Антропологическая реконструкция или мы, но давно-давно...Часть 3. |
Скифы.
Скифы (греч. Σκύθαι) — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов.
В наше время под скифами обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Южной России, Казахстана и части Сибири.
Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота и археологических раскопок в степях Украины и России. Скифо-сарматский язык (или языки) входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях.
Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией, слово «скифы» часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. В источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются готы. Византийские источники часто называют скифами русь. Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте:
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. э.. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, изгнав киммерийцев, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии.
Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.
Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.
Археолог Наталья Данилко показывает реконструкцию — предполагаемый вид женского головного убора скифов, калафа, из кургана Веселовского. Калаф надет на скульптуру головы скифянки, внешность которой восстановлена по черепу согласно методу антрополога М. М. Герасимова
www.vokrugsveta.com/
Антропологическая реконструкция Золотого воина выполненная в московском музее-лаборатории имени М. Герасимова. II–III вв, Актау предположительно гунн.
Актау -
Скульптурная реконструкция по черепу женщины из скифского кургана на плоскогорье Укок, Южный Алтай, V в. до н. э. — «Алтайская леди».
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из скифского курганного могильника Берель.
Скиф
Гумаровский курган. Скиф (?).
Скифы
Килур - царь скифов, IIв.д.н.э.
Сарматы.
Сарматы (греч. Σαρμάται, лат.Sarmatae), также савроматы, — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги и др.), известны с VII века до н.э., родственны скифам Причерноморья и сакам Средней Азии. Их прародина - южное Приуралье и западный Казахстан. На рубеже III и II веков до н.э. сарматы разгромили скифов и продвинулись на запад, заняв территорию от Тобола до Дуная. Памятниками сарматской культуры являются курганные погребения с богатым погребальным инвентарем. Некоторые из них по своей грандиозности и богатству ни в чем не уступают скифским. Найденные в них украшения из бронзы и золота сделаны в скифо-сарматском «зверином» стиле. У сармат долго сохранялись элементы матриархата. Женщины участвовали в военных походах и нередко занимали главенствующее положение в обществе. Известны богатые захоронения женщин-вождей в полном воинском вооружении.
Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк.
Регионом формирования сарматов считаются поволжско-приуральские степи.
Сармат из Старо-Лыбаевского могильника.
Курганный могильник Старо-Лыбаевский находится в лесостепи в 75 км к югу от Тюмени (Западная Сибирь). Раскопки проводились в 1998-2001 году археологами Института проблем освоения Севера СО РАН. Курганы имеют диаметр до 30 м. В них, помимо одиночных, найдены и коллективные погребения мужчин и женщин с воинским вооружением. Рядом с захоронениями людей в курганах найдены скелеты лошадей и фрагменты конской сбруи. Многие могилы разграблены еще в древности.
Реконструкция 30-40-летнего мужчины сделана по останкам из погребения в кургане № 33. Его антропологический тип – европеоидный, с возможной незначительной монголоидной примесью, короткоголовый и широколицый, со слегка уплощенным лицом, но с высоким переносьем и сильно выступающим носом.
В могиле были обнаружены роговые накладки на лук, колчан, стрелы с костяными и железными наконечниками, фрагменты железного кинжала. Несомненно, похороненный был воином. Поэтому на реконструкции он показан одетым в кожаный шлем и в панцирь из костяных пластин, фрагменты которого найдены в погребении из соседнего кургана. Время захоронения - I век н.э.
Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1941 году.
Реконструкция внешности сарматской жрицы
Некоторые другие реконструкции:
Господин "Ак-кюн". Рекострукция древнего тюрка. Алтай.
Пластическая реконструкция по черепу женщины из погребения XIII в. Казахстан, городище Бозок. Золотая Орда.
Инжу — монголка в возрасте 50 лет. Выглядит мужественно, сурово, и когда антрополог рассматривала кости, то удивилась тому, что кости черепной коробки чрезвычайно толстые. Зато если посмотреть на лицо, типично монголоидное, то у нее аккуратный носик. Она сочетает в себе черты как европеоидной, так и монголоидной расы. И, может быть, она не кажется красавицей с точки зрения современных представлений о красоте, но для своего времени это была величественная женщина высокого роста. Она носила железную пику, что говорит о ее силе.
Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.
Шахрух – сын Тимура. XV век.
Жители античной Мессены
Неандерталоидно-негроидный мужчина ок. 25 лет связан и втиснут в тесную могильную яму без инвентаря. Похоже на ритуальное жертвоприношение чужака.
Один из вариантов позднего Homo neanderthalensis.
Cro - Magnon model by Maurice Wilson
Реконструкциия Лондонского университета головы норвежца из Йорка 10-11 век.
На этом всё пока. Прошу прощения, что многобуков.
Рубрики: | Мифы и легенды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Liasteniel
Liasteniel, сейчас -нет... нет денег... компании... возможностей...((((((Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |