-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Merchant_of_Venice

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.05.2007
Записей: 335
Комментариев: 28
Написано: 388


Крест и свастика

Суббота, 19 Ноября 2016 г. 09:41 + в цитатник
Цитата сообщения El_Gato_con_Botas

Рене Генон
СИМВОЛИКА КРЕСТА.
Свастика*



Одной из самых поразительных форм "горизонтального" креста, то есть креста, спроектированного на плоскость, олицетворяющую собой определённую степень существования, является знак свастики.
Этот символ можно приписать непосредственно изначальной Традиции, ибо с ним можно встре-титься в самых разных странах, часто весьма отдалённых друг от друга во времени и пространстве. Свастика вовсе не является исключительно восточным символом, как полагают некоторые: она распространена повсеместно, от Дальнего Востока до Дальнего Запада, и даже у некоторых коренных народов Америки зафиксировано её существование1.  
Верно то, что к настоящему времени символ свастики сохранили главным образом народы Индии да Центральной и Восточной Азии, как верно и то, что, возможно, в этих регионах истинное значение этого знака известно до сих пор; но даже в Европе свастика вовсе не исчезла полностью2. В древности этот знак встречался иногда у кельтов и в доэллинской Греции3, на Западе же в старину он был одной из эмблем Христа и употреблялся вплоть до конца Средневековья4.
Всюду мы утверждали, что свастика, по сути своей, есть "знак полюса" 5. Если сравнить её с фигурой креста, вписанного в окружность, будет ясно, что в некоторых отношениях это абсолютно эквивалентные символы; однако в свастике вращение вокруг фиксированного центра, вместо того, чтобы быть представлено окружностью, ясно выражено с помощью коротких линий, присоединённых к концам рук креста и образующих с ними прямой угол. Эти линии есть касательные к окружности, означающие направление движения в соответствующих точках. Поскольку окружность олицетворяет собой манифестированный мир, факт того, что окружность эта лишь "предполагается" в данном символе, ясно указывает на то, что свастика символизирует не мир как таковой, а, скорее, воздействие на этот мир со стороны Принципа.
Установив, таким образом, связь свастики с вращением сферы, в том числе и сферы вокруг небесной оси, мы должны увидеть свастику как проекцию на плоскость экватора, а в таком случае центр свастики, как уже объяснялось, окажется проекцией оси на плоскость, ей перпендикулярную. Что касается направления вращения, которое задаёт эта фигура, то оно важно лишь во вторую очередь и не влияет на основной смысл самого символа. Практически можно встретить как форму свастики, задающей вращение по часовой стрелке, так и обратную6. Последнее вовсе не обязательно значит, что эти два знака находятся по отношению друг к другу в какой-либо оппозиции. В некоторых странах в определённые эпохи и впрямь могли возникнуть схизматические движения, встающие в оппозицию к ортодоксальной традиции, когда раскольники, чтобы подчеркнуть свой антагонизм с последней, могли умышленно взять фигуру, имеющую противоположную ориентацию по отношению к символу, используемому в среде, от которой они стремились отмежеваться. Но всё это никоим образом не затрагивало сущностное значение, всегда остающееся неизменным. Кроме того, часто две формы свастики можно встретить рядом - и это говорит о том, что они олицетворяют одно и то же вращение - но рассматриваемое как бы с противоположных полюсов. Последнее связано с чрезвычайно сложной символикой двух гемисфер, которой мы не будем здесь касаться7.
Мы не считаем возможным подробно осветить все проблемы, которые связаны с символизмом свастики и которые выходят за рамки данного труда. Однако важность этого символа с точки зрения Традиции не позволила нам и вовсе пренебречь рассмотрением этой специфической формы креста.

1Совсем недавно нам попалось сообщение, которое, кажется, ясно говорит о том, что традиции Древней Америки утрачены далеко не столь безвозвратно, как предполагалось раньше. Возможно, сам автор статьи в полной мере этого даже не осознал. Вот одна выдержка из его заметки: "В 1925 году восстала большая часть индейцев Куна. Восставшие убили живших на их земле представителей Панамской полиции и основали независимую республику Туле, чей флаг - свастика на оранжевом поле, окаймлённом красным кантом. Республика всё ещё существует в настоящее время" (G. Grandidier, "Les indiens de l'istme de Panama". "Journal des Debats" 22 Janvier, 1929). Особенно подчеркнём тот факт, что свастика здесь ассоциирована с именем Туле, или Тула, являющемся одним из древнейших обозначений высшего духовного центра, но также применимого и по отношению ко вторичным центрам.

2В Литве и Курляндии крестьяне и по сей день рисуют этот знак на своих домах. Несомненно, им уже неведомо его значение, они видят в нём всего-навсего обережный талисман; однако самое необычное во всём этом то, что они называют данный знак его сан-скритским именем: swastika. Более того, из всех европейских языков литовский в максимальной степени сохранил сходство с санскритом. Нет смысла говорить об искусственном, даже антитрадиционном, использовании свастики германскими "расистами", давшими ей фантастическое и нелепое имя Halenkreuz, или "крюкообразный крест", и весьма произвольно объявившими её знаком антисемитским под предлогом того, что эмблема эта должна была принадлежать так называемой "арийской расе". Также указали бы мы и на то, что часто даваемое свастике на Западе обозначение "crux gammada" - из-за сходства её "ветвистой" формы с греческой буквой gamma - является ошибочным; знаки, издревле называемые гаммадами (gammadia), весьма отличались от свастики, хотя порой, в первые века христианства, на практике их и ассоциировали со свастикой в большей или меньшей степени. Один из таких знаков, известный как "Мировой Крест", образован четырьмя буквами gamma, чьи углы указывают на центр, а внутреняя часть этой фигуры имеет крестообразную форму и олицетворяет собой Христа, тогда как четыре гаммы по бокам - четырёх евангелистов; тем самым эта фигура эквивалентна широко известному изображению Христа посреди четырёх "живых тварей". Встречается и иная конфигурация, когда центральный крест окружён четырьмя гаммами, как бы вписанными в квадрат, углами они повернуты вовне - фигура имеет то же значение, что и предыдущая. Чтобы далее во всё это не углубляться, добавим лишь, что знаки такого рода нашли себе место в символике масонских квадратов (форма которых происходит от гаммы) и непосредственно связаны с крестом.

3Свастика существует в нескольких формах: особо выделяется свастика с искривлёнными лапами (подобная двум вписанным друг в друга буквам S); как и ряд других форм, все знаки такого рода испытали влияние иных символов, и мы не будем здесь анализи-ровать их значение. Из этих форм наиболее важен знак, называемый "clavigerous", или "ключевая" свастика: лапы этой свастики образованы ключами. Мы предполагаем затронуть эту тему подробнее в другом нашем исследовании ("La Grande Triade", ch. VI). Заметим, что некоторые фигуры, сохранившие чисто декоративный характер, как, скажем, знаменитый греческий "меандр" - "ключевой орнамент", ведут своё происхождение от свастики.


5Ibid., ch. II. Указав в данной работе на фантастические интерпретации свастики современными западными исследователями, здесь мы не будем возвращаться к этой теме.

6На санскрите для обозначения анализируемого нами символа во всех случаях: используется одно, и только одно слово: swastika. Термин sauwastika, который некоторые применяли по отношению к одной из двух форм с целью отличения её от другой, подчёркивает лишь, что "истинной" считается только одна форма, а другая - зависимая от неё производная. Что до самого слова swastika, то оно происходит от su asti, формы благословления, имеющей точный эквивалент на иврите: ki-tob - выражение, известное по Книге Бытия. Весьма интересно, что эта формула повторяется в конце каждого сообщения о "днях Творения". Данный факт, как можно предположить, означает, что "дни" приравнены к соответствующему числу вращений свастики, или, иными словами, полному повороту "мирового колеса", вызывающему ту самую последовательность "вечера и утра", о которой упоминает данный текст.

7В связи с этим можно указать лишь на зависимость между символами свастики и двойной спирали. Последний весьма важен и обнаруживает тесное родство с дальневосточной символикой "инь" и "ян".
 

Серия сообщений "Символизм":
Знаки и символы и их значения в разных сферах искусства; в различных культурах
Часть 1 - Символы - Бабочка
Часть 2 - Свастика — падчерица истории
Часть 3 - Крест и свастика

Рубрики:  Загадки и тайны
Интересное
Эрудиция

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку