-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112501
Комментариев: 6804
Написано: 120976


26 мая родились...

Воскресенье, 26 Мая 2024 г. 06:54 + в цитатник
godwin-william (458x700, 58Kb)
1833
Эдуард Уильям Годдвин (Edward William Godwin)
английский архитектор, дизайнер и писатель, внесший существенный вклад в английскую эстетику, обогатив ее элементами восточной, и особенно японской культуры. Родился в Бристоле, Глостершир, Англия. В 1854 году Годдвин открыл собственное дело, специализируясь на церковной архитектуре. В 1861 году он выиграл конкурс по разработке проекта здания муниципалитета Нортгемптоншира, его интерьера и внешнего вида. Модель, которую он предложил, была создана в стиле французского готического возрождения, в котором были использованы все его ранние работы. В это время Годдвин отделал свой дом в японской манере — это был первый дом в Великобритании, оформленный таким обра зом. В 1865 году он переехал в Лондон и с 1867 по 1871 год разрабатывал дизайн замков в Дроморе и Гленбее в Ирландии. Поздние архитектурные работы Годдвина — жилые дома, дома художников в Бедфордском парке (1875), за Лондоном, и Белого дома (1877) в Челси для его друга, художника Джеймса Макнейла Вист лера. С 1865 года Годдвин разрабатывал образцы мебели, тканей и обоев для коммерческого производства и для собственных клиентов. Близость с актрисой Эллен Терри, с которой он жил шесть лет, пробудила в нем интерес к театру, который разделял их сын, знаменитый оформитель сцепы Эдуард Кордон Крейг. Гонтовый стиль (Shingle style), сугубо американский архитектурный стиль, популярный в период с 1879 по 1890 год, в котором все здание целиком покрывалось дранкой. В период, когда в архитек турном проектировании превалировало возрожде- ние исторических стилен, гонтовый стиль отошел от ученого эклектизма, а значит помог установлению того духа функционализма, который полностью развился в начале 20 века. Гонтовый стиль в большой степени вырос из предшествовавших ему стиля королевы Анны и "стик-стайла", (в переводе с англий ского stick "трость, прут") и был стимулирован возрождением интереса к колониальной американской архитектуре 17 века. Здания этого стиля все были частными домами и особняками, поскольку ни одно крупное промышленное или коммерческое здание не могло на практике быть построенным целиком из дерева. Гонтовый стиль, как и "стик-стайл", его предшественник, характеризовался свободно перетекающей, открытой планировкой и частыми взаимопроникновениями между пространством интерьера и экстерьера. Открытые веранды и неровная линия крыши вносят свою лепту в общий эффект колоритности или "деревенскости". Неравно мерное возвышение здания выражает чувство открытости. Крупным теоретиком стиля был Джон К.Стивене (1855-1940), автор монографии "Образцы американской отечественной архитектуры" (1889). Среди примечательных архитекторов, работавших в гонтовом стиле, были Уильям Ральф Эмерсон, Г.Ричардсон и Брюс Прайс. Прайсовская версия гонтового стиля, лучше всего представленная в его домах в Тукседо- Парк, штат Нью-Йорк (1885), оказала влияние на раннее творчество Фрэнка Ллойда Райта. Умер в Лондоне 6 октября 1886 года.

1833
Иван Иванович Зейферт (собственное имя — Иоганн Зейферт; немецкое имя — Johann Seifert)
российский виолончелист и музыкальный педагог чешского происхождения. Родился в Праге. Сын регента пражского Собора Святых Петра и Павла на Вышеграде. Окончил Пражскую консерваторию (1852), ученик Антона Трега. Вслед за этим предпринял гастрольную поездку в Дрезден и Бреслау. С 1853 г. жил и работал в Санкт-Петербурге. До 1889 г. виолончелист в оркестре Санкт-Петербургских императорских театров, одновременно с 1855 г. играл в одном из ведущих российских квартетных составов. Преподавал в Санкт-Петербургской консерватории со дня её основания (1862), первоначально как ассистент Карла Давыдова. С 1890 г. профессор, в 1911 г. вышел в отставку, после чего вернулся в Чехию. Среди учеников Зейферта, в частности, был Семён Козолупов. Кроме того, Зейферт занимался с непрофессиональными музыкантами: он, в частности, учил музыке великого князя Константина Константиновича, руководил любительской игрой на виолончели С.П.Боткина. Зейферту принадлежат виолончельные транскрипции произведений Роберта Шумана, Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, собственные пьесы виолончельного репертуара. Умер после 1914 года. Литература: Соловьёв Н.Ф. Зейферт, Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Михаил Знаменский (468x700, 61Kb)
1833
Михаил Степанович Знаменский
художник, мемуарист, краевед. Родился в Кургане, в семье известного сибирского просветителя, друга ссыльных декабристов протоиерея С.Я.Знаменского.. Затем семья переехала в Тобольск. Спустя четыре года – в Ялуторовск. Отец, будучи священником, являлся горячим приверженцем просвещения, что предопределило его сближение с декабристами. Дружба с некоторыми из них длилась более тридцати лет. В автобиографическом очерке «Детство среди декабристов» Михаил описал, как впервые увидел Якушкина. Запомнил первую встречу с Пущиным и Оболенским, что переселились из Туринска, молчаливым бароном с неизменной трубкой, бывшим командиром полка Тизенгаузеном, Муравьевым-Апостолом за фортепиано, тогда единственным в Ялуторовске, который исполнял: «Как пал туман на Неву-реку, крепость царскую, Петропавловску…» Память юноши зафиксировала момент кратковременного посещения города Кюхельбекером. Учился Михаил сначала в доме Муравьева-Апостола, затем в школе Якушкина, а потом в Тобольской семинарии под присмотром Фонвизина. Здесь у него проявились большие способности к рисованию. В итоге по инициативе «тобольского наставника» был отправлен на двухлетнюю учебу в Санкт-Петербургскую образцовую духовную семинарию. Там большую роль в развитии «провинциального таланта» сыграли уроки академика Солнцева и гравера Уткина. Но более всего Михаила увлекла не академическая художественная школа, а… карикатура. По возвращении в Тобольск преподавал рисование в семинарии, женской школе, военном училище. Его смелых рисунков боялись даже власть имущие! С 1859 года началось сотрудничество Знаменского с известным сатирическим журналом «Искра», распространяющим революционные идеи. Другой страстью Знаменского была любовь к путешествиям. Он побывал в Березове, Обдорске, на канадской границе. В результате родился альбом рисунков «От Обдорска до Ташкента». В 1873 году Знаменского наградили серебряной медалью Московской политехнической выставки, а через несколько лет в Италии был издан альбом о народностях Сибири с его иллюстрациями. Именно Знаменский выполнил иллюстрации к произведениям Рылеева и Ершова. По его наброскам сделаны декорации к спектаклю по поэме «Сузге». Бесценный памятник декабристам – портреты кисти художника. Один – Фонвизина – выполнен на металле и ныне хранится в Московском литературном музее. В Тобольске же имеется работа, тоже посвященная Фонвизину, но изображенному в кабинете. В 1881 году Михаил Степанович завершил работу над альбомом, посвященном 300-летию присоединения Сибири к русскому государству. В конце 80-х годов организовывал раскопки в местах сражения дружины Ермака – коллекция из 600 предметов сейчас находится в Томском университете. Некоторое время занимался резьбой по кости. Этот опыт затем использовали тобольские косторезы. Литературное наследие Знаменского посвящено декабристам и краю, в котором вырос: «Детство среди декабристов», «Исчезнувшие люди», «Поездка в Марьино», «Тобольск в сороковых годах», «Искер», «Чувашский мыс». Умер в Тобольске в бедности 15 марта 1892 года.
Znamensky_Grave (525x700, 340Kb)
Могила находится рядом с захоронениями декабристов на Завальном кладбище.
Символично: он их воспитанник. «В истории тюменской культуры и литературы в ее общерусском значении и сейчас горит его звезда – путеводный маяк всем тем, у кого сердца для чести живы», – так сказал о Знаменском тоже уже ушедший литератор Владимир Рогачев.

Frish (542x700, 245Kb)
1833
Эдуард Васильевич Фриш (немецкое имя — Eduard Wilhelm Frisch)
государственный деятель Российской империи, действительный тайный советник, председатель Государственного совета в 1906—1907 годах. Родился в Риге. Из немецкого рода, с 1763 состоявшего на российской службе, лютеранин. По окончании, с золотой медалью, Императорского училища правоведения в 1853 году проступил на государственную службу. В 1853—1857 годах — на службе в Правительствующем Сенате. Затем был Астраханским губернским прокурором. В 1860 году был назначен обер-секретарём 2-го департамента Сената, в 1862 году — начальником 4-го департамента Сената. В 1866—1870 был товарищем обер-прокурора, а в 1870-1872 обер-прокурором Уголовного кассационного департамента Сената; в это время он был членом комиссий: для составления проекта постановлений, определяющих взыскание за насильственное лишение жизни (1870—1871), об устройстве каторжных работ (с 1871), по составлению общего проекта по преобразованию тюремной части (с 1872), для пересмотра действующих узаконений о противозаконных сообществах (с 1872). В 1872 году назначен исполняющим должность обер-прокурора Общего собрания кассационных департаментов Сената. В 1873 году входил в состав комитета для окончательного обсуждения проекта о преобразовании тюремной части. 14 июля 1874 года назначен сенатором. Товарищ министра юстиции — в 1876—1883 гг. С 1879 — член Совета по тюремным делам. В 1881 году возглавил редакционную комиссию комитета для выработки проекта нового Уголовного уложения, а в 1882 вошёл в состав комитета для составления проекта Гражданского уложения. Член Государственного совета с 1883, возглавлял различные департаменты и рабочие группы этого ведомства. В 1883-93 главноуправляющий кодификационным отделом при Государственном Совете. Статс-секретарь с 1887 года. С 1900 член постоянной палаты Международного третейского суда со стороны России. Участвовал в работе существовавших в 1905—1906 годах Особых совещаний по разработке узаконений о Государственной думе и Государственном совете. По поручению императора Николая II открывал заседание Первой Государственной думы. С 20 мая 1906 года — председатель Государственного Совета. Член-учредитель Юридического общества при Санкт-Петербургском университете (1887) и его почётный член (1902). Умер в Санкт-Петербурге 31 марта 1907 года. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Награды: Орден Святого Владимира III степени (1868); Орден Святого Станислава I степени (1870); Орден Святой Анны I степени (1874); Орден Святого Владимира II степени (1876); Орден Святого Белого Орла (1878); Орден Святого Александра Невского (1880); Орден Святого Владимира I степени (1896); Орден Святого Андрея Первозванного (1903); Орден Святого Князя Даниила Первого I степени и другие; Знак отличия беспорочной службы за 50 лет (1904).
Семья
Был женат (со 2 июня 1862) на Ольге Густавовне (Ольга Луиза), урождённой фон Гаугер (1840—1930). Дети: Владимир Эдуардович (1863—1931); Мария Эдуардовна (Мария София) (1865—1933), замужем за князем (с 1916) Владимиром Анзельмовичем Лыщинским (с 1915 — князь Лыщинский-Троекуров), гофмейстером (1907), статс-секретарем Государственного Совета (1907—1917); Ольга Эдуардовна (Ольга Паулина) (1868 — не ранее 1907), замужем за Карлом Карловичем Миллером; Елизавета Эдуардовна (Елизавета Доротея) (1870 — не ранее 1907); Евгения Эдуардовна (Евгения Доротея) (1873 — не ранее 1907); Екатерина Эдуардовна (1877—1887). Источники: Эдуард Васильевич Фриш // Россия. Государственный совет. / Составители: А.Г., М.Л.Левенсон. — Санкт-Петербург: типография «Россия», 1907. Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страницы 79—81.

EdwardPAlexander (500x700, 262Kb)
1835
Эдвард Портер Александер (Edward Porter Alexander)
американский военный деятель, генерал армии Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской войны в США, автор мемуаров. Эдвард Портер Александер родился на плантации Фэйрфилд в округе Уилкс, штат Джорджия. Его родители, Адам и Сара Александер, были весьма состоятельными людьми, имели десять детей. Эдвард был шурином двух выпускников Вест-Пойнта, также служивших в армии Конфедерации, Александра Лоутона и Джереми Гилмера. В 1857 году Александер окончил Военную академию США в Вест-Пойнте третьим по успеваемости на своём курсе и был назначен в инженерные войска. С 1857 по 1860 год преподавал в Вест-Пойнте инженерное дело. 10 октября 1858 года Александер получил звание второго лейтенанта армии США. Вскоре он женился на Бетти Мейсон из Виргинии.
Гражданская война
После сецессии Джорджии в 1861 году Александер покинул ряды американской армии и перешёл на сторону Конфедерации. Он был назначен капитаном артиллерии и вошёл в штаб генерала Борегара незадолго до первого сражения при Бул-Ране. В 1862 году Александер получил назначение полковником артиллерии в первом корпусе Джеймса Лонгстрита. Он участвовал в сражениях при Фредериксберге, Чанселорсвилле и Геттисберге. В последнем Александер руководил артподготовкой, предварявшей наступление на Персиковый Сад 2 июля и атаку Пикетта 3 июля. В 1864 году Александер получил звание бригадного генерала, до конца войны он командовал артиллерией в корпусе Лонгстрита. В июне 1864 года, во время осады Петерсберга, Александер был ранен. Он вернулся в армию он в 1865 году, когда армия Конфедерации отступала от Ричмонда к Аппоматтоксу. Александер присутствовал на военном совете в лагере генерал Ли вечером 8 апреля, когда принималось решение о капитуляции Северовирджинской армии.
Послевоенная деятельность
Сразу после войны, с 1866 по 1869 годы, Александер преподавал математику в Университете Южной Каролины. В 1870-х и 1880-х годах он был управляющим железной дорогой в Джорджии, вышел в отставку в 1892 году после финансового скандала. В 1897 году президент Гровер Кливленд отправил Александера в Центральную Америку в качестве арбитра в пограничном споре между Коста-Рикой и Никарагуа. После гражданской войны Александер неоднократно публиковал мемуары. Своим личным опытом он делился в трудах Южного исторического общества, а также в цикле «Сражения и лидеры Гражданской войны», печатавшемся журналом Century. В 1907 году Александер опубликовал «Военные мемуары конфедерата». В своих воспоминаниях он старался описывать кампании, в которых участвовал, строго военными терминами, используя научный подход, что многие его боевые соратники посчитали высокомерием. Александер подверг критике решение генерала Ли вторгнуться в Пенсильванию, а также его выбор наступательной тактики, в то же время он снимал с Лонгстрита ответственность за поражение при Геттисберге. Эдвард Портер Александер умер 27 апреля 1910 года в Саванне, штат Джорджия, похоронен на городском кладбище Огасты.
В кино и литературе
Александер — один из важных персонажей романа Майкла Шаара «The Killer Angels» (1874). В фильме «Геттисберг» роль Александера исполнил Джеймс Патрик Стюарт. Он же сыграл Александера в фильме «Боги и генералы». Александер также фигурирует в альтернативно-историческом романе Гарри Тертлдава «How Few Remain» и в книге Энн Ринальди «In My Father’s House». Литература: Alexander, Edward P. Fighting for the Confederacy: The Personal Recollections of General Edward Porter Alexander. Edited by Gary W. Gallagher. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1989. ISBN 0-8078-4722-4; Alexander, Edward P. Military Memoirs of a Confederate: A Critical Narrative. New York: Da Capo Press, 1993. ISBN 0-306-80509-X. First published 1907 by Charles Scribner's Sons; Heidler, David S., and Jeanne T. Heidler. "Edward Porter Alexander." In Encyclopedia of the American Civil War: A Political, Social, and Military History, edited by David S. Heidler and Jeanne T. Heidler. New York: W. W. Norton & Company, 2000. ISBN 0-393-04758-X.

Пушкин_1851 (546x700, 306Kb)
1835
Григорий Александрович Пушкин
русский офицер, затем мировой судья, младший сын великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина.
Родился в Петербурге, крещен 4 июля в церкви Святого Иоанна Предтечи на Каменноостровском проспекте. Восприемники: В.А.Жуковский и Е.И.Загряжская. Окончил Пажеский корпус. Вышел в отставку в чине подполковника (1865); статский советник (1866).В середине 1870-х годов Г.А.Пушкин «определением правительствующего Сената» утверждается в должности почетного мирового судьи по Опочецкому уезду. До окончательного ухода в отставку в 1895 году (в чине статского советника) он исполнял обязанности и присяжного заседателя Петербургского окружного суда. Жил с 1860-х годов в Михайловском Псковской губернии. Полным хозяином имения стал с февраля 1870 года, когда между ним и старшим братом Александром Пушкиным в Ковно был заключён раздельный акт.
В 1870—1880-х годах жил в Петербурге, на Большой Конюшенной улице, в доме 7/14. В 1884 году женился на Варваре Алексеевне Мошковой, урождённой Мельниковой. До 1899 года проживал с женой в Михайловском. Григорий Александрович обустроил кабинет отца, некоторыми деталями напоминающий «кабинет Онегина», где и хранились вещи Пушкина, его книги. По сути дела, это был первый мемориальный уголок, увековечивающий память поэта. Именно этот интерьер и запечатлен на известной картине Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском», созданной в 1875 г. Версия отцовского кабинета Г.А.Пушкина безоговорочно принята музейными работниками… В 1880-е годы подарил библиотеку отца Румянцевскому музею. В 1899 году переселился в имение жены Маркутье под Вильнюсом (столица Литвы) (литовское название — Markučiai).
ПушкинMuseum_in_Vilnius (700x525, 450Kb)
Кабинет Григория Пушкина в Литературном музее А.С.Пушкина
В годы жизни в Маркутье Григорий Пушкин состоял членом Виленской судебной палаты. Вместе с женой он принимал участие в общественной жизни Вильны, устраивая благотворительные вечера, материально поддерживая и опекая бедных учеников гимназии. Григорий Пушкин входил в состав юбилейного комитета по празднованию столетия со дня рождения А.С.Пушкина в Вильно. Досуг он посвящал чтению разнообразной литературы и охоте.
Правда, сын не унаследовал отцовских талантов, но заботливо берёг память о своем великом отце, его верной помощницей в этом благородном деле была его жена, Варвара Мельникова. Умер в имении Маркутье 28 августа 1905 года.
ПушкинМогила (700x525, 597Kb)
Похоронен в парке при усадьбе, рядом с часовней. В усадьбе действует Литературный музей А.С.Пушкина, значительную часть экспозиции которого составили личные вещи Г.А. и В.А.Пушкиных.

1837
Исидор Дмитриевич Сверчков
генерал от инфантерии, участник Среднеазиатских походов, Тавастгусский губернатор. Родился в Турку и был сыном генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Сверчкова. Образование получил в Гельсингфорсском лицее, после чего 7 июня 1853 года был принят вольноопределяющимся в армейскую пехоту. Прошёл курсы при Финляндском кадетском корпусе и 11 августа 1854 года был произведён в прапорщики. В 1854 году Сверчков находился в Свеаборге и составе крепостного гарнизона участвовал в отражении атаки англо-французского флота. Далее Сверчков служил в Туркестанских войсках и неоднократно отличался в разных походах. 24 января 1864 года произведён в поручики, 13 января 1865 года зачислен в гвардию с переименованием в подпоручики, 25 апреля 1866 года вновь был зачислен по армейской пехоте и получил чин штабс-капитана. В 1867 году за отличие в кампании предыдущего года и особенно при штурмах Ура-Тюбе и Джизака, где он командовал стрелковой ротой, Сверчков был произведён в капитаны (со старшинством от 14 октября 1866 года). За кампанию 1867 года против Бухарского ханства он был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» и за кампанию 1868 года он 3 марта следующего года был произведён в майоры. 17 июня 1869 года Сверчков был переведён в Восточную Сибирь, где получил в командование 2-й пеший батальон Забайкальского казачьего войска, с 6 ноября того же года командовал 4-м Восточно-Сибирским линейным батальоном. 13 октября 1872 года произведён в подполковники. В 1874 году Сверчков был переведён в Европейскую Россию и с 24 сентября являлся Венденским уездным воинским начальником, с 16 мая 1879 года занимал должность уездного воинского начальника в Могилёве. 7 июня 1881 года произведён в полковники. 1 ноября 1892 года назначен начальником Виленского военного госпиталя и 18 марта 1894 года был произведён в генерал-майоры. 13 марта 1898 года назначен комендантом Усть-Двинской крепости, 13 января 1901 года получил чин генерал-лейтенанта (со старшинством с 19 декабря 1900 года). 29 марта 1901 года Сверчков был назначен Тавастгусским губернатором. 9 февраля 1904 года Сверчков был произведён в генералы от инфантерии с увольнением от службы по болезни с мундиром и пенсией. Последние годы жизни он провёл в Киеве, где скончался 30 марта 1907 года. Сыновья: Дмитрий (24 апреля 1874 — 3 августа 1934, Канн), участник Русско-японской войны и Первой мировой войны, завершил службу в чине полковника Собственного Его Императорского Величества железнодорожного полка; эмигрировал во Францию, где был председателем отдела Союза инвалидов; Борис (умер 3 декабря 1963, Нью-Йорк), штабс-ротмистр, в эмиграции председатель Центрального объединения кадет Полоцкого кадетского корпуса. Награды: Знак отличия за XL лет беспорочной службы (1898 год); Орден Святой Анны IV степени (1860 год); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1861 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1863 год); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1868 год); Золотая сабля с надписью «За храбрость» (4 октября 1868 года); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1868 года); Орден Святой Анны II степени (1875 год); Орден Святого Владимира III степени (1886 год); Орден Святого Станислава I степени (26 мая 1896 года); Орден Святой Анны I степени (19 апреля 1903 года). Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. — Москва, 2009. — Строаница 461. — ISBN 978-5-9524-4167-5; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007. — Страницы 264, 497. — ISBN 978-5-903473-05-2, ISBN 978-5-903743-05-2; Список генералам по старшинству. Составлен по 14 января 1904 года. — Санкт-Петербург , 1904. — Страница 426; Туркестанский край. Сборник материалов для истории его завоевания. (Том 22). 1866 год. Часть II. Собрал полковник А. Г. Серебренников. — Ташкент, 1915. — Страницы 107, 158; Бородкин М.М. Война 1854-1855 гг. на Финском побережье: Исторический очерк. — Санкт-Петербург , 1904; Svertschkoff, Isidor на сайте «Финского биографического центра» (на финском языке).

Soltanov_Pavel_Alexeevitch (611x700, 194Kb)
1839
Павел Алексеевич Солтанов
российский военный деятель, заведующий эмеритальной кассой военно-сухопутного ведомства, член Военного совета Российской империи, генерал от артиллерии. Солтанов происходил из дворян Московской губернии. Получив образование в 1-м Московском кадетском корпусе, 18 июня 1856 года был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк с прикомандированием к Михайловской артиллерийской академии, которую окончил по 1-му разряду в 1859 году и был прикомандирован к лейб-гвардии Конной артиллерии. Произведённый 11 сентября 1860 года в подпоручики, а 5 мая 1861 года — в поручики, Солтанов в апреле 1863 года был прикомандрован для письменных занятий к Главному артиллерийскому управлению, а 28 сентября 1864 года переведён секретарём в Канцелярию Военного министерства, получив в этой должности чины штабс-капитана (11 сентября 1865 года) и капитана (28 апреля 1867 года). Службу в Канцелярии Военного министерства Солтанов нёс на протяжении трети века, состоя сначала помощником делопроизводителя (с 19 мая 1867 года), затем делопроизводителем (с 27 апреля 1868 года) и с 13 марта 1880 года по 16 января 1899 года — заведующим эмеритальным отделом, неоднократно исправляя должность помощника начальника Канцелярии и получив за это время чины полковника (19 апреля 1870 года), генерал-майора (10 марта 1881 года) и генерал-лейтенанта (11 сентября 1891 года). А.Ф.Редигер, назначенный в 1898 году начальником Канцелярии Военного министерства, писал о работе эмеритального отдела: «Я уже упоминал о том, что первый из них ведал своими многочисленными, но простыми делами вполне самостоятельно, и они редко доходили до начальника Канцелярии, так что этот отдел мне не мог доставлять никаких забот; во главе его уже восемнадцать лет стоял генерал-лейтенант Солтанов, отлично знавший своё дело, прекрасный человек, которого я искренне уважал и на которого привык смотреть как на старшего товарища, так как при моём поступлении в Канцелярию уже застал его в генеральском чине; Солтанов самым корректным образом стал в роль подчинённого, но мне было обидно за него и я всячески старался щадить его самолюбие» С 1882 года высочайше был назначен членом Комиссии по устройству казарм при Военном совете. В связи с просьбой члена Военного совета генерала О.П.Резвого уволить его с 13 января 1899 года от заведывания эмеритальной кассой военно-сухопутного ведомства, Редигер ходатайствовал перед военным министром А.Н.Куропаткиным о назначении Солтанова членом Военного Совета и заведующим кассой, но Куропаткин одобрил только вторую часть предложения, и 16 января 1899 года Солтанов был назначен на вновь учреждённую должность заведующего эмеритальной кассой военно-сухопутного ведомства с правом голоса в Военном Совете при обсуждении дел, касающихся кассы. В 1899 году награждён орденом Святого Александра Невского, в 1896 году ему была объявлена Высочайшая благодарность, а в 1901 году — Высочайшее благоволение ("за успешные и полезные труды при пересмотре положения об эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства), в 1900 году получил знак отличия за XL лет беспорочной службы. 16 сентября 1904 года Солтанов был освобождён от должности заведующего эмеритальной кассой с назначением членом Военного совета (по ходатайству государственного контролёра П.Л.Лобко), и оставался в его составе вплоть до своей смерти (несмотря на введённый предельный срок пребывания в Военном Совете). 19 декабря 1904 года произведён в генералы от артиллерии, в 1906 году был награждён бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского, а в 1911 году — орденом Святого Владимира I степени. Продолжая служебную деятельность вплоть до последних дней жизни, Солтанов скончался в Петрограде 20 декабря 1915 года, 30 декабря 1915 года — исключён из списков умершим. Награды: Орден Святого Владимира IV степени (1867 год); Орден Святой Анны II степени (1871 год); Орден Святого Владимира III степени (1874 год); Орден Святого Станислава I степени (1881 год); Орден Святой Анны I степени (1883 год); Орден Святого Владимира II степени (1886 год); Орден Белого орла (1894 год); Орден Святого Александра Невского (18 декабря 1899 года; бриллиантовые знаки этого ордена пожалованы 19 декабря 1906 года); Орден Святого Владимира I степени (1911 год). Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том 2. Л — Я. — Москва, 2009. — Страница 515. — ISBN 978-5-9524-4167-5; Пономарёв В.П., Шабанов В.М. Кавалеры Императорского ордена Святого Александра Невского. 1725—1917. Том 3. — Москва, 2009. — Страница 905. — ISBN 978-5-89577-145-7; Столетие Военного министерства. 1802—1902. Том III. Отдел IV. Память о членах Военного совета / Составитель Н.М.Затворницкий. — Санкт-Петербург , 1907. — Страницы 736—737; Редигер А.Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра. Том 1. — Москва, 1999. — Страницы 271, 291, 377. — ISBN 5-87533-114-3; Список генералам по старшинству. Составлен по 14 июля 1906 года. — Санкт-Петербург , 1906. — Страница 88. То же. Составлен по 28 апреля 1914 года. — Санкт-Петербург , 1914. — Страница 28.

Wilhelm_Tomaschek_(1841-1901) (558x700, 195Kb)
1841
Вильгельм (Вилем) Томашек (немецкое имя — Wilhelm Tomaschek; чешское имя — Vilém Tomášek)
географ и ориенталист. Родился в городе Оломоуц, ныне Чехия. Профессор в Граце, потом в Вене. Более крупные работы Томашека печатались в «Sitzungsberichte» историко-филологического отделения Венской академии наук. Труды: «Ueber Brumalia u. Rosalia nebst Bemerkungen über den hessischen Volksstamm» (том 60), «Centralasiatische Studien» (тома 87 и 96); «Zur Kunde der Hämushalbinsel» (тома 99 и 113); «Zur historischen Topographie von Persien» (том 102); «Kritik der ältesten Nachrichten über den skythischen Norden» (тома 116 и 117); «Topographische Erläuterungen der Küstenfahrt Nearchs» (Tом 121); «Die alten Thraker» (тома 128, 130, 131); «Zur historischen Topographie von Kleinasien im Mittelater» (том 124); «Sasun und das Quellengebiet d. Tigris. I. Geschichtliches über Sasun» (том 133). Кроме второй части «Centralasiat. Studien», посвященной памирским диалектам (с целью доказать, что у среднеазиатских горцев основные признаки иранских диалектов сохранились в большей чистоте, чем у подвергшихся семитическому влиянию мидян и персов), все эти труды посвящены историко-географическим вопросам. Кроме того, Томашек снабдил предисловием изданный Венским географическим обществом (в 1897 г.) труд «Die topographischen Capitel des indischen Seespiegels Mohit»; в 1898 г. поместил в юбилейном сборнике (Festschrift) в честь Киперта статью: «Historisch-topographisches vom obern Euphrat und aus Ost-Kappadokien». Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук c 3 декабря 1883 по отделению русского языка и словесности. Умер в Вене 6 сентября 1901 года. Литература: Томашек, Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Профиль Вилема или Вильгельма Томашека на официальном сайте Российской Академии Наук.

Tsereteli_Giorgi (491x700, 57Kb)
1842
Георгий Ефимович Церетели (грузинское имя — გიორგი ექვთიმეს ძე წერეთელი)
известный грузинский писатель, поэт, публицист и романист. Георгий Ефимович Церетели родился в селении Гориса (ныне село Сачхерского муниципалитета. Его отец, Эквтиме, был сотрудником журнала "Цискари". Первоначальное образование Георгий Церетели получил дома, под руководством отца. в 1853 году его определили в кутаисскую гимназию. По окончании гимназии он поступил на факультет естественных наук Санкт-Петербургского университета. Вместе с Ильёй Чавчавадзе, Акакием Церетели, Нико Николадзе и другими грузинами, учившимися тогда в Санкт-Петербурге, он участвовал в общественно-политических выступлениях передового студенчества, сачитывался произведениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова. За участие в антиправительственной демонстрации студентов в 1861 году он был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В 1863 году Георгий Церетели возвратился на родину и занялся педагогической деятельностью. В 1866 году он основал ежедневную газету "Дроэба", в 1868 году - "Сельсую газету", в 1871 году начал издавать журнал "Сборник". в 1873 году Георгий Церетели поехал за границу и слушал лекции в Швейцарии и Германии по естественным и социологическим наукам. в 1877 году, возвратившись в Грузию, он активно начал сотрудничать в ряде газет и журналов. В 1893 году по инициативе Георгия Церетели основывается еженедельная газета "Квали" ("Борозда"), которая затем была передана им первой в Грузии маркситской организации "Месаме даси". Георгий Церетели писал стихи, рассказы, повести, романы, драматические произведения, статьи и корреспонденции по археологическим, естественнонаучным и сельскохозяйственним вопросам. Наиболее значителье его повести: "Книга путешественника", "Серый волка", "Тётушка Асмат"; широко известны его романы "Первый шаг" и "Гулкан". Георгий Церетели умер в Тбилиси 24 января 1900 года.
00Церетели (553x700, 215Kb)
Похоронен в Дидубийском пантеоне в Тбилиси.
Г.Церетели в грузинской литературе выступил защитником критического реализма. Этот творческий метод он положил в основу своей художественной практики. В художественных произведениях Г.Церетели даны широкие картины современной ему социальной жизни. Он со всей полнотой предусмотрел пути исторического развития общественной жизни Грузии в XIX в. и с ними увязал своё творчество. Его произведения откликаются на актуальные вопросы своего времени. Крепостнический быт и его разложение, развитие капиталистических взаимоотношений, классовая дифференциация и борьба крестьянства против дворянства, усиление буржуазии, новое поколение интеллигенции и её деятельность—вот явления, отображённые Г.Церетели в его романах, повестях и рассказах. Г.Церетели в основу своих художественных произведений кладёт реальные жизненные факты. «Книга путешественника», «Гулкани», «Первый шаг», «Цветок нашей жизни», «Серый волк», «Тётя Асмати», «Едишер Калбакиани» и другие произведения построены на конкретных фактах, и большинство выведенных в них персонажей имеют своих прототипов в жизни. Во всех этих произведениях чувствуется зоркий, наблюдательный глаз выдающегося писателя, глубоко проникающего в сущность жизни, выявляющего новые типы и характеры. В романе «Гулкани» показана межа двух эпох, двух общественных формаций—феодально-крепостнической и буржуазной. Писатель видит наряду с уходящей общественной системой новую силу, которая постепенно усиливается и занимает высоты в социально-экономической жизни Грузии. Автор на основе этого становится на сторону буржуазных взаимоотношений и постоянно в соответствующих местах старается показать негодность феодального строя. «Первый шаг»—один из лучших социальных романов в грузинской литературе. Главные действующие лица романа Бахва Пулава и Еремия Царба изображены сильно и правдиво, хорошо изображена социальная жизнь и жизненные контрасты. Этот роман интересен не только показом новых социальных сил, новых экономических взаимоотношений, но и как прекрасное художественное произведение, в котором действующие лица даны с особенной психологической напряжённостью и драматизмом. Широкий социальный фон и целая галерея типов—результат глубокого знания жизни автором; развитие сюжета в романе идёт с большой динамичностью; характер поступков действующих лиц мотивирован. В романе «Первый шаг» изображён процесс социальной дифференциации, который со второй половины XIX в. в Грузии принимает широкий размах. В произведении показано развитие капитализма, выступление на общественном поприще торговой буржуазии (Бахва Пулава), её усиление и конфликт представителей нового класса со старой жизнью (Еремия Царба). Особое место в творчестве Г.Церетели занимают колоритные рассказы «Тётя Асмати» и «Серый волк». В этих произведениях изображён быт деградирующего имеретинского дворянства, для которого наступление капитала создавало ещё большие внутри-сословные противоречия. Обедневшее мелкопоместное дворянство из-за личного экономического благополучия разрушает веками выработанные традиции родственных отношений. Вдова и бездетная Асмати из-за личных интересов предаёт своего брата Росапа. Асмати взяла на воспитание осиротевшую племянницу Нателу, но опекуном этой девочки считался брат Росап, в его же руках было имение сироты. Тётя Асмати воспитывала Нателу с таким намерением, чтобы по выходе её замуж имение перешло бы в собственность её, Асмати. Эта проворная старуха ясно чувствовала, каким препятствием был для неё брат. Поэтому сестра возбуждает дело против брата и возводит на него всевозможную клевету, обвиняет его в воровстве казённых денег. Асмати прибегает к страшной мести и, при помощи обанкротившегося подкупленного дворянина Отара, убивает крестьян, которые работали в имении, принадлежащем Нателе, и сжигает дом Росапа. Тётя Асмати безжалостный человек, её поступками руководит только личная выгода; чтобы достичь своей цели, она никого не жалеет. Своей сестре не уступает и Росап: он также забывает родственное чувство; не лишён и он коварства, и умело может одурачивать Асмати. В рассказе «Серый волк» тоже дана картина борьбы и противоречий внутри дворянства. Автандил Квиматадзе своей тупой саблей в горах Сациоке, на деревьях, отмеченных другими, сделал и свои метки, чтобы таким путём присвоить эти деревья. За такие деяния народ прозвал его «серым волком». Автандил Квиматадзе вместе с Самсоном Джибиашвили сделался притеснителем народа. Рассказ показывает, как напряжены и осложнены экономические противоречия в обедневшем дворянстве; вероломство—характерная черта этих дворян. В своих произведениях Г.Церетели показывает, как определяются действия людей взаимоотношениями с окружающей средой. Читатель имеет возможность проследить, как вместе с ходом развития сюжета постепенно, мотивированно идёт развитие характеров. Задача писателя-реалиста и заключается в том, чтобы показать эволюцию характеров под влиянием среды, показать действия человека в зависимости от впечатлений, полученных извне. Известно, что писатели-реалисты, показывая действия и поступки своих персонажей как реакцию на полученные извне впечатления, стремились определить и показать причину и закономерность, направляющую действия их героев. Это обстоятельство приводило их к значительным достижениям. Обстановка, в которой протекает интрига, представляет не только простой фон, который можно было бы изменить или исключить без ущерба произведению, но является существенным неотъемлемым элементом. В таких произведениях изображение природы, быта, социальной обстановки делается необходимым моментом, так как воздействие каждого из них определяет систему действия персонажей. Необыкновенная наблюдательность, знание жизненных явлений, точность деталей являются характерными для Г.Церетели. Творчество Г.Церетели воссоздаёт в замечательно художественной форме историю жизни Грузии XIX в. Оно занимает почётное место в развитии новой грузинской литературы. Сочинения в русском переводе: Сочинения. (Вступительная статья Г.Натрошвили), тома 1—2, Тбилиси, 1950—1951; Церетели Георгий Избранное. Тбилиси, 1957; Первый шаг. (Романы и повести. Послесловие Г.Натрошвили), Тбилиси, 1965. Литература: ვაშაყმაძე შ., ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია, ტომი 11, გვერდი 305-306, თბილისი, 1987 წელი; ზ.ბაბუნაშვილი, თ.ნოზაძე, «მამულიშვილთა სავანე», გვერდი 402, თბილისი, 1994; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б. История грузинской литературы. Тбилиси, 1958; Гамезардашвили Д.М., Становление критического реализма в грузинской литературе, Тбилиси, 1959; Ратиани П.К., Грузинские шестидесятники в русском освободительном движении, Тбилиси, 1968.

1843
Григорий Львович Кантакузен
русский дипломат, гофмейстер из рода Кантакузенов. Родился в семье князя Льва Георгиевича Кантакузена (1818—1874) и Елены Басота. С 1865 года состоял в ведомстве МИД Российской империи: С 1866 года — исполняющий должность 3-го секретаря канцелярии МИД, С 1868 года — исполняющий должность младшего секретаря посольства в Австро-Венгрии, С 1872 года — младший (2-й) секретарь посольства во Франции, С 1878 года — 1-й секретарь посольства в Австро-Венгрии, С 1885 года — советник посольства в Великобритании, С 1886 года — советник посольства в Австро-Венгрии. Посланник в Северо-Американских Соединённых Штатах был в период с 1892 по 1895 годы, затем — в Вюртемберге (с 1895 года) и в Бадене (1895—1897 годы). Работая в США в период с 28 июля (9 августа по новому стилю) 1892 года по 31 октября (12 ноября по новому стилю), Григорий Львович среди многих дел способствовал организации русской экспозиции на Всемирной выставке в Чикаго и связанного с ней визита русской военной эскадры; подписал протокол к конвенции о выдаче преступников и временное соглашение об охране котиковых промыслов в Беринговом море. Умер в Штутгарте 2 декабря 1902 года.
Могила_-_Кантакузин_Григорий_Львович (700x434, 343Kb)
МОГИЛА_КАНТАКУЗИНЫХ (700x500, 417Kb)
Похоронен в семейной усыпальнице села Комаргород Винницкой области Украина.
Жена (с 4 февраля 1876; Ницца) — графиня Марии Петровна Шувалова (7 августа 1852; Париж—21 декабря 1876), дочь действительного статского советника, камергера графа П.П.Шувалова. Умерла от родильной горячки в Париже. Похоронена в семейной усыпальнице в Винницкой области. Дочь Мария Григорьевна (15 декабря 1876—1943), была замужем за П.Н.Балашовым.

Johann_Georg_Obrist (592x700, 254Kb)
1843
Иоганн Георг Обрист (немецкое имя — Johann Georg Obrist)
австрийский литературовед, переводчик и поэт. Иоганн Георг Обрист родился в Енбахе, в семье зажиточного мельника — брата австрийского писателя Ганса Обриста (1798—1882). Учился в начальной школе в Енбахе, а затем — в инсбрукской гимназии, где учитель Адольф Пихлер заметил способности Иоганна Георга к литературе и способствовал их развитию. Получив среднее образование, Обрист штудировал германистику и классическую филологию в Инсбрукском университете. Был членом (как впоследствии и его сын Вальтер) студенческого демократического корпуса «Ретия». Проучившись шесть семестров, Обрист в июне 1866 года добровольно пошёл служить стрелком в Академическом легион, принимавший участие в битве за Венецию в австро-прусско-итальянской войне. Университетский курс Обрист так и не закончил. Вернувшись с войны, он основал еженедельник «Сельская липа» / Dorflinde (выходил недолго), в котором опубликовал многочисленные стихи и рассказы. В 1868-м Обрист приехал в Черновцы, где пять лет работал суплентом (младшим преподавателем) в греко-католическом реальном училище. Там же познакомился с Карлом Эмилем Францозом, который тогда изучал юриспруденцию в Вене, но регулярно навещал Черновцы. Вместе с Гансом фон Финтлером они лелеяли литературные планы, в частности дальнейшее издание альманаха «Книжные страницы. Ежегодник стараний в области немецкоязычной литературы на Буковине» (немецкое название — Buchenblätter. Jahrbuch fur deutsche Literaturbestrebungen in der Bukowina). Его в 1864-м основал Вильгельм Капиллери, с 1870-го издавал Францоз, а с 1871-го — Обрист, который печатал в этом издании также произведения на буковинские мотивы («У Прута» / Am Pruth). Свой первый поэтический сборник «Георгины» (нем. Georginen) он посвятил учителю — Пихлеру. В этой книге были также перепевы с восточнославянских поэтов — в том числе Пушкина и Воробкевича. Обрист успел выпустить три номера «Книжных страниц». В 1873-м его перевели преподавать в гимназию, что в Траутенау (ныне Трутнов, Чехия). В 1875 году он переселился в Инсбрук и работал в тамошней университетской библиотеке вплоть до выхода на пенсию в 1897-м. Он также редактировал журналы «Богемия» (немецкое название — Bohemia), «Вестник Тироля и Форарльберга» (нем. Bote für Tirol und Vorarlberg), «Инсбрукские новости» (нем. Innsbrucker Nachrichten), сотрудничал с изданиями «Летучие листки» (немецкое название — Fliegende Blätter), «Альбом литературного союза в Нюрнберге» (немецкое название — Album des literarischen Vereins Nurnberg), «Сад франкфуртских поэтов» (немецкое название — Frankfurter Dichtergarten) и другими. Обрист известен как полиглот, владевший восемью языками. Переводил с русского (Пушкин, Тургенев), польского (Залесский), шведского (Тегнер), итальянского (Леопарди, Кардуччи, Адольфо Росси) и украинского (Воробкевич, Шевченко). Последние годы писателя были омрачены несогласием с местным духовенством, которое видело в нём опасного диссидента, кто своей деятельностью подрывает основы католической веры. Эти конфликты стоили ему здоровья и привели к ранней смерти. Умер в Инсбруке18 апреля 1901 года. Обриста похоронили на Госпитальном кладбище в Инсбруке. Творчество этого писателя находится в городских архивах Инсбрука и дожидается своих исследователей. Библиография: Отдельные книги: Hippolyt Guarinoni. Ein kleiner Beitrag zur tirolischen Culturgeschichte. Innsbruck: Wagner 1867, 35 S; Georginen. Poetische Proben, ersonnen und gesungen am Inn und Pruth. [Adolf Pichler gewidmet]. Czernowitz: Buchowiecki 1870, 55 S; Taras Grigorievicz Szewczenko, ein kleiner russischer Dichter, dessen Lebensskizze sammt Anhang, best. aus Proben seiner Poesien. In freier Nachdichtung von J. Georg Obrist. Czernowitz: Eigenverlag 1870, 63 S; Der Lyriker Hermann v. Gilm. Eine literarhistorische Skizze. Trautenau 1874, 52 S; Die Enthüllungsfeier des Schöpf-Denkmals in Telfs, 1875; Jutta von Straßberg. Eine Erzählung aus der heimatlichen Vorzeit. Bozen: Ferrari 1875, 44 S. (Info); Dr. Balthasar Conradinus. Eine culturhistorische Skizze. Innsbruck: Wagner 1876, 31 S; R. Lechleitner. Ein Tiroler Autodidakt, 1878; Für Igls! Neue Verse. [Der Ertrag wird vom Verleger dem Hilfscomité zugeführt]. Czernowitz: Czopp 1883, 19 S; Schloß Martinsbühel (Führer), 1888; Südtirol. Bilder aus der Erinnerung. [Gemeinsam mit] Johann Georg Obrist. Innsbruck: Jenny 1926, 40 S. В составе других изданий: Der deutsche Dichtergarten und die Dorflinde [Besprechung]. In: Bote für Tirol und Vorarlberg. 1866, S. 93; Nach «San Martino»!; St. Peter als Fiedelmann; Heimweh. In: Herbstblumen. Beiträge tirolischer Schriftsteller zum Besten der durch Feuerbrünste geschädigten Bewohner von San Martino und Terres. Innsbruck: Wagner 1870, S. Vf, 135—138, 164f; Hermann v. Gilm. Eine literarische Skizze. In: Bote für Tirol und Vorarlberg. 1874, S. 1871ff; B. Hunold: Wache Träume [Besprechung]. In: Bote für Tirol und Vorarlberg. 1875, S. 1164; R. Hanke: Walther von der Vogelweide [Besprechung]. In: Bote für Tirol und Vorarlberg. 1875, S. 1154; Auf dem Berg Isel [Gedicht]. In: Bote für Tirol und Vorarlberg. 1880, S. 1627; Der Andrä hat sich aufgemacht!. In: Andreas Hofer im Liede. Hg. Ludwig August Frankl. Innsbruck: Wagner 1884, S. 78f; [Gedichte]. In: Josef Speckbacher, der Mann von Rinn. Hg. Hans Schletterer. Altenburg: Bonde 1885, S. 8-11 (Info); Innwanderung [Gedicht]. In: Innsbrucker Nachrichten. Jg./Nr. 171, 1888 (Beilage); Naturbetrachtung [Gedicht]. In: Innsbrucker Nachrichten. Jg./Nr. 180, 1888 (Beilage); Christkind kommt [Gedicht]. In: Innsbrucker Nachrichten. Jg./Nr. 295, 1888 (Beilage); Festgedicht zur Feier des 40jährigen Regierungsjubiläums S.M. des Kaisers Franz Josef. In: Pusterthaler Bote. Jg./Nr. 48, 1888; Sultan Murad V.; Die Burgzofe von Starkenberg; Gefangen!; Minneglück [Gedichte]. In: Tiroler Dichterbuch. Hg. Ambros Mayr. (mit Kurzbiographie). Innsbruck: Wagner 1888, S. 182—184; Esto vir!; Am grünen Angerrasen [Gedichte]. In: II. Tiroler und Vorarlberger Nationalfest am 29. November 1890. Festblatt. Literarische Beiträge zum Besten der Überschwemmten. Wien 1890, S. 12; Zum Andenken Speckbachers [Gedicht]. In: Tiroler Stimmen. Jg./Nr. 197, 1891; Zum 100 Geburtstag eines Tiroler Dichters [Johann Senn]. In: Innsbrucker Nachrichten. Jg./Nr. 73, 1892; Ignaz Vinzenz v. Zingerle [Gedicht]. In: Bote für Tirol und Vorarlberg. 1892, S. 1811; An das Sonett [Gedicht]. In: Festschrift zur V. Hauptversammlung des Deutsch-österr. Lehrerbundes in Innsbruck. Innsbruck: Eigenverlag 1894, S. 24; Heimweh [Gedicht]. In: Tirol’s Kunst- & Geistesleben (Beiblatt zum Tiroler Wastl). Jg./Nr. 14, 28 апреля 1901, S. 3f.; [Gedichte]. In: Tirol’s Kunst- & Geistesleben (Beiblatt zum Tiroler Wastl). Jg./Nr. 15, 12.05.1901, S. 4; Fingerzeig. In: Der Scherer. Jg./Nr. 48, [30.11].1902, S. 6; Einiges aus der «guten alten Zeit» in Tirol. Kulturgeschichtliche Mitteilungen. In: Innsbrucker Nachrichten. Jg./Nr. 113, 1908, S. 17; Fred. Zur Erinnerung an den Naturfreund, Jäger und Maler Alfred Popp. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 35, 30 августа 1925; Maiabend [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 22, 1928, S. 1; Aschermittwoch [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 9, 1928, S. 1; Wanderliebe [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 36, 1929, S. 1; Herbst [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 37, 1930, S. 4; Versäume nichts! [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 4, 1930, S. 7; Memento mori! [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 41, 1930, S. 5; Jutta von Straßberg. Erzählung aus der heimatlichen Vorzeit. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 44, 1930, S. 1-3 (Info); «Pauluslied». In: Tiroler Heimatblätter. Jg./Nr. 1, 1931, S. 13-14; Der Märchenquell [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 12, 1931, S. 4; Wie heiß ich Dich liebe [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 14, 1931, S. 6; Wilhelm Biener [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 16, 1931, S. 3; Sankt Notburga [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 17, 1931, S. 3; Klärung [Gedicht]. In: Tiroler Sonntagsblatt. Jg./Nr. 5, 1931, S. 5; Die steinerne Rose [Gedicht]. In: Innsbrucker Nachrichten. Jg./Nr. 77, 1931, S. 3; Andreas Hofers letzter Gang [Gedicht]. In: Zillertaler Heimatstimme. Jg./Nr. 7, 1952, S. 1; Gefangen [Gedicht]. In: Innsbruck aktuell. Jg./Nr. 25, 1989, S. 6 (Info). Источник: Библиография Иоганна Георга Обриста // Немецкая национальная библиотека. Литература: G. Weiß: Obrist Johann Georg. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ÖBL). Band 7. Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1978, ISBN 3-7001-0187-2, S. 200.

Peter_von_Bilderling (483x700, 237Kb)
1844
Пётр Александрович Бильдерлинг
русский артиллерист, промышленник и сельский хозяин. Родился в Санкт-Петербурге. Стал известен как партнёр братьев Нобель и арендатор при модернизации Ижевского оружейного завода, впоследствии — как один из основателей и председатель правления общества «Бранобель». Родился в баронском роду Бильдерлинг, небогатых обрусевших балтийских немцев — выходцев из Курляндии. Православный. Отец, Александр Григорьевич Бильдерлинг, был военным инженером, участником Крымской войны, дослужившимся до генерал-лейтенанта инженерной службы. Дед был лютеранским пастором в Митаве. Мать, Мария Фроловна, происходила из рода Доливо-Добровольских (1820—16.05.1887) — дочь действительного статского (позже — действительного тайного) советника Фрола Осиповича Доливо-Добровольского (1776—1852) и его второй супруги Марии Фёдоровны, урождённой Желтухиной (1795—1874). Воспитанник Пажеского корпуса. Затем окончил Михайловское артиллерийское училище по первому разряду. Участвовал в войне на Кавказе. Дальнейшая его деятельность была связана с перевооружением армии и массовым производством стрелкового оружия. Был арендатором Ижевского оружейного завода, который был существенно (однако, не без больших трудностей) модернизирован. Участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 гг, был тяжело ранен. Впоследствии, выйдя в отставку, активно участвовал в нефтяном бизнесе братьев Нобель (общество «Бранобель»), был в числе первых акционеров. В собственном имении «Заполье» под Лугой, приобретённом в 1883 году, он завёл образцовое хозяйство и устроил сельскохозяйственную опытную и метеорологическую станцию (1889). В нём культивировалось коневодство (орденская порода), полеводство, луговодство, лесоводство, садоводство (свыше тысячи яблоневых деревьев), молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, рыбная ловля. В 1893 году был построен винокуренный завод, в 1895 — водяная мельница и лесопильня с турбиной. Опытная сельскохозяйственная станция размещалась в соседнем сельце Бусаны. В 1895 году Бильдерлинг передал её в пользование, а затем в заведование Министерству земледелия и государственных имуществ. Здесь в 1905 году работал агрономом будущий писатель М.М.Пришвин. Умер в 1900 году. Награды: Орден Святого Владимира III степени с мечами, IV степени; Орден Святой Анны II степени, III степени; Орден Святого Станислава II степени, III степени. П.А.Бильдерлингу принадлежит авторство многочисленных сочинений по артиллерии: «Русская скорострельная винтовка», «Тактика новейшего скорострельного оружия», «Приготовление стальных стволов в Америке» и др., напечатанных в «Военном сборнике», «Артиллерийском журнале» и «Оружейном сборнике». Труды по сельскому хозяйству: «Удобрение в теории и на практике» (Санкт-Петербург, 1891), «Обзор современного состояния земледелия и сельскохозяйственного образования во Франции» (Санкт-Петербург, 1889), «Торф, как удобрение» (Санкт-Петербург, 1895), «Беседы по земледелию» (Санкт-Петербург, 1895) и «Силы природы в сельском хозяйстве: 4 очерка» (Санкт-Петербург: коммерческая скоропечатня Е.Тиле, 1898).
Семья
Был женат дважды: на дочери А.А.Баранцова, Наталии Александровне (1850—1873); с 1880 г. на дочери действительного тайного советника В.И.Вестмана, Софье Владимировне (1853—1914). Дети: По данным Amburger-Archiv, Владимир, Пётр и Александр; по другим источникам: Георгий и Пётр; Дочь — баронесса Наталия Петровна Бильдерлинг (Государственный Архив Краснодарского края. Фонд 801, опись 1, дело 46, листы 46об.-47. Метрическая книга Собора Александра Невского за 1919 г., восприемница). Источники: Бильдерлинг Петр Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Бильдерлинг, Петр Александрович // Б (Blanc) порох — Бомба. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911. — Страница 550. — (Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие] ; 1911—1915, том 4); Бильдерлинг, Пётр Александрович; Бильдерлинг Петр Александрович — нефтепромышленник; РГВИА. — Фонд 400. — Опись 9. — Дело 18312 (Личное дело); Amburger-Archiv — данные о немцах диаспоры; Бильдеринги. Энциклопедия Царского Села.

Troynitsky (505x700, 223Kb)
1844
Григорий Александрович Тройницкий
член совета министра государственных имуществ, сенатор. Православный. Из потомственных дворян. Сын члена Государственного совета Александра Григорьевича Тройницкого (1807—1871) и Веры Ильиничны Булацель (1817—1893). Братья Николай и Владимир также были государственными деятелями. В 1864 году окончил Александровский лицей с чином IX класса и поступил на службу в Государственную канцелярию, по отделению дел об устройстве сельского состояния. В 1866 году перешел в Министерство государственных имуществ, где в течение 18 лет последовательно занимал должности: столоначальника, начальника отделения, помощника управляющего временным отделом по поземельному устройству государственных крестьян и вице-директора департамента общих дел. Был представителем министерства в комиссиях: о крестьянских переселениях, о приведении в ясность прав и обязанностей чиншевиков, об определении размера рассуд, могущих быть выданными крестьянским Поземельным банком и об управлении калмыками Астраханской губернии. Чины: действительный статский советник (1882), тайный советник (1893), действительный тайный советник (1912). В 1884—1890 годах был управляющим делами Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии. Представлял ведомство в комиссии по разработке положения о преимуществах гражданской службы в отдаленных краях Империи, был членом-делопроизводителем комитета по сооружению памятника императрице Марии Феодоровне. Был членом нескольких благотворительных обществ. В 1890 году вышел в отставку, но через два месяца вернулся на службу в Министерство государственных имуществ, где с 1891 года состоял членом совета министра. В разные годы был членом комиссии по составлению проектов положений о поземельном устройстве крестьян четырёх сибирских губерний и государственных крестьян Закавказского края и председателем комитета по делам о ссудах на сельскохозяйственные улучшения. В 1898—1902 годах ежегодно летом и осенью исполнял обязанности товарища министра земледелия и государственных имуществ. В 1904 году был назначен сенатором, присутствующим во 2-м департаменте Сената. В действительные тайные советники произведен 1 января 1912 года. Скончался 21 ноября 1914 года. Был холост и бездетен. Награды: Высочайшее благоволение (1885); Высочайшее благоволение (1886); Орден Святого Станислава I степени (1887); Орден Святой Анны I степени (1889); Орден Святого Владимира II степени (1896); Орден Белого Орла (1900); Высочайшая благодарность (1901); Орден Святого Александра Невского (1908); Бриллиантовые украшения к ордену Святого Александра Невского (1914). медаль «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском»; медаль «В память царствования императора Александра III»; медаль «В память коронации Императора Николая II»; медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); черногорский орден Князя Даниила Первого I степени (1889). Источники: Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. Том 5. Выпуск 1. — Киев, 1996. — Страницы 84; Правительствующий Сенат. — Санкт-Петербург, 1912. — Страницы 117; Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1 сентября 1914 года. — Пг., 1914. — Страницы 90; Мурзанов Н.А. Словарь русских сенаторов, 1711—1917 гг. — Санкт-Петербург, 2011. — Страницы 435.

Eduard_Grützner_1883 (559x700, 434Kb)
1846
Эдуард фон Грютцнер (немецкое имя — Eduard Theodor Ritter von Grützner)
германский художник. Более всего известен жанровыми картинами, изображающими жизнь монахов. Родился в селе Грос-Карловице в Силезии (ныне — село Вельке-Карловице в Опольском воеводстве Польши), в многодетной крестьянской семье. Пастор местной церкви Фишер, часто посещавший их семью, заметил склонность ребёнка к рисованию. Впоследствии, работая в соседском графском имении, он рисовал при любой возможности, и управляющий имением часто выдавал мальчику бумагу, на которой тот, помимо многочисленных изображений животных, рисовал портреты местных крестьян. Благодаря пастору Грютцнер посещал гимназию в Нейсе. В 1864 году с помощью архитектора Гиршберга начал учиться живописи в частной художественной школе Германа Дика в Мюнхене. Проучившись там некоторое время, он перешёл в класс античного искусства Мюнхенской академии искусств, где Иоганн Георг Гилтенспергер и Александер Штрёгубер знакомили студентов со стандартами красоты древности. В 1865 году Грютцнер вступил в класс живописи Германа Аншютца по рекомендации Карла Теодора фон Пилоти, поскольку класс последнего был переполнен и он смог принять к себе Грютцнера только в 1867 году.
Eduard_Grützner01 (700x473, 221Kb)
Эдуард Грюцнер перед своей картиной " Дон Кихот"
Три года спустя он закончил академию. В 1870 году он открыл собственную студию в дачном домике на Швантхалерштрассе, 18 в Мюнхене, начав в скором времени получать большое количество заказов. В 1880 году Эдуард Грютцнер был награждён рыцарским крестом первого класса Ордена Заслуг святого Михаила. В 1886 году принц-регент Баварии Леопольд Баварский удостоил художника звания профессора. Последние годы его жизни не были счастливыми: после того как в 1899 году жена ушла от него к оперному певцу, Грютцнер уединился. Он искал утешение в китайской философии, начал собирать произведения восточноазиатского искусства и изучать японский язык. На некоторых его поздних произведениях отображались восточные мотивы (образ Будды или китайская ваза в композиции). Умер в Мюнхене 2 апреля 1925 года. Эдуард фон Грютцер был страстным коллекционером произведений искусства. Сначала в круг его интересов входили произведения немецкой поздней готики и раннего Ренессанса; в последнее десятилетие своей жизни он обратился к произведениям искусства Дальнего Востока. Литература: Булгаков, Ф.И. Эдуард Грюцнер // Сто шедевров искусства. — Санкт-Петербург : издание редакции «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — Страница 25.

Arthur_Coquard (532x700, 100Kb)
1846
Артюр Кокар (французское имя — Arthur Coquard)
французский композитор, музыкальный критик. Родился в Париже. В 1862—1866 ученик Цез.Франка. Окончил в 1870 юридический факультет, принимал затем участие в франко-прусской войне, после которой возобновил свои занятия музыкой. В 1876 Кокар дебютировал в качестве композитора своим "Chant de l’épée" (баритон с оркевтром) в одном из концертов Колонна, в 1884 поставил свою первую оперу "L’épée du roi" (2 акта), за которой последовали "Le mari d’un jour" (Париж, Opéra comique, 1886, 3 акта), "La Jacquerie" (1-й акт написан Эд.Лало [посмертно]; 1895 в Монте Карло, и разных других городах, 1896 также в комической опере в Париже). Несколько других опер Кокара еще не исполнялись. Последнее произведение Кокара — 3-актнная. комическая опера "La troupe Jolicoeur" (Париж Opéra comique, 1902). Кокар состоял также музыкальным рецензентом "Verité" и "Quinzaine" и написал биографический очерк Цезаря Франка, а также "De la musique en France depuis Rameau" (премировано). В списке его композиций; значатся еще множество крупных хоровых произведений (также церковные), пьесы для 1 голоса с фортепиано, оркестровая сюита, легенда для скрипки, серенада для виолончели и многое другое. Умер в Нуармутье 20 августа 1910 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку