1884
Мануил (в миру — Виктор Викторович Лемешевский)
епископ Русской православной церкви; митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк. Родился в городе Луга, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя. Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушёл в 1910 году с последнего курса) и в Петроградской духовной академии (1916—1918). В 1920 году окончил Высшие библиотечные курсы в Петрограде. Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (Санкт-Петербург, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (Санкт-Петербург, 1909). В апреле 1910 года поступил в Нило-Столобенскую пустынь Тверской епархии. 15 июня 1911 года пострижен в монашество с именем Мануил, с 23 декабря 1911 года — иеродиакон, с 29 сентября 1912 года — иеромонах. В августе 1912 — августе 1916 года — помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в Семипалатинске.
Деятельность в Петрограде
С 1917 года — помощник библиотекаря Петроградской духовной академии. В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины. 15 августа 1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, но не принят братией. Настоятель Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 1919 года одновременно работал старшим библиотекарем при Всероссийском центральном педагогическом музее Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма). В 1921—1923 годах — преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде. В книге Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:
«Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде — для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере — кухарки, почтальоны, кондукторы, — они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи — у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.»
Борьба с обновленчеством в Петрограде
Решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского) патриарх Тихон поручил малоизвестному тогда иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа. По словам протоиерея Михаила Чельцова, «назначение Мануила во епископа состоялось по указанию кружка лиц, группировавшихся около протоиерея Михаила (Прудникова), при хлопотах Леонида Дмитриевича Аксенова (известного петроградского церковного деятеля). Для громадного большинства питерского духовенства и тем более мирян Мануил был совершенно неизвестен, а поэтому неожиданен во епископстве». 21 сентября 1923 года был возведён в сан архимандрита. 23 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии с назначением управляющим этой епархией вместо арестованного епископа Гурия (Степанова). Хиротонию в Москве возглавил патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию». 29 сентября прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырёх месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город, — они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах. В результате деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение патриарха. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря. В целом по епархии ситуация была ещё более благоприятной для противников обновленцев — там почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции. В Патриаршую церковь перешёл даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принёс покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество. В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 года в Петроградской епархии:
«Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъёма, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни.»
В рапорте епископа Лужского Мануила на имя патриарха Тихона от 3 января 1924 года значилось: «В течение истекших 3 месяцев управления мною Петроградской епархией дружными усилиями духовников и православных пастырей и пасомых удалось воссоединить со Вселенской Церковью и Вашим Святейшеством почти всю епархию за малым исключением в г. Петрограде и некоторых уездов».
Арест и пребывание в Соловках
Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». 2 февраля 1924 епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924—1928 годы находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV—XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».
Агент ОГПУ-НКВД
В электронной базе новомучеников ПСТГУ приводится следующая историческая справка:
Отбыв три года на Соловках он, будучи освобожден, пытался вывезти какие-то рукописи и в результате в третий раз подвергся аресту. Впоследствии он сам сообщил, что именно тогда он был завербован и стал тайным агентом ОГПУ. Результат убедительный: его быстро отпускают, и он становится епископом Серпуховским, викарием Московской епархии (это после трех арестов и борьбы с обновленцами в Петрограде!). […] Почти каждый арест епископа Мануила сопровождался арестами многих невинных людей, что послужило поводом для запомнившегося высказывания, прозвучавшего в стенах Московской Патриархии того периода: «Странный архиерей — то сам сидит, то других сажает». […] Похоже, что выдав в очередной раз множество ни в чём неповинных людей и выйдя на свободу, он раскаивался и начинал «снова служить Церкви». Опытные психологи из НКВД никогда не считали его вполне своим и использовали как подсадную утку. Потом «брали» его, напоминали о его «обязательствах», принятых на себя в 1928 г., и он, как провинившийся мальчик, снова «отрабатывал» их. Это многократно повторившаяся схема, показания, соединившие в себе графомана и архивиста, вся жизнь его, сотканная из попыток быть епископом-исповедником и доносов клеветника, производит впечатление глубочайшей духовной патологии, если не шизофрении. Последний допрос Владыки Мануила заканчивается обещанием-заверением до конца жизни без каких-либо колебаний служить НКВД и выполнять свои обязанности тайного агента, воспринятые им ещё в 1928 г. «Мы вам больше не верим», — услышал он в ответ от следователя и получил свои последние десять лет ИТЛ. В 1949 г. 65-летний сотрудник НКВД уже не нужен.
По утверждению церковного историка Георгия Митрофанова: «митрополит Мануил (Лемешевский) имел агентурные клички „Воробьёв“ и „Листов“. Он сотрудничал со спецслужбами с конца двадцатых годов, несмотря на то, что сам был узником советских лагерей. Эти документы я видел, и могу сказать, что тут сомневаться не приходится».
Борьба против «иосифлянского» движения
С 25 апреля 1928 года — епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. Сразу после назначения на кафедру командирован в Ленинград, где с 28 апреля по 2 мая 1928 года активно выступал против «иосифлян» на стороне заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), поддерживая новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова). При назначении епископа Мануила в Серпухов митрополит Сергий стремился использовать его авторитет среди верующих для борьбы с «иосифлянским» движением, центром которого в Московской епархии фактически стал Серпухов. На рубеже 1927—1928 годов от «сергианского» епископа Серпуховского Сергия (Гришина) откололась почти половина городских приходов. Основным оппонентом епископа Мануила в Серпухове был «иосифлянский» епископ Максим (Жижиленко), арестованный в апреле 1929 года, отправленный на Соловки и вскоре расстрелянный. С октября 1929 года — епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период написаны «Патерик Серпуховский» и «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».
Аресты, лагеря, ссылки
В 1930 году прекратил поминать на богослужениях митрополита Сергия, но не присоединился ни к одному из существовавших в церкви оппозиционных течений. В 1931—1932 годах находился в тюрьме, в 1933—1936 годах отбывал заключение в Мариинских лагерях. После освобождения жил в посёлке Завидово Калининской области, в 1937 году составил «Словарь советских сокращений и условных наименований». По просьбе протоиерея Сергия Мечёва тайно рукоположил нескольких священников. 1 мая 1939 года был арестован по делу «Истинно-православной церкви». Дал подробные показания, в результате которых рукоположённые им священники были арестованы, а по общине отца Сергия Мечёва был нанесён сильнейший удар. Был осуждён к лишению свободы, отбывал срок в лагерях Канска.
1940-е годы
Осенью 1944 года был освобождён. В ноябре 1944 — феврале 1945 года находился в распоряжении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской епархии. С 14 февраля 1945 года — епископ Чкаловский (с июля 1945 — Чкаловский и Бузулукский). 21 апреля 1946 года возведён в сан архиепископа. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых (988—XVII вв.)», написал ряд других работ. 4 сентября 1948 года вновь был арестован, 16 апреля 1949 года приговорён к десяти годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. Освобождён в 1955 году.
Последние годы жизни
21 декабря 1955 года назначен временно управляющим Чебоксарской епархией. 7 февраля 1956 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским. 22 марта 1960 года назначен архиепископом Куйбышевским и Сызранским. По свидетельству Анатолия Краснова-Левитина, приехавшего к нему в том же году, «он жил тогда в великолепном особняке, который вся Самара знает как дом доктора Маслаковского. <…> Этот дом приобрели прихожане для предшественника Владыки Мануила, любившего роскошь. Владыка, приехав, ахнул от изумления: „Зачем мне это? Мне нужны две комнаты в деревянном домике: келья и кабинет для приёма посетителей“. „Но что же нам делать с этим домом? Не продавать же его?“ — резонно возразили руководители епархиального управления. Волей-неволей пришлось строгому аскету, старому лагернику поселиться в доме доктора-богача. <…> крохотный старичок с живыми глазами, в подрясничке, подпоясанном монашеским ремнем, с четками на шее, в скуфейке. <…> Живой, быстрый, любивший шутить, с звучным молодым голосом — трудно было поверить, что ему 76 лет». 25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита. 25 ноября 1965 года уволен на покой по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве. Умер в городе Куйбышев (ныне Самара) 12 августа 1968 года. Похоронен в Покровском кафедральном соборе Самары. Погребение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).
Церковный историк
Составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской православной церкви от Крещения Руси до 1965 года включительно. Одна часть этого капитального труда — шеститомный «Каталог русских архиереев», посвящённая иерархам конца XIX — начала XX века, работу над которым он завершил к концу 1966 году. Труд включал в себя более 2200 кратких биографий российских иерархов с указанием их научных трудов. Этот труд автор в 1967 году представил на соискание степени магистра богословия. Рецензия неофициального оппонента архиепископа Антония (Мельникова) опубликована. В 1970—1980-е годы была издана в Эрлангене (Германия) в шести книгах. Многие данные, содержавшиеся в этом труде, носят уникальный характер. Вместе с тем, труд содержит и изъяны: у автора не было возможности перепроверять материалы по архивным источникам. Кроме того, митрополит Мануил всячески избегал упоминания в справочнике о расстрелах, арестах и ссылках, которым в советскую эпоху подвергались православные иерархи. Рассекречивание архивов репрессивных органов СССР показало существенную недостоверность сведений автора (в частности, выяснилось, что ряд иерархов, считавшихся умершими в ссылках, — например, митрополиты Петр (Полянский), Кирилл (Смирнов) — на самом деле были расстреляны). Другая часть этой обширной работы — об архиереях предшествующего времени — вышла в свет в Москве в 2004 году. Собирал фотографии иерархов Русской православной церкви XX века. Составил «Каталог русских архиереев-обновленцев», который долгое время являлся единственным источником, содержавшим биографические данные об обновленческом епископате. Данные митрополита Мануила в этом «Каталоге» содержат массу неточностей, о существовании многих обновленческих архиереев автор даже не подозревал. Имеются ошибки в дополнениях к каталогу, обусловленные тогдашним состоянием церковно-исторической науки, а также теми условиями, в которых вёл работу митрополит Мануил. Впрочем, и сам автор в первом варианте «Каталога обновленческих архиереев» отмечал скудость источниковой базы: «Большая часть краевой и областной обновленческой периодической печати погибла от времени и небрежения, даже в центре обновленческом — в их синоде не сохранился „Вестник“ в полных годовых комплектах. Поэтому не приходится здесь говорить о какой-либо даже относительной полноте использования источников». Тем не менее, это была первая работа, посвящённая составлению биографических справок об обновленческом епископате. Автор «Чина архиерейского погребения», который был утверждён Священным синодом. Многие рукописи владыки Мануила погибли во время Великой Отечественной войны в Москве и Ленинграде. Его духовным чадом был Иоанн (Снычёв), помогавший владыке в работе над биографиями архиереев, позднее сменивший владыку Мануила на Куйбышевской кафедре, а закончивший свою жизнь митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.
Вопрос о канонизации
Многие православные верующие, в частности, в Самарской епархии, почитают владыку Мануила как святого и в течение 1990-х годов выступали за его причисление к лику святых. Была создана епархиальная комиссия, в которую поступили данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем митрополита. Однако сотрудничество владыки Мануила с карательными органами привело к отказу в его канонизации. Документы о его работе на органы госбезопасности до сих пор не опубликованы. По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:
«С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего, кроме сострадания к нему, мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.»
Тем не менее сторонники канонизации митрополита Мануила считают документы, говорящие о его сотрудничестве с карательными органами, сфабрикованными.
Труды: Русские православные иерархи периода с 1893—1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979—1988. Том.1, Том.2, Том.3, Том.4, Том.5, Том.6; Божий виноградник. Санкт-Петербург, 1999; Каталог русских архиереев-обновленцев. Материал для «словаря русских архиереев-обновленцев» (1922—1944 гг.) // «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. Москва: Издательство Крутицкого подворья, 2002. Страницы 607—981; Русские православные иерархи. 992—1892: Биографический словарь: В 3-х томах / Митрополит Мануил (Лемешевский). — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2002—2004. — Тома. 1—3. — 544, 608, 488 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-7533-0222-X, ISBN 5-7533-0280-7, ISBN 5-7533-0323-4. (в переплёте); Существуют споры об авторстве или соавторстве с Серафимом Вырицким «От Меня это было»
Библиография: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Митрополит Мануил Лемешевский. — Danza, 1993. — 304 страницы — 20 000 экземпляров (в перкплёте); Митрополит Иоанн (Снычёв). Жизнь и служение митрополита Мануила. — Самара, 1997; Хиротония епископа Мануила (Лемешевского) и разгром обновленчества в Петрограде // Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России, и его время: историческая литература / священник Д.Сафонов; редактор А.А.Войнова ; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — 2-е издание. — Москва : Издательский дом «Познание», 2019. — 608 страниц — Страницы 351—353
1885
Николай Николаевич Колотилов
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1903 года. Боевик-революционер. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Партийные псевдонимы Лапа, Николай. Родился в селе Римиха Шуйского уезда Владимирской губернии, в крестьянской семье. Рабочий. С 15 лет работал слесарем на фабрике Зубкова (ныне прядильно-ткацкая фабрика имени С. И. Балашова), затем на фабрике Полушина. В 1904 года член Иваново-Вознесенского комитета РСДРП. Участник Революции 1905—1907, вместе с Михаилом Фрунзе организовал боевую дружину. 12 мая 1905 года началась всеобщая 72-дневная стачка иваново-вознесенских рабочих, которую организовали революционеры А.С.Бубнов (Химик), Н.Н.Колотилов (Лапа), Н.И.Подвойский (Мироныч), М.В.Фрунзе (Арсений). С 1907 года вёл партийную работу в Перми, член Пермского комитета РСДРП. Неоднократно подвергался преследованиям. После Февральской революции 1917 года в Иваново-Вознесенске секретарь горкома, затем губкома РСДРП(б); участник Октябрьской революции 1917 года. В 1918 году редактор газеты «Рабочий край». В 1919—1920 председатель Иваново-Вознесенского губисполкома; в 1920—1921 председатель губревкома и губисполкома в Гомеле; в 1921—1922 председатель Иваново-Вознесенского губисполкома. С 1922 года секретарь Донского комитета РКП(б); с 1925 года секретарь Иваново-Вознесенского губкома, затем Ивановского обкома ВКП(б); с 1932 года председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член коллегии Наркомпроса РСФСР. Делегат 12—17-го съездов партии; на 12-м съезде избирался кандидатом в члены, на 13—16-м — членом ЦК ВКП(б). Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Именно при Колотилове в Иваново и в Ивановской области с широким размахом велась антирелигиозная пропаганда. В этот период в Иванове были снесены замечательные церкви и соборы, преследовались священники. При Колотилове Ивановским отделением ОГПУ руководил сподвижник Генриха Ягоды — будущий начальник секретно-политического отдела ОГПУ Г.А.Молчанов. В 1930-е годы Н. Н.Колотилов в узком кругу критиковал линию партии и по доносам лиц из ближайшего окружения был арестован 9 марта 1937 года. Расстрелян 13 августа 1937 года. Сохранился протокол допроса Генриха Ягоды, где он «изобличает» Колотилова в «правом уклонизме». Его имя в Иванове носит улица.
В мемориале «Красная Талка» установлен гранитный бюст.
Литература: Их жизнь — борьба. Очерки о деятелях Северного комитета РСДРП. — Книга 2-я. — Ярославль: Верхне-Волжское книэное издательство, 1977. — Страницы 153—161; Депутаты первого Совета. Биографии. Документы. Воспоминания. Иваново-Вознесенск, 1905 год. — Москва: «Советская Россия», 1980. — Страницы 84-88; Революционеры текстильного края / Научный редактор-составитель В.П.Терентьев. — Ярославль: Верхне-Волжское книэное издательство, 1980. — Страницы 137—139; Первый Совет рабочих депутатов: Время, события, люди. Иваново-Вознесенск, 1905 / Научный редактор-составитель В.П.Терентьев. — Москва: «Советская Россия», 1985. — Страницы 186.
1880
Эмилиос Риадис (греческое имя — Αιμίλιος Ριάδης)
видный греческий композитор классической музыки и пианист XX века. Вместе с Мариосом Варвоглисома, Дионисием Лаврангасом, Георгием Ламбелетом, и Манолисом Каломирисом, является одним из основоположников современной Национальной греческой музыкальной школы. Одновременно Риадис является признанным поэтом. Эмилиос Риадис родился в городе Фессалоники, Македония, Османская империя, ныне Греция. Риадис был сыном фармацевта Эррика (Генриха) Chou (или Hou, первоначально «Houis»), из Цешина в Силезии, утверждавшего, что он грек по происхождению, и местной гречанки Анастасии Григориу-Нини. В начале своей творческой карьеры избрал себе псевдоним Эмилиос К. Элефтериадис, который затем сократил на Риадис. Первые уроки игры на фортепиано получил в своём родном городе, у ученика и друга Вагнера, Димитриоса Лалласа (1848—1911). С 1908 по 1910 учился фортепиано и композиции в Мюнхенской королевской академии музыки (Мюнхенская высшая школа музыки и театра) у Anton Beer-Walbrunn (1864—1929); С 1910 по 1915 продолжил учёбу в Париже у Гюстава Шерпантье и у Мориса Равеля, где ему уделили внимание французские и греческие коллеги. Florent Schmitt (1870—1958) именовал его «Греческий Муссоргский»; Равель именовал его mon geniale élève («мой блестящий студент»).
Рукопись «Цыганских песен», Риадиса
Салоникская консерватория
С началом Первой мировой войны, Риадис, как подданный Османской империи, был первоначально арестован, но затем, в 1915 году, был освобождён в вернулся в свой родной город, который с октября 1912 года вновь стал греческим. Почти через год после освобождения македонской столицы, в 1914 году, по решению премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса была создана Фессалоникская государственная консерватория. Организацию и дирекцию консерватории Венизелос поручил Александру Казандзису, которого с этой целью Венизелос пригласил из Брюсселя. Аналогично тому как его учитель, Равель, вступил во французскую армию, Риадис, по возвращении в Салоники в 1915 году, вступил в греческую армию, однако администрация Венизелоса сочла, что его место в новой консерватории. С 1916 года и до самой своей смерти, Риадис был профессором фортепиано Салоникской консерватории, а с 1920 года стал заместителем директора консерватории. В 1923 году получил «Национальную премию искусств и литературы». Говоривший на семи языках и доминирующий в музыкальной жизни города, композитор считался затворником и эксцентричным, его контакты с современными композиторами, такими как Каломирис и Митропулос, и поэтом Костис Паламас были редкими, что делает его биографию после репатриации малоизвестной. Кроме композиторской и преподавательской деятельности в Салониках, он читал лекции по китайской и древней египетской музыке и Моцарту. Риадис умер в своём родном городе 17 июля 1935 года.
Рукопись Истории музыки Риадиса
Оценка творчества Риадиса
Параллельно со своей музыкальной педагогической работой, Риадис наряду с Манолисом Каломирисом стал одним из инициаторов создания греческой Национальной музыкальной школы. С той лишь только разницей, что если Каломирис, в том что касается его техники, находился под влиянием немецкой музыки (Вагнер, Штраус), то Риадис оставался под влиянием французской музыки. Но у обоих лидеров национальной школы была общая цель: создание музыки с греческим лицом, музыки, которая независимо от любой техники, должна была исходить из этой земли и выражать её. Примечательно, что в марте 2002 года, на специальном концерте, организованном Афинским дворцом музыки, с целью отметить французское влияние на греческую музыку начала XX века, были представлены 4 композитора: 2 французских (Равель и Альбер Руссель) и 2 греческих (Риадис и Петрос Петридис). В дополнение к греческой народной музыке, Риадис также интересовался албанской, турецкой и другой азиатской музыкой, которые также отмечены в его композициях. Фортепиано в песнях Риадиса иногда имитирует различные народные инструменты. Риадис сегодня воспринимается как главный представитель греческого Импрессионизма. Музыковед Георгий Леоцакос пишет, что «Риадис — греческий импрессионист, музой которого является греческая народная музыка, но в руке он держит французское перо». Риадис написал более 200 песен и обработал более 100 народных песен. Благодаря своим песням, Риадис часто упоминается не только как «греческий Муссоргский», но и как «греческий Шуберт» и «греческий Вольф». К большинству своих песен Риадис написал стихи сам. Кроме этого, он писал прозу и написал около 200 страниц работ по истории музыки.
Память
Македонская столица чтит память Риадиса. Его именем назван концертный зал комплекса зданий Международной Салоникской ярмарки, один из двух залов нового Дворца музыки Салоник и одна из центральных улиц города. В 2000 году дальние родственники Риадиса из Греции и Бельгии подарили Музыкальной библиотеке Греции «Лилиан Вудури» архив Риадиса. Архив Риадиса состоит из 3529 листов. Из них 733 листов являются текстами прозы и поэзии, 563 листов разные документы и фотографии, в то время как музыкальные рукописи Эмилиоса Риадиса насчитывают 2233 листа. Благодаря усилиям работников Музыкальной библиотеки, музыковеда Георгия Леоцакоса и дирижёра Афинского государственного оркестра Вирона Фидедзиса, за последние 30 лет творчество Риадиса получило широкую известность. В 2005 году из музыкантов Государственного оркестра Салоник был образован квартет камерной музыки «Эмилиос Риадис».
Рукопись оперы Галатея Финал первого акта.
Рукой Риадиса написано:
«Αιμίλιος Ριάδης, Μακεδών, Σεπτ. 1912, Παρίσι, με την ελπίδα να κάμω κάτι καλλίτερο και Ελληνικό αργότερα» — «Эмилиос Риадис, Македонянин, сентябрь 1912, Париж, с надеждой сделать что-то лучшее и греческое позже».
Избранные работы
Оперные фрагменты: Галатея, («Γαλάτεια», Музыкальная драма в трёх актах, либретто P. Ch. Jablonski, 1912-1913; Зелёная дорога (La route verte, Опера в одном акте, либретто J. Valcler, 1914).
Музыкальное сопровождение: Саломея (Уайльд, Оскар), 1922); Гекуба (Еврипид), для оркестра 1927); Рике с хохолком (Riquet à la houppe T. de Banville 1929).
Инструментальная музыка: Колыбельная (Νανούρισμα для скрипки и фортепиано, 1908); Фуга до минор для фортепиано 1909; Трагическая прелюдия или Симфониетта (Prélude tragique — Symphonietta для фортепиано 1911); в редакции Македонские тени (Ombres macédoniennes для двух фортпиано, 1912); Три греческих танца (Trois danses grecques для фортепиано, 1925); Дань Равелю (Hommage à Ravel для фортепиано); Две сонаты для виолончело и фортепиано; Струнные квартеты соль минор, ре минор; Призыв к миру (Invocation à la paix для оркестра).
Хоровая музыка: Служба Иоанна Хризостома («Ιερά Λειτουργία Ιωάννου Χρυσοστόμου»); Христос Воскресе («Χριστός Ανέστη»); Служба Страстной Пятницы.
Песни: 18 опубликованных песен; Восточные песни («Chansonette Orientale»); Жасмины и минареты («Γιασεμιά και Μιναρέδες»); Пять македонских песен («Πέντε Μακεδονικά Τραγούδια»); 13 маленьких греческих мелодий («13 Μικρές ελληνικές μελωδίες»); 12 греческих и 3 албанские народных песен («12 ελληνικά και 3 αλβανικά δημοτικά τραγούδια»); 5 танцевальных песен («5 χορευτικά τραγούδια»); 2 танцевальных песен («2 χορευτικά τραγούδια»); 9 маленьких ромейских (греческих) песен («9 μικρά ρωμέικα τραγούδια»); 3 оплакивания («3 μοιρολόγια»); около 50 неизданных песен.
Поэтические сборники: 1907: Тени и Сны («Σκιαί και Όνειρα»); 1920: Появление двух любимых («Το Πέρασμα των 2 Αγαπημένων»); 1920 Македонский дневник (το «Μακεδονικόν Ημερολογίον»); 1920 Одна музыкальная история («Μία Ιστορία της Μουσικής»).
Источники: Το Λεξικό της Ελληνικής Μουσικής, Τάκης Καλογερόπουλος, τόμος 5;
http://digma.mmb.org.gr/Collection.aspx?cid=2.
Литература: Giorgos Leotsakos: Emilios Riadis (1880—1935), Booklet zu Emilios Riadis — Works I, Lyra Nr. CD 0116, Athen 1994; Giorgos Leotsakos: Emilios Riadis, in: The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London 2001. ISBN 0-333-60800-3; Dimitra Diamantopoulou-Cornejo, Les mélodies pour une voix et piano d’Emile Riadis: Aspects esthétiques entre les musique française et grecque au début du XXe siècle, Tours (Frankreich) 2001.
1886
Иосиф (Юзель) Юльевич Ахрон
русский и американский скрипач, композитор и музыкальный педагог. Ученик Л.Ауэра (скрипка) и А.Лядова (композиция) в Петербургской консерватории. Лауреат малой золотой медали консерватории и премии Михайловского дворца. Иосиф Юльевич Ахрон родился в городке Лоздзее Сейнкского уезда Сувалкской губернии, в еврейской семье Абрама Юделя Ахрона и Берты Марам. С двух лет обучался игре на скрипке у И. Лотто в Варшаве. Там же через три года стал брать уроки у Михайловича. А в 1891 году дебютировал в большом благотворительном концерте. Затем в 1895 году предпринял концертное турне по России, пользуясь большим успехом в целом ряде городов (Одессе, Киеве, Риге, Вильне, Гродно, и др.). Аккомпанировал ему и исполнял его фортепианные произведения младший брат — замечательный пианист, ученик А. Н. Есиповой — Исидор Юльевич Ахрон (1892—1948), друг и аккомпаниатор Яши Хейфеца в годы их жизни в США. В 1897 году Иосиф Ахрон выступал с концертами в Петербурге и за игру при дворе был награждён золотыми часами. В 1899 году отец Абрам Юдель Ахрон получил право на жительство в Санкт-Петербурге, где поселился на Невском проспекте, 61. В том же году Иосиф Ахрон поступил в Петербургскую консерваторию к профессору Л. С. Ауэру, у которого и окончил курс скрипичной игры в 1904 году, получив при выпуске премию Михайловского дворца (1200 руб.) и золотую медаль. Позднее брал уроки композиции у А.К.Лядова. Петербургская консерватория была единственным высшим учебным заведением в России без процентной нормы для евреев. В 1913-1916 годах Иосиф Юльевич вёл классы скрипки и камерного ансамбля в Харькове, где его учеником был Исаак Дунаевский. С 1922 года Ахрон жил в Берлине, а после посещения Палестины (1924) поселился в США (1925), где занимался концертной, педагогической и композиторской деятельностью. Умер в Голливуде (штат Калифорния, США) 29 апреля 1943 года. Сборник «Избранные пьесы», выпущенный в Санкт-Петербурге издательством «Композитор» в 2006 году, впервые знакомит исполнителей и любителей музыки с творчеством композитора. В сборнике представлены пьесы, демонстрирующие разнообразие творческой палитры композитора, а также его методическая работа «Об исполнении хроматической гаммы на скрипке» из книги «Основы скрипичной техники». Составитель сборника и автор вступительной статьи Ольга Генкина. Содержание сборника «Избранные пьесы»: Приношение Моцарту. Менуэт.ор.22 № 2; Приношение Шуману. Мельница.ор.22 № 3; Фугетта.ор.21 № 4; Жига.ор.21 № 5; Марионетки.ор.22 № 5; Кокетство.ор.15; Еврейская мелодия.ор.33. Редакция Я. Хейфеца; Ножницы. Свадебный еврейский танец.ор.42 (оригинальный вариант мелодии); Еврейская колыбельная.ор.35 № 2. Редакция Л.С.Ауэра; Колыбельная.ор.1. Посвящена великой княгине Ольге Александровне; Вторая колыбельная.ор.20. «У Ахрона есть духовные предки, — пишет В.Каратыгин в 1922 году, — астральные тела которых успешно исполняют роль лоцманов, направляющих по определенному пути плывущий по широким просторам звукового океана корабль скрипача-композитора. Его предки — немецкие классики и романтики во главе с Моцартом, Шуманом, Брамсом, а с другой стороны, в иных оборотах письма Ахрона живо чувствуется влияние безымянных, отдаленных пращуров сочинителя — отзвуки еврейских мелодий и ритмов. „Ориентальные“ элементы поняты и разработаны Ахроном своеобразно и содержательно. Немецкие веяния отнюдь не приводят его к слепой подражательности, они ассимилированы и переработаны по-своему. В итоге, интересная, свежая музыка — несомненный и немало ценный вклад в камерную скрипичную литературу». Ахрон — автор симфонической музыки, трех скрипичных концертов, двух сонат для фортепиано, вокально-инструментальных и камерных сочинений, музыки для кинофильмов, Эпитафии на смерть А.Скрябина. Значительное место в творчестве Иосифа Ахрона занимали сочинения с еврейскими мотивами: Симфонические вариации и соната на мотив еврейской народной песни в Палестине «Эль ивне һа-Галиль» («Б-г построит Галилею», 1915); «Киддуш һа-Шем» (1928);«Голем» для виолончели, трубы, валторны и фортепиано (1931); «Голем», сюита для камерного оркестра (1932); «Вечернее Субботнее б-гослужение» (1932); Концерт для фортепьяно (1941).
1886
Михаил Соломонович Богуславский
советский государственный и партийный деятель. Родился в посаде Крюкове Полтавской губернии, ныне в пределах города Кременчуга. Член Еврейской социалистической партии (1904—1908). Участник революции 1905—1907 гг. Состоял в Еврейской социалистической рабочей партии (1905-1917). После Февральской революции в 1917 г. стал одним из организаторов Кременчугского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, был избран заместителем председателя. В марте вступил в РСДРП(б). Был избран депутатом городской думы Кременчуга, стал членом Городской Управы. Делегат II-го Всероссийского съезда Советов. В годы Гражданской войны — член II Украинского Учредительного собрания, председатель исполкома Кременчугского горсовета, и Воронежского горкома партии; ответственный секретарь ВУЦИК и Совета рабоче-крестьянской обороны Украинской ССР (1919). В дальнейшем возглавил союз печатников в городе Москве и вошёл в ВЦСПС (с 1920). Заместитель председателя Моссовета (1922—1924), председатель Малого Совнаркома РСФСР (1924—1927). С 1923 года принадлежал к Левой оппозиции в ВКП(б), подписал «Заявление 46-ти».
Лидеры "Левой оппозиции" в 1927 году незадолго до их высылки из Москвы. Сидят слева направо: Л.Серебряков, К.Радек, Л.Троцкий, М.Богуславский и Е.Преображенский; стоят: Х.Раковский, Я.Дробнис, А.Белобородов и Л.Сосновский.
В декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б), был исключён из ВКП(б) и в начале 1928 года отправлен в Новосибирск, где работал заместителем председателя Сибирской краевой плановой комиссии. В 1930 году, после подачи заявления об отходе от оппозиции, был восстановлен в ВКП(б). В 1936 году работал начальником строительства Новосибирского завода горного оборудования. 5 августа 1936 года был арестован. Привлечён к сфабрикованному НКВД открытому политическому процессу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». 30 января 1937 года приговорён к смертной казни. Расстрелян в Москве 1 февраля 1937 года. В сентябре 1987 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор, посмертно реабилитировав Богуславского. Вместе с ним была репрессирована практически вся его семья. Братья: Лев Соломонович Богуславский (расстрелян 28 апреля 1938 г. реабилитирован в августе 1956 г.) и Рувим Соломонович Богуславский (расстрелян в 1937 году, впоследствии реабилитирован). Вторая жена - Татьяна Моисеевна Ханина была приговорена 10 апреля 1938 г. к 8 годам лишения свободы как "член семьи изменника Родины". Наказание отбывала в лагере "АЛЖИР". Сын - Адольф Михайлович расстрелян 13 июля 1937 г., реабилитирован 4 ноября 1958 г. ВКВС СССР. Дочь — Ревекка Михайловна в 1937 г. была арестована как «член семьи изменника Родины» и 11 декабря 1937 г. приговорена ОСО при НКВД СССР к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывала в лагере "АЛЖИР" до 27 ноября 1945 года. Уже после войны вышла замуж за единомышленника отца — И.Я.Врачёва. Родственник Цви Берехьяху-сионист, в Палестине с 1921 года. Был лидером группы Хе-Халуц и основателем киббуца Эйн Харод и мошава Кфар Виткин. Внук Цви-известный израильский математик и специалист по криптографии профессор Эли Бихам. Внучатый (троюродный) племянник (внук брата) - Михаил Викторович Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.
1886
Абиль Мендыбаев
чабан колхоза имени Энгельса Джангалинского района Западно-Казахстанской области Казахской ССР. Родился на территории современного Жангалинского района Западно-Казахстанской области Казахстана, в семье животновода. Казах. До коллективизации сельского хозяйства работал по найму (батрачил). С 1930 года трудился в местной сельхозартели чабаном, с 1941 года – старшим чабаном колхоза имени Энгельса. С середины 1940-х годов Абиль Мендыбаев ежегодно получал от каждой сотни овцематок в среднем 110–120 ягнят и являлся одним из лучших животноводов Западно-Казахстанской области (с мая 1962 года по июль 1992 года именовалась Уральской областью Казахской ССР) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития овцеводства, увеличении производства и сдачи государству мяса, шерсти и шкурок каракуля в 1957 году, и широкое применение в практике своей работы достижений науки и передового опыта Мендыбаеву Абилю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1961 году вышел на пенсию. Заслуженный мастер животноводства Казахской ССР. Награждён орденом Ленина (29 марта 1958) и медалями.
1886
Карло Мензе (немецкое имя — Carlo Mense)
немецкий художник — экспрессионист, представитель таких течений в германской живописи ХХ века, как рейнский экспрессионизм и новая вещественность, профессор искусств. Родился в городе Райне, Штейнфурт, Мюнстер, провинция Вестфалия, королевство Пруссия, Германская империя, в многодетной семье, по желанию отца после окончания средней школы изучает коммерцию. Не окончив курса, принимает решение стать художником. После прохождения военной службы К.Мензе, по совету Августа Маке, поступает в дюссельдорфскую Художественную академию, в класс Петера Янсена. После поездки с братом Рудольфом в Северную Италию, оказавшей большое влияние на формирование К.Мензе как художника, он продолжает обучение в Берлине (у Ловиса Коринта), в Веймаре и в мюнхенской Академии искусств. В 1910 году молодой художник возвращается в Рейнланд. Здесь он вступает в группу «Кёльнский сецессион», в 1911 году — в Гереон-клуб. В 1912 его работы экспонируются на знаменательной экспрессионистской выставке «Зондербунд» в Кёльне, в 1913 году К.Мензе участвует в организованной А.Маке выставке «Рейнский экспрессионизм» в Бонне. Мензе знакомится в популяризатором нового искусства Гервартом Уолденом, для экспрессионистских журналов которого «Акция» и «Штурм» художник создаёт графические работы и оформляет титульные листы. В 1914 году К. Мензе, вместе со своим другом, художником Генрихом Даврингхаузеном, совершает поездку в Аскону. Во время Первой мировой войны он служит в действующей армии в Бельгии, Польше и в России. В 1918 К. Мензе вступает в художественные группы «Молодой Рейн» и «Ноябрь». В это время состоялись его первые персональные выставки в галереях Мюнхена и Франкфурта-на-Майне. После вступления в брак в 1919 году с Верой Баске мастер часто приезжает и подолгу живёт в Мюнхене, где был близко знаком с Паулем Клее, Оскаром Кокошкой, Георгом Шримпфом, Александром Канольдтом. В 1920—1925 годах совершает поездку в Италию. В 1925 году К. Мензе участвует в выставке «Новая вещественность» в художественном музее Мангейма. В том же году он становится профессором Академии прикладного искусства в Бреслау (ныне — Вроцлав), где устанавливает дружеские отношения с такими художниками, как Оскар Шлеммер и Оскар Молл. После закрытия Академии в Бреслау в 1932 году и получения в 1933 Римской премии К. Мензе уезжает в Рим, где работает при Немецкой академии Вилла Массимо. В 1937 году, в ходе проводившейся национал-социалистами кампании против т. н. дегенеративного искусства, 37 работ К.Мензе были изъяты из немецких музеев и уничтожены. Сам же художник в качестве офицера германской армии был призван на фронт. После того, как при бомбардировке Кёльна была уничтожена его рабочая мастерская, художник живёт в Бад-Хоннефе. К его 70-летию в 1956 году прошла персональная выставка его полотен в Кёнигсвинтере. В 1961 году К.Мензе был награждён орденом «За заслуги перед ФРГ». Умер в городе Кёнигсвинтер, Рейн-Зиг, Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 11 августа 1965 года.
Могила Карло Мензена «Старом кладбище» в Бад-Хоннефе.
Литература: Drenker-Nagels, Klara: Carlo Mense: Sein Leben und sein Werk von 1909 bis 1939. Köln 1993, ISBN 3-927396-57-5; Grave, Johannes (изд.), Das Doppelgesicht der Großstadt. Carlo Mense, Josef Winckler und die Werkleute auf Haus Nyland (Kat. zur Ausst. im Kloster Bentlage, im August Macke Haus, Bonn und im Westfälischen Landesmuseum, Münster). Steinfurt 2002, ISBN 3-934427-17-0.
1886
Уильям Джон Паттерсон (William John Patterson)
канадский политик из провинции Саскачеван. Член провинциальной Либеральной партии, в 1935 году стал преемником Джеймса Гарфилда Гардинера на посту премьер-министра и первым уроженцем Саскачевана, занявшим эту должность. С 1909 года принадлежал к франкмасонству. На выборах 1944 года он уступил Федерации объединённого содружества Томми Дугласа, а в 1946 году ушёл в отставку из руководства Либеральной партии. Паттерсон был также лейтенант-губернатором провинции с 1951 по 1958 год, став первым, кто за свою карьеру был и премьер-министром, и лейтенант-губернатором провинции. Умер 10 июня 1976 года.
1886
Иосиф Овшиевич Перпер (впоследствии также Иосиф Иосиевич и Иосиф Иосифович)
российский издатель, редактор и журналист, деятель вегетарианского движения. Родился в местечке Старый Арциз Аккерманского уезда Бессарабской губернии (ныне райцентр в Одесской области Украины), в многодетной еврейской семье, переехавшей в Кишинёв, когда ему было 8 лет. Его отец, Овший Элевич Перпер, был занят в торговле тканями. В 1904—1906 годах проходил обучение в Торговой академии Санкт-Галлена в Швейцарии и в Германии, изучал языки, литературу, экономические и коммерческие науки. В 1908 году закончил коммерческое училище в Проскурове со званием личного почётного гражданина и кандидата коммерции. В 1904 году под влиянием статьи Л. Н. Толстого «Первая ступень» (1892) увлёкся толстовством и 1 ноября того же года стал вегетарианцем. Публиковался на темы вегетарианства в различных периодических изданиях России. С 1906 года сотрудничал в газете «Эхо Бессарабии». В январе 1909 года вместе с братом Моисеем Овшиевичем Перпером основал в Кишинёве журнал «Вегетарианское обозрение» (подзаголовок Единственный вегетарианский орган в России, с 1914 года Единственный вегетарианский журнал в России) и был его бессменным издателем. В том же году опубликовал в журнале свои впечатления от посещения Л. Н. Толстого в Ясной Поляне 1 и 3 июня 1909 года. В 1910 году редакция журнала переместилась в Киев. Журнал выходил до 1915 года (10 номеров в год, 2500 страниц в два столбца в каждом номере). Первым редактором журнала был Моисей Овшиевич Перпер, с 1911 года — Иосиф Овшиевич Перпер (с 1915 года именуемый Иосифом Иосиевичем Перпером). Журнал был на грани закрытия несколько раз, последний номер вышел в мае 1915 года, после чего он окончательно прекратил существование в связи с финансовыми сложностями и ужесточившейся в результате войны цензурой. В этом же журнале сотрудничал другой брат И.О.Перпера — журналист и врач Самуил Овшиевич (Иосифович) Перпер (1887—1953); помимо научно-популярных статей о пользе вегетарианства он вёл постоянную рубрику «Старый вегетарианец» (письма из Рима). 10—15 августа 1911 года впервые представлял русских вегетарианцев («русское отделение») на съезде и выставке немецких вегетарианцев в Дрездене. В 1909—1910 годах состоял в переписке с Львом Толстым, главным образом по вопросам вегетарианства; Толстой высоко отозвался уже о самом первом номере журнала «Вегетарианское обозрение», помог привлечь к сотрудничеству с ним нескольких литераторов, напечатал в нескольких газетах воззвание с просьбой о финансовой поддержке издания (1910). Как толстовец подвергался правительственным гонениям. Привлёк к сотрудничеству с журналом Шолом-Алейхема (переписка с которым сохранилась), М.П.Арцыбашева, А.Н.Черткову, В.Г.Черткова, Е.И.Попова, А.А.Гольденвейзер, И.Ф.Наживина, Н.Н.Гусева, И.И.Горбунова-Посадова, И.Е.Репина, Я.М.Гордина и многих других российских вегетарианцев. В 1911 году предпринял попытку основания еврейского вегетарианского издательства в Киеве и журнала на идише «דער װעגעטאַרישער געדאַנק» (дер вегетаришер геданк — вегетарианская мысль, с подзаголовком Единственный еврейский вегетарианский журнал в мире), к сотрудничеству в котором должны были быть привлечены Шолом-Алейхем, И.—Л.Перец, С.Г.Фруг, С.М.Абрамович и А. Рейзен. Вместо этого, вегетарианский журнал на идише начал в том же году издаваться в Нью-Йорке. Был делегатом нескольких Интернациональных вегетарианских конгрессов, выступал с лекциями о вегетарианстве в различных городах Российской империи. После закрытия «Вегетарианского обозрения» в 1915 году переехал в Москву, где вновь предпринял безуспешную попытку наладить издание журнала. Вместе с женой стал членом Московского вегетарианского общества. С июня 1919 года до 1922 года жил с семьёй в местечке Круглое Гомельской губернии и продолжал просветительскую деятельность в Могилёве. Вместе с женой боролся против преследования активистов вегетарианского движения властями. Возвратившись в Москву, на протяжении 1920-х годов продолжил публиковать статьи о мирровоззрении Л.Н.Толстого и вегетарианстве. В 1929 году вместе с В.В.Чертковым был избран делегатом от Московского вегетарианского общества на 7-й Международный вегетарианский конгресс в Штайншёнау, но в том же году общество прекратило своё существование. В последние годы жизни был особенно дружен с историком и литературоведом М.У.Шац-Аниным. Сохранилась переписка И.О.Перпера с И.И.Горбуновым-Посадовым и его женой Е.Е.Горбуновой-Посадовой (1934—1948-х годов), журналистом и издателем А.С.Зоновым (1870—1919), мемуаристкой А.К.Чертковой (Дитерихс, 1859—1927), В.Л.Юреневой (1956—1957 годов), секретарём Московского вегетарианского общества А.П.Алексеевым и другими адресатами. Умер в Москве 26 декабря 1966 года. Брат — писатель и журналист А.О.Перпер, книга его рассказов «Неудачник; Подлец» с предисловием поэта И.М.Левита вышла в 1899 году (Бендеры: Тип. А.Г.Александрова). Жена (с 1917 года) — литератор и активистка вегетарианского движения Эсфирь Исааковна Каплан (в замужестве Каплан-Перпер; 16 июня 1889 — 28 июля 1933), открыла вегетарианскую столовую в Полтаве (1909), в 1911—1915 годах была секретарём издаваемого будущим мужем журнала «Вегетарианское обозрение», вела обширную переписку с рядом российских и зарубежных литераторов и художников-вегетарианцев, сохранилась её корреспонденция с Л.Н.Толстым. Дочь — литературовед, источниковед и библиограф Мира Иосифовна Перпер (16 ноября 1918, Москва — 9 апреля 2001, там же). У И.И.Перпера были также сыновья Лев (?—1956) и Исай (1921—1992).
1886
Александр Семёнович Сахаров (настоящая фамилия — Цукерман)
танцовщик, хореограф, педагог и художник российского происхождения. Родился в Мариуполе (Российская империя), в семье коммерсанта Семена Цуккермана и Марии Полянской. В 1898 году переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской академии художеств, приехав в Париж в 1903 году, начал учиться живописи в Академии Жюлиана. Некоторое время был ассистентом актрисы Сары Бернар. Переехав в 1904 году в Мюнхен, начал посещать курсы танца и акробатики. В Мюнхене вошел в круг русских художников, был дружен с Евгением Коганом, Марианной Верёвкиной, Алексеем Явленским, Могилевским. В 1909 году вступил в «Новое Мюнхенское художественное объединение», в то же время началась его многолетняя дружба с художником Василием Кандинским. Сахаров стал первым мужчиной — представителем свободного танца в Европе. В 1910 году он впервые представил свой танец, поставленный по мотивам мифологических сюжетов и картин эпохи Ренессанса. В 1913 году в соавторстве с Кандинским создал авангардную сценическую композицию на музыку Гартмана — «Жёлтый звук». Совместно со своей партнёршей, а с 1919 года и супругой Клотильдой фон Дерп, он создал форму танца, которую назвал «абстрактная пантомима». Его танец был наполнен тонкой жеманностью, дизайн костюмов для выступлений он создавал самостоятельно. Настоящая известность пришла к Сахарову в 1922 году, после дебюта в Лондоне. Будучи евреем, во избежание преследования со стороны нацистов, в 1940 году Сахаров вместе с супругой отплыл из Испании в Южную Америку, где жил в Буэнос-Айресе до 1949 года. Вернувшись в Европу, он поселился в Италии, где сначала преподавал в Сиене, а затем, в 1952 году открыл собственную танцевальную школу в римском Палаццо Дориа. Был организатором международного балетного конкурса в Сиене. В последний раз вышел на сцену в 1953 году в Париже. В 1955 году провёл персональную выставку в римской галерее «delle Carrozze». Умер в Сиене (Италия) 25 сентября 1963 года. Похоронен в Риме, на некатолическом кладбище Тестаччо. В 1965 году в музее Парижской Оперы прошла мемориальная выставка, посвящённая танцовщику. Часть архива Сахарова хранится в библиотеке Гарвардского университета, часть приобретена Немецким музеем танца (Кёльн).
Библиография: 1943 — Réflexions sur la danse et la musique («Размышления о танце и музыке»); 1968 — Esprit et art de la danse («Дух и искусство балета»).
1887
Вера Ефремовна Пестель
российская художница, педагог. Вера Пестель родилась в Москве. Училась в Алфёровской гимназии. В 1900-х годах посещала частную студию французской художницы М. Фалиц, воскресные классы рисования Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1904—1906). В 1906—1907 годах училась в Школе рисования и живописи Константина Юона и Ивана Дудина. В 1909—1911 годах училась в частной студии К.Э.Киша, в 1912—1913 годах — в частной студии Василия Рождественского. Во время поездки во Францию в 1912 году посещала Академию La Pallete А. Ле Факонье и Жана Метценже. После возвращения из Франции работала в Свободной коллективной мастерской на Остоженке вместе с Владимиром Татлиным. В 1910-х годах принимала участие почти во всех авангардных выставках. В начале 1920-х годов работала как художник театра. В педагогике была сторонником свободного воспитания и максимального выявления способностей ребёнка к самовыражению. Гармонию понимала как средство устранения противоречий между ребёнком и миром. В 1920—1930 годах преподавала в школе «Детское творчество». В 1925—1926 годах разработала программу по изобразительному искусству для школ I и II ступени, в основе которой было «искусство самого ребёнка». В начале 1930-х годов отошла от художественной жизни. Член общества Супремус (1916—1917) Член Молодой (левой) федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1917—1918).Член объединения «Маковец» (1921—1925). Сооснователь (вместе со Львом Жегиным) объединения «Путь живописи» (1926—1930). Умерла в Москве 18 ноября 1952 года.
Публикации: Веры Пестель: Пестель Вера. Фрагменты дневника. Воспоминания. «О художественном произведении» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации — Москва: Наука, 2004. — Страницы 241—258. — ISBN 5-02-010251-2.
Литература о Вере Пестель: Бим-Бад Б.М. Пестель, Вера Ефремовна // Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — Москва, 2002. — Страница 393; Пестель Вера Ефремовна // Валяева М. В. Морфология русской беспредметности. — Москва: Виртуальная галерея, 2003. — Страница 563. — ISBN 5-98181-001-7; Коваленко Г.Ф.Кубизм Веры Пестель // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 233—240. — ISBN 5-02-010251-2.
1888
Йосеф Шломо Каханеман (имя на иврите - יוסף שלמה כהנמן; литовское имя — Joselis Kaganeumanas; также известен как ребе из Поневежа)
глава знаменитой Поневежской иешивы в Литве до Второй мировой войны, основатель израильской Поневежской иешивы, глава Совета мудрецов Торы, депутат Сейма Литовской Республики 2-го созыва. Родился в маленьком местечке Куляй в российской Литве, в котором жило около 300 человек, треть из них евреи. Учился в Телзской иешиве у раввинов Элиэзера Гордона и Шимона Шкопа. Затем год учился в Новогрудке и три года в Радуньской иешиве у Хафец-Хаима, в которой его другом и соседом по комнате был ребе Дов Коэн. Женился на дочери раввина Арье Лейба Рубина, бывшего тогда раввином Виджа. Когда тесть стал раввином Вилькомира, был избран вместо него на пост раввина Виджа. В 1916 стал главой Гродненской иешивы, где отличился организационными умениями, с этого времени занялся основанием подобных иешив. После смерти в 1919 году ребе Ицхака Рабиновича , стал раввином Поневежа и основал там иешиву «Купол Ицхака», в память о предыдущем раввине. В 1923—1925 годах был депутатом Сейма Литовской Республики. В должности раввина Поневежа оставался до присоединения Литвы к СССР в 1940 году. В 1940 переехал в Палестину и поселился в Иерусалиме. Раввин Каханеман и его сын Авраам единственные из семьи и иешивы, которые пережили Холокост. В 1944 году начал с помощью Хазон Иша организацию иешивы в Бней-Браке, названную в память о погибшей общине. Постоянные постройки иешивы были закончены только десять лет спустя. День торжественного открытия иешивы был назначен на 10 июня 1953 года, в годовщину прихода нацистов в Литву по еврейскому календарю. В отличие от большинства ортодоксальных раввинов, поддерживал сионизм, к примеру в день независимости вывешивал на здании иешивы израильский флаг (эта традиция сохранилась по ныне). Также раввинКаханеман основал детский дом для детей беженцев от холокоста и район Кирьят-Поневеж в городе Ашдоде, где восстановил Гродненскую иешиву. Поддерживал Тегеранских детей в их борьбе с израильским истеблишментом и призывал передать часть этих детей на воспитание в религиозные семьи, как хотели их погибшие в холокосте родители. Раввин Йосеф Шломо Каханеман умер в Бней-Браке (Израиль) 3 сентября 1969 года. Его сын раввин Авраам Каханеман стал после него руководителем Поневежской иешивы до своей смерти в 2009 году. Сейчас иешивой руководит его внук раввинЭлиэзер Каханеман.
Именем раввина названа улица в Бней-Браке. В честь него назван район Неот-Йосеф в Бней-Браке.
Библиография: אחד בדורו: קורות חייו, מאבקו ופעלו של רבי יוסף שלמה כהנמן מאת שמואל קול, תש"ל; הרב מפוניבז’: תולדות חייו של ר’ יוסף שלמה כהנמן רבה של ווידז ורבה האחרון של פוניבז’ שבליטא מאת הרב יואל שוורץ, תשנ"ז; הרב מפוניבז’: פרקי חיים ויצירה של רבי יוסף שלמה כהנמן מאת אהרן סורסקי, תשנ"ט.