Цитата сообщения Саббина
Без заголовка
Рене Лалик -
революционер ювелирного искусства
Имя Рене Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис Тиффани. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-деко.
![](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/s-58b8aea0e1ef44f9d65c2ed46532ea3f_7.JPG)
С каким словом ассоциируются произведения Рене Лалика? Ответы: свет, утонченность, опаловый отлив, красивые тела, женственность, легкость, элегантность, нежность, чувственность, простота, нега, творчество, арабеска, мифы, феерия…
«Духовность», - подводит итог Николь Марич-Авиланд, внучка творца –
«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное».
Сара Бернар выходила на сцену в его украшениях, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна, парфюмер Франсуа Коти наливал первый в мире шипровый аромат во флакон его работы, «Нормандия» и «Восточный экспресс» отправлялись к далеким параллелям, украшенные его стеклянными панно. Рене Лалик стал легендой своей эпохи - в какие-то двадцать четыре года. Именно тогда, в 1884 году, Альфонс Фуке сказал по поводу молодого художника:
«До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений - и только что познакомился с первым». В судьбе Рене везение играло минимальную роль, а главная была отдана каторжному труду: он рисовал, моделировал, лепил, проводил испытания дни и ночи напролет, чтобы создать «доселе невиданные вещи».
Рене Лалик - революционер ювелирного искусства во всех смыслах этого слова. Отодвинув в сторону золото и бриллианты, он экспериментировал с янтарем, эмалью, сплавами металлов, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем. И - самое интересное - публике такие украшения безумно нравились! Образы и фигурки выходили из самого густого тумана арт-деко: стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, тонкий силуэт женщины, повернутой в пол-оборота: в ней можно было узнать черты лаликовской музы Огюстины-Алисы Ледру, отец и брат которой кстати, ассистировали Родену.
Кулон "Принцесса Лойнтэйн". Золото, эмаль, бриллианты, аметист.
Брошь "Поцелуй"
В тридцать семь лет Рене Лалик - кавалер ордена Почетного легиона. Сделанные им украшения покупают музеи, императрицы и коллекционеры - оптом, прямо на выставках. Эмиль Галле, коллега и вечный соперник, разражается газетной статьей, в которой называет Лалика «основателем современного ювелирного искусства» (именно с Галле Лалик разделит Гран-при на Всемирной выставке 1900 года).
Кулон.
Запасники
Эрмитажа хранят немало работ Рене Лалика: их в свое время покупала вся русская аристократия во главе с императрицей Александрой Федоровной.
Подвеска с изображением зимнего пейзажа
Стекло, золото; литье, эмаль. 17.2х6.6 см
![](http://forumimage.ru/uploads/20090917/125318092221296622.jpg)
К
улон 'Клубок змей' с цепочкой
Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11х5.9 см
Гребень
Рог, золото, серебро; резьба, шлифовка. 10.6х10.4 см
Трость с фигуркой женщины-стрекозы
Дерево, серебро, золото, металл, эмаль; литье, резьба, чеканка. Дл. 92 см
![](http://forumimage.ru/uploads/20090917/12531810610095168.jpg)
Стопа
Серебро, стекло; литье, чеканка. Выс. 16 см, диам. 9 см
![](http://forumimage.ru/uploads/20090917/125318113055862015.jpg)
Пряжка
Золото; литье, чеканка, эмаль. 6.4х5 см
Кулон "Анемон". Золото, эмаль, слоновая кость.
Ожерелье "La Princesse Au Sabbat". Золото, эмаль, стекло, жемчуг;
Брошь "Павлин". Золото, эмаль, лунные камни;
Украшение для волос "Орхидея". Рог, слоновая кость, топаз.
Браслет "Чертополох"
Пряжка "Ирисы"
![](//img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/15/270/15270985_1.jpg)
Браслет "Ирисы"
Украшение для корсажа "Жуки".
Золото, стекло, серебро, эмаль, турмалин.
до 1889 года Рене Лалик не подписывает свои работы, которые выставляются у знаменитых ювелиров на Вандомской площади: у Вевера и Бушерона. Но в 1889 году он открывает собственное ателье, и через год у него трудятся уже 30 мастеров. Начиная с 1894 года, он регулярно выставляется в Салоне Французских Художников, а в 1900 году – на международной парижской ярмарке. К 1904 году слава его столь велика, что его украшения заказывают не только в Париже и Берлине, но и в Нью-Йорке, и Санкт-Петербурге. Он работает с эмалью, лунным камнем, костью, ракушками, перламутром, слоновой костью и хрусталем. Его поклонницей и живой моделью становится Сара Бернар.
Это для нее он создает знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики или металла. Она заказывает ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого отдельного спектакля. Лалик даже придумывает для нее прически.
![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/15/271/15271422_1.jpg)
Популярные в те времена ожерелья-ошейнички. На этой фотографии Сары Бернар при полном параде можно разглядеть (с трудом, правда), что такие ожерелья носили поверх воротничков-стоек у платьев и блузок.
Но Рене Лалик посвятил украшениям лишь часть своего творческого пути. В содружестве с парфюмером Франсуа Коти он приступает к созданию серии флаконов и шкатулок, к Коти присоединяются Рожэ-э-Галлэ, Уорт и д'Орсэ. Он режет по стеклу фигурки для радиаторов автомобилей эпохи, он все больше и больше работает со стеклом, создает вазы, люстры, витражи и в итоге строит собственный дом, гостиницу и бутик, на набережной рядом с Cours La Reine.
Произведения Рене Лалика начинают коллекционировать, и самым крупным коллекционером становится его близкий друг Калуст Гюльбенкьян…
Из лиссабонского музея Калуста Гюльбенкяна:
И еще немножко украшений
![](//img-fotki.yandex.ru/get/2708/salexmccoy1.0/0_85b_575e64c1_L)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3203/salexmccoy1.0/0_848_169a512b_L)
Лалик открыл свой собственный ювелирный салон в одном из самых престижных мест Парижа - Вандомской площади, где он стал полноправным соседом бутиков "Cartier", "Boucheron" и т.д. Однако это не удовлетворило блистательного ювелирного маэстро - достигнув вершины мастерства, он потерял интерес к ювелирным украшениям и сосредоточил свои усилия на изготовлении предметов интерьера. Однако материал для этого он выбрал весьма необычный - стекло, фарфор и горный хрусталь. Из мастерской Лалика выходили поистине уникальные вещи: вазы, часы, статуэтки, люстры, скульптуры и даже роскошные флаконы для духов.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/2714/salexmccoy1.2/0_8c9_57ffbbcf_L)
Сюзанна
Ваза "Вакханки"
Флакончики для духов
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3000/salexmccoy1.1/0_8c7_a7202c7b_L)
Флакон от духов Tresor de la Mer (Сокровище моря), дизайн которого разработал известный французский мастер Рене Лалик, был продан на аукционе в городе Ламбертвилле (штат Нью-Джерси) за 216 тыс долларов.
![](http://cielparfum.at.ua/tresordelamer.jpg)
По словам эксперта Кена Лича, таких флаконов Лалик сделал всего 50 штук. Причем до настоящего времени сохранился только один экземпляр
Лалик проявил себя и в качестве интерьерного дизайнера, когда оформлял Токийский царский дворец, а также лайнеры "Де Грасс" и "Нормандия". Этот человек был талантлив во всем, ему удавалось любое начинание, вот почему творения "Lalique" тут же после выхода становились раритетом.
Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.
Материалы взяла здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post59870018/
http://botinok.co.il/node/51692
http://stilo.livejournal.com/475502.html