-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109899
Комментариев: 6802
Написано: 118372


7 августа родились...

Понедельник, 07 Августа 2017 г. 03:59 + в цитатник
Bust_of_Constantius_II_(Mary_Harrsch) (525x700, 340Kb)
317
Констанций II (латинское имя - Flavius Julius Constantius; полное имя - Цезарь Флавий Юлий Констанций Август; Галл Констанций)
римский император в 337—361 годах, десять раз был консулом. После смерти отца в 337 году получил в управление бо́льшую часть Востока. В борьбе за установление контроля над всей империей устранил двух своих дядей (братьев Константина Великого) и семерых двоюродных братьев. В 353 году после победы над узурпатором Магненцием стал единоличным правителем империи. В его правление гражданская война осложнялась тем, что империя была вынуждена вести изнурительную войну с персами и германцами. Братьев разъединяли не только политические интересы, но и религиозные. В то время как Константин и Констант были на стороне никейцев, Констанций стоял за ариан. Характер императора описывает историк Аврелий Виктор. Флавий Юлий Констанций родился в Сирмии (современный город Сремска-Митровица, Сербия) в Паннонии. Был третьим сыном Константина I Великого и вторым его второй жены Фаусты. Получил своё имя в честь деда, тетрарха Констанция I Хлора. 13 ноября (или 8 ноября) 324 года в Никомедии Констанций был назначен своим отцом цезарем и получил под свой контроль восточную часть империи. Когда его брат Константин II был послан отцом сражаться на границе Дуная, Констанций был направлен в Галлию, где одержал победу над готами, получив титул Германского Величайшего (латинское название - Germanicus Maximus). В 335 году Константин Великий объявил четверых своих наследников — Константина II, Константа, Далмация и Констанция II. В следующем году во время празднования триценалий в Константинополе, Констанций женился на дочери Юлия Констанция, сводного брата Константина, укрепляя тем самым родственные связи.
Impero_Romano_da_maggio_a_settembre_337 (700x481, 173Kb)
Деление империи между наследниками Константина Великого: Константин II; Констант; Далмаций Младший; Констанций II (владения Константина II выделены красным).
После смерти отца в 337 году Констанций принял титул августа и получил в управление Азию, а также весь Восток, начиная с Пропонтиды. Констант получил Африку, Италию, Иллирик, Далмацию. Константин II — Галлию, Испанию, Британию, а также Константинополь. Балканский полуостров (Фракия, Македония и Ахайя) достался племяннику Константина Великого Далмацию. Другому племяннику, Аннибалиану, было отдано в управление вассальное царство Понт и титул «царь царей» в пику персидским правителям. Император умер в разгар приготовлений к войне с Персией. Констанций уже находился в Месопотамии. Узнав о смерти отца, он поспешил в Константинополь и там, очевидно, инспирировал военный мятеж, в результате которого погибли его дяди и двоюродные братья. Два брата Константина и семь его племянников были убиты, в том числе Далмаций и Аннибалиан. Констанций захватил их владения. После этого он снова отправился на Восток (338 год). Война с персами затянулась. Между тем на Западе в 340 году началась борьба между Константом и Константином II, в которой последний погиб. Констант захватил его владения и на 10 лет объединил в своих руках весь Запад империи. Констант хотел видеть в Констанции союзника и обезопасить свои владения с востока, поэтому он отдал Констанцию Константинополь. В 350 году Констант пал жертвой заговора, во главе которого стоял его полководец — франк Магн Магненций. Вспыхнула неизбежная война между ним и последним из сыновей Константина Великого. Магненций собрал огромные силы, включил в свою армию множество германских наёмников и получил численный перевес над Констанцием. Констанций начал наступление на Италию, но понёс большие потери в битве при Атрансе на границе Норика и Италии и вынужден был отступить. Отказавшись от мирных предложений, Магненций вступил в придунайские провинции. Там, несмотря на первоначальные неудачи, ему удалось закрепиться в тылу у армии Констанция, вынудив его повернуть назад. В ходе длительного сражения при Мурсе в Нижней Паннонии правое крыло Магненция было смято конницей противника, и он потерпел полное поражение. Магненций потерял 24 тысячи человек, а Констанций — 30 тысяч. Эта самая кровавая битва столетия нанесла непоправимый урон военной мощи империи. Магненций поспешно отступил в Аквилею и попытался вновь собрать армию. Однако летом 352 года, будучи не в силах противостоять наступлению Констанция II на Италию, он был вынужден отойти в Галлию. Здесь в 353 году он вновь потерпел поражение, на этот раз у горы Селевк, и утратил контроль над рейнской границей (которую временно захватили варвары). Магненций поспешно отступил к Лугдуну (совр. Лион), где, сознавая безнадёжность своего положения, покончил с собой, оставив Римскую империю целиком в руках Констанция II. В ходе этих беспорядков франки захватили и разрушили Колонию Агриппину (современный Кёльн). В 350 году в Верхней Мёзии Ветранион, командовавший пехотой в Иллирике, провозгласил себя императором. Ветраниона Констанций победил без кровопролития, исключительно силой своего красноречия. Около города Сердики, где сошлись обе армии. Констанций обратился с речью к вражеским солдатам. Под влиянием его слов те немедленно перешли на сторону законного императора. Констанций лишил Ветраниона власти, но из уважения к его старости не только сохранил ему жизнь, но предоставил ему спокойно дожить в полном довольствии. В городе Риме власть захватил родственник Константина Великого Непоциан. Но пробыв у власти около месяца, он был свергнут Магненцием. После восстания Магненция в 350 году и убийства Константа, Констанций II назначил Галла цезарем на Востоке (15 марта 351 год) и для укрепления родственных связей позволил Галлу жениться на его сестре Константине. На западе Констанций II послал на войну в Галлию полководца Клавдия Сильвана, против которого начались интриги, когда его противники сфабриковали фальшивые письма, из которых выходило, что якобы Сильван задумал государственный переворот и отослали Констанцию. Тогда Сильван, не зная что делать провозгласил себя императором. Против него был послан Урзицин, который подослал Сильвану убийц и тот был ими убит. Единственными уцелевшими родственниками императора являлись два его двоюродных брата — Констанций Галл и Юлиан, сыновья Юлия Констанция, одного из братьев Константина I. Когда Констанций оставил персидский фронт и направился против Магненция, он назначил цезарем Галла и послал его вместо себя на Восток. Но уже очень скоро Галл навлёк на себя подозрения Констанция, был отозван в 354 году и казнён. Остался Юлиан. В 355 году, скрепя сердце, Констанций вынужден был назначить его цезарем и отправить в Галлию. Там за годы гражданской войны снова усилились набеги саксов, франков и алеманнов. В 360 году он узнал от Евтерия и Пентадия, что германские легионы провозгласили цезаря Юлиана августом. Констанций оказался в затруднении, так как не мог решить, против кого ему прежде начать войну. После долгих колебаний он продолжил персидский поход и через Армению вступил в Месопотамию. Из Антиохии император переехал в Тарс и тут почувствовал лёгкую лихорадку. Он продолжал путь, но в Мопсукрене болезнь одолела его окончательно. Жар был так велик, что нельзя было коснуться его тела. Лекарства не действовали; чувствуя себя при последнем издыхании, Констанций оплакал свой конец и назначил Юлиана преемником своей власти. Умер в Мопсукрена (Киликия) 3 ноября 361 года. Его правление знаменовало собой полное торжество арианства. Смерть Константа лишила ортодоксальное течение самого влиятельного защитника, и Констанций мог без помехи отдаться своим арианским симпатиям. На Миланском церковном соборе Афанасий был осуждён и изгнан из Александрии в 356 году. Церковь раздиралась смутами, всюду кипела ожесточённая борьба, часто переходившая в настоящую гражданскую войну. Однако это не мешало императору энергично преследовать языческие культы: он приказывал отбирать имущества храмов, запрещал языческие жертвоприношения.
7 августа 317 г. родился Констанций II Галл (317), римский император (351-361 гг.) (700x397, 244Kb)
Весной 357 года, когда шла успешная война с германцами, а персы были заняты войной на своих восточных границах, Констанций решил посетить Рим, чтобы после победы над Магненцием отпраздновать триумф, не принимая никаких титулов. Аммиан Марцеллин так это комментирует: «Констанций, как будто он запер храм Януса и поверг всех врагов, захотел посетить Рим, чтобы после гибели Магненция справить триумф над римской кровью, не принимая никакого титула. Самолично он не победил никакого народа, находившегося в войне с Римом, не получил также вести о поражении какого-нибудь народа благодаря доблести своих полководцев, не прибавил новой области к римской державе, никогда не видели его в трудную минуту на поле брани первым или в числе первых. Но он хотел показать блистательную процессию, сверкающие золотом знамёна, великолепную свиту мирному народу, не имевшему надежды увидеть когда-либо что-нибудь подобное и даже не мечтавшему об этом. Вероятно, он не знал, что некоторые императоры древности в мирное время довольствовались ликторами, а когда пыл брани не допускал бездействия, один доверился во время страшного вихря рыбацкому челноку, другой, по примеру Дециев, отдал свою жизнь за спасение государства, третий лично осмотрел с простыми солдатами лагерь врага и вообще многие прославились блистательными деяниями и тем создали себе славную память у потомков». Окружённый грозной военной охраной, Констанций совершал свой путь, и взоры всех были прикованы к этому зрелищу. «Когда он приближался к столице, сенат вышел к нему навстречу, и он с радостным видом принимал почтительные приветствия сенаторов, разглядывал почтенные лики людей патрицианского происхождения. Вслед за двойным рядом знамён восседал он один на золотой колеснице, украшенной драгоценными камнями. Вслед за длинным строем передней части свиты несли драконов с пурпурными нашивками, прикреплённых к верхушкам копий, блиставшим золотом и драгоценными камнями. По обеим сторонам шёл двойной ряд воинов. Приветственные выкрики его императорского имени и отдававшиеся звуки рогов оставляли его невозмутимым, и был он таким же величавым, каким видели его в провинциях». Констанций был поражён великолепием памятников, красовавшихся на форуме и вообще везде, куда бы он ни взглянул. «В курии он обратился с речью к знати, к народу — с трибунала; затем направился во дворец, провожаемый восторженными криками. Часто веселил его язык римской толпы, не впадавшей в дерзкий тон, но и не терявшей в то же время прирождённого ей чувства свободы, и сам он соблюдал в отношениях с народом должную меру внимания. Он не определял исхода состязания, как то делал в провинциях. Осматривая город, расположенный на семи холмах по склонам и на равнине, а также предместья, он решил, что всё, что он видел раньше затмевается тем, что теперь предстало перед ним сейчас: храм Юпитера Тарпейского, здания обширных общественных бань, амфитеатр, сложенный из тибуртинского камня, Пантеон, круглое громадное здание, заканчивающееся вверху сводом, высокие столбы с внутренней лестницей, на которых воздвигнуты статуи консулов и прежних императоров, храм города Рима, Форум Мира, театр Помпея, Одеон, Стадий и другие красоты Вечного города». Когда Констанций пришёл на Форум Траяна, то был поражён его величественностью. Долго он обсуждал вопрос что ему построить и, потеряв всякую надежду создать что-либо подобное, он решил увеличить красоты города обелиском в Большом Цирке. Император хотел дольше оставаться в Риме, но неожиданно стали поступать тревожные сообщения о том, что сарматы и квады опустошили придунайские провинции. И на тридцатый день своего пребывания Констанций покинул город и отправился в Иллирик. Оттуда он послал на место Марцелла Севера, а Урзицина отправил на Восток с полномочиями магистра для заключения мира с персами.
Констанция II из Эрмитажа (654x700, 573Kb)
Миссорий с изображением Констанция II из Эрмитажа.
Вместе с Востоком Констанций получил и затяжную войну с персами, которую вёл неудачно. Основная борьба велась за месопотамские укрепления. Хотя боевые действия Констанция II не отличались особой энергичностью, три осады Нисибиса, предпринятые Шапуром II, окончились безрезультатно. Более того, с востока, к счастью для Римской империи, пришли враждебные персам племена хионитов, обитавшие до того между Аральским и Каспийскими морями. Все сражения Констанция заканчивались неудачно, кроме битвы при Сингаре в 348 году, где Констанций упустил явную победу из-за недисциплинированности своих солдат. Констанций отправился в Константинополь, чтобы быть ближе к театру военных действий. В 359 году пришло известие о вторжении в восточные провинции империи персидской армии. В 360 году он узнал, что германские легионы провозгласили цезаря Юлиана августом. Констанций оказался в затруднении, так как не мог решить, против кого ему прежде начать войну. После долгих колебаний он продолжил персидский поход и через Армению вступил в Месопотамию. Римляне осадили Безабду, но, несмотря на все усилия, так и не смогли её взять. Осенью они отступили в Антиохию. Констанций по-прежнему находился в тревоге и растерянности. Только осенью 361 года, после того как персы ушли из римских пределов, он решился начать войну против Юлиана. Узнав о вторжении варваров, Констанций отправился на место и прибыл в Сирмий (современный Сремска-Митровица), где провёл зиму, получая сообщения о ходе военных действий. Сарматы и квады действовали небольшими конными отрядами, что затрудняло борьбу с ними. Паннония была опустошена. Весной 358 года император, собрав значительные силы, выступил против варваров. Дойдя до удобного пункта на реке Истр (современный Дунай), находившийся в разливе из-за таяния снегов, римляне навели мост на судах. Констанций со своим войском переправился на вражеские земли (дунайская граница провинции Паннонии II) и подверг их опустошению. Сарматы были застигнуты врасплох, так как не ожидали такой стремительности и не смогли организовать сопротивления. Рассеявшись, они бежали из своих селений. Римляне также разорили вражеские земли на границе, прилегающей к провинции Прибрежная Валерия. Сарматы пошли на хитрость: они разделились на три отряда и, делая вид, что просят мира решили неожиданно атаковать римлян. Им на помощь подоспели квады. Но несмотря на яростную атаку, римские солдаты разбили варваров; многие из них были перебиты, другие ускользнули по знакомым им тропинкам. Опасаясь новых опустошений, варвары стали просить мира, зная, что император в подобных случаях проявлял большую снисходительность. Было заключено соглашение, по которому за варварами сохранялись их земли, им, в свою очередь, — следовало выдать всех пленных римлян. Сарматы были приняты в римское подданство. Констанций отправился в Брегецион, чтобы оттуда опустошить квадов. Квады запросили мира и согласились выполнить все условия империи. После столь успешной кампании было решено напасть на сарматов-лимигантов. Узнав о том, что император собрал огромные силы, лимиганты стали просить мира и обязались: платить ежегодную дань, поставлять вспомогательные отряды и быть в полном повиновении, но решили, что если им будет приказано переселиться на другую землю, они откажутся, так как их нынешние земли имели хорошую естественную защиту от врагов. Констанций пригласил лимигантов к себе на приём на римскую территорию. Всем своим видом они показывали, что не согласятся на римские условия. Предвидя опасность, император незаметно разделил армию на несколько отрядов и окружил лимигантов. Со своей свитой и телохранителями он продолжал убеждать варваров принять свои условия. Лимиганты решили напасть; поснимали с себя щиты и побросали их подальше, чтобы при удобном случае подобрать и неожиданно напасть на римлян. Так как день клонился к вечеру, промедление было опасно, и римляне атаковали противника. Лимиганты уплотнили свой строй и направили свой главный удар прямо на Констанция, который находился на возвышенности. Римские легионеры построились клином и отбросили противника. Лимиганты проявляли упорство и вновь пытались пробиться к Констанцию. Но римские пехотинцы, всадники и императорская гвардия отбили все атаки. Варвары были полностью разгромлены, понеся огромные потери, а их остатки бежали. Римляне напали на селения лимигантов, преследуя тех, кто бежал с поля боя и скрылся в жилищах. Они раскидывали лёгкие варварские хижины, избивая жителей; затем стали предавать их огню. Уничтожено было всё, что могло служить убежищем. Римляне упорно преследовали противника и одержали полную победу в упорном бою в болотистой местности. Они двинулись дальше, но так как не знали дорог, то прибегли к помощи тайфалов. С их помощью была одержана ещё одна победа. Лимиганты долго не могли решить, как поступить: продолжить борьбу или согласиться на условия римлян. Их старейшины решили прекратить борьбу. Основная часть лимигантов явилась к римскому лагерю. Они были помилованы, и переселились в места, указанные римлянами. Некоторое время лимиганты вели себя спокойно. Констанций во второй раз принял титул «Величайший Сарматский», а затем, окружённый своим войском, произнёс с трибунала речь, в которой прославлял римских воинов. Войско встретило его слова ликованием, а Констанций после двухдневного отдыха с триумфом вернулся в Сирмий и отправил войска по местам своего постоянного дислоцирования. Наиболее полную оценку личности Констанция дал греко-римский историк Аммиан Марцеллин: «Ему очень хотелось слыть ученым, но так как его тяжелый ум не годился для риторики, то он обратился к стихотворству, не сочинив, однако, ничего достойного внимания. Бережливый и трезвый образ жизни и умеренность в еде и питье сохраняли ему силы так хорошо, что он болел очень редко, но каждый раз с опасностью для жизни. Он мог довольствоваться очень кратким сном, когда требовали того обстоятельства. В течение продолжительных промежутков времени он так строго хранил целомудрие, что о том, чтобы он находился в любовной связи с кем-либо из мужской прислуги, не могло даже возникнуть никакого подозрения, хотя поступки этого рода злоречие сочиняет, даже когда в действительности их не находит, относительно высоких особ, которым все дозволено. В езде верхом, метании дротика, особенно искусстве стрелять из лука, в упражнениях пешего строя он обладал большим искусством. Если в некоторых отношениях его можно сравнить с императорами средних достоинств, то в тех случаях, когда он находил совсем ложный или самый незначительный повод подозревать покушение на свой сан, он вел следствие без конца, смешивал правду и неправду и свирепостью превосходил, пожалуй, Калигулу, Домициана и Коммода. Взяв себе за образец этих свирепых государей, он в начале правления совершенно истребил всех связанных с ним узами крови и родства. Беды несчастных, против которых появлялись доносы об умалении или оскорблении величества, отягчали его жестокость и злые подозрения, которые в таких делах направлялись на все возможное. И если становилось известным что-нибудь подобное, он вместо спокойного отношения к делу приступал с жаром к кровавому розыску, назначал свирепых следователей, старался растянуть саму смерть в случаях казни, если это позволяли физические силы осужденных. Сложение его и внешний вид были таковы: темно-русый, с блестящими глазами, острым взглядом, с мягкими волосами, с гладко выбритыми и изящно блестевшими щеками; туловище от шеи до бедер было длинновато, ноги очень коротки и искривлены; поэтому он хорошо прыгал и бегал… Он окружил маленький домик, который служил ему обычно местом ночного отдыха, глубоким рвом, через который был перекинут разборный мостик; отходя ко сну, он уносил с собой разобранные балки и доски этого моста, а утром опять водворял их на место, чтобы иметь возможность выйти». Литература: Аммиан Марцеллин. Римская история. — Москва, 2005. — ISBN 5-17-029112-4 ; ISBN 5-86218-212-8; Павел Орозий. История против язычников. — 2004. — ISBN 5-7435-0214-5; Жан-Клод Шейнэ. История Византии. — 2006. — ISBN 5-17-034759-6; Ник Констебл. История Византии / перевод с английского А.П.Романова. — 2008. — ISBN 978-5-486-02398-9.

Ибн аль-Араби Абу Бекр Мухаммед  (466x700, 83Kb)
1165
Ибн аль-Араби Абу Бекр Мухаммед (прозвище: Шейх аль-Акбар "Величайший шейх")
средневековый арабский мыслитель и поэт-суфий. Родился и получил образование в Мурсии, Андалусия, Испания. С раннего возраста был близок суфийским кругам (крупнейший средневековый арабский философ Ибн Рушд был другом его отца). Начиная с 1202 путешествовал по странам мусульманского Востока, жил во многих городах Ирака, Сирии и Малой Азии, в 1230-х гг. - в Дамаске. Ибн аль-Араби принадлежит большое число философских и поэтических работ, развивавших идеи суфизма, в особенности учение о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Наиболее известные сочинения "Мекканские откровения" ("аль-Футухат аль-Маккийя"), "Геммы мудрости" ("Фусус аль-хикам") и стихотворный "Толкователь любовных страстей" ("Тарджуман аль-ашвак"). Черпая материал из многих неисламских философских и космологических систем, Ибн аль-Араби. Весьма вольно толковал догмы Корана, поэтому неоднократно обвинялся в ереси. Влияние Ибн аль-Араби испытали почти все последующие представители суфизма. Умер в Дамаске 16 ноября 1240 года. Наиболее известные произведения: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости», «Святой дух», «Книга путешествия». Хорошо знал учения античных мыслителей, религиозно-философские системы неисламского Востока, считался поклонником учений аль-Газали и ас-Сухраварди. Его труды, и прежде всего «Мекканские откровения», адресованы не только широкому кругу практикующих суфиев, но и более образованным читателям, преимущественно мусульманским юристам и «теологам». Эта работа предназначалась для чтения с учителем, который давал устные комментарии, сообразуясь со способностями каждого из своих учеников. Ибн аль-Араби выделял три основных вида познания: 1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях; 2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; 3) боговдохновенное познание «таинств», имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и «святым». Риторический стиль многих произведений Ибн аль-Араби, в частности «Мекканских откровений», содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных филос. и религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык Ибн аль-Араби часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого Ибн аль-Араби рассматривают как «рационализирующего» философа-мистика, стремящегося свести все «таинства веры» к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, — с другой. В основе такого представления лежит признание И.А. сущностного различия между истиной и верой, между целями «законов» в широком смысле слова и истинами откровения. В своем учении «О единстве бытия» он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко — как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность. Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в «совершенном человеке» — земной ипостаси и «зеркале Бога». В сложных символах и аллегориях Ибн аль-Араби описывает вневременной «процесс» теофаний как переход Бога из состояния «в-себе-бытия» в состояние «бытия-для-другого». Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. Ибн аль-Араби не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью. Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его «совершенный человек» есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение «О единстве бытия» Ибн аль-Араби рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя — как воплощение «совершенного человека». Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии. Сочинения: Фусус аль-хикам, критическое издание А.Аффифи, Каир, 1948, французский перевод - Т Burckhardt, sagesse des prophètes, ., 1955. Литература: Крачковский И.Ю., Избранные сочинения, тома 1-6, Москва - Ленинград, 1955-60 (указатель имен); Asin Palacios М., El islam cristianizado, Madrid, 1931; Affifi A.Е., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu"l-Arabi, Camb., 1939; érès ., poésie andalouse en arabe classique, 2 éd., ., 1953; Corbin ., L"imagination créatrice dans le soufisme d"Ibn Arabi, ., 1958; Osman Jahya, Histoire et la classification de l"oeuvre d"Ibn Arabi, v. 1-2, Damas, 1964.

Elizabeth_of_Rhuddlan (624x700, 264Kb)
1282
Елизавета Рудланская (Elizabeth of Rhuddlan)
восьмая и самая младшая дочь короля Англии Эдуарда I и Элеоноры Кастильской, в первом браке графиня Голландии (1297—1299), во втором — графиня Херефорда и Эссекса (1302—1316). Елизавета была пятнадцатым и предпоследним ребёнком Эдуарда I и его первой жены Элеоноры Кастильской, находившихся к тому времени в браке уже двадцать семь лет. Спустя ещё два года родился последний ребёнок Элеоноры, которому суждено было стать королём Англии. Из всех многочисленных братьев и сестёр именно Елизавета оказалась наиболее близка к Эдуарду II — в первую очередь из-за минимальной разницы в возрасте. Уже в 1285 году состоялось обручение трёхлетней на тот момент принцессы с сыном графа голландского Флориса V Иоганном. Голландия была традиционным союзником Эдуарда I: в 1281 году король Англии обручил с дочерью Флориса своего старшего сына, но последний вскоре умер. Теперь жениха Елизаветы, которому исполнился всего один год, привезли в Лондон, дабы он получил воспитание при дворе будущего тестя. В 1296 году Иоганн после убийства его отца заговорщиками стал графом Голландии, а 8 января 1297 года двенадцатилетний Иоганн и четырнадцатилетняя Елизавета поженились в Ипсуиче. Сразу после свадьбы Иоганн отправился вступать в наследство. Его юная жена не захотела оставлять Англию; она переправилась на континент в марте того же года со своим отцом, планировавшим начать из Нижних земель войну с королём Франции. Следующие два года прошли в путешествиях по Фландрии, Геннегау и Брабанту; в Генте Елизавета провела несколько месяцев со своими сёстрами — графиней Бара Элеонорой и герцогиней Брабанта Маргаритой. А уже в ноябре 1299 года её пятнадцатилетний муж скоропостижно умер — по официальной версии от дизентерии, а по слухам — от неестественных причин. Овдовевшая принцесса отправилась через Брабант обратно в Англию. Вторым мужем Елизаветы Рудланской стал англичанин, один из самых знатных и могущественных баронов королевства, — Хамфри де Богун, граф Херефорда и Эссекса, лорд Верховный констебль Англии. Свадьба состоялась 14 ноября 1302 года в Вестминстерском аббатстве; невесте было 20, жениху — около 26. За тринадцать с половиной лет этого брака Елизавета родила одиннадцать детей; она умерла от последних родов вместе с только что появившимся на свет ребёнком (5 мая 1316 года). Потомки: Маргарита (1303 — умерла ребёнком); Хамфри (ок. 1304 — 10 сентября 1304); Джон (23 ноября 1306 — 20 января 1336), 5-й граф Херефорда и 4-й граф Эссекса с 1322, лорд-констебль Англии 1322—1330; Хамфри (6 декабря 1309 — 15 октября 1361), 6-й граф Херефорда и 5-й граф Эссекса с 1336, лорд-констебль Англии 1330—1338, 1360—1361; Эдуард (1312 — около 10 ноября 1334); Уильям (1312 — 16 сентября 1360), близнец Эдуарда, 1-й граф Нортгемптон с 1337, лорд-констебль Англии с 1338; Элеонора (1313 —7 октября 1363); 1-й муж: с 1327 Джеймс Батлер (около 1305 — январь/февраль 1338), 1-й граф Ормонд; 2-й муж: с 1344 Томас Дагуорт (после 1312 — июль/август 1350), лорд Дагуорт; Маргарита (1314 — 16 декабря 1391); муж: с 11 августа 1325 Хью де Куртене (12 июля 1303 — 2 мая 1377), 10-й граф Девон; Энис (1315 — около 29 сентября 1331); Изабелла (родился и умер 5 мая 1316). Литература: Cokayne George E. The complete peerage of England, Scotland, Ireland, Great Britain and the United Kingdom, extant, extinct, or dormant / ed. by V. Gibbs. — London, 1887—1896. — Vol. II, IV, V, VI, IX: Bohun, Dagworth, Essex, Hereford, Earls of, Montague.

Emperor_Hanazono_detail (700x436, 372Kb)
1297
Ханадзоно (японское имя - 花園天皇)
95-й император Японии, правивший с 28 декабря 1308 по 29 марта 1318 года. Имена — Томихито, Хэнгё. Прозвание — Хагивара-но-ин-доно. Посмертные титулы — Ханадзоно-но-ин. Император правил под следующими девизами: Токудзи (1306—1308); Энкё (1308—1311); Отё (1311—1312); Сёва (1312—1317); Бумпо (1317—1319). Литература: Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. — Москва: Восточная литература Российская Академия Наук, 2010. — 806 страниц — ISBN 978-5-02-036350-2; История Японии / Под редакцией А.Е.Жукова. — Москва: Институт востоковедения Российской Академии Наук, 1998. — Том 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 страниц — ISBN 5-89282-107-2; Isaac Titsingh. Нихон одай итиран, или Обзор императорских правлений в Японии = Nipon o daï itsi ran, ou, Annales des empereurs du Japon. — Paris, 1834. — 460 p.

Caspar_Aquila (564x700, 280Kb)
1488
Иоганн-Каспар Аквила (немецкое имя - Johann Kaspar Aquila; настоящая фамилия – Адлер, Adler)
немецкий религиозный реформатор, друг и сотрудник Мартина Лютера. Иоганн-Каспар Аквила родился в Аугсбурге. Аквила — латинский псевдоним того же смысла, что и фамилия («орёл»). Получил образование сначала в Ульме, а затем в Италии, где познакомился с одним из наиболее выдающихся гуманистов современности Эразмом Роттердамским. Аквила был непродолжительное время проповедником в Берне, Виттенберге и Лейпциге. В 1515 году был походным проповедником у Франца фон Зикингена, затем, в следующем году, священником в Йенгене, близ Аугсбурга. При появлении Мартина Лютера немедленно к нему присоединился и женился, за что был епископом Аугсбургским посажен в Дилингенскую тюрьму, из которой выпущен по ходатайству королевы Изабеллы Габсбургская (Датской), сестры Карла V. В 1521 году Иоганн-Каспар Аквила в качестве воспитателя детей Зикингена поселился в замке последнего, Эбернбурге. В 1524 году был назначен проповедником при дворе курфирста в Виттенберге, где ревностно помогал Лютеру при переводе Библии своими глубокими познаниями в древневрейском языке. В 1527 году в качестве священника и суперинтендента переселился в Заальфельд и усердно занялся улучшением школьного дела. Своими сочинениями против интерима («Christliche Bedenken auf das Interim», 1548 год, и «Das Interim illuminiert») Aквила впал в немилость императора, который назначил 5000 гульденов за выдачу его головы. Графиня Екатерина Рудольфштадтская и её брат, граф Иннеберг, взяли его под своё покровительство и назначили его в 1550 году деканом монастырской церкви в Шмалькальдене. Иоганн-Каспар Аквила скончался в городе Заальфельде 12 ноября 1560 года. Кроме двух вышеупомянутых сочинений, Аквила написал: «Christliche Erklärung des kleinen Katechismus» (Аугсбург, 1538); «Fragstücke der ganzen christl. Lehre» (1547). Источники: Аквила, Иоанн Каспар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Weigel1588 (552x700, 226Kb)
1533
Валентин Вайгель (немецкое имя - Valentin Weigel)
немецкий протестантский богослов, христианский мистик, философ. Валентин Вайгель родился в Гросенхайне (Саксония). О его родителях ничего достоверного не известно. С 1549 по 1554 учился в Мейсене, затем с 1554 по 1559 г. — в Лейпцигском университете, где получил степень магистра. Увлекался математикой и астрономией. Получив стипендию саксонского курфюрста, с 1563 по 1567 г. обучался (и, возможно, преподавал) на теологическом факультете Виттенбергского университета. В 1567 г. назначен настоятелем городской церкви города Чопау в Рудных горах. Рукоположен ректором Виттенбергского университета и генерал-суперинтендантом Паулем Эбером. В 1565 г. вступил в брак с Катариной Байх. Дети: дочь Теодора (родилась в 1569), сыновья Натанаель (родился в 1571) и Кристиан (родился в 1573). Содержание его проповедей вызвало нарекание, так что в 1572 г. он был вынужден письменно защищаться, написав книгу «Об истинной спасительной вере», в которой пытался привести свои мистические взгляды в согласие с учением современной ему лютеранской ортодоксии. В дальнейшем к его служению претензий не возникало. В 1577 году подписал Формулу Согласия. В жизни отличался крайней нестяжательностью. Снискал любовь и уважение своих прихожан; благодарная память о нём сохранялась долгие годы. Умер в Чопау 10 июня 1588 года, похоронен в городской церкви Цшопау. Испытал влияние Таулера, Парацельса, Швенкфельда, Себастьяна Франка, Озиандера; в значительной степени повлиял на Якоба Бёме и опосредованно на немецкую классическую философию. Его сочувственно упоминает Лейбниц в «Теодицее». Творчество Вайгеля условно делится на три периода: с 1570 по 1572/1573 — ранний период, основная характеристика которого — разработка своеобразной теории познания («gnōthi seauton») и согласование мистики и церковного лютеранства. Второй период — 1573/1574 — 1578 — характеризуется повышенным интересом к натурфилософии. В 1577 году Вайгель был вынужден подписать «Formula Concordiae», своё несогласие с которой он отобразил в произведениях этого года «О жизни Христовой» и полным кругом «Kirchen- oder Hauspostille», само название которых — явный выпад против Лютера. Третий период — c 1578 по 1584 г., начавшийся повторным обращением к вопросам теории познания («Der güldene Griff»), отличается всё более усиливающейся критикой лютеранской ортодоксии. В 1584 году он пишет свой главный труд «Диалог о христианстве», в котором настаивает на приоритете «внутреннего слова» и внутренней мистической жизни перед какой бы то ни было институциональной церковностью и даже перед Священным Писанием. В своём творчестве Вайгель формулирует учение о невидимой Церкви, о непротивлении злу насилием, о принципиальной нестяжательности, о недопустимости религиозных войн, о веротерпимости и проч. Все свои произведения Вайгель писал «в стол», они были опубликованы только начиная с 1610-х годов и оказали сильнейшее влияние на церковное общество того времени: для ортодоксального лютеранства Вайгель стал «хуже Папы», его сочинения сжигались, а приверженцы жестоко преследовались. Язык сочинений Вайгеля ясен, ярок и образен. Сочинения: Два полезных трактата (1570, Zwei schöne Büchlein, издание 1618 года); О законе или воле Божией (1570); De vita beata (после 1570, Libellus de vita beata издание 1609 года); Комментарий к Немецкой Теологии (1571); Gnothi Seauton ("Познай самого себя") (1571, Erkenne dich selbst. 3 Bde. Knuber, Neustadt 1615); Scholasterim christianum (1571); Об истинной спасительной вере (1572); Книга о молитве (1572/1575, Ein schön Gebetsbüchlein, welches die Einfältigen unterrichtet, 1612); О почитании Бога (1572/1577); Рукописное собрание проповедей (1573/1574); О созерцании жизни Христовой (1574); О месторасположении мира (1576, Ein nützliches Traktätlein vom Ort der Welt, 1613); Informatorium (1576, Informatorium oder Kurzer Unterricht, 1616); О вере (1576); Заупокойная проповедь (Unterrichts-Predigt: Wie man christlich trauern und täglich solle im Herrn sterben, 1576); Натуральное толкование сотворения мира (1577); О происхождении всех вещей (1577, Studium universale, 1618); Золотой ключ к познанию (1578, Der güldene Griff, alle Ding ohne Irrtum zu erkennen. Krusicke, Halle 1613); О жизни Христовой (1578); Церковные или домашние проповеди (1578/1579, Kirchen- oder Hauspostill", 1618); Об оставлении грехов (1582); Диалог о христианстве (1584, Dialogus de Christianismo, 1614); Libellus disputatorus, 1618; De bono et malo in homine, 1618; Tractatus de opere mirabili, 1619. Современные издания: Sämtliche Schriften. Stuttgart [etc.]: Frommann Holzboog, 1962—1978 (незакончено); Sämtliche Schriften. Neue Edition. Redaktion von Prof. Dr. Нorst Pfefferl. Stuttgart - Bad Cannstatt, Frommann Holzboog, 1996 — (продолжается); Ausgewählte Werke. Redaktion von Prof. Dr. Siegfried Wollgast. Berlin, 1977. Русский перевод: Валентин Вайгель. Избранные произведения. Предисловие, перевод, примечания игумена Петра (Мещеринова): http://igpetr.org/book/valentin-weigel/ Литература: Opel J. O. Valentin Weigel. Leipzig, 1864; Israel, A. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Zeller W. Die Schriften Valentin Weigels; eine literarkritische Untersuchung. Berlin: Ebering, 1940; Gorceix B. La mystique de Valentin Weigel, 1533—1588, et les origines de la théosophie allemande. Lille: ANRT, 1972; Bosch G. Reformatisches Denken und frühneuzeitliches Philosophieren: eine vergleichende Studie zu Martin Luther und Valentin Weigel. Marburg: Tectum Verlag, 2000; Strauch H. von. Das Reich Gottes in dir: der Zschopauer Pfarrer und Philosoph Valentin Weigel (1533—1588). Tübingen: TVT Medienverlag, 2003; G. Baring: Valentin Weigel und die „Deutsche Theologie“ in Archiv für Reformationsgeschichte (ARG) Jahrgang 55, 1964; Walther Killy: Literaturlexikon: Autoren und Werke deutscher Sprache. (15 Bände) Gütersloh; München: Bertelsmann-Lexikon-Verl. 1988-1991 (CD-ROM Berlin 1998 ISBN 3-932544-13-7); Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994, страницы75-102.

 (470x699, 145Kb)
1533
Алонсо де Эрсилья-и-Суньига (испанское имя - Alonso de Ercilia y Zúñiga)
испанский поэт. Родился в Мадриде. В 1555 отправился в испанские поселения в Америке, где участвовал в военных действиях против индейцев племени арауканов, закрепляя завоевание Чили. Говорили, что некоторые части Арауканов (La Araucana) он писал во время передышек в бою. В 1562 Эрсилья вернулся в Испанию и продолжил работу над поэмой, опубликованной затем в трех частях (1569; 1578; 1589). Араукана состоит из 37 песен, написанных октавами, это единственный памятник испанского ренессансного эпоса, чье значение выходит за национальные рамки. Умер Эрсилья-и-Суньига в Мадриде 29 ноября 1594 года.

Alžbeta_Bathory (496x700, 24Kb)
1560
Елизавета или Эржебет Батори из Эчеда (называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня; венгерское имя - ecsedi Báthory Erzsébet; словацкое имя - Alžbeta Bátoriová)
венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек. Является, согласно Книге рекордов Гиннесса, самым массовым серийным убийцей. Её родителями были Дьёрдь Батори из Эчеда и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и дочь палатина Венгрии Иштвана IV), происходящие из двух ветвей той же самой семьи — Батори. Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашди и переселилась в его замок у Шарвара. В 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надашди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове. В 1578 году её муж был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). В качестве свадебного подарка Надашди подарил Елизавете Чахтицкий замок в словацких Малых Карпатах, который в то время был имуществом императора. В 1602 Надашди выкупил замок у Рудольфа II. Надашди всё время проводил в боевых походах, таким образом, Елизавета взяла на себя обязанности по управлению хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел. Вскоре после приобретения замка, в 1604, Ференц умер, и Елизавета осталась вдовой. Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора Габсбургов, и император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что её заперли в её же замке на некоторое время, якобы для её же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в подземной темнице собственного Чахтицкого замка, где она, опекаемая заботливой прислугой, приставленной дочерьми, спокойно и без невзгод прожила три с лишним года и скончалась в ночь на 21 августа «в лето 1614 года от Рождества Христова». Суд над подручными графини состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке — резиденции палатина Д.Турзо. Все они были приговорены к смертной казни. Служанок Дороту Сентеш, Илону Йо и Катарину Беницка сожгли заживо, предварительно отрубив им пальцы рук. Слуге Яну Уйварю Фицко отрубили голову. Согласно свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь — доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, Елизавета Батори каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц. Общее число убитых девственниц (по разным данным) — от 30 до 650 человек. Последняя цифра так и не была доказана, но позволила объявить графиню самым «массовым» серийным убийцей всех времён и занести в книгу рекордов Гиннесса. Эти события легли в основу сюжетов ряда фильмов ужасов и драматических кинолент («Графиня Дракула» (1971), «Графиня» (2009) и др.). Существует версия, согласно которой графиня подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а большинство улик было сфальсифицировано по политическим мотивам при участии венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори, и отдельных иерархов католической церкви. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Плохая слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), в которой вывел графиню жертвой интриг палатина Турзо. Данная версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаточность достоверных исторических источников по теме (многочисленными слухами история Эржебет Батори начала обрастать уже после её смерти); нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой-«соучастниками» графини Батори (к ним применяли пытки, а после получения признаний очень быстро казнили); заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества и т. п. Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого. По легендам, у Батори была железная дева, где жертва истекала кровью, которой потом наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Последние четыре года жизни графиня провела в заточении в собственном доме, в замурованной комнате, где было лишь узкое отверстие для подачи пищи. Заточение в этих невыносимых условиях в ожидании суда, который затягивался благодаря связям влиятельных родственников её мужа и семейства Батори, закончилось самоубийством графини, вследствие чего суд не состоялся. Литература: 1971: «Кровавая графиня», книга Алехандры Писарник; Андрей Кодреску «Кровавая графиня». Издательство «Эксмо» 2006 г.; В книге Г.А.Зотова «Печать Луны» Елизавета Батори выведена как организатор регулярных убийств (раз в 20 лет), в том числе убийств, приписываемых Джеку Потрошителю, совершаемых с целью сохранения молодости с помощью финикийского бога Ваала и его жены Танит. Кинематограф: 1971 — «Дочери тьмы» (Lèvres rouges, Les, Бельгия/Франция/зап. Германия) — в пустующий отель заселяется недавно поженившаяся пара, вскоре в этом отеле останавливается графиня со спутницей; 1971 — «Графиня Дракула» (Countess Dracula, Великобритания); 1974 — «Аморальные истории» (Франция) — в одной из четырёх новелл использован сюжет о купании графини Батори в крови девушек. Откровенное сочетание показа садизма и лесбийских отношений; 1981 — «Возвращение оборотня» / Ночь оборотня (El retorno del Hombre-Lobo, Испания) — фильм ужасов, базирующийся на известной истории, здесь дополняется участием человека-волка, польского аристократа, околдованного Елизаветой Батори, подчинённого злым целям; 1999 — «Ванна крови» (Bloodbath, США); 2004 — «Вечная» (Eternal, Канада,) — сюжет фильма разворачивается в настоящее время; 2006 — «Остаться в живых» (Stay Alive, США) — сюжет разворачивается вокруг компьютерной игры, в которой Батори является главным противником; 2007 — «Метаморфозы» — сюжет раскрывается вокруг семьи Батори и Турзо; 2007 — «Хостел 2» (Hostel: Part II, США) — первую убийцу зовут Ms. Bathory, по сюжету, она купается в крови девственницы; 2008 — «Батори» (Bathory, Словакия/Чехия/Великобритания/Венгрия) — фильм основан на версии, согласно которой графиня подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а большинство улик фальсифицировано по политическим мотивам; 2009 — «Графиня» (The Countess, Франция/Германия) — по сюжету фильма, после смерти мужа у графини появляется молодой любовник; чтобы самой выглядеть моложе и соответствовать своему избраннику, она начинает использовать кровь молодых девственниц, которых убивают для этих целей. Балет: 1994: балет «Графиня», постановка Иветты Божик Музыка: Шведская группа Bathory была названа в её честь; Американская трэш-метал группа Slayer написала песню «Beauty Through Order» (альбом World Painted Blood 2009 года) посвящённую кровавой графине; Английская группа «Venom» написала для альбома «Black Metal» песню «Сountess Bathory», посвящённую кровавой графине; Шведская группа Ghost написала песню "Elizabeth" для альбома Opus Eponymous 2010 года; Английская группа Cradle of Filth записала альбом Cruelty and the Beast, полностью посвящённый Елизавете Батори. В частности, на альбоме присутствует 11-минутная концептуальная композиция «Bathory Aria»; Итальянская группа Stormlord написала песню «Countess Bathory» (демо Black Knight 1993 года); Группа из Флориды Kamelot записала трилогию «Elizabeth» в альбоме Karma; Венгерская блэк-метал группа Tormentor написала песню «Elisabeth Bathory» (альбом «Anno Domini»); Чешская группа XIII.století посвятила графине песню «Elizabeth»; Немецкая группа Untoten записала целый альбом «Die Blutgräfin» в честь деяний графини Батори; Американская группа из Сиэттла Aiden записала песню «Elizabeth», посвященную жажде вечной жизни и жестокости графини Батори. Компьютерные игры: В онлайновой игре «Ragnarok Online» есть человекоподобный монстр Bathory, одна из её атак — «высасывание» очков жизни персонажа; В игре «Diablo 2» в первом акте есть задание по прохождению подземелий замка графини, купавшейся в крови девственниц. В игре она была осуждена и похоронена заживо задолго до событий игры, и герой сражается с её воскресшим телом. Литература: В книге Г.А.Зотова «Печать Луны» Елизавета Батори выведена как организатор регулярных убийств (раз в 20 лет), в том числе убийств, приписываемых Джеку Потрошителю, совершаемых с целью сохранения молодости с помощью финикийского бога Ваала и его жены Танит; Йожо Нижнянский «Кровавая графиня». Издательство: Ладомир, 1994 г. ISBN 5-86218-123-7; Андрей Кодреску «Кровавая графиня». Издательство «Эксмо» 2006 г.

1571
Томас Лупо (Thomas Lupo)
английский композитор. Умер в декабре 1627 года.

Georg_Stiernhielm,_1598-1672 (574x700, 371Kb)
1598
Георг Шернъельм (шведское имя - Georg Stiernhielm)
шведский поэт, известный как «шведский Ломоносов» и «отец шведской поэзии». Георг Шернъельм происходил из семьи шахтеров Даларне и по рождению носил имя Йоран Улофсон (шведское имя - Göran Olofsson), позже использовал псевдоним «Лилия» (шведское имя - Lilia). Учился в Уппсальском университете, а также в Грайфсвальдском университете в Германии. Несмотря на простонародное происхождение, он сделал успешную карьеру служащего, в частности, занимал должность судьи в Тарту и возглавлял Шведский королевский архив. Кроме того, научными трудами сделал себе имя как языковед и математик. В 1631 году получил аристократический титул и принял имя Георг Шернъельм (Georg Stiernhielm). Шернъельма называют «отцом шведской поэзии». Он первый начал слагать стихи на шведском языке, используя античные стихотворные размеры, в частности гекзаметр. Вместо оппозиции долгих и кратких слогов, как было принято в латинской поэзии, он решил использовать ударные и безударные слоги. Шернъельм стремился к «чистоте» шведского языка, избегая иностранных заимствований. Важнейшее сочинение Шернъельма — поэма «Геркулес», история о Геркулесе на распутье, который стоит перед выбором между удовольствием и добродетелью. Поэма написана гекзаметром, следуя античным образцам, полна изысканных барочных образов и мощной риторики. Кроме того, Шернъельм написал немало других стихов. Особенно интересны его «балеты», то есть рифмованные толкования балетов, которые ставились при дворе. Шернъельм основал в шведской поэзии традицию гекзаметра, к которой присоединилось немало поэтов, последним из которых был Август Стриндберг, коий в стихотворении «Trefaldighetsnatten» (1905), упоминает Шернъельма как зачинателя поэтического искусства в Швеции. Умер в Стокгольме 22 апреля 1672 года. Сочинения: Samlade skrifter, [del 1-3], Stockh., 1924-[1957]; в русском переводе - Геркулес (фрагменты), в книге: Европейская поэзия XVII века, Москва, 1977. Литература: Wieselgren P., Georg Stiernhielm, Stockh., 1948.

Элеонора_Мария_Ангальт-Бернбургская (622x700, 268Kb)
1600
Элеонора Мария Ангальт-Бернбургская (немецкое имя - Eleonore Marie von Anhalt-Bernburg)
принцесса из дома Асканиев, дочь Кристиана I, князя Ангальт-Бернбурга; в замужестве — герцогиня Мекленбургская с 1628 по 1631 год и герцогиня Мекленбург-Гюстровская с 1631 по 1636 год. По завещанию покойного мужа стала регентом при несовершеннолетнем сыне, но была отстранена от правления деверем. После длительного спора, несмотря на поддержку императора, отказалась от прав на регентство. Исповедовала кальвинизм. Она была одной из основательниц и второй руководительницей «Академии верных» (немецкое название - Académie des Loyales), женской ветви Плодоносного общества. Элеонора Мария родилась в городе Амберг, княжество Ангальт-Бернбург. Она была четвёртым ребёнком и второй дочерью в многодетной семье Кристиана I, князя Ангальта с 1586 по 1603 год и Ангальт-Бернбурга с 1603 по 1630 год и графини Анны фон Бентгейм-Текленбург. По линии отца принцесса приходилась внучкой Иоахиму Эрнсту, князю Ангальта и графине Агнессе фон Барби-Мюлинген, по линии материи — Арнольду II и IV, графу Бентгейма, Текленбурга и Штейнфурта и графине Магдалене фон Нойенар-Альпен, графине Лимбурга. Отец принцессы исповедовал кальвинизм и находился под сильным влиянием французской культуры. Элеонора Мария получила блестящее образование. Она владела несколькими европейскими языками, хорошо разбиралась в теологии, играла на музыкальных инструментах и неплохо пела. Под псевдонимом «Стойкая» (немецкое имя - Beständige) была одной из основательниц и второй руководительницей «Академии верных», женской ветви Плодоносного общества, оказавшего значительное влияние на развитие барочной литературы на немецком языке. В городе Гюстров 7 мая 1626 года Элеонора Мария, принцесса Ангальт-Бернбургская сочеталась браком с Иоганном Альбертом II (5 мая 1590 — 23 апреля 1636), герцогом Мекленбурга. Для герцога это был третий брак. Позднее, вслед за мужем, герцогиня получила титул герцогини Мекленбург-Гюстрова. В их браке родились пятеро детей, трое из которых умерли до совершеннолетия: Анна София (29 сентября 1628 — 10 февраля 1669), принцесса Мекленбург-Гюстровская, 18 мая 1649 года сочеталась браком с Людвигом IV (19 апреля 1616 — 24 ноября 1663), герцогом Легницы из Силезской ветви дома Пястов; Иоганн Кристиан (2 ноября 1629 — 30 декабря 1631), принц Мекленбург-Гюстровский, умер в младенческом возрасте; Элеонора (24 ноября 1630 — 12 сентября 1631), принцесса Мекленбург-Гюстровская, умерла в младенческом возрасте; Густав Адольф (26 февраля 1633 — 6 октября 1695), герцог Мекленбург-Гюстрова, 25 декабря 1654 года сочетался браком с Магдаленой Сибиллой (24 ноября 1631 — 22 сентября 1719), принцессой Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской из Гольштейн-Готторпской ветви Ольденбургского дома; Луиза (20 мая 1635 — 6 января 1648), принцесса Мекленбург-Гюстровская, умерла в отроческом возрасте. После смерти мужа 23 апреля 1636 года, согласно его завещанию, Элеонора Мария стала регентом при несовершеннолетнем сыне, принце Густаве Адольфе. Иоганн Альбрехт II хотел, чтобы его наследник был воспитан в кальвинистском исповедании. Но младший брат покойного герцога, Адольф Фридрих I, герцог Мекленбург-Шверина провозгласил себя регентом при несовершеннолетнем племяннике, чтобы воспитать его в лютеранском исповедании. Это стало причиной ожесточенного спора между вдовствующей герцогиней и деверем. 4 мая 1636 года местное дворянство признало регентом герцога Адольфа Фридриха. Он объявил недействительным завещание покойного брата. Им также были приняты меры против реформатской церкви в Мекленбург-Гюстрове. Никто из подданных герцогства не смел принимать участие в кальвинистстких службах, которые проходили в частном порядке в доме вдовствующей герцогини. 17 января 1637 года он запретил ей видеться с сыном, которого поселил вместе со своими детьми в Бютцове. Элеонора Мария апеллировала к императору Фердинанду III, который поддержал её право на регентство, и к Кристине, королеве Швеции, в честь отца которой был назван сын вдовствующей герцогини. Однако, все её усилия оказались бесплодными. В 1645 году она отказалась от своих прав на регентство и переехала в Стрелиц, которой принадлежал ей, как вдове. Элеонора Мария умерла двенадцать лет спустя, 17 июля 1657 года, в Стрелице и была похоронена в соборе святого Иоанна Евангелиста и святой Цецилии в городе Гюстров. Литература: Ersch Jh. S., Gruber Jh. G., Hassel Jh. G. H., Hoffmann An. G., Leskien Aug., Müller W. Allgemeine Encyclopädie der Wissenschaften und Künste in alphabetischer Folge : [нем.]. — Leipzig : Gleditsch, 1842. — Vol. XXI. — P. 118. — 533 p; Gehrt D., Osten-Sacken V. von der. Fürstinnen und Konfession: Beiträge hochadliger Frauen zur Religionspolitik und Bekenntnisbildung : [нем.]. — Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — P. 346, 373. — 381 p. — ISBN 978-3-52-510136-0; Senkenberg, R. K. von. Versuch einer Geschichte des Teutschen Reichs im siebenzehnten Jahrhundert: 1635 — 1641 — Frankfurt : Gebauer, 1798. — Vol. VI. — P. 189. — 668 p.

Willem_Frederik_van_Nassau (560x700, 445Kb)
1613
Вильгельм Фредерик Нассау-Диц (нидерландское имя - Willem Frederik van Nassau-Dietz)
граф Нассау-Диц (1640—1654), князь Нассау-Диц (1654—1664), штатгальтер Фрисландии (1640—1664), Гронингена и Дренте (1650—1664). Родился в городе Арнем. Второй сын Эрнста Казимира I, графа Нассау-Дица (1573—1632), и Софии Гедвиги Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1592—1642). По отцовский линии Вильгельм Фредерик Нассау-Диц был внуком Иоганна VI, графа Нассау-Дилленбурга (1536—1606), младшего брата принца Вильгельма Оранского. В 1606 году после смерти Иоганна VI его владения были разделены между его пятью сыновьями, один из которых, Эрнст Казимир Нассау-Диц (1573—1632), отец Вильгельма Фредерика, получил титул графа Нассау-Дица. После смерти своего старшего брата Вильгельма Людвига, графа Нассау-Дилленбурга, Эрнст Казимир унаследовал должность штатгальтера Фрисландии, Гронингена и Дренте. В 1640 году после смерти своего бездетного старшего брата, графа Генриха Казимира Нассау-Дица (1612—1640), Вильгельм Фредерик унаследовал графство Нассау-Диц, а также должность штатгальтера Фрисландии. Вильгельм Фредерик получил образование в Лейденском и Гронингенском университетах. Сражался в голландской армии под командованием Фредерика-Генриха Оранского. После смерти своего старшего брата Генриха Казимира Вильгельм Фредерик, ставший его преемником, вступил в конфликт со своим тестем, Фредериком-Генрихом Оранским, из преемственности в Фрисландии, Гронингена и Дренте. Фредерик Вильгельм Оранский отказался пожаловать Вильгельм Фредерику Нассау-Диц чин фельдмаршала республики. Вильгельм Фредерик Нассау-Диц смог стать штатгальтером Фрисландии, а Гронинген и Дренте подчинил своей власти Фредерик-Генрих Оранский. В 1650 году граф Вильгельм Фредерик Нассау-Диц, действующий по приказу Вильгельма II Оранского, возглавил неудачную атаку на Амстердам. После внезапной смерти своего троюродного брата и шурина, Вильгельма II, в том же году Вильгельм Фредерик Нассау-Диц стал штатгальтером Гронингена и Дренте. Его назначение фельдмаршалом республики неоднократно тормозилось великим пенсионарием Яном де Виттом. В 1654 году Вильгельм Фредерик, граф Нассау-Диц, получил от императора Священной Римской империи титул имперского князя (фюрста). Вильгельм Фредерик Нассау-Диц погиб в Леувардене в результате несчастного случая 31 октября 1664 года. Во время чистки пистолета он выстрелил себе в голову. Его тело был погребено в Леувардене. Пистолет, из которого он был убит, находится в Рейксмюсеуме в Амстердаме. После смерти в 1664 году Вильгельм Фредерика Нассау-Дица его преемником стал единственный 7-летний сын, Генрих Казимир II (1657—1696). Регентшей во Фрисландии, Гронингене и Дренте стала его мать Альбертина Агнесса Нассауская, вдова Вильгельма Фредерика. 2 мая 1652 года Вильгельм Фредерик Нассау-Диц женился в Клеве на Альбертине Агнессе Нассауской (1634—1696), пятой дочери Фредерика-Генриха Оранского (1584—1647), штатгальтера Голландии, Зеландии, Утрехта, Гельдерна и Оверэйссела (1625—1647), и Амалии Сольмс-Браунфельсской (1602—1675). У них было трое детей: Амалия Нассау-Диц (25 ноября 1655, Гаага — 16 февраля 1695, Альштедт), жена с 1690 года герцога Иоганна Вильгельма III Саксен-Эйзенахского (1666—1729); Генрих Казимир II Нассау-Диц (18 января 1657, Гаага — 25 марта 1696, Леуварден), князь Нассау-Диц (1664—1696), штатгальтер Фрисландии, Гронингена и Дренте (1664—1696); Вильгельмина София Хедвига Нассау-Диц (9 августа 1664, Хонселерсдейк — 23 января 1667, Леуварден). Галерея: Герб Вильгельма Фредерика Нассау-Дица; Мемориальная доска в честь Вильгельма Фредерика Нассау-Дица в Леувардене (2008 год); Его отец, граф Эрнст Казимир Нассау-Диц; Его предшественник и старший брат, граф Генрих Казимир I; Графиня Альбертина Агнесса Нассауская и её трое детей, художник Абрахам Ламбертсон ван ден Темпель; Его сын и преемник, князь Генрих Казимир II. Источники: «Willem Frederik» in De Nederlandsche Leeuw; Maandblad van het Genealogisch-Heraldiek Genootschap. Jrg. 7, No. 12 (1889), p. 91.

 (700x518, 136Kb)
1631
Джон Драйден (John Dryden)
английский поэт, драматург, критик, баснописец, сделавший основным размером английской поэзии александрийский стих и более других способствовавший утверждению в английской литературе эстетики классицизма. Его влияние на современников было настолько всеобъемлюще, что период с 1660 по 1700 гг. в истории английской литературы принято именовать «веком Драйдена». Драйден родился в городке Аундл (графство Нортгемптоншир), учился в Вестминстерской школе и в Тринити-колледже. Всю жизнь занимался литературным творчеством. Писал стихи, драмы, прозу. Много переводил с французского и латыни (в том числе «Энеиду»). В эстетическом отношении придерживался образцов французского классицизма (Буало, Мольер, Лафонтен). В молодости Драйден был республиканцем-пуританином, а потом — с реставрацией Стюартов — перешёл в противоположный лагерь. Помимо блестящих комедий («Marriage A-la-Mode») и трагедий («All for Love» — переделка шекспировского «Антония и Клеопатры»), наибольшую славу среди современников Драйдену принесла аллегорическая сатира на тему дня, направленная против политических противников Стюартов. Драйден работал над созданием английской оперы (он, между прочим, переделал в оперу «Потерянный рай» Мильтона, под названием «Невинное состояние»).Крупнейшее прозаическое произведение Драйдена — «О драматической поэзии» (1667) — вещь глубоко продуманная и серьёзная. Относясь с большим уважением к Шекспиру, Бену Джонсону и другим своим крупным предшественникам, Драйден говорит здесь и о «дефектах» в их произведениях с точки зрения аристотелевского учения о трёх единствах. Умер в Лондоне 12 мая 1700 года. Сочинения: The works, v. 1-18, Edin., 1882-1893; The poems, v. 1-4, Oxf., 1958; Literary criticizm, Lincoln, (1966). Литература: Верховский Н.П., Драйден и Шекспир, "Учёные записки ЛГУ. Серия филологических наук", 1944, выпуск 9; История западноевропейского театра, под редакцией С.С.Мокульского, тома 1-2, Москва, 1956-1957; Essential articles for the study of John Dryden, Hamden (Conn.), 1966 (библиография страницы 586-587); Miner E., Dryden"s poetry, Bloomington - L., 1967 (библиография страницы 327-334); Davison D., Dryden, L., (1968) (библиография страницы 147-149); Macdonald ., John Dryden, A bibliography of early editions and of Drydeniana, (L.), 1966.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку