-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109982
Комментариев: 6802
Написано: 118455


23 февраля родились...

Пятница, 23 Февраля 2024 г. 05:15 + в цитатник
Иван_Константинович_Хованский_(1885—1918) (483x700, 122Kb)
1885
Иван Константинович Хованский (иногда ошибочно — князь Хованский
офицер Русской императорской армии, полковник Лейб-гвардии Литовского полка, участник Первой мировой войны и «белого» движения Гражданской войны, командир 1-го Марковского полка (1918). Уроженец Саратовской губернии, Российская империя, православного вероисповедания. Сын офицера (подполковника). Имел младшего брата, гвардейского офицера, Николая Хованского. Общее образование получил в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе (окончил курс), затем окончил по 1-му разряду и 1-й категории Киевское военное училище. 5 мая 1905 года был произведен из фельдфебелей в подпоручики и выпущен в Лейб-гвардии Литовский полк (город Варшава). По данным на январь 1909 года, был подпоручиком того же полка. 19 декабря 1909, за выслугу лет, был произведен в поручики (старшинство в чине — с 5 мая 1909). На январь 1914 года Иван Константинович Хованский (Хованский 1-й) — штабс-капитан Лейб-гвардии Литовский полка, младший офицер полковой учебной команды.
Его брат Николай (Хованский 2-й) — поручик того же полка, младший офицер 1-й роты. В составе Лейб-гвардии Литовский полка вступил в Первую мировую войну. В боях был трижды ранен, награждён пятью боевыми орденами и Георгиевским оружием. В августе 1916 года был произведен в капитаны гвардии, а 19 декабря того же года — из капитанов в полковники, со старшинством с 1 августа 1916. Осенью 1917 года, после захвата власти большевиками, участвовал в уличных боях в Петрограде. В ноябре 1917 года Хованский прибыл на Дон и вступил в Добровольческую армию. В последних числах ноября командовал сводным отрядом из Офицерской роты и Юнкерского батальона, который занял Ростов и очистил его от большевиков: во время боя за город Хованский приказал взводу офицерской роты «оказать моральную поддержку» пластунам; взвод подошёл к пластунам в то время, когда те завели переговоры с парламентёрами большевиков; офицеры парламентёров расстреляли. В декабре 1917 Хованский стал «главноначальствующим» Ростова, после чего служил в третьей Офицерской роте. Иван Константинович принимал участие в Первом Кубанском походе: был в рядах 1-го Офицерского генерала Маркова полка. 1 апреля 1918 года он был назначен командиром 3-й роты Офицерского полка, а с 21 по 27 апреля — по приказу генерала Сергея Маркова временно командовал всем полком (принял полк у полковника Николая Дорошевича, сдал должность полковнику Николаю Тимановскому). В период своего командования, при «налете на Сосыку», получил ранение; по выздоровлении, в июне 1918 года, полковник Хованский был назначен командиром второго батальона Марковского полка, с которым и выступил во Второй Кубанский поход. В бою у станицы Выселки Иван Константинович был тяжело ранен и 24 июля 1918 года скончался от ран; похоронен на станции Тихорецкая. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 31 января 1915); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 2 декабря 1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 20 ноября 1915): «…за то, что в ночь с 4-го на 5-е мая 1915 года, при наступлении полка на позицию у деревни Буды-Пржесек, вызвавшись произвести уничтожение неприятельской минной галереи, с явной опасностью для жизни, днём произвёл разведку подступов к этой галерее, затем лично выработал план нападения двумя партиями и повёл таковые, став во главе одной из партий. Произведя нападение под сильным действенным ружейным и пулемётным огнём неприятеля и взорвав ложемент, штабс-капитан Хованский, несмотря на сильный огонь неприятеля, отправился в образовавшуюся после взрыва воронку, в 100 шагах от неприятельских окопов, убедиться в действительности произведенного взрыва и возвратился к своему полку лишь после того, как лично убедился, что оба входа в галерею противника им разрушены.»; Орден Святого Станислава II степени с мечами (Высочайший приказ 27 мая 1916); Орден Святой Анны II степени с мечами (Высочайший приказ 30 ноября 1916); Высочайшее благоволение «за отличия в делах...» (Высочайший приказ 21 февраля 1917); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Приказ Армии и Флоту 5 ноября 1917). медали: «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (1912); «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913).
Семья
Иван Константинович Хованский был не женат.
Младший брат — Николай Константинович Хованский (Хованский 2-й) (20 июня 1887 — 14 июля 1918) — уроженец Саратовской губернии, общее образование получил в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе, в 1907 году окончил Александровское военное училище. Был офицером Лейб-гвардии Литовского полка (в 1909 году — подпоручик), в 1915 — штабс-капитан, полковой адъютант; 5 сентября 1917 произведен из капитанов гвардии в полковники, участник «белого» движения. После Октябрьской революции он принимал участие в боях в Москве, после чего оказался в Добровольческой армии, где в ноябре 1917 года заведовал распределением добровольцев в Новочеркасске — сменил на этом посту полковника Евгения Шмидта. С 10 по 15 декабря 1917 года полковник Николай Хованский командовал группой при взятии Ростова, после чего, с января по март 1918 года, действовал в тылу у большевиков, «уведя» перед этим из Минеральных Вод бронепоезд. Погиб 14 июля 1918 года под Армивиром, или — по несколько отличной версии — был убит летом 1918 в горах по пути в Екатеринодар. Николай Константинович также 31 июля 1916 был удостоен Георгиевского оружия: «…за то, что 28 июля 1915 года в бою у деревни Волицы, когда соседние части принуждены были под натиском оставить свои позиции, что вызвало отступление по всему фронту дивизии, продолжал упорно удерживаться на своём участке, отражая повторные атаки противника с фронта и с фланга, и тем обеспечил общее отхождение.»
Литература
Книги: Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. — Санкт-Петербург : «Нева», 2002. — 671 страница. — ISBN 5-7654-1810-4; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва: Минувшее, 2015. — 790 страниц. — 1000 экз. — ISBN 978-5-905-901-18-8; Шабанов В.М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920; (Биобиблиографический справочник). — Москва: Русскiй мiръ, 2004. — 922 страницы. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-89577-059-2; 1-й Марковский полк: Командиры полка // Марков и марковцы / составители Р.Г.Гагкуев, H.Л.Калиткина, В.Ж.Цветков. — Москва : Посев, 2001. — 604 страницы. — (Белые воины). — ISBN 5-85824-146-8; Павлов В.Е. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917—1920 годов: в 2-х книгах. — Париж: Типография Сергея Березняка, 1962—1964. — 796 страниц; Волков С.В. Глава IV. Офицерство в Белом движении: Юг // Трагедия русского офицерства. — Москва : Центрполиграф, 2001. — 508 страниц. — (Россия забытая и неизвестная). — ISBN 5-227-01562-7; Волков С.В. Офицеры российской гвардии: Опыт мартиролога. — Москва : Русский путь, 2002. — 571 страница. — ISBN 5-85887-122-4; Общий список офицерским чинам Русской императорской армии. — Санкт-Петербург.: Военная типография, 1909. — 493 страницы; Князь Хованский Иван Константинович (1–й) // Сопротивление большевизму. 1917—1918 гг / составитель С.В.Волков. — Москва : Центрполиграф, 2001. — 608 страниц. — (Россия забытая и неизвестная). — ISBN 5-227-01386-1. Статьи и приказы: Хованский Иван Константинович // Георгиевские кавалеры Великой войны / Федеральное архивное агентство. — 2014. — № 9899; Хованский Николай Константинович // Георгиевские кавалеры Великой войны / Федеральное архивное агентство. — 2014. — № 9900; Георгиевское оружие: Николай Хованский // Высочайшие приказы о чинах военных 1916 года: в 12 томах / Николай II. — Петролград, 1916. — 18 июля. — Страницы 25—31; Святого Равноапостольного Князя Владимира с мечами и бантом // Разведчик : журнал / Редактор-издатель В.А.Березовский. — Санкт-Петербург: Типография Тренке и Фюсно, 1915. — 17 февраля (№ 1267). — Страницы 57—58. Архивные источники: РГВИА. Фонд 409. Опись 1. Дело послужной список 377-084; РГВИА. Фонд 400. Опись 12. Дело 27321. Листы 440—451; РГВИА. Фонд 409. Опись 1. Дело послужной список 1718; РГВИА. Фонд 2579. Опись 2. Дело 1288. Листы 8 оборот—9.

Ventura_Garcia_Calderon (446x700, 113Kb)
1886
Вентура Гарсия Кальдерон (испанское имя — Garcia Calderon Ventura)
перуанский писатель, дипломат. Родился в Париже. В 1930 г. и 1933-1935 гг. председатель Перу в Лиге Наций. До 1949 г. на дипломатической службе в разных странах Европы и Америке. Известность принесли остросюжетные и экзотические рассказы из перуанской жизни, сборники «Месть кондора» (1924), «Смертельная опасность» (1926), «Цвет крови» (1931), «Перуанская литература. 1535-1914» (1914). Умер в родном городе 27 октября 1969 года.

Oskar_Lindberg (477x700, 167Kb)
1887
Оскар Фредерик Линдберг (шведское имя — Oskar Frederik Lindberg)
шведский романтический композитор, музыкальный педагог. Родился в Коппарберге (Гагнеф, Швеция). Оскар Линдберг окончил Стокгольмскую консерваторию. Обучался у известных педагогов – Андреаса Халлена и Эрнста Эльберга. С 1914 года занимал должность церковного органиста в одной из стокгольмских церквей, с 1919 вел класс композиции в консерватории, преподавал в местных вузах. Уроки композиции и гармонии у Оскара Линдберга брала шведская пианистка Сунделль, воспитанница Зауэра. Романтическая музыка Оскара Линдберга вобрала в себя черты произведений Рахманинова и Сибелиуса, фольклора Швеции, а также элементы импрессионизма. С 1926 года и до самой своей смерти являлся членом Шведской Королевской академии музыки. Умер 10 апреля 1955 года. Награды: Медаль Litteris et Artibus. В 1939 году Оскар Линдберг составил сборник гимнов Церкви Швеции. Племянник композитора, Нильс Линдберг, стал известным джазовым музыкантом. Одной из самых известных записей произведений Линдберга являются Симфония фа мажор, сочинение 16 (создававшаяся в период с 1913 по 1916 годы), Рапсодия на основе шведской фольклорной музыки и небольшая пьеса «Три впечатления от путешествия», исполненные эребруским симфоническим оркестром под руководством Стига Вестерберга. Некоторые критики (в частности Дейв Льюис) полагают, что в симфонии многие могут заметить влияние Римского-Корсакова, во «Впечатлениях» — Сибелиуса, а вот в Рапсодии никто не найдет даже намека на популярную Рапсодию Альвена, настолько она самобытна и неординарна уже по одной своей конструкции, близкой к сюите – произведение состоит из нескольких очень коротких кусочков, основанных на традиционной шведской музыке.

LUTKIE (484x700, 107Kb)
1887
Ваутерус Леонардус Лютки (нидерландское имя — Wouterus Leonardus Lutkie)
нидерландский политический деятель, священник. Родился в Хертогенбосе. Лютки происходил из богатой семьи бизнесмена. Поначалу находился под влиянием идей Эрнеста Хелло и Леона Блуа. Но вскоре Лютки заинтересовался национализмом в сочетании с католицизмом. Получил сан священника в 1919 году. Опубликовывал свои статьи в журнале Vreugde, которые вызвали спор с его епископом. В 1924 году Лютки посетил Италию. Он остался доволен поездкой. До поездки Ваутер симпатизировал идеям Шарля Морраса, но после неё Лютки стал поклонником идей Бенито Муссолини. В 1930 Лютки основал собственный журнал Aristo. Он просуществовал до 1943 года, но журнал возродился после войны и функционировал до 1965 года. Лютки перевёл работы Муссолини на нидерландский язык и публиковал интервью с лидером итальянского фашизма. Ваутер искал пути сближения с Чёрным фронтом и Арнольдом Мейером, так как Лютки пытался соединить фашизм и традиционное христианство. Ваутеру удалось создать малочисленную, но фанатичную группу последователей. Лютки никогда не интересовался нацизмом и не поддерживал Мюссерта, не сотрудничал с немцами. После войны Лютки не сталкивался с обвинениями в коллаборационизме и продолжил публикации в журнале «Aristo». Умер в Нюланде 23 января 1968 года.

1887
Карл Ноймер (немецкое имя — Karl Neumer)
немецкий велогонщик, серебряный и бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. На Играх 1908 в Лондоне Ноймер соревновался в четырёх дисциплинах. Он выиграл серебряную медаль в командной гонке преследования и занял третье место в заезде на 660 ярдов. Кроме этого, он доходил до первого раунда на дистанции 5000 и в спринте. Умер 16 мая 1984 года.

1887
Лев Борисович Суница
революционер, партийный деятель, организатор высшего образования, публицист. Член РСДРП (1905), большевик с 1904 или 1905 г. Родился в городе Мглин, Черниговской губернии. С 1914 по 1918 гг., зарабатывая на жизнь трудом разнорабочего, жил с семьей в Австрии. В Вене он познакомился с Л.Д.Троцким, входил в левое крыло немецко-австрийской социал-демократии. Один из организаторов компартии Австрии. В 1918 г. в письме в ЦК РКП(б) Р.В.Филиппович отмечал, что «Л.Б.Суница был инициатором создания русской большевистской группы в Вене, которая участвовала в организации австрийской коммунистической партии». В ноябре 1918 г. вернулся в Москву. В 1919-1922 в Красной Армии, заместитель политотдела Оренбургской дивизии 1-й армии и член Оренбургского губкома РКП(б), делегат VIII съезда РКП(б), затем служил в Туркармии, 5-й армии (Уфа, Челябинск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Енисейск). В январе 1920 г. назначен членом Новониколаевского оргбюро РКП(б), в феврале 1920 г. избран председателем Новониколаевского губернского бюро РКП(б). Потом несколько недель работал в составе губернского партийного оргбюро в Томске, был председателем Томского губкома РКП(б). С мая по сентябрь 1921 г. — член Сибирской областной контрольной комиссии РКП(б), позже редактор газеты «Советская Сибирь» в Новониколаевске. С февраля 1923 по апреля 1926 на Урале, преподаватель и член правления Уральского университета, проректор Уральско-Сибирского коммунистического университета. Первый ректор Северо-Кавказского (Ростовского) института сельскохозяйственного машиностроения, с 1931 — преподаватель Международной ленинской школы, член общества старых большевиков. В 1935 арестован, в 1939 сослан на Колыму, где погиб в 1943 году. Реабилитирован в 1957. Литература: Н.И.Бухарин — Н.К.Крупской // Известия ЦК КПСС, 1989. № 4; Баранова Л.Я. Суница Лев Борисович // 37-й на Урале. Свердловск, 1990.

Кульвинский_Александр_Иосифович (610x700, 261Kb)
1888
Александр Иосифович Кульвинский
авиатор, капитан, кавалер ордена Святого Георгия IV степени (1916 год). Александр Иосифович Кульвинский родился в Мелитополе Таврической губернии. Происходил из семьи надворного советника, исповедовал католичество. После окончания в 1906 году 1-й Виленской гимназии поступил в Виленское пехотное юнкерское училище. По окончании училища Кульвинский был выпущен 15 июня 1908 года в 109-й пехотный Волжский полк в звании подпоручика. 25 октября 1911 года получил звание поручика. С 7 января 1912 года начал обучение в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота. Во время учёбы 27 октября 1912 года стал военным лётчиком. 13 декабря 1912 года после окончания учёбы в Офицерской школе Кульвинский был отправлен в 8-ю воздухоплавательную роту. С 25 мая 1913 года он продолжил службу уже в 15-м корпусном авиационном отряде. 24 ноября 1911 года Кульвинский получил звание штабс-капитана. 14 июня 1916 года он был назначен командиром 15-го корпусного авиационного отряда. 21 ноября 1916 года Кульвинский был награждён орденом Святого Георгия IV степени «за то, что при обстановке исключительной опасности отважною разведкой 7-го, 8-го и 11-го июля 1915 г. дал верные сведения о силе и направлении значительных сил противника в районах Россией, Бетиголы и Дембск. Разведка 11-го июля 1915 г. дала важные сведения о передвижении крупной колонны противника в обход левого фланга армии; благодаря этим сведениям южная группа войск своевременно была отведена на тыловую позицию». 4 марта 1917 года Кульвинский был повышен в звании до капитана. 23 марта 1917 года он был назначен помощником командира 1-го авиационного дивизиона, 11 августа 1917 года — командующим 4-й боевой авиационной группой. В составе управления данной авиационной группы эвакуировался сначала в Тверь, потом в Москву. Однако уже 5 октября 1918 года состоялся арест Кульвинского, проведённый органами ВЧК «по обвинению в саботаже, контрреволюционной деятельности и пособничестве иностранному капиталу». 25 февраля 1919 года «тройка» ВЧК приняла постановлении о смертном приговоре Кульвинскому, который был расстрелян в тот же день. 25 января 2001 года Генеральная прокуратура Российской Федерации вынесла заключение, что «привлечение к уголовной ответственности Кульвинского А.И. признано необоснованным». Награды: Орден Святого Станислава III степени — высочайший приказ от 14 февраля 1913 года; Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» — высочайший приказ от 28 апреля 1915 года; Орден Святого Станислава II степени с мечами — высочайший приказ от 3 июня 1915 года; Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом — высочайший приказ от 26 октября 1915 года; Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом — высочайший приказ от 9 ноября 1915 года; Орден Святого Георгия IV степени — высочайший приказ от 21 ноября 1916 года; Орден Святой Анны II степени с мечами — приказ армии и флота от 7 апреля 1917 года; Мечи и бант к имеющемуся Ордену Святого Станислава III степени — высочайший приказ от 9 июля 1916 года. Литература: Авиаторы — кавалеры ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Составители М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. — Москва: «Российская политическая энциклопедия», 2006. — Страницы 158—159. — 360 страниц.

Garay János (495x700, 93Kb)
1889
Янош Гарай (венгерское имя — János Garay)
венгерский фехтовальщик, один из лучших саблистов мира в 1920-е годы. Родился в Будапеште. В 1923 году стал чемпионом Венгрии по сабле в личном зачете (позднее, в 1927 и 1930 годах, становился чемпионом в командном зачете). Выступая в составе венгерской сборной на летних Олимпийских играх 1924 года в Париже, Гарай стал серебряным призёром в командном и бронзовым в личном зачете. В 1928 году на Олимпиаде в Амстердаме стал чемпионом в командном зачете. Помимо этого, в 1925 году стал чемпионом мира в личном, а в 1930 году — в командном зачете. В 1944 году, после оккупации Венгрии Германией, Гарай, как еврей, попал в число 437000 венгерских евреев, подлежащих депортации. Он был отправлен в концлагерь Маутхаузен, где и умер в 1945 году (точная дата смерти неизвестна, существуют варианты — 5 марта, 30 марта и 3 мая). В 1990 году посмертно стал членом Международного еврейского спортивного зала славы. В Будапеште именем Гарая названа школа. Его падчерицей была олимпийская чемпионка 1952 года по плаванию на дистанции 400 м вольным стилем Валерия Дьенге. Литература: Фехтование: Энциклопедия / Авторы-составители М.С.Ракита, В.Л.Штейнбах. — Москва: Человек, 2011. — ISBN 978-5-904885-46-5. — Страница 93.

Musidora (452x700, 286Kb)
1889
Мюзидора (французское имя — Musidora; псевдоним; настоящее имя — Жанна Рок, Jeanne Roques)
французская актриса театра и кино. Родилась в Париже. Дочь композитора Жак Рока. Всего сыграла в 53 фильмах. Училась в художественной школе, в студии Шоммера; под руководством Мевисто-старшего изучала в консерватории основы театрального искусства . Там же познакомилась с романистом Пьером Луисом. На сцене начала выступать в театрах «Монпарнас», «Гренель» и «Гобелен». В кино впервые снялась в фильме «Тяжкий крест» вместе с Рене Наварром и Рене Карл. В 1914 году начала играть в «Фоли-Бержер» в небольших скетчах с Жюлем Рэмю. Там её увидели Леон Гомон, Фейад и Фескур, искавшие актрису для фильма «Жизнь девы Марии». Популярность Жанне Рок принес сериал «Вампиры», в котором она первая вывела кинообраз роковой женщины. Мюзидора также работала сценаристом, режиссером, писала книги, занималась продюсерской работой. 20 апреля 1927 года Жанна вышла замуж за доктора Клемента Маро, от которого родила сына — Клемента Маро-младшего.
Musidora (700x652, 307Kb)
В 1944 году развелась с мужем и занялась написанием книг и режиссерской работой. Умерла в Париже 11 декабря 1957 года. Мюзидора об актёрах:«…я в то время знала и ценила только трёх великих артистов: Люсьена Гитри, Режан и де Макса…» Мюзидора: «…Я решительно заявляю, что строила свою игру на жизненных наблюдениях и играла правдиво, с абсолютной искренностью. Мой „немой текст“ на экране я создавала по указаниям Фейада. Я научилась так точно передавать его замысел, что нам никогда не приходилось снимать сцены второй раз, и мы с чистым сердцем считали, что поступаем правильно…» Луи Арагон: «…Я готов защищать эти полицейские фильмы, которые были такими же выразителями своей эпохи, как в свое время рыцарские романы, романы „жеманные“ или романы „вольнодумные“…» Фильмография: 1915 — Вампиры / Les Vampires; 1922 — / Soleil et Ombre; 1924 — / La Terre des Taureaux.

Темерин Алексей Алексеевич (667x700, 191Kb)
1889
Алексей Алексеевич Темерин (настоящая фамилия — Пелевин)
советский актёр театра и кино. Алексей Темерин в 1909 году поступил в Московский университет, который окончил в 1914 году; участвовал в студенческих любительских спектаклях. В 1920 году поступил в театральную студию, руководимую Евгением Вахтанговым, в том же году получившую статус 3-й студии МХАТ; одновременно работал в 1-м Показательном детском театре. С 1921 года Алексей Темерин был связан с театром Вс. Мейерхольда. После закрытия Театра РСФСР-1 вошёл в группу молодых актёров, образовавших Лабораторию актерской техники, чуть позже переименованную в Вольную мастерскую Вс. Мейерхольда. Вместе с Вольной мастерской Темерин в начале 1922 года вошёл в труппу Театра Актёра, а в конце того же года - в руководимый Мейерхольом Театр ГИТИСа. Возглавив в 1922 году Театр Революции, Мейерхольд привёл туда и Темерина, в числе других своих учеников, служивших одновремнно в двух театрах. После преобразования в 1923 году Театра ГИТИСа в Театр им. Мейерхольда Алексей Темерин на протяжении ряда лет был актёром этого театра. В 1931 году Темерин вместе с другим актёром ГосТиМа, Николаем Охлопковым, перешёл в Реалистический театр, в том же году временно переименованный в Театр Красной Пресни. В 1934 году Алексей Темерин вернулся в ГосТиМ и служил в театре вплоть до его закрытия в январе 1938 года. После недолгого пребывания в Камерном театре в 1939 году стал актёром Центральном театре Красной Армии; в 1945—1957 годах служил в Театре драмы и комедии. Умер 20 августа 1977 года. Театральные работы: ГосТиМ: 1922 — «Великодушный рогоносец» по Ф.Кроммелинку; режиссер Вс.Мейерхольд — Бургомистр; 1924 — «Д.Е.» Подгаецкого по И.Эренбургу; режиссёр Вс.Мейерхольд — Джебс; Твайфт; Секретарь Боота; 1926 — «Ревизор» Н.Гоголя; режиссёр Вс.Мейерхольд — Гибнер; 1928 — «Горе уму» А.Грибоедова; режиссёр Вс.Мейерхольд — Загорецкий; 1929 — «Клоп» В.Маяковского; режиссёр Вс.Мейерхольд — Олег Баян; 1929 — "Командарм 2" И.Сельвинского; режиссёр Вс.Мейерхольд — Митяй. Реалистический театр: 1932 — «Разбег» на основе очерков В.П.Ставского; режиссёр Н.Охлопков. Фильмография: 1931 — Томми — пострадавший; 1942 — Как закалялась сталь — эпизод; 1944 — Родные поля; 1959 — Первый день мира — патер.

John_Gilbert_Winant (555x700, 139Kb)
1889
Джон Гилберт «Гил» Уайнант (Вайнант; John Gilbert Winant)
американский политик-республиканец. Родился в Нью-Йорке, в семье потомка голландских иммигрантов. Учился в Принстонском университете, откуда был отчислен из-за плохих оценок. Работал преподавателем истории. В 1916 году был избран в Палату представителей штата Нью-Гемпшир, стал лидером прогрессивного крыла Республиканской партии. В годы Первой мировой войны служил пилотом, дослужился до капитана. В 1920 году был избран в сенат штата Нью-Гемпшир. В 1925—1927 и 1931—1935 годах губернатор Нью-Гемпшира. После избрания Рузвельта президентом США, Уайнант стал одним из первых сторонников программы Нового курса. «Мы должны планировать для противостояния этим великим циклам депрессии и мужественно обеспечивают против них так, что бедность не может быть частью современной цивилизации. Это великая задача, которая стоит перед американским народом сегодня.» — Гил Уайнант на выборах в губернаторы штата Нью-Гемпшир в 1930 году. В 1935—1937 годах возглавлял Совет по социальной защите (Social Security Board, SSB), был его первым главой. (С перерывом на отставку с сентября по ноябрь 1936 года в связи с выборами: он вышел в отставку, потому что посчитал это необходимым чтобы выступить в защиту программы социального страхования, которую осуществлял будучи на этом посту, и требование отмены которой сделал центральным пунктом своей предвыборной программы его однопартиец кандидат в президенты Альфред Лэндон (Уайнант публично поддержал кандидатуру демократа Рузвельта на тех выборах).) До прихода в администрацию Рузвельта рассматривался некоторыми республиканцами как потенциальный кандидат в президенты или вице-президенты. В 1939—1941 годах генеральный директор Международного бюро труда МОТ. Учитывая положение Швейцарии, изолированной в центре охваченной войной Европы, перевел штаб-квартиру Организации из Женевы в Монреаль (Канада). В 1941—1946 годах посол США в Великобритании. Генерал Эйзенхауэр писал в своих мемуарах: "Работа посла была важной до Уайнанта, при нем она стала гигантской. Посольство было, по сути, нашим штабом в Лондоне". Одновременно в 1943—1945 гг. представитель США в Европейской консультативной комиссии (ЕКК). В 1946—1947 гг. представитель США в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). В 1946 году представитель США в ЮНЕСКО. Отмечают, что его глубоко расстроила смерть Рузвельта, и потому он оставил общественную деятельность в 1946 году. В 1947 году стал вторым гражданином США, после Дуайта Эйзенхауэра, удостоенным британского ордена Заслуг. У него был неудачный роман со второй дочерью Черчилля Сарой. Последние годы жизни злоупотреблял алкоголем, находился в депрессии. Он отличался некоторой непрактичностью в жизни, и задолжал порядка трёх четвертей миллиона долларов. Покончил с собой, застрелившись в Конкорде 3 октября 1947 года. Черчилль прислал четыре десятка жёлтых роз на его похороны. После его смерти его бывший коллега Фрэнк Бэйн написал о нем: "Гил Уайнант всегда делал всё для общей цели, мало чего для своей республиканской партии и абсолютно ничего — для себя. Он был человеком без сучка, без задоринки — одна из самых чистых фигур в американской общественной жизни". Интересно, что его кумиром был Авраам Линкольн.

Victor_Fleming_01 (700x626, 220Kb)
1889
Виктор Флеминг (Victor Fleming)
американский кинорежиссер, поставивший «Унесенных ветром» и «Волшебника из страны Оз». Родился в Пасадине (штат Калифорния, США). Бывший автомеханик и фотограф, он вошёл в кино в 1911 году ассистентом оператора и работал над многими фильмами Аллена Дуэна с 1911 года. Кинооператор в «Triangle» с 1915 года, он часто работал под начальством Дэвида Гриффита. Он был оператором в нескольких фильмах с Дугласом Фэрбэнксом под режиссурой Дуэна. Когда Америка вступила в Первую мировую войну, он служил в разведке в отделе фотосъемки и позже сопровождал президента Вильсона по Европе в качестве старшего оператора. Вернувшись в Голливуд в 1919 году, дебютировав двумя фильмами с Фэрбэнксом, он стал режиссёром. Флеминг не добился у критиков репутации одного из величайших режиссёров Голливуда, но все были согласны с тем, что он мастер своего дела. Он часто добивался от актёров блестящей игры и выдавал элегантную, развлекательную продукцию, особенно ему удавались мужские приключенческие фильмы. В 1932 году Флеминг пришел на студию MGM и показал себя превосходным режиссером комедий, драм, биографических фильмов и боевиков, таких, как «Красная пыль» (1932), «Остров сокровищ» (1934) и «Капитан Отважный» (1937). В 1939 году Флеминг одновременно получил два величайших режиссерских задания. Сначала он принял бразды правления музыкальной фантазии «Волшебник страны Оз», а затем согласился на просьбу Дэвида О.Селзника и Кларка Гейбла заменить Джорджа Кьюкора на «Унесенных ветром». Причиной замены было опасение продюсера, что Кьюкор уделяет слишком много внимания Вивьен Ли в ущерб всему остальному фильму. Помимо того что Флеминг считался одним из самых надежных режиссеров студии и утверждал, что сложности и препятствия только делают фильм лучше, на назначение повлиял и тот факт, что он был любимым режиссером Гейбла. В конце концов Флеминг и сам был заменен Сэмом Вудом после тяжелого нервного срыва. Тем не менее в титрах фильма значится его имя, и именно он получил «Оскара» за лучшую режиссуру - в своей первой и последней номинации. В 1940-е годы Флеминг снимал такие разные фильмы, как «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941), «Тортилья Флэт» (1942), «Парень по имени Джо» (1943), «Приключение» (1945) и «Жанна Д'Арк» (1948). Режиссер, известный как «Мистер Мачо», заядлый мотоциклист и летчик, снял несколько самых известных мелодрам Голливуда и добился превосходного исполнения от своих актрис Клары Боу, Джин Харлоу и Ингрид Бергман. Умер в городе Коттонвуд, (штат Аризона, США) от сердечного приступа 6 января 1949 года. Похоронен в закрытом колумбарии кладбища «Hollywood Forever». Фильмография: 1919 — Когда разойдутся тучи / When the Clouds Roll by; 1920 — Мокрая курица / The Mollycoddle; 1921 — Mama’s Affair; 1921 — Woman’s Place; 1922 — The Lane That Had No Turning; 1922 — Red Hot Romance; 1922 — Anna Ascends; 1923 — Dark Secrets; 1923 — Law of the Lawless; 1923 — To the Last Man;1923 — The Call of the Canyon; 1924 — Empty Hands; 1924 — Code of the Sea; 1925 — The Devil’s Cargo; 1925 — Adventure; 1925 — A Son of His Father; 1925 — Lord Jim;1926 — The Blind Goddess; 1926 — Капкан на мужчину / Mantrap; 1927 — Путь всякой плоти / The Way of All Flesh; 1927 — Хула / Hula; 1927 — The Rough Riders; 1928 — The Awakening;1929 — Abie’s Irish Rose; 1929 — The Wolf Song; 1929 — The Virginian; 1930 — Common Clay; 1930 — Renegades; 1932 — The Wet Parade; 1932 — Красная пыль / Red Dust; 1933 — The White Sister; 1933 — Взрывоопасная красотка / Bombshell; 1934 — Остров сокровищ / Treasure Island; 1935 — Безрассудные / Reckless; 1935 — The Farmer Takes a Wife; 1937 — The Good Earth; 1937 — Отважные капитаны / Captains Courageous; 1938 — Лётчик-испытатель / Test Pilot; 1938 — Большой вальс / The Great Waltz; 1939 — Волшебник страны Оз / The Wizard of Oz; 1939 — Унесённые ветром / Gone With The Wind; 1941 — Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde; 1942 — Квартал Тортилья-Флэтт / Tortilla Flat; 1943 — Парень по имени / Joe A Guy Named Joe; 1945 — Приключение / Adventure; 1948 — Жанна д’Арк / Joan of Arc.

Esirkepov_Kudaybergen (525x700, 144Kb)
1890
Кудайберген Есиркепов
старший чабан колхоза «Кзыл-Макташи» Таласского района Джамбулской области, Казахская ССР. Родился на территории Аулиеатинского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края, ныне – Таласского района Жамбылской области Казахстана, в семье крестьянина. Казах. С раннего детства работал по найму – пас байский скот (батрачил). С началом коллективизации сельского хозяйства Кудайберген Есиркепов одним из первых среди односельчан вступил в местную сельскохозяйственную артель, работал чабаном по выпасу овец, с 1939 года – старшим чабаном колхоза «Кзыл-Макташи». На протяжении ряда лет сохранял поголовье отары без потерь, у него были самые высокие в колхозе показатели по сбору каракуля и настригу шерсти. По итогам работы в 1947 году он вырастил от 423 курдючных овцематок 556 ягнят при среднем весе ягнят к отбивке 41 килограмм. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Есиркепову Кудайбергену присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве. По итогам работы в 1948 году он от 425 закреплённых за ним овцематок получил по 132 ягнёнка от каждой сотни маток и был награждён вторым орденом Ленина. Продолжал трудиться в своём колхозе, позже реорганизованном в совхоз «Бостандык» Таласского района, до ухода на пенсию в 1957 году. Награждён 2 орденами Ленина (23 июля 1948; 12 июля 1949), медалями.

Georgo_Deŝkin (451x700, 293Kb)
1891
Георгий Фёдорович Дешкин
русский поэт и поэт-эсперантист. Родился в городе Вильна, Российская империя, ныне город Вильнюс, Литва, в семье служащего железной дороги. Окончил Виленскую гимназию (1909). В восемь лет начал писать стихи. Гимназистом дебютировал в виленских изданиях «Зорька», «Крестьянин», «Молодые порывы» (1905). В 1908 году увлекся эсперанто. Стал одним из основателей и активных деятелей Виленского общества эсперантистов, представлял его на I Российском конгрессе эсперантистов в Санкт-Петербурге (1910). До 1915 года жил в Вильне, служил на железной дороге. Во время Гражданской войны в 1918 году в Тбилиси вступил в армию белых. Служил в Геленджике и Новороссийске в продовольственной управе (1918—1920). С 1921 года жил в Москве. Служил начальником отделения довольствия личного состава морей при ЦУМОРе НКПС (Центральное Управление Морского транспорта, 1921—1922), товароведом Союзхлопкосырья, Центральной базы культтоваров Союзкультторга. Член Союза эсперантистов Советских республик со дня основания (1921), член правления и управляющий делами Всероссийского союза поэтов, член правления и секретарь объединения «Литературный особняк». Арестован в марте 1938 года. Решением Особого Совещания при НКВД СССР в апреле 1939 года осуждён за шпионаж на восемь лет лагерей. Освобожден из Краслага НКВД СССР в июле 1946. Выехал к дочери в Москву, за что в 1947 году осужден на два года лагерей. После освобождения в январе 1948 года жил в посёлке Ирша Рыбинского района Красноярского края. Реабилитирован в 1955 году. Последние годы провел пенсионером в Мичуринске Тамбовской области, с 1961 в доме инвалидов в Токаревском районе, затем в Кандауровском доме инвалидов. Умерв в городе Мичуринск, Тамбовская область, РСФСР, СССР, в 1963 году.
Литературная деятельность
Дебютировал в печати в 1905 году. В Вильне участвовал в гимназических литературных кружках и тесно общался с А.П.Дехтерёвым. Первая книга стихов «Стихотворения» (Вильна, 1909) содержала романсные пейзажные зарисовки и лирические исповеди в надсоновском духе. Второй сборник «В великие дни: (Март 1917 г.): Стихи» (Гомель, 1917) посвящён Февральской революции. После Гражданской войны печатал стихи в сборниках Союза поэтов, сборнике «Лирика» издательства «Неоклассики» (Москва, 1922), готовил третью книгу стихов 1911—1923 «Кочующее сердце». В 1923—1924 печатался также в «Балтийском альманахе» Е.Л.Шкляра и значился представителем «Балтийского альманаха» в России.
Эсперантистское творчество
Увлёкшись эсперанто, в 1908 году написал своё первое стихотворение на этом языке. Множество стихотворений печатал в различных эсперантистских изданиях («Lingvo Internacia», «La Ondo de Esperanto», «Pola Esperantisto» и других). В Бухаресте вышла книга стихотворений на эсперанто (1912). Участие в эсперантистских изданиях продолжил и после Первой мировой и Гражданской войн — до тех пор, пока с установлением изоляционистского курса И.В.Сталина эсперантистские организации не лишились поддержки и подверглись запретам, а эсперантисты не стали рассматриваться как агенты иностранных спецслужб и пособники международного империализма. Сотрудничество с изданиями на эсперанто возобновил после Второй мировой войны. Известна книга избранных стихотворений 1904—1956, изданная в Белграде (1957).

Rurik_Ivnev (476x700, 175Kb)
1891
Рюрик Ивнев (настоящее имя – Михаил Александрович Ковалев)
русский советский поэт, прозаик. Родился в Тифлисе, в семье помощника военного прокурора Кавказского военно-окружного суда, мать – из семьи потомственных военных голландского происхождения, после смерти мужа – директриса женской гимназии. Окончил Тифлисский кадетский корпус (1900–1908). Не без влияния сестры матери, революционерки-террористки Т.П.Принц, опубликовал в большевистской газете «Звезда» стихотворение Веселитесь! Звените бокалом вина! (1912), за что был выслан из Санкт-Петербурга, где в 1908–1912 учился на юридическом факультете университета (в 1914 получил диплом юридического факультета Московского университета). В 1915–1917 – на службе в канцелярии государственного контроля в Петрограде. Начал печатать стихи в студенческие годы, затем в футуристических изданиях Москвы и Петрограда, а также в «Альманахе муз», журнале «Огонек», «Новом журнале для всех» и др., сблизившись с литературно-художественной интеллигенцией северной столицы (в том числе М.А.Кузминым, Г.В.Ивановым, Г.В.Адамовичем, семьей Бриков, В.В.Маяковским, С.А.Есениным, с которым его связала многолетняя дружба). Своеобразная смесь декаданса и футуризма, «безалаберности», «нервной интимности» (характеристики критиков 1910-х годов) и грусти, резкие переходы от богостроительных поисков религиозного экстаза, самобичевания и юродствующего смирения к эротизму отличают первые произведения Ивлева: поэтические сборники Самосожжение (листы 1–3; Москва, 1913–1916), Пламя пышет и У пяти углов (совместно с П.Эссом; оба 1913), Золото смерти (1916), а также лирическую «повесть в 20 рисунках» Неизбежное (1912), рассказ Сложное чувство (1915) и роман Несчастный ангел (1917), в котором мифологический сюжет противоестественной любви Федры к своему пасынку Ипполиту перенесен в современность, а прототипом одного из персонажей является Григорий Распутин. В начале Первой мировой войны Ивлев выпустил брошюру Как победить Германию? (1915); после Октябрьской революции – секретарь наркома просвещения А.В.Луначарского (1917–1918), корреспондент газеты «Известия ВЦИК», участник Всероссийской комиссии по организации Красной Армии, активно выступает как пробольшевистский публицист. С 1920 – председатель Всероссийского союза поэтов. Творчество этих лет соединяет ярко выраженную политическую ангажированность (с преобладающими мотивами судеб мятежной родины и русской интеллигенции) с имажинистскими (сборник Солнце во гробе, 1921) тенденциями (сложные отношения с ведущими имажинистами А.Б.Мариенгофом, В.Г.Шершеневичем и др., грозящие разрывом; в 1919 и 1924 – председатель правления «Общества имажинистов»). В 1926–1927 работал во Владивостоке в издательстве «Книжное дело», в Петропавловске-Камчатском – специальным корреспондентом журнала «Огонек»; в 1930–1931 – сотрудник журнала «Советское краеведение». В 1936–1950 Ивлев жил в Грузии, переводил грузинских, осетинских и азербайджанских поэтов, поэму Низами «Семь красавиц» (1947), осетинский эпос «Нарты» (1957). В годы Великой Отечественной войны работал в газете Закавказского военного округа «Боец РККА»; с 1950 – в Москве. Выпустил многочисленные сборники стихов (в том числе «Моя страна», 1943; «Память и время», 1969; «Теплые листья», 1978), в лучших из которых риторическая публицистичность и нарочито усложненная метафоричность уступают место романтическому лиризму, ощущению органической связи человека и природы; прозаическую трилогию «Жизнь актрисы» (романы «Любовь без любви», 1925; «Открытый дом», 1927; «Герой романа», 1928), в которой художественный вымысел сочетается с исторической документальностью в изображении конкретных событий и лиц первых лет советской власти. Автор рассказов, повести из литературной жизни 1920-х годов Первопутье (1986; полное изд. под названием Богема, 1988), беллетризованных (и нередко спорных с точки зрения фактической достоверности) мемуаров о Н.Н.Асееве, М.А.Кузмине, В.Я.Брюсове, Н.А.Клюеве, В.Хлебникове, Вяч.И.Иванове, О.Э.Мандельштаме, Б.Л.Пастернаке и др., сборника У подножия Мтацминды, в который вошли воспоминания о Луначарском, Горьком, Блоке, Маяковском, Есенине, Мейерхольде и автобиографическая повесть, книги эссе Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича (1921), сборника стихов и воспоминаний Часы и голоса (1978). Умер в Москве за письменным столом 19 февраля 1981 года.
Rurik_Ivnevгроб (525x700, 561Kb)
Похоронен на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее (участок 9).
«В советскую литературу Ивнев вошёл в тени имажинистов. Его значение <для западной славистики> как в поэзии, так и в прозе невелико.» — Вольфганг Казак
«Всю жизнь Рюрик Ивнев был на службе у времени, а время, казалось, забыло его…» — Н.Леонтьев
Адреса
1915—1919 годы — Петроград, Симеоновская улица, дом 11, квартира 8 (квартира Павловых); с 1919 года — Москва, Козицкий переулок (квартира Свирского); 1944 год — Тбилиси, улица Энгельса (ныне — Ладо Асатиани), 6
Сочинения
Стихи: Самосожжение. В 3-х книгах, 1913-1915; Пламя пышет. — Москва: «Мезонин поэзии», 1913; Рюрик Ивнев и Пётр Эсс. «У Пяти углов». — Санкт-Петербург: типография «Рекорд», загородный 36, 1913; «Золото смерти» Издаиельство Центрифуга. — Москва, 1916. Отпечатано в типографии «Автомобилист»; Самосожжение. — Петроград.: Фелана, 1917; Солнце во гробе. — Москва: Имажинисты, 1921 — 25 стихотворений, отобранных Есениным; Осада монастыря, 1925; Моя страна. — Тбилиси: Заря Востока, 1943; Избранные стихотворения. — Тбилиси: Заря Востока, 1945; Стихи. — Тбилиси:: Заря Востока, 1948; Избранные стихи. — Москва: Художественная литература, 1965; Память и время. — Москва: Советский писатель, 1969; Избранные стихотворения. — Москва: Художественная литература, 1974—396 страниц; Часы и голоса. Стихи, воспоминания. — Москва: Советская Россия, 1978; Тёплые листья. — Москва: Советский писатель, 1978; Стихотворения. — Москва: Современник, 1982.
Rurik_Ivnev01 (343x700, 316Kb)
Георгий Якулов «Поэт Рюрик Ивнев» (1922). Национальная галерея Армении
Проза: Юность. Роман. 1912; Как победить Германию? — Петроград, 1915; Несчастный ангел. Роман. — Петроград, 1917; Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. Статьи. — Москва: Имажинисты, 1921; Любовь без любви. Роман. — Москва: «Современные проблемы», 1925; Открытый дом. Роман. — Ленинград :Мысль, 1927; Герой романа. Роман. — Ленинград : издательство писателей, 1928; У подножия Мтацминды. — Москва: Советский писатель, 1973; У подножия Мтацминды. — Москва, 1981. Переводы: Вургун Самед. Стихи и поэмы / Перевод с азербайджанского Б.Серебрякова, В.Наседкина, Р.Ивнева, Б.Брика; Обложка А.Лурье; Портрет работы В.Кроткова. — Тифлис: Закгиз, 1935. — 85 страниц. — 4000 экземпляров; Абашидзе Г. Георгий шестой. — Тбилиси, 1944; Кучишвили Г. Стихи. — Тбилиси, 1945;Гулиа Г. Песнь о Сталине. — Сухуми, 1946; Сборник стихов писателей Юго-Осетии. — Сталинир, 1946; Октябрь. Сборник стихов поэтов Юго-Осетии. — Сталинир, 1947; Нарты. Эпос осетинского народа. — Москва, 1957; Низами «Семь красавиц» (Перевод Рюрика Ивнева с фарси). — Баку, 1947; Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1959. — 396 страниц. Роли в кино: «Великое зарево», 1938 — Керенский. Литература: Ивнев Рюрик / Леонтьев Н.П. // Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Karelin (521x700, 99Kb)
1891
Владимир Александрович Карелин
российский революционер, один из организаторов партии левых эсеров и член её ЦК, народный комиссар имуществ РСФСР с декабря 1917 г. по март 1918 г. Родился в городе Смоленск, Российская империя. Из дворянской семьи, отец был служащим. В партию социалистов-революционеров вступил в 1907 году. Окончил 2 курса юридического факультета Московского университета. Находился под надзором полиции, провёл год в тюрьме и 5 лет в ссылке. В 1913—1914 годах был сотрудником газеты «Смоленский Вестник», а в 1915—1916 годах — харьковской газеты «Утро». После Февральской революции 1917 года один из руководителей организации ПСР Харькова. В июле 1917 года председатель Харьковской городской думы. Участник Демократического совещания, затем был членом Совета старейшин Предпарламента. После Октябрьской революции был сторонником создания однородного социалистического правительства с участием меньшевиков и эсеров. «Изоляция большевиков — гибельна. Наша основная идея — создание демократического органа власти. Мы играем сейчас роль примирителей и терять эту роль нельзя. Мы должны предложить большевикам сформировать блок революционной демократии, и в этот блок мы войдём.» — В.А.Карелин. На II Всероссийском съезде Советов избран в состав Президиума ВЦИК от левых эсеров. На учредительном съезде партии левых эсеров (19—27 ноября) избран членом ЦК. Один из 7 левых эсеров, в декабре 1917 года вошедших в СНК РСФСР. Занял в правительстве пост народного комиссара имуществ РСФСР, был членом коллегии Наркомюста. Был избран депутатом Учредительного собрания от Харьковского избирательного округа. В январе 1918 года участвовал в качестве члена делегации в мирных переговорах в Брест-Литовске. В марте 1918, вследствие несогласия с подписанием Брестского мира, вышел из состава СНК. Продолжал оставаться членом ВЦИК, отстаивая на заседаниях позицию левых эсеров. Во второй половине марта выехал на Юг России и Украину для агитации против Брестского мира. Весной — летом 1918 года входил в качестве кандидата в сформированное украинским ЦИК Бюро по руководству повстанческой борьбой — «Повстанческую девятку». Был одним из организаторов и активным участником восстания левых эсеров 6—7 июля 1918 года в Москве. После разгрома восстания перешёл на нелегальное положение, в декабре 1918 выехал на Украину. Приговорен заочно к 3 годам тюремного заключения. В феврале 1919 года в Харькове арестован ЧК, вывезен в Москву, в октябре того же года освобождён. В дальнейшем отказался от борьбы против большевиков. С 1921 года работал юристом в различных учреждениях Харькова. В дальнейшем подвергался аресту в апреле 1921 года и в 1931 году. На момент ареста в 1937 году был юрисконсультом Гидростроя (Харьков). Был арестован 26 сентября 1937 года, этапирован в Москву. В марте 1938 года привлекался в качестве свидетеля на процессе «Правотроцкистского антисоветского блока». Дал «показания» о существовавшем сговоре в 1918 году Н.И.Бухарина (как лидера левых коммунистов) с лидерами левых эсеров с целью захвата власти. Внесен в Сталинский расстрельный список от 20 августа 1938 г. (список № 1) по 1-й категории («за» Сталин, Молотов), после этапирования в Киев — в Сталинский расстрельный список от 12 сентября 1938 г. (Украинская ССР) по 1-й категории («за» Сталин, Молотов, Жданов). 22 сентября 1938 года Карелин был приговорён выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР в Киеве к высшей мере наказания по статьям 54-2, 54-8 («террор») и 58-11 («участие в антисоветской террористической организации») УК Украинской ССР и в тот же день расстрелян в числе группы осужденных к ВМН ВКВС СССР ( среди них был и бывший лидер одесской организации Украинской партии левых эсеров-синдикалистов В.А.Арнаутов). Место захоронения — спецобъект НКВД УкрССР «Быковня» Реабилитирован посмертно 3 июня 1993 года. Литература: Разгон А.И. Забытые имена // Первое Советское правительство. Москва: Политиздат, 1991. Страницы 448—459; Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. Москва, РОСПЭН, 2008; Политические деятели России 1917. Биографический словарь. Москва: 1993.

Franz_Koritschoner (523x700, 157Kb)
1891
Франц Коричонер (немецкое имя — Franz Koritschoner)
австрийский политический деятель, один из основателей Коммунистической партии Австрии. Родился в городе Вена, Австрия. Был одним из ведущих австрийских молодых леворадикалов. Во время Первой мировой войны вёл активную пацифистскую пропаганду.
В 1918 году участвовал в создании Коммунистической партии Австрии и до 1927 года был членом её ЦК. Также редактировал партийную газету «Красное знамя». Возглавлял совет австрийских революционных профсоюзов, затем работал в Профинтерне в Москве. 27 марта 1936 года Франц Коричонер был арестован по ложному обвинению, осужден на 8 лет и был в заключении в СССР в различных тюрьмах и лагерях. В апреле 1941 года власти СССР передали Коричонера в руки нацистской Германии в Люблине. Он был немедленно арестован гестапо и отправлен в тюрьму в Вене. 3 июня 1941 года Коричонер был отправлен в концлагерь Освенцим, где был убит через несколько дней — 9 июня 1941 года. Обвинительный приговор Коричонеру в СССР был отменен в ходе кампании по реабилитации жертв незаконных репрессий после XX съезда КПСС. Коричонер был оправдан за отсутствием состава преступления.

Евгений_Пашуканис (532x700, 193Kb)
1891
Евгений Брониславович Пашуканис
советский учёный-юрист и государственный деятель, разработчик нового советского права. Доктор права (1914), профессор (1925) Член ВКП(б). Заместитель народного комиссара юстиции СССР (1936—1937). Родился в городе Старица Тверская губерния, Российская империя, в семье врача. В 1909 году поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1910 году продолжил обучение в Мюнхенском университете, где в 1914 году получил учёную степень доктора права. В 1920—1923 на работе в Народном комиссариате иностранных дел РСФСР. Председатель Комиссии по делам о лишении российского гражданства лиц, проживающих за границей, решением которой после Октябрьской революции осуществлялась практика массового лишения гражданства за политическую деятельность. По некоторым оценкам, на этом основании были лишены гражданства около двух миллионов человек. В 1922 вместе с П.И.Стучкой организовал секцию права Коммунистической академии — один из центров научной марксистской юридической мысли в СССР. С 1927 действительный член Коммунистической академии, затем член её президиума и вице-президент; с 1931 директор Института советского строительства и права Коммунистической академии; с 1936 заместитель народного комиссара юстиции СССР. Будучи невольным критиком сталинской государственной системы, объявлен «врагом народа». Арестован 20 января 1937. Приговорен ВКВС 4 сентября 1937 по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян в Москве 4 сентября 1937 года. Захоронен на Донском кладбище. Реабилитирован 31 марта 1956. Проживал в Москве на Покровском бульваре, 14/5-21. Двоюродный брат Пашуканиса, Викентий Пашуканис был секретарем издательства «Мусагет», издателем поэтов-символистов («Издание В.В.Пашуканиса»), после революции — организатором музейного дела.
Научная деятельность
Автор научных работ по общей теории права, государственному и международному праву, истории права и политических учений. Основной труд — «Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» (1924). В этой книге дано марксистское объяснение важнейших правовых категорий, подвергнуты критическому анализу буржуазное право и буржуазные теории права, подчёркнута бесплодность попыток рассмотрения права вне связи с экономическими условиями развития общества и классовыми отношениями. Пашуканис выступал против концепции «пролетарского права», поддерживаемой рядом советских ученых и юристов-практиков, в частности А.Я.Вышинским. По его мнению, пролетариат не создаёт принципиально новой правовой системы; поскольку право, как и государство, сохраняются, согласно марксистской теории, при социализме как пережитки буржуазного общества, издержки переходного периода, оно имеет во многом буржуазный характер; социализм в своем развитии должен изжить как государство, так и право (в соответствии с марксистским тезисом об отмирании государства). Избранная библиография: Буржуазный юрист о природе государства (1921); Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий (1924); Буржуазное государство и проблема суверенитета (1925); Ленин и вопросы права (1925); Леон Дюги (1925); Обзор основных направлений во французской литературе государственного права (1925); Вассальное государство (1925); Международное право (1926); К характеристике фашистской диктатуры (1927); К учению Ленина о восстании (1927); Маркс и Ленин в оценке буржуазной науки (1927); Марксистская теория права и строительство социализма (1927); О революционных моментах в истории развития английского государства и английского права (1927); Объект права (1927); Заметки о культуре и политике (1927); Империализм и колониальная политика (1928); К вопросу о задачах советской теории международного права (1928); Советский государственный аппарат в борьбе с бюрократизмом (1929); Экономика и правовое регулирование (1929); Из ленинского наследства: к ленинской теории государства и революции (1930); Гегель. Государство и право (к столетию со дня смерти) (1931); За марксо-ленинскую теорию государства и права (1931); Учение о государстве и праве (1932); Маркс и пролетарское государство (1933); Очерки по международному частному праву (1935); Курс советского хозяйственного права (1935); Избранные произведения по общей теории права и государства. — Москва : Наука, 1980. — 271 страница. Литература: Пашуканис Евгений Брониславович / Мамут Л.С. // П — Пертурбационная функция [Электронный ресурс]. — 2014. — Страница 493. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / глпаный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 25). — ISBN 978-5-85270-362-0; Ратнер Л.И. Жизненный путь Евгения Брониславовича Пашуканиса (1891—1937 гг.) // Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. — Москва, 1980. — Страницы. 237—245; Carlo Di Mascio. Pašukanis e la critica marxista del diritto borghese, Firenze, Phasar Edizioni, 2013. ISBN 978-88-6358-227-7; Carlo Di Mascio. Note su 'Hegel. Stato e diritto' di Evgeny Pashukanis, Firenze, Phasar Edizioni, 2020. ISBN 978-88-6358-595-7.

Яворский (457x700, 286Kb)
1891
Николай Петрович Яворский
кубинский педагог и балетмейстер русского происхождения. Николай Петрович Яворский родился в городе Одесса, Российская империя. Учился в Одесском реальном училище Святого Павла, с 1909 года брал уроки классического танца у солиста Одесского театра Казимирова. Продолжил образование в Санкт-Петербургском политехническом институте, в период учёбы в Санкт-Петербурге не оставлял и занятия балетом. С началом Первой мировой войны некоторое время учился в Тверском кавалерийском училище, откуда перевёлся в Сергиевское артиллерийское училище в Одессе. После окончания курса в 1915 году находился в действующей армии. В ходе боевых действий в районе Вилейки попал в плен, где находился до заключения Брестского мира в 1918 году. В годы Гражданской войны Н.П.Яворский сражался в рядах Вооруженных сил Юга России. В 1920 году эвакуировался с семьей из Крыма — иммигрировав через Турцию и Грецию в Королевство сербов, хорватов и словенцев, он осел в Белграде. В 1922 году бывшая солистка петербургского Мариинского театра Елена Дмитриевна Полякова (1884—1972) пригласила Яворского войти в балетную труппу Национального театра, которой не хватало мужского кордебалета. Работал здесь под её руководством до 1928 года. В 1928 году Н.П.Яворский переехал в Париж, где работал в Театре Елисейских полей. В том же 1928 году вошёл в состав «Русской частной оперы в Париже» (Opera Privée) М.Н.Кузнецовой-Бенуа, нанимавшей танцовщиков для гастрольного турне по странам Латинской Америки. В январе 1929 года, во время выступлений труппы в Гаване, был вторым солистом балета. Весной 1930 года во время выступлений в Мексике труппа распалась. Яворский предпринял попытку вернуться в Европу, однако из-за отсутствия средств был вынужден остаться на Кубе. Поначалу служил сценическим рабочем в цирке «Пубильонес», продавал сладости в фойе гаванского театра «Пайрет». В июне 1931 года гаванское Общество музыкального искусства (испанское название — Sociedad Pro-Arte Musical) предложило Н.П.Яворскому возглавить создававшуюся при нём балетную школу. Николай с энтузиазмом включился в работу, стал первым педагогом многих будущих артистов кубинского балета. Балетмейстер и хореограф Альберто Алонсо, также прошедший через его школу, позднее вспоминал: «Мы многим обязаны Яворскому, даже учитывая очевидный сейчас факт, что слабый технический уровень подготовки делал его не самым лучшим преподавателем. Однако он стал настоящим подвижником развития балета на Кубе благодаря присущим ему дисциплине, настойчивости и энтузиазму. Как танцовщик он, конечно, обладал довольно ограниченными возможностями и, хотя не могу этого точно утверждать, но почти уверен, что обратиться к искусству его вынудила эмиграция. В глубине души он всегда оставался военным. Поведение и манеры выдавали в нем привыкшего отдавать приказания офицера, причём эта авторитарность оказалась в высшей степени полезной для преподавания балета». Среди учениц школы Н.П.Яворского была юная Алисия Мартинес-дель-Ойо, ставшая впоследствии известной как Алисия Алонсо. Впервые она вышла на сцену 29 декабря 1931 года в отчётном концерте балетной школы Общества музыкального искусства в театре «Аудиториум». В следующем году в расчёте на учащихся школы Яворский сделал постановку балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», и 26 октября 1932 года Алисия дебютировала в партии принцессы Флорины. Благодаря знакомству с руководителями «Русского балета Монте-Карло», гастролировавшего в Гаване в марте 1936 года, Яворский смог обеспечить своим лучшим ученикам поездку во Францию и переход в эту известную и высокопрофессиональную труппу. Н.П.Яворский преподавал в балетной школе гаванского Общества музыкального искусства до весны 1939 года. В 1939–1941 годах он преподавал в собственной частной балетной студии в престижном гаванском районе Ведадо. В начале 1941 года он был приглашен возглавить балетную студию Общества музыкального искусства в городе Сантьяго-де-Куба, куда и переехал. В последние годы жизни Н.П.Яворский руководил балетной школой филиала Общества музыкального искусства провинции Орьенте. Умер в городе Сантьяго-де-Куба 9 октября 1947 года. Похоронен на муниципальном кладбище Санта-Ифихения. Николая Яворского нельзя отнести к звездам мирового балета первой величины, однако необходимо признать его неординарные педагогические заслуги как первого учителя целой плеяды выдающихся кубинских артистов. К сожалению, усилия Николая Яворского по созданию национальной школы кубинского балета, дающие ему полное право занять достойное место в ряду её основателей, на «Острове Свободы» были преданы незаслуженному забвению. Возможно, что его собственные профессиональные качества хореографа не во всем соответствовали масштабу этой задачи, однако сам факт работы русского балетмейстера с афрокубинским фольклорным материалом достаточно красноречиво свидетельствует о его глубоком интересе и искренней привязанности к культуре далекой тропической страны, давшей ему пристанище. Не будет преувеличением утверждение, что подлинным памятником неустанным трудам и воистину подвижнической работе Н.П.Яворского на благо распространения искусства классического танца стала созданная его учениками кубинская национальная балетная школа, пользующаяся в наши дни признанием и славой во всём мире. Литература: Российский М.А. У истоков кубинского балета: Николай Яворский (1891—1947) // «Балет». — 2000. — № 6. — Страницы 27—29; Российский М.А. Русское зарубежье на Кубе. Страницы истории. — Москва: Вече, 2002. — 224 страницы. — ISBN 5-94538-062-8; Нечаев С.Ю. Русские в Латинской Америке. — Москва: Вече, 2010. — 320 страниц. — ISBN 978-5-9533-4166-04; Triguero Tamayo E.R. Nikolai Yavorsky: un maestro ruso en la isla del ballet. — Ediciones Santiago, 2010. — (Colección Ravelo).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку