Друиды |
"Друиды сказали Артуру..." ("Битва деревьев")
Друиды - самая почитаемая социальная группа древних кельтских народов.
Этимологию происхождения этого очень красивого слова - "друид" - определить сложно.
Мнения ученых расходятся.
Одни выводят это слово из сложения слов "d(e)ru", "duir", "daur" - дуб, аргументируя свою позицию сакральной ролью дуба, и "weid" - "знать".
Другие считают, что это слово образуется из сочетания усилительного префикса "dru" и слова "wid" - "знать", т.е. "друид" - это "мудрый", или "мудрец".
Согласно Диогену, основой поведения Лаэртских друидов было следующее: "Почитать богов, не делать никакого зла и упражняться в доблести".
Свое учение друиды передавали в специальных школах, только устно (записывать его считалось святотатством), в стихотворной форме в течении 20-ти лет.
Друиды невероятно почитались в кельтском обществе. Советники королей, толкователи воли богов, священнослужители, учителя и знахари, они так же были хранителями культуры и традиций, которыми "цементировалось" и унифицировалось кельтское общество. Римляне, осознав невероятную степень влияния друидов, всеми силами пытались их уничтожить. Потому современные ученые считают, что не всем данным о друидам, дошедшим до нас через римлян, можно верить - нередко друидам было даже выгодно поддерживать у суеверных римлян свою пугающую репутацию.
С чем я никак не могу примириться - это с практиковавшимися у кельтов человеческими жертвоприношениями. Можно, конечно, возразить, что это характерная черта древнего мира вообще, и сами же римляне, осуждая кельтов, фактически практиковали жертвоприношения на аренах цирка, устраивая бои гладиаторов.
Основными источниками сведений о друидах являются "Записки о галльской войне" Цезаря, работы Плиния, Диодора, Тацита, Страбона, более поздних античных историков, а так же кельтские мифы.
Так же волнующий вопрос - это место женщин в друидической иерархии.
В кельтском обществе женщина имела невероятную по тем временам свободу и могла занимать высокие социальные и политические посты (не говоря уже о том, что женщины часто воевали наравне с мужчинами, и только через пару веков после принятия христианства были изгнаны из армии специальным епископским указом... но где я об этом читала - не помню, и все тут!), в том числе и в сакральной традиции. Женщины не могли вступить в орден друидов, однако существуют необъяснимые примеры существования женщин-священнослужительниц, пророчиц и жриц. Например, в центральной Франции было найдено изображение женщины с гривной на шее (знак высокого социального статуса) и характерной жреческой накидкой на голову, какие носили друиды при выполнении сакральных обрядов. Страбон и Помпониус Мела описывают небольшие острова, на которых находились святилища и жили общины почитаемых жриц. Что интересно, Мела упоминает девять дев, служащих у оракула и предсказывающих будущее. Сразу же вспоминается "Добыча Аннуина" и девять дев, что стерегли котел, за которым отправились Артур, Талиесин и несколько воинов.
С галльскими жрицами советовались позже римские императоры, и предсказания их сбывались с пугающей точностью, во всяком случае, для Диоклециана, Аврелия и Севера.
К сожалению, от друидической традиции почти ничего не сохранилось, и современные историки могут только гадать о ее происхождении и особенностях. Но мы-то знаем...
Использованные материалы:
1. Калтыгин, Королев "Введение в кельтскую филологию"
2. "Historic Atlas of the Celtic World"
Рубрики: | Кельты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |