-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111857
Комментариев: 6804
Написано: 120332


1 июня родились...

Понедельник, 01 Июня 2020 г. 03:35 + в цитатник
Alice_Barbi (588x700, 301Kb)
1858
Мария Тереза Аличе Лаура Барби (итальянское имя — Maria Teresa Alice Laura Barbi)
итальянская певица, меццо-сопрано, исполнительница камерной музыки. Родилась в городе Модена. Училась музыке под руководством отца, учителя скрипки, в семь лет дебютировала как скрипачка. Обучалась в Болонской консерватории на курсе Карло Верарди. В 1876 участвовала в «Первом Европейском дамском оркестре» Йозефины Аман-Вайнлих. Во время турне в Швеции и Голландии выступала в качестве солиста с оркестром. Затем училась вокалу в Болонье у Алессандро Бузи и во Флоренции у Луиджи Ваннуччини. Первое публичное вокальное выступление состоялось 2 апреля 1882 года в Милане, где Барби исполнила четыре арии Генделя, Гайдна, Йоммелли и Россини. После этого выступила в концерте, данном Джованни Сгамбати в Квиринальском дворце в присутствии королевы Маргариты. В дальнейшем в основном гастролировала за границей: в России, Англии, германских странах, и более всего в Австрии, где её пением был очарован Брамс. В 1888 совершила большое турне по России, добравшись до Ташкента и Самарканда. В 1890 переехала в Вену и стала императорской камерной певицей. Считалась одной из лучших камерных певиц своего времени, обладая меццо-сопрано широкого диапазона и нежного бархатистого тембра, и исполняя необычный для итальянки репертуар, включавший немецкие песни Шуберта и Брамса. Князь Сергей Волконский, директор Императорских театров, ставил Барби на второе место после Александры Панаевой: «Это был тоже огонь, но какою-то внутреннею силою сдержанный. Она пела по-итальянски и по-немецки, пела огромный репертуар, но настоящий духовный воздух её музыкальной души были старые итальянцы — Монтеверди, Кальдара, Дуранте и другие. Эта удивительная старая музыка была тем руслом, в котором Алиса Барби могла показать и жар своей горячей итальянской крови, и строгость классических форм латинской расы. Впоследствии (…) она прибавила к своему репертуару много Шуберта и Брамса. (…) в ней было много внутреннего света, который преображал её; она обладала удивительным даром перевоплощения; она вся менялась в соответствии с тем, что пела.» — Волконский С.М. Мои воспоминания, страницы 145—146. В 1893 в Дрездене Аличе Барби познакомилась с бароном Борисом фон Вольфом, русским придворным и чиновником министерства финансов, и вскоре объявила об окончании артистической карьеры. Прощальное выступление состоялось в Вене 20 декабря 1893, где ей аккомпанировал Брамс.
Alice_BarbiФилип де Ласло. (700x698, 446Kb)
Филип де Ласло. Баронесса Алиса фон Вольф. 1901
30 января 1894 вышла замуж за Бориса фон Вольфа и переехала в Россию, где жила в санкт-Петербурге в Косом переулке и лифляндском поместье баронов Вольфов в Штомерзее (ныне Стамериенский дворец, в Латвии). «…в баронской среде, между чопорными старыми тетками мужа ей, горячей итальянке, кажется, бывало нелегко. В 1905 году она должна была спасаться от погромов и лесами и болотами пробираться до станции, которая от дому отстояла на восемьдесят верст.» — Волконский С.М. Мои воспоминания, страница 146.
На сцену вернулась только один раз, дав два концерта в Вене и Будапеште в 1898, в память первой годовщины кончины Брамса. В браке родились две дочери: Александра («Лиси»; 1894—1982) и Ольга («Лолетта»; 1896—1984). После смерти Бориса, погибшего в марте 1917 в революционном Петрограде, 26 апреля 1920 вышла в Лондоне вторым браком за посла Италии, сицилийского аристократа Пьетро Томази делла Торетту, который в 1917—1918 занимался ликвидацией итальянского представительства в России. В 1927 вернулась в Италию, где Пьетро стал сенатором, в 1944—1946 был последним президентом Королевского сената, затем сенатором итальянской республики. Умерла в Риме 9 сентября 1948 года.
Alice_BarbiАлиса фон Вольф с дочерьми. (618x700, 406Kb)
Алиса фон Вольф с дочерьми. Дворец Штомерзее. 1900-е годы
Старшая дочь баронесса Александра, известный психоаналитик, вышла в 1932 замуж за племянника своего отчима, писателя Джузеппе Томази ди Лампедузу. Тот не имел детей, и в 1957 муж Аличе унаследовал его титулы, став 13-м герцогом ди Пальма, 12-м князем ди Лампедуза, бароном Монтекьяро, испанским грандом 1-го класса и последним представителем мужской линии дома Томази ди Лампедуза. Младшая дочь, — баронесса Ольга, вышла замуж за дипломата Аугусто Бьянкери-Кьяппори; сын от этого брака дипломат и писатель Борис Бьянкери (1930—2011) описал перипетии судеб своих предков и родственников в книгах «Балтийский янтарь» (1994), «Возвращение в Штомерзее» (2002) и «Пятое изгнание» (2006). Литература: Волконский С.М. Мои воспоминания том 1. Москва: Искусство, 1992. — ISBN 5-210-02335-4

Maria_Tenisheva_by_A.P.Sokolov_(1898,_GRM) (586x700, 271Kb)
1858
Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева)
русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Санкт-Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников под Брянском, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Мария Пятковская родилась в Санкт-Петербурге.
Первый брак
Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна продала часть мебели и на полученные со сделки деньги с маленькой дочерью уехала в Париж к знаменитой Матильде Маркези учиться пению. В Париже у неё обнаружили отличное меццо-сопрано. В Париже Тенишева познакомилась с Иваном Тургеневым, Константином Маковским, написавшим ее портрет, и Антоном Рубинштейном. В 1885 году Мария Пятковская и Рафаил Николаев развелись, их дочь была определена в закрытый пансион. Впоследствии дочь отдалилась от матери, не поняв ее выбор в сторону творческой самореализации. Мария поселилась в Талашкино, родовое имение своей близкой подруги Екатерины Святополк-Четверинской. В Талашкино Мария открыла первую школу для крестьянских детей.
Брак с Вячеславом Тенишевым. Занятия изобразительным искусством
Через три года Тенишева уехала в Москву для изучения искусства театра. Познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупным российским промышленником. В 1892 г. Мария вступила в брак с ним (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода (первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года), столовой и клуба для рабочих завода. М.К.Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей» назвал её Н.К.Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею. Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С.И.Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н.Бенуа, С.П.Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». О сотрудничестве с Дягилевым княгиня впоследствии особо пожалела, о чём предупреждал её муж: «А за Дягилева ручаюсь тебе, что ты ему так же интересна, как прошлогодний снег, ему нужны только средства…» Заветной мечтой М.К.Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.
1 июня 1858 года родилась — Мария Клавдиевна Тенишеваpost-13108-13068923267 (700x678, 498Kb)
Мария Тенишева в Смоленске и Талашкино
Истинной страстью М.К.Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». По этому поводу ей лично было создано эмалированное блюдо с надписью «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года». Тогда же Тенишева была удостоена звания почётной гражданки города Смоленска. Тенишевы в своём доме в Санкт-Петербурге собирали широкую творческую интеллигенцию, композиторов.
«На наших [музыкальных] вечерах [в Петербурге] участвовали Брандуков, Гофман, Скрябин, Ментер, Вержбилович, Ауэр, Аренский…» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Княгине Тенишевой довелось спеть у себя дома романсы П.И.Чайковского под фортепианный аккомпанемент самого автора. После чего Пётр Ильич был в восторге от особенного вокального исполнения княгини. Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857—1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.
Maria_Tenisheva Храм Святого Духа в Талашкино (472x700, 312Kb)
Мария Тенишева (?). Храм Святого Духа в Талашкино
В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина. Большое внимание княгиня уделяла созданию во Флёново храма Святого Духа. Идут споры о создателе архитектурного проекта храма. Среди наиболее распространённых версий авторство проекта самой княгини Марии Тенишевой. Известно, что значительную роль в создании проекта сыграли художник-портретист Сергей Малютин и основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский. Автором плохо сохранившихся росписей интерьера храма и мозаики на фасаде над входом в храм является российский философ, художник, путешественник Николай Рерих.
Княгиня Тенишева была наполнена глубокими патриотическими чувствами, горела русской национальной идеей.
«А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
«Мы больны, мы очень тяжко больны! Наша якобы молодая нация, не дойдя еще до зари своего рассвета, успела уже подгнить у самого корня и, как ветхий организм, разлагается! Страшно! Больно до слез, обидно…»
Остро переживала разложение церковных клириков, участвовавших в событиях, связанных с персоной Распутина.
«До чего мы дожили! Религия поругана, духовенство запугано, ум, способности людей обесценены, отброшены, как ненужный хлам, и на поверхность всплывают одни авантюристы за другими…» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Княгиня Тенишева после 1905 года
В 1905 году из-за революционных событий Тенишева покинула Россию. Постепенно в Париж вывозилась и ее коллекция. В Париже совместно с Сергеем Дягилевым была проведена выставка, на которой были представлены предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Тенишевой. Париж захлестнула мода на русские мотивы. Мария Клавдиевна помогала в снабжению фронта во время Первой мировой войны, в частности выращиванием и доставкой капусты (1916 год). Не только фронт, но и тылы находились в глубоком упадке, что крайне огорчало княгиню.
«А вот по сравнению с ними [купцами их детьми] крестьянин… Не зная даже слова „патриотизм“, он отдал родине все, что имел: своих сынов, свою последнюю скотину, свой посильный труд в лице копошащейся бабы с подростком на одинокой нивке, наконец, он отдал самое дорогое — свою жизнь!» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Княгиня видела предательство элит в России, которое особо проявилось в годы войны: «Все эти либералы, социал-демократы и прочие — пустые краснобаи, не лучше других. Их громкие фразы о благе человечества лишь корка, под которой скрывалась обида неудачника или мелкая душонка, или все тот же карьеризм, в котором они обвиняли других. Я так часто видела, что слова их не сходились с делами… Усиленная пропаганда антимилитаризма, интернационализма и других „измов“ ослабила патриотический дух, вернее, уничтожила это вполне естественное чувство». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Сударыня Тенишева твёрдо стояла на народных позициях, даже когда это было не модно и вызывало насмешки у некоторых зазнаек.
«Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют „славянской натурой“. Что это такое за „славянская натура“? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия, в противном же случае они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство еще сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера».
Из множества художников, с которыми приходилось контактировать М.К.Тенишевой были ментально близки и особо приятны М.А.Врубель и Н.К.Рерих.
«С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Я была его ярой поклонницей и очень дорожила его милым, дружеским отношением ко мне; Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
«Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это [Н.К.Рерих] единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Во время гражданской войны в России, после 26 марта 1919 года госпожа Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К.Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию в очередной раз, но уже навсегда, и уехала через Крым во Францию. Эмиграция произошла до эвакуации частей Русской армии и гражданского населения под руководством барона П.Н.Врангеля. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой — «Впечатления моей жизни. Воспоминания» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8. — охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.
Княгиня Тенишева скончалась в парижском пригороде Ла-Сель-Сен-Клу 14 апреля 1928 года.
Оценки деятельности:
В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И.Я.Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много.»
Галерея:
Maria_Tenisheva01 (421x700, 294Kb)
М.К.Тенишева. Портрет работы И.Репина (1896)
Maria_Tenisheva02 (700x443, 230Kb)
Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Улица Тенишевой, 7
Maria_Tenisheva03 (515x700, 243Kb)
Сергей Малютин. Теремок в Талашкино
Maria_Tenisheva04 (700x525, 341Kb)
Аннотационная доска на улице, названной в честь Тенишевой в Смоленске
Анекдоты: По легенде Тенишева была внебрачной дочерью Александра II. Труды: М.Тенишева. Эмаль и инкрустация. Прага, 1930. Библиография: Билибин И. Памяти княгини М.Кл.Тенишевой // Возрождение. 1928. № 1052 от 19 апреля; Озер Д. Мир эмалей Марии Тенишевой // Москва, 2004; Журавлева Л. «Далось мне это не без борьбы» // Альманах «Прометей»., Москва : «Молодая гвардия», 1987, том 14, страницы 65-79; Рерих Н.К. Заклятое зверье (Эмали княгини М.К.Тенишевой), 2 мая. 1909; Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. Прага. 1930; Княгиня М.К.Тенишева и Смоленский край: библиографический указатель: к 160-летию со дня рождения / Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т.Твардовского; составители: В.И.Карпеченкова, И.Е.Малащенкова. — Смоленск: Свиток, 2018. 517 страниц : иллюстрации, портрет.

Луиза_Турн-и-Таксис (496x700, 257Kb)
1859
Луиза Матильда Вильгельмина Мария Максимилиана Турн-и-Таксис (немецкое имя — Luisa Mathilde Wilhelmine Marie Maximiliane von Thurn und Taxis)
принцесса из дома Турн-и-Таксис, дочь принца Максимилиана Турн-и-Таксис и Елены Баварской, в браке принцесса Гогенцоллерн-Зигмаринген, супруга принца Фридриха. Родилась в Дишингене, королевство Бавария. Луиза была первенцем в семье. По матери приходилась племянницей австрийской императрице Сисси. Вскоре родились ещё трое детей: дочь Елизавета и сыновья Максимилиан и Альберт. Отец умер, когда девочке было 8 лет. Мать начала активно заниматься благотворительностью и делами дома Турн-и-Таксис. Фактически она стала председателем династии до совершеннолетия Максимилиана. В возрасте 20 лет Луиза вышла замуж за 36-летнего принца Фридриха Гогенцоллерн-Зигмарингена. Свадьба состоялась 21 июня 1879 года в Регенсбурге. Детей у супругов не было. Фридрих умер в 1904 году. Луиза ушла из жизни много лет спустя, в Зигмарингене 20 июня 1948 года. Титулы: 1 июня 1859 — 21 июня 1879: Её Светлость Принцесса Турн-и-Таксис; 21 июня 1879 — 20 июня 1948: Её Светлость Принцесса Гогенцоллерн, Принцесса Турн-и-Таксис.

Виррих_Эрнест_Францевич (669x700, 311Kb)
1860
Эрнест (Эрнест-Фридрих) Францевич Виррих
русский архитектор, академик архитектуры Императорской Академии художеств, создатель ансамбля Политехнический институт императора Петра Великого. Родился в Одессе, в мещанской семье этнических немцев-лютеран. В 1878 году поступил в Императорскую Академию художеств, сначала на живописное отделение, а затем перешёл на архитектурное, которое окончил в 1890 году со званием классного художника 1-й степени. В 1886—1887 годах работал помощником В.В.Шауба, в 1888—1894 годах — старшим техником и помощником П.Ю.Сюзора (выполнял чертежи и наблюдал за строительством зданий, возводимых по сюзоровским проектам). В 1894—1896 годах был архитектором Строительного управления по постройке зданий для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, где, в частности, по проектам А.Н.Померанцева возвёл павильоны Художественного отдела, отдела Средней Азии и Императорский павильон. В 1898 году Виррих приступил к проектированию, а затем и строительству первого из трёх выполненных им крупных комплексов — Петербургского Политехнического института им. Петра Великого (1899—1902). Возглавил специально созданную строительную комиссию. В её работе учитывались не только передовые архитектурные новации, но и функциональные требования, которые были изложены в программе, составленной ведущими учёными и инженерами. В 1907 году при проведении международного конкурса проектов на здание торгового дома Гвардейского экономического общества Виррих с И.В.Падлевским получили 4-ю премию. Затем архитектор разработал окончательный проект и руководил его реализацией. В строительстве принимали участие Н.В.Васильев, Б.Я.Боткин, С.С.Кричинский Первая очередь торгового комплекса была построена в 1908—1909 годах. В советское время в этом здании располагался Дом ленинградской торговли. В 1908 году Виррих был удостоен звания академика архитектуры. После революции 1917 года жил и работал в США (художником-экспертом в шёлковой индустрии). Умер после 1949 года. Постройки в Санкт-Петербурге: Поварской переулок, дом № 1 (угол со Стремянной, 15 (левая часть) — доходный дом. 1897. Совместно с Б.И.Гиршовичем. В 2002 году из-за нарушения ремонтных технологий были обрушены перекрытия. В 2005 году здание снесено; Улица Зои Космодемьянской — здания Городской Алафузовской больницы. Перестройка и расширение 1897—1900, 1910. Совместно с П.Ю.Сюзором. (Не сохранились); Каменноостровский проспект, дом № 5 — особняк С.Ю.Витте, 1898. (Реконструирован); Каменноостровский проспект, дом.№ 16, двор — особняк и мастерская Э.К. фон Липгарта. 1898—1899. (Сохранился флигель, перестроен); Политехническая улица, дом № 29 — комплекс зданий Политехнического института. 1899—1902; 10-я Красноармейская улица, дом.№ 22 — здание Женской рукодельной школы. Расширение. 1903—1904; Большая Конюшенная улица, дом № 21-23, правая часть — угол с Волынским переулком (3) — торговый дом Гвардейского экономического общества — в советское время — универмаг «Дом Ленинградской Торговли» (ДЛТ). При участии Н.В.Васильева, И.В.Падлевского, Б.Я.Боткина, С.С.Кричинского. (Расширен); Улица Некрасова дом № 58—60 — Греческий проспект, дом.№ 10-12 — Фонтанная улица, дом № 3 — дома, относящиеся к жилому комплексу Бассейного товарищества собственных квартир (1912—1917, архитекторы Э.Ф.Виррих, А.И.Зазерский, А.Ф.Бубырь, Н.В.Васильев). Постройки в Омске: Успенский собор, 1891—1898; Постройки в Нижнем Новгороде; Ряд зданий для Всероссийской выставки 1896 года. Литература: Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / составитель В.Г.Исаченко; редакторы Ю.Артемьева, С.Прохватилова. — Санкт-Петербург : Лениздат, 1998. — 1070 страниц. — ISBN 5-289-01586-8; С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2 (Часть биографическая). — Страница 307. — 459 страниц; А.М.Гинзбург, Б.М.Кириков. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник / Под общей редакцией Б.М.Кирикова. — Санкт-Петербург : «Пилигрим», 1996. — Страница 76. — 400 страниц. — ISBN 5-900989-01-1; Брюханова И.А. Архитектор-строитель Политехнического института Э.Ф.Виррих // История Санкт-Петербурга / главный редактор Полторак С.Н. — Нестор, 2005. — № 6 (28). — Страницы 17—22.

DmitryKonstantinovich (561x700, 245Kb)
1860
Дмитрий Константинович
третий сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I. Шеф 16-го гренадерского Мингрельского своего имени полка, флигель-адъютант Его Императорского Величества. На службе состоял в лейб-гвардии Конном полку до 1893, когда, в чине полковника, назначен командиром лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Кавалер ордена Святого Владимира IV степени; Звезда ордена Святого Андрея Первозванного. Родился в Стрельне. Младший сын Константина Николаевича и Александры Иосифовны, как и все Константиновичи, был высокого роста и отличался худобой. Он получил очень хорошее образование, прекрасно разбирался в классической литературе, принимал участие в домашних спектаклях; брал уроки игры на скрипке (его музыкальным педагогом был Е.К.Альбрехт). Многие находили в нем незаурядные актерские способности. Он никогда не был женат и слыл ярым женоненавистником. Свою нерастраченную любовь он перенес на племянников и племянниц — детей брата Константина. Сначала его готовили к военно-морской карьере, но он страстно любил лошадей и в конечном итоге перешел служить в кавалерию. В 1880 году он построил себе двухэтажную дачу в Красном Селе. При даче имелась конюшня и прогулочный двор для лошадей. Здесь он проводил лето со своим полком. В ноябре 1881 года Александр III назначил Дмитрия Константиновича флигель-адъютантом. 6 апреля 1889 года, великий князь был произведен в ротмистры и назначен командиром 2-го эскадрона лейб-гвардии Конного полка. 10 декабря 1892 года он был повышен в звании до полковника и благодаря безупречной службе, через некоторое время он получил в командование Конно-гренадерский лейб-гвардии полк. В 1913 году председательствовал на Всероссийской выставке рысаков в Киеве. Своими успехами русское коннозаводство в начале XX века в немалой степени обязано великому князю, а также и большой потребностью армии в лошадях. Под Полтавой он имел собственный конный завод, где разводил рысаков и верховых лошадей орлово-ростопчинской породы. Великий князь не смог принять участия в войне с Германией из-за близорукости, к 1914 году перешедшей в почти полную слепоту. Занимался подготовкой кавалерии в тылу.
Советский период. Тюрьма и казнь
По декрету от 26 марта 1918 года Дмитрий Константинович был выслан в Вологду, а затем переведен под арест в Петроград. Содержался в одной камере со своим кузеном Георгием Михайловичем. Рядом, в соседней камере, поместили племянника Дмитрия — Гавриила Константиновича, им иногда удавалось видеться. 9 января 1919 года Президиум ВЧК (в заседании участвовали Петерс, Лацис, Ксенофонтов и секретарь О.Я.Мурнек) вынес постановление: «Приговор ВЧК к лицам, бывшей императорской своры — утвердить, сообщив об этом в ЦИК». Дмитрия Константиновича вместе с Павлом Александровичем, Николаем Михайловичем и Георгием Михайловичем отвезли в Петропавловскую крепость и в одну из ночей последней декады января 1919 года расстреляли как заложников в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Командовал экзекуционным отрядом некий Гордиенко, тюремный надзиратель, получавший в своё время ценные подарки из Кабинета Его Величества. В последние минуты Дмитрий Константинович истово молился, повторяя: «Прости им Господи, не ведают, что творят…». Сообщение о расстреле великих князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде». Вероятно, погребён в братской могиле на территории Заячьего острова. Канонизирован Русской православной церковью за границей в сонме Новомучеников российских 1 ноября 1981 года. Реабилитирован постановлением Прокуратуры Российской Федерации 9 июня 1999 года (посмертно).
Владения
Владел домом в Санкт-Петербурге (Песочная набережная, дом 24; куплен в 1915 г.), имением Ореанда в Ялтинском уезде Таврической губернии (300 десятин унаследовал у отца в 1892 г., в 1894 г. продал Министерству императорского двора и уделов), имением Кичкине там же (около 2 десятин, куплено в 1912 г.), 1000 квадратных саженей земли при деревне Аннино Шунгоровской волости Петергофского уезда. и 400 квадратных саженей в Красном Селе Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии., Дубровским конным заводом в Миргородском уезде Полтавской губернии (2987,5 десятин), частью имения Уч-Дере в Сочинском округе Черноморской губернии, участками земли в районе рек Херати и Кудебти в Черноморской губернии (1287 десятин, не разделены, совместно с братом). В 1911 г. унаследовал у матери мызу Стрельна (с Константиновским дворцом) Санкт-Петербургский уезд одноименной губернии.

Hugh_Thomson (505x700, 293Kb)
1860
Хью Томпсон (Hugh Thomson)
художник-иллюстратор из Ольстера. Считается (наряду с Артуром Рэкхэмом и Эдмундом Дюлаком) одним из трёх лучших иллюстраторов книг эдвардианского стиля. Был самоучкой, не получил почти никакого специального образования. В отрочестве работал посыльным в компании торговцев тканями «Гиббонс и Сыновья». В 14 лет в Белфасте попал в ученики в типографию небольшого издательства «Marcus Ward & Co», производящего календари и поздравительные открытки (англ.)русск., — и там впервые начал рисовать с одобрения и при поддержке владельца фирмы. Художник-иллюстратор Джон Виникомб (John Vinycomb) помог Томпсону развить его талант, особенностями которого были — внимание к мелочам, умение использовать различные изобразительные средства, уникальные способности схватывать характеры людей, детали интерьера и окружающего мира.
Hugh_ThomsonРозалинда и Селия (525x700, 278Kb)
Розалинда и Селия, 1909, иллюстрация к комедии Шекспира «Как вам это понравится»
Помимо прочего, мастерски овладел техникой акварели. В 1884 году женился на Джесси Нейсмит Миллер (Jessie Naismith Miller) и перебрался в Лондон, где поступил на работу в издательство «Макмиллан и К°». Иллюстровал серии исторических книг, сельскохозяйственные брошюры, английские пособия по коучингу. Сотрудничал с журналом «The English Illustrated Magazine». Иллюстрировал произведения многих писателей викторианской эпохи, среди которых: Чарльз Диккенс, Оливер Голдсмит, Элизабет Гаскелл, Р.Б.Шеридан, Роберт Бьюкенен, Джордж Элиот, Уильям Теккерей. В 1894—1898 годах он иллюстрирует пять романов Джейн Остин: «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк», «Доводы рассудка», «Эмма», «Чувство и чувствительность». Моделью иллюстраций к двум последним романам Остин была вторая жена художника, — Кэтрин. Томпсон скончался от болезни сердца в своём доме, 8 Паттен-роуд, Уандсворт, Лондон, 7 мая 1920 года. Творческое наследие художника продолжило активно жить, в частности, благодаря его иллюстрациям к популярной комедии из английской жизни XIX века. Джеймса Барри «Кволити-стрит» («Достойная улица», «Quality Street», 1901), долгие годы украшавшими коробки с шоколадными конфетами — «Quality Street».
Галерея
Hugh_Thomson01 (483x700, 370Kb)
"Читая письмо Джейн". «Гордость и предубеждение», 1894 год.
Hugh_Thomson02 (700x582, 467Kb)
"Прибавка жару". «Гордость и предубеждение», 1894 год.
Hugh_Thomson03 (670x700, 535Kb)
Начало главы 34 (Дарси делает предложение Элизабет). «Гордость и предубеждение», 1894 год.
Hugh_Thomson04 (700x587, 485Kb)
"Чуточку флиртуя", страница 292. «Гордость и предубеждение», 1894 год.
Hugh_Thomson05 (533x700, 366Kb)
Фронтиспис издания «Сцен из жизни духовенства» Джордж Элиот, «MacMillan», 1906 год.
Издания: Шекспир, Уильям. Как вам это понравится. Санкт-Петербург : Белый город, 2010. — 264 страницы. — Тираж: 2000 экземпляров (Серия: «Книжная классика») — ISBN 978-5-7793-1805-1; Остин, Джейн (Austen, Jane). The Complete Novels. — Eastleach: CRW Publishing Ltd., 2007. — 720 р. — ISBN 978-1-905716-32-6 [подарочное издание]

Балинский (564x700, 323Kb)
1861
Пётр Иванович Балинский
российский инженер, архитектор, автор первых проектов метрополитена в Санкт-Петербурге и Москве. Пётр Иванович Балинский родился в семье известного врача-психиатра, профессора Императорской Медико-хирургической Академии Ивана Михайловича Балинского. Окончил 3-ю Военную гимназию, слушал лекции на математическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году окончил по I разряду Институт гражданских инженеров.
Инженерная деятельность
В качестве инженера работал на строительстве казенной железной дороги от Вильно до Ровно. В 1889 году поступил на службу в Санкт-Петербургское городское общественное Управление на должность архитектора при больницах — Обуховской, Петропавловской и Святого Пантелеймона. Затем служил в Техническо-строительном комитете при Министерстве внутренних дел. По его проектам сооружен ряд производственных комплексов и больничных зданий. В частности, здания больницы Общины сестер милосердия Святого Георгия Российского общества Красного Креста, здание силовой станции Дома призрения душевнобольных императора Александра III, комплекс зданий Клинического института Великой Княгини Елены Павловны, Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей, и целый ряд других. Кроме того, П.И.Балинский выполнял как архитектор и частные заказы.
БалинскийПроект Петербургского метрополитена (700x554, 549Kb)
Проект Санкт-Петербургского метрополитена П.И.Балинского (1900-е)
Проекты метрополитена
П.И.Балинский наиболее известен как автор проектов метрополитена в Санкт-Петербурге и Москве. В 1893 году он разработал «Проект по учреждению Общества для постройки метрополитена столицы», сметная стоимость которого составила 190 млн рублей. Проект предусматривал строительство на месте Обуховской городской больницы здания самого большого в мире Центрального вокзала, который стал бы местом соединения метрополитена и пассажирской железной дороги. Общая протяженность линий составила бы 172 км, должны были быть построены 11 мостов через Неву и притоки, а также сооружены насыпи и эстакады высотой 5-10 метров. В 1900 году П.И.Балинский совместно с инженером Е.К.Кнорре подготовил проект московского метрополитена, в котором линии метро образовывали единую сеть с трамвайными путями. Авторы проекта предлагали проложить 67 км путей на эстакадах и 16 км в тоннелях, сметная стоимость проекта составила 155 млн рублей. Несмотря на то, что П.И.Балинский сумел найти инвесторов, в реализации обоих проектов ему было отказано.
Предпринимательство
После ухода с государственной службы П.И.Балинский успешно занимался предпринимательской деятельностью. В разные годы был представителем в России оружейной корпорации «Виккерс, сыновья и Максим Лтд», вице-председателем «Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов», учредителем и директором правления Акционерного общества артиллерийских и торпедных заводов «Русский Уайтхед». Умер в Париже 19 апреля 1925 года.
Семья
Супруга — Фаина Владимировна Балинская (Каплан). Певица, меценат. В эмиграции жила во Франции. Участвовала с 1922 в концертных программах различных обществ и землячеств в Париже, выступала в благотворительных вечерах Российского общества Красного Креста (РОКК). В 1933—1934 предоставляла свой парижский особняк для проведения музыкальных и литературных вечеров, концертов учащихся Русской нормальной консерватории, собраний Союза русских дворян и др. В 1933—1939 выступала в спектаклях и концертах Группы безработных артистов московской и петербургской оперет.
Наиболее значительные постройки в Санкт-Петербурге: Силовая станция Дома призрения душевнобольных императора Александра III. Фермское шоссе, 36к4 (1887); Здание для научных исследований (водолечебница) при больнице Георгиевской общины сестер милосердия. Пироговская набережная, 7 (1889—1890); Производственные здания лесопильного завода В.А.Ратькова-Рожнова фирмы «Громов и К°». Обуховской Обороны проспект, 76 (1890—1891); Павильон гинекологических и глазных болезней Клинического института великой княгини Елены Павловны. Кирочная улица, 41В1 (1890—1891); Доходный дом П.Г.Гулина (перестройка). Лиговский проспект, 109 — Остропольский переулок, 2 (1891); Часовня Вознесения Господня при Клиническом военном госпитале. Академика Лебедева улица, 6 (1893); Павильон-приют имени Н.И.Жуковской Клинического института великой княгини Елены Павловны. Кирочная улица, 41В2 (1893—1895); Операционный павильон Клинического института великой княгини Елены Павловны. Кирочная улица, 41В3 (1893—1895); Доходный дом. Фурштатская улица, 17 (1895); Доходный дом (перестройка с включением существовавшего дома). Некрасова улица, 7 — Чехова улица, 18 (1895); Доходный дом (перестройка). Латейный проспект, 33 (1895); Доходный дом (перестройка). Рубинштейна улица, 6 (1896); Здание клиники для нервных больных. Военно-медицинской академии Лесной проспект, 2 (1896—1897); Здание амбулатории Клинического института великой княгини Елены Павловны. Кирочная улица, 41 — Парадная улица, 2 (1896—1898); Изоляционный павильон Клинического института великой княгини. Елены Павловны. Кирочная улица, 41И (1896—1898); Павильон для заразных больных при Елизаветинской детской больнице. Рижский проспект, 21Е (1897—1899); Доходный дом Каспари (перестройка). Лиговский проспект, 114 (1898); Производственные сооружения Общества обработки строительного камня. Фонтанки набережная, 170 (1898—1899); Русский для внешней торговли банк (перестройка). Большая Морская улица, 30 (1890-е).
Литература: Барановский, Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892 : Составлен, по материалам, собранным Институтом гражданских инженеров и по данным из архива Министерства внутренних дел и других источников, гражданский инженер Г.В.Барановский. [Выпуск 1]. — Санкт-Петербург: Институт гражданских инженеров, 1892—1893; Булатов, В.В. Иностранный предпринимательский капитал в военной промышленности России: «Группа Виккерс» и русское акционерное общество артиллерийских заводов, 1912—1918 гг : диссертация. — Волгоград, 2000. — Страница 251; Гончаров, В.Б. История петербургского приборостроительного завода имени А.А.Кулакова // Электросвязь: история и современность. — 2008. — № 3. — Страницы 21—24; Проект круговой и городских железных дорог для С.-Петербурга (метрополитена), в связи с центральным вокзалом, предложенным инженером П.И.Балинским. — Санкт-Петербург: типография Ц. Крайз и К°, 1901. — Страница 19; Вернер, М., Балинский, П. Проект сооружения электрической железной дороги большой скорости, соединяющей Имперские жел. дороги с Финляндскими в связи с устройством сети городских электрических трамваев в городе Санкт-Петербурге : Искусственные сооружения и типы станций. — Санкт-Петербург, 1902. — 23 страницы; Кнорре, Е.К., Балинский, П.И. Проект Московских городских электрических железных дорог (метрополитэн) : Сметные соображения. — Санкт-Петербург: типография Ц. Крайз и К°, 1902. — 17 страниц; Мнухин, Л., Авриль, М., Лосская, В. Российское зарубежье во Франции 1919—2000. — Москва : Наука, 2008. — 110 страниц. — ISBN 978-5-93015-104-6; Федосеев, С.Л. Пулеметы русской армии в бою. — Москва : ЭКСМО, 2008. — 367 страниц. — ISBN 978-5-699-25634-1; Примаченко, П.А. Русский торгово-промышленный мир. — Москва : Планета, 1993. — 336 страниц. — ISBN 5-85250-551-X; Чуваков, В.Н. Незабытые могилы, Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 гг. — Москва: Российская государственная библиотека, 1999. — 650 страниц. — ISBN 5-7510-0169-9; А.М.Гинзбург, Б.М.Кириков. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник / Под общей редакцией Б.М.Кирикова. — Санкт-Петербург : «Пилигрим», 1996. — Страницы 28—29. — 400 страниц — ISBN 5-900989-01-1.

Barbi I (603x700, 80Kb)
1862
Алиса Барби (итальянское имя - Alice Barbi)
итальянская камерная певица (меццо-сопрано). Родилась в городе Модена. В юности занималась игрой на скрипке; пению училась под руководством Дзамбони, Л.Бузи, Л.Ваннуччини. В 1882 дебютировала в Милане. Успешно концертировала в разных городах Италии и за её пределами (Великобритания, Германия; Россия - впервые в 1897). Красивый голос и мастерство Барби высоко ценил И.Брамс, выступивший с певицей в качестве аккомпаниатора в одном из её концертов в Вене (1893). В свои программы Барби наряду с произведениями современных композиторов часто включала вок. сочинения итальянских мастеров. Умерла в Риме 4 сентбря 1948 года. Литература: "Биржевые ведомости", Санкт-Петербург, 1901, 14 ноября, No 311; Sambati G., A.Barbi, в книге The musical world, L., 1885, p. 452.

1863
Константин Дмитриевич Кафафов
российский государственный деятель. Действительный статский советник. По происхождению грек. В 1888 окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Присвоен чин коллежского секретаря. Направлен на службу в 5-й департамент Правительствующего сената. 1890 — младший помощник секретаря. В 1891 — помощник секретаря, с июля секретарь. Получает чин титулярного советника. В 1892 — товарищ (заместитель) прокурора Нижегородского окружного суда. В 1894 — коллежский асессор. В 1898 — надворный советник. В 1899 — переведен в Москву. Товарищ прокурора Московского окружного суда. В 1902 — коллежский советник. В 1903 — прокурор Елецкого окружного суда. В 1904 — прокурор Орловского окружного суда. В 1906 — статский советник. Член Московской судебной палаты. В 1911 — действительный статский советник. В 1912 — вице-директор Департамента полиции. 23 ноября 1915 — 14 февраля 1916 и. о. директора Департамента полиции. 7 марта 1916 — член Совета министра внутренних дел и одновременно продолжает исполнять обязанности вице-директора Департамента полиции. Умер в 1933 году.
Кафафовгроб (700x525, 295Kb)
Похоронен на Русском белградском кладбище.
"Циркуляр Кафафова"
Приобрёл известность благодаря, так называемому «циркуляру Кафафова». В январе 1916 года Кафафов разослал губернаторам, начальникам областных и губернских жандармских управлений специальный циркуляр, в котором еврейское население обвинялось в экономической диверсии (организации нехватки товаров первой необходимости, искусственном вздорожании продуктов, нехватке «звонкой монеты»). Кафафов предполагал, что это делалось для того, чтобы вызвать общее недовольство и протест против властей, но и «объясняется стремлением их добиться отмены черты еврейской оседлости, так как настоящий момент они считают наиболее благоприятным для достижения своих целей...». По этому поводу Кафафов был вызван для объяснений в Думу, где он заявил, что циркуляр отменили еще до его вступления в силу. Награды: Орден Святой Анны III степени (1896); Орден Святого Станислава II степени (1901); Орден Святой Анны II степени (1904); Орден Святого Владимира IV степени (1906). Семья: Был женат на Марии Григорьевне Тамашевой. Их дети: Елена (1896—?); Борис (1901—1920), умер в Тифлисе; Николай (1903—1944), инженер, погиб в Белграде. Источники: Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 3. И—К. Москва : «Пашков дом», 1999. — ISBN 5-7510-0169-9. страница 233. Литература: Перегудова З.И. Политический сыск в России. — Москва, 2000; Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. — Москва: Яуза Эксмо, 2010. — Страница 185. — 768 страниц. — (Энциклопедия спецслужб). — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-699-43615-6.

Hugo_Munsterberg (505x700, 250Kb)
1863
Хьюго Манстерберг (Hugo Münsterberg)
американский философ и психолог немецкого происхождения. Был первопроходцем использования идей прикладной психологии в образовании, медицине и бизнесе. Один из основоположников прикладной психологии, названной им психотехникой, а также автор первых работ по определению профессиональной пригодности. Родился в Данциге (ныне Гданьск, Польша). Отец Гуго Мюнстерберга, Мориц, был купцом (занимался продажей древесины). Мать, Анна, была художницей и продолжала трудиться даже после рождения четырех сыновей. Любовь к книгам и музыке прививалась мальчикам с детства. Любовь к искусству наложила свой отпечаток на научные труды Гуго. Молодой человек играл на виолончели, а также писал стихи. Мюнстерберг провел несколько лет в частной гимназии, а затем в возрасте девяти лет он поступил в гимназию Данциг. После смерти матери двенадцатилетний Гуго стал серьезным и задумчивым молодым человеком. Он занимался интеллектуальной деятельностью даже за пределами классной комнаты. Например, занимался созданием словаря иностранных слов, употребляемых в Германии. Гуго Мюнстерберг также изучал арабский язык и санскрит, пробовал свои силы в археологии. В 1882 году сдал выпускные экзамены и поступил в Женевский университет, где изучал французский язык и литературу. Но он был там только в течение одного семестра. В следующий семестр в возрасте 19 лет Мюнстерберг уехал в Лейпциг, где собирался изучать медицину, но, побывав на нескольких лекциях Вундта, он изменил свои планы. Медицинских интересов он не оставил и продолжил подготовку в этой области. Уже в 1887 году в Гейдельбергском университете получил степень доктора медицины. Но этому предшествовало получение докторской степени по психологии в 1885 году. Диссертацию Мюнстерберг подготовил под руководством Вундта, у которого обучался на протяжении трех лет. С 1887 по 1892 года Мюнстерберг — профессор Фрейбургского университета, где на собственные средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. По приглашению Уильяма Джеймса переехал в США в 1892 году, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского университета. Впоследствии был избран президентом APA (Американская Психологическая Ассоциация — 1898 год) и американской философской ассоциации (1908). Также Гуго Мюнстерберг являлся почетным доктором ряда университетов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, редактором журнала Harvard Psychological Studies. Весь американский период работы Мюнстерберга связан с Гарвардским университетом, для руководства которого он поначалу выступал предметом гордости, постепенно сменявшейся раздражением и недовольством. Но так или иначе Гуго Мюнстерберг до конца жизни оставался гарвардским профессором и умер в буквальном смысле слова на кафедре — во время чтения лекции.
Образование
В 1883 году поступил в университет Лейцпига. Там он занимался изучением психологии под руководством Вильгельма Вундта. Получил степень доктора философии в 1885 году. В 1887 получил учёную степень по медицине в Гейдельбергском университете. В том же году прошёл экзамен на приват-доцента в университете Фрайбурга. В 1891 Мюнстерберг посетил первый международный конгресс по психологии, где встретил Уильяма Джемса. В 1892 году Джемс пригласил преподавать его в Гарвардский университет. В 1895 Мюнстерберг возвращается из Америки во Фрайбург, но снова уезжает в Гарвард в 1897. В 1898 году был избран президентом американской психологической ассоциации.
В области психологии
Гуго Мюнстерберг являлся сторонником одного из вариантов психофизического параллелизма. Работая в Гарвардском университете, ученый исследовал память, внимание, восприятие. Несмотря на то, что Мюнстерберг был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике. В период с 1905 по 1916 он сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии. Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Гуго Мюнстерберг разрабатывал основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей. Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний, клинической психологией, психологией образования и оценки искусства. Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов. Первой прикладной областью, к которой обратился Мюнстерберг, была судебная психология. Он много писал по таким темам, как профилактика преступности, использование гипноза в практике допроса подозреваемых, психологическое тестирование с целью определения виновности. Попытки решения им последней проблемы видятся далеко не бесспорными, да и современниками в итоге они были оценены негативно. Г.Мюнстерберг много сделал для того, чтобы юридическая психология заняла свое достойное место не только среди психологических наук, но и в правовой сфере деятельности. Особым вниманием Мюнстерберга пользовалась проблема достоверности свидетельских показаний. Он поставил задачу экспериментально проверить, какова вероятность ошибочного воспроизведения свидетелями деталей преступления. В опытах Мюнстерберга испытуемых, выступавших в роли «свидетелей», опрашивали сразу же после того, как те наблюдали имитацию некоего инцидента. И со всей очевидностью выступил тот факт, что даже показания «по горячим следам» значительно расходятся в своих деталях. «Насколько же можно доверять свидетельствам в зале суда, — вопрошал исследователь, — если их от описываемого события отделяет несколько месяцев?» Эти наблюдения были обобщены Мюнстербергом в книге о психологии свидетельских показаний («On the Witness Stand»), вышедшей в 1908 году. (Всего же им было написано свыше дюжины книг, пользовавшихся ввиду привлекательности тематики и доходчивого стиля огромным читательским спросом.) В этой работе он указал рациональный путь и те научные средства, к которым следует прибегать для оценки свидетельских показаний, рассмотрел основополагающие вопросы применения методов экспериментальной психологии для отправления правосудия. Впоследствии эта проблема изучалась в самых разных аспектах многими психологами, о чем, в частности, свидетельствуют обширные главы в современных учебниках по социальной психологии. Имя Мюнстерберга в них упоминается редко. И когда в 1976 году его книга была переиздана, для многих это явилось настоящим откровением. Оказалось, что многие вопросы судебной психологии, изучавшиеся на протяжении ХХ века, много лет назад были поставлены и даже отчасти решены Мюнстербергом.
В области индустриальной психологии
Самой, пожалуй, важной сферой интересов Мюнстерберга выступила индустриальная психология, понимавшаяся им чрезвычайно широко — в его работах на эту тему освещались проблемы профориентации (в частности, с применением психодиагностических процедур), управления персоналом, повышения трудовой мотивации и производственной дисциплины, преодоления негативного влияния монотонного труда и т. п. Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить производительность труда — подбирать работникам должности, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям, в частности характерологическим и интеллектуальным. Именно с индустриальной психологией принято связывать оформление в особую научно-практическую отрасль так называемой психотехники (вероятно, в связи с характерной для русского языка прямой ассоциацией «техника — промышленность»). Именно Мюнстерберга считают основоположником психотехники (наряду с В.Штерном). Но и Мюнстерберг и Штерн понимали психотехнику шире — как прикладную отрасль, затрагивающую проблемы не только промышленного труда, но также военного и школьного дела, торговли, юриспруденции, рекламы и пр. Психотехнические изыскания выводили психологию на совершенно новый уровень, демонстрируя, что психологам не только до всего есть дело, но и почти всюду они могут быть исключительно практически полезны. В 1914 г. Мюнстерберг выпускает свой многотомный труд — «Основы психотехники», специальный раздел которого посвящен применению психологии в праве.
В области психотерапии
Другой сферой интересов ученого выступала психотерапия. Его книга на эту тему, которая так просто и называется — «Психотерапия», вышла в 1909 году. В ту пору психотерапия понималась несколько иначе, чем теперь. Концепция Фрейда еще не получила широкого признания, хотя специалистам была уже достаточно известна. Мюнстерберг выступал ее решительным противником. «Никакого бессознательного не существует», — заявлял он. Достаточно сказать, что когда Фрейд по приглашению Г.С.Холла в 1909 году посетил США, Мюнстерберг специально уехал за рубеж, дабы избежать встречи с ним и не вступать в конфронтацию. Смысл психотерапии Мюнстерберг видел в том, чтобы помочь пациенту забыть негативные переживания, устранить неприятные мысли, избавить его от привычек, мешающих жить. С этой целью им, в частности, применялся гипноз, который в ту пору вызывал крайне настороженное отношение со стороны ревнителей морали (с этим в свое время столкнулся еще Месмер). Чтобы избежать сплетен и наветов, Мюнстерберг в конце концов от гипноза отказался. Однако в целом его опыт свидетельствует — опробованные им приемы в ряде случаев продемонстрировали высокую эффективность, в частности при лечении алкогольной и наркотической зависимости, фобий и сексуальных расстройств. Это лишний раз заставляет убедиться, что в психотерапии не существует единственно верной системы (каковой, например, многие пытаются представить психоанализ) и позитивные результаты в разных случаях могут быть достигнуты самыми разными методами.
В применении психологии в педагогике
Еще одной сферой интересов Мюнстерберга была педагогика, точнее — использование психологических закономерностей в школьной практике. Его книга на эту тему — «Психология и учитель» . Поразительно, но даже сегодня рассуждения Мюнстерберга о психологии учебного процесса звучат актуально. Но, с другой стороны, это свидетельствует и о том, что все новым поколениям педагогов приходится сталкиваться все с теми же психологическими проблемами, которые не могут быть решены раз и навсегда. И психологическое знание тут необходимо — и сто лет назад, и сегодня.
В области философии
Защищал философию, основанную на идеях И.Г.Фихте (1762—1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему волюнтаристического идеализма, в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями.
Вклад в науку
В своих трудах Мюнстерберг пытался соединить философию Фихте с современной физиологией. Согласно Мюнстербергу, психология отличается от естественных наук тем, что имеет дело с объектами, существующими только для субъекта; однако и физический, и психический объекты познаваемы. Экспериментальная психология Мюнстерберга в Америке дала начало психологии экономики и психотехнике.
Общественное признание
Плодотворная работа принесла Мюнстербергу ошеломляющее общественное признание: он был частым гостем Белого дома, был накоротке знаком с Теодором Рузвельтом и Уильямом Тафтом, дружбой с ним дорожили сталелитейный магнат Эндрю Карнеги, философ Бертран Рассел, звезды молодого американского кино; получить его консультацию стремились многие представители деловой элиты. Не говоря уже о том, что многочисленные щедрые гонорары позволили забыть о скудости академического жалованья.
В области судебной психологии
Первой прикладной областью, к которой обратился Мюнстерберг, была судебная психология. Однако один громкий судебный процесс подорвал репутацию Мюнстерберга как судебного эксперта. Мюнстерберг был привлечен в качестве эксперта к громкому судебному процессу над профессиональным киллером. Тот обвинялся ни много ни мало в 18 убийствах, но вину пытался переложить на заказчика злодеяний — некоего профсоюзного деятеля. Последний также был привлечен к суду, хотя его виновность представлялась крайне сомнительной. Мюнстерберг провел над киллером около ста различных тестов и по их результатам вынес заключение об истинности его показаний, то есть о виновности профсоюзного босса. Когда же суд в результате подробнейшего рассмотрения всех показаний и улик признал того невиновным, это совершенно подорвало репутацию Мюнстерберга как судебного эксперта. Его стремление объять все актуальные проблемы порой ставило его, как в случае с судебной психологией, в неловкое положение. Так, накануне введения сухого закона он принял участие в дискуссии о целесообразности этого шага. Вопреки официальной политике он осмелился утверждать, что умеренное потребление спиртного, особенно пива, не может принести вреда и к тому же выгодно с коммерческой точки зрения, а вот всяческие запреты — это лишь стимул к злоупотреблениям (впоследствии вся история сухого закона в США подтвердила его правоту). Такая позиция привела в восторг немецких пивных магнатов, поставлявших свою продукцию в Америку, и побудила их пожертвовать крупные средства, с помощью которых Мюнстерберг мог бы и далее способствовать, как они полагали, пропаганде германских ценностей в Америке. Однако в атмосфере шпиономании, сгустившейся накануне Первой мировой войны, этот шаг был воспринят общественностью крайне подозрительно. Мюнстерберг, который и после начала войны продолжал придерживаться активной прогерманской позиции, подвергся общественному остракизму. 16 декабря 1916 года затравленный ученый умер на глазах своих студентов от обширного инфаркта. Похороны были скромные, никто из именитых персон, когда-то дороживших дружбой с ученым, на них не появился. И добрые слова, говорившиеся впоследствии о его достижениях, уже как бы и не адресовались самому Мюнстербергу. Хотя по большому счету были им сполна заслужены. Как, например, такое высказывание Э.Торндайка: «Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии труднее, чем создать психологию для психологов, и это требует большего таланта». Научные труды Гуго Мюнстерберга: Memory, attention and psychophysics. Psychological Review, 1894 — The localization of sound. Psychological Review, 1894 — The motor power of ideas. Psychological Review, 1894 — Science and Idealism. Boston, 1906 — The position of psychology in the system of knowledge. Psychological Monographs, 1903 — Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency, L., 1913 — Business Psychology, 1917 — On the Witness Stand, 1908 — Principles of Art Education, 1905 — The Photoplay. A Psychological Study , 1916 — Psychology General and Applied, 1915 — Beitrage zurexperimentellen Psychologie, H. 1-4, Freiburg, 1889—1892 -Grundzuge der Psychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1900; — The Americans , 1904; The Eternal Values, 1909; Beiträge zur experimentallen Psychologie, Н. 1—4, Freiburg, 1889—1892; Grundzüge der Psychologie, 2 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1918; Philosophie der Werte, 2 Aufl., Lpz., 1921; В русском переводе изданы: Психология и учитель, Москва, 1915; Основы психотехники, тома 1—2, Москва, 1924—1925; Психология и экономическая жизнь, 2-е издание, Москва, 1924; Литература: Wigmore J.Н., Münsterberg and the psychology of evidence, Illinois, 1909; Münsterberg М., Н.Münsterberg. His life and work, N.Y. — L., 1922.

1863
Константин Алексеевич Сатунин
русский зоолог. Родился в Ярославле. Окончил в 1890 году Московский университет. С 1893 года работал на Кавказской шелководческой станции. С 1907 года до конца жизни — старший специалист Департамента земледелия по прикладной зоологии и охоте на Кавказе. Описал много новых видов млекопитающих России и Центральной Азии, среди которых кавказский крот (Talpa caucasica), кутора Шелковникова (Neomys schelkovnikovi), хомячок Роборовского (Phodopus roborovskii) и др. Написал ряд работ по фауне Кавказа (преимущественно позвоночных), по энтомологии, ихтиологии, орнитологии, герпетологии, зоогеографии, шелководству, охотоведению, рыболовству и др. Умер близ Мцхеты, ныне Грузия, 10 ноября 1915 года. Систематик живой природы. Описал ряд зоологических таксонов. Для указания авторства, названия этих таксонов сопровождают обозначением «Satunin». Сочинения: Млекопитающие Кавказского края, тома 1—2, Тифлис, 1915—1920. Литература: Кожевников Г.К. А.Сатунин, «Орнитологический вестник», 1916, № 1; Константин Алексеевич Сатунин (1863—1915), в книге: Мазурмович Б.Н. Выдающиеся отечественные зоологи, Москва, 1960.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку