-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Жанна_Магиня

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) axeeffect_ru

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 351


Великий Бунин

Среда, 02 Февраля 2011 г. 12:04 + в цитатник
Цитата сообщения Алевтина_Князева Всё проходит, да не все забывается...

Всё проходит, да не все забывается...

И. А. Бунин

"Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь"В 1937 году Бунин написал философскую, публицистическую «Освобождение Толстого». В ней он выразил мысли о человеческой жизни и смерти, о смысле бытия в бесконечном и загадочном мире. Он категорически не согласен с толстовской идеей ухода, «освобождения» от жизни. Не уход, не прекращение существования, а жизнь, драгоценные ее мгновения, которые надо противопоставить смерти, увековечить все прекрасное, что пережил человек на земле,— вот его убеждение. Интересно, что из сказанных когда-то Толстым слов Бунину запомнились именно эти: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его — цените их, живите ими». Такими зарницами счастья, такими прекрасными мгновениями, озаряющими жизнь человека, Бунин, как известно, считал любовь. «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь», — выписывает Бунин слова Андрея Болконского из «Войны и мира».


 Видеоклип на рассказы Бунина "Темные аллеи".

И подспудно, постепенно, неосознанно, в подсознательной полемике с Толстым у него рождается замысел написать о самом высшем и полном, с его точки зрения, земном счастье, о «зарницах» его. «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо... хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника»,— написал он еще в 1924 году (рассказ «Натали»). Стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», откуда взяты эти слова, вновь возвращается в его сознание спустя почти два десятилетия и дает название книге рассказов о любви, над которой Бунин работает в последующие годы, «Темные аллеи».


 

«Темные аллеи» поистине можно назвать «энциклопедией любви». Самые различные моменты и оттенки в отношениях двоих влекут писателя. Это поэтичнейшие, возвышенные переживания противоречивые и странные чувства ; вполне заурядные влечения и эмоции, вплоть до низменного, животного проявления страсти, инстинкта. Но в первую очередь и главным образом Бунина привлекает истинная, земная любовь, гармония «земли» и «неба». Такая любовь—огромное счастье, но счастье именно как зарница: вспыхнуло—и исчезло. Ибо любовь в «Темных аллеях» всегда очень краткая; (более того: чем она сильнее, совершеннее, тем скорее суждено ей оборваться. Оборваться — но не погибнуть, а осветить всю память и жизнь человека. Бунинская мысль о любви до сих пор является темой для театрального и киноискусства.

Неплохой спектакль по мотивам рассказов Бунина "Темные аллеи" был поставлен главным режиссером Красноярского драматического театра им.А.С. Пушкина Олегом Рыбкиным. Олег Рыбкин связал в единую сюжетную линию несколько историй, где герои, рассказывая о личном, порой очень интимном, исследуют феномен любви. Лирические истории, как всегда у режиссера Олега Рыбкина, встраиваются в историю поколения, в историю людей, которым предстоит пережить все катастрофы ХХ века, с его потрясениями, войнами и разрушенными духовными ценностями. Этот спектакль с таким же успехом можно назвать и историями без любви. Бунин писал о любви, как он ее понимал.

 

 

У Бунина нет романтизма, в том понимании, как мы привыкли. У него либо прагматизм, либо совершенно безысход­ная история, которая ни к чему не приводит. Это, наверное, самый пе­чальный опыт его жизни, который вылился именно в цикл «Темные аллеи». После выхода этого цикла писателя обвиняли в излишнем эротизме, но это истории, написанные художником, глубоко прочув­ствовавшем страсть и попытавшимся еще раз вернуться в пережи­тое. И сейчас эти истории о несчастье в любви звучат по-современному. Как будто не было 70 лет, прошедших между написанием рассказов и сегодняшним днем.Той, прежней России уже нет. Тех чувств, остроты переживаний, когда люди из-за любви стрелялись. Таких отно­шений, которые были настолько глубокими, что, оставаясь без них, че­ловек балансировал на грани жизни и смерти. Может быть, есть смысл подумать, почему этого нет.


 

Со «счастливой», длящейся, соединяющей людей любовью Бунину просто нечего делать: он никогда о ней не пишет. Недаром он однажды взволнованно и вполне серьезно процитировал чужие шутливые слова: «Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней». Соединение любящих — уже совсем иные отношения, когда нет боли, а значит, нет и томительно-щемящего блаженства,— его не интересует. «Пусть будет только то, что есть... Лучше уж не будет», - говорит молодая девушка в рассказе «Качели», отвергая саму мысль о возможном браке с человеком, в которого влюблена. Герой рассказа «Таня» с ужасом думает, что он будет делать, если возьмет Таню в жены,— а ведь именно ее он по-настоящему только и любит. Если же влюбленные стремятся соединить свои жизни, то в последний момент, когда, кажется, все идет к счастливому завершению, непременно разражается внезапная катастрофа либо появляются непредвиденные обстоятельства, вплоть до смерти героев, — для того, чтобы «остановить мгновенье» на высшем взлете чувств.

http://www.newslab.ru/images/rAfisha/original/2009/10/5_0004.jpg

Погибает от выстрела ревнивого любовника единственная из сонма женщин, которую по-настоящему полюбил «поэт», герой рассказа «Генрих». Внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с любимым навеки разлучает влюбленных. Если же вплоть до последней страницы рассказа все идет благополучно, то в финале Бунин оглушает читателя такими фразами: «На третий день Пасхи он умер в вагоне метро,— читая газету, вдруг откинул к спинке кресла голову, завел глаза...» («В Париже»); «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах» («Натали»)."Натали"Подобно «художнику и ваятелю» живописал и лепил он Красоту, воплотившуюся в женщине во всей грации и гармонии данной ей природою форм, линий, красок. Женщины вообще играют в «Темных аллеях» главную роль. Мужчины, как правило, — лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь; мужских характеров нет, есть лишь их чувства и переживания, переданные необычайно обостренно и убедительно. Упор всегда сделан на устремление его—к ней, на острейшем желании постигнуть магию и тайну неотразимого женского «естества». «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю»,— выписывает Бунин из дневника Флобера 13 сентября 1940 года. Женских типов в книге «Темные аллеи», можно сказать, целая вереница.

http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0926/015laba0811245775966.jpg

Здесь и преданные любимому до гроба «простые души» — Степа и Таня (в одноименных рассказах); и изломанные, экстравагантные, по-современному смелые «дочери века» («Муза», «Антигона»); рано созревшие, не в силах справиться с собственной «природой» девочки в рассказах «Зойка и Валерия», «Натали»; женщины необычайной душевной красоты, способные одарить несказанным счастьем и сами полюбившие на всю жизнь (Руся, Генрих, Натали в одноименных рассказах); проститутки— наглая и пошлая («Барышня Клара»), наивная и ребячливая («Мадрид») и множество других типов и характеров, и каждый живой, сразу запечатлевающийся в сознании. Бунинские «Темные аллеи» стали той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на земле, варьирует на разные лады «песнь песней» человеческого сердца.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку