-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Laurea_Lasse

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5686


Цветность

Вторник, 29 Июля 2008 г. 11:32 + в цитатник
Цитата сообщения DICKan_poWHO_ISt

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?").


Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.


Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.


Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.


Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.



Альмандиновый - темно-вишневый.


Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.


Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.


Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.


Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.


Багор - густо-красный с синеватым оттенком.


 




Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".


Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.


Берлинская лазурь — художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно — в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».


Бисквитный - нежный серовато-зеленый.


Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.


Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.


Бисной - седой, серебристый.


Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.


Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.


Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.


Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).


Бордоского вина - красно-фиолетовый.


«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.


Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.


Бристольский голубой - ярко-голубой.


Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).


Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.


Буланый - серо-бежевый.


Бурнастый - то же, что бурый.


Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.


Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.


Веселая вдова - оттенок розового.


Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).


Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.


Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.


Викторианский красный — английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок — любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.


Винный - желтовато-красный.


Влюбленной жабы - зеленовато-серый.


Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).


Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.


Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.


Гаити - или розовый, или ярко-синий.


Гвоздичный - серый.


Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.


Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.


Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.


Голубиной шейки - оттенок серого.


Гороховый - серый или грязно-желтый.


Гортензия - нежно-розовый.


Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.


Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".


Гуммигут — ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».


Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.


Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.


Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)


Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.


Дикий, дикенький - светло-серый.


Драконьей зелени - очень темный зелёный.


Драконьей крови - см. Гуммигут.


Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.


Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»


Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.


Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.


Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».


Жженная сиена — красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.


Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.


Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.


Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.


Жирафовый - желто-коричневый.


Жонкилевый - цвет нарцисса.


Зекрый - темный / светло-синий, сизый.


Индиго — натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель — вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.


Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.


Испуганной мыши - нежно-серый цвет.


Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).


Какао-шуа - цвет горячего шоколада.


Камелопардовый - желтовато-коричневый.


Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").


Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.


Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.


Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.


Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.


Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.


Киноварь — художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае — стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.


Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.


КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.


Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».


Коричный - то же, что коричневый.


Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.


Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.


Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.


Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчатобумажной ткани.


Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.


Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго).


Куропаткины глаза - светло-красный.


Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.


Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.


Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.


Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.


Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.


Лондонского дыма - тёмно-серый.


Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.


Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.


Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.


Магово-гуляфный - красно-розовый.


Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым (пурпурно-малиновый). Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.


Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.


Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.


Маренго-клер - светло-серый.


Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.


Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.


Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".


Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.


Милори - темно-голубой, синий. Торговое название Берлинской лазури.


Мов - розовато-лиловый.


Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.


Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.


Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.


Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.


Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.


Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.


Облакотный - цвета облака.


Оброщеный - багряный.


Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.


Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.


Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.


Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.


Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.


Павлиний - синевато-лиловый.


Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.


Парижская лазурь - хорошо очищенная Берлинская лазурь.


Парижский голубой - cветло-голубой.


Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".


Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.


Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.


Пелесый - темный, бурый.


Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.


Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.


Пепел розы — тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.


Померанцевый - апельсиновый с розовым.


Порфирный, порфировый - пурпурный.


Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.


Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.


Празеленый - иссиня-зеленоватый.


Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.


Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.


Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".


Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).


Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").


Ранжевый - то же, что оранжевый.


Резвая пастушка - оттенок розового.


Рвота императрицы - оттенок коричневого.


Редрый - бурый, рыжий, красноватый.


Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.


Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.


Семги - оттенок розового.



Селадон — так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.


Сепия — прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, — они создают иллюзию старины.


Сизый - цвет голубя, после просто синий.


Силковый - голубой, васильковый.


Сине-алый - темно-фиолетовый.


Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".


Синявый - с синим отливом.


Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.


Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.


Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.


Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Другая версия гласит, что сольферино - темно-фиолетовая краска с синим оттенком.
Фиолетовая семья красок вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка — «еще та штучка».


Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".


Сомон — французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink — розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.


Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.


Стризовый - ярко-красный.


Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".


Танго - оранжевый с коричневым оттенком.


Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.


Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.


Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".


Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.


Умбра — художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.


Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.


Фисташковый - грязновато-зеленый.


Французская зелень - см. Ярь-медянка.


Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.


Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.


Фуксии - насыщенный розовый.


Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.


Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.


Чермной - искрасна-рыжий.


Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.


Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.


Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.


Шанжан - цвет с переливающимися оттенками


Шарлах - ярко-красный, от названия краски.


Шартрез - жёлто-зелёный.


Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).


Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами. Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) — именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила — это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета — правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.


Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.


Электрон - ярко-голубой с прозеленью.


Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.


Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.


Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской — чтобы было похоже на старые медные!


Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.

Метки:  

-Арина-   обратиться по имени Вторник, 29 Июля 2008 г. 18:21 (ссылка)
Однако. Не скажу, что эта информация может мне как-то пригодиться. По крайней мере, сейчас она мне точно не нужна, но автор явно старался.
Ответить С цитатой В цитатник
Laurea_Lasse   обратиться по имени Среда, 30 Июля 2008 г. 12:04 (ссылка)
Пригодится - вряд ли, но ведь интересно же. Потому и взяла. Чтобы распространялось дальше. Потому что лично мне без кучи неполезной, но просто оригинальной инфы, жизнь кажется скучной...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку