-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109929
Комментариев: 6802
Написано: 118402


23 мая родились...

Четверг, 23 Мая 2024 г. 03:58 + в цитатник
 (547x699, 93Kb)
1790
Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль (французское имя — Jules Sébastien César Dumont d'Urville)
французский путешественник, мореплаватель, океанограф, офицер военного флота, учёный. Одна из наиболее известных его заслуг — то, что он разыскал место гибели другого знаменитого французского мореплавателя Жана-Франсуа Гало де Лаперуза. Был членом Французского географического общества. Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль родился в Конде-сюр-Нуаро, Кальвадос, в семье судебного чиновника. Отец его умер в 1797 году. Воспитанием мальчика занялся его дядя, аббат Круазель. Мать его, под влиянием книг Руссо, старалась, чтобы он жил ближе к природе, закалялся, бегал босиком, был подвижным, ловким и здоровым. Это ему нравилось, и он вырос крепким, хорошо плавал. Ему давались легко любые науки, и были у него явные способности к языкам. Он успешно учился и мечтал овладеть языками, заняться переводами, особенно его привлекали языки Океании. Он закончил гуманитарный факультет Канского лицея. В 1807 году он пытался сдать экзамены в Политехническую школу, но не добрал очков. Возможно, в это время он увлёкся историей морских путешествий, и не уделил достаточно внимания алгебре и геометрии. В Политехническую школу он уже не вернулся, решив стать моряком. Он начинал с матроса, вскоре получил чин гардемарина и назначение на корабль «Амазонка». В 1810 году он получил звание гардемарина I класса, а два года спустя — лейтенанта. Он мечтал о путешествии в Индию. В 1815 году женился на Адели Пепен, дочери часовщика. Всё это время он оставался на суше. Наконец, в 1819 году он получил назначение на судно «Ля Шевретт», в экспедицию по исследованию Средиземного моря. Ему поручены ботаника, энтомология, археология. В 1820 году греческий крестьянин Иоргос нашёл в Милосе античную статую. Дюмон-Дюрвиль осмотрел её, но денег на покупку статуи не имел. Статую купил священник Верги и продал потом французам. Таким образом статуя попала во Францию, в Лувр и стала известна как Венера Милосская. В 1821 году Дюмон-Дюрвиль читает в Академии доклад, вызвавший большой интерес. Он рассказывает о находке Венеры Милосской, об исследовании Санторина, о его геологических особенностях и флоре. В последующие годы он издаст публикации на эти темы. А пока он продолжает заниматься энтомологией и ботаникой под Парижем, на берегах Сены. В августе 1821 года он получает чин капитан-лейтенанта. Вместе со своим другом Дюпереем он обсуждает план кругосветного путешествия. Вскоре оно состоится, с 1822 по 1825 годы, на корвете «Ракушка». Моряки побывали на Тенерифе, в Бразилии, открыли острова Клермон-Тоннера, Дюперея, Дюмон-Дюрвиля, исследовали побережье Австралии Новой Гвинеи, Новой Зеландии, ряд архипелагов и островов Океании, в том числе Таити, затем традиционно возвратились домой через мыс Доброй Надежды. Путешествие было удачным, научные итоги были достаточно весомы.
23 мая 1790 года родился — Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвильpost-13108-130610866219 (700x347, 179Kb)
После первого путешествия Дюмон-Дюрвиль получает чин капитана второго ранга. Второе кругосветное путешествие Дюмон-Дюрвиль начинает в 1826 году на судне «Астролябия» (переименованная «Ракушка»), так называлось одно из судов Лаперуза. До этого поисками пропавшей экспедиции занимались д’Антркасто и англичанин Питер Диллон. Еще 13 лет назад Диллону попались некоторые предметы, явно принадлежавшие участникам экспедиции Лаперуза. В 1826 году он возобновляет поиски, в то же самое, когда на поиски отправляется Дюмон-Дюрвиль. В 1827 году, когда они оба находятся в Океании, Диллон, услышав о цели Дюмон-Дюрвиля, отправляет ему письмо и назначает свидание в Тикопиа. Диллону удается найти еще несколько предметов, принадлежавших французским морякам: кусочек глобуса, детали астрономических приборов, нагели, шипы, обломки цепей, пушку, колокол с маркой мастера Базена, то есть мастерской брестского арсенала, скульптуры с гербом Франции и т. д. Дюмон-Дюрвиль тем временем посещает остров Ваникоро, куда ведут все следы. Точнее, это не остров, а группа мелких островков, окруженных рифом. Островитяне покаывают ему место, где затонули французские корабли. На дне, на глубине нескольких метров моряки видят пушки, ядра, якоря. Все деревянные детали исчезли. Это — предметы с «Астролябии», «Буссоль» найти не удалось. С помощью местных жителей моряки достают отдельные предметы, якорь, пушку, колокол, мушкетон. Они сооружают памятник из коралловых плит, дают оружейный залп. В марте 1828 Дюмон-Дюрвиль отправляется во Францию. В марте 1829 года он уже в Марселе. Тем временем Диллон уже в Париже. Англия решила все его находки передать Франции. Экспедиция проделала 25000 миль. Было определено местоположение по меньшей мере 150 мелких островков в архипелагах Тонга и Фиджи, из которых многие в Европе были неизвестны. Была обследована часть островов из группы Новых Гебрид, и подтверждено существование островов Лоялти. Во Францию были привезены 65 карт, рисунки ландшафтов, портреты островитян, одежда, утварь, оружие, огромный гербарий, коллекции насекомых и минералов. Предстояло обработать огромный материал. Вскоре Дюмон-Дюрвиль издал "Путешествие на «Астролябии» в 14 томах и атлас из 53 карт. В написании его трудов принимали участие и другие участники экспедиции. В январе 1832 года он выступает на заседании Парижского географического общества и говорит об общих проблемах Океании: географии, истории, происхождении местных народов. По его мнению, Океанию следует разделить на 4 части, по антропологическим признакам населяющих ее народов. Полинезия и Микронезия, населенные людьми с более светлой, желтоватой кожей, Меланезия, где проживают темнокожие народы, и Малайзия, западная часть Океании, острова, известные тогда, как Ост-Индские. Всовременной науке пользуются именно этим делением, с поправкой на то, в состав Океании не включена Малайзия. В 1837 году он готовит третью кругосветку, подает министру проект. На этот раз его интересует Антарктида. Поисками Неизвестной Южной земли занимались уже многие, разговоры о ее существовании начались еще раньше. Кроме того, русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев уже открыли Антарктиду в 1820 году. Ему остается только исследовать отдельные берега. В 1838 году суда «Астролябия» и «Зеле»(Усердный) выходят из Тулона. Вернутся они в 1840 году, изрядно потрепанные. Путешествие было тяжелым, суда часто требовали ремонта, они не были приспособлены к плаванию во льдах. 60 человек переболели цингой. Вскоре после путешествия будет издана книга «Путешествие к Южному полюсу». В Антарктиде оставалось еще очень много неисследованных пространств. В декабре 1840 года Дюмон-Дюрвилю присваивают звание контр-адмирала. Географическое общество награждает его золотой медалью. Он начинает готовить в печать материалы о своих исследованиях, но произошел трагический случай. 8 мая 1842 года Дюмон-Дюрвиль ехал на праздник в Версаль на поезде. Поезд потерпел крушение, возник пожар. Погибли десятки людей, в том числе Дюмон-Дюрвиль с женой и сыном. У него были и другие дети, сын, умерший в раннем возрасте, и дочь, умершая от холеры в Тулоне пяти лет от роду. Его хоронят вместе с семьей на кладбище Монпарнас. В родном городе Кане ему устанавливают бронзовую статую. Его именем названы одна из улиц Парижа, один из Каролинских островов, один из островов в Меланезии, гора на земле Луи-Филиппа. Он сам назвал открытую им землю в Антарктиде в честь своей жены Землей Адели, а полярник Дуглас Моусон впоследствии назвал море, омывающее эту землю, морем Дюрвиля. Сейчас здесь ведет работу французская антарктическая станция «Дюмон-Дюрвиль». Сочинения: Voyage au ôle Sud et dans l"Océanie sur les corvettes "l"Astrolabe" et "la Zélée", exécuté par ordre du roi pendant les années 1837-1838-1839-1840, t. 1-2, ., 1841-1854 (соавтор); в русском переводе - Путешествие вокруг света, составленное из путешествий и открытий Магеллана, Тасмана (и прочее), части 1-4, Санкт-Петербург, 1843. Литература: Варшавский Анатолий. Путешествия Дюмон-Дюрвиля. — Москва: Мысль, 1977.

Jean-Jacques Pradier (540x700, 277Kb)
1790
Жан Жак Прадье (иногда также Джеймс Прадье; французское имя — Jean-Jacques Pradier)
французский художник и скульптор швейцарского происхождения. Родился в Женеве, Швейцария. В 1807 году уехал в Париж, учился живописи у Франсуа Жерара, затем скульптуре у Фредерика Лемо. В 1813 году был удостоен Римской премии и последующие пять лет провёл в Риме. По возвращении в Париж Прадье стал заметной фигурой в художественном мире Франции. С 1827 года он был профессором в Школе изящных искусств, регулярно принимал участие в парижских Салонах. В круг его друзей входили поэты-романтики: Мюссе, Гюго, Готье. В салоне, собиравшемся в мастерской Прадье, царила его подруга, актриса Жюльетта Друэ, ставшая в 1833 года многолетней постоянной спутницей Гюго.
Les_Trois_Graces_LP_5 (525x700, 396Kb)
Три грации (1831).
Выставленная в следующем году на Салоне скульптурная группа Прадье «Сатир и вакханка» вызвала скандал, поскольку многие увидели в персонажах сходство с самим скульптором и его бывшей любовницей (Прадье уже изображал Друэ в аллегорическом виде — как статую города Страсбурга в скульптурной группе на площади Согласия); это произведение Прадье было приобретено Анатолием Демидовым для его виллы во Флоренции, также им был заказан памятник его брату Павлу Николаевичу, умершему в 1840 году. Погребальная скульптура представляла собой Распятие Христово, первоначально она была размещена в Санкт-Петербургской усыпальнице Демидовых в Александро-Невской лавре, и уже в 1875 году, сыном Павла Николаевича, Павлом Павловичем Демидовым была перенесена в Выйско-Никольскую церковь города Нижнего Тагила. Умер Прадье в Буживале (Франция) 4 июня 1852 года.
JamesPradierдоска (552x700, 418Kb)
Бюст скульптора Джеймса Прадье,на фасаде Люксембургского в Париже. Скульптор Эжен-Луи Лекен.
Среди других известных работ Прадье были статуи и бюсты королей музея (Людовика XVIII, Луи-Филиппа) и герцогов Орлеанских, множество скульптур на античные темы. Прадье участвовал в создании скульптурного убранства Триумфальной арки и Дома Инвалидов. Его манера тяготела гораздо более к классицизму, чем к набирающему силу романтизму: Гюстав Флобер в 1846 году отзывался о Прадье как о «великом художнике, настоящем греке». Литература: Прадье, Джемс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Parrocel É.-A. Annales de la peinture. — Ch. Albessard et Bérard, 1862. — P. 507-516.

Charles-Barry (542x700, 317Kb)
1795
Чарлз Бэрри (также Барри; Charles Barry)
английский архитектор эпохи викторианской эклектики, известен прежде всего как автор проекта восстановления Вестминстерского дворца (здание Парламента) в Лондоне в середине 19-го века. Он знаменит своим вкладом в развитие итальянской архитектуры в Великобритании, в частности его творчество характеризуется использованием палаццо как основой для проектирования загородных домов, городских усадеб и общественных зданий. Чарльз Бэрри родился на Bridge Street в месте, напротив которого впоследствии будет возведена Часовая башня Вестминстерского дворца. Он был четвертым сыном книготорговца Вальтера Эдварда Бэрри и Френсис Бэрри из Maybank. Чарльз был крещён в церкви Святой Маргариты в Вестминстерском аббатстве. Мать умерла в 1798 году, когда ему было чуть больше трех лет. Получив образование в частных школах в Homerton и Aspley Guise, в возрасте 15 лет он стал учеником у Middleton & Bailey, архитекторов и геодезистов. Ежегодно, с 1812 по 1815 года, он выставлял свои рисунки в Королевской академии художеств. После смерти своего отца в 1805 году Бэрри получил наследство, позволившее ему по окончании учёбы отправиться в Гранд-тур по средиземноморью и ближнему востоку 28 июня 1817. Первым этапом его экспедиции стала Франция, где только в одном музее Лувра он пробыл несколько дней. Путешествуя по Италии он делал зарисовки античных руин в Риме, Неаполе и Помпеях. Следующим этапом поездки стала Греция, маршрут пролегал через горы Парнас, Дельфы, Киклады, и далее через Константинополь, где Бэрри особо отметил красоту архитектуры собора святой Софии, в Троаду, Пергам и в Смирну. И нигде Бэрри не расставался с карандашом, делая наброски и зарисовки с античных скульптур, известных картин и зданий мира. В Афинах Чарльзом были продемонстрированы рисунки, сделанные во время экспедиции, мистеру Д. Бейли, который высоко оценил проделанную работу и сделал Бэрри предложение продолжить путешествие с ним по Египту, Сирии и Палестине с оплатой £200 в год, плюс оплата всех расходов, в обмен на зарисовки из стран, которые они посетят. В Египте их маршрут прошёл вверх по Нилу за Фивы в руины храмов Дандара, Эдфу, Луксор и Карнак, затем обратно в Каир, в Гизу, к пирамидам. Путешествие продолжилось через Ближний Восток, где значимыми остановками стали: Яффа, Мертвое море, Иерусалим, включая Храм Гроба Господня, Вифлеем, Баальбек, Джараш, Бейрут, Дамаск и Пальмира. Дальнейший путь был проложен через Кипр, а затем на остров Родос, в Эфес, Смирну, откуда он отплыл 16 августа 1819 на Мальту. Потом в Сиракузы, и через Сицилию в Италию. В течение следующих месяцев изучал архитектуру Флоренции, Венеции и Вероны. Вернулся домой только в августе 1820г. через Францию. Говоря о работах Бэрри необходимо несколько отклониться от хронологической последовательности и сгруппировать их по стилю отчасти для того, чтобы отметить изменения, происходившие в его творчестве. Являясь ведущей фигурой в развитии Викторианского архитектурного стиля (англо-итальянской моды), Бэрри также был специалистом в стилистических направлениях начиная от итальянского ренессанса и готики, и заканчивая архитектурой Елизаветинского времени. Эти знания позволяли архитектору формировать более разнообразные и живописные архитектурные композиции. Во время своего путешествия он сумел наладить знакомство с Генри Вассал Фоксом, Третьим бароном Голландии, и его женой Элизабет Фокс, Баронессой Голландии. Они жили в Лондоне в доме Holland_House, являвшемся центром партии Вигов. Бэрри будучи сторонником Либеральной партии Великоритании, преемницей партии Вигов, был частым гостем этого дома. По этому он познакомился со многими видными членами организации, что впоследствии позволило ему получить немало заказов на строительство. Благодаря знакомству своей невесты с английским архитектором-палладианцем Джоном Соуном был порекомендован для строительства церкви Комиссионеров. Она была выполнена в неоготическом стиле. А следом за ней две в Ланкашире: церковь святого Матфея, в Кэмпфилд в Манчестере (1821-1822) и церковь Всех Святых, в Уайтфилд (1822-1825). Бэрри разработал три церкви в Ислингтон: Святой троицы, Святого Иоанна и Святого Павла, в аналогичном готическом стиле. Затем в 1824г. возводятся две церкви снова в Ланкашире, но уже не по заказу Комиссионеров: Церковь Святого Спасителя в Ringley и Уэльская Часовня Крестителя, на Верхней Брук-стрит (1837-1839). Следующей примечательной постройкой стал проект готической церкви Святого Петра в Брайтоне (1824-1828), право на разработку которого было выиграно в архитектурном конкурсе. За ней по проекту Бэрри построили гимназию короля Эдуарда в Бирмингеме, церковь Святого Андрея на улице Ватерлоо в Хов, Восточный Сассекс (1827-28); И хотя план здания повторяет черты георгианской архитектуры, в архитектурном убранстве здания использованы черты и приёмы Итальянской архитектуры. Его первой крупной гражданской постройкой стал проект нового Манчестерского королевского института (1824-1835) для просвещения (ныне часть Галереи искусств Манчестера ) в неогреческом стиле. В аналогичной стилистике по его проекту был возведён Байл Хилл Хаус (1825) в Салфорде на северо-западе Англии. Royal Sussex County Hospital был возведён по проекту Бэрри в 1828 г. в строгом классическом стиле. Для Королевского парка в Брайтоне возводятся Вилла Томаса Эттри и Pepper Pot (1830) - водонапорная башня. Творческая позиция архитектора была двойственной. Известный мастер неоготики, он в 1830-1832 годах строит здание Клуба путешественников в Пэлл-Мэлл. Этот проект стал попыткой вернуться к палладианскому стилю с характерными для него колоннами и пилястрами большого ордера. Клуб был свободной вариацией на тему римского палаццо, с помещениями, расположенными вокруг центрального открытого двора. Во внешнем облике клуба чувствуется непосредственное влияние архитектурного образа знаменитого флорентийского палаццо Пандольфини. Затем по проекту Бэрри была возведена гимназия короля Эдуарда в Бирмингеме. (1833-1837). Во время возведения школы, Бэрри впервые работал совместно с Августом Уэлби Пьюджином, помогавшем проектировать интерьеры здания. Его последняя работой в Манчестере стал итальянский Манчестерский Атенеум (1837-1839), который в настоящий момент является частью Галереи искусств Манчестера. За период 1835-1837 им был перестроена Королевская коллегия хирургов Англии в Линкольн Инн Филдс, в Вестминстере. Он сохранил портик от более раннего здания (1806-1813), разработанный Джорджем Дансем Младшим.
Charls_Barry_page_008 (635x700, 364Kb)
Чарльз Бэрри. Рисунок из книги "Жизнь и творчество Чарльза Бэрри".
Клуб путешественников долгое время считался красивейшим зданием подобного рода в Лондоне, пока его не превзошло здание Клуба реформ (1837-1840), проект которого получил первое место на конкурсе в Пэлл-Мэлл в Лондоне. Спроектированное Бэрри с учётом новейшей строительной технологии, в нём ещё более ясно проявилось увлечение автора творчеством итальянских мастеров высокого Ренессанса. Это одно из его лучших общественных зданий, отличающиеся двухсветным центральным залом, с остеклённой кровлей, прообразом которого послужило палаццо Фарнези, его любимое здание в Риме. Строительство и оформление зданий целого ряда клубов принесли архитектору широкую известность. Одним из главных направлений карьеры Чарльза Бэрри была реконструкция старинных загородных домов. Его первым крупным заказом стала перестройка Трентам Холл в Стаффордшире (1834-1840). Дом был перестроен в итальянском стиле с достройкой большой башни (часто включаемой Бэрри в проекты загородных домов). Также был возведён итальянский сад, с клумбами и фонтанами, в значительной степени разрушенный в 1912 году. В это же время он работал над такими объектами как: Баувудский дом в Уилтшире (1834-1838), Лансдонский памятник (1845), Уолтонский дом (1835-1839) в Уолтон-на-Темзе и Кингстон Леси(1835-1838), сэра Роджера Прэтта. Замок Хайклер, в Хэмпшире (1842-1850) с большой башней был перестроен в елизаветинском стиле для Генри Герберта, 3-го графа Карнарвона. Внешний вид дома что дошел до нас был разработан в 1842 году. Рассказывают, что 3-й граф Карнарвон в 1838 году попросил Бэрри превратить дом в большой особняк, который бы поразил мир. В результате когда член парламента Бенджамин Дизраэли увидел Хайклер, он вскричал: "Как театрально! Как театрально!». В Данкомбском парке в Йоркшире, по проекту Бэрри были возведены новые крылья к зданиям(1843-1846), выполненным в стиле английского барокко. Был переоборудован Дунробинский замок в Сазерленде, Шотландия (1844-1848) в шотландском Баронском стиле для Джорджа Сазерленда. Был полностью перестроен Тренэемский зал. Вследствие пожара в начале 20 века до наших дней дошла лишь малая часть интерьеров Бэрри. В Шрабленд парк в (1849-1854) были перестроены башня, входное крыльцо, нижний зал с колоннами коринфского ордера и стеклянными куполами, а также впечатляющие сады, выполненные в стилистике итальянских эпохи возрождения. Семидесятифутовые террасы были соединены большой лестницей с открытой часовней на вершине. По главной композиционной оси террасы устроены сады почти в милю длины. По проекту Бэрри был отремонтирован зал Геутсроп в Елизаветинском доме, расположенный к юго-востоку от городка Педихем, в городке Бернли, Ланкашир, Англия. Первоначально башня, построенная в 14 веке, создавалась с целью защиты от вторжения шотландцев. Зал сегодня представляет собой перестроенный интерьер дома, в убранстве которого используется оригинальный стиль эпохи королевы Елизаветы (1850-1852). Одна из самых крупных работ - реконструкция Кливдена. Так как предыдущее здание сгорело, Бэрри возвёл в 1850-1851 гг. новый центральный корпус, поднявшийся на три этажа в итальянском стиле. Нижний этаж оформляется закрытой аркадой, а два верхних этажа оформлены ионическими пилястрами большого ордера. На сегодняшний день некоторые из интерьеров Бэрри уцелели после реконструкции. По проекту Чарльза Бэрри на Трафальгарской площади (по планировкам Джона Нэша) в 1840-1845 были возведены в северной части терраса с уступами в обе стороны, наклонные стены с восточной и западной стороны, два бассейна и фонтаны. Соласно замыслу Бэрри по углам площади были установлены четыре пьедестала для памятников знаменитым британцам. На двух пьедесталах к югу от «колонны Нельсона» сегодня красуются два генерала, два покорителя Индии – Генри Хавилок и Чарльз Напье. В северо-восточном углу площади стоит конная скульптура английского короля, в чье правление прошла Трафальгарская битва – Георга Четвертого. Северо-западный пьедестал уже более 160 лет пустует. Бэрри получил заказ на проектирование фасада Пентонвильской тюрьмы (1840-1842) , созданной Джошуа Джеббом. Казначейство, сейчас Кабинет министров, на Уайтхолл, построенное Джоном Соаном, (1824-1826) было практически восстановлено Бэрри в 1844-1847 гг. Фасад оформлен 23 оконными проёмами, расположенными во 2-м и 3-м этажах. Первый этаж рустован и выполняет роль пьедестала для коринфских колонн большого ордера в простенках. Крыша венчается балюстрадой. Bridgewater House, Вестминстер, Лондон, (1845-1864) построен для Фрэнсиса Эгертона, 1-го графа Элсмира, в итальянском стиле. Постройка была завершена к 1848 году, однако внутреннюю отделку закончили только к 1864 году. Главный 144 футовый южный фасад состоит из девяти рядов окон. Интерьеры сохранились везде, кроме взорванного северного крыла. Центральный зал представляет собой двухэтажный крытый двор, с аркадами-лоджиями на каждом этаже. Стены облицованы декоративной штукатуркой, имитирующей мрамор. Конструкция потолка прорезана тремя светопрозрачными куполами. Последним крупным заказом Бэрри стала Галифакская ратуша (1859-1862), выполненная в стиле североитальянского Чинквеченто, со шпилем на большой башне. Строительство было завершено после смерти Бэрри его сыном Эдвардом Мидлтоном Бэрри. Наиболее значимым неосуществлённым проектом Бэрри стали: суд Курт (1840-1841). Прямоугольное в плане здание согласно проекту должно было быть более чем триста футов в длину. Фасады оформлялись портиками римско-дорического ордера. Холл должен был приводить в большой центральный зал, окруженный двенадцатью залами судебных заседаний, которые в свою очередь, были окружены вспомогательными помещениями. Этот проект входил в комплексный план реконструкции большей части Уайтхолла, набережной реки Темзы, на обеих сторонах реки, в районах к северу и к югу от Вестминстерского дворца. К сожалению, эта задумка была реализована только частично, в виде набережной Виктории и Альберта. Три новых моста через Темзу, огромный отель, где позже был построен вокзал Чаринг-Кросс, расширение Лондонской национальной галереи и новые здания вокруг Трафальгарской площади по новой насыпи, а также по недавно созданной улице Виктории. Самое крупное из предлагаемых зданий было бы больше Вестминстерского дворца. Планировалось что это будет здание правительственных учреждений. Оно охватывало бы территорию от площади конной гвардии по Даунинг-стрит и здания иностранных дел по делам Содружества и Министерства финансов на Уайтхолле до Парламентской площади. Задумка заключалась в том, чтобы вместить все ведомства, кроме Адмиралтейства в это здание. Проект выполненный в классическом стиле включал в себя уже существующее здание казначейства Бэрри. Главным и самым замечательным сооружением Бэрри стало здание нового парламента – Вестминстерский дворец в Лондоне, выполненный им совместно с архитектором Огастесом Уэлби Пьюджином в 1836 году и заложенный 27 апреля 1840 года. Старинное здание Вестминстерского дворца сгорело во время пожара 16 октября 1834 года. Нужно было строить новый дворец, и в 1835 году был объявлен конкурс, по условиям которого принимались проекты только в стиле елизаветинского времени или псевдоготики. Из девяноста семи проектов, представленных на конкурс, в готическом стиле был исполнен девяносто один. В январе 1836 Бэрри был объявлен победителем. В 1837 году началось сооружение террасы, отодвинувшей береговую линию Темзы, а еще через три года жена Бэрри положила первый камень в основание нового дворца. Проект включал в себя те части здания, которые избежали уничтожения. Это прежде всего Вестминстер-холл, прилегающий двухэтажных монастырь Святого Стефана и склеп часовни Святого Стефана. Композиционная планировка дворца формируется параллельно реке Темзе. Однако уцелевшие здания, построенные под небольшим углом к реке, несколько исказили осевую композицию плана. В процессе строительства первоначальный проект претерпел значительные изменения: согласно ему спроектированный фасад был в длину – лишь 2/3 от длины запланированного. Центральное фойе и башня были добавлены позже, также как и обширный королевский зал в южной части здания. Здание парламента — наиболее значительное творение архитектора Бэрри. И хотя оно вызвало самые противоречивые суждения и оценки, это не помешало ему сразу же стать одной из достопримечательностей города. Обращает на себя внимание верно найденная соразмерность основных объемов столь значительного по своим масштабам сооружения. Если смотреть на него издали, неизменно производит большое впечатление почти классическая строгость и широкий размах его фасадов, и при этом — живописность его очертаний в целом. Могучая, в плане квадратная, башня Виктории и огромная часовая башня, асимметрично расположенные в северной и южной частях дворца, придают ему неповторимое своеобразие. Вместе с небольшой башенкой со шпилем, помещенной над центральным залом, они не только украшают его, но и своей высотой уравновешивают огромную протяженность фасадов. С 1 сентября 1837 началась работа по строительству 920 футовой плотины вдоль реки. Строительство набережной началось в первый день Нового Года 1839. На первом этапе строительства было необходимо создать огромную бетонную плиту для фундамента. 70 000 кубических ярдов бетона были залиты на искусственно вырытую площадку. Башня Виктории оказалась расположенной на плывунах, что потребовало использовать свайный фундамент. Строительные материалы доставляли по реке и складывали на набережной. Для каменных работ были выбраны известняк и доломит. Эти материалы оказались наиболее устойчивыми к разрушительному воздействию угольной гари и пыли. Городской воздух в XIX веке был насыщен дымом и копотью. Камень для отделки фасадов добывался в Анстоне, в Йоркшире. Внутренняя часть стены состоит из кирпича. Для противопожарной безопасности деревянные элементы использовались лишь в декоративных целях. Все же несущие горизонтальные конструкции делались из чугуна, например, крыши здания состоят из чугунных балок, покрытых листами железа. Чугунные балки также использовались в качестве ригелей для поддержания этажей, во внутренней структуре часовой башни и башни Виктории. Бэрри и его инженеры при строительстве Парламента использовали множество технических новшеств: передвижные краны, сборные строительные леса, бетономешалки и лебедки, приводимые в движение паром. Альфред Мизон был ответственен за разработку лесов, подъемников и кранов, используемых в строительстве. Одной лучших разработок были леса, использовавшиеся для создания трех главных башен. В центральной башне они разработали внутренние вращающийся леса, окружённые деревянным кружалом, поддерживающим кладку свода центрального вестибюля, с пролётом длиной в 17,5м, в сочетании с внешними деревянными лесами, оборудованными портативным паровым двигателем поднимающим камни на вершину. Во время строительства башен Виктории и Биг бена, было решено использовать только внутренние леса, возводимые вместе со стенами. Работы по основной части здания начались 27 апреля 1840. Одной из основных проблем для Бэрри стало назначение 1 апреля 1840 г. эксперта по коммуникациям - доктора Дэвида Рида Босуэлла, который охарактеризовал Бэрри как «.. человека, создающего впечатление не компетентного специалиста, не ознакомившегося с практическими деталями здания и оборудования» Его вмешательство привело к задержкам в строительстве, а в 1845 г. Бэрри вообще отказался общаться с Ридом, кроме как в письменной форме. Центральная башня появилась вопреки замыслу Бэрри – ее спроектировал Босуэлл. Эта башня служит естественной вытяжкой для всего здания. Кровельное покрытие из чугунных плит опирается на чугунные балки, положенные на стены. Отфильтрованный дым и нагретый воздух подаются по системе отопления из нижних помещений в верхние и выходят наружу через вентиляционные отверстия на крыше. Башня Виктории, поднявшаяся на высоту в 98,45 м, оформляет королевский вход в парламент. Во время сессии на ней поднимают британский государственный флаг. Часовая башня имеет высоту 96,3 м. На ней установлен часовой механизм, отличающийся большой точностью. Можно сказать, что это «главные часы» государства. Огромный, специально отлитый для башни колокол «Биг Бен» (Большой Бон), весом 13,5 тонны, отбивает часы. Палата лордов была завершена в апреле 1847 (габарит 27,4 х 13,7м) ,а Палата общин была законченна только в 1852 году. Часовая башня была завершена в 1858 году, а башня Виктории в 1860 году. Башню Виктории венчает железный флагшток, сужающийся с двух футов до девяти дюймов в диаметре и, завершающую шпиль металлическую корону с диаметром в 1 м. Дворец занимает около восьми акров земли и имеет более чем 1000 комнат. Позже Пьюджин покинув стройку сказал: "Все греческие, сэр Тюдор, классические постройки, по существу, имеют симметричный план», а река перед зданием была оскорбительна для вкуса Пьюджина, работающего в стиле средневековых готических зданий. Северную часть здания, осененную башней Виктории, занимают палата лордов и помещения, связанные с ней парламентским церемониалом. К ним относятся: пышная Королевская галерея, рассчитанная на парадные процессии; комната, в которой облачают королеву для ее торжественного появления в парламенте; лобби, в дословном переводе с английского — зал ожиданий, а фактически — кулуары, зал для обмена мнениями, принятия частных решений. Характерно, что тем же термином на парламентском жаргоне обозначают группу деятелей, которые в своих интересах оказывают давление на депутатов. К северо-западу от комнаты Королевы, есть крыльцо Норманна западнее которого находится лестница, ведущая вниз, в Королевский вход, расположенный непосредственно под башней Виктории. Восточнее центрального коридора находится столовая , прямо по центральной оси восточного фасада. К северу от Столовой находится библиотека Палаты общин, а в северной части Восточного фронта находится дом Спикера Палаты Общин. В южной половине дворца, рядом с «Биг Беном», расположен зал палаты общин. Тут же холл палаты общин, помещения для голосования, резиденция спикера. Коридоры соединяют эти важнейшие части Вестминстерского дворца с Центральным залом, занимающим середину здания и служащим своего рода приемной, местом общения членов парламента с «внешним миром». В этом зале почти всегда царит оживление. Депутаты принимают петиции от своих избирателей. Журналисты, узнав последние парламентские новости, сразу же из многочисленных телефонных будок сообщают их своим агентствам. Здесь много публики, туристов. Отсюда коридор ведет в зал Святого Стефана, построенный на месте уничтоженной пожаром капеллы. С возвышения в конце зала открывается лучший вид на интерьер Вестминстер-холла. Первое заседание палаты пэров состоялось во вновь отстроенном здании в 1847 году, а в 1862 году последовало освящение всего здания парламента. Но Чарлз Бэрри этого уже не увидел – он умер в Клэпхэме 12 мая 1860 года. За строительство здания парламента Бэрри получил звание эсквайра. Наибольший интерес представляет интерьер палаты лордов. Декоративные приемы, встречающиеся во внутренней отделке всего дворца, достигают здесь своей кульминации. Потолок сплошь покрыт изображением геральдических птиц, зверей, цветов и т. п. Стены облицованы деревянными резными панелями, над которыми расположены шесть фресок. Восемнадцать бронзовых статуй баронов, добившихся у короля Иоанна Великой хартии вольностей, стоят в нишах между окнами, взирая на инкрустированный балдахин королевского трона, на ряды скамей, обтянутых ярко-красной кожей, на знаменитый диван лорда-канцлера. Помощником при возведении здания парламента был его сын – Эдвард-Миддлтон, родившийся в 1830 году. Именно он завершал строительство здания. Эдвард, также как и отец, добился больших успехов – стал профессором архитектуры Королевской Академии. Главные его работы – Ковентгарденский театр, оперный театр на острове Мальте, концертный зал в Галифаксе. Бэрри был назначен архитектором колледжа недвижимости Далидж с 1830 по 1858 год. В декабре 1834 Бэрри принял участие в первом заседании Королевского института британских архитекторов, где был выбран членом R.I.B.A., а затем занимал должность вице-президента, но уже к 1859 году отказался от председательства. Бэрри также работал в Королевской Комиссии, разрабатывавшей планы Всемирной выставки 1851 года. В 1852 году он стал экспертом в Комитете конкурса на проектирование Лидс таун холла. Бэрри провел два месяца в Париже в 1855 году, где представлял вместе со своим другом и товарищем архитектором Чарльзом Робертом Кокереллом, английскую часть жюри на Всемирной выставке 1855 года. Бэрри был активным членом Королевской академии художеств, и принимал участие в пересмотре архитектурных программ на 1856 год. Многие архитекторы могут считать себя учениками сэра Чарльза Бэрри - Джон Хейворд, Джон Гибсон, Джордж Сомерс Ли Кларк, A Чатвин. Сыновья, Чарльз Бэрри и Эдвард Мидлтон Бэрри также пошли по стопам своего знаменитого и талантливого отца Кроме того Бэрри имел несколько помощников, которые работали на него в разное время. Среди них были Роберт Ричардсон, Томас Эллом, Питер Керр и Класс Белл. Награды и признание: Бэрри являлся членом-корреспондентом Королевской академии художеств с 1840; Член Академий художеств Стокгольма, Санкт-Петербурга, Брюсселя и Рима; 10 февраля 1842 г. Бэрри избран академиком Королевской академии художеств; Член Лондонского королевского общества с 1849 года; В 1850 году был награждён Золотой медалью Королевского института британских архитекторов, которая была вручена ему 3 июня Томасом де Грей, 2-м графом де Грей, президентом института; В 1852 году Бэрри был посвящён в рыцари королевой Викторией в Виндзорском замке; После основания Американского института архитекторов в 1857 году Бэрри был избран его членом. Бэрри не любил жить вдали от Лондона, ему не нравилась жизнь в деревне, он предпочитал суету и общество города. Предпочитал работать утром, но был рад, посидеть с компанией, почитать книгу или поговорить. У него была неприязнь к публичной показам. Он считал это пустой тратой времени. Предпочитал науку литературе, часто посещал вечерние лекции, проходившие по пятницам в Королевском институте. Бэрри был помолвлен с Сарой Розвелль(1798-1882). В 1817 году, они поженились и в дальнейшем воспитали семерых детей. Четверо из пяти сыновей сэра Чарльза Бэрри пошли по его стопам. Старший сын Чарльз Бэрри (младший) (1823-1900), перестроил Burlington House (дом Королевской академии) на центральном лондонском Пикадилли, Эдвард Мидлтон Бэрри (1830-1880) пошёл по стопам отца и тоже стал архитектором. Он завершил здание Парламента, Годфри Вальтер Бэрри (1834-1868) стал землемером, сэр Джон Вулф-Бэрри (1836-1918) был инженером Тауэрского моста и Блэкфриарского железнодорожного моста. Эдвард и Чарльз также сотрудничали в разработке Great Hotel в Восточном Лондоне на станции Liverpool Street. Его второй сын, преподобный Альфред Бэрри (1826-1910), стал священником. Он был директором Лидской гимназии с 1854 по 1862 год и Шелтенхамского колледжа с 1862 по 1868 год. Позже Альфред стал третьим епископом в Сиднее в Австралии. Он написал 400 страничную биографию своего отца («Жизнь и творчество сэра Чарльза Бэрри» R.A., F.R.S.), которая была опубликована в 1867 году. У Бэрри было две дочери Эмили Бэрри (1828-1886) и Аделаида Сара Бэрри (1841-1907). Его внук, Артур Джон Бэрри, инженер-строитель и архитектор, был сыном Чарльза Бэрри-младшего и его учеником, а затем партнером сэра Джона Вулф-Бэрри. Автор железнодорожного строительства в Китае. Принимал участие в значительных инфраструктурных проектах в Индии, Китае, Таиланде и Египте. Он был последним архитектором в поколении Бэрри - архитектурной и инженерной династии. С 1837 Бэрри страдал от внезапных приступов болезни. 12 мая 1860 года вечером, в своем доме у Бэрри случился сильный сердечный приступ, вскоре после которого он скончался. Его похороны состоялись в 1:00 22 мая в Вестминстерском аббатстве. Хардман и Ко сделали Монументальную латунную табличку на могиле Бэрри в нефе в Вестминстерском аббатстве. На ней изображены башня Виктории и план Вестминстерского дворца, поддерживаемые большим христианским крестом, несущим символы пасхального Агнца и четырех евангелистов, а на стебле изображены розы, листья, решетка и надпись:
«Священная память сэру Чарльзу Бэрри, Рыцарю RAFRS , Архитектору Нового Вестминстерского дворца и других зданий. Умершему 12 мая . н.э. в возрасте 64 лет и похороненного под этим крестом.»
Ниже, вдоль края надпись:
«Все, что вы делаете, делайте от души, как для Господа, а не пред людьми, ибо вы служите Господу Христу. Полковник Колоссянам III.23.24».
Литература: Барри, Чарльз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Всеобщая история архитектуры, 1972; Barry, Alfred // The Life and Works of Sir Charles Barry, R.A., F.R.S. 1867; Oxford Dictionary of Architecture & Landscaping: 992 pages Oxford University Press, USA; 2007; Oxford Dictionary of British History 720 pages Oxford University Press, USA; 2009

 (641x699, 58Kb)
1799
Томас Гуд (Thomas Hood)
английский поэт. Родился в Лондоне, в семье книгопродавца-издателя. Писать начал рано. Известен стал благодаря своим юмористическим и сатирическим стихам «Whims and Oddities», писал также новеллы и романы («National Tales», «Talney Hall»), но все это было неоригинально и крайне слабо по форме. Гуд был бы давно забыт, как и многие из поэтов его времени, если бы к концу своего творческого пути он не обратился к социальной лирике. Наибольшую известность получили: «Песнь о рубашке», «Сон леди», «Мост вздохов» и др. В 40-х годах усилилась классовая борьба буржуазии и пролетариата, положение рабочих было настолько тяжелым, что даже буржуазия не отрицала этого. Радикальная городская интеллигенция считала своим долгом открывать имущим глаза на «бедственное положение рабочих». Социальная лирика Гуда характерна для умонастроения интеллигенции той поры. Его «Песнь о рубашке» (Song of the Shirt), пользовавшаяся громадным успехом, дает картину тяжелого труда в ужасной нищенской обстановке, но не фабричного рабочего, а швеи, работающей у себя на дому. Переведена на все европейские языки. Мастерски написан «Сон леди». Леди видит во сне бесконечные вереницы замученных непосильным трудом людей, к-рые «вселяют в нее ужас», но только во сне. Наяву леди вовсе не казалось, что шелковое платье выкрашено кровью рабочих. Социальная лирика Гуда, далекая от революционной борьбы, все же являлась протестом, хотя и слабым, против существовавшего порядка вещей и способствовала обострению классовой борьбы. Умер в Лондоне 3 мая 1845 года. Библиография: Complete Poetical Works of Т. Hood, ed. W.Gerold, L., 1906; Poems of Th. Hood, selection, Oxford, 1923; The Humorous Poems of Th. Hood, illustr., L., 1928; На русском языке: «Песнь о рубашке», «Сон леди», «Сон Евгения Адама», «Мост вздохов», «У смертного одра», «Стансы» и др. — даны у Гербеля, Английские поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1875. В последнее время «Песнь о рубашке» перевел Э.Багрицкий, в книге «Юго-запад», Москва, 1928. Стороженко Н., Из области литературы, Москва, 1902 (статья «Поэты нужды и горя»); Фриче В.М., Пролетарская поэзия, Москва, 1919; Gerold W., Thomas Hood, his life and time, 1907.

1803
Александр Александрович Плещеев
декабрист из рода Плещеевых. Брат Алексея Плещеева. Сын литератора Александра Алексеевича Плещеева и Анны Ивановны, дочери генерал-фельдмаршала графа И.Г.Чернышёва. Двоюродный брат декабристов З. Чернышёва и Ф.Вадковского. Воспитывался в Петербургском университетском пансионе. 2 марта 1822 года поступил юнкером на службу в конный лейб-гвардии полк, 4 ноября 1822 года произведён в эстандарт-юнкеры, 23 апреля 1823 года — в корнеты. Следствием установлено, что членом тайных обществ декабристов не был, но знал о существовании Северного общества. 25 января 1826 года был арестован и содержался на главной гауптвахте, в тот же день переведен в Петропавловскую крепость («посадить по усмотрению и содержать хорошо») в камеру № 12 Невской куртины. В то же время его брат Алексей также находился под арестом и был заключённым камеры № 11. 2 июня 1826 года по Высочайшему повелению освобождён, уволен в отставку в чине поручика 7 ноября 1827 года. Служил чиновником особых поручений при начальнике Петербургского таможенного округа (1828). По свидетельству современницы, «был женат на Титовой, всегда жил в Петербурге, оставил много детей; его вдова поселилась близ Невского монастыря и очень богомольна». Умер 28 ноября 1848 года. Похоронен в Сергиевой Приморской пустыне.

Phoebus1 (563x700, 322Kb)
1804
Филипп Феб (немецкое имя — Philipp Phoebus)
немецкий врач и фармаколог. Родился в городе Меркиш-Фридланд, Западная Пруссия (ныне Мирославец, Валецкий повят, Западно-Поморское воеводство, Польша). Был сыном доктора медицинских наук Людвига Феба и Генриетты Вульф. Филипп Феб учился в гимназии Серого монастыря в Берлине (Gymnasium zum Grauen Kloster). Именно там, под руководством известного ботаника Юлиуса Рацебурга и физика Эрнста Готтфрида Фишера, он открыл для себя естественные науки. В 1821 году, после окончания гимназии он поступил в Берлинский Университет для изучения медицины. Однако, из-за дуэли, 2 года провел в крепости, в заключении. В 1827 году Феб получил степень кандидата наук за диссертацию: «Animadversiones in normas cranioscopicas Camperianam et imprimis Duverianam». В 1828 Филипп отправился в научную командировку в южную Германию, Париж, Страсбург, Швейцарию и Северную Италию. В Вюрцбурге он несколько месяцев изучал анатомию у известного патологоанатома Карла Гейзингера (1792—1883) и клиническую медицину у Иоганна Лукаса Шёнлейна (1793—1864), первого немецкого профессора, который стал читать лекции на немецком языке вместо латыни. В Париже он продолжил обучение медициной у врача Пьера-Шарля Александра Луи (1787—1872). В 1831 году Феб вернулся в Берлин и поступил на только что созданный пост прозектора (помощника профессора анатомии) в клинику Шарите (Charité), но там он не нашел поддержки в своих научных изысканиях, поссорился с ведущими врачами и через 16 месяцев ушел в отставку. В 1832 Феб защитил докторскую диссертацию (габилитацию) «De concrementis venarum osseis et calculosis» став приват-доцентом нормальной и патологической анатомии в Берлине. Одновременно он обращается к фармакологии, и особенно, к пренебрегаемой до того времени рецептуре. На основе информации, собранной во время амбулаторной деятельности Феб стал проводить Рецептурные курсы, для которых он написал в 1831 краткий «Specielle ärztliche Receptirkunst oder Inbegriff…» . В 1833 Феб опубликовывал патологоанатомическое исследование о холере «Ueber den Leichenbefund bei der asiatischen Cholera». В 1835—1843 Феб продолжил свою медицинскую практику в качестве врача у графов Штольбергов в Штольберге и Нордхаузене (Гарц). Тем не менее, он сохранил своё положение приват-доцента на медицинском факультете в Берлине. В Штольберге Феб занимался фармакологическими, токсикологическими и естественнонаучными исследованиями. В этот период он опубликовал ряд научных работ, в том числе статей по биологии и геологии, завершил свой «Receptirkunst». В 1843 году Феб женился на Иоганне Марие Генриетте (1820—1893), дочери Иоганна Готтлиба Теодора Бергнера, суконщика из Нордхаузена и в этом же году он был назначен профессором в Гиссенский университет. В нём Феб основал первый немецкий Институт фармакологии. Этим институтом он руководил до 1865 года, когда был вынужден уйти на пенсию по состоянию здоровья. Вместе с преподавательской деятельностью Феб разрабатывал методику изучения медицинских, фармакологических и естественнонаучных предметов, писал статьи для различных медицинских журналов. В Гиссене он вступил в масонскую ложу «Ludewig zur Treue». Тяжелая болезнь заставила Феба отправиться в путешествие на юг Франции, во время поездки он собрал материал по фармакодинамике, опубликованный в 1864 году: «Die Delondre-Bouchardat’schen China-Rinden». После возвращения в Гиссен, здоровье Феба настолько ухудшилось, что он был вынужден в 1865 году обратиться к правительству, с просьбой освободить его от службы. В конце жизни Феб принимал активное участие в реформе аптечного дела. Также он занялся осуществлением вынашиваемой им долгое время идеей создания международной европейской фармакопеи. Для этой цели он наладил контакт с выдающимися врачами и фармацевтами всех крупных европейских стран, приложив немалые усилия и пожертвовав всем для достижения желанного результата. Тем не менее, в 1878 году дальновидный проект провалился и был реализован только в 20 веке. Феб не смог преодолеть возникших трудностей и с крушением надежд истаяла и его жизненная сила. Он умер в Гиссене (Германия) после длительной и тяжёлой болезни 1 июля 1880 года.
Philipp Phoebusмогила1 (520x700, 418Kb)
Похоронен в Гиссене на Старом кладбище.
После него осталась фармакологическая коллекция занимающая 8 шкафов в двух больших комнатах, сначала в его частной квартире, а затем в здании почты. Феб уделял огромное значение научной квалификации фармацевтов, а также выступал за обучение и трудоустройство женщин, как помощниц в аптеках. Его высоко ценили как пионера в исследовании аллергии. При Фебе фармакология стала основой терапии. Под влиянием физиологических концепций Карла-Густава Митчерлиха (1805—1871), французской школы Франсуа Мажанди (1783—1855) и терапевтических принципов Иоганна Лукаса Шёнлейна Феб наблюдал трансдермальный способ действия определенных лекарственных веществ. Он преобразовывал традиционный «медицинский материал» в фармакодинамический, на основе науки, которая привела к созданию современной фармакологии, позже основанной как независимый медико-биологический предмет Рудольфом Бухгеймом (1820—1879) совместно с его учеником Освальдом Шмидебергом. Феб являлся почетным доктором Гиссена (1849); членом многочисленных иностранных научных обществ, в том числе Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1833), Московского общества испытателей природы, Прусской королевской академии общеполезных наук (Эрфурт), Королевского Баварского ботанического общества (Регенсбург); рыцарем Большого ордена за заслуги; почетным гражданином Штольберга (1849). Труды: «Animadversiones nonnullae in normas cranioscopicas, camperianam imprimis et durerianam». Dissertatio inaug., 1827; «Specielle ärztliche Receptirkunst oder Inbegriff der beim Verordnen der einzelnen pharmaceutischen Arzneimittel zu beobachtenden Regeln in alphabetischer Ordnung : Nebst einer Receptsammlung und einigen anderen Zugaben für die Praxis» («Специальный медицинский рецептурник или воплощение правил, которые должны соблюдаться при предписывании отдельных фармацевтических лекарств»), 1831; «Ueber den Leichenbefund bei der asiatischen Cholera» («О результате обследования трупа при азиатской холере»), 1833; «Kurze Anleitung zur ersten Hülfeleistung bei akuten Vergiftungen» («Краткое руководство к оказанию первой помощи при острых отравлениях» 1836, 3-е издание, 1840); Deutschlands kryptogamische Giftgewächse» («Нецветковые ядовитые растения Германии» была издана Ф.Ф.Брандтом и Ю.Т.К.Рацебургом как второй том издания «Abbildung und Beschreibung der in Deutschland wildwachsenden und in Gärten … Giftgewächse…» («Дикие и садовые ядовитые растения Германии в иллюстрациях и описаниях…», издание 1838); «Handbuch der Arzneiverordnungslehre» («Справочник по теории регулирования лекарственных средств» в 2-х томах, Vol. 1 1839, Vol. 2 1840, переведен на голландский язык в 1841 году); «Ueber die Naturwissenschaften als Gegenstand des Unterrichts, des Studiums und der Prüfung angehender Aerzte» («О естественных науках как предмете преподавания, изучения и проверки начинающих врачей»), 1849; «Die wichtigsten Regeln der Arzeneiverordnungslehre» («Наиболее важные правила теории регулирования лекарственных средств»), 1850; «Die Deutsche Stenographie: Von P. Phoebus» // Deutsche Vierteljahrs Schrift. Okt. — Dec. 1855, N Issue 72. — Cтраницы 136—175; «Zur Vereinfachung der Arznei-Verordnungen : Gratulationsschrift zur Feier des fünfzigjährigen Bestehens der Kaiserlichen Societät der Naturforscher zu Moskau» («К упрощению лекарственных назначений: Письмо-поздравление к празднованию 50-летия существования Императорского общества натуралистов в Москве»), 1856; «Ueber die pharmakodynamischen Aequivalente der Mineralwässer» («О фармакодинамических эквивалентах минеральной воды»), 1859; «Der typische Frühsommer-Katarrh oder das sogenannte Heufieber, Heuasthma» («Типичный ранний летний катар или так называемая сенная лихорадка, сенная астма»), 1862; «Die Delondre-Bouchardat’schen China-Rinden», 1864; «Bemerkungen über der heutigen Lebensverhältnisse der Pharmacie» («Замечания об условиях жизни сегодняшней аптеки», 1871) позже изданная под названием: «Beiträgen zur Würdigung der heutigen Lebensverhältnisse der Pharmacie» («Вклад в оценку условий жизни сегодняшней аптеки», 1873). Литература: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), 26; H. Siebert // Archiv der Pharmazie 59, 1880, S. 241-52; E. Crato-Todtenhöfer. Poebus und seine Pharmacopoea Europaea 1869 als Vorläufer der Europ. Arzneibuchs 1969, Dissertation. Marburg, 1984; Hort, Die Prüfungsordnung f. Ärzte 1847 an d. Universität Gießen im Widerstreit der Meinungen // Mitt. d. Oberhess. Geschichtsverein, N.F. 84, 1999, S. 41-79; K. Lohse, Der Professor für Medizin und Pharmakologie Philipp Phoebus (1804—1880) als Wegbereiter der modernen Pharmakologie: eine medizinhistorische Analyse einer Transkription einer Vorlesungsmitschrift seiner Vorlesung in Giessen 1846, Dissertation. Bochum, 1999 (unvollst. Bibliographie).

manuel-john-johnson-english-astronomer-1862_a-G-13357740-14258395 (700x698, 342Kb)
1805
Мануэль Джон Джонсон (Manuel John Johnson)
британский астроном. Родился в Макао, в семье сотрудника Ост-Индской компании Джона Уильяма Робертса, получил образование в классической академии Стайлза (Темз Диттон, графство Суррей) и военном училище Эддискомб (Лондон) для прохождения дальнейшей службы в Ост-Индской компании. В 1823 году Джонсон был направлен на остров Святой Елены, где с 1826 года руководил строительством обсерватории Леддер-Хилл. В ходе строительства Джонсон дважды ездил в Южную Африку для консультаций с астрономом Фироном Феллоузом. В 1828 году Джонсон был назначен суперинтендантом обсерватории, и в течение ряда лет вёл астрономические наблюдения. В 1835 году он опубликовал каталог 606 основных неподвижных звезд Южного полушария, за который в том же году был удостоен золотой медали Королевского астрономического общества. При сравнении результатов своих наблюдений с результатами Лакайля Джонсон отметил значительное собственное движение Альфы Центавра, о чём сообщил Томасу Хендерсону из Королевской обсерватории на мысе Доброй Надежды.
Radcliffe Observatory (700x426, 325Kb)
Обсерватория Радклиффа.
Данные наблюдений Джонсона позволили Хендерсону осуществить одно из первых в мире измерений звездного параллакса, хотя Хендерсон не торопился его опубликовать. В 1833 году М.Джонсон вернулся в Великобританию, где поступил в Хертфорд-колледж Оксфордского университета, который окончил в 1839 году, получив степень магистра. C 1839 года до своей смерти в 1859 году Джонсон был так называемым «наблюдателем Радклиффа» — фактически директором обсерватории Радклиффа в Оксфордском университете. В 1855—1857 годах был президентом Королевского астрономического общества, в 1856 году был избран членом Королевского общества. В 1850 году женился на Кэролайн, дочери доктора Джеймса Огле. Умер в Оксфорде 28 февраля 1859 года.
johnson_manuelмогила_2 (700x275, 294Kb)
Похоронен рядом с женой на кладбище Святого Сепалкра в Оксфорде.
Награды и премии: Золотая медаль Королевского астрономического обществаЗолотая медаль Королевского астрономического общества.

Friedrich Christian Benedikt Avé-Lallemantjpg (544x700, 419Kb)
1809
Фридрих Христиан Бенедикт Аве-Лаллеман (немецкое имя — Friedrich Christian Benedikt Avé-Lallemant)
немецкий криминалист и писатель. Фридрих Христиан Бенедикт Аве-Лаллеман родился в Любеке, в семье музыкального педагога. Известный врач своего времени Роберт Христиан Бертольд Аве-Лаллеман и музыкальный критик Теодор Аве-Лаллеман были его братьями. Получил образование в гимназии родного города Любек, параллельно получил музыкальное образование благодаря урокам своего отца. После окончания гимназии поступил в Университет Йены, где Аве-Лаллеман изучал юриспруденцию. В 1834 году окончил университет и в течение семи лет работал в Любеке адвокатом. 20 сентября 1842 года женился на Иде Вильгельмине Блюер (нем. Ida Wilhelmine Blüher). В браке родилось пять дочерей и два сына. В 1843 году получил должность прокуратора Верховного суда Любека. В 1851 году, после полной реорганизации любекской полиции, Аве-Лаллеман был назначен на должность актуария. Параллельно до 1852 года он заведовал собственной конторой. Аве-Лаллеман внёс значительный вклад в развитие криминалистики. В 1858 году написал свою известную книгу «Das deutsche Gaunertum», в которой Аве-Лаллеман описал развитие класса мошенников, а в приложении к книге поместил словарь воровского жаргона. В 1864 году умерла его жена. Но уже 8 ноября 1866 года женился на Йоганне Элизе Диттмер (немецкое имя — Johanna Elise Dittmer). В 1868 году, в возрасте 59 лет, Аве-Лаллеман ушёл в отставку. В 1882 году переехал в Берлин, где и умер 20 июля 1892 года. Произведения: Das deutsche Gaunertum in seiner sozialpolitischen, literarischen und linguistischen Ausbildung zu seinem heutigen Bestande. Fourier, Wiesbaden 1998, ISBN 3-925037-95-0 (Nachdruck der Ausgabe Berlin 1914); Die Krisis der deutschen Polizei. Brockhaus, Leipzig 1861; Der Magnetismus mit seinen mystischen Verirrungen: culturhistorischer Beitrag zur Geschichte des deutschen Gaunertums. Brockhaus, Leipzig 1881; Die Mersener Bockreiter des 18. und 19. Jahrhunderts: ergänzender Beitrag zur Geschichte des deutschen Gaunertums. Brockhaus, Leipzig 1880; Die norddeutsche Bundespolizei. Springer, Berlin 1868; Physiologie der deutschen Polizei. Brockhaus, Leipzig 1882; Die Reform der Polizei in Hamburg. Perthes-Besser & Mauke, Hamburg 1862.

William_Bent, (554x700, 157Kb)
1809
Уильям Бент (William Bent)
траппер, торговец и ранчер Дикого Запада, один из первых американских поселенцев на территории современного штата Колорадо. Уильям Бент родился в городе Сент-Луис, штат Миссури, США. Его отец, Сайлас Бент, переехал в Миссури из Массачусетса за пять лет до рождения Уильяма Бента. Сайлас Бент имел юридическое образование и вскоре стал судьёй и уважаемым горожанином, он умер в 1827 году, оставив семь сыновей.
Форт-Бент, 1845Beol_1845 (700x379, 138Kb)
Форт-Бент, 1845 г.
Примерно в начале второй четверти XIX века Уильям Бент присоединился к своему старшему брату Чарльзу и стал заниматься мехоторговлей. В верховьях Миссури братья Бенты познакомились с Сираном Сент-Врейном (англ.)русск., и около 1827 года эти три молодых человека сформировали товарищество, наняли множество белых трапперов и направились к реке Арканзас. На месте современного города Пуэбло они поставили лагерь и обнесли его частоколом. Индейцы шайенны посоветовали белым торговцам перенести форт подальше от Скалистых гор вниз по реке, так как в тех местах бродили большие стада бизонов и индейцы часто ставили там свои лагеря. В 1833 году Уильям Бент с компаньонами построили новый пост, который стал известен как Форт-Бент. Он был первым постоянным поселением во всей центральной области Равнин. Со временем этот форт стал крупным местом торговли на Великих Равнинах. Чаще других индейских племён поторговать к нему приходили шайенны, с которыми Уильям Бент находился в хороших отношениях и дружил со многими вождями, особенно с Чёрным Котлом, который называл Бента Маленький Белый Человек. В 1835 году Бент женился на шайеннке Женщине Сове, которая родила ему четверых детей.
Форт-Бент и дорога Санта-Фе (700x604, 343Kb)
Форт-Бент и дорога Санта-Фе.
После её смерти, он женился на её сестре, Жёлтой Женщине. Уильям Бент некоторое время прожил в городе Уэстпорт, штат Миссури, где владел большим участком земли. Позже он снова переехал в Колорадо и обзавёлся собственным ранчо. Уильям Бент умер 19 мая 1869 года и был похоронен недалеко от города Лас-Анимас, в южном Колорадо. Литература: Hyde, George E. Life of George Bent Written from His Letters. Ed. by Savoie Lottinville. — Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1968. — ISBN 978-0-8061-1577-1; Halaas, David Fridtjof and Masich, Andrew E. Halfbreed: The Remarkable True Story of George Bent – Caught between the Worlds of the Indian and the White Man. — Cambridge, Mass: Da Capo Press, 2004. — ISBN 0-306-81320-3.

General_von_Kirchbach (663x700, 344Kb)
1809
Гуго Эвальд фон Кирхбах (немецкое имя — Hugo Ewald von Kirchbach)
прусский генерал, участвовал в войнах 1864, 1866 и 1870—1871 годов, граф (с 1880 года). Родиляся в городе Сьрода-Слёнска, ныне Нижнесилезское воеводство, Сьродский повят, Польша. Во время осады Парижа занимал важнейшую часть германской линии, против Мон-Валериен, от Буживаля до Сен-Клу. Отбил сильный приступ. Умер в городе Ниски (Саксония, Германи) 6 октября 1887 года. Награды: Прусский орден Чёрного орла (18 сентября 1875); Прусский орден Красного орла, большой крест (27 марта 1873); Прусский орден Красного орла IV степени с мечами (1848); Прусский орден «Pour le Mérite» (1866); Дубовые листья к прусскому орден «Pour le Mérite» (1871); Прусский орден Святого Иоанна Иерусалимского; Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа, командорский крест (1871); Вюртембергский орден «За военные заслуги», большой крест (1871); Саксонский орден Альбрехта, большой крест (14 октября 1873); Русский орден Святого Георгия III степени (27 декабря 1870); Русский орден Святого Александра Невского (15 января 1874). Источники: Кирхбах, Гуго Эвальд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (549x699, 139Kb)
1810
Сара Маргарет Фуллер Оссоли (Sarah Margaret Fuller Ossoli; более известная как Маргарет Фуллер, Margaret Fuller)
американская журналистка, писательница, критик, борец за права женщин, яркий представитель американского трансцендентализма. Её книга «Женщина XIX века» (Woman in the Nineteenth Century) считается первым значительным произведением феминизма в США. Урождённая Сара Маргарет Фуллер родилась в Кэмбридже (штат Массачусетс). Основы её образования заложил ещё в раннем детстве отец, Тимати Фуллер. Позднее она получила формальное школьное образование и стала учителем. К 1839 году она стала замечать, что женщинам не хватает возможности получить высшее образование и они пытаются компенсировать это «разговорами». Она стала первым редактором трансценденталисткого издания The Dial в 1840 году, а затем перешла в редакционный коллектив New York Tribune под руководством Хораса Грили в 1844 году. К тридцати годам Фуллер имела репутацию самого начитанного человека в Новой Англии, а также была первой женщиной, которая получила доступ в библиотеку Гарвардского Колледжа (англ. Harvard College). Её исторический труд «Женщина XIX века» был опубликован в 1845 году. Годом позже редакция Tribune направила её в Европу в качестве своего первого корреспондента-женщины. Она увлеклась идеями итальянской революции и сблизилась с Джузеппе Мадзини. У неё случился роман с Джованни Оссоли, от которого она родила ребёнка, сына Анджело. Весной 1850 тосканская полиция вынудила семью Оссоли выехать в Америку. их корабль Все трое погибли у острова Файер-Айленд недалеко от Нью-Йорка 19 июля 1850 года при кораблекрушении, когда возвращались в США. Тело Маргарет Фуллер так и не было найдено. Фуллер отстаивала права женщин, в частности право на образование и право на работу. Она стала идейным вдохновителем многих других реформ в обществе, в частности тюремной реформы, освобождения из рабства в США. Многие другие борцы за права женщин и феминисты, в частности Сьюзан Энтони, считали Маргарет Фуллер источником своего вдохновения. Современники, однако, не поддерживали её идеи, среди них бывшая подруга Фуллер, Гарриет Мартино. Она считала, что Фуллер «больше говорила, чем делала». Вскоре после смерти Фуллер многие из её еще неопубликованных её работ подверглись сокращениям и переработке, поскольку редакторы не видели большого будущего за её произведениями. Дружила с американской поэтессой Сарой Хелен Уитман и писательницей Элизабет Эллет. Все три женщины сыграли непростую роль в жизни, да и в смерти Эдгара Аллана По. «Человечество делится на мужчин, женщин и Маргарет Фуллер» — Эдгар Аллан По. Литература: Паррингтон В.Л. Маргарет Фуллер. Мятежная душа. - В книге: Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, том 2. Москва, 1962.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку