родины. Пользуясь языком классицизма, он затмевает самого Кендлера, продолжавшего до сего времени осуществлять творческое руководство в Мейсене, - хотя в своих последних произведениях тот, несмотря на почтенный возраст, искусно приноровлялся к новому стилю. В этом духе он, сообща с французом Асье, работал над столовым сервизом для Екатерины ll, вскоре по окончании которого умер (1775)



Период Марколини (1774-1814).
Начиная с восьмидесятых годов меняются формы посуды. Под влиянием импульсов со стороны античного искусства они становятся более простыми и строгими. В декоре тоже происходит перемена. По севрскому образцу с 1782 года стали покрывать весь корпус чашек, за исключением медальонов, оставлявшихся незакрашенными для росписи, - синей краской, а именно так называемой "королевской синей". Видовая живопись, символические изображения и миниатюры исполнялись разноцветными красками или же одной только серой - "en grisaille". Одним из самых известных живописцев этого времени был И.-Г. Лёниг.
Эпоха Марколини знаменуется уже некими неуверенными поисками во всех направлениях. В конкурентной борьбе с другими европейскими фарфоровыми заводами мейсенский фарфор утрачивает свою ведущую позицию, и дело даже доходит до того, что в Мейсене осуществляются работы по производственным образцам Венского и Севрского фарфоровых заводов. В это же время - в конце XVlll века - в Мейсене по примеру Севра стали изготовлять пластику из неглазурованного фарфора (бисквита); однако мейсенский бисквит, зернистый, синеватый и холодный по тону, никогда не достигал качества севрского образца. Посвятили себя этому материалу Кр.-Г. Юхцер и И.-Г. Маттеи, оба - талантливые модельеры. Их хорошие скульптуры выполнены в стиле классицизма и смоделированы по античным образцам или их современным изображениям.



Традиционный круг заказчиков Мейсенской фарфоровой мануфактуры включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры Мейсенской фарфоровой мануфактуры находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже.
Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие фарфоровой мануфактуры Майсен тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.
В наши дни на Майсене производятся следующие виды фарфора: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется. В 2004 году общий объем продаж майсенского фарфора составил 35,9 млн Евро. На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 человек, из них 450 художников и скульпторов.
Каждое фарфоровое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры несет в себе частичку тепла человеческих рук, это всегда шедевр, - ведь около полутора месяцев занимает изготовление одной фарфоровой статуэтки Meissen (Майсен).



Виды фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500оС. Глазурь состоит из тех же веществ, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель , содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVl веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.





Декор
Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись.
Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.
Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно употребительной на китайском фарфоре, способные вынести большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепок и затем обжигаются вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками , палитра которых довольно ограничена. Говоря о твердом фарфоре, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре, с другой стороны, они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800оС.


Классификация изделий мейсеновского фарфора
1710-19 - строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора.
1720-35 ("живописный" период) - дань китайскому фарфору, хотя наиболее характерные изделия создаются всё же в духе рококо.
1735-63 ("скульптурный" период) - сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки, скульптурные группы, фигурки животных.






Классификация фарфоровых изделий
Художественные изделия из фарфора изготовляют в очень широком ассортименте. Их различают по назначению и характеру отделки.
По назначению художественные фарфоровые изделия делят на: утилитарные - предметы домашнего обихода (сервизы, графины, кувшины и т.д.); письменные принадлежности (чернильные и письменные приборы); принадлежности для курения (пепельницы); декоративные - скульптура малых форм, настенные панно и др.; украшения (броши); сувениры (барельефы, плакетки).
По характеру отделки фарфоровые изделия бывают с рельефным узором или живописью.




С 1725 года фабричной маркой становятся нанесённые подглазурной росписью синие мечи.




http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=3139

http://www.museum.ru/N32385

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=811955

http://www.apodarok.ru/info/sel/?42

http://www.meissenfigures.co.uk/

http://www.johnnewtonantiques.com/continentalporcelain/

http://www.rijksmuseum.nl/aria/aria_encyclopedia/00069051?lang=en

Рубрики:  Стекло, фарфор/Фарфор
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Пятница, 08 Июля 2011 г. 00:24 (ссылка)
Спасибо за экскурс)))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку