-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в irreelaa

 -Я - фотограф

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2006
Записей: 3525
Комментариев: 16813
Написано: 38705


Дюрер. Апокалипсис. Видение семи светильников

Среда, 06 Мая 2009 г. 23:11 + в цитатник
Цитата сообщения ZnichKa Дюрер. Апокалипсис. Видение семи светильников



 Трудно себе представить, как можно было решить эту задачу... к ТАКОМУ тексту - образ...

 …Я был в Духе (то есть охваченный силой Духа) в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: "Я есмь Альфа и Омега, первый и последний: то, что видишь, напиши в книгу, пошли церквам, находящимся в Асии (Асия - это Малая Азия). Я повернулся, обратился, чтобы увидеть, чей голос, и увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в потир (белую одежду первосвященников) и по груди опоясанного золотым поясом. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег, очи Его - как пламень огненный; и ноги Его - как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его - как солнце, сияющее в силе своей...

И образ - возник... художник победил богословов, и стоит ли говорить, с какой благодарностью восприяли образы Дюрера обычные люди, для которых и текст-то был - чужой и непонятный...

 

 Эта гравюра, первая, давалась с огромным трудом: Бог в окружении семи золотых светильников, с глазами, исторгающими пламя, с семью звездами в правой руке и мечом, исходящим из уст, а также изумленный апостол у ног Бога… Светильники Альбрехт выстроил не в один ряд, как было у предшественников, тут они образовали дугу, которая заставляла глаза зрителя невольно обращаться к самому главному в гравюре. Рука Бога, занесенная как будто для удара, и семь звезд  (с ними пытались безуспешно справиться прежние живописцы) теперь оказались не просто декоративным орнаментом. Они привлекали внимание к поднятой в гневе Божьей деснице.

Меч действительно исходит из уст Бога, как символ Глагола, или Слова, благословляющий и карающий одновременно. Это символ самого Евангелия. Обоюдоострый меч  на Страшном суде отделяет праведников от детей сатаны непроходимой бездной.  И еще тут – книга. Раскрытая. По тексту – она должна быть закрытой и запечатанной. Ведь как раз о снятии печатей и идет речь дальше. Но, может быть – тут изображена не Та книга…%)

А сами светильники? До сих пор в алтаре православного храма, в соответствии с Откровением, обычно также имеется особый светильник из семи ветвей, семисвечник, пришедший еще из ветхозаветной скинии, который ставится перед Горним местом.  На гравюре семь светильников символизируют Церкви. Может, оказали влияния впечатления детства, проведенного в папиной мастерской – золотых дел мастера …  для гравюры нарисованы светильники с удовольствием и  фантазией, смотрите - все семь светильников разные - в полукруглых и острых выступах, в завитках, сплетениях, перехватах, с растительным орнаментом, с фигурками птиц. Украшения сложны, тонки, изысканны… Можно назвать это отдельным проектом))) Золотых дел мастер мог бы создать их по такому ТЗ. Наверное, среди мрачных видений «Апокалипсиса» Дюрера радовала каждая возможность изобразить красоту пейзажа или прекрасное создание человеческих рук. Светильники - видения, но они материальны. Упругое облако прогибается под их тяжестью. В каждом светильнике горит свеча. Узкие язычки пламени чуть дрожат, воск оплывает. Трепещет огонь свечи, стекает подтаявший воск... Присмотритесь - один язычок пламени вздрогнул и отклонился… Обычно искусствоведами считается, что «это придает всему кругу свечей необычную живость».  Мне кажется вероятней другая версия – пламя одного из светильников кто-то невидимый хочет задуть… или одна из церквей – пошатнулась в вере… уж как-то странно отклоняется эта свеча… Может быть, Дюрер хотел сказать, что не так уж всё ровно и спокойно «горит».

Больше всего сил отдал художник Св.Иоанну. Лицо его на этом листе кажется молодым и красивым. Свободными складками струится его одеяние. Тонки пальцы одухотворенных рук. Волосы вьются, и ритм этих завитков созвучен ритму завитков на светильниках. Но связь между Иоанном и светильниками не только в ритмической созвучности. Он включен в один круг с ними, так же, как они, опирается на облако, и голова его на уровне пламени свечи, - он сам, как пылающий светильник.

И еще – интересно – у Дюрера есть очень красивые карты звездного неба… Так вот, "Семь светильников" – это вообще-то, созвездие - Большая Медведица. Ах, загадочный «Апокалипсис», вполне вероятно, содержит и птолемеевскую астрономию… и астрологию со всеми этими животными «полными очей», то есть звезд...

Часто считают, что это - неудачная гравюра Дюрера, так как  он пытался изобразить графически то, что в принципе невозможно, и у него ничего не получилось.  Говорят, все эти символы «надо понимать по смыслу, а не образно». Не знаю, мне кажется трудно что-то представить без-образно. .. светильник например – без света… Или, говоря - вообще ничего не представлять %) Конечно, если под светильниками понимались церкви, христианские общины Малой Азии, тогда надо представлять именно их… Почему тогда в тексте – всё же светильники)))  И Дюрер, вслед за текстом «Откровения» как бы постоянно владеет настоящим, хотя оно и говорит о будущем из прошлого... может быть поэтому у художника получается произведение, которые не только допускает, но и предполагает множественность истолкования...

 

Рубрики:  иная реальность

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку