-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109899
Комментариев: 6802
Написано: 118372


26 мая родились...

Воскресенье, 26 Мая 2024 г. 06:56 + в цитатник
Otto_Abetz (535x700, 75Kb)
1903
Отто Генрих Абец (немецкое имя — Otto Abetz; имя при рождении — Генрих Отто Абец, Heinrich Otto Abetz)
нацистский дипломат, бригадефюрер СС (чин был получен 30 января 1942 года), один из руководителей оккупационной администрации нацистской Германии на территории Франции. Родился в городе Шветцинген, Баден-Вюртемберг. В юности Отто Абец работал учителем рисования в городской гимназии Карлсруэ. Тогда же стал основателем молодёжного нацистского объединения «Серебряный крест», одной из главных целей которого стала организация максимально тесных контактов со сторонниками фашистской идеологии в республиканской Франции. В 1931 году официально вступил в НСДАП, а несколько позже его приняли в СС. В 1933 году под его непосредственным руководством было проведено несколько германо-французских молодёжных встреч, ключевой темой которых стал вопрос об усилении влияния Германии в провинции Эльзас-Лотарингия, перешедшей ко Франции по итогам Версальского мирного договора. В 1934 году Абец стал поверенным референтом во Франции при имперском руководстве Гитлерюгенда. В следующем году референта переводят в новое ведомство, каковым является «Бюро Риббентропа», основной задачей которого было отслеживание политических вопросов НСДАП. По-настоящему Абецу как дипломатическому работнику удалось заявить о себе во время одиозной Мюнхенской конференции, которая состоялась в 1938 году. После конференции Абец поступает в ведение Иоахима Риббентропа, становясь его личным помощником. В 1939 году он получил должность личного представителя главы внешнеполитического ведомства Рейха в Париже. Фактически именно Абец был тем человеком при Риббентропе, который курировал французскую линию. Он создал из французских реакционеров предательскую «пятую колонну», подрывная деятельность которой содействовала поражению Франции. После роковых для Франции событий 14 июня 1940 года (правительство Франции бежало под натиском Вермахта, и комендант города генерал Анри Фернан Денц объявил Париж «открытым городом») Отто Абец занимает пост представителя имперского МИДа при руководителе военной администрации в оккупированной стране. Являясь деятелем дипломатического поля, будучи фактически главным советником оккупационного военного администратора Франции, Абец должен был разрешить вопрос политического и идеологического восприятия Третьего рейха французами. Премьер-министр вишистского правительства Пьер Лаваль считал дипломата Абеца наиболее влиятельным и могущественным представителем Германии во Франции — фактически тот играл роль серого кардинала при коллаборационистском правительстве, заседавшем в Виши. 19 июля 1940 года он имел очную встречу с Лавалем, на которой Абец дал понять, что ему поручено курировать отношения с правительственными кругами Франции, а также отвечать за решение вопросов как на оккупированной территории, так и на той, где продолжало действовать антифашистское движение Сопротивления, известное как движение маки́. 20 апреля 1941 года ведомство, которым управлял Абец, и которое не имело чёткого названия, получило официальное наименование «Германское посольство в Париже». Вскоре, после ноября 1942 года имперский МИД захватила война дипломатических интриг, в которых Абец временно уступил, в результате чего ему вопреки его желанию был выписан «отпуск», по которому он вынужден был покинуть страну. К исполнению обязанностей посредника между вишистскими коллаборационистскими силами и нацистским внешнеполитическим ведомством Абец приступил после перерыва во второй половине 1943 года. В 1944 году в ведении Абеца было требовать от местных властей ускорения депортации еврейского населения, чем Абец активно занимался, курируя деятельность подразделений СД на территории всей страны. Поэтому его можно причислить к лицам, непосредственно несущим ответственность за осуществление всех антиеврейских и антипартизанских акций во Франции в 1944 году.
Суд
В октябре 1945 года Абеца арестовали в Шварцвальде. В 1949 году над Абецем, его помощниками и другими представителями оккупационной администрации во Франции состоялся военный суд (заседания проходили в Париже), на котором Отто Абеца признали виновным в организации мероприятий, направленных против еврейского населения страны, приговорив его к двадцатилетнему сроку тюремного заключения. Из тюрьмы во Франции Абец, однако, был освобождён 17 апреля 1954 года, отсидев менее четверти положенного ему по приговору срока.
Послевоенная жизнь и гибель
После освобождения из заключения Абеца приняли на работу журналистом в западногерманское периодическое издание «Фортшритт». Погиб в автомобильной катастрофе в Лангенфельде, Северный Рейн — Вестфалия, 5 мая 1958 года. Награды: Орден Священного сокровища 1 класса; Командор ордена Изабеллы Католички (Испания). Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. — Москва : АСТ, 2002. — Страницы 8—9. — 944 страниц. — ISBN 5-271-05091-2.

1904
Борис Абрамович Альтшулер
советский режиссёр, сценарист научно-популярного и игрового кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Кандидат искусствоведческих наук (1955). Родился в Москве. В 1924 году окончил Государственный институт слова. Принимал участие в создании сценариев к немым фильмам «Бабы рязанские» (1927), «Реванш» (1930) и др. С 1930 года начал работать в научном кино. Один из основоположников советского учебного кино. Был соавтором и режиссёром кинокурсов «Автомобиль» и «Трактор». Поставил ряд научно-популярных и учебных фильмов, освещающих различные вопросы техники: «Конвейер домов» (1939), «Оружие снайпера» (1942), «Умные машины» (1947), «Экран жизни» (1955), «Будущее начинается сегодня» (1957), «На страже жизни» (1959), «Глеб Максимилианович Кржижановский» (1963), «Композитор Кабалевский» (1964), учебный кинокурс для обучения иностранцев русскому языку, цикл фильмов о воспитании актёров в Школе-студии МХАТа и др. В 1962—1968 годах был художественным руководителем объединения учебных фильмов «Центрнаучфильма». С 1926 года преподавал во ВГИКе, с 1963 года руководил мастерской режиссуры учебных фильмов. Автор книг и статей о кинематографе. Умер в родном городе в 1994 году.
Альтшулермогила  (700x466, 456Kb)
Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Сценарист: 1927 — Бабы рязанские (совместно с Ольгой Вишневской и Ольгой Преображенской); 1928 — Иван да Марья (совместно с Виктором Шкловским, Владимиром Широковым); 1929 — Когда зацветут поля (совместно с Ильёй Кравчуновским); 1930 — Реванш (совместно с Михаилом Роммом и Николаем Жинкиным). Режиссёр: 1930 — Звуковая сборная программа № 3; 1931 — Человек ближайшего будущего; 1933 — Устройство автомобиля: Электрооборудование; 1935 — Устройство автомобиля: Батарейное зажигание; 1936 — Устройство автомобиля: Рулевое управление; 1938 — Устройство трактора: Трансмиссия и ходовая часть; 1939 — Конвейер домов; 1942 — Оружие снайпера; 1944 — Вторая жизнь машины; 1945 — Крепче стали; 1945 — Сердце человека; 1945 — Органы движения человека; 1946 — У академика Цицина; 1947 — Зоркий помощник; 1947 — Преобразователи природы; 1947 — Умные машины; 1954 — Рассказ о советском автомобиле; 1955 — Экран жизни; 1957 — Будущее начинается сегодня; 1958 — Редкие металлы; 1959 — На страже жизни; 1962 — Фонетика; 1963 — Наука и техника № 11; 1963 — Глеб Максимиллианович Кржижановский; 1964 — Дмитрий Кабалевский; 1965 — Соль, не уходи!; 1968 — На выставке декоративного искусства; 1967—1970 — Основные элементы русского народного танца (совместно с А.А.Климовым); 1970 — Мы — куряне (совместно с Г.Ф.Чертовым); 1971 — Заповедные ритмы Севера (совместно с Г.Ф.Чертовым); 1972 — Первое знакомство; 1975 — На 4-м курсе школы-студии МХАТ; 1976 — На 2-м курсе школы-студии МХАТ; 1977 — На 1-м курсе школы-студии МХАТ; 1977 — Приёмные экзамены в школу-студию МХАТ. Библиография: Строение фильма // Искусство кино, № 11, 1957; О классификации научных фильмов (совместно с А.Згуриди) // Искусство кино, № 8, 1958; Композиция сценария научно-популярного фильма, Москва, 1958; Наше искусство начинается с овладения наукой, в сборник: Научно-популярный фильм, выпуск 1, Москва, 1959; Власть над веществом // Искусство кино, № 5, 1959; Как делать научно-популярный фильм // Искусство кино, № 9, 1960; Вопросы тематики и композиции сценария учебного фильма, Москва, 1960; Развитие советского научно-популярного фильма (совместно с М.Нечаевой), в сборник: Очерки истории советского кино, том 3, Москва, 1961; О классификации учебных фильмов» и «Педагогическое значение увлекательности учебного фильма, в сборнике: Учебный фильм, Москва, 1961; Монтаж научно-популярного фильма, в сб.: Научно-популярный фильм, выпуск 2, Москва, 1963.

Богданова-Чеснокова (466x700, 180Kb)
1904
Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова
советская актриса театра и кино, мастер эксцентрики и гротеска, звезда оперетты. Народная артистка РСФСР (1970). В 1924 году окончила Школу академической русской драмы при Александринском театре, в котором играла до 1928 года. В 1928—1933 годах — актриса Харьковской оперетты. В 1933—1941 годах работала в Ленинградском мюзик-холле под руководством Л.О.Утёсова и Театре эстрады и миниатюр под руководством А.И.Райкина. В 1941—1945 годах — во фронтовом ансамбле оперетты, выезжала на передовую, где дала около 3000 выступлений. С 1945 года — актриса Ленинградского государственного театра музыкальной комедии. В кино — с 1931 года. Одной из первых ролей должна была стать небольшая роль в фильме «Путёвка в жизнь» вместе с Р.В.Зелёной, однако из-за производственного брака эпизод был сокращён. Первая заметная роль — Мария Михайловна в комедии «Укротительница тигров». Самой известной ролью Богдановой-Чесноковой в кино стала Каролина в оперетте «Мистер Икс», а самой популярной — Амалия, в экранизации «Летучей мыши» (крошечный эпизод «охоты на мужчин» и «стрельбы глазами» с О.В.Волковой). Ей довелось дважды исполнить роль Елены Станиславовны Боур в телеспектакле и фильме «Двенадцать стульев», Леонид Гайдай специально звонил коллеге режиссёру А.А.Белинскому с просьбой пригласить Богданову-Чеснокову в свой фильм. Умерла в Ленинграде 17 апреля 1983 года.
Богданова-Чесноковамогила. (540x700, 516Kb)
Похоронена на Серафимовском кладбище.
О творчестве актрисы снят документальный фильм «Божественная Гликерия». Награды и звания: два ордена Трудового Красного Знамени; орден Красной Звезды (12 ноября 1945) — за фронтовые концерты; медаль «За боевые заслуги» — за спасение машины с людьми на Ладоге; медаль «За оборону Ленинграда» (1943); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965); юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975); Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; заслуженная артистка РСФСР (22 июня 1957); народная артистка РСФСР (24 апреля 1970). Семья: Мать — Евдокия Григорьевна Богданова. Погибла от попадания бомбы в дом во время блокады Ленинграда в 1942 году. Первый муж — Дмитрий Федорович Васильчиков (1883—1960), комик, заслуженный артист Украинской ССР (1936), один из основателей (1928) в столичном Харькове первого Государственного Украинского Театра Музыкальной Комедии. Когда мужа перевели в Харьков, Гликерия с ним не поехала. В результате муж категорически отказался отдавать дочь и оборвал всякие контакты со своей бывшей женой. А потом его родня постаралась сделать все, чтобы Лида долгие годы ничего не знала о своей матери, и пресекала любые попытки Гликерии Васильевны связаться с дочерью. Дочь — Лидия (родилась в 1922), внук — сценарист и режиссер Юрий Борисович Правиков (родился в 1949). Второй муж — Семен Иванович Чесноков (на памятнике написано «Честноков») (1901—1945), комедийный актер Вольного театра, Ленинградского мюзик-холла под руководством Леонида Утёсова, старший брат известного актера, Народного артиста СССР (1960) Владимира Честнокова (1904—1968), который был художественным руководителем Ленинградского драматического театра им. А.С.Пушкина. Умер сразу после победы в 1945 году в Ленинграде от последствий блокады. Дочь — Ольга (1940—1944). Умерла от голода во время блокады Ленинграда. Театральные роли: Гапуся («Свадьба в Малиновке» Б.А.Александрова); Клементина Марич («Вольный ветер» И.О.Дунаевского); Хивря («Сорочинская ярмарка» А.П.Рябова); Свиньина («Табачный капитан» В.В.Щербачёва); Серафима Степановна («Белая акация» И.О.Дунаевского) (1956); Розалия («Поцелуй Чаниты» Ю.С.Милютина) (1957); мамаша Рыымуокс («Только мечта» Б. В. Кырвера), (1959); Барбалэ («Кето и Котэ» В.И.Долидзе); мадам Арно («Фиалка Монмартра» И.Кальмана); княгиня Веглерсхейм («Сильва» И.Кальмана); тётя Дина («Севастопольский вальс» К.Я.Листова (1961); Парася Никаноровна («Трембита» Ю.С.Милютина); Полина Дмитриевна («Шар голубой»); Цецилия («Королева чардаша» И.Кальмана); Биби-ханум («Кавказская племянница» Р.С.Гаджиева); Матрёна («Сто чертей и одна девушка» Т.Н.Хренникова); казачка Семёновна («Бабий бунт» Е.Н.Птичкина); Каролина («Мистер Икс» И.Кальмана) (1956). Фильмография: 1931 - Путёвка в жизнь — девушка из шайки Жигана (нет в титрах, эпизод был вырезан, остались только общие планы); 1954 — Укротительница тигров — Мария Михайловна, сердобольная мамаша Олечки (в титрах Богданова-Честнокова); 1954 — Запасной игрок — болельщица; 1958 — Мистер Икс — мадам Каролина; 1958 — Шофёр поневоле; 1959 — Шинель; 1963 — Каин XVIII — Первая придворная дама в королевстве Власты; 1963 — Крепостная актриса — стареющая примадонна Гликерия Орестовна Рыкалова; 1964 — Донская повесть — паромщица; 1964 — Верьте мне, люди; 1964 — Зайчик — прима в театре; 1964 — Весенние хлопоты; 1966 — 12 стульев (телеспектакль) — Елена Станиславовна Боур, бывшая красавица-прокурорша; 1967 — Захудалое королевство (ч/б телеспектакль Ленинградского ТВ, режиссёр Глеб Селянин) — волшебница Канимура; 1968 — Трембита — партия Параси Никаноровны; 1968 — Удар! Ещё удар! — бабушка Толи Стародуба; 1971 — 12 стульев — Елена Станиславовна Боур; 1972 — Последние дни Помпеи — хористка; 1974 — Царевич Проша — базарная торговка; 1974 — Звезда экрана — дама с собачкой; 1975 — Финист — Ясный Сокол — старушка-веселушка; 1976 — Синяя птица — Удовольствие Есть; 1977 — Труффальдино из Бергамо — дама, горожанка Венеции; 1978 — Захудалое королевство (телеспектакль Ленинградского ТВ, новая постановка, режиссёр Глеб Селянин) — волшебница Канимура; 1979 — Соловей — Судомойная дама второго ранга; 1979 — Летучая мышь — Амалия; 1981 — Всем чертям назло (мультфильм) — озвучивание. Литература: Капков С.В. Короли комедии. — Москва: Алгоритм, 2003. — 400 страниц. — ISBN 5-9265-0095-8. Содержание: Сергей Антимонов, Рина Зелёная, Сергей Филиппов, Людмила Шагалова, Михаил Пуговкин, Тамара Носова, Гликерия Богданова-Чеснокова, Александр Демьяненко, Светлана Харитонова, Савелий Крамаров, Михаил Светин, Инна Ульянова, Александр Пятков. Документалистика: Божественная Гликерия. Документальный фильм. Автор сценария: Н. Виноградова. Режиссер: М.Трофимов. Студия «Культура». Дирекция ВГТРК г. Санкт-Петербург. 2004 г. Россия-Культура. 8 марта 2017.

1904
Тамурбек Динмухаметович Давлетшин (татарское имя — Timurbäk Dinmöxämmät ulı Däwlätşin, Тимурбәк Динмөхәммәт улы Дәүләтшин)
татарский историк, юрист, общественный деятель. Родился в деревне Зильдяр Уфимской губернии. Учился на юридическом факультете Казанского (1924—1926) и Московского (1928—1930) университетов. В 1933 году окончил аспирантуру. В 1934—1938 — руководитель НИИ в Уфе. В 1938—1941 годах — профессор гражданского права Казанского филиала Всесоюзного юридического института, начальник юридического отдела Президиума Верховного Совета ТАССР. В 1941 году ушёл на фронт и в конце лета того же года оказался в плену. В 1942 году был освобождён и жил в Берлине. Участвовал в организации и работе татарской газеты «Идель — Урал», издававшейся при поддержке Министерства по делам оккупированных территорий. После войны остался в ФРГ. Один из организаторов и руководителей Татаро-Башкирского национального комитета (1947—1953). В 1951—1969 годах — научный сотрудник Института по изучению СССР (Мюнхен). Составил один из первых татарско-немецких словарей. Автор книги «Советский Татарстан: теория и практика ленинской национальной политики» (1974, Лондон, на русском языке), которая была признана в СССР антисоветской. Умер в Мюнхене 7 сентября 1983 года.

1904Kan_Vasily_Semyonovich (499x700, 170Kb)
1904
Василий Семёнович Кан
бригадир колхоза имени Энгельса Нижне-Чирчикского района Ташкентской области, Узбекская ССР. Родился в селе Верхние Сидими Адиминской волости Посьетского участка Южно-Уссурийского края Приморской области Приамурского края (ныне – Хасанского района Приморского края). Кореец. В 1918 году окончил 5 классов двухклассной церковно-приходской школы в селе Барабаш Раздольнинской волости Посьетского участка. В 1918-1924 годах работал в хозяйстве отца. В 1924-1927 годах был продавцом в магазине сельпо в селе Верхние Сидими Посьетского района. В 1927-1932 годах – кассир и заведующий складом леспромхоза в селе Барабаш Посьетского района (ныне – Хасанского района Приморского края). В 1932-1933 годах – заведующий закрытой столовой облсобеса в городе Владивостоке. В 1933-1937 годах – заведующий районным магазином потребсоюза в городе Спасск-Дальний Уссурийской области Дальневосточного края. Осенью 1937 года, вскоре после вторжения в Китай японских милитаристов, в СССР началась массовая депортация корейского населения из приграничных районов Дальневосточного края, и Василий Кан среди других был переселён в Южно-Казахстанскую (с 1938 года – Кзыл-Ординскую) область Казахской ССР (ныне – Кызылординская область Казахстана). В 1938-1941 годах работал десятником на строительстве резинового завода облпромсоюза в городе Кзыл-Орда (ныне – Кызылорда). В конце 1941 года переселился в Узбекскую ССР (ныне – Узбекистан). С 1942 года – бригадир колхоза имени Энгельса Нижне-Чирчикского (ныне – Куйирчирчикского) района Ташкентской области. В 1950 году возглавляемая им бригада получила урожай зеленцового стебля кенафа 98,8 центнера с гектара на площади 12,4 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1951 года за получение в 1950 году высоких урожаев семян и зеленцового стебля кенафа на поливных землях при выполнении колхозом обязательных поставок и контрактации по всем видам сельскохозяйственной продукции, натуроплаты за работу МТС и обеспеченности семенами всех культур в размере полной потребности для весеннего сева 1951 года Кану Василию Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1955-1957 годах – полевод колхоза имени Хрущёва Сырдарьинского района Ташкентской (с 1963 года – Сырдарьинской) области. В 1957 году вернулся в колхоз имени Энгельса, где до 1966 года проработал колхозником. В 1966 году переселился в Казахскую ССР, был колхозником совхоза «Большевик» Каратальского района Алма-Атинской области. В 1967 году работал в колхозе «Победа» Ферганской области Узбекской ССР. Последние годы жизни проживал в городе Талды-Курган (ныне – Талдыкорган, Жетысуская область). С февраля 1969 года – персональный пенсионер союзного значения. Умер 25 мая 1969 года. Похоронен в Талдыкоргане (Казахстан). Награждён орденом Ленина (17 июля 1951), медалями.

Nechaev_IF (549x700, 112Kb)
1904
Иван Фёдорович Нечаев
директор племенного молочного совхоза «Омский» № 54 Министерства совхозов СССР, Омский район Омской области. Родился в селе Морец Аткарского уезда Саратовской губернии ныне Еланского района Волгоградской области. В 1908 году семья переехала на Алтай. В 1930 году окончил Омский сельскохозяйственный институт и последующие 5 лет работал научным сотрудником на зональной опытной станции при племенном молочном совхозе «Омский», затем старшим агрономом в этом же хозяйстве. В 1948 году получил от 64 коров по 6059 килограммов молока с содержанием 215 килограммов молока молочного жира в среднем от коровы в год. В 1949-1961 годах – директор племенного молочного совхоза (позднее – госплемзавод) «Омский» № 54 Омского района Омской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году при выполнении совхозом плана сдачи государству продуктов животноводства и полеводства и выполнении государственного плана развития животноводства по всем видам скота Нечаеву Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За годы работы в племзаводе ярко проявились его организаторские способности, сполна реализован накопленный опыт. В хозяйстве высевались сорта новой селекции, осваивались полезащитные насаждения, окультуривались солонцы. Урожайность поднялась до 18-20 центнеров с гектара, надои от коровы – до 6000 килограммов молока в год. Неоднократно являлся участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) – Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве, награжден большой и малой золотыми медалями, а также бронзовой медалью выставки. В 1961-1964 года работал заместителем начальника Омского областного управления сельского хозяйства, затем – руководителем группы сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства при племзаводе «Омский» Жил в Омске. Умер в 1995 году. Избирался депутатом Омского областного Совета депутатов. Награжден 2 орденами Ленина (1 декабря 1949, 12 ноября 1951), орденом Трудового Красного Знамени (10 сентября 1945), медалями.

 (700x461, 100Kb)
1904
Владо Перлмутер (французское имя — Vlado Perlemuter)
французский пианист. Родился в городе Ковно, Российская империя. Сын раввина. В 1907 году родители Перлмутера эмигрировали во Францию. Он учился в Парижской консерватории у Морица Мошковского, а затем у Альфреда Корто, одновременно подрабатывая тапёром в кинотеатрах. В 1924 году Перлмутер близко познакомился с Морисом Равелем и на протяжении нескольких лет прошёл вместе с композитором всё его фортепьянное наследие, благодаря чему в дальнейшем был одним из наиболее авторитетных интерпретаторов музыки Равеля, время от времени (впервые — в 1929 г.) выступая с циклами из двух концертов, включающими весь корпус сольных фортепьянных пьес Равеля. Другим принципальным для Перлмутера автором был Шопен, в связи с чем он много раз входил в жюри конкурса пианистов имени Шопена. Среди записей Перлмутера также все фортепьянные сонаты Моцарта, произведения Бетховена, Шумана, Листа, Дебюсси, Прокофьева (Третий концерт) и других композиторов. Переждав годы Второй мировой войны в Швейцарии, Перлмутер вернулся в Париж в 1950 г. В 1951—1977 гг. он преподавал в Парижской консерватории; среди его учеников Жан Франсуа Эссе. Свой прощальный концерт, целиком состоящий из произведений Равеля, Перлмутер дал 7 мая 1993 года в Женеве, в возрасте 89 лет. В 1953 была опубликована книга радиобесед Перлмутера и французской скрипачки Элен Журдан-Моранж «Равель согласно Равелю» (французское название — Ravel d'après Ravel). Умер в Женеве 4 сентября 2002 года.

1905
Бёрнет Гаффи
американский оператор.

1905
Неджип Фазыл Кысакюрек (Kisakürek; настоящее имя и фамилия — Ахмет Неджип)
турецкий поэт, драматург и литературовед. Родился в Стамбуле. Учился на философском факультете Стамбульского университета (1922—1925) и в Сорбонне (1925—1926). Занимался преподавательской деятельностью и журналистикой. Сборники лирических стихов "Паутина" (1925), "Мостовые" (1928) и др. выдвинули Кысакюрек в ряд ведущих поэтов-символистов. Свое поэтическое кредо изложил в "Поэтике", приложенной к сборнику стихов "Испытание" (1962). В 1930-х гг. создает символические рассказы. Автор бытовых пьес "3ерно"(1935), "Человек родился" (1938), "Деньги" (1942) и др., а также литературоведческих исследований. Сочинения: Piyeslerim, с. 1, ĺst., 1959; Piyeslerim, ĺst., 1969; Benim gözümie Menderes, ĺst., 1970. Литература: Алькаева Л.О., Литература, в сборнике: Современная Турция, Москва, 1958; ülendogIu A., Necip . Kisakürek — şiiri, sanati, aksiyonu, ĺst., 1968.

1905Nikolayev_Pavel_Ivanovich (501x700, 72Kb)
1905
Павел Иванович Николаев
директор Кытмановского зерносовхоза Кытмановского района Алтайского края. Родился в городе Санкт-Петербурге. Русский. В декабре 1954 года Павел Иванович прибыл из Москвы на Алтай и возглавил вновь созданный первоцелинный совхоз «Кытмановский» (центральная усадьба – ныне посёлок Октябрьский). Первоначально совхозу был выделен земельный массив в размере 15 366 гектаров, большая часть которых являлись целинными и залежными. Уже в марте – апреле 1955 года стали прибывать первоцелинники из Москвы, Барнаула, Кузбасса и Дальнего Востока, одновременно поступали сельскохозяйственная техника и строительные материалы. Посевная и уборочная кампания 1955 года были проведены успешно, в следующем 1956 году механизаторами Кытмановского зерносовхоза было распахано почти 50 тысяч гектаров земель и получен небывало высокий урожай пшеницы - в передовом отделении № 3 по 18 центнеров с гектара. За первые 4 года существования совхоз «Кытмановский» сдал государству 4 миллиона 525 тысяч пудов зерна, получив чистой прибыли на 1 миллион 43 тысячи рублей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года за особые заслуги в освоении целинных и залежных земель, успешное проведение уборки урожая и хлебозаготовок в 1956 году Николаеву Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания был удостоен и первый секретарь Кытмановского райкома компартии Ф.Ф.Золотухин. Жил в Алтайском крае. Сведений о его дальнейшей судьба нет. Награждён орденом Ленина (11 января 1957), медалями.

Paulin Frydman (520x700, 148Kb)
1905
Паулино Фридман (польское имя — Paulin Frydman)
аргентинский, ранее польский, шахматист; международный мастер (1955). Родился в Варшаве. Участник чемпионатов Польши: 1926 — 2-е; 1927 — 5-6-е; 1935 — 2-4-е места. 4-кратный чемпион Варшавы (1931—1936). В составе команды Польши участник 7 олимпиад (1927—1939), в том числе 6-й — 11½ очков из 16 (лучший результат на 2-й доске). Победитель международных турниров в Сопоте (1930), Будапеште (1934), Хельсинки (1936). С 1939 жил в Аргентине.
Paulin Frydman01 (700x540, 392Kb)
Слева направо: П.Фридман, Х.Фридман, С.Тартаковер, М.Найдорф и К.Макарчик. Варшава, 1935
В 1941 участвовал в международных турнирах: Мар-дель-Плата — 4-5-е; Буэнос-Айрес — 3-е; Сан-Паулу — 3-4-е места. Умер в Буэнос-Айресе 3 февраля 1982 года. Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 370. — 120 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 436. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

Алиев (700x700, 394Kb)
1907
Минкаил Алиевич Алиев
советский писатель, поэт и драматург. Директор Лакского музыкально-драматического театра имени Э.Капиева (1952—1968). Родился в селе Кумух, Лакский округ, Дагестанская область, Российская империя. Первые его публикации вышли в 1927 году. Спустя 10 лет после Гражданской войны в Дагестане Минкаил Алиев написал пьесу «Зулейха осталась одна», повествовавшую о тех событиях. Он работал редактором районной газеты «Новый путь». Учился в педагогическом институте в Орджоникидзе. С 1940 года — член КПСС. В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Красной Армии, был на фронте и вернулся домой, получив тяжёлое ранение, также получил две награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и медаль «За оборону Кавказа». С 1952 по 1968 год был директором Лакского музыкально-драматического театра имени Э.Капиева. В 1960 году спектакль по пьесе Алиева «В родном ауле» был представлен на Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве. Пьесы Алиева шли на сцене Лакского театра. Псевдоним — Вацилу. Преподавал лакскую литературу. Был членом Союза писателей СССР. Умер в 1983 году. Автор пьес: «Зулейха осталась одна» (1932); «Брат и сестра» (1934); «Партизан Магомед» (1935); «Аздар» (1939); «Не забудь меня» («Дорога к счастью»); «У нас в горах» (1948); «Семья Рамазановых» (1950); «В нашем селении» (1959); «Парту Патима» (1957); «Роза»; «Жизнь фермы». Звания и награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За оборону Кавказа»; Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1960); Почетная грамота Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР; Медалью «Ветеран труда».
Личная жизнь
Жена: Алиева Бадиржамал — педагог. Сын: Али Алиев — журналист и политик, знаток истории Северного Кавказа.

 (444x699, 57Kb)
1907
Павел Петрович Виноградов
сапер 731-го отдельного стрелкового полка (205-я стрелковая дивизия, 19-я армия, 2-й Белорусский фронт, ефрейтор – на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в деревне Терешино ныне Костромского района Костромской области, в семье крестьянина. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года был призван в Красную Армию Костромским райвоенкоматом. Попал на Карельский фронт в 186-ю стрелковую дивизию. С первых же боев показал себя спокойным, выдержанным и мужественным солдатом, бесстрашным и выносливым. В декабре 1942 года получил первую боевую награду - медаль "За отвагу". Будучи в ночном поиске в тылу врага, первым ворвался в траншею противника и обеспечил подразделению выполнение боевого задания. С октября 1942 года воевал в саперном взводе в 205-й стрелковой дивизии. Выходы на "нейтралку" и к переднему краю противника участились. Весной 1944 года в одном из выходов с разведчиками метко брошенными гранатами подавил вражеский пулемет, влившись в группу прикрытия обеспечивал отхода разведчиков с захваченным «языком». Отражая натиск врага, лично убил шесть фашистов и благополучно вернулся в расположение своей части. За этот бой сапер Виноградов был награжден 20 апреля 1944 года второй медалью "За отвагу". За период пребывания в саперном взводе с октября 1942 года по апрель 1944-го сапер ефрейтор Виноградов сделал более 80 выходов с разведподразделениями за линию фронта, сделал 18 проходов в минных полях и проволочных заграждениях, лично снял 600 вражеских мин и фугасов и поставил перед своей обороной более семи тысяч минных "сюрпризов". В ночь 1 мая 1944 года ефрейтор Виноградов обеспечивал проход в минных полях и проволочных заграждениях очередной разведгруппе. Когда до переднего края обороны врага 70 метров, группа была обнаружена. Виноградов быстро снял последние находящиеся перед ним мины, забросал гранатами пулемет и быстро разрезал проволочные заграждения. По образовавшемуся проходу к вражеским позициям тотчас бросилась группа захвата. Захватив «языка», разведчики, прикрываемые группой прикрытия, благополучно вместе с пленным отошли по проходу к своим позициям. Приказом от 14 июля 1944 года за самоотверженность и умелые действия в бою ефрейтор Виноградов Павел Петрович награжден орденом Славы III степени (N 78647) В начале сентября 1944 года 26-я армия Карельского фронта перешла в наступление и преследование противника на кандалакшском и ухтинском направлениях. В этих боях вновь отличился сапер Виноградов. 8 октября в бою в районе города Костеньга (Карелия) продела под огнем противника проход для наступающей пехоты. Первым ворвался в траншеи, убил вражеского снайпера и истребил остатки гарнизона дзота, разрушенного нашей артиллерией. Через ворота в обороне врага, сделанные сапером Виноградовым, прошел батальон и две батареи. Двиагясь впереди наступающих частей, в составе взвода разминировал дороги. На одном из участков пути первым сблизился с появившимся противником и решительно вступил в бой, тут же сразив автоматной очередью двух немцев. Во время начавшегося боя вынес его в безопасное место тяжело раненого сержант из взвода нашей пешей разведки. Продолжая двигаться вперед, под сильным ружейно-пулеметным огнем, ефрейтор Виноградов первым добрался до заминированного немцами моста, сумел разминировать его и не допустить взрыва. Этим самым отважный сапер дал возможность нашим подошедшим подразделениям беспрепятственно переправиться по мосту и продолжить продвижение вперед. Принял он участие и в постройке переправы для наших танков, подошедших на помощь пехотинцам. Приказом по войскам 26-й армии 22 октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в наступательных боях ефрейтор Виноградов Павел Петрович награжден орденом Славы II степени (N 3815) Весной 1945 года, закончившие бои на севере дивизии переставшего существовать Карельского фронта были переданы в состав 2-го Белорусского фронта и приняли участие Восточно-Померанской операции. 4 апреля 1945 года на подступах к балтийскому порту Гдыня ефрейтор Виноградов, продвигаясь с передовыми подразделениями, разминировал участок минного поля перед вражескими позициями. В критическую минуту боя уничтожил грантами вражеский пулемет Присоединившись к атакующим, в числе первых ворвался во вражескую траншею и увлек за собой. В этих последних боях в Восточной Померании бесстрашный сапер уничтожил 14 гитлеровцев и 29 взял в плен. Здесь же, под Гдыней, отважный ефрейтор, не раз возглавлявший атаки, был ранен. День Победы он встретил в госпитале. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками ефрейтор Виноградов Павел Петрович награждён орденом Славы I степени (N1167). Стал полным кавалером ордена Славы. В июле 1945 года Виноградов П.п. был демобилизован. Вернулся на родину. Жил и работал в городе Костроме. Скончался 3 августа 1980 года. Награжден орденами Славы 3-х степеней, медалями (из них две – «За отвагу»).

1907
Лев (Лео) Абрамович Мазель
советский музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1941). Родился в Кёнигсберге, ныне Калининград. В 1930 окончил математическое отделение физико-математического факультета Московского университета и научно-исследовательское отделение Московской консерватории (по классу А.Н.Александрова), в 1932 — аспирантуру (руководитель М.В.Иванов-Борецкий). В 1931—1967 преподавал в Московской консерватории (с 1939 профессор, в 1936—1941 заведующий кафедрой теории музыки). Автор трудов в области исследования музыкальных стилей, музыкальных форм, мелодики. Метод исследования Мазеля основан на комплексном анализе, историко-стилистическом и эстетическом рассмотрении структуры музыкального произведения. Умер в Москве 9 октября 2000 года. Среди основных сочинений: "Фантазия f-moll Шопена" (1937), "Очерки по истории теоретического музыкознания" (выпуски 1—2, 1934—1939, совместно с И.Я.Рыжкиным), "О мелодии" (1952), "Симфонии Д.Д.Шостаковича" (1960), "Строение музыкальных произведений" (1960), "Анализ музыкальных произведений" (1967, совместно с В.А.Цуккерманом), "Исследования о Шопене" (1971); "Проблемы классической гармонии" (1972).

1907
Виктор Сергеевич Рунов
российский композитор и военный дирижер, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1943). Автор многих маршей (в том числе гвардейские марши, «В защиту Родины», «Столичный марш»), сюит, рапсодий и других сочинений для духового оркестра, а также кантат.

1907
Йоганн Виктор Улегла (немецкое имя — Johann Viktor Ulehla)
австрийский шахматный композитор

 (556x699, 102Kb)
1907
Джон Уэйн (настоящее имя — Марион Майк Моррисон)
американский киноактер, известный по ролям благородных героев в вестернах. Он воплотил в своих экранных работах (а их было около ста пятидесяти) «дух фронтиров» и стал иконографической фигурой первопроходца Дикого Запада. Уэйн настолько слился со своим образом, что почти невозможно отделить актера от легенды. Он дебютировал в кино в конце 1920-х годов. На высокого светловолосого парня с открытым лицом и добродушной улыбкой обратил внимание гений вестерна Джон Форд и рекомендовал его коллегам, но настоящая звездная карьера началась только десятилетие спустя, в 1939 году, когда «Дюк» (Герцог) Уэйн снялся в роли Ринго Кида в фордовском «Дилижансе» (Stagecoach) — самом знаменитом вестерне в истории кино. И тогда же начал твориться миф о нем. Освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, актер на экране стал образцом твердого и неустрашимого воина с горячим и отзывчивым сердцем. Следя за Уэйном, зрители с замиранием сердца ждали «коронный номер» — когда он будет палить из пистолетов с двух рук от бедра.
26 мая 1907 года родился Джон УЭЙНpost-154-130641466198 (700x384, 275Kb)
Следующей вершиной творчества актера оказалась «Красная река» (Red River, 1948) Хауарда Хоукса, в которой он сыграл канонического переселенца, несгибаемого традиционалиста, сурового, но человечного в душе. 1940-е годы были золотой эпохой карьеры Уэйна — в это время вышли на экран такие классические вестерны, как «Форт Апач» (Fort Apache, 1948) и «Она носила желтую ленту» (She Wore A Yellow Ribbon, 1949) Форда. А затем последовал спад — вестерн вышел из моды, а перестраиваться на новый лад актер не хотел, поскольку был консерватором до мозга костей. Его редкие выходы из образа солдата и ковбоя были катастрофическими, например, Чингисхан в «Завоевателе» (The Conqueror, 1956). И все же Уэйн вернулся на завоеванную высоту — «Отправившиеся на поиски» (The Searchers, 1956), «Рио Браво» (Rio Bravo, 1959), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance, 1962). В 1969 году Уэйн получил единственный в своей жизни «Оскар» за роль Рустера Когбурна, одноглазого помощника шерифа в «Настоящей выдержке» (True Grit) Генри Хатауэя. Хотя лучшей картиной последнего десятилетия его карьеры была вообще финальная в жизни — «Стрелок» (The Shootist, 1976) Дона Сигела, в которой он сыграл по сути дела самого себя: умирающего солдата, накануне смерти начинающего осмысливать свою жизнь и свою легенду. Уэйн исполнил эту роль с тем достоинством и простотой, которые всегда были его отличительными свойствами. Скончался 11 июня 1979 года.

 (700x615, 67Kb)
1908
Алексей Николаевич Арбузов
русский драматург. Родился в Москве. В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, болезнь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей. Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир. Сначала он был актером, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля П.П.Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нем школу; затем – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929). Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – Класс, 1930). В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта. Отдавая дань эстетическим тенденциям «нового» искусства с его тяготением к прямолинейной лозунговости и в то же время фактографической точности и «производственному» сюжету, Арбузов формирует соответствующий репертуар, задумывает пьесу о шахтерах, для чего едет в донбасский рабочий поселок; знакомится с жизнью заводов и строек. Интерес вызывает у Арбузова театр Вс.Мейерхольда; начинающий драматург входит в кружок творческой молодежи, объединившейся вокруг Э.Гарина (А.Гладков, И.Шток, В.Плучек и др.). Первый большой успех принесла Арбузову комедия Шестеро любимых (1935; 2-я редакция 1958), написанная для журнала «Колхозный театр». В мае 1938 Плучек, Арбузов и Гладков, решив писать коллективно и методом импровизации пьесу о первых строителях Комсомольска, создали свою «Государственную театральную московскую студию», к которой вскоре стали близки Б.Слуцкий, П.Коган, Н.Майоров, Д.Самойлов и в которой в 1940, главным образом усилиями Арбузова, была создана пьеса Город на заре (первая постановка – февраль 1941; опубликована в 1957) – хроника, героем которой явилось Время, а одним из действующих лиц – Хор комсомольцев-строителей города. За несколько месяцев студийцы дали более 40 спектаклей, о которых прошли бурные диспуты в МГУ и МИФЛИ. Во время Великой Отечественной войны часть студии превратилась во Фронтовой театр; Арбузов написал пьесу Бессмертный (1942; совм. с Гладковым) и Домик в Черкизове (1943; новая редакция – Домик на окраине, 1954). Созданная в 1938 (окончательный вариант 1947) пьеса Таня сделала драматурга по-настоящему знаменитым. Спектакли по пьесе были сразу поставлены в театрах Новосибирска, Смоленска, Ярославля, Горького, затем почти во всех театрах страны (особенно успешной оказалась постановка 1939 в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли, ставшей отныне эмблематичной для актрисы). С этой камерной лирической драмы о любви, семейном взаимопонимании и женском призвании (отдаленно проецирующейся на концепцию А.И.Герцена в романе Кто виноват? с его тезисом самостоятельной социальной самореализации женщины как залога и ее личного счастья), вызывающей до сих пор много споров и не утратившей зрительского интереса вплоть до конца 20 в., начинается разработка в драматургии Арбузова психологических проблем. Так, одна из лучших пьес Арбузова Годы странствий (1954; первоначальное назв. – Ведерников), охватывая время с 1937 по 1945, стремится дать картину не столько сюжетных перемещений, сколько «странствий» души мятущегося главного героя. Большой и продолжительный успех (в том числе на зарубежной сцене) выпал на долю пьесы Арбузова Иркутская история (1959), посвященной известной актрисе Юлии Борисовой, которая и сыграла главную роль в первой ее постановке на сцене Театра имени Евг.Вахтангова (режиссёр Евг.Симонов). Пьеса, сочетавшая черты монументально-героической, камерно-лирической и социально-бытовой драмы, в максимальной степени выявила свойственное Арбузову тяготение к острым ситуациям, нестандартным, «неправильным» и ярким характерам, вкус к органическому смешению театральных стилей и жанров, введению двух – «сиюминутно-бытийного» и высшего, «вневременного», философского – пластов сценического повествования. Различные аспекты повседневной жизни современника, острота психологических коллизий – в пьесах Арбузова Потерянный сын (1961), Мой бедный Марат (1965), Счастливые дни несчастливого человека (1968), Сказки старого Арбата (1970), Мое загляденье (1972), Вечерний свет (1974), Старомодная комедия (1975), Ожидание (1976), Жестокие игры (1978), Воспоминание (1981), Победительница (1983) и др., всегда мелодраматичных и теплых и в большинстве своем встреченных с симпатией зрителем и критикой. Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в свое время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов (в начале 1970-х годов был организатором студии-мастерской молодых драматургов). Умер Арбузов в Москве 20 апреля 1986 года.

Kapp_EA (503x699, 63 Kb)
1908
Эуген Артурович Капп
советский эстонский композитор, народный артист СССР. Родился в городе Астрахань, в семье потомственных музыкантов. Эстонец. Отец – известный эстонский композитор Артур Капп – работал директором Астраханского музыкального училища. Музыкальная атмосфера, царившая в доме, встречи с приезжавшими на гастроли А.Скрябиным, Ф.Шаляпиным, Л.Собиновым, А.Неждановой, постоянные посещения оперных спектаклей и концертов - все это способствовало формированию будущего композитора. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано. В 1920 году Артур Капп был приглашен в качестве дирижера оперного театра «Эстония», и семья переехала в Таллин. Здесь Эуген Капп продолжает заниматься музыкой. В 1922 году поступает в Таллинскую консерваторию по классу фортепиано, но уже с 1926 года – он студент по классу композиции у своего отца Артура Каппа. В качестве дипломной работы при окончании консерватории он представил симфоническую поэму «Мститель» (1931) и Фортепианное трио. Окончив консерваторию, продолал активно сочинять музыку. С 1936 года совмещал творческую работу с педагогической: преподавал теорию музыки в Таллинской консерватории. Капп работал в самых различных жанрах. Весной 1941 года Капп получил задание создать первый советский эстонский балет по мотивам национального эпоса «Калевипоэг». К началу лета 1941 года клавир балета был написан, и композитор приступил к его оркестровке, но внезапно начавшаяся война прервала работу. В годы войны с эстонским художественным коллективом Капп работал в городе Ярославле. В 1945 году завершил свою первую оперу «Огни мщения». Не ограничиваясь рамками музыкального творчества, в годы войны выступил одним из организаторов Союза композиторов Эстонии. В 1944 году был избран председателем правления союза и возглавлял его более 20 лет, до 1966 года. Вернувшись в Таллин, нашел клавир своего балета «Калевипоэг», который оставался в оккупированной фашистами городе, и продолжил прерванную работу. Премьера балета состоялась в 1948 г. в театре «Эстония». «Калевипоэг» стал любимым спектаклем эстонских зрителей. В послевоенные годы интенсивно работал в области камерно-инструментальной и хоровой музыки. Сочинения Э.Каппа регулярно входили в программы традиционных республиканских праздников песни. К 10-летию Советской Эстонии Капп написал оперу «Певец свободы». Она посвящена памяти эстонского поэта Ю.Сютисте. В 1975 году на сцене театра Ванемуйне была поставлена опера «Рембрандт». Особую страницу в творчестве Каппа составляют произведения для детей - оперы «Зимняя сказка» (1958), «Необыкновенное чудо» (1984, по сказке Г.X.Андерсена), «Самое невероятное», балет «Золотопряхи» (1956), оперетта «Ассоль» (1966), мюзикл «Васильковое чудо» (1982), а также многие инструментальные произведения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1978 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и связи с 70-летием композитору Каппу Эугену Арутровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Среди сочинений последних лет - «Приветственная увертюра» (1983), кантата «Победа» (на стихи М.Кесамаа, 1983), Концерт для виолончели и камерного оркестра (1986) и др. На протяжении своей долгой жизни Капп никогда не ограничивался рамками музыкального творчества. Профессор (в 1952-1964 годах – ректор) Таллинской консерватории композиторов, он воспитал таких известных композиторов, как Э.Тамберг, X.Карева, X.Леммик, Г.Подэльский, В.Липанд и др. За годы творческой работы им написаны 6 опер, 2 балета, оперетта, 23 произведения для симфонического оркестра, 7 кантат и ораторий, около 300 песен. Жил городе Таллинне. Скончался 29 октября 1996 года. Награждён двумя орденами Ленина (20 июля 1950, 26 мая 1978), четырьмя орденами Трудового Красного Знамени (18 июня 1946, 1 октября 1965, 30 мая 1968, 1983), орденом Дружбы народов (25 мая 1988), медалями. Лауреат Сталинских премий (1946, 1949, 1952), премий Эстонской ССР (1949, 1950, 1977). Литература: Поляковский Г., Эуген Капп, Москва — Ленинград, 1951; Кырвитс Х., Эуген Капп, Москва, 1959.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку