-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111289
Комментариев: 6803
Написано: 119763


24 марта родились...

Воскресенье, 24 Марта 2024 г. 09:00 + в цитатник
Alexander_Grig._Troynitsky (560x700, 164Kb)
1807
Александр Григорьевич Тройницкий
русский статистик, товарищ министра внутренних дел, член Государственного совета Российской империи. Тайный советник, почётный опекун. Родился в Одессе. Александр Григорьевич Тройницкий принадлежал к дворянскому роду малороссийского происхождения, известного с начала XVIII века. Его отец Григорий Устинович Тройницкий (около 1774—1812) всю свою жизнь состоял на военной службе в рядах Ладожского пехотного полка, пройдя в нём путь от подпрапорщика (с 1793 года) до майора (с 1808 года). В начале Отечественной войны 1812 года он сражался с французами в корпусе генерала Н.Н.Раевского и умер от ран, полученных 23 июля в бою под Салтановкой. Мать А.Г.Тройницкого — Матрёна Фоминична, урождённая Волошина (1780-е — 1876, замужем с 9 февраля 1806 года), дочь капитана Елисаветградской инвалидной роты, прожила очень долгую жизнь, пережив сына и скончавшись в глубокой старости в имении Нагорное Кременчугского уезда Полтавской губернии. В семье родились ещё сыновья Алексей (1806?—?) и Николай (1811—1892).
Troinitskiy_Alexander_Grigorievich (493x700, 378Kb)
Александр Григорьевич Тройницкий.
Образование получил в Ришельевском лицее. В 1829 году был приглашён преподавать историю и географию в Одесском институте благородных девиц, где потом был инспектором. С конца 1820-х годов помещал статьи в местной газете. В 1834 году был назначен управляющим городской типографией и главным редактором «Одесского Вестника» и «Journal d’Odessa»; под его редакторством обе названные газеты привлекли новые силы и сделались более содержательными. В 1857 году Тройницкий был назначен заведующим статистической частью в статистическом комитете и членом главного управления цензуры при министерстве народного просвещения. В 1858 году Тройницкий был назначен членом совета министра внутренних дел; с 1861 года — товарищем министра; в этом звании он оставался до 1867 года, когда был назначен членом Государственного совета. С 1862 года — сенатор. С 1868 года — управляющий петербургскими сиротскими заведениями, почётный опекун. Умер в Санкт-Петербурге от холеры 24 марта 1871 года.
TroinitskiyVolkovskoe_cemetery_graves_2 (700x525, 515Kb)
Похоронен на Волковом православном кладбище Санкт-Петербурга.
За свою службу Александр Григорьевич был награждён следующими орденами: Орден Святого Станислава II степени (2 ноября 1844 года); Орден Святой Анны с императорской короной (23 ноября 1849 года); Орден Святого Владимира III степени (12 августа 1853 года); Орден Святого Станислава I степени (7 сентября 1856 года); Орден Святой Анны I степени (20 сентября 1859 года); Орден Святого Владимира II степени (4 января 1862 года); Орден Белого орла (16 апреля 1865 года); Орден Святого Александра Невского (13 января 1870 года). Был дважды женат. Первая жена — Елизавета Павловна, урождённая Домбровская (1819—1839); Вторая жена — Вера Ильинична, урождённая Булацель (1817—1893); у них дети: Сын — Николай (1842—1913) — Рязанский и Вятский губернатор, сенатор; Сын — Григорий (1844—1914) — член совета министра государственных имуществ, сенатор; Сын — Сергей (1846—1848); Сын — Владимир (1847—?) — тобольский губернатор; Дочь — Мария (1856—1859). Труды А.Г.Тройницкого: «О числе крепостных людей в России» (Санкт-Петербург, 1858); «Крепостное население в России по 10 народной переписи» (Санкт-Петербург, 1861). Источники: Тройницкий Александр Григорьевич // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 15-е января 1871 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1871. — Страницы 135—136; Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801—1906. — Санкт-Петербург, 2007. — Страницы 801—804. — ISBN 5-86007-515-; Модзалевский В.Л. Тройницкие / Малороссийский родословник. Том 5. Выпуск 1. — Киев, 1996. — Страницы 76-87. — ISBN 966-02-0081-1 — ISBN 966-02-0082-X; Редакция журнала. Александр Григорьевич Тройницкий. (Некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1871. — Том 5, № 120. — Страница 250; Тройницкий, Александр Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Malibran (535x700, 373Kb)
1808
Мария Малибран (испанское имя — María Malibrán; собственное имя — Мария Фелиция Гарси́а Ситчес, María Felicia García Sitches)
французская певица (колоратурное меццо-сопрано), легенда мирового оперного искусства.. По национальности испанка. Родилась в Париже, в музыкальной семье: отец — композитор, певец-тенор и педагог Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа (Россини написал для него партию графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике»), мать — оперное сопрано Хоакина Брионес, сестра — меццо-сопрано Полина Виардо, брат — баритон и педагог Мануэль Висенте Гарсиа. С 1811 семья поселилась в Неаполе. Мария впервые выступила на сцене вместе с родителями в 6-летнем возрасте. Училась музыке и пению у отца. В 1815 семья переселилась в Париж, затем в Лондон. Мария училась в монастырском колледже в Хаммерсмите под Лондоном, который закончила в 1824. Владела пятью языками, сочиняла (написала несколько песен и ноктюрнов), хорошо рисовала. Впервые появилась на сцене в шестилетнем возрасте. Вокальное образование получила дома, у своего отца. Вторично дебютировала на сцене Королевского Лондонского театра в роли Розины в «Севильском цирюльнике» (1825).
La_Malibran_(Maria)_par_F._Bouchot (593x700, 352Kb)
Затем с триумфом выступала в Париже, Нью-Йорке, Мехико. Подписала контракт с Итальянским театром в Париже (1828—1834). С блеском выступала в Милане и Венеции. Считалась одной из самых известных исполнительниц роли Дездемоны в опере "Отелло" (Россини). Красавица - стройная брюнетка с бледным лицом и сверкающими глазами, дивно владеющая чарующим голосом... Этим голосом и драматическим мастерством темпераментной певицы восхищались музыканты (Доницетти, Беллини, Россини, Мендельсон, Шопен, Лист), поэты (Ламартин, Мюссе), художники (К.Брюллов), писатели (Ж.Санд)... Малибран занималась и сочинением, ей принадлежит несколько песен, в том числе — на слова Марселины Деборд-Вальмор.

"И ария была во всем подобьем стона,
Что из груди извлечь способна лишь печаль,
Предсмертный зов души, которой жизни жаль.
Так пела перед сном последним Дездемона…
Сначала чистый звук, проникнутый тоскою,
Касался лишь слегка сердечной глубины,
Как бы опутанный тумана пеленою,
Когда смеется рот, но слез глаза полны…
Вот грустная строфа в последний раз пропета,
Огонь прошел в душе, лишенной счастья, света,
На арфу горестно, тоской поражена,
Склонилась девушка, печальна и бледна,
Как будто поняла, что музыка земная
Не в силах воплотить души ее порыв,
Но продолжала петь, в рыданьях замирая,
В свой смертный час персты на струны уронив". (А.Мюссе)

Не отставали от них и парикмахеры. В 1830-х в честь певицы стала модной простая, но изящная причёска "а-ля Малибран", полюбившаяся многим элегантным дамам (вспомните знаменитый портрет Натальи Гончаровой). Волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка... Исходным (чисто внешним) источником вдохновения служили причёски эпохи Ренессанса. Малибран была страстной почитательницей верховой езды. Безвременно скончалась во время представления от ран, полученных при падении с лошади: она не обратилась к врачу, боясь ампутации сломанной ноги. Сейчас трудно в это поверить, но знаменитая певица скончалась после травм, полученных при падении с лошади. Из боязни ампутации сломанной ноги (вот это комплекс ), отказалась от медицинской помощи... Умерла в Манчестере 23 сентября 1836 года.
Tombe_de_la_Malibran (525x700, 466Kb)
Похоронена в Брюсселе. Спустя годы после её безвременной кончины, о ней писали книги и снимали фильмы... О Марии Малибран написаны романы, снято несколько фильмов. В 1936 (по некоторым данным - 1935) в Нью-Йорке поставили оперу Р.Р.Беннета (1894-1981) "Мария Малибран", а Чечилия Бартоли записала к 200-летнему юбилею нашей героини альбом арий из её репертуара и дала серию концертов. Мария Малибран была дважды замужем. В 1831 году она познакомилась с бельгийским композитором и скрипачом Шарлем де Берио, с которым в ходе совместных гастролей у неё завязался роман. Малибран рассталась с мужем и при содействии маркиза де Лафайет в 1836 вышла замуж за Берио. Мендельсон сочинил по этому случаю свадебную арию. От их брака родился известный впоследствии музыкант и музыкальный педагог Шарль Вильфрид де Берио (Charles Wilfrid de Bériot, 1833-1914). В 1835 году ей был представлен Юлиус Бенедикт — немецкий пианист и композитор еврейского происхождения, в карьере которого она сыграла значительную роль.
Teatro_Malibran (525x700, 368Kb)
Театр Малибран в Венеции.
Ею восхищались Россини, Доницетти, Беллини, Шопен, Мендельсон, Лист, Т.Готье, К.Брюллов. Ей посвящали стихи Мюссе и Ламартин, её образ вошёл в роман Жорж Санд «Консуэло». О Малибран сняты фильмы Гвидо Бриньоне (1943, в главной роли — Мария Чеботарь), Саша Гитри (1944), Вернера Шрётера (1972) и др., написаны несколько романов. В 2007—2008 Чечилия Бартоли дала серию концертов к 200-летию Малибран. Литература: Соловьёв Н. Ф. Малибран, Мари Фелисите // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Pougin А., М.Malibran, P., 1911; Flament A., La Malibran, P., 1937; Lancellotti A., Le voci d’oro, 3 ed., Roma, [1953]; Arthur Pougin: Marie Malibran. Histoire d’une cantatrice. Genève: Minkoff Reprint, 1973; Reparaz C. de. María Malibrán (1808—1836). Estudio biográfico. Madrid: Servicio de Publicaciones del Ministerio de Educación y Ciencia, 1976; Bushnell H. Maria Malibran. A Biography of the Singer. University Park: Pennsylvania State UP, 1979; Giazotto R. Maria Malibran (1808—1836): una vita nei nomi di Rossini e Bellini. Torino: ERI, 1986; Fitz-Lyon A. Maria Malibran: Diva of the Romantic Age. London: Souvenir Press, 1987; Paliotti V. Maria Malibran: casta diva scandalosa. Napoli: F. Pagano, 1992; Willems S. Una voce poco fa: un chant de Maria Malibran. Paris: Autrement, 2000; Russell Law C. The nightingale: a novel about Maria Malibran. Philadelphia: Xlibris Corporation, 2005; Barbier P. La Malibran: Reine de l’opéra romantique. Paris: Pygmalion, 2005.

Сяоцюаньчэн孝全成皇后朝服像》 (372x700, 515Kb)
1808
Сяоцюаньчэн (китайское традиционное имя — 孝全成皇后)
третья официальная супруга цинского императора Айсиньгёро Мяньнина, правившего под девизом «Даогуан». Её личное имя не известно. Отцом был маньчжур Илин из могущественного клана Нюхуру, который служил в Сучжоу. В 1820 году скончался император Айсиньгёро Юнъянь, правивший под девизом «Цзяцин», и на престол взошёл Мяньнин, взявший девиз правления «Даогуан». В следующем году дочь Илина прошла отбор в императорские наложницы, и в 13-летнем возрасте оказалась в императорском гареме. В 1825 и 1826 годах у неё родились дочери, а в 1831 году — сын Ичжу. В 1833 году скончалась императрица Сяошэнчэн, и дочь Илина из клана Нюхуру была назначена старшей над императорскими наложницами, а в следующем году получила титул «императрица Сяоцюаньчэн». Умерла в Пекине 13 февраля 1840 года.

Mariano_José_de_Larra_(Museo_nacional_del_Romanticismo_de_Madrid) (585x700, 281Kb)
1809
Мариано Хосе де Ларра-и-Санчес де Кастро (испанское имя — Mariano José de Larra y Sánchez de Castro)
испанский поэт, прозаик, публицист, один из основоположников костумбризма. Родился в Мадриде. Отец Ларры, военный врач, был поклонником Великой Французской революции 1789 года, одним из тех, кого в Испании называли «офранцуженные» («los afrancesados»). После поражения Наполеона семья Ларры жила во Франции, и по возвращении на родину Ларре пришлось подучивать испанский язык. Эпоха, в которую жил и творил Ларра, была эпохой болезненного перелома. Это был революционный период, когда происходили болезненные изменения устройства страны, её экономических, социальных и политических традиций. Сложные процессы буржуазной революции, реакционное правление короля Фердинанда VII, отсталость Испании привели страну к состоянию маразма и уныния в культуре и общественной мысли. Испания в тот период уже не была страной феодальной, но так и не стала буржуазной, то есть переход к новому, более совершенному этапу замедлился. По меткому замечанию выдающегося испанского писателя и публициста Бенито Переса Гальдоса (1840—1923), «это был период маразма и слабости, который вызывал только жалость и презрение. XVIII век был для Испании веком упадка, и революция уже назревала. К периоду с 1680 г. и до наших дней мы испытываем лишь чувство глубокого отвращения». Этими причинами была вызвана полная беспомощность Испании, как во внешних, так и во внутренних делах. Блестящий XVIII век Просвещения во Франции уже прошел, Европа находилась в состоянии кризиса. В Испании царят уныние и неготовность к переменам, и что ещё хуже, нежелание перемен. В это сложное время на арену общественной мысли выходит Мариано Хосе де Ларра. Появление феномена Ларры было связано, прежде всего, с французским Просвещением, которое значит для мировой культуры больше, чем любое идейное течение — оно вдохновило и воодушевило поколения новых мыслителей и писателей во всем мире. В Испании оно подготовило появление Ларры. Неслучайно, наверное, и то, что отец Ларры любил Францию, и то, что их семья жила во Франции. В Испании эпохи правления Фердинанда VII, зарабатывать себе на жизнь литературой и тем более журналистикой было очень сложно: книг выходило мало, а количество газетных статей хоть и увеличилось, но были это в основном королевские эдикты и указы. Из-за крайне жесткой цензуры театр находился в состоянии упадка, и поставить новую пьесу было сложно. Литературная жизнь Мадрида ушла в кафе и частные собрания литераторов. Ларра начинает свою литературную деятельность с опубликования стихов и поэм, посвященных текущим историческим событиям. Это не было попыткой польстить властям, просто для начинающего литератора это было единственным способом выжить. Однако в этих стихах Ларре удавалось выразить и собственное мнение о происходящем. Следующим этапом становится критика. К серьёзной журналистике, к статьям о нравах и судьбах Испании, он приходит через литературную и театральную критику. Ларра становится журналистом, который смог через малое — обычаи и нравы, показать великое — эпоху и страну.
 (543x699, 58Kb)
В своих статьях Ларра выводит характер народа и размышляет о жизни в целом. Читая Ларру, изучаешь историю. Именно Ларра стал первым испанцем, который с позиций просвещенного европейца и горячего патриота рассказал о происходящем в стране. Его орудием стала журналистика. Именно она в тот момент была единственным способом «пробудить» народ. В его статьях все подчинено главной цели — донести свою мысль до читателя. В отличие от романтиков, к которым часто относят Ларру, в его творчестве содержание всегда определяло форму. Интересен творческий метод Ларры. Автор, задумавшись, ходил по улицам Мадрида, и там искал для своих статей сюжеты. Затем он изучал, обобщал и описывал увиденное на страницах газет. Ларра никогда не пишет прямо — он наводит на мысль. Эпоха властвования цензуры вынудила его надеть «маску», использовать различные псевдонимы, эзопов язык. Статьи Мариано Хосе де Ларры — горячие выступления, хроника происходящего, небольшие рассказы написаны иронично, легко и остроумно. Часто из простого рассказа вырастает едкой сатиры статья, в которой звучит жесткий сарказм. Содержание завуалировано, но серьёзному читателю все сразу становится ясно. Интересной и отличительной формой, используемой Ларрой в его творчестве, являются письма, написанные им разным людям о происходящем в Испании. Это позволяло ему добиться особого контакта и особой атмосферы близости к читателю. Скрытность, располагающий к спокойному диалогу тон, особая патетика Ларры — он всегда настроен саркастически, остроумные диалоги, яркие слова и выражения, помогающие лучше прочувствовать атмосферу описываемых событий. Характерные особенности всего творчества журналиста Ларры — восклицание, удивление, разочарование и совершенное отсутствие цинизма. В его статьях почти нет спокойного анализа фактов, душа романтика бунтует, летит, но, разочаровавшись в спокойном болоте современности, успокаивается, и великая энергия превращается в жгучую иронию. В других странах романтизм становился уделом сильных и гордых, превратившихся в героев поэтов: Байрон, Лермонтов. В Испании же, которая всегда словно насмехалась над остальным миром, настоящий романтик стал великим журналистом. В отличие от своих современников, в Ларре нет даже и намека на циничность — яркая отличительная черта философии просветителя. Необходимо любить свой народ и свою родину — только так можно принести ей пользу. Ларра всегда одинаково плохо относился к иностранцам, которые, приехав на восемь дней в Испанию, потом осуждали её и смеялись над ней («Variedades criticas» 17 сентября 1833 г.), и к современным ему испанцам. Испанцы часто вели себя не лучше: они считали, что все самое плохое может быть только в Испании, и объясняли все её проблемы вечным «Так уж повелось у нас в стране!» — «¡Cosas de España!»(«En este país»(«В этой стране») 30 апреля 1833 г.), не пытаясь ничего изменить. Это общее стремление защитить свою страну, справиться с её проблемы решительными, но обдуманными мерами, объединяет Ларру с представителями всей последующей испанской просветительной журналистики. Наверное, проблемы, стоящие перед гордым одиночкой Ларрой в его эпоху, были слишком серьёзными, поэтому так трагически и так рано прервалась его жизнь. Другой важной особенностью творчества Ларры является частое использование пародии в его статьях. Пародия всегда направлена на мир реальный, то есть Ларра пародирует реальные события и реальную эпоху. Получалась карикатура, помогавшая лучше понять истинный облик страны. В своих статьях Ларра не пытался описать нравы и причуды целого народа, а разбивал его на классы. Благодаря такому подходу в его статьях ему удалось построить огромное «здание» — общество Испании, переживающее болезненные изменения и перерождение. Классы, появляющиеся в его статьях, представляют и дополняют строгую картину, которую дает нам история. Не стоит забывать в этой связи о документальности статей и предельном реализме журналистики, основы которой заложил Ларра. Ларра — романтик, но романтик только душой, разум же его оставался чувствительным к происходящим изменениям. Ларра мог понять всю нелепость и ненужность романтики в его стране. Громких и красивых слов в королевских указах Фердинанда VII было много, а результатов — мало. Ларра был не только выдающимся публицистом, но и великим знатоком родного языка. Приехав из Франции, он через несколько лет написал учебник-словарь. В своей статье «Filología» («Филология») 10 октября 1833 года) Ларра пишет о важности языка, верно подмечая, что «для говорящего язык то же самое, что и ружье для солдата. Им и защищаются и убивают» (Larra Mariano J. «Artículos varios». Madrid, 1979, p. 293). Писатель не только рассуждает, но и приводит конкретные примеры неверного использования испанских выражений и слов. Напоследок он советует юношам, решившим посвятить себя литературе, больше времени посвятить изучению своих писателей, чем плохо переводить иностранных. В статье «Manía de citar y de epígrafos»(«Мания цитировать и давать всему эпиграфы») он осуждает писателей, стремящихся свои слабые произведения сделать лучше, цитируя римских мыслителей и французских писателей. «Если автор говорит правду и в произведении видна светлая мысль, то мы не знаем, что ему могут дать древние мудрецы. Если же книга слабая, то ни Гораций, ни Аристотель уже не помогут» (Ibid., p. 293). Ларра напоминает им, что "все уже сказано и написано на испанском (Ibid., p. 296). Использование цитат и эпиграфов лишь прикрывает скудость и бедность мысли, а это верный сигнал кризиса. Когда нет ничего своего, цепляются за старое и проверенное — латынь и французских писателей, и этим пресекают ход собственных размышлений. В своей знаменитой статье «El castellano viejo»(«Кастильская старина») он высмеивает и поражается ограниченности, замшелости, скудости мышления среднего класса в Испании. Патриотизм этих людей таков, что «за все иностранные красоты они не дадут и мизинца своей страны»(Ibid., p. 314). Это приводит их к крайности: гордясь своим, они не замечают отсталости. Люди, впадающие из крайности в крайность, оказываются в итоге в абсурдной ситуации. «Нет лучше образования, чем испанское. И предпочитают не иметь его» (Ibid., p. 314). Чрезмерное упрощение всего, что может показаться сложным, приводит к ограниченности. «Всему хорошему он дает плохие прозвища. Язык вежливости для него почти что греческий. Считает, что все воспитание это сказать „Бог да хранит вас!“ входя в комнату, и добавить: „С вашего разрешения!“, выходя. При встрече спрашивает у каждого об его семье, а прощаясь, обо всех»(Ibid., p. 315). Обстановку, царившую на празднике таких людей, Ларра описывает так: «Они говорили о том, что время идёт и о том, что зимой обычно холоднее, чем летом»(Ibid., p. 316) Ларра не осуждает, его насмешка не ехидная и циничная, а задумчивая и рассудительная. Писатель высмеивает старый замшелый мир испанской старины. Он выводит черты, определяющие мещанство любой страны: чрезмерную любовь ко всему земному, суетность, ограниченность, скудость мышления, нежелание учиться и страх ко всему новому. В «Vuelva usted mañana» («Приходите завтра») он жёстко высмеивает бюрократию, пустившую свои щупальца во все сферы общества. Появление бюрократии вместо истинного управления — болезнь, симптом разложения общественного организма. Отстающая Испания болела, и её необходимо было лечить. Никчёмный средний класс, бюрократия, массовость — болезни Испании эпохи Ларры. В 1832 году он публикует статью «Carta a Andres, escrita desde las Batuecas por el pobrecito hablador»(«Письмо Андресу, писаное с острова Батуэкас от его бедного Болтуна»), где он, используя образ воображаемой страны, критикует современную ему Испанию. Говоря о состоянии дел в духовной сфере, в области мысли он задается горьким вопросом: «В этой стране не читают, потому что не пишут, или не пишут, потому что не читают?.. Люди, которые не знают ничего, и люди, которые знают всё, также воруют и убивают. Книг никто не читает: „Вот если бы билеты в оперу или на корриду!“» (Ibid., 270). Ларра в воображаемом диалоге с четырьмя обывателями пытается доказать им, что знания и науки очень нужны, но его аргументы словно бы опровергаются самой жизнью, точнее меркантильной, стяжательской её стороной. Знания нужны, но сугубо практические. «Знания для тех, кто не знает, чем заняться. — Мой дядя генерал, и для того, чтобы носить меч и сверкать камзолом, не нужно много знать. — В моей семье никто не учился, потому что люди „голубой крови“ не должны работать, и если вы скажете, что дон Фулано добился многих благ знаниями и науками, я пожелаю ему успехов. — Для того чтобы зарабатывать деньги, науки не нужны»(Ibid., 275). Ларра делает вывод: «От этого идёт нежелание учиться, а, не учась, ничего не знаешь. Отсюда и наше отвращение к книгам, а всё это приводит к проблемам нашей страны»(Ibid., 275). Образ старухи, которая читает свои газеты так медленно, что только в 1829 году она дошла до номеров за 1823 год, символизирует отстающую Испанию. «Мы никогда ничего не видим и не хотим смотреть вперёд»(Ibid., 277). Яркими образами своей публицистики он смог выразить и дать названия многим явлениям жизни Испании. Страна Батуэкас как символ отставания и отдаления Испании от мира, видение мира как карнавала, где все играют свои роли и носят маски, суетность общественного, публичного человека. Унылый Мадрид часто видится почти кладбищем, а Европа кажется жестокой и безжалостной. Ларра ушёл из жизни в родном городе 13 февраля 1837 года, очень рано, в двадцать восемь лет. В истории испанской мысли и испанской культуры Ларра остаётся как человек, который первым придал профессии журналиста смысл. До Ларры самостоятельной журналистики, журналистики как явления в Испании просто не существовало. Журналистика не была общественным институтом, самостоятельной силой и независимым образованием. После Ларры она стала явлением и неотъемлемой частью культуры Испании. Всё, заложенное им, действует и сейчас, а его произведения остались такими же актуальными и влиятельными, как и много лет назад. Публикации на русском языке: Сатирические очерки/ Составление и вступительная статья К.Н.Державина, 3.И.Плавскина. Москва: Гослитиздат, 1956. Сочинения: Obras, [t.] 1-4, Madrid, 1960; Ensayos satíricos, Moscu, 1967; в русском переводе - Сатирические очерки, [вступительная статья К.Н.Державина и З.И.Плавскина], Москва, 1956. Литература: Gómez Santos М., «Figaro» о la vida de prisa, Madrid, 1956; Atocha S. de, Larra, Madrid, 1964; Bellini G., Larra e il suo tempo, Mil., [1967]; UIIman P. L., Mariano de Larra and Spanish political rhetoric, Madison, [1971] (библиография страницы 403-413); Тертерян И.А. Мариано Хосе де Ларра и некоторые проблемы формирования испанского романтизма//Неизученные страницы европейского романтизма, Москва, 1975, страницы 240—277; Kirlpatrick S. Larra: el laberinto inextricable de un romántico liberal. Madrid, 1977; Плавскин 3. И. Мариано Хосе де Ларра и его время: Сатирическая публицистика ранних буржуазных революций в Испании.- Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977.- 182 страницы; Ortega y Gasset J. Ensayos sobre la generación del 98. Madrid, 1989; Shaw D. La generación del 98. Madrid, 1989; Navas Ruiz R. El romanticismo español. Madrid, 1990; Menendez Pidal R. Historia de España. Madrid, t. 39., 1996; Lain-Entralgo P. La generación del 98. Madrid, 1997; Chabas J.Literatura española contemporanea 1898—1950. Madrid, 2001.

 (575x699, 37Kb)
1809
Жозеф Лиувилль (французское имя — Joseph Liouville)
французский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (c 18 декабря 1840), член Парижской Академии Наук (1839), профессор Политехнической школы (1833) и Коллеж де Франс (1839) в Париже. Родился в городе. Сент-Омер Систематически исследовал разрешимость ряда задач, дал строгое определение понятию элементарной функции и квадратуры. В частности, исследовал возможность интегрирования заданной функции, алгебраической или трансцендентной, в элементарных функциях, и разрешимость в квадратурах линейного уравнения 2-го порядка. Доказал, что специальное уравнение Риккати интегрируется в квадратурах только в тех случаях, которые были даны еще Бернулли. В честь Лиувилля были названы поверхность Лиувилля и сеть Лиувилля, а также несколько математических теорем. Лиувилль закончил Политехническую школу в 1827 г. После нескольких лет ассистентуры в разных учреждениях, включая Центральную школу Парижа, в 1838 г. был приглашён в Политехническую школу в качестве профессора. Получил членство в Коллеж де Франс по математике в 1850 г. и по механике в 1857 г. Кроме академических достижений он был очень талантливым организатором. Лиувилль основал «Журнал чистой и прикладной математики» (французское название — Journal de mathématiques pures et appliquées), который поддерживает свою репутацию до настоящего времени, для продвижения математических работ. Он первым прочитал неопубликованные работы Галуа и осознал их важность, они были опубликованы в журнале в 1846 г. Лиувилль также некоторое время занимался политикой и стал членом Национальной ассамблеи в 1848 г. Однако после ликвидации выборов в Ассамблею в 1849 г. ушёл из политики. Умер в Париже 8 сентября 1882 года. Литература: J.Liouville. Mémoire sur l’intégration d’une classe de fonctions transcendantes // J. Reine Angew. Math. Bd. 13, p. 93-118. (1835); Г.Н.Ватсон. Бесселевы функции Том 1; Discours, prononcés aux funérailles de in. Liouville, "Comptes rendus hébdomadaires des séances de L"Académie des sciences de Paris", 1882, t. 95, р. 467-71; Синг Дж.Л., Классическая динамика, перевод с английского, Москва, 1963.

Carl_Dahl_1812-1865_by_Kirchhoff (531x700, 189Kb)
1812
Нильс Карл Михаэль Флинт Даль (датское имя — Niels Carl Michaelius (Michael) Flindt Dahl)
датский художник-маринист времён золотого века Дании. Родился в Фоборге. В 1835 году К.Даль поступает в Королевскую датскую академию изящных искусств. Здесь он занимается исключительно морской тематикой в живописи под руководством профессора К. В. Эккерсберга. Молодой художник делает натурные этюды на морском побережье, пишет изображения фрегатов и других морских судов. После окончания академии К.Даль совершает учебную поездку в Италию и по Средиземноморью. Позднее он посещает Португалию (в 1840 году), Германию и Францию (в 1852 и 1855), Норвегию (в 1861 году), Великобританию и Фарерские острова (в 1862). Умер в Фредериксберге 7 апреля 1865 года. Будучи страстным художником-маринистом, К.Даль становится уже в 1840-е годы одним из ближайших друзей Эккерсберга и помогает ему в дорисовке полотен в его мастерской. В 1849 году за картину «Корабли, проплывающие мимо Кронборга» (Skibe, der ere passerede Kronborg) живописец был удостоен премии Нёйхаузен. Наиболее значительные полотна К.Даля хранятся в городском художественном музее Фредериксберга. Галерея: Панорама на площадь Ларсена близ копенгагенского порта (1840); Лиссабонский рейд (1843); Сражение у острова Гельголанд (1864); Фрегат во время шторма (1846).

Логановский, Александр Васильевич (597x700, 223Kb)
1812
Александр Васильевич Логановский
русский скульптор, мастер декоративной скульптуры классицизма ( место ударного слога в фамилии документально не зафиксировано). Учился в воспитательном училище при Академии Художеств. За барельеф: «Гектор в ложнице Елены укоряет Париса за бездействие» был награждён малой золотой медалью, а за статую «Русского юноши, играющего в свайку» (гипсовый экземпляр находится в музее Александра III) — большую золотую медаль. А.С.Пушкин писал об этой, и парной ей статуе Н.Пименова «Юноша, играющий в бабки», приветственное стихотворение («Юноша, полный красы…»). Отлитые из чугуна, обе эти статуи поставлены перед Царскосельским Александровским дворцом, у колоннады. В Риме Логановский изваял мраморную фигуру «Аббадона» и группу «Молодой Киевлянин» (гипс), доставившие ему звание академика. По возвращении скульптор сделал два барельефа для Исаакиевского собора: «Благовестие ангела пастырям» и «Избиение младенцев» (в южном портике). В Москве он, с 10 сентября 1839 года, совместно со скульпторами П.К.Клодтом, Н.А.Ромазановым и другими, занялся изготовлением для внешних стен храма-памятника в «русско-византийском» стиле - Храма Христа-Спасителя (строился почти 40 лет) колоссальных рельефных образов и фигур святых и ангелов (1847—1849), отличающихся прекрасным рисунком и силой лепки. В 1854 году Логановский был назначен профессором Академии Художеств. Скончался в Москве 30 ноября 1855 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Loganovskygrave (540x700, 358Kb)
Надгробный памятник на могиле Логановского на Ваганьковском кладбище.
Работы: Статуи «Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в свайку» у Александровского дворца; Левая ниша Южного фасада Исакиевского собора в Санкт-Петербурге; Правая ниша Южного фасада Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. Подлинные горельефы с Храма Христа Спасителя работы А.В.Логановского (1847—1849 гг.): На территории Донского Монастыря находятся фрагменты ценнейших памятников истории, снесённых в Советское время, находящиеся в собственности МУАРа имени Щусева; "Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями", скульптор А.В.Логановский; "Встреча Давида, победившего Голиафа", скульптор А.В.Логановский; "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.", скульптор А.В.Логановский; "Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами", скульптор А.В.Логановский; "Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями", скульптор А.В.Логановский.

1814
Алексей Иванович Узатис
русский горный инженер в области горного дела. Родился в селе Архангельские Городищи Ставропольского уезда Симбирской губернии. В 1835 окончил Санкт-Петербургский институт корпуса горных инженеров. С 1840 преподавал там же, в 1844 вышел в отставку. В 1843 Узатис опубликовал "Курс горного искусства", который сыграл в свое время большую роль как руководство, научно обобщающее проблемы горной техники. В книге особое внимание было уделено вопросам горной механики, бурения, взрывным работам, системам разработок, креплению горных выработок. В ней было дано аналитич. обоснование ряда процессов, сопутствующих добыванию полезных ископаемых (водоотлив, подъем, доставка). Узатис сделал попытку применить в горном деле, в частности при расчете рудничной крепи, известные в то время положения строительной механики. В 1844 за "Курс горного искусства" Узатис был награжден Санкт-Петербургской Академии Наук Демидовской премией. Умер 7 октября 1875 года. Сочинения: О тюрбине, устроенной близ Фрейберга в Саксонии, "Горный журнал", 1839, части 1—3, книги 1, 4, 7; О количестве теплотвора, отделяющегося колошником доменной печи, там же, 1839, часть 3, книги 7; Новое устройство при поднятии руд, там же, 1839, часть 2, книга 5; Об употреблении газов, отделяющихся из доменных колошников в заводе Вассеральфингене, там же, 1840, часть 1, книга 1; Дополнительные сведения о пудлинговании газами доменных колошников, там же, 1840, часть 1, книга 2. Литература: Остромецкий А.А., Алексей Иванович Узатис. Москва, 1951.

Pascal_Duprat_ca1880 (665x700, 285Kb)
1815
Паскаль Пьер Дюпра (французское имя — Pascal Pierre Duprat)
французский политический деятель и дипломат. Родился в коммуне Ажетмо, департамент Ланды, Франция. Во время июльской монархии писал в республиканских газетах; после февральской революции основал с Ламенне газету «Le peuple constituant». Избранный в учредительное собрание, принадлежал к умеренным республиканцам. По его предложению Париж был в 1848 году объявлен в осадном положении, а Кавеньяк облечён диктаторской властью. В ночь государственного переворота 2 декабря 1851 года был арестован и, изгнанный из Франции, долгое время жил в Брюсселе, затем в Лозанне, где получил профессуру в академии. В 1871 году избран в национальное собрание и примкнул к крайним левым. С 1876 — 1881 г. был депутатом, а потом посланником в Чили. Умер 17 августа 1885 года. Из сочинений Дюпра выдаются: "Essai historique sur les races anciennes et modernes de l’Afrique septentrionale " (1845); «Timon et sa logique» (1845); «Les tables de proscription de Louis Bonaparte et ses complices» (1853); «Les encyclopédistes, leurs travaux, leurs doctrines et leur influence» (1865); «La conjuration des petits états en Europe» (1867); «Les révolutions» (1870); «Frédéric Bastiat» (2-е издание, 1878); «L’esprit des révolutions» (1879).

Emanuel_Leutze (652x700, 255Kb)
1816
Эмануэль Готлиб Лойце (Emanuel Leutze)
американский и немецкий художник. Родился в Швебиш-Гмюнде, Вюртемберг. Эмануэль Лойце в 1825 году, будучи девятилетним ребёнком, прибыл в США. Изучал живопись в Филадельфии. В 1850 году Лойце возвращается в Германию, где обучается в Дюссельдорфской академии художеств у Карла Фридриха Лессинга. Основной темой художника в живописи стала историческая, творчество же его по стилю можно отнести к дюссельдорфской школе. Наиболее известное полотно Э.Лойце — «Вашингтон переправляется через Делавэр» — было написано во время пребывания его в Германии; виды реки Делавэр же списаны с рейнских пейзажей у города Кайзерверт (ныне — часть Дюссельдорфа). Длительное время Э.Лойце возглавлял «Союз взаимопомощи дюссельдорфских художников». В 1848 году по его инициативе создаётся художественное объединение «Малкастен», в 1856 — «Товарищество немецких художников». В 1842 году Лойце приезжает в Мюнхен, а оттуда — в Венецию и Рим. В 1845 он возвращается в Дюссельдорф. Даже в это время его полотна изображают преимущественно события истории — например, «Колумб перед Высшим советом в Саламанке». К этой картине примыкают другие, отражавшие события XV—XVIII столетий: «Колумб у ворот монастыря Ла Нагида», «Сэр Уолтер Рэли и королева Елизавета на прогулке» (1845), «Торквемада поддерживает короля Фердинанда, отказывающего в приёме посольству от евреев» (1846), «Вашингтон в битве у Монмута» (1852—1854) и др. В 1859 году Э.Лойце возвращается в США, где ему было поручено украсить своими историческими картинами помещения и залы заседаний американских Конгресса и Сената в вашингтонском Капитолии. В 1861 году художник, выполняя этот заказ, создаёт монументальную настенную картину «Westward the Course of Empire Takes Its Way». Творчество Э.Лойце прославлено в США за свою национальную, патриотическую направленность. Умер в Вашингтоне 18 июля 1868 года. Галерея: Вашингтон переправляется через Делавэр (1851); Вашингтон в битве у Монмута; Наш путь лежит на запад от Империи; Колумб перед королевой (1843); Свет и тени (1856); Миссис Шейлер сжигает своё поле перед нападением англичан (1852); Штурм Теокалли Эрнаном Кортесом; Генерал Эмброуз Бернсайд; Портрет Натаниэля Готорна (1862); Янтарное ожерелье (1847); Портрет Уильяма Морриса Ханта; Художник Уортингтон Уайтредж в своей мастерской (1865). Литература: Anne Hawkes Hutton: Portrait of Patriotism: Washington Crossing the Delaware. Radnor, Pennsylvania: Chilton Book Company 1975. ISBN 0-8019-6418-0; Michael Rehs: Wurzeln in fremder Erde: Zur Geschichte der südwestdeutschen Auswanderung nach Amerika DRW-Verlag, 1984, ISBN 3-87181-231-5 (Seite 125—127: Der Künstler).

Shuvalov (596x700, 178Kb)
1817
Андрей Павлович Шувалов
предводитель дворянства Санкт-Петербургской губернии, председатель губернского земского собрания, писатель из рода Шуваловых. Генерал-майор (1865), действительный статский советник (1873). Сын графа Павла Андреевича Шувалова (1777—1823) и княжны Варвары Петровны Шаховской (1796—1870), правнук генерал-фельдмаршала П.И.Шувалова. Рано потеряв отца, вместе с братом Петром воспитывался матерью, официальным их опекуном был назначен близкий друг их отца М.М.Сперанский. Получил домашнее образование, детские годы и юность провел по большей части за границей. Будучи против третьего замужества матери с князем Бутера ди Ридали, в 1835 году поступил в армию и уехал на Кавказ, где поступил подпрапорщиком в Грузинский гренадерский полк, но вскоре перевелся в Нижегородский драгунский. Существует предположение, что Шувалов поехал на Кавказ не добровольно, а был сослан Николаем I за какую-то провинность. Беспрестанные стычки с горцами дали Шувалову возможность отличиться, получить знак отличия военного ордена и быть произведенным в офицеры. Участвовал в экспедициях 1836 года, в том числе с 12 по 17 сентября для сооружения Александрийского укрепления; был ранен в правый бок, 14 мая 1837 года произведен за отличие в делах в прапорщики; в 1838 году прикомандирован к лейб-гвардии Гусарскому полку. На Кавказе служил в одном полку с Лермонтовым, а позже в столице они вместе посещали салон Карамзиных и входили в «кружок шестнадцати», неформальным лидером которого был Лермонтов. Князь М.Б.Лобанов-Ростовский так отзывался о Шувалове: «…граф Андрей Павлович Шувалов, несколькими годами старше брата, храбро сражался на Кавказе, где получил солдатский Георгиевский крест и рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо, казавшееся несколько сонным, но вместе с тем плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре. При худощавом сложении у него были стальные мускулы и удивительная ловкость на всякого рода физические упражнения: он стрелял из пистолета, фехтовал, делал гимнастику, прыгал в длину и высоту как профессиональный артист, превосходно справлялся с самыми горячими английскими лошадьми. Он очень нравился женщинам, благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким и приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка — с другой. Он сам очень гордился этими своими достоинствами… У него был легкий и поверхностный ум с большой долей упрямства, которое он принимал за силу характера; он был хорошим товарищем и во всех отношениях истинным джентльменом.» В 1840 году был назначен адъютантом к князю Паскевичу; в 1840 году стал поручиком. В 1842 году в связи с ранением Шувалов вышел в отставку и уехал за границу. Через шесть лет снова поступил на военную службу адъютантом к главнокомандующему действующей армией и в 1849 году в чине поручика был пожалован свитским званием флигель-адъютанта. Затем Шувалов по высочайшему повелению был командирован для наблюдения за рекрутскими наборами: в 1849 году в Пензенскую губернию, в 1850 году в Лифляндскую, в 1852 году в Харьковскую и в 1853 году в Оренбургскую. По высочайшему же повелению был командирован в 1854 году в Ревель для раздачи пособий жителям, а в 1861 году — в Харьковскую губернию по крестьянскому делу. Служил в Кавалергардском полку в чине полковника. 31 января 1865 года вышел в отставку с присвоением чина генерал-майора, с этой же даты утратил звание флигель-адъютанта.
Shuvalov1 (546x700, 233Kb)
На гравюре 1870-х годов
В 1864 году В.П.Шаховская (Бутеро-Родали) подписала «предварительный домашний акт», а 13 июня 1865 года в Париже — завещание. Первым документом она передавала в дар сыновьям Пермское родовое имение «в полное и вечнопотомственное владение». 8 мая 1864 года братья Пётр Павлович и Андрей Павлович поделили его на две части, подписав раздельный акт. Андрею Павловичу достались Юго-Камский завод и Новоусольские и Ленвенские соляные промыслы с земельными дачами площадью 440 400 десятин. Во вторую часть Петра Павловича вошли Лысьвенский, Бисерский и часть Кусье-Александровского завода, а также Крестовоздвиженские золотые и платиновые прииски и 496 156 десятин земли. За собой княгиня оставила только выкупные ссуды бывших крепостных крестьян. Принимал деятельное участие в работе Петербургского земского собрания, закрытого в январе 1867 года по приказу императора, усмотревшего в его деятельности дух мятежа и своеволия. Шувалов как наиболее активный оратор земского собрания был выслан в Париж на три года. В 1869 году ему было позволено вернуться на родину. Был избран на два трехлетия (1872 и 1875 годы) предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии; в этой должности он получил чин действительного статского советника, а за труды по первому призыву на основании нового устава о воинской повинности — орден Святого Станислава I степени. С 1872 года был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге. Скончался Шувалов скоропостижно 26 апреля 1876 года, совершенно неожиданно для окружающих, ещё накануне заседая в думе. На его похоронах не было никого из прямых родных, распорядителем был свояк. Толпа извозчиков (до нескольких сотен) явилась к дому Шувалова на улице Моховой, дом 10, чтобы нести гроб до Невского и тем выразить свою благодарность покойному. П.А.Валуев писал о графе Шувалове: «Какая пестрая, неровная, везде и во всем незаконченная жизнь! Было время, я к нему ощущал искреннюю дружбу, но он отбил это чувство». Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Земский деятель
Особенно известен Шувалов как земский деятель. С возникновением земских учреждений он посвятил себя земскому делу; в деятельности этой последовал, по независящим от него причинам, некоторый перерыв, но, принявшись снова за то же дело, он проявил энергичность и основательное знакомство с предметом. Широко образованный, с твердыми убеждениями и инициативой, Шувалов отстаивал независимость городского самоуправления и соответствовал требованиям времени в вопросах налога на труд, расходясь при этом во взглядах с экономической позицией городской думы; его энергии Петербург обязан отрицательному решению вопроса о монополий извозного промысла. Его смерть помешала разрешить вопрос о порядке выборов в городскую думу. Все обширные занятия по земскому делу не мешали Шувалову уделять время другим вопросам; он принимал участие во многих комитетах и комиссиях, в том числе по рабочему вопросу, и содействовал организации международного статистического конгресса в Санкт-Петербурге.
Награды и премии: Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Владимира IV степени с бантом; Знак отличия военного ордена.
Shuvalova_by_Levitsky (481x700, 193Kb)
Софья Михайловна Шувалова
Семья
4 сентября 1844 года в Вене женился на Софье Михайловне Воронцовой (15 апреля 1825—27 августа .1879), фрейлине двора (1843), дочери князя Михаила Семёновича Воронцова от брака с Елизаветой Ксаверьевной Браницкой. Семейная жизнь Шуваловых сложилась не особенно удачно, супруги мало подходили друг другу и жили разными домами. Граф с 1850-х годов имел связь с другой женщиной, в доме которой и умер. По словам С.Д.Шереметева, Софья Михайловна была «существо безобидное и совершенно бесцветное, никогда не отличавшаяся красотой и крайне неразвитая физически и умственно». Последние годы проживала в Швейцарии, где и скончалась от болезни сердца. Похоронена в Веве на местном кладбище Сен-Мартен. В браке имела семерых детей, которых воспитывала одна: Елизавета Андреевна (1845—1924), супруга (с 1867) графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837—1916); Павел Андреевич (1846—1885), жена Елизавета Карловна Столыпина (1852—1939), урожд. баронесса Пилар фон Пильхау. Унаследовал княжеский титул своего деда М.С.Воронцова вместе с его имениями. Детей не оставил; Екатерина Андреевна (1848—1931), супруга Николая Петровича Балашова (1840—1931); Михаил Андреевич (1850—1903), холост, наследник майората Воронцовых; Пётр Андреевич (1854—3 ноября 1857), похоронен на кладбище на Монмартре в Париже; Мария Андреевна (1856—1900), супруга Николая Ивановича Булычева; Андрей Андреевич (1857—1857).
В литературе
Во время службы в Нижегородском драгунском полку познакомился с М.Ю.Лермонтовым. По предположению современников, поэт мог воплотить в образе Печорина («Герой нашего времени») некоторые черты характера и внешности Шувалова.
Источники: Граф Шувалов 2. Андрей Павлович // Список полковникам по старшинству. Исправлено по 3-е июня. — Санкт-Петербург : Военная типография, 1864. — Страница 223; Граф Шувалов Андрей Павлович // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 10-е мая 1874 года. — Санкт-Петербург : Типография Правительствующего сената, 1874. — Страницы 1199—1200; Редакция журнала. Граф А.П.Шувалов, предводитель дворянства Санкт-Петербургской губернии (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1876. — Том 15, № 383. — Страница 346; Шувалов, Андрей Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Сборник биографий кавалергардов. 1826—1908 //Составлен под редакцией С.Панчулидзева. — Санкт-Петербург, 1908. — Страница 186.

AVDEEV_Aleksei_Andreevich1 (602x700, 177Kb)
1819
Алексей Александрович Авдеев
русский архитектор, академик архитектуры, художник и археолог. Один из основателей Московского архитектурного общества. А.А.Авдеев родился в селе Бедьково Новосильского уезда Тульской губернии, в семье помещика Тульской губернии дворянского рода Авдеевых, Александра Алексеевича Авдеева, и Марии Петровны Авдеевой (в девичестве — Рейхенберг). С 1831 года учился в 1-й Московской гимназии, которая в 1837 году, времени окончания её Авдеевым, уже 4 года была Московским дворянским институтом. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора помощников столоначальника. С 12 февраля 1844 года стал исполнять должность помощника архитектора М.Д.Быковского. В 1845—1846 годы Авдеев составил проект здания астрономической обсерватории Московского университета, позже реализованный (Нововаганьковский переулок, 5). В апреле 1850 года получил право на производство строительных работ по гражданским сооружениям и был назначен младшим архитектором Попечительского совета заведений общественного презрения в Москве (фактически состоял в этой должности с 10 мая 1848 года). В конце 1851 года Авдеев отправился, с целью изучения художественных памятников, в Германию, Францию и Италию, откуда сообщал свои наблюдения и впечатления в «Московские Ведомости» и в сборник профессора П.М.Леонтьева «Пропилеи». В 1853 году находился с Леонтьевым при археологических раскопках на Таманском полуострове в устье Дона и занимался срисовыванием найденных там древностей. Постоянным сотрудником Авдеева был академик живописи А.Е.Корнеев. В 1855 году, 24 мая, вышел в отставку с чином коллежского асессора. В 1856 году он предпринял путешествие в Италию. Поселившись в Крыму, построил: церковь святого Николая на севастопольском военном кладбище, в память павших защитников города (1857—1870) — за эту постройку он был награждён орденом Святого Владимира IV степени; часовню над могилой князя М.Д.Горчакова (1856—1860), на том же кладбище; часовню на Инкерманской высоте, в воспоминание смотра войскам, произведённого императором Александром II после падения Севастополя (1862); Владимирский собор в Севастополе над могилами адмиралов (в 1882 году освящена нижняя церковь, в 1888 году — верхняя) — за проект храма А.А.Авдеев получил большую золотую медаль на московской Политехнической выставке 1872 года. В 1867 году Авдеев стал одним из основателей Московского архитектурного общества. В 1871 году за возведённые в Крыму церковные сооружения Императорская Академия художеств возвела его в академики без требования от него исполнения особой программы. В 1874 году вступил в Московское археологическое общество, в качестве члена которого входил в комиссии по обследованию храма Василия Блаженного и церквей Чернигова; в 1878 году принял участие в реставрации Бахчисарайского дворца.
АвдеевPovarskaya_Street_31-31 (700x465, 424Kb)
Жилой дом на Поварской улице в Москве.
Авдеевым также были выполнены: проекты церквей в византийском стиле — для Новосильского уезда Тульской губернии (1872—1873) и в армянском стиле — для Севастополя (1873—1874); мраморный иконостас для домовой церкви лицея цесаревича Николая в Москве (1873—1875); часовни для кладбища Пер-Лашез (1874—1875). Умер 30 марта 1885 года в Санкт-Петербурге, куда прибыл по делам строительства храма. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Портреты А.А.Авдеева были выполнены Н.Е.Макухиной в 1860-х годах в Севастополе. В 1884 году академик С.Ф.Александровский написал акварельный портрет. Литература: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страница 17. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Авдеев, Алексей Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Авдеев Алексей Александрович // Словарь русскихъ художниковъ. — Составитель Н.П.Собко. — Том 1. — Выпуск 1. — Санкт-Петербург, 1893. — Столбцы 6—13; Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года. Биографический словарь / Крашенинников А.Ф. — Москва: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, 2007. — Том I «А». — Страницы 23—24. — 288 страниц. — 2000 экземпляров.

Friedrich_Theodor_von_Frerichs (593x700, 220Kb)
1819
Фридрих Теодор фон Фрерикс (немецкое имя — Friedrich Theodor von Frerichs)
немецкий клиницист и патолог. Ученик И.Шенлейна. Родился в Аурихе. Медицинское образование получил в Берлине и Гёттингене; с 1848 года профессор в Гёттингене, в 1850 году директор поликлиники в Киле, в 1851 году профессор по кафедре частной патологии и терапии в Бреславле и директор клиник. В 1859 году назначен преемником Шёнлейна в Берлинском университете и директором клиники «Шарите». С 1879 года издавал вместе с Лейденом Zeitschrift für klinische Medizin. Труды по вопросам физиологии пищеварения, болезней почек, печени, диабета и др. Способствовал внедрению в клинику естественно-научных, в том числе лабораторных и экспериментальных, методов исследования. Умер в Берлине 14 марта 1885 года.
Friedrich_Theodor_von_FrerichsGrabstätte_Großgörschenstr_12_(Schön)_Friedrich_Theodor_von_Frerichs2 (700x434, 547Kb)
Могила Фридриха Теодора фон Фрерикса, Großgörschenstraße 12, Берлин-Шенеберг, Германия.
В берлинском особняке Фрерикса в настоящее время размещается Посольство Швейцарии. Библиография: «Klinik der Leberkrankheiten» (1861, переведен на многие европейские языки); «Die brightsche Nierenkrankheit» (1851); «Ueber Gallert- und Kolloidgeschw ü lste» (Геттинген, 1847); «Ueber den Diabetes» (Берлин, 1884); Кроме того, Фрерикс поместил ряд статей в «Handwörterbuch der Physiologie» Вагнера (Брауншвейг, 1842—53) и «Handwörterbuch der Chemie» Либига, Поггендорфа и Вёлера (1849—65).

Alexandre_Edmond_Becquerel,_by_Pierre_Petit (539x700, 266Kb)
1820
Александр Эдмон Беккерель (французское имя — Alexandre-Edmond Becquerel)
французский физик, сын Антуана Сезара Беккереля, отец Антуана Анри Беккереля. А.Э.Беккерель родился в Париже. В 1820 г. получил в Парижском университете степень доктора. С 1849 по 1852 год был профессором в агрономическом институте Версаля. С 1853 г. — заведующий кафедрой физики Консерватории искусств и ремесел. С 1878 г. был профессором и администратором в естественно-историческом музее. Также А.Э.Беккерель являлся президентом общества содействия национальной промышленности и членом института. Работы: Изучение солнечного спектра и электрического света («Comptes rendus de l’Acad. des sc.», 1839—1841); Законы нагревания гальваническим током («Lois du degagement de la chaleur pendant le passage des courants electriques»); Действие солнечных лучей на тела («Effets produits sur les corps par les rayons solaires»); Совместно с сыном произвел много исследований над электричеством и фосфоричностью; часть их находится в его большом сочинении: «Свет» («La lomiere, ses causes et ses effets», Париж, 1867—1868, 2 тома); В сотрудничестве с А.Кагуром сделал определения преломляющих способностей жидкостей; В сотрудничестве с Э.Фреми — провел электрохимические исследования; Отделение электричества в гальванических батареях; Электрические явления, происходящие от освещения тел; Световые явления как следствие освещения: наблюдения вне красной части спектра посредством действия фосфоричности; Термоэлектрические изыскания; Действие магнетизма на все тела; Фосфоричность, возбуждаемая солнечным светом; Цветное фотографирование солнечного спектра.
 (508x699, 100Kb)
Относительно цветной фотографии спектра надо заметить, что цвета изображения спектра, полученного на серебряной поверхности, были очень несовершенны и что от действия света изображение мало помалу обесцвечивается. Опыты Беккереля интересны как первые попытки фотографирования с сохранением натуральных цветов; В 1865 г. построил фосфороскоп — прибор для наблюдения кратковременных процессов свечения; Вышеприведенное перечисление работ Эдмона Беккереля, хотя ещё не полное, показывает как разнообразны предметы его исследований. Большая часть их описана в «Annales de chim. et de phys.» (Серии III, IV и V), а также в «Comptes rendus de l’Acad. des sciences»; В 1886 г. был избран членом Шведской королевской академии наук. В 1888 г. избран иностранным членом Лондонского королевского общества. Умер в родном городе 11 мая 1891 года. Источники: Беккерель Александр-Эдмон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Храмов Ю. А. Беккерель Александр Эдмон // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Москва: Наука, 1983. — Страницы 27-28. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте).

Fanny_Crosby (424x700, 156Kb)
1820
Фанни Кросби (Fanny Crosby)
американская поэтесса, автор известных евангельских гимнов. Самый известный её гимн: «Blessed assurance, Jesus is mine» (твердо я верю, мой Иисус, 1873), который исполняется на богослужениях в протестантских церквях (103 из «Сборника гимнов Церкви Ингрии» от 1994 года). Также ей принадлежит авторство гимна: «Tell Me the Story of Jesus» («Весть об Иисусе скажи мне», 1880). Родилась недалеко от Нью-Йорка. Она являлась прямым потомком английских пуритан, которые осели в Новой Англии ещё в начале XVII века. В 6 лет она потеряла зрение. В Нью-йоркской школе для слепых она получила музыкальное образование и научилась пению (сопрано). Её выступления были настолько успешными, что она исполняла песни даже в Конгрессе США. Умерла 12 февраля 1915 года. В 1858 году она вышла замуж за Александра ван Альстайна, с которым познакомилась ещё в 1843 году. Муж её тоже был слеп и занимался музыкой. От их брака родилась дочь, которая умерла ещё в детском возрасте.

Matilde_Marchesi (568x700, 179Kb)
1821
Матильда Маркези де Кастроне (немецкое имя — Mathilde Marchesi de Castrone, урожденная Грауман, Graumann)
немецко-австрийский музыкальный педагог. Родилась во Франкфурте-на-Майне. Училась пению сперва в Вене, а затем в Париже у Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа, здесь же вышла замуж за певца Сальваторе де Кастроне, выступавшего под псевдонимом Сальваторе Маркези. В 1849 г. дебютировала на оперной сцене как певица (меццо-сопрано), однако особенно значительным голосом не обладала и уже в 1854 г. перешла к преподаванию, сделавшись одной из наиболее крупных фигур в преподавании оперного вокала. Первоначально Маркези преподавала в Венской консерватории, с 1861 г. в Париже, с 1865 г. в Кёльне, с 1868 г. снова в Вене. Среди учениц Маркези — Эмма Невада, Этелка Герстер, Нелли Мелба, Эмма Кальве, Эмма Имс, Надежда Забела-Врубель, Зельма Курц, Роза Папир, Майкки Ярнефельт, Софи Рёр-Брайнин и многие другие, а также Бланш Маркези, её дочь. «Школа пения», написанная Маркези, была переведена на многие европейские языки (русский перевод 1888, последнее издание 2005) и переиздаётся до сих пор. Умерла в Лондоне 17 ноября 1913 года.

1821
Дженнет Трелфолл (Jennette Threlfall)
английская поэтесса. Родилась в Блэкберне, Ланкашир, Англия, в семье торговца вином. Осиротев в раннем возрасте, Дженнет жила в доме своих дяди и тети — Баннистер и Мэри-Джейн Экклз в Блэкберне. Лейланд. Позже она жила со своей двоюродной сестрой — Сарой-Элис Эштон, в местечке Dean’s Yard, Вестминстер. Однажды с нею произошел несчастный случай, сделав девушку пожизненно инвалидом, давая при этом много времени, чтобы писать стихи и церковные гимны. Свои произведения она часто отсылала для печати анонимно. Впервые они были собраны и изданы небольшим тиражом под названием Woodsorrel or Leaves from a Retired Home в Лондоне в 1856 году. Позже Трелфолл отобрала 15 стихов из Woodsorrel, добавив 55 других, и опубликовала всё это под названием Sunshine and Shadow, Poems by Jeannette Threlfall в Лондоне в 1873 году. Третье издание её произведений вышло в 1880 году и называлось New Edition. With In Memoriam from the Sermons of the Dean of Westminster and Canon Farrar. Умерла 30 ноября 1880 года в госпитале St. George’s Hos­pi­tal, Лондон, Англия. Похоронена на кладбище High­gate Cemetry в Лондоне. Одно из её произведений — «Arrichion» — было посвящено древнегреческому атлету Арихиону.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку