Цитата сообщения Arin_Levindor
Духи и их вместилище
Великие ювелиры и парфюмеры прошлого все как один были заядлыми путешественниками. Но не в силу особой любви к дальним поездкам, а по велению необходимости. Месяцы и годы проводили они в далеких странах Востока или Африки. Одни – в поисках прекрасных драгоценных камней для своих изделий, другие – в надежде встретить в экзотических дебрях неведомый "аленький цветочек", аромат которого потом можно будет использовать при создании новой парфюмерной композиции. И сегодня у парфюмерии и ювелирного искусства есть немало точек соприкосновения.
На этих изображениях эпохи Регентства,хорошо видны флакончики с парфюмерией на столике молодой леди
![](//i005.radikal.ru/0712/6e/df7017ee7b38t.jpg)
![](//i007.radikal.ru/0712/a4/edd3a84d9ae1t.jpg)
Что окончательно убеждает потребителя предпочесть тот или иной аромат всем другим? Флакон, футляр, сосуд играет завершающую роль в принятии решения, придавая изменчивому и недолговечному содержимому зримый, вещественный облик, вызывающий определенные ассоциации и воспоминания. Исходя из этой изменчивости и мимолетности содержимого, формы и способы декорирования флаконов отличаются изяществом и утонченностью: нередко, следуя желаниям требовательной публики, для их изготовления используются такие подлинно ювелирные материалы как золото и драгоценные камни, серебро и горный хрусталь.
![](//i028.radikal.ru/0712/c5/a91eeae2b2c9t.jpg)
![](//i006.radikal.ru/0712/0d/0d3776dbefe0t.jpg)
![](//i032.radikal.ru/0712/2b/2e0f43761c38t.jpg)
Традиция помещать весьма дорогостоящее содержимое в соответствующий драгоценный сосуд появляется с началом использования благовонных веществ в человеческой культуре. Уже начиная с античности, духи и благовонные составы тщательно сохранялись в специальных миниатюрных сосудах из самых разнообразных материалов, в том числе ювелирных: резного камня, серебра. Греческие ремесленники выпускали целые серии сосудов для ароматов: лекифы (lecythes) – бутылочки для текучих веществ, арибаллы (aryballes) – для масел и алабастры (alabasters) – грушевидные сосуды для духов и притираний.
В XIV веке в Европе, вместе с обычаем носить с собой душистые вещества в качестве защиты от болезней, появляются так называемые «помандеры». Сделанные из золота или ажурного серебра, помандеры имели форму фруктов или животных, но чаще всего яблока, как бы разрезанного на четыре раскрывающиеся дольки. В словаре английского языка 1768 г. говорится, что слово происходит от французского pomme d`ambre («янтарное или амбровое яблоко»). В другом английском словаре, 1811 г., отмечается, что помандер носили в кармане или на шее как амулет. Его душистые испарения считались превосходным средством защиты против чумы.
![](//i038.radikal.ru/0712/f2/ebbfa221b6b9t.jpg)
![](//i038.radikal.ru/0712/8c/140fc39ac2e5t.jpg)
![](//i004.radikal.ru/0712/0f/ba43e4846b15t.jpg)
В XVII веке распространены были флаконы грушевидной формы из цветного стекла, оправленные в металл с прожилками, бороздками, украшенные лилиями, цветами, жемчугом. В XVIII веке в оформлении флаконов преобладали метафорические образные сюжеты. Сами флаконы делали в форме лебедя, молодой женщины, пастуха, пастушки, фруктов, купидона, обезьяны, фонтана, букета цветов из тонкого фарфора, покрытого эмалью, финифтью и глазурью в чеканной бронзовой или серебряной оправе. Особенно роскошными были дорожные несессеры с хрустальными гравированными флаконами в кожаных футлярах.
Однако подлинным расцветом ювелирных флаконов для духов и стал XVIII век. В XVIII и XIX столетиях представительницы буржуазии и аристократии часто владели так называемым «ящиком для духов», или «туалетным ящиком». Флаконы, хранившиеся в нем, посылали парфюмеру для перезаполнения. Следствием этой традиции стало создание мастерами- ювелирами целых ансамблей, куда входило до 30 предметов, решенных в едином стилевом ключе: флаконы, зеркало, вороночка для наливания духов и другие мелкие предметы туалета. Даже самые незначительные предметы этого набора делались на высочайшем уровне, естественно, флакону для духов уделялось особое внимание. В этот период появляются достаточно разнообразные ювелирные флаконы: как великолепные филигранные индийские и китайские экземпляры, так и произведения российских ювелиров, как например позолоченный флакон-ароматник с эмалью, произведенный новгородскими мастерами.
![](//i037.radikal.ru/0712/58/cf66040e739bt.jpg)
![](//i013.radikal.ru/0712/e4/33ad28a5b7bbt.jpg)
![](//i030.radikal.ru/0712/a1/adae7a72cf9ct.jpg)
Когда в 1715 г. умер король Франции Людовик XIV, изменились обычаи и нравы королевского двора. Эпоха Просвещения озарила Европу светом нового знания и открвла путь к природе. Свежая волна увлечения ароматами принесла изысканному обществу более лёгкие, «пасторальные» запахи. Постепенно менялось и отношение к воде. На смену густым, сильным ароматам, должным скрывать естественный запах человеческого тела, пришли цветочные и смешанные ароматы – более сложные и фантазийные. Однако «горячие» восточные запахи полностью не сошли со сцены.
«Соблазнять и быть соблазнённым» - девиз XVIII столетия, насквозь пропитанного запахом разгорячённого тела. «…За маской изящных манер таились дерзкий любовный расчёт и уверенность в быстром достижении желаемого. Духи той эпохи всегда очень пряные… они в избытке содержат мускус, амбру, циветту», - писал Константин Веригин, парфюмер дома Шанель. Множество условностей от языка «языка веера» до «языка бархатных мушек» уживалось в XVIII в. с откровенной гривуазностью (непристойность), не чиня настойчивым ухаживаниям особых препятствий. Царил вечный праздник, украшенный изысканными шелками, огромными юбками-панье на каркасе и золотой пудрой на плечах.
![](//i015.radikal.ru/0712/38/dd5449fde23dt.jpg)
![](//i028.radikal.ru/0712/82/7390b7e0dee8t.jpg)
![](//i005.radikal.ru/0712/46/678b14caec12t.jpg)
Одним из характерных штрихов галантного века были дамские обмороки. Туго затянутая в корсет, подобная нежнейшему цветку, женщина нуждалась в постоянном внимании. Если она теряла сознание, ей смачивали лоб платком, пропитанным туалетным уксусом, что заметно ускоряло выход из обморока. В зависимости от личного вкуса заказчика таким уксусам придавались различные ароматы: чаще всего лаванды, бергамота, или цитрусовых.
Они были лёгкие и быстро испарялись, однако роль свою играли безошибочно. Тонкий аромат, парящий в гостиных, постоянно напоминал о галантности мужчины, когда обессиленная дама оказывалась в его объятиях.
Использовать ароматизированный уксус предложил английский врач сэр Ричард Мид в 1720 г. Тогда в моду вошли так называемые винегретки (vinaigrette — «уксусница») — небольшие прямоугольные коробочки на цепочке. Такие духи можно было хранить в кармане. Внутри коробочки была губка, пропитанная ароматом; она находилась на сеточке, предохраняющей металл от окисления.
![](//i037.radikal.ru/0712/98/8f2115a57be5t.jpg)
![](//i041.radikal.ru/0712/8f/d2fb9e2455b6t.jpg)
![](//i008.radikal.ru/0712/4d/c616825d9302t.jpg)
Если применение ароматического уксуса было и частью этикета, и житейской необходимостью, то духи играли роль бриллиантов — оставались предметом роскоши, престижа, обольщения. Такое сокровище могло принадлежать лишь членам монархической семьи и вельможной знати. При Людовике XV и в период Регентства огромной популярностью пользовались духи и пудра, созданные в честь герцогини де Омон — Poudre et Parfum a la Marechale («Пудра и духи а-ля Марешаль»), а также Queen Elyzabeth («Королева Елизавета»), имевшие успех на протяжении всего XVIII в.
Ароматы той давней эпохи, призванные обольщать, зазывать, возбуждать, хранили в необыкновенных по красоте флакончиках, которые с появлением в Европе фарфора (1710 г.) усердно изготовляли Майсенская и Севрская королевские мануфактуры, берлинские и прочие мастерские. Конечно, за счёт такого обрамления и само содержимое во много раз увеличивалось в цене.
![](//i039.radikal.ru/0712/e4/4eefe9a00b9dt.jpg)
![](//i006.radikal.ru/0712/b4/e9c0ab84e4e7t.jpg)
![](//i050.radikal.ru/0712/75/aa32cef25962t.jpg)
Беспрецедентным успехом пользовались флаконы и разные дорогие безделушки для хранения уксусов и румян: всевозможные футлярчики и чехольчики, несессеры, помандеры, винегретки, типично грасские бергамотовые коробочки, pot-pourris (пот-пурри — вазочки с отверстиями в крышке, содержащие цветы и благовония для создания соответствующего аромата в доме).
В1775 г. в Париже при активном участии императрицы Марии Антуанетты открылся первый, как сегодня бы сказали, модный парфюмерный Дом Убигана. Его основатель - знаменитый парфюмер Жан Франсуа Убиган создавал духи специально для французской королевы и заслужил особый почёт и славу при дворе.
Магазин парфюмера, где помимо душистых лосьонов также продавались перчатки, подарки и свадебные аксессуары, был расположен на улице Фобур-Сент-Оноре. Полная корзина цветов, запёчатлённая в мозаике перед его входом, постепенно превратилась в эмблему Дома, который стал одним из самых известных поставщиков ароматов в монаршие дворы всей Европы, включая Россию. (Специально для супруги Александра III был создан Bouquet de la Tsarine - «Букет царицы».)
![](//i005.radikal.ru/0712/85/47247a55cc71t.jpg)
![](//i009.radikal.ru/0712/49/843d6b372e76t.jpg)
![](//i007.radikal.ru/0712/83/3787bb35fefet.jpg)
Дом Убигана с успехом продолжил свои традиции и в XIX в. Его творения пользовались большим спросом у придворных дам, особенно у графини Дю Барри, Нинон деЛанкло и, конечно, у любимой женщины императора Наполеона — Жозефины. Можно сказать, что каждый аромат Дома становился настоящим событием в жизни высшего общества.
XVIII столетие стало буквально революционным: был изобретен одеколон. Эта освежающая смесь из различных трав – розмарина, бергамота, лимона использовалась, где только можно. Например, ее добавляли в ванну, использовали для полоскания рта и даже как клизму (о мадонна!). Примерно в это же время стали появляться разнообразные упаковки для хранения духов, которые приобретали все большую популярность, особенно после того как во Франции открыли в 1765 году фабрику по производству упаковок-коробок.
![](//i020.radikal.ru/0712/05/812c268f642bt.jpg)
![](//i014.radikal.ru/0712/af/ea7ca77fb672t.jpg)
![](//i041.radikal.ru/0712/3b/1367d44e88fct.jpg)
На исходе XVIII в. началась история одеколона, свершившего настоящую революцию в парфюмерии. По поводу его происхождения среди специалистов нет единого мнения. Одна из версий гласит, что благоухающая смесь была придумана членами семейства Фарина из Эми-лии-Романьи и первоначально называлась Eau de Bologna. Другая, более популярная рассказывает о том, что одеколон был изобретён ещё в XIV столетии во Флоренции, в монастыре Санта-Мария Новелла, где под именем Aqua Reginae он изготовлялся самими монахинями. Слава этой «воды» распространилась так широко, что многие мечтали овладеть рецептом её создания. Наконец, в XVII в. некоему Джованни Паоло Фемини удалось склонить мать-настоятельницу ордена открыть ему секрет изготовления «уксуса». Фемини обосновался в Кёльне в качестве ап текаря и начал изготовлять жидкость, названную им Aqua Mirabilis («Чудодейственная вода»). Это была смесь розмарина, бергамота, лаванды и флёрдоранжа, растворённая в винном спирте. Надо сказать, что Aqua Mirabilis, как все уксусы, ни в коем случае не считалась чисто парфюмерным продуктом и воспринималась скорее как лекарственный препарат.
![](//i036.radikal.ru/0712/14/2290ca732db6t.jpg)
![](//i036.radikal.ru/0712/f9/12225cf14339t.jpg)
![](//i039.radikal.ru/0712/ae/5ca8214fe8e1t.jpg)
В 1709 г. в Кёльн приехал племянник Феми-ни — Джованни Мария Фарина, которому некоторые и приписывают изобретение Eau de Cologne — «одеколона» (в переводе с французского). Было ли это лишь другое название Aqua Mirabilis или Фарина действительно «усовершенствовал» популярный уксус, создав «великий одеколон», неизвестно. В любом случае именно Жан Мари Фарина с огромным успехом занимался производством ароматической смеси вплоть до 1766 г. Любопытно, что впоследствии объявились и другие Фарина, которые утверждали, что это именно они изобрели одеколон. Так что к 1865 г. в Кёльне появилось не менее 39 парфюмерных лавок под фамилией Фарина.
В период Семилетний войны (1756—1763 гг.) французскиесолдаты привезли одеколон в Париж, где сразу оценили уникальность ароматического аккорда нового «уксуса». Тогда же возникло и французское название Eau de Cologne — «Кёльнская вода».
В 1806 г. опять-таки некий Фарина открыл в Париже своё дело. Одеколон стал пользоваться большим успехом и стоил очень дорого. Методов его применения было невообразимое множество: им полоскали рот и в нём же принимали ванны; его пили, смешивая с вином, ели с сахаром и добавляли в компрессы. Им увлеклись многие светские дамы, среди которых была фаворитка Людовика XV — мадам Дюбарри. Однако настоящая слава пришла к одеколону с появлением особого поклонника — императора Наполеона Бонапарта.
![](//i021.radikal.ru/0712/b4/bcc6df31719ft.jpg)
![](//i035.radikal.ru/0712/9b/65fe50965e9ft.jpg)
![](//i039.radikal.ru/0712/93/414d850d86e4t.jpg)
Есть ещё одна версия происхождения одеколона. Рассказывают о том, что в 1792 г. рецепт ароматической эссенции, имевшей неоспоримые лечебные свойства, был преподнесён неким монахом в качестве свадебного подарка сыну владельца банка Mulhens в Кёльне Вильгельму Мюльхену. И якобы уже упомянутая Aqua Mirabilis вскоре была пущена в продажу под названием «4711, истинный одеколон». Интересно, что загадочные цифры «4711» оказались всего-навсего номером дома банкира.
Французская революция нисколько не уменьшила популярность ароматов, наоборот, появились новые запахи и новые названия. Например, «Парфюм а ля Гильотина» ("Parfum a la Guillotine"). Примерно в то же время барышни стали носить в своих сумочках специальные ароматические коробочки, прообраз современных духов.
Флаконы от Рене Лалика
![](//i020.radikal.ru/0712/14/de08810a6e4et.jpg)
![](//i033.radikal.ru/0712/5a/e561c94b2847t.jpg)
![](//i011.radikal.ru/0712/a2/e8ee1905846ft.jpg)
![](//i035.radikal.ru/0712/12/991c6a239a07t.jpg)
![](//i023.radikal.ru/0712/87/d9a0ed9964f4t.jpg)
![](//i021.radikal.ru/0712/4a/f907a9f17cact.jpg)
В связи с заметно увеличившимся спросом на ароматическую продукцию начали активно развиваться отрасли по производству сырья для производства духов (прежде всего город Грасс в Провансе (Grasse). А крупнейшим мировым центром по производству парфюмерии стал Париж. Фирмы с мировым именем, организованные в те далекие времена, известны и по сей день - Lubin, Roger & Gallet, Guerlain.
С введением прогрессивных синтетических компонентов в состав духов, начавшемся в 1880-х гг., новый масштаб более абстрактных нот был добавлен в парфюмерный репертуар. Это расширение ароматического словаря, наряду с глубокими изменениями в обществе и более сложном подходе к рекламе, определили современность ароматов и, соответственно, флаконов начала XX столетия. Так, например, ароматы Поля Пуаре начинают производиться в 1911 г. Маленькие и скромные этикетки только объявляют название аромата; названия стали более индивидуальными и более вызывающими: Ее Спальня, Запрещенные Фрукты. Созданное Пуаре впервые представило то, что позже станет общепринятой практикой.
В то же самое время Рене Лалик, мастер-стеклодув и ювелир, определил новые стандарты роскоши для флаконов. Он проектировал этикетки, всевозможные виды стеклянных или хрустальных флаконов, так же как огромное множество произведений искусства. Лалик обладал мощным, изящным стилем, который пересекался со стилями ар-нуво и ар-деко. Он задумывал флаконы для духов как драгоценные скульптуры. Иногда названия гравировались непосредственно в стекле или хрустале, вместо бумажных этикеток. Лалик работал с многочисленными парфюмерами, вплоть до самой смерти в 1945 г.: Галле и Д'Орсе, Ланвэн, Нина Риччи, Форвиль, Убиган, Коти и даже Герлен. После войны его сын Марк продолжил семейную традицию, создавая флаконы для Нины Риччи и Ланком.
![](//i036.radikal.ru/0712/ef/30388b4e114dt.jpg)
![](//i024.radikal.ru/0712/01/46423d24fd99t.jpg)
http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2007_1/template_article?ar=DESIGN/des3
http://www.parfymeriya.ru/flakon/
http://www.womenclub.ru/perfumery/933.htm
http://stella74.ru/pages/186.php